Музейные программы для дошкольников. Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств. Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»

Культурно-образовательные программы, проводимые Чувашским государственным художественным музеем:

  1. - воскресная студия культурно-эстетического воспитания детей и взрослых (ОРиЗИ, рук. Л.А. Макарова).
  2. Музей с 2015 года участвует в Федеральной программе экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки» и постоянно обменивается опытом с ведущими музеями Москвы по программе «Урок в музее». Урок в музее - это отдельное занятие или цикл занятий в одном из филиалов ЧГХМ в рамках предметов «Искусство», «Мировая художественная культура», «Культура родного края», «История», «Музыка», «Технология». Урок строится на основе музейных коллекций и использует экспозицию музея для более глубокого и прикладного изучения предмета. Урок в музее обеспечивает междисциплинарный подход, объединение знаний из разных школьных предметов в цельную картину научного знания. Он обязательно связан с конкретными темами образовательной программы, но также подразумевает исследовательские и творческие задания, выходящие за рамки этой программы.
  3. Для детей разных возрастов (и интересующихся взрослых) музей предлагает серию тематических экскурсий по постоянной экспозиции - «Чувашское изобразительное искусство: Истоки. Развитие. Современность», включающие в себя не только рассказ о произведениях искусства, но и игры, творческие задания и другие элементы зрительской активности.
  4. Квесты, игры творческие встречи на сменных экспозиция.

    Несколько раз в месяц в отделах музея открываются сменные выставки, и для каждой из них мы разрабатываем детскую программу, возможна организация встречи с художниками и тематических мастер-классов. Смотрите в афишу и договаривайтесь с нами по телефонам: 62-42-57 и 89176773124.

  5. В гостях у Музейки - День открытых дверей каждое последнее воскресенье месяца, для возрастной категории до 18 лет: встречи с ведущими художниками Чувашской Республики, композиторами, музыкантами, поэтами; разнопрофильные мастер-классы, концертные выступления учащихся ДМШ им. Максимова и ЧДШИ № 1 (ЧГХМ, рук. Л.И. Кадикина).
  6. Беседы о литературе (ЦСИ ЧГХМ, рук. В.А. Бамбурин).

  7. - чтение, беседы, мастер-классы, просмотр видео- и део- фильмов для дошкольников и младших школьников (ЧГХМ, рук. М.В. Готлиб).
  8. Школа юного иллюстратора - программа, рассчитанная на детей 7-12 лет. С опорой на произведения современной и классической детской литературы знакомит с устройством книги и разными видами иллюстраций, предполагает изучение работ российских и зарубежных художников книги, освоение разнообразных живописных и графических техник. Педагог - художник Татьяна Лисицына. Запись на занятия по телефону 89373764916.

  9. Индивидуальные посетители с детьми могут воспользоваться «Музейным чемоданчиком» , чтобы знакомство с постоянной экспозицией ЧГХМ прошло в атмосфере исследовательской игры. Спрашивайте в кассе.
Образцова, 11, стр. 1а, Бахметьевский гараж

Английский для детей «Little Bookworm»

Вряд ли можно найти музей, в котором детям уделяли бы больше внимания, чем в Еврейском музее в Москве. Здесь существует специальный Детский центр с арт-классами, квестами, шахматным клубом, театральной лабораторией, выставками и массой других возможностей. Выбирай - не хочу! Программа «Little Bookworm» знакомит учеников с английским языком через рифмы, стишки и пальчиковые игры и книжки на языке оригинала. Занятия организованы так, чтобы английский язык воспринимался как среда, в которой ребенок органично существует - играет, общается, переживает за любимых литературных героев и взаимодействует с педагогом. Абонемент на месяц - 6500 рублей

добавить в избранное

Крымский Вал, 10

Мастерская художника

Иногда фраза «Мой ребенок нарисует не хуже!» вполне уместна. Например, на встречах в «Мастерской художника», каждая из которых включает в себя прогулку по музейным залам и обсуждение, как именно сделаны картины, рисунки и скульптуры из коллекции Третьяковской галереи. Практические занятия, сопровождающие лекции, позволят детям самим попробовать разные художественные техники. Кроме того, открытая мастерская Третьяковки - это еще и отличный способ разнообразить традиционные музейные экскурсии, часто наводящие тоску как на детей, так и на их родителей. Занятия проходят в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Ведут их художник Анна Михайловна Баркова и искусствовед Елена Львовна Герасимова. Изучить экспозицию «Искусство ХХ века», порисовать гуашью, научиться смешивать краски и различать оттенки, а также сделать свои первые «коллажи» и «ассамбляжи» - это сюда. Разовое посещение для ребенка и взрослого - 850 рублей.

