Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного. Проект «Русские художники Маленькая девочка плачет по ссср: в советском союзе все было настоящее

Это раньше в музеях детям нельзя было почти ничего — бегать, шуметь, трогать экспонаты, задавать вопросы и выражать собственное мнение. Зато можно было до бесконечности скучать и страстно желать вырваться из этого затхлого места. Конечно, всегда были и счастливые исключения.

В последнее время ситуация изменилась, и отечественные музейщики, вслед за своими европейскими коллегами, придумывают специальные детские программы, семинары, лекции и занятия, которые помогают детям знакомиться со сложным художественным миром и находить удовольствие в "общении" с предметами и объектами искусства.

Современные книги, энциклопедии и пособия для творчества также помогут ребенку войти в мир искусства и понять его законы.

С одной стороны, многие дети интуитивно воспринимают искусство. И ребенок, и художник смотрят на мир одинаково — словно бы открывая его в первый раз. Им не нужно объяснять, почему на картине небо бирюзовое, хотя оно вообще-то голубое, и кто таится в этом нагромождении квадратов и треугольников. Это дети-фантазеры, безошибочно узнающие, что же хотел сказать их собрат-художник.

Но бывают и другие дети — "почемучки", склонные к логическому анализу всего окружающего мира. Такие могут бесконечно изводить взрослых вопросами: "Мама, а что это за тетя?", "А почему они летят по небу?", "А люди ведь не летают", "А они что, космонавты?" и т.д. Им воспринимать искусство (особенно неклассическое) сложнее.

И тем и другим адресованы современные книги по искусству для детей. И это не просто учебники, написанные чуть более простым и увлекательным языком. Подчас это удивительные и необычные издания, революционно подходящие к предмету.

Например, самым маленьким будет интересна книжка Дика Брюны "Миффи в музее" . Миффи, маленькая крольчиха, оказывается в музее и исследует разные предметы искусства.

Набор "кАРТы" представляет собой 20 карточек с главными произведениями современных российских художников. На обороте каждой информацией об авторе и технике, а также творческое задание, которое предстоит выполнить в стилистике художника.

Ну, а одной из лучших книг для родителей, которые хотят научиться адекватно и интересно рассказывать своим детям об искусстве, является пособие Франсуазы Барб-Галль "Как говорить с детьми об искусстве" . Оно не рассчитано на детское восприятие, зато позволит родителям сомневающихся "почемучек" не только ответить на все их вопросы, но и самим узнать много нового об искусстве.

Комментировать статью "Книги для детей про картины и художников: музей на дому"

Обращал внимание на картины, где изображены дети. Я не насиловала его названиями и авторами, старалась объяснять понятные ему образы на картинах. Когда заходили в зал, смотрела, какую картину он сам выберет, к той и шла.

Меня интересуею возраст ребенка, какие картины вы посмотрели, как объясняли, что ему (ребенку) особенно понравилось. Кроме того, если сможете, укажите стоимость билетов.

На выставке представлены семь портретов членов семьи Николая II и трехмерные объекты, выполненные греческим скульптором Никосом Флоросом. Эта выставка - художественный жест автора, дань памяти семье последнего российского императора. Скульптурные портреты Николая II, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, а также портрет Екатерины II созданы вручную из алюминия в стилистике сюрреалистичного поп-арта. Они открывают новый...

Музей-заповедник Чехова "Мелихово" Московская область, Чеховский район, село Мелихово В подмосковной усадьбе Мелихово знаменитый писатель, врач и общественный деятель прожил лучшие годы своей жизни. Кроме самого усадебного дома, в котором Чехов написал более 40 произведений, тут есть земская школа, построенная по его инициативе, амбулатория, в которой он принимал больных, и даже почтовое отделение, которому он помог открыться. Усадьба занимает обширную территорию - здесь есть большой...

Выставка воплощает мечту большинства зрителей познакомиться с закулисной жизнью музея - научно-исследовательской, хранительской и реставрационной деятельностью. Семнадцать сюжетов покажут работу музейных технологов, реставраторов, историков искусства, проводящих атрибуцию произведений. Их многолетний труд помог картинам обрести авторов, забытым героям - имена, позволил разоблачить мистификации и обнаружить неведомые шедевры под известными изображениями. Что произошло с автопортретами О.А...

