Листья деревьев – поэтапное рисование с детьми. Учим ребёнка рисовать – мастер-классы. Передовой педагогический опыт в детском саду

Все дети талантливы! Это знает каждая наблюдательная мама. Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет повышенный интерес к рисованию, помогите ему проявить и развить способности. Необязательно думать, что вы воспитываете будущего художника. В жизни всегда есть место творчеству. Возможно, ваш ребенок станет архитектором, парикмахером или кулинаром, но творческое мышление, развитое в детстве, пригодится в любой работе.

Как научить рисовать малыша

Учить ребенка рисовать и познавать мир можно начинать тогда, когда он хорошо сидит, приблизительно в 8-9 месяцев. Конечно, картину он не нарисует, но зато узнает, что такое краски.

Для того чтобы кроха почувствовал интерес к рисованию, потребуется лист ватмана (вполне подойдет обратная сторона обоев), несколько цветов краски, старая одежда, которую не жалко запачкать и хорошее настроение. На лист бумаги, расстеленный на полу, ставим баночки с краской и усаживаем малыша. Краску лучше использовать пальчиковую, она не содержит вредных компонентов.

Позвольте малышу не спеша осмотреться, запустить пальчики в краску, рассмотреть, какая у нее консистенция. Затем, обмакнув палец в краску, покажите, как она ложится на бумагу. На этом этапе можно объяснить ребенку, какие бывают цвета: травку мы рисовали зеленым, а солнышко будет желтого цвета. Не беда, если после такого занятия придется отмывать малыша, вы же видели, как он был счастлив!

Как научить рисовать ребенка 1-3 лет

Каждое занятие проводите в форме игры, ненавязчиво подсказывайте, что можно нарисовать: травку, солнышко, цветочки. Развивайте у ребенка усидчивость, внимание и фантазию. Малышу 3 лет и старше можно объяснить, как смешивать краски, чтобы получить другой цвет. Например, получить зеленый цвет путем смешивания синего и желтого. В таком возрасте можно научить рисовать красками пейзажи, любимых сказочных героев. Не стремитесь сразу научить рисовать правильно, дайте малышу почувствовать свободу творчества, выразить свои эмоции. Пусть даже это будут непонятные «маляки», лишь бы художник был счастлив. А научить рисовать правильно у вас еще будет время.

Как научить рисовать ребенка 5 лет


Когда ребенок станет постарше, ему можно показать некоторые методики, при помощи которых легко нарисовать животных, людей. Если вы не обладаете такими навыками, можно записать ребенка в художественную школу иди студию, где научат рисовать. В таком случае очень полезно для вас посетить занятие. Хорошо, если уроки рисования для дошкольников проводятся в легкой игровой форме. Многое зависит от преподавателя, насколько он любит работать с малышами.

Если нет возможности посещать занятия, или вы хотите сами научить ребенка рисовать, в помощь вам будут книги и видео.

Как научить рисовать ребенка 7 лет

Если дошкольник постоянно занимается рисованием, то к 6-7 годам он имеет собственное мнение, как и что надо рисовать, умеет рисовать красками и карандашами. В этом возрасте рекомендуется обучать ребенка поэтапному изображению фигурок животных, птиц, людей.

Огромную помощь в обучении ребенка окажут видео уроки. По ним можно овладеть разными техниками рисования, научиться рисовать пейзажи, цветы, животных. Преимущества видео уроков:

  1. Их можно повторять, пока материал не станет понятным.
  2. Их можно проводить в удобное для детей и родителей время.
  3. Видео уроки можно проводить, если нет возможности посещать студию или художественную школу.

Если вы замечаете, что рисунки вашего чада значительно лучше рисунков сверстников, желательно добавить занятия со специалистом.

Какие правила надо соблюдать при обучении рисованию:

  1. Не улучшайте «шедевр» ребенка своей рукой, он может обидеться.
  2. Сразу объясните малышу, что в доме достаточно бумаги, поэтому не стоит рисовать на обоях.
  3. Не относитесь насмешливо к творениям малыша. Пусть иногда выходит криво - ведь все начинают с обучения.

Как научить ребенка рисовать поэтапно

Если вы решили самостоятельно обучать малыша рисованию, будьте готовы к тому, что вам тоже придется рисовать. Именно с ваших рисунков ребенок будет брать пример, поэтому изображения должны быть яркими, конкретными, не раздробляться на мелкие детали. Хорошо, когда процесс рисования сопровождается рассказом. Так будет понятнее ребенку, и в дальнейшем вы сможете также просить от него комментариев. Научитесь рисовать простые геометрические фигуры, затем преобразовывайте их в более сложные изображения.

Как научить ребенка рисовать: рисуем поэтапно рыбку


Шаг 1. Научите ребенка рисовать карандашом овал. Овал будет основой рисунка.

Шаг 2. Рисуем форму рыбки. Слева рисунок вытягиваем - там будет голова, справа рисуем хвостик. Слегка вытягиваем форму рыбы.

Шаг 3. Рисуем плавники: сверху будет спинной, снизу недалеко от головы - боковой.

Шаг 4. Показываем на рисунке, как отделяется голова от туловища (там проходят жабры), рисуем красивый круглый глаз. На хвосте и плавниках делаем несколько штрихов.

Шаг 5. Рыбка готова. Раскрашиваем, как подсказывает фантазия.

Научить ребенка рисовать животных не так сложно, просто вы должны знать, какая геометрическая фигура может трансформироваться в птичку или собачку.

Как научить ребенка рисовать: рисуем поэтапно птичку

Шаг 1. Будем рисовать пеликана. Основой всех птичек может быть овал или яйцо. Рисуем овал - это туловище. Сверху от овала будет шея птицы и голова. Проводим изогнутую линию, это шея. Сверху закругляем, получилась голова. Клюв будет длинный, поскольку мы рисуем пеликана. Изображаем его в виде прямой линии.

Шаг 2. Прорисовываем нижнюю линию шеи. Затем удлиняем хвостик, он имеет треугольную форму. Намечаем, где находится крыло. Крыло имеет форму вытянутого лепестка. Определяем, где находятся лапки.

Шаг 3. Прорисовываем лапки и клюв пеликана.

Шаг 4. Рисуем перья на крыльях и на голове пеликана. Как видим, научить ребенка рисовать правильно несложно. Главное - фантазия и образное мышление. Возможно, вы заодно разовьете и свои способности к рисованию!

Как научить ребенка рисовать: рисуем поэтапно машину

Будем рисовать автобус.


Шаг 1. Чтобы научить малыша рисовать машину, следует определиться с основной формой. Автобус имеет вытянутую форму, в основном похож на буханку хлеба. Рисуем прямоугольник, слегка закругленный по верхним углам.

Шаг 2. Рисуем нос автобуса (переднюю часть) и места, где будут колеса в виде полуокружностей.

Шаг 3. Рисуем колеса, диски в виде окружностей.

Шаг 4. Рисуем окна автобуса и переднее стекло.

Шаг 5. Добавляем фары, еще несколько штрихов, чтобы было понятно, где радиатор. Автобус готов!

