Линкор нельсон во второй мировой войне. Охота за линкором, или непотопляемый «Нельсон. Основные тактико-технические данные

История службы линейных кораблей "Nelson " и "Rodney " (1930-1946)

Модернизации и перестройки, проведен­ные в 1930-1935 годах на "Nelson " и "Rod ­ney " как правило не отличались в объемах работ.

В 1930-1931 годах на линкорах уста­новлена система управления зенитным огнем типа "Mk .I ". Сам пост управления зенитным огнем перенесен на специально устроенную платформу, позволившую установить дополни­тельное оборудование.

В 1931-1932 годах на надстройке уста­новлен 2,74-метровый дальномер, причем на "Rodney " его установили поверх поста уп­равления зенитным огнем, а на "Nelson " -на мостике. Одновременно заменили радио­комплекс типа "71.FM " на иной - типа "75".

В 1932-1933 годах на мостиках линко­ров, на уровне адмиральского мостика, уст­роена дополнительная закрытая компасная платформа. На "Nelson " ее устроили поперек мостика перед постом управления огнем главной артиллерии.

В 1933-1934 годах на линкоре "Nelson " на грот-брам-стеньге установлено радиопеленгаторное оборудование с жесткой рамоч­ной антенной. Одновременно побортно от ды­мовой трубы установлены два дополнительных зенитных автомата "Pom -Pom ". Для управле­ния стрельбой "Pom -Pom " на платформе рубки УАО оборудованы два поста с приборами типа "Mk .I *". При этом также были сняты дальне-мерные торпедные посты.

В 1934-1935 годах на кормовых углах надстройки, на уровне платформы сигнальных прожекторов установили два многоствольных зенитных автомата типа "Mk .I *" на "Nelson " и типа "Mk .ll *" - на "Rodney ".

Примерно в это время в Англии начались разработки новых проектов линкоров, то требовало проведения достаточно обширных экспериментов с различными системами бронирования. В 1931 году провели опытный расстрел старого дредноута "Emperor of India ". В ходе этого эксперимента один из снарядов взорвался ниже броневого пояса, и именно в момент касания борта. Его взрыв вызвал обширные повреждения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубо­кого броневого пояса, отсутствовавшего на "Nelson " и "Rodney ". В связи с этим в 1936 году адмиралтейство решилось опустить ниж­нюю кромку пояса на этих линкорах вниз, устроив специальный нижний броневой пояс. Одновременно было решено хотя бы частично защитить носовую оконечность посредством дополнительного бронирования на уровне промежуточной палубы.

Одновременно с этими работами плани­ровалось провести кардинальное перевооружение средств ПВО. Предлагались несколько вариантов, но во всех имелась в виду заме­на 152-мм.артиллерии на крупнокалиберную зенитную артиллерию:

По четыре спаренных 133-мм.установ­ки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom -Pom ". По­верх башни "X " предлагали установить ката­пульту для гидросамолетов.

По пять спаренных 114-мм.установки универсального огня на каждом борту и до­полнительно два автомата "Pom -Pom ". Уста­новка самолетного ангара и катапульты на спардеке.

По три спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и до­полнительно два автомата "Pom -Pom ". Уста­новка катапульты поверх башни "X ".

Однако обстоятельства складывались так, что вывести корабли для обширной мо­дернизации до начала 1940 года не пред­ставлялось возможным. Поэтому было решено на обоих кораблях в 1937/1938 годах про­вести капитальный ремонт, с одновременной установкой дополнительного бронирования. Общие затраты предполагались в 330.000 фунтов стерлингов. Но и здесь появились трудности - все подходящие верфи оказались настолько загружены, что дополнительные работы провести было невозможно. Уже в де­кабре 1937 года было вынесено решение о переносе осуществления дополнительной за­щиты на "Rodney ". На "Nelson "e " же работы были начаты, но сразу же стало ясно, что довести до конца их не удастся, поэтому ограничились только установкой в носу бро­невой палубы, без защиты бортов.

В 1936 году на "Rodney " поверх башни "X " оборудовали самолетную катапульту. На левом борту палубы бака, рядом с мостиком установили мощный кран. Поверх закрытой компасной платформы сделали открытую плат­форму, где также установили компас. На правобортной стороне платформы боевой руб­ки установили дополнительный кронштейн, в виде консоли, образовав позади нее на мос­тике специальную нишу. Цель этого измене­ния неясна, но можно предположить, что там собирались установить автомат "Pom -Pom ". Сделано это не было.

С конца 1937 до января 1938 года "Nel ­son " прошел текущий ремонт на военно-морс­кой верфи в Портсмуте. Одновременно на нем настелили в носу палубную броню, о которой уже упоминалось. На промежуточной палубе уложили 69,8-мм. и 76,2-мм.нецементирован­ную броню. На палубе платформы между шпан­гоутами 80 и 84 уложили 102-мм.броню, а по шпангоуту 80, от кладовой до палубы платформы, устроили броневую 102-мм.переборку. Одновременно на "Nelson " с платформы рубки управления огнем сняли оборудование k .I " управления зенитками и зенитный вы­числительный центр. Вместо них была обору­дована возвышенная платформа и установлены два поста управления зенитками с приборами типа "Mk .III *". Зенитный вычислительный центр перенесли в помещение ниже броневой палубы. Сама палуба платформы поста управ­ления огнем была увеличена по площади и в носовой части теперь заканчивалась вровень с нижележащими уровнями мостика.

Так же как и на "Rodney ", на "Nelson " сбоку от надстройки был установлен мощный кран на левом борту палубы бака. На ко­рабль погрузили также новые быстроходные моторные катера.

В 1938 году на "Rodney " на юте уста­новили автомат "Pom -Pom " типа "Mk .VI ". Од­новременно на линкоре оборудовали радарную станцию типа "79.Y ". Таким образом, "Rod ­ney " стал первым линкором, оснащенным ра­даром.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛИНКОРОВ В 1930-1946 ГОДАХ. (ПРИВЕДЕНЫ ТОЛЬКО ИЗМЕНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ)

"Rodney" (1942)

"Nelson" (1945)

Водоизмещение стандартное

36.000 ts

37.000 ts

Водоизмещение максимальное боевое

43.140 ts

44.054 ts

Осадка при нормальном водоизмещении

Модернизации военного времени

В 1939 году на линкорах имелись сле­дующие системы и посты управления огнем артиллерии:

ГЛАВНЫЙ КАЛИБР - два закрытых поста уп­равления огнем, один вычислительный пост, один пост управления огнем типа "Mk .l ".

СРЕДНИЙ КАЛИБР - четыре закрытых поста, четыре целеуказателя типа "S ".

ЗЕНИТНЫЙ КАЛИБР - На "Nelson " два поста типа "Mk .III ", на "Rodney " один пост типа "Mk .l ". На обоих по два поста управления огнем автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .l *".

Линейный корабль "Rodney "

"Rodney " стал одним из кораблей, осо­бенно пострадавших в годы войны, и поэтому он весьма рано оставил активную службу. К началу войны корабль нуждался в серьезном ремонте, и не стоит удивляться, что в са­мом начале напряженной службы на нем стали происходить поломки и аварии. Во время вы­хода "Home Fleet " в северное море на нем произошла серьезная поломка руля, отчего корабль вернулся в Клайд. До начала 1940 года он был отремонтирован в Ливерпуле -передняя часть руля была несколько усиле­на. Позже такую же работу сделали и на "Nelson ".

В начале 1940 года на "Rodney " появи­лась проблемы с обшивкой. Появились про­течки в носовой части, отмечалось, что во­да накапливалась в отсеках под промежуточ­ной палубой между двумя водонепроницаемыми переборками на шпангоутах 9 и 16. Силами экипажа в этом районе были приварены спе­циальные балки от шпангоута к шпангоуту, а также поперек корабля. Это несколько укре­пило обшивку, но от появления воды все-та­ки не избавило. Отсек так и остался негер­метичным, так как клепаные швы уже не дер­жали воду. В апреле 1940 года два близких разрыва немецких бомб усилили размеры те­чи, но и после этого основательной починки произведено не было.