добавить в избранное

Новая пл., 3/4

Сепулька. Версия 2.0

Создать музейный экспонат своими руками просто: достаточно записаться в мастерскую Политеха и сконструировать собственную версию самых популярных объектов музея из LEGO. Первый цикл занятий, например, посвящен роботу Сепульке, работая над моделью которого, дети познакомятся с основами инженерного проектирования, механики, геометрии и черчения. В конце участники соберут действующую модель на радиоуправлении. В процессе каждый сможет предложить свои варианты сборки. Второй цикл будет посвящен стопоходящей машине Чебышева - на ее примере дети изучат лямбда-механизм и другие способы преобразования вращательного движения. Занятия проводит Артем Минин, экскурсовод Политехнического музея, преподаватель курсов Polycent и научных лагерей «СиЖ». Стоимость 4000 рублей.

добавить в избранное

Крымский Вал, 9, стр. 32, парк Горького

Форма и цвет. Архитектурный курс

Создать макет «кубического» животного и сконструировать настоящую объемную арку дети смогут в музее современного искусства «Гараж». Архитектурный курс научит всех желающих работать с геометрическими фигурами, а также познакомит с работами известных архитекторов и законами пропорций. Темы более чем доступные: на одном занятии детям предлагают создать макет моста из ромбов и обсудить, что делает его конструкцию устойчивой, на другом - спроектировать интерьер собственного разноцветного дома. Ведут курс архитекторы Дарья Туранская и Марина Вайсман. В финале каждый ребенок должен создать проект дома для своей семьи. В профессиональных архитекторов выпускники курса, может быть, и не превратятся, но повелителями объектов обязательно станут. Стоимость абонемента 12 000 рублей.

добавить в избранное

Волхонка, 12

Компьютерная графика

Предложения «два в одном» бывают не только у производителей косметики. Компьютерную графику в Пушкинском музее преподают, опираясь на историю изобразительного искусства: дети учатся использовать цвет и изучают принципы перспективы на примерах работ художников эпохи Возрождения и других мастеров из собрания музея. На выходе каждый ребенок должен освоить базовые навыки работы в фотошопе и историю мировой живописи, а также - создать свои первые графические произведения. Занятия проходят 2 раза в месяц. Для того чтобы попасть в группу, нужно пройти собеседование. Стоимость абонемента 8000 рублей.

добавить в избранное

Вавилова, 57

Мир под микроскопом

Как выглядят клетки растений и животных под микроскопом? Откуда пошло название «насекомые»? Что такое почва и как она устроена? Учебная лаборатория Дарвиновского музея обещает приоткрыть детям тайны живого мира: от одноклеточных инфузорий до тканей человека. На занятиях ученики увидят окружающую природу, увеличенную в сто раз, понаблюдают за жизнью самых маленьких существ, проведут самостоятельные эксперименты и научатся уверенно работать с микроскопом. Есть лишь одно небольшое ограничение: детей до 8 лет допускают до занятий только в сопровождении взрослого. Билет для одного посетителя - 200 рублей, семейный билет (взрослый + ребенок) - 300 рублей

добавить в избранное

Зубовский б-р, 2

Детская дизайн-школа «ШУМ»

Здесь проходят уроки дизайна от Александра Васина - арт-директора groza.design, основателя фестиваля Typomania и руководителя образовательных проектов education.vasin.ru. На занятиях будет много практики, из которой впоследствии можно составить неплохое портфолио будущего графического дизайнера. Дети поработают над дизайном упаковки, займутся шрифтами и инфографикой, а также изучат основы мультипликации и создадут настоящий экспериментальный костюм. Учащимся предстоит иметь дело с типографской краской, деревянными литерами, картоном, клеем и, конечно, с красками. Помимо Васина занятия ведут приглашенные художники и дизайнеры. Уроки развивают основы творческого мышления, учат композиции и мастерству интерпретации. Разовый билет - 1500 рублей, абонемент на 15 занятий - 15 000 рублей

добавить в избранное

просп. Мира, 30

Книжный клуб для подростков «Точка с запятой»

