Рассказать о композиции художественного произведения. Что такое композиция? Определение

Ольга Валентиновна ВИКТОРОВА - старший преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств.

Литературная композиция на школьной сцене

Н аиболее распространённый театральный жанр на школьной сцене - это, конечно же, литературная композиция. Она популярна потому, что наиболее доступна в работе, как полагают многие учителя. Форма литературной композиции позволяет живо реагировать на события, происходящие в современном мире, высказываться, что называется, “на злобу дня”. Идея, основной замысел могут быть выражены особенно ярко и лаконично именно средствами литературно-художественной композиции, что позволяет использовать её как эффективный педагогический приём при решении задач школьного воспитания. Считается, что литературная композиция более доступна в работе и более предпочтительна для постановки, так как не требует большой репетиционной работы с исполнителями, позволяет соединять почти любой литературный материал и не “городить огород” из декораций на сцене, как при постановке драматического спектакля. Примерно таково общее мнение. Всё это так… и не так. Попробуем разобраться.

Особенности жанра “художественное чтение” формировались достаточно долго. У древних эллинов особым почётом пользовалось искусство декламации - жанр, в котором были определены жёсткие рамки мелодики речи и обязательные условные жесты. Форма произнесения текста являлась обязательной и подчиняла себе содержание. Создавался некий идеальный классический образец для подражания. Декламационные правила складывались на протяжении нескольких веков. Так формировался особый театральный исполнительский жанр. Однако строгость канона очень ограничивала творческую природу актёра, так как отступление от правил считалось бунтом против культуры. Только в начале XIX века лишённые жизни правила декламации начали отступать под натиском новой театральной правды, основу которой заложил великий француз­ский трагик Тальма. Начав обучение в Королевской школе декламации и пения, впоследствии он преодолел установившиеся правила напевности речи и внешнего жеста. На смену формализму и иллюстративности пришли эмоциональность и страстность, разнообразная жизненная интонация. Содержание произносимого текста стало для исполнителя не менее важным, чем форма.

Основа русской школы художественного слова была заложена в 1830-е годы на первых публичных чтениях писателей и актёров. У истоков этого начинания стояли А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, признаваемые как одарённые чтецы. Ими же были сделаны и первые теоретические обобщения в искусстве художественного слова. Простота и правдивая жизненная интонация - вот что должно лежать в основе искусства звучащей литературы. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь в главе «Чтения русских поэтов перед публикою» писал: “Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать… Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всему сочувствовать ”.

Вот, оказывается, что есть главное в звучащем слове - не идеальный образец для подражания, пустой и холодный, а живое слово, способное вызывать сочувствие у слушателей, авторские мысли и чувства, прожитые исполнителем на сцене, как свои собственные. Только через естественную живую интонацию можно добиться ответного сопереживания слушателя.

В XX веке жанр художественного слова достиг своего апогея и размножился на ряд родственных исполнительских жанров. Прежде всего это авторское чтение на встречах с читателями, которое очень любили, например, Есенин и Маяковский. В начале XX века становились популярны чтецкие вечера А.Я. Закушняка и В.И. Качалова, где актёры выступали как чтецы-рассказчики. Чуть позже сложился жанр “театр одного актёра”, одним из основателей которого был актёр В.Н. Яхонтов, и жанр “живого портрета” И.Л. Андроникова. “Театр одного актёра” совместил в себе черты художественного чтения, художественного рассказывания и, отчасти, законы драматического театра. Внутри этого жанра и появилась литературно-художественная композиция, вклинившаяся между литературой и театром.

Ираклий Андроников писал о Владимире Яхонтове: “То, что делал Яхонтов, представляло собой сплав художественного чтения с театральным действием ”. То есть в композиции должны сочетаться простота и жизненность интонации с театральным действием, выстроенным по законам драматического искусства. Только при соблюдении этого симбиоза литературно-художественная композиция будет целостной и воздействующей на зрителя. Таким образом, миф о простоте постановки литературной композиции заметно пошатнулся. “Городить огород” всё-таки придётся, только более продуманный и отобранный, чем в драматическом спектакле, да и работы с исполнителями не меньше, чем над ролью. Поиск той самой естественной интонации, понимание и проживание событий композиции учеником, а не учителем - работа очень кропотливая и не быстрая.