Как научить ребенка рисовать человека

Чтобы научить дошкольника рисовать человека, не следует использовать основы академического рисунка. Правильнее рассказать, как можно изобразить человека при помощи геометрических фигур . Для начала будем рисовать статичную фигуру мальчика.


Шаг 1. Голова человека по форме напоминает вытянутый овал. Туловище можно изобразить как прямоугольник, ноги также в форме прямоугольника. Руки нарисуем в виде двух прямоугольных треугольников, прилегающих к туловищу.

Шаг 2. Вытянутыми овалами обозначаем кисти рук и ступни ног. Рисуем ушки и шею.

Шаг 3. Прорисовываем лицо и волосы. Прямые линии рук делаем слегка плавными.

Это простой схематичный способ научить рисовать человека. Когда ребенок им овладеет, можно научиться рисовать одежду, движение, эмоции. Самое главное, чтобы рисование доставляло малышу радость и помогало познавать мир.

Как научить ребенка рисовать. Видео

Как научить ребенка красиво рисовать.

Для того чтобы научить ребенка рисовать, нужно поэтапно учить его разбивать рисунок на простейшие фигуры

Все дети в любом возрасте любят рисовать, а развитие фантазии является частью их жизни. Поэтому родителям следует позаботиться о том, чтобы организовать малышу свое личное рабочее место, дабы не пострадали обои и другие предметы в квартире.

Как научить ребёнка рисовать поэтапно?

Помочь ребенку усовершенствовать свои художественные навыки помогут поэтапные уроки:

Цыпленок

Цыпленка можно нарисовать всего в семь этапов:

Этап 1 . Для начала возьмем светло-коричневый карандаш и нарисуем контур. Для этого начертим окружность - это будет туловище цыпленка.

Этап 2 . Для того чтобы сформировать голову, начертим окружность поменьше.

Этап 3 . При помощи ластика стираем ненужную линию в центре большой окружности.

Этап 4 . Теперь нарисуем глазки - это будут два маленьких черных кружочка.

Этап 5 . Нарисуем пятиугольник - клюв.

Этап 6 . Карандаш красно-коричневого цвета потребуется для контуров лапок.

Этап 7 . Теперь берем ярко-желтый карандаш и разукрашиваем туловище нашего цыпленка, а коричневый - для лапок.

Цыпленок готов. Малыш доволен результатом, а вы теперь знаете, как научить ребенка рисовать поэтапно этого чудесного желтого птенчика.

Как научить ребенка рисовать человека?

Наверное, в каждой семье была ситуация, когда малыш просил нарисовать человечка, а у родителей или бабушек совсем нет опыта в этом, казалось бы, несложном деле. Оказывается, это настолько просто, что ребенок сможет легко нарисовать его самостоятельно.

Как научить ребенка рисовать человека, покажет простой поэтапный урок:

  1. Для начала вверху листа нарисуем овал.
  2. Ниже нарисуем прямоугольник и присоединим его к овалу маленькой линией.
  3. Внизу прямоугольника дорисуем вот такие примитивные ножки.
  4. Теперь очередь примитивных ручек. Это будут два отрезка с маленькими черточками-пальцами на концах.
  1. Усовершенствуем примитивные ручки, добавив по две линии к каждой руке.
  2. Превращаем примитивные ножки в красивые.
  3. Рисуем уши - это два маленьких полукруга по бокам нашей головы.
  4. Теперь делаем прическу. Здесь можно пофантазировать и нарисовать шевелюру на свой вкус.
  1. В каждом ухе прорисуем совсем маленькие завитушки.
  2. Подошла очередь к лицу нашего человечка. Рисование глаз, рта, носа и бровей - задача совсем несложная, если посмотреть на пример, и ребенок легко сможет их нарисовать.
  3. Дорисовываем шею и рубашку с воротником.
  4. Обводим черточки-пальчики и получаются ладони.
  1. Теперь нарисуем брюки с ботинками. На коленях брюк сделаем небольшие складочки, а ботинки - зашнуруем.
  2. Последний шаг - стираем ненужные линии, обводим основные контуры и разукрашиваем человечка.

Если посмотреть на готового человечка, можно и не поверить, что его нарисовал ребенок. Но теперь вы знаете, что это сделать очень легко. Главное - знать, как.

Видео как научить ребенка рисовать

Просмотрев следующее занимательное видео как научить ребенка рисовать бабочку, божью коровку, пчелку, улитку и других интересных персонажей, ваш малыш с легкостью сможет повторить все понравившиеся ему уроки.

Также родителям будут полезны советы опытного педагога:

А какой ребенок не любит смотреть мультфильмы о Спанч Бобе и его друге Патрике? Рисование любимых мультяшных героев доставит малышу настоящее удовольствие:

Как научить ребенка рисовать мультяшных персонажей?

Кто такие Крош, Бараш, Нюша - знает каждый ребенок и даже взрослые, ведь «Смешарики» сегодня очень популярный и любимый мультфильм. Как научить рисовать ребенка 7 лет этих персонажей, можно узнать из следующих уроков:

Кролик Крош

  1. Для начала следует нарисовать круг и две линии.
  2. Затем - два больших глаза и зрачки. Обратите внимание: размер одного глаза чуть меньше другого.
  3. Дальше - маленький носик, ротик, зубки и брови.
  4. Теперь следует нарисовать ушки и лапы. У Кроша одно ушко немного ниже другого.
  5. Поскольку Крош немного повернулся в сторону, его лапы должны отличаться одна от другой.
  6. Обведем контуры Кроша толстыми линиями и раскрасим готового кролика.
  1. Нарисуем круг с двумя линиями.
  2. Затем глаза (Бараш любит мечтательно смотреть вверх), нос, рот и брови.
  3. Дальше, вокруг тела, рисуем завитки.
  4. Следующий этап - рога и копыта.
  5. С готового рисунка ластиком стираем лишние линии, обведем по контуру и раскрашиваем.

Как научить ребенка рисовать красками?

Подготовка необходимых предметов для рисования

Детям дошкольного возраста , которые только осваивают азы рисования красками, следует приобрести подходящие краски - акварель или гуашь. Универсальным растворителем для них является вода, их легко отстирать от одежды и смывать с мебели. Эти краски не вызовут у ребенка аллергии и пищевого отравления в случае попадания их малышу в рот (у детей младшего возраста такое вполне возможно).

Также для рисования будут нужны кисти различных размеров с мягким ворсом. Относительно недорогими и достаточно мягкими считаются кисти, изготовленные из шерсти белки или пони.Кроме того, понадобятся листы бумаги, причем для совсем маленьких детей рекомендуется подготовить плотную бумагу большого размера. Например, подойдет формат А3.

И последний предмет, без которого не обойтись, работая с красками, - это емкость с водой. Малышам лучше сразу купить стакан-непроливайку. Специальная конструкция его крышки не позволит пролиться воде при его падении.