ГМИИ им. А.С. Пушкина объявляет об открытии официального интернет-магазина. Теперь не только в магазинах музея, но и в онлайн пространстве на сайте www.artsmuseumshop.ru доступны каталоги к выставкам, научные издания, сувенирная продукция по постоянной экспозиции Музея и по временным выставкам, текстиль и товары для детей. Издательская деятельность – одно из ведущих направлений работы музея. В настоящий момент пользуются большим спросом каталоги выставок: «Кранахи. Между Ренессансом и...

В этой яркой коробке - не только книга. В ней - целый мир, в котором живут 48 мировых художников и их самые известные картины. В ней - коллекция обучающих и развивающих игр, основанных на фактах из мира живописи. «Картины. Моя большая выставка» [ссылка-1] - набор из книги и игровых карточек. Берите, играйте всей семьей, узнавайте новое о мире живописи и развивайте в своих детях художественную эрудицию. Вы готовы поиграть с детьми в галерею? Расширяем горизонты Как выявить области интереса...

Месторасположение- м.Сухаревская или Цветной бульвар 15 минут пешком Возраст от 7-8 лет Стоимость -726р+на месте надо купить входной билет в сам музей, взрослый- 200р., детский-70р., многодетные бесплатно. Дом-музей В.М. Васнецова расположился в самом центре Москвы. Художник Васнецов прожил со своей семьей в этом доме более 30 лет. Сам дом выглядит необычно. Он был построен по специальным эскизам и рисункам художника и напоминает сказочный терем. В доме совершенно особая атмосфера. Здесь...

Со 2 по 8 января 2013 года музеи и выставочные залы Москвы вновь откроют свои двери для свободного посещения. Во многих музеях при этом подготовлены специальные новогодние программы, экспонируются специальные тематические выставки. Музейное объединение "Музей Москвы": Музей археологии Москвы, Музей усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское - Кузьминки", Провиантские магазины, Музей "Английское подворье", Музей истории "Лефортово", Музей русской гармоники А. Мирека...

мне кажется, это еще зависит от словарного запаса. одну и ту же ситуацию можно объяснить в трех словах, а можно в трех томах. ну попытайтесь дома взять картину или предмет, и поговорить о нем с ребенком. подумайте, как описать предмет-не только форма, размер и цвет...

ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ Программа для родителей с детьми 5-7 лет-1 год обучения 2012-2013 Занятия проходят 1 раз в месяц в Третьяковской галерее. Стоимость – 400 руб. на семью (1 родитель + 1 ребенок). Входные билеты приобретаются отдельно. Стоимость входных билетов в ГТГ взрослый-250р. детский-100р дошкольники бесплатно Октябрь – 14 октября в 12:30.Группа открыта в опто. Теремок со сказками. Герои любимых сказок и былин в произведениях В.М.Васнецова. Ноябрь – 24 ноября в 10.30 Сказочный лес...

Кто же не любит книжки с хорошими картинками? И как хорошо, что в природе есть такие замечательные люди ― художники, которые эти картинки придумывают и рисуют. В Биологическом музее им. К.А.Тимирязева с 9 февраля по 1 апреля 2012 г. будет проходить выставка «Евгений Антоненков. Мир сказки. Мастерство художника». Герои картин Евгения Антоненкова знакомы и удивительны одновременно. Сколько мы уже видели Алис на своём веку, а такую Алису в траве никогда. Сколько мы видели Репок, а такой...

Экскурсия "В волшебный мир сказки" с чаепитием и угощением для детей от 5 до 11 лет. Экскурсия в музей В.М. ВаснецоваГолосуйте!"Теремок, теремок он не низок, не высок", - эти строки вспоминаются всякому, кто взглянет на дом-музей В.М. Васнецова. Это не удивительно, ведь построен он был по рисункам и эскизам самого хозяина, талантливого русского художника и иллюстратора сказок Васнецова Виктора Михайловича. Дом с мастерской, в котором В.М. Васнецов с семьей жил в 1894-1926 годах, построен в...

я подозреваю, что многие дети в 9 лет вообще не представляют, что такое сочинение по картине. Само сочинение не видела, дочка сказала, что основное замечание было, что надо начинать сочинение со слов « На картине изображена осень…».