“Искусство выразительного чтения” как учебный предмет был в XIX веке введён в программы обучения гимназий и лицеев в России, Франции, Германии и Америки. Его необходимость объяснялась просто - он учил выражать содержание произносимого, он учил рисовать звуковые картины при помощи слов, чтобы зрители их увидели. Зачем? Чтобы вызвать ответную ожидаемую реакцию у слушателя. Это и есть наша цель, наша главная задача при постановке композиции. Каким образом этого достичь? Создать “киноленту видений” тех событий, о которых идёт повествование, как писал К.С. Станиславский, и передать её зрителю, вызвав тем самым его эмоцию, его сопереживание происходящим в композиции событиям. Занимаясь с учениками художественным словом, учителю нужно непременно помнить об одном интересном открытии - художественное слово формирует образное мышление . Согласитесь, это особенно важно сегодня, когда культура чтения снижается, заменяясь другими формами проведения досуга - кино, компьютерные игры, Интернет, где видеоряд уже задан изначально. Такая задача будет поважнее, чем просто получение информации об авторе или о времени. Нередко же учителя берутся за постановку литературной композиции, видя в ней только продолжение учебной программы, поданной в инновационной форме, и ставят исключительно информационные задачи.

Статья опубликована при поддержке компании "Гермес" – надежного поставщика и стабильного партнера на рынке одежды second hand в Москве. На складах компании в Москве, Брянске, Краснодаре и Орле всегда есть в наличии сортированный секонд хенд (мужская, женская и детская одежда, обувь, текстиль и предметы домашнего обихода), а также сток из таких европейский стран, как Швейцария, Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Англия и др. Продажа осуществляется как крупными, так и мелкооптовыми партиями от одной упаковки весом 15 кг. Секонд хенд оптом от "Гермеса" – это стабильное наличие на складах товара высокого качества и его бесплатная доставка по Москве и регионам РФ, гибкая система скидок для постоянных покупателей и специальные условия и предложения для новых клиентов, прайс-лист с весьма привлекательными ценами и удобный график работы. Став постоянным посетителем сайта http://www.secondhand-optom.ru/ , Вы сможете одним из первых узнавать о дате поступления новых партий товара, постоянно быть в курсе скидок, акций и спецпредложений, знакомиться с ассортиментом и категориями имеющегося в наличии секонд хенда.

Т еперь несколько слов об идеологической направленности в литературной композиции. Жанр складывался в 1920–1930-е годы. В России это была эпоха жёстких идеологических приоритетов. Слово выражает дух времени и передаёт его векам. Слово в художественных композициях 20–30-х годов выражало дух того времени очень определённо, безапелляционно. Видимо, это и послужило тому, что за жанром литературно-художественной композиции закрепилось клише “на злобу дня” и стало своеобразным “классицистическим идеалом” своего времени, к которому следовало стремиться. Идеологическая направленность в композиции стала канонической, что и явилось со временем “удавкой” для жанра.

Пусть художественное слово в композиции выражает дух своего времени, а не является учительской указкой, как это часто бывает сегодня. Идеал не может быть навязан извне, он должен сформироваться в человеке самостоятельно, родиться в нём через развитие эмпатии (вчувствования), через самостоятельное постижение добра и зла при помощи хорошей литературы с разнообразной жизненной интонацией. Вот и оказывается, что литературная композиция не так уж доступна и легка в работе, как казалось. Популизм не есть популярность жанра, и вреда от него куда больше, чем предполагаемой пользы, ибо клишированность в суждениях не лучше, чем вообще отсутствие суждений. Клишированность в образном мышлении не лучше, чем вообще отсутствие образного мышления. Так зачем же нам нужны школьные театральные “достижения”, ничего не достигающие - ни речевого слуха, ни вкуса к художественному слову и литературе в целом, ни развитого образного мышления, ни развитой творческой фантазии ученика? Будем помнить об этих “подводных камнях” и постараемся их обойти, будем верно определять приоритеты и выбирать действительно важные цели при работе с детьми, а не решать частные учебные задачи.

Е сли всё-таки вы решились взяться за постановку литературной композиции, то вам поможет знание некоторых театральных законов и правил создания литературно-художественной композиции. Относиться к ним нужно как к рекомендациям, не ограничивающим вашу творческую природу, а, наоборот, помогающим раскрывать её.

Что же такое литературно-художественная композиция? Это самостоятельное художественное произведение, создаваемое режиссёром на базе недраматургического материала, используемого полностью или частично, как то: поэзия, проза, публицистика, мемуарная литература, отрывки из пьес (как дополнение, оттенок мысли), научная литература, критика, документы. Композиция может включать в себя музыку, песни, фото и видеоматериалы.