6-8 декабря 1940 года "Rodney " пере­нес сильный шторм в Северной Атлантике. Линкор был застигнут штормом и, идя против ветра со скоростью 7,5 узлов, испытывал очень сильную килевую качку, мало страдая от боковой. Обшивка "дышала" настолько сильно, что балка, приваренная командой, оторвалась. Район течи резко увеличился, и вскоре оказались затоплены нижние помеще­ния двух водонепроницаемых отсеков между шпангоутами 9 и 16. Через рабочее отверс­тие (диаметром 15 мм.) в переборке на 16-м шпангоуте затопилась также и кладовая на палубе платформы. Это отверстие было сде­лано по инициативе одного из офицеров. Благодаря специальной насадке для шланга через отверстие можно было откачивать воду переносным насосом, так как отсеки перед 16-м шпангоутом не предусматривали системы осушения. Но именно эта дыра и стала при­чиной затопления помещения.

Во время этого же шторма были также оторваны листы, обшивающие соединительную шахту между цепным ящиком и баком. Вода затопила цепные ящики, причем они заполня­лись водой интенсивнее, чем откачивались вода, поэтому попытка осушения их успеха не имела. Ближайшая помпа производитель­ностью 50 тонн оказалась затопленной, а 350-тонная помпа N .1 оказалась нерабочей из-за неисправности выключателя и повреж­дения электропроводки. Старший инженер-ме­ханик проверил линию осушения и нашел, что она засорена. Пытаясь устранить засор, он разобрал соединение труб под палубой плат­формы, но из-за сильной качки, а также из-за поступления воды восстановить соедине­ние не смог. Вода проникла в торпедный отсек, а затем в кладовую и осушительные камеры торпедного отсека. Все эти неприят­ности потребовали предпринять срочные меры и в конце концов усилия экипажа увенчались успехом - вода была откачена через упомя­нутые осушительные камеры 350-тонным насо­сом N .2, а из цепных ящиков - переносной помпой.

Еще одна течь обнаружилась на правом борту, на уровне палубы платформы, между переборками шпангоутов 60 и 80 (район не­посредственно под стволами орудий башни "А"). Находившийся поблизости 50-тонный осушительный насос не смог справиться с течью, и лишь подключив 350-тонный насос N .3 команда справилась с поступлением во­ды. В этом случае насос смогли подключить, проложив линию через водонепроницаемую дверь в продольной переборке над палубой платформы и затем через палубный люк. Со стороны экипажа это был риск, так как отк­рытые водонепроницаемые двери и люк нару­шали водонепроницаемость переборок и угро­жали живучести корабля.

18 декабря 1940 года "Rodney " пришел на верфь в Розайт, где исправил полученные в шторм повреждения. Дыра в переборке шпан­гоута 16 была заделана. Одновременно по опыту этого шторма поверх отсеков IX и XVI были устроены квадратные люки, которые позволяли задействовать переносные помпы. Обшивка носовой части была подкреплена до­полнительными конструкциями - полушпангоутами. В январе 1941 года "Rodney " вышел из ремонта. Но в марте 1941 года на линкоре возобновились протечки в этом районе, а также в отсеках IX и XVI . Тогда же обнаружилась новая течь в кладовой - ниже поме­щения для запасных торпед. Так как листы обшивки по-прежнему "дышали", то наиболее эффективным средством признали установку дополнительных продольных связей. Одновре­менно появились проблемы с механизмами и конденсаторами. Последние нуждались в сроч­ной замене трубок. Неотложный ремонт тре­бовался также и для котлов. Эксплуатация линкора показала, что скорость корабля бы­ла сильно ограничена, а расход топлива за­метно повысился. Это хорошо видно из при­веденной таблицы.

Скорость (Уз.)

Дальность плавания (миль)

Расход топлива (ts /час)

В мае 1941 года "Rodney " отправился в США, где предполагался его ремонт, но в срочном порядке был отозван для участия в операции против линкора "Bismarck ". Только в конце июня "Rodney " прибыл в Бостон и стал на ремонт. В число работ включили исправление боевых и погодных повреждений, дополнительные подкрепления обшивки и ре­монт энергетической установки. Весь объем работ был выполнен, однако проблемы не ре­шились. В 1943 году течи и общие поврежде­ния корпуса вновь дали о себе знать. К этому времени относятся также предложения о модернизации корабля, однако почти ника­ких сведений об этом не имеется. Известно, что основной объем ремонтных работ было решено совместить с модернизацией, а пока что опять ограничиться временными исправ­лениями. Начало ремонта назначили на осень 1943 года с проведением работ на верфи в Девонпорте, однако и эти работы решили пе­ренести ко времени модернизации. Следует сказать, что детальные чертежи для модернизационных работ подготовили только в 1944 году.

Вопреки всем предупреждениям об ухуд­шении состояния линкора обширного ремонта и перестройки так и не было сделано. В но­ябре 1944 года "Rodney " закончил активную службу и стал стационарным флагманом ко­мандующего "Home Fleet " в Скапа-Флоу.

Отдельные изменения и перестройки меж­ду 1939 и 1945 годом на "Rodney " заключа­лись в следующем:

В августе 1940 года на линкоре выпол­нены следующие работы:

Установлены два 20-мм.автомата "Oerlikon " поверх башни "В".

Установлен радар типа "279" (с исполь­зованием прежнего радара типа "79.У").

В сентябре 1941 года "Rodney " закончил ремонт в Бостоне, во время которого были произведены значительные изменения:

Сняты кормовые посты управления стрель бой 152-мм.орудий, а на их месте размещены две установки зенитных автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .vi ".

Поверх башни "В" установлены 4-стволь­ные автоматы "Pom -Pom " типа "Mk .VII " (сто­явшие там автоматы "Oerlikon " были сняты).

Резко усилено радиолокационное и дру­гое радиотехническое вооружение линкора. В частности установлено несколько новых станций. Радар типа "279" заменен на тип "281" с операторными рубками позади мостика (приемный пост) и позади грот-мачты (посы­лающий пост). Установлен радар типа "271" с рубкой и антенной на марсе-"звезде". Также установлен радар типа "284". Поверх приемной рубки радара "281" устроен опера­торский пост радиопеленгаторного оборудо­вания типа "FM .2", а сама антенна установ­лена на носовой кромке мостика.

Убрали консоли справа от боевой рубки.

Побортно от рубки на платформе устрое­ны посты наблюдения за подлодками.

Мостик слегка изменен по конфигурации.

В мае 1942 года последовали новые из­менения:

Убраны 12,7-мм.зенитные пулеметы. Плат формы этих пулеметов переделаны в боевые посты, в том числе на них размещены прибо­ры управления огнем автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .III " (остальные приборы управле­ния "Pom -Pom " были сняты).

Тогда же установлены еще три поста уп­равления "Pom -Pom " типа "Mk .III ", из кото­рых два разместили на грот-мачте, а третий в корме спардека.

Для названных пяти постов "Mk .III " бы­ли установлены радары типа "282".

По бортам и позади грот-мачты установ­лены также четыре прибора управления заг­радительным огнем с радаром типа "283".

Радар типа "271" заменили на тип "273"

Расширена платформа поста управления зенитками, а сам пост размещен на возвы­шенной поворотной платформе.

Установлен радар типа "285". Оператор­ная рубка радара размещалась на крыше пос­та управления зенитками в кормовой части платформы поста УАО, а антенна радара по­верх рубки.

Дополнительно установлены семнадцать одиночных 20-мм.зенитных автоматов типа "Oerlikon ".

В середине 1942 года установлены еще четыре 20-мм.зенитных автомата типа "Оегlikon ".