Еще детям нравятся картины Рериха - "Заморские гости", например; Билибина и Кустодиева. Но это уже по опыту педагога. 22.12.2008 13:19:23, Валерия*.

Вот все говорят, что бывают дети, любящие читать и нелюбящие читать. И что с последними сделать особо ничего нельзя, не любят и все. Но вот все виды картин - не хочет и все. И со мной не хочет, и с классом не хочет и вообще ни в каком виде. А если привести в музей, то у...

А книга "Как сделать ребенка физически совершенным" - просто бесспорна:)) Но как раз делать карточки "по Доману" многим нашим мамам не под силу. И потребность в картинах, на которых предметы изображены достоверно, очень большая.

А в 1-м классе его картина висела на выставке одной картины в школе. Правда, ребенок рисовал "по теме", но получилось хорошо. 03.08.2003 23:52:18, Наташа и Игорек.

На прошлой неделе, собрав ребёнка на прогулку, я обнаружила, что девочка стала "засыпать", откидывая головку на бабушку (сидела у неё на руках). так длилось минут 40. Т.е. картина нашего обследования (ЭЭГ) получается полностью смазанной, да?

Хочу рассказать как мы сходили в Третьяковскую галерею. Прочитала недавно здесь сообщения, что ребенка 4 лет вполне можно начать приобщать к прекрасному))) Всю неделю говорила Егору, что в субботу идем в музей, что там висят картины, рассказывала как себя вести (он ребенок...

Елена Катичева
Проект «Русские художники»

Проект

Тема : «Русские художники » .

Тип проекта : информационный, практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта : дети старшей группы в контакте с семьей.

По времени проведения : долгосрочный (9 месяцев) .

Проблема :

У детей слабо развиты творческие способности в создании сюжетных композиций на занятиях изобразительной деятельности.

В дошкольных учреждениях детям дают недостаточный объем знаний о профессии художника , значимости его деятельности для общества, индивидуальной манерой передачи образа;

Цель :

Познакомить детей с произведениями русских художников : Левитана И. И., Айвазовского М. Г., Васнецова В. М., Саврасова А. К.

Задачи :

Дать детям знания о профессии художника .

Познакомить с орудиями труда, особенностями (краски, кисти разных размеров, палитра, бумага, холст, карандаши, наброски и эскизы)

Знакомство с картинами русских живописцев .

Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания о художниках .

Побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности, созданию собственных сюжетных композиций

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения ;

Привлекать родителей к участию в реализации проекта .

Этапы проекта :

I этап : организационно – подготовительный.

1. Беседа с детьми. «Кто такие художники

2. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта .

3. Составление тематического планирования.

II этап : основной.

Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

III этап : заключительный.

Обобщение результатов работы.

Ожидаемые результаты :

Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством русских художников будет способствовать :

Повышению интереса к творчеству русских художников ;

Формированию первоначальных представлений о средствах выразительности;

Развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;

Повышению нашего профессионального уровня;

Расширению кругозора детей о различных жанрах живописи.

Обеспечение :

Материально-техническое

Демонстрационный материал : иллюстрации русских художников

Видеофильмы «Всемирная картинная галерея с тетушкой Совой» , «О картинах Пластилиновая Ворона»

Репродукции картин художников

Циклограмма деятельности по выполнению проекта

Сентябрь 1. Беседа «Кто такие художники

2. Знакомство с художником И . И. Левитаном

3. Рассматривание репродукции художника И . Левитана «Золотая осень»

4. Экскурсии в осенний парк

5. НОД рисование и аппликация «Дождь идет» и «Осенний парк»

Октябрь 1. Экскурсии в березовую рощу

2. Рассматривание репродукций художника И . Левитана «Одуванчики» , «Сирень» (закрепление понятия «натюрморт» )

3. Просмотр «Уроки тетушки Совы» художнике Левитан )

4. НОД рисование и аппликация «На лесной полянке выросли грибы»

Ноябрь 1. Наблюдение на прогулке за деревьями, за природными явлениями, за линией горизонта.