Не следует путать с композицией инсценировку и монтаж. Инсценировка - это перевод прозаического литературного материала на язык драматургии, то есть написание пьесы. Монтаж - это способ отбора, построения и соединения частей композиции, через которые идёт развитие действия. Монтаж - это особый метод художественного мышления, способ создания художественного произведения. В качестве примера можно привести роман «Мастер и Маргарита»: здесь главы, где разворачиваются события современной истории, монтируются с главами, повествующими о событиях Священной истории. При таком способе построения художественного текста плавное развитие сюжетной линии прерывается. Зачем это было нужно Булгакову? Ответив на этот вопрос, мы поймём, зачем нужен монтаж в художественном произведении. Это и столкновение сквозного и контрсквозного действия, это и способ включения ассоциативного ряда у зрителя (таким способом часто пользовались Ф.Феллини и А.А. Тарковский в своих фильмах), это может быть и способ построения событийного ряда, когда событие прямо не называется, а воплощается в другом музыкальном или литературном материале. Например: документальная хроника событий дуэли Пушкина прерывается стихотворным текстом - это не иллюстрация произошедшего события, а его осмысление. Используемый стих - это авторская позиция по отношению к произошедшему событию, суждение.

Первым к методу художественного монтажа в композиции обратился В.Н. Яхонтов и довёл его до высочайшего уровня художественности - он синтезировал современный и исторический материал, сочетал различных авторов и различные жанры. О том, как он создавал свои композиции от выбора материала до воплощения на сцене, можно прочитать в его книге «Театр одного актёра».

С чего же начинать постановку композиции? С выбора и точного определения темы и отбора материала. Чтобы определиться с темой, прежде всего нужно проанализировать возможности и интересы ваших будущих исполнителей и аудитории, которой вы это будете показывать. Сформулированная тема и выбранный материал должны соответствовать исполнителям по возрасту, по глубине понимания проблемы, по сложности литературного материала, по их интересам. Язык композиции должен соответствовать языку аудитории, должен быть понимаем этой аудиторией и находить внутренний отклик у неё. Немаловажны и ваши технические возможности при простановке композиции: сколько человек может поместиться на вашей сцене без ущерба для восприятия? Каковы возможности вашей звуковой, световой и видеоаппаратуры? Все эти мелочи могут оказаться решающими при воплощении уже написанного литературного сценария. Если ваше решение строится на световых или видеоэффектах, а возможности для воплощения нет, то решение придётся менять по ходу репетиций, что не всегда возможно.

При отборе материала мы уже в общих чертах должны представлять структуру будущей композиции, её сюжетную линию. Попробуйте ответить себе на вопрос: “О чём я буду рассказывать историю ? И для чего я буду её рассказывать здесь, сегодня, этим людям?” Пример сюжета одной композиции: девочка живёт в любимом городе, которым гордится, среди любимых людей. Начинается война, и всё, что было дорого и любимо с детства, начинает на глазах разрушаться. Чтобы остановить разрушение, девочка и все оставшиеся жители города делают всё возможное и невозможное. В итоге общими усилиями останавливают врага и побеждают. Тема композиции - Ленинградская блокада. В композиции использованы блокадные дневники, стихи А.Ахматовой и О.Берггольц.

При работе над одним автором тему лучше ограничить какой-либо проблемой. Часто бывает так, что точная тема (о чём?) и идея (для чего?) формулируются только в процессе работы с композицией, а не заранее, они уточняются и проверяются. При работе с многими авторами и разнообразными произведениями отбор будет зависеть от вашего построения. Композиция должна иметь драматургическое развитие, оно будет зависеть от вашего сюжета. Из обилия отобранного материала мы начинаем собирать композицию с учётом кусков-событий, пользуясь методом художественного монтажа: экспозиция - начало начал, древние называли это приступом , в нём вскрываются ваши внутренние мотивы обращения к данной теме; завязка - это событие с которого начинает развиваться интрига; развитие действия - это развитие повествования, ряд событий и их следствий, препятствия на пути развития сюжета, которые приводят к высшей точке накала в композиции, то есть к кульминации; кульминация - это и есть та высшая точка накала конфликта, после которой жизнь не может идти по-прежнему и стремится к развязке конфликта; заключение - это ваша позиция, ваша оценка произошедшего. Не всегда композиция бывает сюжетной, но в бессюжетной ассоциативной композиции увеличивается нагрузка на исполнителя. Он должен тащить на себе развитие интриги, а это под силу только хорошему, опытному актёру. Но в любом случае без учёта драматургического построения композиция может оказаться “ни о чём”. Используя метод монтажа, мы выстраиваем не только события и факты, но и сталкиваем друг с другом конфликтные взгляды, мысли. Последовательные и мирно развивающиеся события можем сочетать с контрастными по форме и содержанию эпизодами. У В.Н. Яхонтова в композиции «Петербург» совмещались отрывки из пушкинской поэмы «Медный Всадник», повести Гоголя «Шинель» и «Белых ночей» Достоевского. Благодаря соединению образов Башмачкина, Евгения и Мечтателя, противостоящих “стихии”, у каждого своей, вылепился обобщённый образ Маленького Человека.

