Гузенко Евгения Дмитриевна, учитель музыки гимназии №1.
Тембры – музыкальные краски
Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.
Задачи:
формировать художественную культуру учащихся:
слушательское внимание, исполнительскую деятельность, как самовыражение переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);
Развивать музыкальный слух;
Оптимизировать созидательные качества личности.
СЛАЙД № 1
Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная. Какая из них более выразительная, яркая, красивая?
А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?
С помощью КРАСОК.
Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..
В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…
Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…Струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.
Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски» (слайд№2)
А наши задачи … (читаю на слайде№3):
Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать , что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску .
В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.
Слушая голоса инструментов, на Листе №1 (приложение 1 ) вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, низкий – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...
Учитель: Итак, познакомимся с группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом извлекается звук из этих инструментов…. Правильно, в них дуют. А деревянными их стали называть потому, что делали из дерева… СЛАЙД №4
Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.
СЛАЙД № 5 Флейта
Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.
Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный
СЛАЙД № 6 Гобой
Ученик : Войдя в состав оркестра в 17веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов.
Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.
Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.
СЛАЙД № 7 Кларнет
Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.
Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.
СЛАЙД № 8 Фагот
Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».
Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.
Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.
СЛАЙД №9 МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА
Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.
Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.
СЛАЙД №10 Труба
Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».
Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
СЛАЙД № 11 Валторна
Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.Звук – мягкий, «ленивый», теплый.
СЛАЙД №12 Туба
Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.
Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».
СЛАЙД №13 Ударные инструменты
Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.
Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.
СЛАЙД №14 Литавры
Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.
Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии. СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).
СЛАЙД №15 Ксилофон
Ученик: Ксилофон – инструмент, с набором деревянных пластин, по которым ударяют двумя молоточками.
Звук – резкий, щёлкающий, сильный.
Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов
СЛАЙД №16 (Выразительно читаем)
Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.
Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.
Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.
Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».
Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
Валторна: мягкий, «ленивый», теплый.
Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».
Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).
СЛАЙД № 17 (Вывод)
Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.
Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.
ИГРА на инструментах
Учитель. Оркестр – особая страна. Она живет по своим законам. Любой инструмент в руках музыканта имеет свои обязанности и если он их не выполняет, то разрушает целое, нарушает ГАРМОНИЮ.
Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на ударных инструментах (бубен, ложки, флейта и маракас).
ВЫЗВАТЬ 2-3 раза и дать оценку исполнению:
Учитель. Ребята очень хорошо исполняли ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.
СЛАЙД № 17 КРОССВОРД
Учитель. А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов.
У вас на партах есть Лист №2 (приложение 2) , в который вы вписываете ответы, а затем все вместе проверяем.
СЛАЙД №18 Древнегреческий театр.
Учитель.
Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Музыка настраивает на размышления, будит фантазию… Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА ЗВУЧИТ», а ваши работы к этой песне можно посмотреть на экране.
рисунков учащихся к песне «Музыка звучит».
Спасибо за урок.
До свидания!
Кроссворд
По горизонтали.
Он руководит всем оркестром.
В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.
В Древней Греции так называли место для хора.
Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.
Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».
Деревянно-духовой инструмент.
Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.
Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г
Образовательная программа... познакомить учащихся ... Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра . Партитура. Музыкальный материал: симфоническая ... целями и задачами ; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами . Учащиеся ...
Приказ № От 2011 г. «Согласовано» на мс школы Протокол №
Пояснительная записка... Цель : познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). Агафонникова «Музыкальные ... 1.02 Симфоническая музыка Цель : Создать условия для знакомства детей с группами инструментов симфонического оркестра . «Во...
Муниципальное общеобразовательное учреждение (3)
ПрограммаТемы «Тембр ». Симфонический оркестр . Слушание целиком симфонической сказки «Петя и волк». Узнавание тембров инструментов. ... в неделю).Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части...
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Алеева. Музыка (5-9)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
УМК «Музыка» В. В. Алеева и др.
Цель урока: услышать и прочувствовать роль тембра в создании музыкально-живописного образа
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры слушателя, читателя, зрителя, исполнителя;
- формирование вокально-хоровых умений.