В августе 1943 года установлены до­полнительно 35 одиночных 20-мм.зенитных автомата типа "Oerlikon ", доведя их общее число до 56 стволов. Вскоре добавили еще пять подобных автоматов. Одновременно с корабля сняли катапульту, а на 120-мм.ору­дия установлены защитные щиты.

В июне 1944 года добавлены 20-мм.ав­томаты "Oerlikon ", а также установлены противоракетные глушители типа "650".

Всего за время войны количество мел­кокалиберной зенитной артиллерии на линко­ре сильно увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Rodney " их было:

44 ствола 2-фунтовых зенитных автома­тов типа "Pom -Pom " в пяти 8-ствольных и одной 4-ствольной установках.

68 стволов 20-мм.автоматов "Oerlikon ", из которых пять спаренных установок, а ос­тальные 58 - одиночные.

Линейный корабль "Nelson "

В январе-августе 1940 года "Nelson " прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте, во время которого на корабле произвели некоторые дополнительные работы:

На юте установили один зенитный авто-мат "Pom -Pom " типа "Mk .V ".

Были сняты кормовые посты управления огнем среднего калибра, а на их месте раз­местили две установки зенитных автоматов "Pom -Pom " типа "Mk .VII ".

Установлен радар типа "281". Его при­емный пост размещался в рубке на кормовой части мостика, а посылающий пост - в рубке позади грот-мачты.

Установлен радиопеленгатор типа "FM .2", операторную рубку которого поместили по­верх рубки радара типа "281" на надстройке

Установлены четыре пусковые установки неуправляемых ракет "UP " - две поверх баш­ни "В" и две поверх башни "X ".

120-мм.орудия получили защитные щиты.

С октября 1941 года по март 1942-го "Nelson " вновь находился на ремонте. При этом были сделаны новые изменения.

Установлены тринадцать 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon ".

Сняты зенитные ракетные пусковые уста­новки.

Установлены три новых поста управления огнем типа "MK .III " для зенитных автоматов "Pom -Pom ", из них два на грот-мачте, а третий в корме спардека. Имевшиеся первона­чально два поста управления огнем автома­тов "Pom -Pom " были заменены на такие же типа "Mk .III ". Эти посты включали радарные станции типа "282".

Установлены, четыре поста управления заградительным огнем, включающих радарную станцию типа "283" на кормовой надстройке и побортно позади грот-мачты.

Усилено радиотехническое вооружение корабля, в частности установлены радарные станции типа "273", типа "284", упоминав­шиеся пять типа "282" (для управления ог­нем "Pom -Pom "), упоминавшиеся четыре типа "283" (для систем управления заградитель­ным огнем) и две типа "285" (для приборов управления зенитным огнем).

Установлен автомат "Pom -Pom " типа "MX . VI " поверх орудийной башни "В".

На платформе боевой рубки оборудованы побортные посты наблюдения за подводными лодками.

Сняты торпедные аппараты, а их помещения разделены переборками и использованы для размещения дополнительных постов.

В сентябре 1943 года произошли новые изменения в зенитном вооружении линкоров.

Увеличено число одиночных 20-мм.зенит­ных автоматов "Oerlikon ". Теперь их коли­чество достигло 41 ствола.

Сняты зенитные 12,7-мм.пулеметы.

В 1943/1944 годах в связи с предполагавшимся участием линкора в десантной опе­рации в Северной Франции, корабль был сна­ряжен противоракетными глушителями типа "650".

С сентября 1944 года до января 1945 года линкор проходил текущий ремонт на во­енно-морской верфи в Филадельфии в США.

Снят бронированный купол поста управ­ления стрельбой.

Убрали с корабля часть приборов пос­тов управления огнем "Pom -Pom " для разме­щения на их местах новых 20-мм.автоматов "Oerlikon ".

Установлены четыре 20-мм.счетверенных зенитных автомата американского образца типа "Bofors Mk .II " - два на мостике и два побортно на шлюпочной палубе. Управление их огнем осуществлялось четырьмя постами типа "Mk .51".

Число стволов 20-мм.одиночных зенитных автоматов типа "Oerlikon 11 увеличено до 65 и, кроме того, было устроено значительное число дополнительных платформ для размеще­ния подобных автоматов. Это потребовало некоторого перераспределения мест шлюпок.

В апреле 1945 года были сняты четыре 20-мм.автомата "Oerlikon ".

За время войны количество мелкокали­берной зенитной артиллерии на линкоре рез­ко увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Nelson " их было:

48 стволов 2-фунтовых автоматов типа "Pom -Pom " в шести 8-ствольных установках.

16 стволов 40-мм.автоматов "Bofors " в четырех 4-ствольных установках.

61 ствол 20-мм.автоматов "Oerlikon " в одиночных установках.

Во время Битвы за Атлантику немецкие подводные лодки отправили на дно около 200 военных кораблей противника. Атака вражеского корабля считалась весьма почётным делом и в случае успеха не оставалась без награды, но она не была приоритетной, так как главной целью для подлодок всегда оставались торговые суда. Исключение делалось лишь для крупных кораблей – авианосцев и линкоров, потопление которых сулило немедленное награждение Рыцарским крестом.

Неудивительно, что немецкие подводники страстно мечтали о встрече с такой «добычей» и атаковали тяжёлые корабли при первой возможности. Такая охота часто сопровождалась курьёзами, которые были связаны с ошибками в опознавании цели. Героем двух подобных историй стал английский линкор «Нельсон» (HMS Nelson), который дважды был «торпедирован» немецкими подлодками.

Линейный корабль «Нельсон» и его собрат «Родней» обладали уникальным узнаваемым силуэтом - три орудийные башни главного калибра размещались перед надстройкой. Корабль оставался в строю с 1930 по 1948 гг.

Ошибка в радиограмме

5 декабря 1939 из Киля вышла в море подводная лодка U 23 (тип IIB) под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера (Otto Kretschmer), получившая задание действовать против судоходства в районе северо-восточного побережья Шотландии и у Шетландских островов. 7 декабря в 23:26 при смене позиции лодка обнаружила и атаковала конвой из четырёх судов, но торпеды прошли мимо целей. Успеха Кречмер добился спустя полчаса, атаковав и потопив одиночный пароход «Скотия» (Scotia, 2400 тонн), шедший под флагом нейтральной Дании.

Спустя четыре дня произошёл любопытный казус. Ночью 12 декабря U 23, находясь у Шетландских островов, в 02:08 выпустила поочерёдно две торпеды в эсминец, который стоял на якоре в проливе Йелл-Саунд. Одна из торпед взорвалась, и в воздухе вырос высокий столб пламени. На лодке решили, что торпедировали корабль, о чём доложили в штаб. Однако никаких потерь в эсминцах британцы в этот день в этом районе не понесли, а торпеды, вероятнее всего, попали в скалу, которую в темноте на U 23 приняли за военный корабль.


Подводная лодка U 23 попала в объектив фотографа в довоенное время, о чем свидетельствует крупный номер на рубке - с началом боевых действий он был закрашен

Канадский исследователь Теренс Робертсон в своей книге-биографии Отто Кречмера рассказывает забавную историю: когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб юмористический доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула» . Это имело определённые последствия, когда U 23 вернулась на базу:

« Вернувшись в Киль, они узнали, что U 23 провела в море больше времени, чем любая другая лодка их флотилии. Явившись на борт плавбазы с докладом, Кречмер с удивлением обнаружил, что все без исключения рады его успехам. Поскольку сам он был весьма недоволен своими промахами, всеобщие восторги его не порадовали. Он удивился еще больше, когда сам Дёниц потребовал от него подробнейший рапорт обо всех действиях во время похода. Ознакомившись с рапортом, Дёниц послал за Кречмером и поинтересовался, по какой причине тот умолчал в рапорте о торпедной атаке на «Нельсон».

– «Нельсон»? – совершенно искренне изумился Кречмер. – Но я не торпедировал «Нельсон»! Я его даже не видел!