В от некоторые основные способы построения материала в литературных композициях. Они не обязательно существуют отдельно, чаще всего они смешиваются между собой.

  • Исторический (хронологический) способ построения материала. Чаще встречается в биографиях или при подаче событий исторического характера. Связующим звеном здесь являются даты или значительные события. При таком построении материала существует причинно-следственная связь.
  • Пространственный способ построения. Здесь встречается широкий временной или географический охват событий. Одна из композиций на тему любви и творчества строилась от Песни Песней, включала историю любви Данте и Беатриче (использовался комментарий Боккаччо и сонеты Данте), историю любви Маяковского и Лили Брик (использовались письма и стихи Маяковского) и заканчивалась сонетом Шекспира.
  • Ступенчатый способ построения использует последовательное изложение темы - цепочки посылок и следствий, когда одно вытекает из другого. Часто это сочетание внешней речи (письма и воспоминания) с внутренней речью (стихи как переживание лирического героя).
  • Построение, основанное на принципе повтора. В поэзии это единый образ или ритмическая фигура, сюжетный или мелодический элемент используется несколько раз, развивается и подчёркивает значимость поставленной проблемы. В кино это неоднократный повтор сюжета или кадра.
  • Концентрический способ подачи материала - когда изложение строится вокруг единого центра. Сквозь призму одного произведения воспринимаются и другие используемые литературные произведения. Через стихотворение Б.Пастернака «Гамлет», которое являлось основой литературной композиции, велось повествование о событиях и поэтах той эпохи, были использованы стихи и документальные материалы.
  • Дедуктивный способ подачи материала строится от общих положений к частным примерам и выводам. На этом принципе были основаны многие чтецкие агитки советской эпохи, например, яхонтовская композиция о Ленине: актёр начинал повествование с документов - первых декретов большевиков, а заканчивал отрывками из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
  • Индуктивный способ подачи материала строится, наоборот, от частностей к общим выводам.

З амысел построения композиции рождается от идеи композиции, поставленной режиссёром цели. Также необходимо помнить о пропорциональности частей вашей композиции. Экспозиция и заключение (концовка) наиболее короткие части, а кульминация (главное событие) чаще всего располагается чуть дальше середины вашей композиции. При составлении композиции нередко приходится жертвовать некоторым отобранным материалом во имя целостности и законченности произведения.

Литературный материал собран, можно переходить к воплощению его на сцене. Исполнитель в композиции не является драматическим актёром, а является актёром-чтецом. Он не перевоплощается в персонажей композиции, а рассказывает о них и происходящих событиях, проживая мысли и чувства автора по-своему, делая свои выводы и расставляя свои акценты. Задача режиссёра - верно определить позицию чтеца: может быть чтец-автор , находящийся в центре событий и по-своему их оценивающий; чтец-персонаж , стоящий на позициях одного из героев, трактующий происходящие события с позиции персонажа; или чтец - лирический герой , повествующий о своих личных переживаниях, размышлениях.

Для исполнителя действие в композиции развивается до начала повествования. В драматическом спектакле актёр “не знает”, что с ним будет через минуту и чем закончится спектакль, его реакция непосредственна и сиюминутна; исполнитель же в композиции знает, что произойдёт далее и чем всё закончится, тем самым проставляет акценты в происходящих событиях и ведёт за собой зрителя к логическому завершению сценического действия. Исполнитель не перевоплощается в “образ”, то есть не играет персонаж, а передаёт своё авторское отношение к нему, так как перевоплощение не позволит ему выразить авторскую идею. Такое ненужное перевоплощение в “образы” часто встречается при неумелом чтении басен. Исполнитель, кажется, сыграл за всех персонажей, а о чём басня, так и не понятно. Общение с залом в литературной композиции происходит непосредственно в отличие от драматического спектакля, в котором присутствует “четвёртая стена”, то есть зрительный зал не объединяется со сценой в единое игровое пространство. Зритель же в композиции становится собеседником и партнёром, участником действия.