Предметные компетенции
- расширить представление о тембре как средстве музыкальной выразительности
- узнать, что общего между тембром и живописными красками и чем они отличаются друг от друга
- обогатить знания о тембровых особенностях скрипки, виолончели, флейты
- познакомиться с творчеством композиторов Николая Андреевича Римского–Корсакова, Сергея Васильевича Рахманинова, Иоганна Себастьяна Баха
- узнать о роли тембра в изображении музыкального «героя» (симфоническая сюита «Шехеразада», опера «Сказака о царе Салтане», Сюита № 2 для оркестра
- учиться вслушиваться в темброво-живописную красоту музыки
- развивать вокально-хоровую грамотность
Информационная компетенция
- находить ключевые знания в текстовом материале (тембр как средство музыкальной выразительности, тембр – как живописные краски, тембр как отражение образов и эмоционального состояния)
- развивать понимание чтения музыкально-познавательного текста (посредством чтения музыковедческих терминов запоминать их написание, чтение развёрнутых художественно оформленных текстов обогащает речевую культуру, чтение текста создаёт эффект театрализации на уроке)
- уметь оформлять краткие записи материала урока
Социальная компетенция
- находить продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе подготовки к конкурсам песни, музыкальным концертам (выбор песни, выбор состава участников ансамбля, согласование времени репетиции)
Коммуникативная компетенция
- воспитывать культуру общения через чтение и воспроизведение музыковедческого учебного текста (слышать и слушать ответ другого ученика)
- формировать культуру анализа текста на примере приёма «описание» – описание тембровой характеристики музыкальных инструментов
Личностная компетенция
- направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, участие в музыкальных конкурсах песни, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству)
УМК : Музыка. 6 класс: по Программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак:
- Науменко, Т.И., Музыка. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко, В.В. Алеев.– 6 – е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2006.– 117
- Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 6 кл. Фонохрестоматия.– М.: Дрофа, 2009, 2CD
- Науменко Т.И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 6 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.– М.: Дрофа, 2009.– С.72
- Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя.– М.: Дрофа
Музыкальные инструменты : аккордеон, фортепиано.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Источники:
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл..: Программа для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак-М.: Дрофа, 2010. – С. 53
- Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2008.– С. 53
- В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.– С.71
- Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).– 2007.– С.8
- О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446), 15-31 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. Издательский Дом «Первое Сентября».– М. 2010.– С.4
- Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова Тайм – менеджмент для детей, или Как научить школьников организовать своё время.– М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2011.– 40 с.
- Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».– 2009.– С. 4; 5
Домашняя библиотека учителя: чтение к уроку музыки
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.-М.: 1984.-C.141
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе/ Под ред. Л.А. Рапацкой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – C.185
- Слово о музыке: рус. Композиторы XIX века.: Хрестоматия: Кн. Для учащихся ст. классов / Сост. В.Б. Григорович, З.М. Андреева.– 2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1990.– С. 191
- Смирнова Э. Русская музыкальная литература: для VI –VIIкл. ДМШ. Учебник.-М.: Музыка.-2000.– С.106
- Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.– 7-е изд. М.: Музыка: 1979.-С.48
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие
Оценочный лист обучающегося на уроке:
- «Лучший собеседник» (умение слушать и слышать ответы обучающихся)
- «Лучший исследователь» (умение работать с текстом учебного пособия – Учебник, Рабочая тетрадь)
- «Лучший слушатель» (слушание музыки)
- «Лучший исполнитель» (исполнение песенного репертуара)
Запись в тетради:
Тема урока: Тембры – музыкальные краски
Цель урока:
- расширить знания о тембре
- услышать роль тембра в создании музыкально-живописного образа
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения музыкальных знаний
Учитель: В начальной школе вы сравнивали музыкальные звуки с красками в живописи, говорили о том, что каждый музыкальный инструмент имеет своё неповторимое звучание, свой ТЕМБР. Так, оргáн и флейта звучат по-разному. Приложение 1 .
Запись в тетради: Тембр – «окраска звучания»
Учитель: Как вы думаете, почему музыкальные тембры часто сравнивают с красками в живописи.
Ученик: Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, создающим колорит произведения искусства и его настроение, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния.
(Ученик находит развёрнутый ответ на странице 117 учебника «Музыка»).
Учитель : Объясните выражение: «Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит».
Ученик : Музыка состоит из разнообразия воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому никогда композиторы не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра; каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.
Ученик: … (свой вариант ответа)
Учитель: Рассмотрим Нотный пример 38, страница 117 нашего учебника.
Представлен фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада» Николая Андреевича Римского–Корсакова (Приложение 2 , приложение 3)
Композитор указал музыкальный темп Lento (медленно), солирующий инструмент – СКРИПКА из семейства струнных смычковых инструментов (она представлена на иллюстрации) и определил характер звучания (выразительно).
Учитель: Что известно о характере звучания скрипки?
Ученик: Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая ПЕВУЧЕСТЬ, поэтому ей нередко поручаются мелодии ПЛАВНОГО, ПЕСЕННОГО ХАРАКТЕРА, обладающего особой закруглённостью линий.(Наш учебник, страница 118, помогает вспомнить ранее приобретённые знания)
Запись в тетради: Скрипка – певучая, песенная.