– Что? – завопил Дёниц. Он позвонил начальнику связи и приказал немедленно доставить ему отчет о последнем походе U 23. – Вот! – воскликнул он и указал нужное место в бумаге. – Читайте, что здесь написано!

Все еще недоумевая, Кречмер прочитал сообщение: «Нельсон» торпедирован, но не затонул». Ему потребовалось несколько секунд, чтобы осознать ошибку. Дело в том, что скала по-немецки « F elsen». Где-то при расшифровке радиограммы оно трансформировалось в « Nelson » .

Дёниц сел.

– Скала, – пробормотал он, словно беседуя с самим собой. – Значит, все дело в том, что вы атаковали скалу. – Через минуту он весь сотрясался от хохота. – Ох, Кречмер, знал бы ты, о чем я сейчас думаю. Кажется, у нас обоих нет повода для веселья. Представь себе на минуту лицо Геббельса, когда он об этом узнает.

Дёниц взял телефонную трубку и попросил соединить с министерством пропаганды в Берлине. Затем он обернулся к Кречмеру:

– Хорошо, иди. Я прослежу, чтобы сегодняшнюю передачу отменили. Они собирались поинтересоваться у Черчилля, где сейчас «Нельсон». Не нужно обладать сильно развитым воображением, чтобы догадаться, какой ответ дал бы английский премьер».

Для Кречмера случай со скалой закончился каламбуром, но история имеет свойство повторяться, и казус с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, торпедировавшим британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.

Эскадра из камня

13 января 1940 года из Вильгельмсхафена вышла в поход подлодка U 25 (тип IA) под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце (Viktor Schütze). Командир лодки получил приказ выйти в Атлантику, обогнув Британские острова с севера, и, добравшись до Бискайского залива, начать патрулирование подходов к нему. Начало похода было удачным – днём 17 января U 25 потопила два судна: британское «Ползелла» (Polzella, 4751 тонна) и норвежское «Энид» (Enid, 1140 тонн).


Погрузка торпеды в носовой отсек подводной лодки U 25

Записав на свой счёт почти 6000 тонн, на следующий день Шютце продолжил охоту. Находясь к северу от Гебридских островов, U 25 встретила затемнённое судно, шедшее в охранении сторожевика. Лодка вышла в атаку и в течение получаса произвела три одиночных торпедных залпа. Первая и третья торпеды попали в цель, и через 27 минут после второго попадания судно затонуло. За это время эскорт успел подобрать его экипаж из воды, после чего, обнаружив субмарину в надводном положении, загнал её под воду артогнём и сбросил вдогонку глубинные бомбы. Но судьба благоволила Шютце, и U 25 благополучно ушла от преследователя. Потопленным судном оказалась шведское «Пайяла» (Pajala, 6873 тонны), которое в сопровождении британского траулера ПЛО шло в Керкуолл для досмотра на предмет контрабанды.

К вечеру 18 января лодка находилась к северу от Шотландии у острова Сула Сгейр. В 19:12, находясь на небольшом расстоянии от этого острова, Шютце заметил тени двух больших кораблей, идущих в кильватерной колонне. На лодке идентифицировали их как линкоры. В 19:20 Шютце с расстояния в 1200 метров выпустил торпеду в самый большой корабль, который опознал как линкор «Нельсон», но промахнулся. Лодка сделала разворот для того, чтобы атаковать цель из кормовых аппаратов, но в этот момент, сблизившись, Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось скалами! В журнале боевых действий U 25 Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!»


При большом желании скалы острова Сула Сгейр вполне можно принять за вражескую эскадру

Недовольство командира лодки вполне объяснимо. Досада Шютце заключалась в том, что он не только потратил драгоценную торпеду впустую, но и даже не смог попасть в скалу, которую принял за вражеский линкор. Командир U 25 был крайне недоволен собой, но в штаб о своей атаке «военного корабля противника» докладывать не стал.

Возможно, Шютце не обладал таким чувством юмора, как Кречмер, или же знал об истории, приключившейся ранее с U 23, поэтому не захотел выставить себя на посмешище. Если в случае с U 23 Кречмер был уверен, что атакует эсминец, то Шютце повысил статус шотландских скал до уровня линкора. Правда, командир U 25 лишил доктора Геббельса возможности протрубить о торпедировании британского линкора, вовремя заметив свою ошибку.


Неудачники мнимых атак на «Нельсон» - командир U 23 капитан-лейтенант Отто Кречмер и командир U 25 капитан-лейтенант Виктор Шютце

Стоит отметить, что настоящий «Нельсон» тоже не избежал атак немецких подлодок. Рано утром 30 октября 1939 года западнее Оркнейских островов U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана (Wilhelm Zahn) атаковала британскую эскадру в составе линейного крейсера «Худ» (HMS Hood), линкоров «Родней» (HMS Rodney) и «Нельсон», а также 10 эсминцев. Цан выпустил по «Нельсону» три торпеды, но испытал жестокое разочарование – на лодке слышали звук металлического удара, который приняли за попадание несработавших торпед в корабль. По непроверенной информации, на «Нельсоне» в тот момент находился весь цвет британского флота: командующий Флотом метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс, Первый морской лорд сэр Дадли Паунд, Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль. Но если в тот день судьба благоволила «Нельсону», то спустя месяц она от него отвернулась. 4 декабря 1939 года линкор получил тяжёлые повреждения, подорвавшись на мине, установленной немецкой лодкой U 31 на входе в залив Лох-Эве. Ущерб от взрыва оказался настолько серьёзным, что корабль был вынужден пройти полугодовой ремонт в Портсмуте и вернулся в строй только 8 июня 1940 года.

Если провести аналогию обоих случаев ошибочных атак с настоящей охотой на зверя, то, вероятно, не один охотник на хищника стрелял в тайге в колоду или пень, принимая их за тигра или медведя. Гораздо хуже, пожалуй, когда за пень, наоборот, принимают тигра или медведя. Стоит отметить, что для Шютце и Кречмера всё закончилось благополучно, но если бы за скалы были приняты настоящие корабли, то повода для шуток у подводников в не было бы.


Первый вахтофицер U 23 Адальберт Шнее курит трубку на мостике лодки

Любопытным фактом представляется то, что практически все главные участники этих событий впоследствии стали известными подводниками. Кречмер и Шютце вошли в пятёрку лучших немецких подводных асов Второй мировой. Их вахтенные офицеры Адальберт Шнее (Adalbert Schnee), Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) и Ганс-Дитрих фон Тизенгаузен (Hans-Dietrich von Tiesenhausen), став командирами подлодок, также стали асами, а последнему даже удалось торпедировать и потопить настоящий линкор. 25 ноября 1941 года торпеды U 331 капитан-лейтенанта фон Тизенгаузена отправили на дно Средиземного моря британский линейный корабль «Бархэм». Но сначала были скалы…

Список источников и литературы:

