Какая гитара у виктора цоя. Секрет гитары цоя. «Никакой политики, чисто внутренний мир»

Петербургский музыкант делает из гитары Цоя арт-объект (фото)

© Фото из личного архива Сергея Елгазина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 октября. Музыкант Сергей Елгазин занимается реставрацией гитары лидера группы "Кино" Виктора Цоя.

Как рассказал Сергей Елгазин корреспонденту "Росбалта", он приступил к реставрации около трех-четырех дней назад.

"Сейчас, поскольку аутентичность исчезла, внешний вид гитары оказался не ахти - трещины по корпусу. Есть идея превратить гитару Цоя в арт-объект, - говорит Елгазин. - Я разослал различным художникам, которые знали музыканта, просьбу принять участие в акции - изобразить на гитаре портрет Цоя. И мне ответил Алексей Сергиенко - художник, который делал цикл работ, посвященных лидеру группы "Кино". Он как раз пишет портрет Цоя. И предложил перенести его на гитару. Я отреставрирую все, кроме деки, а на ней он изобразит портрет".

Гитаре 30 лет. Сергею Елгазину ее подарили друзья Цоя еще в то время, когда Елгазин был совладельцем клуба "Камчатка". "Я на ней играл, а несколько лет назад обратился к сыну Цоя и попросил написать бумагу о том, что я ее хранитель. И он мне написал, там также есть разрешение на реставрацию", - отметил Елгазин.

Музыкант подчеркнул, что эта гитара была его рабочим инструментом, с ней он выступал на всех концертах. После реставрации он снова будет на ней играть.

"Есть люди, которые считают что надо было оставить все как есть. Положить кусочки гитары под стекло. Но, во-первых, музея Цоя нет, и класть гитару некуда. Во-вторых, в музее "Камчатка" есть гитара, которая лежит под стеклом в ужасном состоянии, а этот инструмент будет играть, продолжая дело Цоя... Если бы это была единственная гитара Цоя, вопрос стоял бы по-другому, но суть в том, что гитар, на которых он играл, много. И от того, что я одну из них сделаю рабочим инструментом, слава Цоя не пострадает. Это правильнее, чем засыпать вещи нафталином", - сказал Елгазин.

В серии ЖЗЛ вышла книга о знаменитом рок-музыканте

Триста шестьдесят страниц о детстве, юности, становлении и звездном периоде, пожалуй, главного отечественного рок-музыканта — биография представляет собой выдержки из интервью родственников, друзей, близких или не совсем близких людей. Одной из интриг этого сочинения является сам автор — «юрист из Чебоксар», как он себя называет, и «просто поклонник Цоя» — Виталий Калгин, человек, собственно, никогда не имевший отношения к группе «Кино», однако же составивший полноценное жизнеописание.

— Виталий, несколько слов о самой книге. Какую структуру она имеет?
— Поскольку книга вышла в рамках ЖЗЛ, она полностью соответствует формату серии. По содержанию издание делится на три части. Первая — детство и юность Цоя, с 1962 по 1977 год. Вторая часть раскрывает период с 1977 по 1987 год. Третья рассказывает о звездном периоде жизни Виктора с 1987 по 1990 год.

— Чем она отличается, если отличается, от других биографических трудов о Викторе Цое?
— В этом издании много новых материалов. Я собрал ранее не публиковавшиеся интервью, воспоминания, цитаты, комментарии и свидетельства как самих музыкантов «Кино», так и представителей его ближнего круга. Для меня было важным найти как можно больше правдивых свидетельств. В 1991 году вышла книга петербургского писателя Александра Житинского и Марианны Цой «Виктор Цой. Стихи. Документы. Воспоминания», которая на какое-то время стала неплохим подспорьем для поклонников (кроме того, известна еще книга Александра Житинского «Цой forever. Документальная повесть». — Прим. ред. ). Что касается других книг, увы, это были сплошные повторы, приуроченные к датам.

— С кем вы встречались во время работы над книгой?
— В процессе написания книги я познакомился с самыми разными людьми, в том числе и с близким кругом Цоя. Это было сложнее всего. О Викторе за эти годы было написано столько ерунды, что многие его друзья не хотели ни помогать, ни встречаться, ни по телефону разговаривать, априори считая, что я очередной журналист-фантазер, который все перепутает и присочинит. Но в результате мне удалось переговорить даже с теми, кто сначала категорически отказывался. Что касается конкретных имен, то, разумеется, это были музыканты «Кино». А еще — Инна Николаевна Голубева, мама Марианны Цой; гастрольный директор группы Олег Толмачев; друзья юности Виктора Цоя — Антон Галин, Игорь Петровский и многие другие.

— Были ли уже какие-то отклики со стороны отца, сына, друзей и единомышленников Виктора на книгу?
— Разумеется. Без одобрения музыкантов «Кино», родных и близких Цоя книга не увидела бы свет. Я всем разослал текст, чтобы они могли поправить неточности или высказать свое мнение по спорным вопросам. Я считаю, что главное — это дать всем возможность высказаться. А уж кто прав, кто виноват или как все на самом деле было, пусть решит читатель.