Раз в неделю в Музее Серебряного века школьники вместе с сотрудниками музея будут читать отрывки из современных книг для подростков, двигаясь от поверхностного обсуждения сюжета до глубинного анализа образов и смыслов. Для обсуждения предлагаются книги в диапазоне от «Баллады о сломанном носе» норвежского писателя Арне Свингена до «Германа» еще одного норвежца Ларса Соби Кристенсена. Ведущие помогут подросткам познакомиться с разными жанрами, объяснят, что такое подтекст и контекст, и научат «читать позвоночником», как советовал Набоков. Помимо чтения обещают творческие задания, психологические игры и чай с печеньем. В клуб также приглашаются дети с особенностями социального взаимодействия. Ведь как еще научиться принимать себя и друг друга, если не с помощью книг? Билет на 1 занятие - 500 рублей, абонемент на 2 месяца (8 занятий) - 3000 рублей

Музейно-педагогическая программа для дошкольников "Волшебная палитра"

Собственная музейно-педагогическая программа «Волшебная палитра» является частью художественно-эстетического воспитания дошкольников 5-7 года жизни и носит преемственный характер. Программа разработана на основе музейных экспозиций г. Ульяновска.Данная работа будет полезна воспитателям ДОУ, а также музейным работникам, осуществляющими свою деятельность с детьми дошкольного возраста.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый Художник, Музыкант и Поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создавать для этого благоприятную среду, которая основана на доверии и понимании. Задача воспитателя - добиться того, чтобы ребёнок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом».
Для достижения данной задачи необходимо формировать личность ребёнка-дошкольника путём приобщения его к эстетическим ценностям искусства, становления его творческих способностей и самовыражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. В полной мере осуществить поставленную задачу можно, если целенаправленно создавать оптимальные условия для укрепления творческого потенциала каждого ребёнка и формирование в нём нравственных начал через восприятие различных видов искусств, имеющих общечеловеческие эстетические ценности. Воспитательным компонентом при этом является эмоционально-положительное отношение ребёнка к объектам эстетического характера и понимание гармонии на примере изобразительного искусства, архитектуры, музыки, природы и человеческих взаимоотношений.
Понимание необходимости практически решить задачи эстетического формирования личности ребёнка-дошкольника, послужило стартовой точкой к созданию собственной программы, основанной на базисных теориях гармонического развития человека с учётом потенциала музейных экспозиций города и учреждений культуры.
Музейная экспозиция как сильное средство педагогического воздействия широко используется в практике работы многих дошкольных учреждений г. Ульяновска. Детские сады тесно сотрудничают с музеями города, в том числе и на договорной основе. Как правило, данное сотрудничество в большинстве своём обращено исключительно к темам краеведческого характера. Между тем, музеи города обладают богатыми ресурсами. Так, Ульяновский областной Художественный музей со своей богатейшей коллекцией художественных произведений недостаточно привлекается к работе с дошкольниками. Именно в этом заключается новизна и актуальность программы.
Музейный компонент, не дублируя общепринятые педагогические программы для детского сада, значительно расширяет их возможности, как в постижении изобразительного искусства, так и в формировании визуальной культуры. Образовательные мероприятия проводятся и в детском саду, и в пространстве музеях города, что даёт возможность использовать методику и принципы музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе в учебно-воспитательном процессе.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников формируется в процессе развития художественно-творческих способностей воспитанников, в том числе через интеграцию различных видов деятельности. Поставленные задачи решаются в непосредственно образовательной деятельности, в ходе совместной деятельности взрослого и детей и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в режимных моментах, а также частично в кружковой деятельности.
Для достижения поставленной цели, мною, в первую очередь, были определены пути осуществления задач формирования эстетической личности, через комплексное воздействие на ребёнка-дошкольника таких смежных видов искусств, как музыка, художественное слово, пластическое движение, драматизация, при приоритетном использовании средств изобразительного искусства и подключение к самостоятельной детской изобразительной деятельности.
Средствами осуществления задач эстетического воспитания были определены:
1. Все виды искусства (изобразительное, архитектура, скульптура, музыкальное, танцевальное, театральное, дизайн, народное искусство).
2. Окружающая действительность, в том числе и природа.
3. Практическая художественно-творческая деятельность дошкольников.