2. Рассматривание репродукции художника И . Левитана «Осень. Охотник»

3. Посещение выставки в художественной школе

4. Обучение технике рисования «набрызг»

Декабрь 1. Рассматривание репродукции художника И . Левитана «Лес зимой»

2. Обучение технике рисования «кляксография»

3. НОД рисование «Первый снег»

Февраль 1. Рассматривание репродукции художника И . Левитана «Зимой в лесу»

2. Наблюдение за красотой природы зимой

3. НОД рисование натюрморта «» Фрукты в вазе»

Март 1. Рассматривание репродукций художника Айвазовского М . Г «Девятый вал» и И. Левитана «Март»

2. Экскурсии в школу искусств и ЦДиК

Апрель 1. Рассматривание репродукций художника Айвазовского М . Г «Волна» , «Рыбаки у моря»

2. Экскурсия в весенний парк и наблюдение за гнездованием птиц

3. НОД рассматривание репродукции художника Саврасова А . К. «Грачи прилетели»

4. Свободное рисование техникой «кляксаграфия» «Весенние цветы»

Май 1. Рассматривание репродукции художника Васнецова В . М. «Богатыри»

2. Родительское собрание на тему ««Художественно -эстетическое развитие дошкольников, как необходимое условие успешного личностного развития»

3. Совместная практическая деятельность рисование «Морской пейзаж»

Старшие дошкольники способны понимать произведения живописи всех жанров : портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетную картину. Отбирая произведения для детей, исходили из доступности их содержания. Важно, чтобы иллюстрации, которые рассматривают малыши, были понятны и правдоподобны, соответствовали возрастной группе. Знакомство дошкольников с творчеством художников нужно сопровождать беседами, рассуждениями и играми, что обеспечит лучшее понимание искусства. За период проекта дети усвоили такие понятия как натюрморт, пейзаж, портрет, пейзажист, моренист, портретист. Они научились правильно располагать композиции на листе бумаги. И после проведенного совместного мероприятия часть родителей уже сходили в художественную школу и записались на занятия на следующий год.

Публикации по теме:

МКДОУ Тогучнского района Нечаевский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида Познавательно-творческий проект «Русские народные.

Проект «Русские народные сказки» для детей 4–6 лет Проект «Русские народные сказки» Для детей 4-6 лет Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам,.

«Национальные подвижные игры в семье»Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье.

Проект по ФИЗО «Русские подвижные игры в физической культуре ДОУ» Вид проекта: Информационно образовательный, долгосрочный. Участники проекта: - дети старшей и подготовительной групп; - родители воспитанников;.

Брюллов Карл Павлович - выдающийся русский живописец. Профессор Петербургской академии художеств (с1836 г.), почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий.
Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге (отец будущего мастера сам был резчиком по дереву) 12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809-1821), в частности у А. И. Иванова (отца А. А. Иванова). В 1823-1835 работал Карл Брюллов в Италии, выехав туда как "пенсионер" Общества поощрения художеств и испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства.
Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой. В этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, "райской" красоты. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик.
Важную сферу его творчества составляли также монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга.
Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет с 1849 на острове Мадейра, а с 1850 - в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830

Всадница, 1832

"Девушка, собирающая виноград" 1827

"Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью"

"Гибель Инессы де Кастро" 1834

Портрет М. А. Бек с дочерью, 1840

Эрминия у пастухов

Портрет детей Волконских с арапом, 1843

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с воспитанницей и арапкой, 1832-1834

Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью, 1834

Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями, 1850-1852

Венецианов Алексей Гаврилович - русский живописец греческого происхождения, один из основоположников бытового жанра в русской живописи.
Из купеческой семьи Тверской губ. Родился в Москве 7 февраля 1780 г.
Служа в молодости чиновником, он вынужден был изучать искусство во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807-1811 гг. брал уроки живописи у Боровиковского В. Л..
Считается основоположником русской печатной карикатуры. Во время Отечественной войны 1812 г. создал вместе с И. И. Теребеневым серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.
С 1811 Венецианов — почетный член Академии художеств.
Уйдя в отставку в 1819, Венецианов А. Г. поселился в с. Сафоновке, Вышневолоцкого у., Тверской губ., где начал писать жанровые картины из сельского быта идиллического характера.
В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Венецианов вместе с Жуковским В. А. и Брюлловым К. П. содействовал освобождению из крепостной неволи Шевченко Т. Г.. ()

Захарка, 1825

Вот те и батькин обед, 1824

Портрет А. А. Венециановой, дочери художника, 1825-1826

Спящий пастушок, 1823-182

Крестьянские дети в поле, 1820-е гг.