Урок №1 – ознакомительный

Первое занятие следует посвятить теме «Как научить ребенка рисовать красками», на котором, используя игровую форму , расскажите о том, какие бывают краски и кисти, как и когда нужно их применять и что ними рисуют. Тут же уместно будет рассказать малышу все о цветах, что и каким цветом можно нарисовать. Перед началом работы с красками ребенок должен научиться правильно держать кисть в руке. После того как он научится это делать, можно пробовать работать кистью. Для начала можно просто поводить чистой кистью по бумаге и отработать интенсивность нажима и точные движения. После этого приступаем к рисованию красками.

Урок №2 – рисуем одним цветом

Начиная работу с красками, пока можно использовать только один цвет. Пусть потренируется рисовать прямые и волнистые линии, штрихи, замкнутые контуры, которые можно раскрасить. Такие упражнения позволят малышу понять, как набрать краску на кисть, как её ополоснуть, отжать и как правильно поставить в подставку. Если для первых уроков вы приобрели гуашь, проследите, чтобы она не была слишком жидкой и не растекалась по бумаге.

Урок №3 – рисуем и закрашиваем легкие фигуры

После того как ребенок освоит основные, доступные его возрасту приемы работы с красками, можно ввести и другие цвета. Теперь можно рисовать простые фигуры - квадрат, кружок, треугольник с последующим закрашиванием этих фигур. Первое время рисунки малыша будут совсем не похожи на те предметы, которые он пытался изобразить. Первые уроки направлены на отработку аккуратности.

Урок №4 – рисуем более сложные фигуры

Когда навыки в рисовании усовершенствуются и ребенок научится аккуратно раскрашивать контуры, сможет правильно набрать краску на кисть (следите, чтобы он не пачкал одну краску другой в палитре), ополоснуть и отжать ее, и рисовать рисунки, не смешивая краски, тогда на последующих уроках учим детей рисовать поэтапно более сложные рисунки. Это могут быть кораблик, зонтик с использованием нескольких цветов, черепаха или любой другой понравившийся ему предмет. Можете научить ребенка, как нарисовать одуванчик.

Техника поэтапного рисования красками особенно не отличается от рисования карандашами или фломастерами. Главное правило здесь - после каждого этапа в процессе раскрашивания рисунка давать возможность подсыхать уже нанесенной краске. Это поможет избегать смешивания красок на рисунке.

Первые рисунки не должны иметь мелких деталей, которые малыш не сможет аккуратно раскрасить. Не забудьте подобрать правильную тонкую кисть для прорисовывания контура. А если у вашего малыша будет просматриваться художественный талант, обязательно отдайте его в художественную школу или хотя бы на уроки акварели для начинающих.

Правила для родителей, которые хотят научить своего малыша рисовать:

  • Не стоит улучшать рисунок ребенка своей рукой - это его обидит.
  • Приучите малыша к своему рабочему месту. После того как он закончил рисовать, необходимо собрать карандаши в стакан, бумагу сложить в стопку, кисточки и стакан с водой помыть и убрать. Все это он должен делать самостоятельно. И не разрешайте проявлять свое творчество на обоях и других «подходящих» предметах. Порядок - прежде всего!
  • Помните, что первые творения малышей скорее можно назвать не рисунками, а «каляканием». Не стоит относиться с насмешкой к этим рисункам - так можно отбить охоту малыша к рисованию и обидеть его.

Теперь вы знаете, как научить ребенка рисовать, с чего следует начинать, как рисовать рисунки поэтапно, как работать с красками и чего не стоит делать. Творческих успехов вам и вашим детям!

А Вы учите ребенка рисовать? Пользуетесь ли Вы поэтапными подсказками? Расскажите об этом в

Передовой педагогический опыт в детском саду

Как учить детей рисовать?

Дудник Татьяна Николаевна – воспитатель
«Начальная школа – детский сад
компенсирующего вида № 225» г. Саратова

Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столько актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.

Я являюсь руководителем изостудии в детском саду. И каждый раз, выпуская детей в школу, я задумываюсь, как дети используют данные мною знания, умения и навыки в дальнейшей жизни, с какими проблемами сталкиваются, и чем бы я им могла бы помочь? На что необходимо мне больше обратить внимание? Кроме того, я явля­юсь многодетной матерью; все мои трое детей прошли мою школу обу­чения рисованию и лепке в детском саду, и я имела прекрасною воз­можность проследить их дальнейший путь в школе. Передо мной, как перед педагогом, матерью очень ярко встаёт проблема нарушен­ной преемственности в работе детского сада и школы по изодеятельности. Дети, которые имели хорошие знания, умения и навыки по изодеятельности в детском саду, в школе к урокам рисования относятся как к второстепенным, и, следовательно, ухудшается качество детских работ. У детей теряется интерес к рисованию, лепке, как к творческому процессу познания окружающего мира. Учителя начальных классов, особенно в первое полугодие, основной упор на уроках по рисованию делают на отработку технических навыков и приемов, ко­торыми дети уже овладели за годы обучения в детском саду. И детям, эти уроки становятся не интересны, следовательно, дети меньше стараются, блекнет характерность, образность детских изобразительных работ.

Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё ребёнок воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду и начальной школе , мы замечаем основные направления в образовательной работе педагога:

  • Отработка технических навыков.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности.
  • Обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы вы­разительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.

Эти задачи решаются нами – педагогами на протяжении всего дошкольного и школьного детства, и конкретизируются с учётом возрастных и психологических особенностей каждого периода.

Так, как направления работы у нас одинаковые, то и перед воспитателями и перед учителями стоит проблема поиска эффективных способов обучения детей. И чем согласованней будут действия всех педагогов, тем теснее взаимосвязь школы и детского сада, выше итоговый результат в обучении детей изодеятельности, и в конечном итоге - приобщении их к изобразительному искусству.

Уже не для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания.

Ещё лет 10 назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятие проводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем – то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы и самостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходится делить группу на 2 – 3 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно пробуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы.

А потом объяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы. Последнюю половину занятия я оставляю для самостоятельной доработки рисунка или скульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во-первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы (построение композиции рисунка, создание многопланового изображения, соблюдение правил перспективы, соблюдение пропорций предметов и отдельных частей целого предмета, передача с помощью средств выразительности своего отношения к изображенному) .

Во-вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее - получает возможность ещё поработать.

И в-третьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.

Одно из ведущих направлений в работе - это обучение техническим навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и школьников.

Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямые и дуги.

Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшем дети используют полученный навык в своей самостоятельной рабо­те. Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу) , на крыльях и хвосте - длинные перья (длинные отрывные дуги) , а на грудке – короткие (короткие дуги) . Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.

При закрашивании красками больших поверхностей я использую приём «работы под счёт вместе с воспитателем». Говорю растягивая: «Ра-а-аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль конура предмета от одного края до другого, «два-а-а»- рядом провожу другой длинный мазок Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.

Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет

Эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень». Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бума­ге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осенних пейзажей в подготовительной группе , я использовала приём набора различных цветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их не лист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.

Для того, чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр. можно передать своё отношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которых изобра­жаем один и тот же объект, но различными цветами. разного размера, разной техникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием или лепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т. п.

Ещё один приём: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображённого его товарищем, Этот приём учит детей оценивать, на сколько его средства выразительности понятны для окружающих.