В определении перспектив развития художественно-эстетического воспитания дошкольников основной упор сделан на изобразительную и конструктивную деятельности детей, музыкальное воспитание, на театрально-игровую, и историко-краеведческое образование дошкольников.
С этой целью выделены 4 взаимосвязанных блока:
1 - Блок изобразительно-творческой деятельности «Волшебная палитра», который выделен в отдельную музейно - педагогическую программу с тем же названием;
2 - Блок конструктивно-творческой деятельности «Город мастеров»;
3 - Блок музыкально-ритмической деятельности «Музыкальная мозаика»;
4 - Блок театрально-игровой деятельности «Лицедеи».
Блоки выделены с учётом базисных программных требований и как региональный компонент, так как в решении вопросов художественно-эстетического развития нам помогают культурные и исторические ценности Симбирска-Ульяновска. Каждый из представленных блоков имеет свою цель и задачи обучения. Обучение начинается со второй младшей группы в рамках занятий по изобразительной деятельности, а также в совместной деятельности и в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми. Начиная со старшей возрастной группы часть мероприятий переносится в пространство музея. В подготовительной группе занятия осуществляются только в музеях (Художественный музей, музей « Градостроительство и архитектура Симбирска – Ульяновска, Рериховский центр духовной культуры, областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, музей Народного творчества, Выставочный зал) с использованием подлинных экспонатов, макетов и др. музейных материалов. В дошкольном учреждении осуществляется закрепление материала, обобщение на примере иных произведений искусства (постеры, фотографии, вырезки из журналов, открытки и т.п.).
Одним из основных блоков, который разработан в достаточной степени и апробирован совместно с областным Художественным музеем является
БЛОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА»
Целью музейно-педагогической программы «Волшебная палитра» является формирование творческой личности ребёнка - дошкольника посредством жанров живописи и собственной изобразительной деятельности.
Исходя из цели, выделены задачи эстетического воспитания программы:
- гармонически развивать каждого дошкольника на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства в музейных экспозициях.
- способствовать пробуждению творческой активности и выработке навыков восприятия различных видов искусств.
- способствовать постижению языка изобразительного искусства через освоение его специфики.
- развивать практические умения через использование различных видов изобразительных средств.
Реализация перечисленных задач решается путём комплексного воздействия разных видов искусств на развитие художественно-творческого потенциала ребёнка, а также, их оптимального взаимодействия на овладение ребёнком приёмами изображения в практической деятельности.
Благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса достигается целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов, а эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение как к искусству, так и к жизни.
Обеспечивая полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка-дошкольника, сформирует в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

План работы по музейно-педагогической программе «Волшебная палитра»
С Е Н Т Я Б Р Ь «Прекрасное в обычном» Жанр живописи НАТЮРМОРТ
О К Т Я Б Р Ь «Природа и художник» Жанр живописи ПЕЙЗАЖ
Н О Я Б Р Ь «Учимся смотреть» Жанровая БЫТОВАЯ КАРТИНА
Д Е К А Б Р Ь «Знаменитые люди Симбирского края» А. А. Пластов 31.01.1893г.- 12.05 1972г.
Я Н В А Р Ь «Праздники православного календаря» РОЖДЕСТВО В ДРЕВНЕ-РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
Ф Е В Р А Л Ь «Графика» Книжная графика ИЛЛЮСТРАТОРЫ ДЕТСКИХ КНИГ
М А Р Т «Человек и время» Жанр живописи ПОРТРЕТ
А П Р Е Л Ь «Скульптура и её особенности» СКУЛЬПТУРА
М А Й «Застывшая музыка» АРХИТЕКТУРА

Посещение музея можно сделать увлекательным и запоминающимся, если добавить к экскурсии самостоятельное исследование и игры. Для нас работают ориентированные на детей экскурсоводы, а после экскурсии мы предлагаем наш квест. В поисках ответов на вопросы квеста участники внимательно изучают экспозицию и обращают внимание на те экспонаты и детали, которые могли бы остаться незамеченными при обычном посещении музея. Подводя итоги, играем и всех угощаем конфетами!

Средневековье часто называют «мрачным», «темным». Оно ассоциируется с ужасами инквизиции, жестокими войнами. Но эта же эпоха стала временем благородных рыцарей и прекрасных дам, развития поэзии и религиозно-философской мысли, временем создания грандиозных соборов и монастырей. Так какие же они, Средние века? Участники нашей программы смогут...

Приглашаем Вас в путешествие в глубь веков — в древнюю историю России. Мы вспомним всем хорошо известные события и исторических личностей, а также найдем и узнаем то, о чем редко рассказывают даже на уроках истории! Рассмотрим запутанные ветви Древа Государей Российских в Парадных сенях. Узнаем, как рыбачили наши предки в 3 веке до нашей эры. Найдём...

Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»

Пояснительная записка

Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.

Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .

Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.

Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .

Задачи программы :

1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.

2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .

3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .

4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.

Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .

Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.

Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.

Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .

Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .

Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .

Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.

1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.

2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.

3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.

4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.

5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.

6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.

7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.

8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.