Портрет Настеньки Хавской, 1826

Крестьянский мальчик, надевающий лапти,1820-е гг.

Кипренский Орест Адамович - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи.
Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств.
Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.
В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.
После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.
Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).
В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.
В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).
К лучшим работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.
Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.
Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.
В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина. "Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит...", - написал знаменитый поэт в благодарственном послании.
В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.
17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

Неаполитанские мальчики-рыбаки

Неаполитанская девочка с плодами

Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой, 1814

Мать с ребёнком (Портрет госпожи Прес?)

Портрет А.А. Челищева, 1808 - начало 1809

<Тропинин Василий Андреевич - русский художник, академик, представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи.
Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А. С. Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И. И. Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха.
Тропинин В. А. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 - по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с Кипренским О. А..
В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца.
В 1823 Тропинин В. А. получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве. ()

Мальчик с топориком, 1810-е гг

Портрет Арсения Васильевича Тропинина, Около 1818

Портрет мальчика,1820-е гг

Портрет В.И. Ершовой с дочерью, 1831

Мальчик с жалейкой

Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребенком, около 1812

Мальчик со щегленком, 1825

Девочка с куклой, 1841

Мальчик с мертвым щегленком, 1829

Портрет Дмитрия Петровича Войкова с дочерью Варварой Дмитриевной и англичанкой мисс Сорок, 1842

<Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (1898).
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Старший брат художника Владимира Маковского.
Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858).
Один из участников "бунта четырнадцати" (Крамской, Корзухин, Лемох, Вениг, Григорьев и др.), Константин Маковский в 1863 г. покинул Академию художеств, став одним из членов Артели художников, а затем входил в состав Товарищества передвижников (см. художники передвижники).
Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни ("Селедочница" 1867 г., "Балаганы на Адмиралтейской площади" 1869 г., обе картины в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г, частное собрание).
Поворотным моментом в творчестве художника можно считать путешествие в Египет и Сербию (середина 1870-х гг.). После этого события Маковский начал всё больше склоняться к академизму ("Возвращение священного ковра из Мекки в Каир", 1876, Русский музей).
В 1883 году состоялся окончательный разрыв с передвижниками. С этого момента писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, "Поцелуйный обряд", 1895, - оба в Русском музее; "Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного", Иркутский областной художественный музей). Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.
Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

Дети, бегущие от грозы, 1872 г.

Крестьянский обед в поле. 1871 г.


Портрет сына в мастерской

Маленькие шарманщики у забора зимой, 1868 г.

В мастерской художника, 1881 г.

Семейный портрет Волковых

Принцесса Мария Николаевна

Портрет детей художника, 1882 г.


Семейный портрет,1882 г.

Дети господина Балашова

Рассказы деда. 1881(?) г.


Рассказчица

<Маковский Владимир Егорович (26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград) - выдающийся русский художник, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893).
Один из крупнейших мастеров бытового жанра в реалистической живописи 19-го века.
Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Е. И. Маковского. Брат К. Е. Маковского.
С 1861 по 1866 гг. Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина.
Закончил училище с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». В этот период, совпавший с подъемом в русской живописи реалистического бытового жанра, определилось его творческое направление.
В 1869 г. за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский В. Е. был произведён Академией художеств в академики.
Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1872.
С 1894 Маковский В. Е. жил в Санкт-Петербурге. Успешно выступал также как книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в МУЖВЗ, а затем в Академии художеств).

В своем творчестве Маковский В. Е. продолжал и развивал лучшие традиции зачинателей русского жанра - Венецианова А. Г. и Тропинина В. А., выдающихся русских художников-жанристов П. А. Федотова и Перова В. Г..

Мальчик, продающий квас, 1861 г.

Свидание, 1883 г.

Крестьянские мальчики, 1880 г.

От дождя, 1887 г.

Игра в бабки, 1870 г.

Пастушки, 1903 г.

Рыбачки, 1886 г.

Крестьянские дети,1890 г.

Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей, 1869 г.