И так, этой статьёй я хочу обратить внимание педагогов на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, И поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу , так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.

Картины великих и известных во всем мире художников пользуются огромной популярностью по сей день. Кстати, дети также являются своеобразными художниками, которые благодаря обучающим урокам рисования для детей могут изобразить на простом альбомном листе что-то собственное, особое. А чтобы развить у ребенка этот творческий навык и быть может в будущем вырастить из него известного художника, нужно знать, как обучать детей рисованию.


Перед тем, как приступить к занятиям, надо в обязательном порядке освоить отдельные «правила». К примеру, ни за что на свете не нужно заставлять ребенка рисовать какой-то конкретный рисунок. Пусть он сам примет решение, что ему показать на бумаге и какими цветами красок раскрасить картинку. Также не стоит завершать после своего чада недорисованные рисунки. То же самое касается непонятных изображений и т.п. Как правило, с первого раза мало у кого, что может выйти, а такой поступок только увеличит неудачу ребенка. Кроме того, дети весьма обидчивы, из-за чего у них может вовсе пропасть охота браться за рисование. Кстати, лучше никогда не критиковать работы малыша. Чтобы он не изобразил и каким бы ни был рисунок, его следует похвалить лишний раз. Это связано с тем, что дети всегда рисуют в силу своих возможностей, при этом вложив в рисунок всю свою душу. И наконец-то, категорически запрещено учить ребенка рисовать какой-нибудь конкретный образ. Стоит дать ему вольную тему, где он сможет блеснуть своей детской фантазией, которую не нужно убивать. Самый приемлемый вариант – научить ребенка кое-каким эффективным приемам рисования, благодаря которым он будет создавать свои личные шедевры.


Что касается данных приемов, то их существует несколько. Можно использовать так называемые пальчиковые рисунки, которые делаются при помощи отпечатков пальцев. Кстати, такие работы носят довольно забавный и интересный характер. Следует отметить, что эта методика отлично подходит самым маленьким деткам. Со временем рекомендовано обучать малыша изображать на бумаге различные формы. Ребенок на этой ступени овладеет навыком рисования линий и других фигур более четко. Позже можно смело освоить рисование человечков, самых элементарных или других предметов легкой формы.


Ребенка необходимо выучить рисовать простенькие рисуночки с помощью цветных карандашей, фломастеров или красок. Кстати, данному виду рисования детишки радуются больше всего. Чаду нужно самостоятельно предоставить выбор цвета и немного его подкорректировать. Начальный этап должен в себя включать ознакомление с красками. Малыша стоит научить держать в руке карандаш или кисточку. Важно, чтобы первое время он творил сам все, что пожелает, и лишь через определенный промежуток времени ему дают отдельные упражнения относительно выбора цвета, владения кистью и т.д. Как только ребенок научится изображать понятные предметы, надо научить его рисовать их правильные размеры относительно друг друга.

Конечно же, вариантов того, как научить свое чадо рисованию имеется огромное количество. Единственное что требуется от родителей – немного времени, терпения и внимания. С раннего возраста само рисование оказывает колоссальное влияние на дальнейшее развитие творческой личности ребенка. А самое главное в этом процессе – никогда не стоит спешить, поскольку к хорошим результатам это не приведет, в противном случае ребенок может вообще отказаться от этого занятия.

Навыки первых художеств своего ребенка молодые родители очень часто видят на обоях в своей квартире. Из того следует, что рисование, это совсем не наука, а веселое времяпрепровождение ребенка. При этом такое занятие является развивающим как для моторики, так и для психологического развития. Поэтому родителям просто необходимо знать, как учить ребенка рисовать, дабы польза от этого занятия была максимальной, и не страдали обои в квартире.

В чем польза уроков рисования для малыша?

О пользе рисования для малыша можно говорить довольно долго, ведь даже психологи берут метод рисунка на вооружение и применяют его, создавая психологический портрет, или используют для выяснения психологической проблемы. Так как углубляться в эту тему мы не будем, то выделим самые основные положительные моменты уроков рисования:

  1. Воспитывает трудолюбие, усидчивость.
  2. Формирует понятие о прекрасном.
  3. Способствует развитию ума, воображения.
  4. Развивает моторику пальцев посредством держания карандаша, ручки, кисточки.
  5. Учится проецировать окружающий его мир на бумагу.
  6. Дает маме время передохнуть, занимаясь полезным делом.

Когда следует учить ребенка рисовать?

С момента, когда карапуз начинает уверенно сидеть у него уже присутствует навык к рисованию и если вложить ему в руку ручку или карандаш, то на бумаге появятся несколько черточек. Правда, сосательный рефлекс «победит» художество и карандаш окажется во рту. Более сознательные действия ребенок производит к годовалому возрасту и именно в этом периоде на стенах появляются первые каракули, которые и свидетельствуют о том, что учить ребенка рисовать уже пора.


Как выбрать реквизит для занятий рисованием?

Ребенок может рисовать чем угодно:

  • руками;
  • красками и кисточкой;
  • карандашами;
  • мелками;
  • фломастерами.

Главная задача мамы выбрать правильный инструмент для занятий, так как он должен быть безопасным для карапуза и не иметь в своем составе вредных веществ.
Позвольте ребенку сделать выбор самостоятельно. Первоначально это будет хаотичный выбор, но перепробовав все варианты, кроха, несомненно, подберет инструмент под себя.

Не стоит забывать и о бумаге. Можно предложить ребенку стандартный А4, но молодым родителям позволено фантазировать. К примеру:

  • для красок и кисточек предложите цветную бумагу;
  • рисовать руками будет удобней на большом ватмане;
  • мелкам под стать придется грифельная доска;
  • карандашам и фломастерам «понравится» альбом или ученическая тетрадь.

Как учить ребенка рисовать в зависимости от возраста?

Техника обучения изобразительному искусству меняется в зависимости от возраста малыша. Первые такие уроки – это интересное и важное событие в жизни малыша, так как через «холст» он может выражать свои мысли и эмоции. Не забывайте хвалить карапуза, ведь от первых впечатлений, которые останутся от этого занятия зависит, насколько глубоко будет узнавать ребенок искусство рисунка.

Как учить рисовать малыша до года?

Это возраст для настоящего творчества, так как эмоции у грудничка искренние и неподдельные. Около года как раз тот период, когда нужно знакомить карапуза с красками, карандашами, мелками и фломастерами. Первые детские каляки-маляки для него несут большой смысл. В них может скрываться зайчик, цветочек или домик.
Мамина задача учить держать карандаш правильно. Для этого вкладывайте карандаш в ладонь и загибайте крохотные пальчики в трехпальцевый захват. С первого раза все «гладко» не получится, и кроха может перекладывать карандашик в кулачок. Не старайтесь его тут же переучить, вполне возможно, ему так удобней. Если будете сильно настаивать, то можете полностью отбить желание заниматься художеством.