— Виталий, расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?
— Последние два года я занимался книгой. Начиналось все как хобби, но времени стало отнимать все больше и больше. В перспективе я либо вернусь к юридической практике, либо буду продолжать свои исследования.

«Никакой политики, чисто внутренний мир»

Из биографии предстает довольно определенный образ Виктора Цоя. Человека, имеющего «редкий мелодический дар» и «безупречный слух». Упорного и трудолюбивого — если это касается его любимого дела. Простого в быту, сдержанного, сосредоточенного. И в то же время веселого и легкого. А также, по словам самых близких, — чрезвычайно ранимого.

Вот как характеризовал его друг Максим Пашков, рассказывая о безумных юношеских гулянках в компании первых питерских панков: «Надо отдать должное Виктору. Он хотя и участвует в этих мероприятиях, но на фоне других сохраняет человеческое лицо, чувство юмора и не опускается до пошлости. Цой был гораздо консервативнее всей остальной компании, и в наших «забавах» никогда не шел до конца. В нем никогда не было разнузданности».

О покупке первой профессиональной гитары довольно забавной историей делится лидер группы «АУ» Андрей Панов: «Родители уехали на юг, оставили Цою девяносто рублей из расчета треха в день. А у Цоя была мечта, как и у всех, — двенадцатиструнная гитара. Он побежал и тут же ее купил. 87 рублей она стоила. А на сдачу, поскольку голодный, у парка Победы купил беляшей по шестнадцать копеек. И значит, натощак их навернул. Он очень долго потом это вспоминал. Говорил, лежал зеленый, один в квартире, умирал. До туалета было не дойти. Лежал несколько дней. С тех пор беляшей не ел».

«Тогда как танком прокатило, — вспоминает о первой встрече с Цоем Борис Гребенщиков. — Я и подумать не мог, что такой величины автор вырос в Купчине и доселе никому не известен. На следующий день стал звонить друзьям-звукорежиссерам, уговаривая их немедленно записать песни Цоя, пока ребятам еще хочется играть. Я очень счастлив, что оказался в нужный момент и в нужное время».

Об одной из работ Цоя есть довольно неожиданный эпизод, рассказанный Инной Николаевной Голубевой: «Он устроился рабочим в управление паркового хозяйства, где вырезал детскую деревянную скульптуру в парке «Тихий отдых» на Каменноостровском проспекте, 81». До сих пор в том парке можно увидеть некоторые работы Виктора, к примеру «Грустный лев»…

«Цой не актер — с даром перевоплощения дела у него обстоят неважно, — приводятся в книге воспоминания Артемия Троицкого. — Он «зацепил» публику чем-то другим. Может, именно тем, что в нем нет ни капли суеты или наигрыша, а есть надежность, спокойствие и честность. Неудивительно, что в наши, склонные к истерике времена многие видят в нем если не спасителя, то во всяком случае настоящего героя».

А вот что говорил Георгий Гурьянов о так называемой революционности его песен: «По поводу песни «Перемен». В ней нет никакой политики. Совершенно. Абсолютно философский трактат, там нет ни слова о политике, чисто внутренний мир…»

алла чередниченко

Секрет гитары Цоя

В Музее Виктора Цоя в котельной «Камчатка» хранится двенадцатиструнная гитара музыканта. Для поклонников Цоя – священный артефакт, а для ее знаменитого владельца это был качественный инструмент, сделанный в Ленинграде.

ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты) " class="article-img">

Когда-то подростки играли не на американских гаджетах, а на ленинградских гитарах.
ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты)

Как нам рассказали в музее, эту гитару Виктор купил в 1978 году в Гостином дворе. По тем временам это была одна из лучших представленных на витринах ленинградских музторгов гитара. Да и стоила она чуть ли не всю среднестатистическую зарплату советского гражданина. Чтобы осилить покупку, будущей легенде русского рока пришлось копить деньги, которые ему выделяли родители на пропитание. Разглядываю потертую этикетку на гитаре и вижу практически стертую надпись «Ленинградская фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского».

«Действительно, в то время ленинградские гитары «Луначарки» славились не только в СССР, но и за рубежом», – подтверждают и музыканты, и музыкальные мастера. А секрет успеха тех гитар был прежде всего в грамотно выстроенной технологической цепочке производственного процесса, серьезном отношении к подбору материалов и энтузиазме специалистов. Делали эти гитары в основном из ели и березовой фанеры. Также использовали бук и клен. Особенно ценилась древесина из Архангельской и Вологодской областей.

«Что касается гитары, которая была у Виктора Цоя, то ее высокое качество зависело в том числе и от естественных технологических особенностей, – объясняет потомственный гитарный мастер Андрей Бабичев. – Чтобы ускорить процесс лакировки, гитары покрывали специальным лаком только одним слоем. Особенность советского лака (а другого не было) в том, что он высыхал в ровную поверхность лишь при условии, если толщина покрытия была больше миллиметра».

В результате практически все «луначарские» гитары того времени были слишком сильно пропитаны этим лаком, что, естественно, сказывалось на качестве их звучания. И только 12-струнным моделям чрезмерная масса лака была не страшна благодаря высокому натяжению, которое давали 12 металлических струн, раскачивающих деку.