О речевой работе с исполнителями и приоритетах мы говорили в начале статьи, сейчас поговорим о внеречевых средствах выразительности: о музыке, мизансцене, жесте, костюме, реквизите и сценическом свете. Здесь важен тщательный отбор выразительных средств. Для композиции необходим предельный лаконизм средств при максимальной их выразительности. Неумело или не в меру используемые средства становятся вашими врагами, мешают исполнителю и зрителю, отвлекая их от главного, от основного сценического действия. Вот как об этом говорит мастер создания литературных композиций В.Яхонтов: “Сущность театрального очарования и механику иллюзий, порой самую незатейливую, я держал уже в руках - исходя из того великого закона, что палочка у мальчика превращается в боевого коня, и он убеждает в этом не только самого себя, но, что ещё удивительнее, и окружающих зрителей… Вступивши на этот путь, я заставил мои простые, ничем не замечательные предметы создать ряд дополнительных представлений. Предстояло уверить зрителей, что я поднимаю не палку, а пистолет Дантеса, убившего Пушкина… Зрителя убеждала моя актёрская вера в эти преобразования”.

Мизансцена в литературной композиции является самым скупым, но и самым выразительным и точным средством. Фигура человека на сцене сама по себе очень выразительна, и нет необходимости в добавлении ненужных суетливых движений. Часто только изменение жеста у исполнителя сродни изменению крупной мизансцены в драматическом спектакле. Вспомните, как об этом говорила героиня Вии Артмане актриса Джулия Ламберт в фильме «Театр», снятом по роману С.Моэма. Изменение мизансцены может привести к изменению идеи постановки. И, конечно же, сценическая пауза, которая часто бывает красноречивее подтекста, является основным выразительным средством в словесном действии. В жизни мы привыкли суетиться в словах и жестах, а они порой раскрывают внутреннее состояние исполнителя и очень важны для понимания происходящего. Позвольте зрителю увидеть и понять их, не спешите.

Реквизит в композиции не носит значения бытовых вещей, как в драматическом спектакле (так же, как и костюм). Он несёт глубокий образ, определённый смысл, обобщение. В одной из композиций о жизни А.С. Пушкина пасквиль, написанный на поэта, сворачивается в трубочку и становится дулом пистолета, из которого поэта убивают. У В.Яхонтова в композиции «Петербург» разные цвета зонтиков обозначают мужские и женские персонажи. У него часто один предмет на протяжении всей композиции трансформируется в различные образы.

Музыку в композиции надо использовать очень осторожно. Она концентрирует внимание зрителя на основной теме. В музыкальном подборе лучше придерживаться единого стиля и решения - она может быть иллюстративной, может вскрывать внутренние или грядущие события, может быть использована, наоборот, на контрасте с происходящими событиями и поддерживать внутренний ритм постановки. Часто музыка выполняет функцию внутреннего монолога и ведёт действие. Одна из наиболее распространённых ошибок начинающих режиссёров - использование музыки во время чтения. Музыка, по своей природе, может оказаться сильнее, чем смысловая нагрузка в слове, или исполнитель оказывается несостоятельным при сильном музыкальном сопровождении и слово становится мелким и ненужным. Читать на музыке очень сложно.

Как говорили древние, дорогу осилит идущий. Понимание приходит с опытом, и с первого раза не удастся избежать ошибок. Но опыт нарабатывается не только при самостоятельных постановках. Читайте больше специальной литературы - книги Владимира Яхонтова, Сурена Кочаряна, Сергея Юрского, Александра Кравцова… Смотрите больше литературно-художественных постановок в профессиональных и любительских театрах. Учитесь на своём и чужом опыте.

Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.

Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?

Слово «композиция» заимствовано из латыни, где «compositio» означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.

Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.

Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.

Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.

Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.


Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.

Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.

Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.


Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается . Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.

Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.

Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.


Слова «Славься, Отечество» подкрепляются звоном литавр, как всплеском ликования народа. Далее мелодия становится более напевной, включающей русские народные интонации – вольные и широкие. В целом композиция пробуждает в слушателях чувство гордости за свою страну, ее бескрайние просторы и величавую историю, ее мощь и незыблемую крепость.

Прологом называется вступительная часть произведения. Она либо предваряет сюжетную линию или основные мотивы произведения, либо представляет собой событий, предшествовавших описанным на страницах .

Экспозиция в чем-то сродни прологу, однако, если пролог не оказывает особого влияния на развитие сюжета произведения, то непосредственно вводит читателя в атмосферу . В ней дается характеристика времени и места действия, центральных персонажей и их взаимоотношений. Экспозиция может находиться как в начале (прямая экспозиция), так и в середине произведения (задержанная экспозиция).