Несколько советов для мамы как учить малыша до года:

  1. Дабы малышу было легче учиться купите ему трехгранные карандаши. Также можно воспользоваться специальной насадкой с треугольным сечением.
  2. Как вариант, приобретите пастель (художественные мелки, рисующие на бумаге). Поломайте их на небольшие кусочки до 3 см. Такие небольшие кусочки получится держать лишь трехпальцевым хватом. Через несколько дней такой практики предложите малышу карандаш.


Как учить рисовать 1–2 летнего художника?

К 2 годам маленький художник уже использует две техники рисунка:

  • от локтя;
  • кистью руки.

Поэтому самое время учить его разукрашивать картинки с мелкими предметами. Также предложите крохе штриховать рисунки, обводить картинки, использовать трафареты. Позвольте ребенку пофантазировать, разрешите порисовать пальчиком или делать трафареты ладонями. Изобразительное искусство этого возраста способствует развить координации рук, при этом повысит интеллект развить фантазию и речевые навыки.

Как учить ребенка рисовать в 2–4 года?

В этом возрасте можно показывать простейшие техники выполнения рисунка. Маленький художник с превеликим удовольствием будет познавать что-то новое. Не переусердствуйте и не заставляйте сидеть подолгу за этим занятием. Вполне достаточно трех занятий до получаса в неделю. Так, художество не сможет надоесть ребенку, а интерес к процессу не успеет угаснуть. Чередуйте занятия изобразительным искусством с лепкой, а как сделать материал для этого процесса, можете прочитать в статье: .

Чем больше будет бумага для рисования, тем лучше. Также не забудьте надеть неновую одежду или фартучек, так как рисование в этом возрасте довольно «грязное» занятие. Рассмотрим несколько техник, которым можно учить малыша в 2–4 года.

  1. Пальчиковая техника. Используя ее, выбирайте краски из натуральных компонентов. Также понадобится большой ватман, на котором можно будет творить. Пускай юный художник обмакнет палец в краску и оставит росчерк на ватмане. После предложите оставить рядом отпечатки полной ладошки. Помогите карапузу в его начинаниях.


  1. Рисуем губкой. Для этого понадобится обычная мягкая губка для мытья посуды. Отделите от нее верхнюю жесткую часть и предложите инструмент своему художнику. Если губка большая, то отрежьте от нее необходимый кусочек (дабы помещался в руке) или скатайте ее рулончиком и закрепите. Для этой техники также отлично подойдет большой ватман. Разведите краску с водой до сметанообразной массы и выложите ее на тарелочку. Пусть малыш макает губку в краску и рисует.

Время чтения: 3 минуты

Практически все без исключения дети любят рисовать, но многие родители из-за собственной лени и отговорок вроде «испачкается сам и все вокруг перемажет», «я не умею рисовать, чтобы показать образец, как надо делать», «он слишком мал, еще наестся этих красок» не дают малышам кисти и краски, а жаль… Надеемся, наш марафон детских рисунков на осеннюю тематику вдохновит на творчество всех без исключения. Есть из чего выбирать, дорогие Творцы!

Мы постарались собрать для вас самые и идеи для рисования, чтобы интереснее организовать досуг ребенка, когда настанет пора дождей, «унылого очарования» и сидения дома. Идеи того, чем можно заняться дома с ребенком в плохую погоду читайте .

Идея №1

Нужно вложить засушенные листья между листами бумаги, а затем закрасить лист сплошными штрихами при помощи мягких цветных карандашей или мелков. На белой бумаге появится лист со всеми прожилками. Используя этот способ, можно составлять композиции: букет в вазе, осенний пейзаж и др.

Идея №2

Похожий способ, только листья нужно натереть воском (свечкой или белым восковым мелком), а затем покрыть акварелью лист бумаги. Большие плоскости удобно закрашивать широкой беличьей кистью или поролоновой губкой.

Идея №3

На лист со стороны прожилок наносится краска. Потом лист прикладывается к бумаге и делается отпечаток. Эффект будет разным, в зависимости от того, какую краску использовать.

Можно придумать множество композиционных решений: отпечаток большого листа может стать кроной дерева, если дорисовать ствол; несколько отпечатков – это уже целый лес!

Эффектно смотрятся отпечатки, сделанные белой краской на цветном фоне. Можно совмещать несколько техник, дорисовывать карандашами или фломастерами изображения.

Идея №4

kokokokids.ru

Выдувая краску через соломинку можно нарисовать причудливые деревья. Этот способ дает безграничные возможности для экспериментов! Можно, например, рисовать деревья по заранее подготовленному фону.

Идея №5

Малышу залейте фон сами или предложите цветной картон. Крону дерева и опавшие листья пусть нарисует, макая пальчик в краску.

Идея №6

Объемно выглядит крона, если сделать ее очистками от цветных карандашей. Точечно нанесите клей в нужные места и посыпьте мелкими стружками. Ствол и ветви можно выдуть через трубочку или нарисовать любым другим способом.

Идея №7

Удобно (и совсем немарко) рисовать крону ватной палочкой. Таким же способом можно изобразить гроздь рябины, веточку смородины или другие ягодки.

Идея №8

Очень необычную картинку можно сделать используя фольгу. На лист картона выложите засушенный листочек (можно несколько) прожилками вверх. Покройте его тонкой фольгой и аккуратно, чтобы не порвать, разгладьте пальцами, чтобы проступил рисунок. Покройте фольгу темной краской (можно использовать гуашь, акрил, темперу, тушь) и дайте хорошо высохнуть. Очень аккуратно потрите картину жесткой мочалкой для мытья посуды. Выступающие прожилки листочка заблестят, а в углублениях останется темная краска. Теперь можно оформить работу в раму!

Идея №9

Тем, кто любит фактуры, наверняка понравится заполнять узорами различные силуэты. Нарисуйте или обведите по шаблону осенний листочек, разделите его на небольшие плоскости, как витраж. Пусть ребенок заполнит каждый кусочек разным узором. Можно делать это гелевой ручкой, фломастерами.

Идея №10

Похожее задание можно выполнить в технике граттаж (процарапывание). Лист гладкого (лощеного) картона закрасить красками и натереть воском (свечкой). Можно использовать для создания фона восковые мелки. Покрыть поверхность черной тушью и высушить. Процарапать рисунок острым предметом.

Идея №11

Используя жесткую щетинную кисть или зубную щетку сделайте набрызг краской. Этот способ подходит для рисования кроны деревьев, создания композиций на основе отпечатков растений.

Многие психологи могут с легкостью определить состояние человека по тому, что и как он рисует. При помощи рисунка маленькие дети выражают свои знания, умения, закрепляют в памяти все, что увидели. Тяга к художеству просыпается у ребенка в возрасте от 1 до 1,5 лет.

Как помочь крохе выразить свои мысли и эмоции на бумаге? Как научить малыша 1, 2, 3 лет рисовать и что для этого нужно? Чем полезны такие занятия? Мы разузнаем обо всем.

Польза рисования для детей

Все таланты и возможности малыша находятся на кончиках его пальцев. Чем лучше развиты у ребенка мелкие движения вроде застегивания и расстегивания пуговичек, кнопок, держания цветного мелка, проведения ровных и кривых линий и т. п., тем умнее малыш. Учить детей рисованию рекомендуют с того момента, как его заинтересовало, что это вы там такое ручкой по бумаге делаете.