  1. Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. – М.: Центрполиграф, 2009
  2. Berr R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (http://www.ubootwaffe.net)
  3. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 1. Norderstedt
  4. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  5. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
  6. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
Все привет! С детства мечтал построить модель линкора HMS Rodney, именно в такой, камуфляжной окраске. Необычное расположение главного калибра – и получился у британцев весьма самобытный "монитор-переросток".
Пару слов о том, что изначально лежало в коробке… В настоящее время в 700-м масштабе данный линкор выпускает только Tamiya (арт. 77502). Модель довольно старая и требует огромного количества переделок и доработок. Лично меня порадовало, что палуба отлита вместе с корпусом и не придется шпаклевать неизбежные щели. Расшивка палубы как и на всех старых тамиевских моделях – внешняя, что существенно усложняет жизнь моделиста семисотчика. Однако сравнительно недавно появилась деревянная палуба AW20051 на эту модель от Artwox Models. Этот афтермаркет решает вопрос с убогой расшивкой палубного настила и позволяет сэкономить массу нервных клеток при окраске модели, особенно в такие сложные камуфляжные схемы. Ещё одним недостатком набора является значительное упрощение мелких деталей модели. Многие дельные вещи на палубе отмечены весьма условно. Отсутствует имитация обшивки на корпусе линкора, а так как она хорошо видна на фотографиях прототипа, пришлось сделать её путём наклейки самодельных масок и напыления затем на незакрытые места корпуса грунта из баллончика Mr. Hobby.
Свой неповторимый камуфляж HMS Rodney получил после завершения модернизации в США. На корабле значительно изменился состав зенитного вооружения, а так же форма надстройки, мостиков и мачт. Изначально тамиевский набор не позволяет построить корабль в таком виде, и я решил воспользоваться комплектом фототравления Bigblueboy №70060. Этот афтермаркет создан для систершипа HMS Rodney – линкора Nelson, однако, в нём есть превосходные стволы главного, среднего и универсального калибра, а так же весь "ассортимент" зенитной артиллерии, вьюшки, леера, кран, киповые планки и миллион другой мелочёвки, которая была типовой на большинстве британских линкоров.
Для точного подбора цвета при покраске модели пришлось провести целое исследование с покупкой различных красок у разных производителей. В итоге я пришёл к таким оттенкам по британским флотским стандартам того времени: B5 – АКАН 71100, MS3 – Mr. Hobby H70, 507C – АКАН 70050, MS2 – АКАН 73110, MS1 – АКАН 79014. Все краски – водорастворимый акрил. В определении схемы окраски здорово помогла англицкая книжка по линкорам Rodney и Nelson – "Man’O War 3: Battleships Rodney and Nelson". Замечательная монография (можно даже сказать первоисточник), которая послужила основой для написания других книг по данным кораблям, как у зарубежных, так и у отечественных авторов.
Не могу сказать, что модель собиралась легко, однако положительных эмоций получилось всё-же больше, чем отрицательных. Вот, пожалуй, и всё, швыряйте уже Ваши табуретки и гнилые помидоры, готов ответить на любые вопросы, с радостью поделюсь технологиями и опытом.
С уважением, Евгений.

Британские линкоры "Родни" и "Нельсон" были, для своего времени, эпохальными кораблями. Последние линкоры, заложенные в 1920-ых и первые, построенные в рамках Вашингтонских Ограничений, они представляли собой революционный скачок в военно-морском дизайне не только Великобритании но и всего мира. Вплоть до конца 1930-ых они, несомненно, являлись сильнейшими боевыми кораблями во всем мире... что в итоге, сыграло с ними такую же злую шутку, как и с "Худом"; они были достаточно хороши, чтобы необходимые модернизации откладывали на потом снова и снова, используя ограниченные средства на ремонт и поддержание более старых линкоров. В итоге, войну самые сильные британские линкоры встретили почти такими же, как вступили в строй... и, что еще более нелепо, такими же они ее и завершили.

Однако, британское адмиралтейство вовсе так не планировало.

Впервые, планы капитально модернизировать "Родни" и "Нельсона" были озвучены в 1936 году, на совещании по вопросам военно-морского строительства. При этом были детально рассмотрены выявленные недостатки линкоров. К таковым относились:

* Устаревшее и неадекватное вспомогательное вооружение. Корабли несли смешанное оснащение из 152-мм башенных противоминных орудий и 120-мм зенитных орудий. Ни те ни другие уже не соответствовали требованиям времени, и предпочтительным было бы иметь универсальное вспомогательное вооружение.

* Недостаточно эффективное вертикальное бронирование. Революционная в свое время схема внутреннего наклонного пояса, как выяснилось, обладала не только достоинствами, но и недостатками. Главным из них было неминуемое повреждение наружной обшивки корабля при любых попаданиях, что приводило к затоплению наружных отсеков цитадели. Кроме того, по мнению британских адмиралов, пояс имел недостаточную глубину - при увеличившихся дистанциях боя, снаряд мог проскочить под нижнюю кромку пояса и поразить погреба боеприпасов и машинные отделения линкора.

Поперечный разрез "Родни".

* Отсутствие горизонтального бронирования в (весьма длинной) носовой оконечности. Попавший в нос корабля снаряд мог привести к сильному затоплению целого ряда отсеков. Кроме того, выяснилось, что при определенном угле попадания, снаряд может проскочить под нижней кромкой носовой траверсной переборки, и разорваться в погребах боезапаса - с предсказуемым результатом.

* Неудачная конструкция мостика. Хотя в 1920-ых башнеподобная надстройка являлась шагом вперед по сравнению с тесными рубками старых дредноутов, в 1930-ых выявились ее многочисленные недостатки; в частности, сильная задымленность и загазованность от трубы корабля.

* Уже недостаточная 23-узловая скорость, не позволявшая эффективно взаимодействовать с новыми, 28+ узловыми линкорами.

В 1936-1937, было рассмотрено несколько проектов модернизации. В их рамках предполагалось продлить нижнюю кромку пояса ниже ватерлинии, продлить бронирование в носовую часть, поменять вспомогательное вооружение (несколько различных вариантов с различными комбинациями орудий были рассмотрены) и оснастить корабли катапультами и кранами для гидросамолетов.

Один из вариантов модернизации предусматривал установить наклонную 152-мм броневую плиту от нижней кромки пояса и до наружной обшивки линкора. Это должно было предотвратить подводные попадания (под нижнюю кромку пояса) и ограничить урон от разрывающихся на поясе снарядов.
Вверху: схема, показывающая прохождение снарядов под нижнюю кромку пояса.
Внизу: схема, иллюстрирующая как предполагаемая модернизация нивелирует эту угрозу.

Однако, работы на "Родни" и "Нельсоне" могли начаться не раньше, чем будет завершена уже ведущаяся модернизация линкоров "Вэлиант" и "Куин Элизабет". Британский флот и так уже серьезно отставал в темпах модернизации от американского и японского; вывод из боевой линии еще двух линкоров в 1937-1938 оставил бы Великобританию вообще без современных линейных кораблей. Это отодвигало планируемую модернизацию R&N на 1940-ой год, или позднее.

В качестве паллиативного решения, "Нельсон" был в 1937 году поставлен на шестимесячный плановый ремонт, в ходе которого подвергнут некоторой модернизации. На корабле установили новые директоры зенитного огня HACS Mk.III и несколько усилили зенитное вооружение. Нижнюю палубу в носовой оконечности "Нельсона" забронировали 76-мм - 102-мм плитами, и продлили вниз носовую траверзную переборку. Аналогичные работы планировалось провести и на "Родни", но ввиду плохого технического состояния корабля они были отложены до планирующейся капитальной модернизации.

"Нельсон" до и после модернизации (сверху и снизу соответственно).

Этот апгрейд, хотя и несколько поправил положение, все же не считался достаточным. Он рассматривался только как временная мера, перед капитальной модернизацией линкоров в 1940-1941 году. В сентябре 1938 года, директорат военно-морского строительства (DNC) сформулировал окончательный план требуемого и желаемого к реконструкции "Нельсона" и "Родни". В список входили:

А: Замена внутреннего броневого пояса - внешним, толщиной 14 дюймов (356 мм) напротив погребов, и 13 дюймов (343 мм) напротив машинного отделения. Пояс должен был уходить под ватерлинию, сужаясь к нижней кроме - для защиты от подводных попаданий.

Общая стоимость : ориентировочно £650000.

Продолжительность работ : 2 года.

Желательность : высокая

B: Новая котлотурбинная установка - общей мощностью до 70000 л.с. Предполагалось, что полная замена силовой установки обеспечит линкорам скорость около 25,5 узлов, что позволит им эффективно взаимодействовать с более новыми кораблями.

Общая стоимость : ориентировочно £700000.

Продолжительность работ : 2,5-3 года.