При логически ясном построении за экспозицией следует завязка – событие, которое начинает действие и провоцирует развитие конфликта. Иногда завязка предшествует экспозиции (например, Л.Н. Толстого «Анна Каренина»). В детективных романах, которые отличаются так называемым аналитическим построением сюжета, причина событий (т.е. завязка) обычно открывается читателю уже после порожденного ею следствия.

За завязкой традиционно следует развитие действия, состоящее из ряда эпизодов, в котором персонажи стремятся разрешить конфликт, но он лишь только обостряется.

Постепенно развитие действия подходит к своей наивысшей точке, которая носит название кульминация. Кульминацией называется столкновение персонажей или переломное событие в их судьбе. После кульминации действие неудержимо движется к развязке.

Развязка – это завершение действия или по крайней мере конфликта. Как правило, развязка наступает в конце произведения, но иногда появляется и в начале (например, И.А. Бунина «Легкое дыхание»).

Часто произведение завершается эпилогом. Это заключительная часть, в которой обычно рассказывается о событиях, последовавших после завершения основного сюжета, и о дальнейших судьбах персонажей. Таковы эпилоги в романах И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

Лирические отступления

Также в композиции могут присутствовать внесюжетные элементы, например, лирические отступления. В них сам предстает перед читателем, высказывая собственные суждения по разным вопросам, не всегда имеющим непосредственное отношение к действию. Особый интерес представляют лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Все перечисленные позволяют придать произведению художественную цельность, логичность и увлекательность.

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ. УМОЛЧАНИЕ/УЗНАВАНИЕ, «МИНУС»-ПРИЕМ, СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. МОНТАЖ.

Композиция литературного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Фундаментом композиции является упорядоченность вымышленной и изображенной писателем реальности.

Элементы и уровни композиции:

  • сюжет (в понимании формалистов – художественно обработанные события);
  • система персонажей (их соотношение между собой);
  • повествовательная композиция (смена повествователей и точка зрения);
  • композиция деталей (соотнесенность деталей);
  • соотношение элементов повествования и описания (портреты, пейзажи, интерьер и т. д.)

Традиционные композиционные приемы:

  • повторы и вариации. Служат выделению и акцентированию наиболее значимых моментов и звеньев предметно-речевой ткани произведения. Прямые повторы не просто доминировали в исторически ранней песенной лирике, но и составляли ее существо. Вариации представляют собой измененные повторы (описание белочки в «Сказке о царе Салтане» Пушкина). Усиление повтора именуется градацией (увеличивающиеся притязания старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина). К повторам относятся также анафоры (единоначатия) и эпифоры (повторяющиеся концовки строф);
  • со- и противопоставления. У истоков этого приема – образный параллелизм, разработанный Веселовским. Основан на сопряжении явлений природы с человеческой реальностью («Стелется и вьется / По лугу трава шелкова / Целует, милует / Михайла свою женушку»). На сопоставлениях сходного основаны, например, пьесы Чехова, где первенствует общая жизненная драма изображаемой среды, где нет ни полностью правых, ни полностью виновных. Противопоставления имеют место в сказках (герой - вредитель), в «Горе от ума» Грибоедова между Чацким и «25 дураками» и т. д.;
  • «умолчание/узнавание, минус-прием. Умолчания находятся за рамками детализированного изображения. Делают текст более компактным, активизируют воображение и усиливают интерес читателя к изображаемому, порой его интригуя. В ряде случаев за умолчаниями следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от читателя и/или самого героя – то, что еще Аристотелем именуется узнаванием. Узнавания могут завершать воссоздаваемый ряд событий, как, например, в трагедии Софокла «Эдип-царь». Но умолчания могут и не сопровождаться узнаваниями, оставаясь пробелами в ткани произведения, художественно значимыми недоговоренностями – минус-приемами.
  • монтаж. В литературоведении монтажом называется фиксирование со- и противопоставлений, не продиктованных логикой изображаемого, но впрямую запечатлевающих авторские ход мысли и ассоциации. Композицию с таким активным аспектом называют монтажной. Пространственно-временные события и сами персонажи в таком случае связаны слабо или нелогично, но все изображенное в целом выражает энергию авторской мысли, его ассоциации. Монтажное начало так или иначе существует там, где есть вставные рассказы («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»), лирические отступления («Евгений Онегин»), хронологические перестановки («Герой нашего времени»). Монтажному построению соответствует видение мира, отличающееся многоплановостью и широтой.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. СООТНЕСЕННОСТЬ ДЕТАЛЕЙ КАК КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПРИЕМ.