<Перов Василий Григорьевич - русский живописец, мастер бытовой живописи, портретист, исторический живописец.
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконнорожденным (т. к. родители были повенчаны после его рождения) сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок.
Детские годы частично провел в Арзамасе, где занимался в школе А.В.Ступина (1846-1849, с перерывами.
В 1853 году поступил в московское Училище живописи и ваяния. Учителями Перова были Скотти М. И., Мокрицкий А. Н., Зарянко С. К., однокашником и другом - Прянишников И. М..
В 1858 году Большой серебряной медалью отмечена его картина "Приезд станового на следствие" (1857), затем Малую золотую медаль он получил за картину "Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы" (1860, местонахождение неизвестно). Первые произведения Перова имели большой успех на выставках. К выпускному конкурсу Перов В. Г. подготовил картину "Проповедь в селе" (1861, ГТГ). Автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную командировку.
Выехав за границу, художник обосновался в Париже. Однако, " не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера", Перов не видел для себя пользы работать во Франции и просил позволения досрочно вернуться на родину. Он получил разрешение продолжить пенсионерский срок в России и в 1864 году приехал в Москву.
Перов В. Г. вошел в историю искусства как лидер критического направления в русской бытовой живописи 1860-х, сочетавший в своем творчестве сочувствие "униженным и оскорбленным" и гневный пафос сатирического обличия власть имущих. Творчество художника оказало значительное влияние на развитие русского, прежде всего московского искусства второй половины XIX в.
Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
В 1871-1882 Перов В. Г. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Касаткин Н. А., Коровин С. А., Нестеров М. В., Рябушкин А. П..
Умер Перов В. Г. в селе Кузьминки (в те годы - под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882. ()

Проводы покойника

Спящие дети

Тройка

Девочка с кувшином

Мальчик-мастеровой, засмотревшийся на попугая

На рыбалке

<Корзухин Алексей Иванович (1835 - 1894 гг.) - русский живописец-жанрист. Родился будущий художник 11 (23) марта 1835 года на Уктусском заводе (ныне Екатеринбург) в семье крепостного промывальщика золота. Рано обнаружил художественные способности. Уже в пору отрочества рисовал портреты родственников и участвовал в написании икон для местной Преображенской церкви(1840-е гг.).
В 1857 г. Корзухин приезжает в Петербург и спустя год становится учеником Академии художеств. Здесь он обучается с 1858 по 1863 гг. Его картина "Пьяный отец семейства" в 1861 г. была оценена Академией малой золотой медалью. Однако от конкуренции на большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку отказался: совместно с другими участниками знаменитого бунта четырнадцати в 1863 г. покидает Академию и становится членом Артели художников (в состав в частности входили Крамской, Константин Маковский, Лемох и др.).
В 1868 г. за картину "Возвращение отца семейства с ярмарки" Корзухин получил звание академика АХ.
Член-учредитель Товарищества передвижников: его подпись стояла под уставом Товарищества, принятым правительством в 1870 г.
Творчество Корзухина не ограничивалось только жанровыми картинами. Художник писал также портреты, нередко исполнял церковные заказы (принимал участие в живописном убранстве храма Христа Спасителя, росписи собора в Ельце, выполнил ряд образов для кафедрального собора в Риге).
Убийство народовольцами императора Александра II невольным свидетелем, которого живописец стал в 1881 г. оказало на него крайнее потрясение и тяжело сказалось на здоровье художника. Однако он продолжал активную творческую деятельность.
Умер Корзухин Алексей Иванович в Петербурге 18 (30) октября 1894.

Возвращение из города

Крестьянские девочки, заблудившиеся в лесу

Птичьи враги

Девочка

Бабушка с внучкой

У краюхи хлеба

Основной источник знаний сайт webstarco.narod.ru , дополненный репродукциями из разных живописных галерей: arttrans.com.ua , rita-redsky.livejournal.com , многие другие.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

Даже у многих из нас художественная выставка вызывает порой зевоту и ассоциируется с чем-то скучным и неинтересным: ну картина, ну нарисовано – и что? И кажется, ребенок тем более ничего не поймет. Но если выбрать подходящий сюжет, вместе обсуждать увиденное и делиться впечатлениями – будет весело и детям, и вам. Поэтому, чтобы не было равнодушных взрослых, учиться понимать искусство и уважать труд мастера лучше с ранних лет.

Своими секретами, как привить детям любовь к прекрасному, с «Летидором» поделилась Наталья Игнатова – лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

В. М. Васнецов «Богатыри» (1898 г.)