Желательность : относительная (адмиралтейство, в целом, хотело увеличить скорость R&N, но соглашалось и смириться с имеющейся)

С: Замена вспомогательного вооружения
- предполагалось демонтировать все противоминные 152-мм спаренные башни и 120-мм зенитные установки. Взамен, корабли должны были получить шесть новых 133-мм спаренных универсальных орудий QF Mk I, и шесть восьмиствольных автопушек "Пом-Пом". Было рассмотрено несколько потенциальных вариантов размещения универсального вооружения, включая размещение части 133-мм орудий в носовой части, по сторонам от башен главного калибра, и размещение "Пом-Помов" на крыше башен.

Общая стоимость : ориентировочно £900000.

Продолжительность работ : 2 года.

Желательность : высокая

D: Замена авиационного оснащения - оба линкора должны были получить по катапульте на крыше башни "X". Размещение ангара и поперечной палубной катапульты, хотя и рассматривалось в 1936-1937, было в итоге признано невозможным ввиду особенностей конструкции кораблей.

Общая стоимость : ориентировочно £180000.

Продолжительность работ : в рамках ремонта

Желательность : низкая

E: Установка нового мостика - линкоры должны были получить новый мостик современного типа, с платформами для директоров зенитного огня. Предполагалось также решить проблемы с задымлением.

Общая стоимость : ориентировочно £100000.

Продолжительность работ : 1,5 года.

Желательность : высокая

F: Демонтаж торпедных аппаратов - торпедное вооружение линкоров к этому времени уже воспринималось анахронизмом и не считалось эффективным даже в качестве заградительного. Хотя могучие 62-см торпеды "Родни" и "Нельсона" и обладали эффективной дальностью около 18000 метров, наличие только двух торпедных аппаратов ставило вероятность успешного попадания даже в неманеврирующую цель под сомнение.

Общая стоимость : ориентировочно £10000.

Продолжительность работ : в рамках ремонта

Желательность : средняя

Общая стоимость модернизации (с учетом £450000 на доработки и доделки) должна была составить около трех миллионов фунтов на каждый корабль. Продолжительность модернизации рассматривалась в два года. Согласно намеченному графику, "Родни" должен был быть поставлен на верфь в Портсмуте с октября 1939 (позднее дату сместили на январь 1940) по октябрь 1941 (январь 1942) - сразу же, как только будут завершены работы на линейном крейсере "Ринаун" и линкоре "Вэлиант". "Нельсон", как находившийся в лучшем состоянии, должен был быть поставлен на модернизацию в Девонпорте с декабря 1940 по декабрь 1942 - сразу же, как только вступят в строй новые линкоры "Кинг Джордж V" и "Принс оф Уэлс".

Война радикально изменила эти планы. Хотя поначалу DNC пыталась придерживаться измененного графика, поражение Франции и вступление в войну Италии в 1940 году означало, что британскому флоту придется прикрывать гораздо большую акваторию, чем изначально рассчитывалось. В сложившейся ситуации, выдергивать из состава флота его (все еще) самые сильные линкоры на целых два года было невозможно. Хотя "Родни" нуждался в поддерживающем ремонте, оба линкора были срочно возвращены на службу, а планируемая капитальная модернизация отменена.

Военные модернизации:

Тем не менее, британское адмиралтейство отлично понимало моральную и физическую устарелость "Нельсона" и "Родни", и по-прежнему собиралось отправить их на модернизацию (пускай и не столь капитальную) при первой же возможности. В первую очередь, вопросы вызывало их относительно слабое зенитное вооружение. В 1940-1942, оба линкора получили несколько апгрейдов своего противовоздушного вооружения ("Нельсон" в 1940-1942 нес четыре 20-зарядные пусковые установки "воздушных мин" UP), заключавшихся в установке новых автопушек. Однако, дальнее противовоздушное вооружение оставалось прежним, и недостаточным.

В апреле 1943, DNC предложило очередной план модернизации, с заменой старых противоминных и зенитных орудий на новые универсальные. Согласно проекту, корабли должны были получить четыре-шесть спаренных 114-мм орудий на борт. Директорат учений и разработок (DTSD) считал эту замену не более чем паллиативной, но новые 133-мм универсальные орудия были в дефиците. Малокалиберное зенитное вооружение предполагалось довести до девяти восьмиствольных "Пом-Помов" и 50-60 автопушек "Эрликон". В конечном итоге, планы эти так и остались на бумаге, так как ни "Родни" ни "Нельсона" нельзя было высвободить со Средиземного Моря.

Сверху-вниз:
* оригинальные 152-мм противоминные башни "Нельсона" и "Родни".
* 114-мм универсальная спаренная установка.
* 133-мм универсальная спаренная установка.

После капитуляции Италии летом 1943 года, положение на Средиземном Море изменилось к лучшему, и вопрос о модернизации двух линкоров встал снова. В июле 1943, адмиралтейство решило, что "Нельсон" может быть изъят из действующего флота на срок до 6 месяцев. "Родни", находившийся в худшем состоянии и испытывавший проблемы с проводкой, нуждался по крайней мере в годичном ремонте. Работы предполагалось завершить к концу июня 1944 года.

Для этой модернизации, адмиралтейство подготовило ряд вариантов. Ввиду ограничений по времени, значимое изменение бронирования или замена силовой установки исключались, поэтому основное внимание обращено было на замену вспомогательного вооружения. Каждое заинтересованное ведомство подготовило свой проект модернизации:

* Первый проект (за авторством DGN) предусматривал установку на каждом борту линкоров двух спаренных 133-мм универсальных установок, с новыми HA/LA директорами. Старые 120-мм зенитки либо оставлялись на прежнем месте, либо заменялись двумя новыми 120-мм спарками с силовыми приводами на каждый борт.

* Второй проект (подготовленный DCN) предполагал временную универсальную батарею из восьми спаренных 102-мм универсальных орудий, которую затем, по мере доступности, предполагалось заменить восемью спаренными 133-мм пушками. Четыре новых директора Mk IV GB, каждый с радаром Тип 285, должны были быть смонтированы на месте прежних директоров противоминной артиллерии. Количество "Эрликонов" предполагалось довести до 52 на корабль. Для варианта с 133-мм пушками, предполагалось использовать новые радары Тип 275, расположенные по углам надстройки. Количество "Пом-Помов" предполагалось довести до девяти. Проект был отвергнут по соображениям избыточного веса нового вооружения.

* Еще одно предложение включало замену 120-мм орудий 102-мм спарками и "Пом-Помами", при этом демонтировалась только часть 6-дюймовых орудий.

Рассмотрев все проекты, адмиралтейство, наконец, сформулировало требования к модернизации линкоров. Оптимальной вспомогательной батареей теперь считались десять спаренных 114-мм установок (133-мм были сочтены слишком тяжелыми) с директорами HA/LA по углам надстройки. В качестве временной меры, 102-мм спарки также могли быть использованы. Легкое зенитное вооружение должно было состоять из девяти свосьмеренных "Пом-Помов" или счетверенных "Бофорсов", и 50-60 "Эрликонов". Система управления зенитным огнем должна была иметь полное радарное оснащение для "слепого" зенитного огня. Также, на "Родни" предполагалось смонтировать броневую палубу в носовой части.

Камнем преткновения снова стал вопрос времени. Предварительная оценка показала, что в шестимесячный срок (отведенный на "Нельсон") можно оснастить линкор необходимой батареей автопушек, но для установки всего необходимого зенитного вооружения и СУО не хватит времени. Кроме того, радарное оснащение линкора не соответствовало требованиям. При выборе варианта с 102-мм орудиями, "Родни" мог быть модернизирован за отведенный годичный срок, но при выборе варианта с 114-мм орудиями, модернизация растягивалась до шестнадцати месяцев. Учитывая проблемы с сырьем и материалами, "Нельсон" был бы готов не ранее ноября 1943, а "Родни" - не ранее января 1944. В качестве последнего решения, DCN предложило заимствовать готовые материалы от новых заложенных кораблей, что позволило бы ускорить модернизацию линкоров примерно на три месяца, но задержало бы достройку новых крейсеров минимум на полгода.