Слушание музыки: CD 2, № 8. Н. Римский–Корсаков, Тема «Шехеразады», Из сюиты «Шехеразада», фрагмент
Учитель: Скрипка обладает не только способностью быть певучей и песенной. У неё много талантов. Какой ещё способностью обладает скрипка?
Ученик: Известна и ВИРТУОЗНОСТЬ скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. (Помогает наш Учебник раскрыть ещё одну способность скрипки).
Продолжаем запись в тетради: -виртуозная
Учитель: Действительно, эта способность позволяет многим композиторам создавать для скрипки не только виртуозные пьесы, но использовать её для передачи звуков не музыкальной природы! Сегодня мы послушаем «Полёт Шмеля» из оперы Н.А. Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Вспомним литературный сюжет о полёте Шмеля.
Ученик: Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Учитель: Перед слушанием музыкиизучим Нотный пример 39, страница 118. Указан быстрый темп «виваче» – «живо». Стремительный полёт шестнадцатых ноток рисует нам кружащее движение Шмеля.
Слушание музыки: CD 2, № 9. Н. Римский–Корсаков, «Полёт Шмеля», из оперы «Сказка о царе Салтане», фрагмент
Учитель: В семейство струнных смычковых инструментов входит и ВИОЛОНЧЕЛЬ. Приложение 5 . Инструмент представлен на иллюстрации страницы 119. Что мы знаем о характере звучания виолончели?
Ученик: Необычайная теплота и выразительность виолончели сближает её интонации с живым голосом – глубоким, волнующе – эмоциональным.
Запись в тетради: Виолончель – теплота, глубина звучания
Учитель: Эта удивительнаяспособность виолончели звучать необыкновенно тепло и выразительно и позволило исполнять вокальные произведения в инструментальном переложении. На странице 119 представлена иллюстрация инструмента и Нотный вариант «Вокализа» С.В. Рахманинова, с широким, всеохватывающим, поющим легато (дуга, соединяющая звуки).
Учитель: Откроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Прочитаем задание.
Ученик: Подпиши названия музыкальных инструментов. Укажи группы симфонического оркестра, в которые эти инструменты входят.
Выполняется задание: «короткая ленточка» – вписываем слово «виолончель», «длинная ленточка» – «струнная смычковая группа».
Слушание музыки: CD 2, № 10. С. Рахманинов, «Вокализ» (в переложении для виолончели), фрагмент
Учитель: На нашем уроке мы услышим и тембр инструмента из семейства деревянных духовых – тембр ФЛЕЙТЫ. Приложение 6 .
На странице 120 учебника представлена её иллюстрация. Где лёгкость, изящество и грация в музыке, там и царствует флейта. Как вы думаете, что характерно для тембра флейты?
Ученик: Изысканность ипрозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность (как в «Мелодии» из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»), и грациозное остроумие.
Учитель: «Шутка» И.С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра – пример такого изящно – юмористического звучания флейты. В Нотном примере 41 увидим «ажурную», «порхающую» нотную запись партитуры для флейты.
Учитель : Вновьоткроем Дневник музыкальных размышлений, страница 19. Продолжим выполнение задания. Какой музыкальный инструмент, группу симфонического оркестра вы впишите?
Ученик: «Короткая ленточка» – вписываем слово «флейта», «длинная ленточка» – «деревянная духовая группа».
Слушание музыки: CD 2, № 11. И.С. Бах, «Шутка». Из Сюиты № 2 для оркестра, фрагмент
3. Вывод
Учитель: Изучен музыкальный материал урока. Какой можно сделать вывод?
(Ученики определяют вывод урока самостоятельно и с помощью изученного текстового материала учебника)
Среди них:
- Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр
- Музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи
- Тембр помогает «увидеть» музыкального героя
- Музыка неотделима от тембра
- ...(Свой вариант ответа)
Запись в тетради : Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр (или запись вывода ранее озвученного)
4. Домашнее задание
Дневник музыкальных наблюдений (С.18)
Учитель: На уроке вы расширили свои знания о тембре, слушали музыку в исполнении скрипки, флейты, виолончели. Прочитаем в Дневнике музыкальных наблюдений, страница 18 задания.
1. Какими инструментальными тембрами наделили бы различные звуки природы?
Переливы морских волн …
Пение соловья …
2. Можно ли «озвучить» молчащую природу, наделить собственным тембром
полевой цветок…
могучее дерево (дуб)…
(Ввиду того, что задание определяется в рамках изучения материала только данного урока, то есть тембра скрипки, виолончели, флейты, то ответы звучат уже на уроке. Дома остаётся ответы только записать.)