Рисование – это комплексное занятие, которое поможет малышу:

  • развить мелкую моторику;
  • развить речь;
  • развить воображение;
  • научиться выражать чувства и эмоции;
  • развить понятие эстетики;
  • заложить базовые понятия о гармоничном сочетании цветов;
  • заложить понятие о приложенных усилиях и результате.

Рисуя, малыш хорошо разминает пальчики, а всем давно известно, как мелкая моторика влияет на формирование речи ребенка. Для создания рисунка малыш придумывает, что и как нарисовать, какие инструменты для этого использовать. Для лучшей стимуляции творческого и логического мышления можно и нужно предлагать малышу дорисовывать недостающие части картинки, украшать их узорами на его вкус и цвет


В плохом настроении рисунки ребенка будут бледными, темными, серыми. В хорошем – яркими и красочными. Это отличная подсказка эмоционального состояния малыша для родителей.

Со временем дети понимают, что есть разные тоновые палитры, и начинают разукрашивать шаблоны для рисования, подбирая:

  • для листьев оттенки зеленого;
  • для тучек – голубые, синие, фиолетовые краски;
  • цветы разукрашивают в красных, желтых, розовых тонах.

Это помогает им во взрослой жизни сочетать цвета в одежде, интерьере, девушкам – в макияже.

Но самое главное, ребенок прилагает определенные усилия и свое старание, создавая рисунок. И когда он видит мамину улыбку и свои рисунки, бережно развешенные на стене, он понимает, что трудиться и стараться – это хорошо, это ценят родители, значит нужно продолжать в том же духе, а лучше – нарисовать все еще красивее, так, чтоб в рамку взяли и застеклили. Ну, именно так 2-3-летние дети еще не думают, но направление мысли вы поняли.

А пока до картинной галереи далеко и ребенок еще совсем кроха, рассмотрим разные техники, при помощи которых научить ребенка рисовать карандашом, мелком или красками – как два пальца об асфальт.

Техники рисования для детей

Простой способ научить рисовать ребенка в 1 год, что и как предложить для рисования детям с 2 лет, какую технику освоить малышу в 3 года, рисовать пальцами, по точкам или при помощи цифр – обо всем по порядку.

Рисуем пальчиками

Это самый доступный способ рисования для малышей 1 года и отличное развлечение для ребят 2-3 лет. Разберемся в таком рисовании для детей пошагово:

  1. Подготовьте рабочее место. Лучше осветить участок на ничем не застеленном полу – легче будет убирать после творческих поисков малыша. Или используйте клеенку. Можно рисовать и за столиком, но это уже для деток постарше.
  2. Расстелите на полу ватман А1 (это такой формат бумаги, по размеру – как 8 альбомных листков) – творчеству нужно пространство.
  3. Приготовьте баночки с красками для пальчикового рисования.
  4. Разденьте малыша до трусиков. Поверьте, он весь будет в краске, и после рисования его нужно выкупать.
  5. Усадите малыша на край ватмана, выдайте краски и покажите, как можно рисовать.


А рисовать можно по-всякому:

  • Нанесите краску на губку. Пусть малыш нажимает на нее пальцем и делает оттиски на бумаге. Такие оттиски можно превратить в забавные рожицы.
  • Если нанести на губку несколько цветов, оттиски получатся цветными.
  • Вот как можно обыграть разные оттиски:


  • Можно создать настоящую лесную поляну из пальцев:


  • Можно нарисовать львы:


Когда оттиски хорошо получаются и для малышей уже не интересны, можно использовать разные шаблоны для пальчикового рисования. Можно зарисовывать пальцами пространство внутри контура и украшать его узорами.

Мы выбрали простые шаблоны:

  • рукавичка;

  • кошка;

  • птичка;

  • рыбка;

  • бабочка.

Старайтесь не брать для рисования шаблоны из разрисовок для детей. Они предполагают прорисованные детали, а ребенку для развития творческого мышления достаточно общего силуэта, детали пусть придумает сам.

Рисуем по точкам

Кто из вас не помнит, как соединял точки в альбоме, получая рисунки цветов и животных? Так ребенок научится проводить прямы и кривые линии, объединять их в картинку.

Вот некоторые примеры «точечных» рисунков:

  • слоник;

  • овечка;

  • сова;

  • лошадка.

Соединив точки, ребенок с удовольствием будет разукрашивать полученный рисунок.

Рисуем при помощи цифр

Кто не помнит, как из цифры 2 нарисовать настоящего лебедя? Это вчерашний день. Сегодня из цифр и чисел можно рисовать кого угодно. Например:

  • кролик из 6 и 0;


  • собака из 6 и 1;


  • акула из двух 2;


  • коала из 1 и 9;


  • спящая уточка из 2 и 9.


Рисование по цифрам актуально для детей в 3 года, так малыш лучше запомнит начертание цифр.

Как поэтапно научить ребенка рисовать деревья

Когда малыш справится с простыми приемами в рисовании, можно будет приступить к созданию настоящих картинок на чистом листе бумаги. Проще всего начать с поэтапного рисования деревьев, используя для этого следующие простые поэтапные примеры рисунков для детей:

  • дерево из кружочков и прямых;


  • дерево из прямых линий с кроной;


  • дерево из прямых линий с отдельными листочками;


  • ель из прямых линий;


  • березка (для детей от 3 лет).


С возрастом малыш не будет нуждаться в таких этапах прорисовки, как:

  • создание базового каркаса;
  • придание каркасу формы;
  • разукрашивание контура.

Он вполне самостоятельно будет рисовать ствол, ветви, листву. А потом догадается, или вы подскажите, что дерево растет на земле, возле него могут быть кусты и цветочки, а над деревом светит солнышко.

Как поэтапно научить ребенка рисовать животных

Когда малыш освоит растительность, можно перейти к более сложным биологическим объектам – животным. Для детей 2-3 лет выполнить рисунок животного легче всего будет поэтапно:


Как поэтапно научить ребенка рисовать человека

Рисовать человека немножко сложнее. Начните с палочных человечков, вроде тех, что нарисованы на дорожных знаках. Получилось? Попробуйте изобразить настоящего мальчика:

  • начните с геометрических фигур;


  • добавьте немного деталей.


Вот какой мальчонка вышел! А теперь нарисуем ему подружку (или сестричку) по такому же принципу:

А теперь нарисуем папу:

  • начнем с геометрических фигур;


  • оденем человечка и сделаем ему прическу;


  • дорисуем ворот свитера и лицо.



Если ваш папа бородат – дорисуйте бороду.
Если получается рисовать статичного человечка, можно попробовать изобразить его в движении, используя поэтапное руководство для детей 3 лет. Заодно можно уделить внимание прорисовке лица.