В довершение всех проблем, единственной верфью в Британии, имевшей возможности и незадействованные ресурсы для модернизации "Нельсонов", была верфь в Девонпорте. Таким образом, только один корабль мог быть модернизирован в Великобритании - второй пришлось бы отправлять для этого в Соединенные Штаты. Хотя адмиралтейство рассматривало это как "само собой разумеющееся", на самом деле американцы вовсе не горели желанием модернизировать капитально старые корабли.

Тем не менее, летом 1943 года, адмиралтейство решило, что "Родни" пройдет модернизацию в Девонпорте, а "Нельсон" будет отправлен на ремонт и капитальную модернизацию в США. В сентябре 1943 года, британская военно-морская делегация в Вашингтоне получила распоряжение убедить американские власти начать работы над "Нельсоном". В качестве основного аргумента, Британия уверяла, что "в отличие от некоторых наших предыдущих запросов, в этот раз модернизации подвергается не заведомо устаревший корабль, но мощный и относительно современный линкор ". К этому времени был уже готов проект модернизации с использованием американского оборудования и вооружения:



Модель предполагаемого вида "Нельсона" после модернизации в США. Использовалась для продувок в аэродинамической трубе.

* Вспомогательное вооружение должно было теперь состоять из восьми спаренных 127-мм/38-калиберных универсальных установок американского производства. На каждом борту, две установки размещались на верхней палубе, а две - на крыше надстройки. Первоначальный проект предусматривал новые 127-мм/54-калиберные установки (предназначавшиеся для линкоров типа "Монтана"), по три на каждый борт, но к удивлению британцев, оказалось, что эти установки к производству не планируются.

* Четыре директора Mk-37, каждый с радаром Mark 4 должны были быть размещены в "ромбической" конфигурации; один на пьедестале впереди башнеподобной надстройки, два - по бокам от трубы, и последний - на пьедестале позади кормовой мачты.

* Вспомогательное вооружение должно было состоять из свосьмеренных "Пом-Помов" на крышах башен и по бокам надстройки и счетверенных американских "Бофорсов".

* Для питания всего этого вооружения и оборудования, корабль должен был получить вторую, параллельную электросеть переменного тока (британский флот все еще пользовался постоянным) под броневой палубой.

* Кроме того, предполагалось подкрепить расшатанный корпус "Родни" и переделать его неудачные противоторпедные були.

В феврале 1944 года, американское правительство - неохотно - согласилось принять линкор, и 4 июля 1944, "Нельсон" прибыл на верфь в Филадельфии. Его модернизации был присвоен высший приоритет после строительства новых кораблей, и работы предполагалось завершить к сентябрю 1945 года. Однако, уже к концу июля, после оценки состояния корабля (весьма плохого) сроки завершения сместились к "когда-нибудь в 1946" году. В августе 1944, адмирал Кинг заявил, что планируемые работы не могут быть завершены до конца 1946 года.

Кинг в итоге и поставил точку на всем проекте. Американский флот был согласен взять на себя модернизацию "Нельсона" только потому, что британцы убедили его в возможности закончить работы до конца войны. Теперь же, когда сроки завершения перестройки корабля сместились далеко за 1945 год, американцы не видели более смысла в модернизации старого британского линкора, который все равно не успел бы к окончанию войны. В довершение всего, атаки японских камикадзе резко увеличили нагрузку на американские верфи, по горло занятые ремонтом кораблей. В сложившейся ситуации, американцы продиктовали британцам свои условия: общая стоимость не должна была превысить 3 миллионов долларов, модернизация ограничивалась ремонтом машин и корпуса и заменой противовоздушного вооружения, а также мелкими перестройками мостика.

На такие "полумеры" британское адмиралтейство было не согласно. Новая серия переговоров "с чистого листа" привела к еще более удручающему результату; ремонт "Нельсона" ограничили минимальным обновлением зенитного вооружения (с установкой американских счетверенных "Бофорсов") и радиооснащения. Ради экономии времени и средств отказались даже от замены изношенной проводки. В конце 1944, линкор вернулся в Британию, где прошел еще один поддерживающий ремонт в Девонпорте, и в таком виде дослужил до конца войны.

Провал планов модернизации "Нельсона" поставил крест и на судьбе "Родни". Находившийся не в лучшем состоянии и к началу войны, к концу ее старый линкор просто разваливался на глазах. Изношенный, сильно поврежденный корпус протекал, в конструкции накапливались нагрузки. Планировавшийся ремонт в Девонпорте в феврале 1945 был отменен, поскольку док потребовался для доработки вернувшегося из США "Нельсона". К лету 1945, "Родни" официально считался небоеспособным, его корпус тек, его машины были на грани неработоспособности, и только непрерывная работа помп удерживала линкор на плаву. Тем не менее, он по-прежнему оставался - пускай и только формально - флагманским кораблем Флота Метрополии.

После войны:

К концу войны, вопрос " а где Перри что делать с "Родни"?" стал постоянной головной болью британских адмиралов. Хотя оба линкора уже изрядно устарели, они, тем не менее, все еще оставались самыми большими и мощными единицами британского флота. В мае 1945, адмиралтейство решило все-таки поместить "Родни" на капитальный ремонт в 1946 году, после завершения ремонта "Вэлианта" и "Куин Элизабет", однако средств на это не нашлось. В апреле 1946 года, уже помещенный в резерв линкор был назначен на списание как цель для флотских учений.

Однако, 31 июля 1946 года, адмиралтейство внезапно переменило решение, и снова настояло на модернизации "Родни". Послевоенные планы британского флота предполагали сохранение в его составе десяти линкоров; пяти новых (четыре оставшихся "Кинг Джордж V" и "Вэнгард") и пяти старых ("Нельсон", "Родни", "Ринаун", "Куин Элизабет" и "Вэлиант"). Предполагалось, что "Родни" пройдет модернизацию с декабря 1946, а за ним последует "Нельсон", но средств на эти работы снова не нашлось. Новая, безжалостная реальность, в которой Британия уже не была ведущей мировой державой, вступала в свои права, и в 1947 году британский флот принял решение списать все старые линкоры вместе.

Небольшое АИ-размышление: что было бы, если бы британцы изыскали время в 1938, и оба "Нельсона" были бы поставлены на капитальный ремонт - с заменой силовой установки и улучшением бронирования - до 1940 года? В этом случае, как раз к падению Франции, британский флот имел бы два новых, сравнительно быстроходных (25+ узлов) линкора, с вооружением из девяти 406-мм орудий (из всех противников Британии, только японцы имели более мощное), сильнейшим на тот момент бронированием и прекрасной противовоздушной защитой.

Имея на руках модернизированные "Родни" и "Нельсон", британцы с чистой совестью могли бы отправить на долгожданный капитальный ремонт "Худ". Два быстроходных 406-мм линкора с успехом перекрывали бы потребности как соединения H, так и флота Метрополии. Каждый из них мог бы с уверенностью вступить в бой с "Бисмарком" или "Тирпицем", равно как и с итальянскими линкорами. В случае же размещения на востоке (маловероятно, но все же возможно), пара "Нельсонов" могла бы стать более чем убедительным аргументом для японцев НЕ соваться в Индийский Океан.