Согласно заводской легенде, образцом для таких инструментов послужила испанская гитара известного музыканта Андерса Сеговия, который в 1927 году с дружественным визитом гостил на ленинградской фабрике. Он подарил мастерам свой инструмент (по другой версии, они воспользовались инструментом тайно, пока хозяин отвлекся). Мастера вдоль и поперек изучили заморскую гитару, скопировали с нее лекала, тщательно изучили замеры и расположение пружин. Именно те скопированные лекала и послужили основой для лучших отечественных инструментов, многие из которых живы до сих пор.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

1. Первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву. В 84-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли «квартирник» (в доме неподалеку от столичной прокуратуры). Концерт прервал визит участкового. Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью — в противном случае, Цою, наверняка, припаяли бы «незаконную трудовую деятельность».

2. Виктор Цой не выносил вида крови. В 83-м он пытался откосить от армии в знаменитой питерской психиатрической больнице на реке Пряжке.

«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее, — вспоминает экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. — С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колоть это уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тут вены резать себе!... В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно! ».

Кстати, «на Пряжке» Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».

3. По словам практически всех, кто знал его лично, Цой не был ни заносчивым, ни шумным, ни, тем более, агрессивным человеком. Что не мешало ему фанатеть от Брюса Ли, десятки раз пересматривать «Выход дракона», копировать движения, позы и даже выражение лица своего кумира.

4. Цой был очень стеснительным. «И по части женщин, и вообще, — вспоминает близкий друг Виктора и первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин в интервью «Московскому Комсомольцу». — Но это опять идет от советского бытия: Витю унижали из-за его национальности. Каких мы только фраз у пивнушек в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали» .

5. В 1986-м, несмотря на чернобыльскую катастрофу, группа «Кино» приехала в Киев - сниматься в фильме «Конец каникул» — дипломной работе молодого режиссера Сергея Лысенко. Принято считать, что этот фильм запустил кинокарьеру Цоя, хотя «приближенные источники» утверждают, что тот был изрядно удручен тем, что «фильм получился таким говном».

6. Цой увлекался резьбой по дереву. Его впервые показали по телевизору в программе «Монитор», как одаренного резчика по дереву. Цой особенно любил мастерить из дерева японские традиционные фигурки — нэцкэ. Потом он раздаривал эти миниатюрные скульптуры друзьям и знакомым.

7. Цой любил рисовать. Его друзья говорят, что это были гротескные изображения, которые были близки к фэнтези и мультфильмам.

8. На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром. Но многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком.

Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с «Беломором» в зубах книжку читает» .

9. Виктора Цоя интересовала российская эстрада. Он знал наизусть несколько песен Михаила Боярского и однажды ходил в СКК на концерт Валерия Леонтьева.

10. Рассказывает Анатолий Соколков, начальник той самой «Камчатки»:

«Он говорил про себя: «Я загадочный восточный мужчина». Песня «Камчатка» была написана гораздо раньше, чем Цой сюда попал. Писал он чисто фонетический текст, слово понравилось. Когда он устроился работать, все сошлось воедино» .

11. Песню «Спокойная ночь» Цой написал в Киеве. С десятого этажа гостиницы «Славутич» открывался красивый вид на город — говорят, этот пейзаж и настроение, царившее в Киеве, как раз и вдохновили Цоя на строчки «Я ждал это время, и вот это время пришло. / Те, кто молчал, перестали молчать. / Те, кому нечего ждать, садятся в седло, / их не догнать, уже не догнать» .

12. Есть версия, согласно которой слово «Асса» сделал эдаким поп-культурным символом не Соловьев и не Гребенщиков, а именно Цой. Один из первых саунд-продюсеров на территории СССР — Андрей Тропило — вспоминает, что «по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом «АССА!» .

«Когда записывали «Ночь» или «Начальника Камчатки», общение было очень затруднительно. Почему? Постоянное ощущение дурдома. Ты что-то делаешь с одним исполнителем, а в это время другие, в том числе и Цой и Каспарян, непрерывно двигаются, подскакивают, демонстрируют друг другу приемы каратэ. Они все время махали руками. А когда у тебя над головой непрерывно машут руками, это довольно неприятно. У меня это слово «асса» было постоянно за спиной. Они непрерывно это «асса» друг другу демонстрировали. Удар в челюсть ногой или что-нибудь еще» .

13. Биографы любят подчеркивать, что неоспоримо любимым цветом Цоя был черный, но это не совсем так. Этот цвет преобладал в сценических костюмах, в жизни же Виктор Цой любил одеваться ярко и обожал желтый цвет (на Востоке — символ вечности). Любимые цветы Цоя — желтые розы.

14. Виктор Цой и группа «Кино» успели дать четыре концерта на Западе: в Дании, Италии и два раза во Франции.

15. Люди, окружавшие группу «Кино» на гастролях, отмечают их феноменальную отдачу. Уходя за кулисы после концерта, Цой почти всегда падал в изнеможении и минут десять лежал на полу без движения. Приходил в себя, потому что на сцене всегда выкладывался по полной.