Художественная деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Образная форма литературного произведения заключает в себе три стороны: систему деталей предметной изобразительности, систему композиционных приемов и речевой строй. К художественной детали обычно относят предметные подробности – быта, пейзажа, портрета.

Детализация предметного мира в литературе неизбежна, так как только с помощью деталей автор может воссоздать предмет во всех его особенностях, вызывая у читателя деталями нужные ассоциации. Детализация – не украшение, а суть образа. Добавление читателем мысленно недостающих элементов именуется конкретизацией (например, воображение некого облика человека, облика, который не дан автором с исчерпывающей определенностью).

Согласно Андрею Борисовичу Есину существует три большие группы деталей:

  • сюжетные;
  • описательные;
  • психологические.

Преобладание того или иного типа порождает соответствующее доминирующее свойство стиля: сюжетность («Тарас и Бульба»), описательность («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание).

Детали могут как «соглашаться друг с другом», так и противопоставляться друг к другу, «спорить» друг с другом. Ефим Семенович Добин предложил типологию деталей, исходя из критерия: единичность / множество. Он определял соотношение детали и подробности так: деталь тяготеет к единичности, подробность воздействует во множестве.

Добин считает, что, повторяясь и обретая дополнительные смыслы, деталь вырастает в символ, а подробность ближе к знаку.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ. ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ. ИНТЕРЬЕР.

К описательным элементам композиции принято относить пейзаж, интерьер, портрет, а также характеристики героев, рассказ о многократных, регулярно повторяющихся их действиях, привычках (например, описание обычного распорядка дня героев в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя). Основным критерием описательного элемента композиции является его статичность.

Портрет. Портрет персонажа – описание его наружности: телесных, природных, и в частности возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика).

Для традиционных высоких жанров характерны идеализирующие портреты (например, полячка в «Тарасе Бульбе»). Совсем иной характер имели портретные живописания в произведениях смехового, комедийно-фарсового характера, где центром портрета является гротескная (трансформирующая, приводящая к некой уродливости, несообразности) подача человеческого тела.

Роль портрета в произведении разнятся в зависимости от рода, жанра литературы. В драме автор ограничивается указанием на возраст и общими характеристиками, данными в ремарках. В лирике максимально используется прием замены описания наружности впечатлением от нее. Такая замена часто сопровождается употреблением эпитетов «прекрасный», «прелестный», «очаровательный», «пленительный», «несравненный». Здесь очень активно используются сравнения и метафоры, основывающиеся на изобилии природы (стройный стан – кипарис, девушка – береза, пугливая лань). Драгоценные камни и металлы используются для передачи блеска и цвета глаз, губ, волос. Характерны сравнения с солнцем, луной, богами. В эпосе внешность и поведение персонажа связаны с его характером. Ранние эпические жанры, например героические сказки, насыщены гиперболизированными примерами характера и внешности – идеальная храбрость, необыкновенная физическая сила. Поведение тоже соответствующее – величественность поз и жестов, торжественность неторопливой речи.

В создании портрета вплоть до конца XVIII в. ведущей тенденцией оставалась его условная форма, преобладание общего над частным. В литературе XIX в. можно выделить два основных вида портрета: экспозиционный (тяготеющий к статичности) и динамический (переходящий во все повествование).

Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов и других примет внешности. Он дается от лица повествователя, заинтересованного характерностью внешнего облика представителей какой-нибудь социальной общности. Более сложной модификацией такого портрета является психологический портрет, где преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира (не смеющиеся глаза Печорина).

Динамический портрет вместо подробного перечисления черт наружности предполагает краткую, выразительную деталь, возникающую по ходу повествования (образы героев в «Пиковой даме»).

Пейзаж. Под пейзажем правильнее всего понимать описание любого незамкнутого пространства внешнего мира. Пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира, что подчеркивает условность последнего, так как в окружающей нас реальности пейзажи повсюду. Пейзаж несет в себе несколько важнейших функций:

  • обозначение места и времени действия. Именно с помощью пейзажа читатель наглядно может себе представить, где и когда происходят события. При этом пейзаж – не сухое указание на пространственно-временные параметры произведения, а художественное описание с использованием образного, поэтического языка;
  • сюжетная мотивировка. Природные, и, в особенности, метеорологические процессы могут направить сюжет в ту или иную сторону, главным образом, если этот сюжет хроникальный (с первенством событий, не зависящих от воли персонажей). Много места пейзаж занимает и в анималистской литературе (например, произведения Бианки);
  • форма психологизма. Пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутренне состояние героев (например, роль пейзажа в сентиментальной «Бедной Лизе»);
  • форма присутствия автора. Автор может проявлять свои патриотические чувства, придавая пейзажу национальное своеобразие (например, поэзия Есенина).