  • Не ждите от ребенка шедевров. Главное, чтоб занятие приносило положительные эмоции.
  • Не исправляйте рисунки малыша, чтоб похвастать перед родственниками и подругами. Это обижает детей, и они забрасывают рисование вовсе.
  • Не называйте непонятные рисунки «каляками-маляками». Лучше попросите его рассказать вам, «что это ты такое необычное нарисовал»?
  • Если ребенок 3 лет хорошо рисует, попробуйте взять для него образцы из —рисования для детей 4-6 лет—, пускай развивается, а не топчется на месте.
  • Учим детей рисовать – видео

    На этом видео показаны уроки пальчикового рисования для деток 1-2 лет.

    На этом ролике показано, как мама с ребенком рисуют эмоции. Видео актуально для детей 2-3 лет.

    На следующих видео папа рисует дом, зонт и кошку. Такое видео пригодится трехлетним малышам.

    Очень важно научить рисовать малыша в возрасте 1,5-2 лет. Это поможет ему развить моторику пальцев, фантазию, творческий подход, память, он быстрее сможет освоить письмо. Рисование – важная часть образовательного процесса малыша.

    Важно все: в каком состоянии рабочее место, что и как ребенок рисует, как к его трудам относятся родители. Не упускайте эти моменты, и ваш ребенок будет счастливым и благодарным!

    А в каком возрасте ваш ребенок заинтересовался рисованием? Вы с малышом часто рисуете? Что малыш любит рисовать больше всего? Если у вас есть идеи для детских рисунков или опыт, как учить малыша рисовать, поделитесь им с нами в комментариях!

    Ребенок развивается каждую минуту с самого рождения. Естественное желание мамы - помочь малышу в его начинаниях. Рисование - это отличный способ подготовить кроху к дошкольному обучению.

    Когда начинать?

    Прививать любовь к рисованию малышам можно уже с 9 месяцев, когда они уже хорошо и уверенно сидят, давая им в руки кисточку или создавая замечательные рисунки просто руками. В этом возрасте малыш очень любопытен и познает мир с помощью тактильных и вкусовых рецепторов. Яркие баночки с красками, несомненно, привлекут его внимание. В этом возрасте он не создаст идеального пейзажа, но абстракция безусловно будет яркой и вызовет у крохи восторг. При этом важен не результат, а сам процесс знакомства ребенка с красками, их консистенцией и возможностями. Это позволит научить малыша рисовать, как делают это настоящие художники. С годика, а то и раньше, можно давать ему в руки кисточку, цветные карандаши или фломастеры, чтобы он видел разницу между цветами.

    Изображения со смыслом, приближенные к общему понимаю самого рисунка, ребенок начинает создавать после двух лет, ближе к трем. Чтобы развить художественные способности еще раньше, важно непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Мама должна показывать пример, рисовать предмет и вслух озвучивать, что она делает и каким образом. Это и станет отличным началом для того, чтобы научить ребенка рисовать простые рисунки.

    Первые шаги

    Решив познакомить младенца с красками, нужно запастись терпением. Для начала будут необходимы пальчиковые пигменты хорошего качества. В любом случае малышу захочется попробовать новое вещество на вкус. Специальные пальчиковые краски надалены характерным горьким привкусом, чтобы не было желания их съесть. Рисовать можно и в обычном альбоме, но лучше развернуть большой ватман или достать рулон старых обоев. Чем больше будет предоставлено площади для игры, тем меньше вероятность того, что окружающие предметы будут испачканы. Ребенка лучше одеть в домашние вещи, которые не жалко вымазывать в краску.

    После 3 лет просыпается еще больший интерес детей к рисункам, они жаждут разнообразия материалов - краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Необходимо давать возможность маленькому человечку развивать фантазию, используя при этом различные техники. Объединив несколько простых элементов, легко научить ребенка рисовать человека. Как только у него будет получаться рисовать самостоятельно, задания нужно постепенно усложнять. Все занятия следует проводить в игровой форме, но ни в коем случае не в виде обучающих занятий! Если малыш не в настроении, не стоит его заставлять через силу - это только вызовет у него отчужденность к творчеству.

    Простейшие техники для малышей

    Для полноценного выражения эмоций на бумаге существует множество различных техник рисования, выбор которых зависит от качества полотна, формы кисточек. Кроме того, от выбора инструментов зависит, насколько ровно краска ляжет на бумагу.

    Кроме творческих талантов, рисование развивает мелкую моторику, ускоряет процесс изучения цветов, развивает кругозор, сенсорику и глазомер. Не стоит перегружать малыша. Пары цветов на ладошке достаточно для первого знакомства с рисованием.

    Взрослеющего ребенка пора знакомить с различными техниками. Приблизительно в год малыш готов взять в руки кисть и сделать разнообразные мазки, штрихи, линии. Рисовать лучше в процессе игры. Для этого используют ватные палочки, крышки, губку и другие подручные материалы, с которыми можно по-настоящему проявить фантазию. Вариантов уйма: брызги зубной щеткой, "печати" поролоновой губкой или пробкой из-под шампанского, применение элементов аппликации и пластилина.

    Рисуем красками

    Начинать занятия рисованием лучше с красок. Они яркие, интересной консистенции, ими можно рисовать без особых усилий. У малышей еще плохо развита мелкая моторика, поэтому они могут не держать кисточку или карандаш, а созидать свои шедевры прямо пальчиками.

    Первоначально, нанеся краску на ладошку ребенка, важно проследить за его реакцией. Задачей родителей является оказание помощи ребенку в незнакомом для него деле. Ладонями и пальчиками сначала оставляют отпечатки на ватмане. Идеально, если и мама делает то же самое. На первых порах вполне достаточно трех цветов. Занятие должно закончиться раньше, чем ребенку надоест, а в противном случае он может отказаться от рисования в следующий раз.

    Для развития моторики можно дать малышу ватную палочку или губку. Ребенку должно быть интересно опускать предмет в краску и получать различные отпечатки. К тому же сам процесс развивает не только мелкую моторику, но и концентрацию внимания.

    После полутора лет начинается знакомство с фигурами, предметами, животными. Объединив элементарные круги, квадраты и треугольники, можно научить ребенка рисовать поэтапно простые рисунки, например, человечка или мордочки животных.

    Детское творчество с карандашами

    Использовать карандаш необходимо для знакомства с новыми техниками рисования - штриховкой и обводом фигур. Если кисть ложится при любом нажатии, то для рисования карандашом необходимо приложить усилия.

    Главное условие для развития творчества начинающего художника заключается в создании оптимальных условий. Нельзя мешать, нужно дать ребенку свободу действий. В основном, тематика творчества зависит от его возраста. Дети помладше пытаются изображать солнышко, цветочки. Детки постарше стараются нарисовать принцесс или машинки. С 5 лет уже появляются полноценные детские картины, ребенок начинает уделять внимание деталям. Он рисует не только главных персонажей, но и фон.

    Изобразительно искусство для малышей

    Заинтересовать двухлетку достаточно просто, так же как и научить рисовать ребенка в 3 года. Необходим личностный пример. Мало объяснить ребенку, как что рисуется, важно показать это. Идеально подходящее время для проведения занятий - первая половина дня, когда он не хочет спать, есть и еще полон энергии. Темы для рисунка сначала определяет мама. Чаще всего это обычные линии, игрушки. Ребенок будет с интересом обводить фигурки или соединять по штриховке. Таким образом он знакомится с фигурами и тренируется управлять карандашом в полной мере, концентрируясь на собственных действиях.