5. Вокально-хоровая деятельность
Дневник музыкальных наблюдений, С. 72. «Скрипка», Стихи И. Пивоваровой, Музыка М. Славкина
Учитель: Итак, на нашем уроке:
- мы расширили свои знания о тембре
- учились слушать и различать тембровую красоту скрипки, виолончели, флейты
- читали музыкальные тексты в учебнике;
- учились красиво и правильно петь
- рассмотрели выполнение домашнего задания.
Спасибо за творчество на уроке!
В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых и в формировании новых вокальных техник. Что представляет собой timbre и какие существуют его разновидности?
Тембр в музыке - это что за категория?
«Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке - это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса.
Понятие «тембр» определение в музыке имеет далеко не единственное, но все они сводятся к тому, что timbre является такой же важнейшей характеристикой звука, как, например, громкость, высота или длительность. Для описания тембра используются самые различные прилагательные: низкий, плотный, глубокий, мягкий, яркий, приглушенный, звонкий и т.д.
Виды тембров по А.Н. Сохору
Тембр в музыке - это явление многосоставное. Известный музыковед А.Н. Сохор выделяет 4 вида тембра:
- инструментальный - зависит от особенностей строения инструмента и характера извлечения звука;
- гармонический - зависит от характера сочетания звуков;
- регистровый - зависит напрямую от природной тесситуры голоса или регистра инструмента;
- фактурный - зависит от уровня плотности и «вязкости» звучания, акустики и пр.
Голосовые тембры
Тембр в музыке - это важная характеристика для певческого голоса. Особенно в условиях эстрадной конкуренции важно, насколько у вокалиста запоминающийся тембр.
Тембр человеческого голоса зависит в первую очередь от строения голосового аппарата. На тембровые характеристики достаточное влияние также оказывает степень разработанности и «натренированности» вокального аппарата. Нередко после упорных занятий у вокалистов меняется на более высокий, а после перенесенных заболеваний голосового аппарата тембр становится более низким.
Чем важны тембровые характеристики
Необходимость выделить среди характеристик звука еще одну категорию - тембр - продиктована рядом причин. Самая главная из них - это то, что тембр (неважно, инструментальный или голосовой) помогает придать музыкальному произведению правильное настроение, расставить важные акценты.
Когда делается музыкальная аранжировка (тем более, если это оркестровка), не учитывать творческую задачу и тембровые характеристики инструментов просто невозможно. Например, не удастся придать легкость и воздушность звучанию, если поручить исполнение музыкального отрывка контрабасу или тромбону, у которых тембр звука отличается большим количеством низких обертонов; невозможно достичь эффекта нагнетания атмосферы, используя нежные переливы арфы.
То же самое происходит во время подбора репертуара для вокалиста. Как правило, блюзовые и джазовые партии плохо удаются исполнителям-сопрано или тенорам, потому что для этого требуется плотный, бархатный, сочный, низкий тембр звука, возможно, даже с «хрипотцой» - этого требует сама специфика жанра (прокуренная атмосфера кабаре, кафешантанов и т.д.). В то же время исполнители с низкими тембрами невыгодно смотрятся во многих других музыкальных жанрах и исполнительских техниках (например, в «скриминге», который рассчитан как раз на высокие звонкие голоса).
Таким образом, тембр - это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного.
Тембры - музыкальные краски
- Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.
- Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Полёта шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).
Музыкальный материал:
- Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
- Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
- С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
- И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
- М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).
Характеристика видов деятельности:
- Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.
- Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.
Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…
Н. Римский-Корсаков
Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.
Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.
Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки - «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.
Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Яркий пример такого рода – «Вокализ» С. Рахманинова.
Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал «Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитой певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».
Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.
Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной манере такое грациозное и жизнерадостное, что кажется, будто музыка может продолжаться ещё и ещё…
Скерцо - «Шутка» - так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за инструментальными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкальными оборотами.
Вопросы и задания:
- Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
- Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского-Корсакова.
- С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
- Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
- Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.
Презентация:
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Скерцо из Сюиты №2, mp3;
Рахманинов. Вокализ (2 варианта исполнения - скрипка и виолончель в исполнении Владимира Спивакова и Мстислава
Ростроповича, соло для голоса, электрогитара в исполнении Виктора Зинчука), mp3;
Римский-Корсаков. Полёт шмеля, mp3;
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
В презентации дана дополнительно пьеса С. Рахманинова «Вокализ» (электрогитара, в исп. В. Зинчука) – по усмотрению учителя.