Сюжет этой картины, которую очень любил художник, расскажите в виде сказки: «Жили-были три богатыря. Звали их Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. И они охраняли свои земли от нашествия врагов. И однажды вышли они в поле и…». Тут можно спросить ребенка, как он думает: видят они врагов или нет? Обратите внимание малыша на то, как выдвинут меч, приготовлена стрела, как смотрят герои картины – в общем, подтолкните его к выводу, что неприятель где-то рядом. Пофантазируйте вместе, а что будет происходить дальше. Предложите ребенку подумать, чем похожи и чем отличаются былинные герои, какие у них характеры.

Кстати, именно эта картина стала последней в коллекции Павла Михайловича Третьякова, которую он купил сам и повесил с Васнецовым на то место, где полотно висит и сейчас.

Помимо сказочных сюжетов, дети с удовольствием будут изучать картины с изображением животных, бытовые сцены и натюрморты.

И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)

Подойдите к натюрморту Ивана Хруцкого (зал № 14) и объясните ребенку, что художники часто рисуют все, что видят. Расспросите его, какие фрукты и овощи есть на картине, где спряталось насекомое, какие краски использовал художник, кому какой цвет больше нравится. При этом будет интереснее, если родители тоже поделятся своим впечатлением.

С младшими школьниками уже не обязательно бежать в конкретные залы, опасаясь, что они увидят сцены войны или нежные объятия влюбленных. Можно начать с портретов и объяснить, что это за жанр.

Выбрав изображения разных людей, спросите ребенка, отличаются ли они от нас и чем, а также сыграйте в игру «Угадай, кто это?». Военный, купец или, допустим, царь, с атрибутами власти – державой и скипетром. Расскажите также о том, что портреты различаются по жанру – есть парадные портреты, в полный рост, а есть камерные – по пояс, и предложите определить, где какой.

Кроме того, обратите внимание ребенка на эмоции героев. Для этого рассмотрите, например, лица мужчин на картине Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе» (зал № 8).

О. А. Кипренский «Читатели газет в Неаполе» (1831 г.)

Один из них читает газету. Можно спросить: что делают другие? Они слушают – это видно по повороту головы одного и задумчивому взгляду другого. Тогда стоит задать вопрос: почему один читает всем? И на него помогут ответить сами родители, немного подготовившись. Все эти люди на картине – иностранцы, и язык, на котором написана газета, знает только один из них. И он переводит. Менее всего интересно чтение собачке, которая смотрит на зрителя и совершенно не понимает, о чем идет речь. Попробуйте показать ребенку, что вы тоже кого-то внимательно слушаете, и предложите ему сравнить, насколько ваше лицо похоже на мимику персонажей картины.

И. И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)

Также в этом возрасте можно полюбоваться пейзажами, такими понятными и яркими. Рассмотрите с ребенком «Золотую осень» Исаака Левитана (зал № 37). Спросите у него: почему это осень, к какому ее периоду относится пейзаж, какие цвета использовал художник, какое настроение вызывает картина.

Попробуйте угадать, какое время года на картине «Мокрый луг» Федора Васильева (зал № 18). Там нарисованы зеленые деревья, растут цветы и солнце пробивается сквозь тучи.

Также познакомьте ребенка с пейзажами Константина Коровина (зал № 43). На его картине «Зимой» вы увидите двор, покрытый снегом, и лошадь, запряженную в сани.

Дойдите и до знакомой каждому с детства картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (зал № 18). Художник изобразил середину весны, когда становится тепло, поэтому с юга возвращаются птицы, но листья еще не распустились и снег не растаял.

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.)

Ну как пройти маленькому сладкоежке мимо такой знакомой картины (зал № 25). Обязательно поделитесь со своим почемучкой секретом: мохнатых зверей на сломанной сосне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. В свое время он рассказал родным, что автор продал картину за 4 тысячи рублей, и поэтому стал «участником в 4-й доле». Свою подпись под произведением Савицкий сначала поставил, но потом убрал.

Обратите внимание ребенка на то, что у многих деревьев верхушки как будто срезаны и не помещаются даже на холсте – этим художник хотел передать их мощность и величавость. И мы, как и медведи, оказываемся внутри густой чащи.

Дети от 9 лет и старше

Детям в возрасте 9-11 лет уже можно рассказывать о личности художника и его жизни. Правда, для этого взрослым придется подготовиться или взять аудиогид.