Пейзаж имеет свои особенности в разных родах литературы. В драме он представлен очень скупо. В лирике он подчеркнуто экспрессивен, часто символичен: широко используются олицетворения, метафоры и другие тропы. В эпосе гораздо больше возможностей для введения пейзажа.

Литературный пейзаж имеет очень разветвленную типологию. Различают деревенский и урбанистический, степной, морской, лесной, горный, северный и южный, экзотический – противопоставленный флоре и фауне родного края автора.

Интерьер. Интерьер в отличие от пейзажа являет собой изображение внутренних помещений, описание замкнутого пространства. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни (комнатка Раскольникова).

«ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ» КОМПОЗИЦИЯ. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, РАССКАЗЧИК И ИХ СООТНЕСЕННОСТЬ С АВТОРОМ. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» КАК КАТЕГОРИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Повествователь – тот, что сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип, не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. Повествователь – не лицо, а функция. Или, как говорил Томас Манн, «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Но функция повествователя может быть прикреплена к персонажу при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же, как с действующим лицом. Так, например, повествующий Гринев в «Капитанской дочке» - отнюдь не определенная личность, в противоположность Гриневу – действующему лицу. Взгляд Гринева-персонажа на происходящее ограничен условиями места и времени, включая особенности возраста и развития; гораздо глубже его точка зрения как повествователя.

В противоположность повествователю рассказчик находится целиком внутри изображаемой реальности. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя, либо персонажей – слушателей рассказа. Рассказчик – субъект изображения, связанный с определенной социально-культурной средой, с позиции которой он и изображает других персонажей. Повествователь, напротив, по своему кругозору близок автору-творцу.

В широком смысле повествование – совокупность тех высказываний речевых субъектов (повествователя, рассказчика, образа автора), которые осуществляют функции «посредничества» между изображенным миром и читателем – адресатом всего произведения как единого художественного высказывания.

В узком и более точном, а также более традиционном значении, повествование – совокупность всех речевых фрагментов произведения, содержащих разнообразные сообщения: о событиях и поступках персонажей; о пространственных и временных условиях, в которых развертывается сюжет; о взаимоотношениях действующих лиц и мотивах их поведения и т. п.

Несмотря на популярность термина «точка зрения», его определение вызывало и вызывает немало вопросов. Рассмотрим два подхода классификации этого понятия – у Б. А. Успенского и у Б. О. Кормана.

Успенский говорит о:

  • идеологической точке зрения, понимая под ней видение предмета в свете определенного мировосприятия, которое передается разными способами, свидетельствующими о его индивидуальной и социальной позиции;
  • фразеологической точке зрения, понимая под ней использование автором для описания разных героев различного языка или вообще элементов чужой или замещенной речи при описании;
  • пространственно-временной точке зрения, понимая под ней фиксированное и определяемое в пространственно-временных координатах место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа;
  • точке зрения в плане психологии, понимая под ней различие между двумя возможностями для автора: ссылаться на то или иное индивидуальное восприятие или стремиться описывать события объективно, основываясь на известных ему фактах. Первая, субъективная, возможность, по Успенскому и есть психологическая.

Корман наиболее близок с Успенским относительно фразеологической точки зрения, но он:

  • разграничивает пространственную (физическую) и временную (положение во времени) точки зрения;
  • разделяет идейно-эмоциональную точку зрения на прямо-оценочную (открытое, лежащее на поверхности текста соотношение субъекта сознания и объекта сознания) и косвенно-оценочную (авторская оценка, не выраженная в словах, имеющих очевидное оценочное значение).

Недостаток подхода Кормана – отсутствие в его системе «плана психологии».

Итак, точка зрения в литературном произведении – положение наблюдателя (повествователя, рассказчика, персонажа) в изображенном мире (во времени, пространстве, в социально-идеологической и языковой среде), которое, с одной стороны, определяет его кругозор – как в отношении объема (поле зрения, степень осведомленности, уровень понимания), так и в плане оценки воспринимаемого; с другой – выражает авторскую оценку этого субъекта и его кругозора.

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ :

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки , "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы . Разберем некоторые принципы и приемы:

  • действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
  • автор использует композицию обрамления , или кольцевую , при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);
  • автор использует прием ретроспекции , то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
  • нередко организатором композиции выступает художественный образ , например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
  • автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
  • композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной , как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
  • нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий : обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи . Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической , при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

  • последовательная , представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);
  • развитие и трансформация центрального образа : центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);
  • сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы , или противопоставления .