Организация Королевский флот Изготовитель Cammell Laird Строительство начато 28 декабря 1922 года Спущен на воду 17 декабря 1922 года Введен в эксплуатацию 10 ноября 1927 года Выведен из состава флота 1946 год Статус Пущен на слом в 1947 году Основные характеристики Водоизмещение 34270 т (стандартное)
37430 т (полное) Длина 216,5 м Ширина 32,3 м Осадка 9,448 м Бронирование Главный пояс: 330–356 мм;
Палуба: 111–162 мм;
Барбеты: 305-381 мм;
Башни : 229–406 мм;
Рубка: 254–356 мм;
Переборки : 102–305 мм Двигатели 2 паровые турбины Brown-Curtis , 8 трёхбарабанных котлов адмиралтейского типа Мощность 45 000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 23 узла Дальность плавания 14500 морских миль (при 10 узлах) Экипаж 1314 человек (на флагманском корабле 1361) Вооружение Артиллерия 9 × 406-мм BL 16"/45 Mk I
12 × 152-мм BL 6"/50 Mk XXII Зенитная артиллерия 6 × 120-мм 4,7" морское орудие Mk VIII
8 × 40-мм «пом-помов» Минно-торпедное вооружение 2 торпедных аппарата калибром 620 мм Изображения на Викискладе

HMS Rodney (Корабль Его Величества «Родни» ) - британский линкор типа «Нельсон» . Назван в честь адмирала Джорджа Родни , носил прозвище «Роднол». Девизом его являлась латинская фраза «Non Generant Aquilae Columbas» (лат. От орлов не родятся голуби ). Носил бортовой номер 29. Нёс службу в Средиземноморье и Атлантике в годы Второй мировой войны, участвовал в потоплении линкора «Бисмарк ». Разобран на металл в 1948 году.

Дизайн

Известнен как «Особняк королевы Анны» благодаря структуре капитанского мостика и как «Корабль из вишнёвого дерева»: он задумывался как корабль более крупных размеров, однако его проект был изменён после заключения Вашингтонского соглашения . Чтобы разместить в трёх башенных артустановках главные орудия, все эти установки были установлены на носу судна, а для сохранения боевых качеств была снижена скорость и убрана лишняя броня с некоторых отделений корабля. Несмотря на ограничения, указанные в соглашении, линкоры «Родней» и «Нельсон » назывались самыми мощными линкорами в мире (по крайней мере, до 1936 года).

Строительство и ввод в службу

Линкор «Родней» был заложен 28 декабря в один день с «Нельсоном ». Строился в Биркенхеде на верфи «Каммелл-Лэйрд». На воду был спущен в декабре 1925 года, почти через два года (в ноябре 1927 года) был введён в состав флота Великобритании. Стоимость строительства корабля составила 7617000 фунтов стерлингов. Одним из первых капитанов линкора был лейтенант-командер Джордж Кэмпбелл Росс, сын Арчибальда Росса, военно-морского инженера и пионера кораблестроения.

Служба

Начало войны

До войны «Родней» нёс службу в составе Атлантической и Домашней эскадр флота. В 1931 году его экипаж участвовал в Инвергордонском мятеже из-за снижения зарплаты рабочим, но после переговоров с правительством прекратил выступления. В конце декабря 1939 года корабль срочно встал на ремонт из-за проблем с ходовой частью. Во время обороны Норвегии корабль подвергся крупному авианалёту 9 апреля в Кармёе - немецкий бомбардировщик сбросил на него 500-кг бомбу. Она пробила бронированную палубу, но не взорвалась. 13 сентября «Родней» совершил переход из Скапа-Флоу в Росайт для подготовки к обороне Британии в случае немецкого морского десанта. С ноября по декабрь он сопровождал британские конвои, которые шли из Галифакса и в Галифакс (Новая Шотландия). В январе 1941 года он участвовал в боях против линкоров «Шарнхорст » и «Гнейзенау », однако это сражение оказалось неудачным и потопить эти суда британцам не удалось. 16 марта всё же «Родней» вступил в очередной контакт с линкорами, однако они успели уйти от преследования.

Охота на «Бисмарк»

В мае 1941 года «Родней» под командованием адмирала Фредерика Далримпла-Хэмильтона вместе с двумя эсминцами сопровождал британское транспортное судно «Бриттаник» в Канаду. 24 мая экипаж получил радиограмму с приказом немедленно отправиться в состав специального отряда для уничтожения «Бисмарка ». 26 мая линкор встретился с другим линкором «Кинг Джордж V » и отправился с ним на встречу с немцами. Утром 27 мая в 08:00 при поддержке крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир » он настиг немецкий корабль (расстояние 21 морской мили при видимости в 10 морских миль). «Родней» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции.

Огонь был открыт в 08:47. В 09:08 «Родней» выпустил свои 406-мм снаряды и попал в немецкие носовые башни «Антон» и «Бруно», выведя из строя последнюю; второе попадание разрушило передовой контрольный пункт, от взрыва погибли почти все высшие офицеры экипажа. «Родней» не прекращал свою стрельбу, но в 09:31 башня «Цезарь» дала свой залп и вышла из строя. Разрывы снарядов повредили британский линкор и заклинили торпедные аппараты судна. В итоге экипаж «Бисмарка» полностью переключился на борьбу с линкором «Родней», что стало своеобразной ловушкой для немцев. По этому поводу адмирал Гернси заметил: «Слава Богу, что немцы стреляют по „Родней“». Через 44 минуты «Родней» приблизился на расстояние до 3 км, что позволяло ему стрелять в упор, в то время как «Кинг Джордж V » продолжал стрельбу с большего расстояния.

Запасы топлива у британцев были уже на исходе, но и немцы не могли уже двигаться до порта, вследствие чего «Родней», «Кинг Джордж V » и эсминцы были отозваны домой. Линкор был добить крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир », которые выпустили свои торпеды. По некоторым данным, капитан судна Линдеман был убит снарядом от «Родней», однако спасшиеся с «Бисмарка» моряки утверждают, что он оставался на судне до конца и ушёл под воду вместе со своим кораблём.

Соединение H

После завершения операции линкор отправился в Бостон на ремонт. Подобное действие имело и политическое значение: США, приняв судно, выразили готовность сражаться на стороне антигитлеровской коалиции. Во время ремонта экипаж служил в Гражданском корпусе охраны окружающей среды , некоторые из моряков даже успели создать семьи в США . В сентябре 1941 года корабль вернулся в состав флота и направился в Гибралтар , где как член соединения «H» участвовал в сопровождении конвоев на Мальту. В ноябре встал на стоянку в Исландии, до мая 1942 года ремонтировался и отстраивался, вернулся в соединение «H» после ремонта. Участвовал в высадке войск в Алжире, десанте на Сицилию и Салерно. С октября 1943 года снова служил в британском домашнем флоте, участвовал в операции «Оверлорд», обстреливая Кан и Олдерни . 7 июня столкнулся с судном LCT-427, что привело к гибели 13 моряков . В сентябре 1944 года впервые сопровождал конвой в Мурманск .

Конец службы

За войну прошёл более 156 тысяч морских миль даже с учётом того, что его двигатель работал не в полную силу с 1942 года. Проблемы с машинным отделением привели к тому, что корабль в первый же год после войны был выведен из состава флота. 26 марта в Инверкитинге корабль был официально продан и пущен на слом.

Примечания

Литература

  • Ballantyne Iain H.M.S. Rodney. - Barnseley, UK: Pen and Sword, 2008. - ISBN 978-1-84415-406-7
  • Brown David K. The Grand Fleet: Warship Design and Development 1906–1922. - reprint of the 1999. - London: Caxton Editions, 2003. - ISBN 1-84067-531-4
  • Brown David K. Nelson to Vanguard: Warship Design and Development 1923-1945. - London: Chatham Publishing, 2006. - ISBN 1-59114-602-X
  • Burt R. A. British Battleships, 1919-1939. - London: Arms and Armour Press, 1993. - ISBN 1-85409-068-2
  • Parkes Oscar British Battleships. - reprint of the 1957. - Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1990. - ISBN 1-55750-075-4
  • Raven Alan British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy"s Battleship and Battlecruisers from 1911 to 1946. - Annapolis, MD: Naval Institute Press. - ISBN 0-87021-817-4

Ссылки

  • Maritimequest HMS Rodney Photo Gallery (англ.)