    Как только начальный этап будет пройден, из выученных простейших элементов составляют полноценные простые рисунки. Для обучения подойдут мягкие трехгранные карандаши. Они способствуют формированию правильного захвата предмета в руке. Если сначала дать ребенку яркие фломастеры, позже он может отказаться рисовать карандашами.

    Элементарные техники для детей

    Как научить ребенка рисовать простые рисунки поэтапно? Для начало важно знать, как правильно они создаются.

    Чтобы малышу понравилось рисовать геометрические фигуры, ему должно быть интересно само задание. Если просто сказать «соедини точки», то есть большая вероятность услышать отказ. А вот «помоги маленькой точке догнать большую» или «соедини маму-точку, папу-точку и малыша-точку» - намного интереснее. Ребенок охотнее возьмется за эту «миссию».

    Помимо правильной техники рисования, нужно уделить внимание закрашиванию. Для первых проб подойдет штриховка. Обязательно необходимо напоминать ребенку о том, что нельзя выходить за границы рисунка. Важно, чтобы мама сама показала, как меняется цвет и внешний вид нарисованного предмета, если на карандаш нажимать сильнее или слабее. Можно сравнить рисунки и попросить малыша объяснить, в чём разница, чтобы убедиться, что он понял суть правил и смысл закрашивания.

    Рисование животных и человека

    Если родители ожидают сразу увидеть полноценный портрет, то их ждёт разочарование. Первоначально это могут быть схематические изображения из линий и геометрических фигур, возможно, даже не соединенных друг с другом. Самый простой способ, как научить ребенка рисовать человека поэтапно, - это применение линий и кружочка. Создавая на бумаге нужный образ, необходимо разъяснять малышу, какую часть тела передает та или другая линия. Если занятие дается ребенку с трудом, стоит предложить ему справиться с данным заданием совместными усилиями.

    Творческие занятия с дошкольниками

    К пяти годам у ребенка активно развивается воображение. Это дает ему возможность выражать свои фантазии. Родителям нужно знать, как научить ребенка рисовать в 4 года и передавать свои желания на листе бумаги. Выступая в роли наставников, они должны помочь детям раскрыться. На этом этапе ребенок учит:

    • правила смешивания базовых цветов (красный, желтый, синий);
    • способы зарисовки фона;
    • критерии сочетания нескольких материалов;
    • технику придания реалистичности рисункам.

    Не следует диктовать ребенку свои правила. Лучше устремиться за полетом его фантазии, предлагая в процессе свои идеи. Желательно находиться рядом с сыном или дочерью в моменты создания первых рисунков, чтобы дети могли озвучивать свои действия. Мама должна задавать наводящие вопросы, которые будут способствовать раскрытию образа и, возможно, потребуют дополнительных штрихов. Таким ненавязчивым способом развивается образное мышление ребенка, увеличивается словарный запас и зарождаются ораторские способности.

    Полноценные рисунки

    Разобравшись с цветами и фигурами, ребенок сможет рисовать самостоятельно. Он будет готов изображать не просто фигурки, а целые художественные композиции. Если мама регулярно занималась с малышом и смогла ребенка 4 лет научить рисовать, как правило, далее он будет знакомиться с различными техниками уже по собственной инициативе. Главное, подпитывать его интерес к данному занятию. Малыш должен использовать различные элементы, детали, зарисовывать фон, учиться подбирать оттенки, применять несколько техник в одном рисунке (отпечатки ладошками и ватными палочками, контуры листьев деревьев и брызги). В итоге должен получиться полноценный рисунок со смыслом. Пускай он будет незамысловатый, а объекты - искажены или плохо закрашены. Главное - это старание и развитие малыша.

    Скорее всего, первые рисунки, которые мама поэтапно научила рисовать ребенка 4 лет, как и последующие, будут посвящены природе или членам семьи. Позже малыш сам будет выбирать тему для своего творчества, стараясь изобразить все, что видит вокруг.

    О чем говорят детские картины?

    Рисунки ребенка, начиная с 4-летнего возраста, передают его внутренний мир. Сами по себе дети очень впечатлительны. Именно в рисунках отображаются их главные переживания. Психологи часто обращаются к данной методике, связанной с рисованием, чтобы понять душевное состояние маленьких пациентов. Ведь главное - это не то, как научить рисовать ребенка 5 лет поэтапно, а то, как понять смысл его рисунков. При воплощении своих фантазий на бумаге малыша ничто не ограничивает, он может выразить то, что не способен произнести словами или показать жестами.

    Стоит обратить внимание на то, какие цвета и оттенки обычно выбирает ребенок, какие техники использует. Важно определить месторасположение главных персонажей, их настроение, то, какое впечатление остается от рисунка в целом. Все это поможет проникнуться эмоциями ребенка.

    Художественные студии

    Не стоит нагружать самых маленьких дополнительными занятиями. Внимания родителей в домашних условиях вполне достаточно. Только после 3-4 лет можно отдать чадо в художественную студию или кружок, если у ребенка есть тяга к творчеству.

    В этом возрасте ему будет интересно заниматься наравне с другими детками, он может подражать им и стараться не отставать. Занятия проводятся в игровой форме и совершенно не перегружают детский организм, а лишь положительно влияют на его психологическое состояние. Выполняя советы руководителей, родители должны помогать малышу развивать его способности в домашних условиях.

    Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

    Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

    В каком возрасте дети начинают рисовать?

    Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

    И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

    Польза рисования для развития ребенка

    Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

    В общем же смысле рисование:

    • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
    • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
    • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

    С чего начинать?

    Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

    Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

    Карандаши или фломастеры?

    Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

    Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

    А какие именно?

    Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

    Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

    Краски или мелки?

    Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

    Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

    Чудо техники!

    В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

    Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

    Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

    Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

    Что потребуется?

    Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

    Сколько времени уделять занятиям?

    Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

    Техники для развития навыков рисования

    Свобода действий

    Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

    Губка, но не Боб

    Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

    Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

    Мокрый стиль

    Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

    Цветочек аленький

    Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

    Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

    Уроки рисования с детьми старше 4 лет

    Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

    Вдвоем веселее

    Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

    Рассказывайте обо всем

    Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

    Осваивайте фигуры

    Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

    Как нарисовать дерево?

    В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

    Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

    1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
    2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

    Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

    Учимся рисовать животных

    Рисуем ежика

    1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
    1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

    1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

    1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

    1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

    Рисуем ослика

    Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

    Поэтапно выполняем следующие действия:

    1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
    2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
    3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

    Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

    Рисуем кошку и собаку

    Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

    Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

    Точно так же можно нарисовать и собачку:

    Как нарисовать человека?

    Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

    Схема изображения человечка в полный рост

    1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

    2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

    3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

    5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

    Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

    Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

    Кружок рисования: когда и почему?

    К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

    Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

    Индивидуальные уроки

    Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

    • учитель посещает вас в удобное время;
    • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
    • уроки оплачиваются по факту занятия.

    Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

    Подводя итоги

    Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

    При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

    И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.