Сочинение "Герои и проблематика повести А. Куприна «Поединок»". Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок Полковые дамы поединок

В данном произведении автор попытался отобразить суровую действительность русской армии. Показать с изнаночной стороны, сделав акцент на беспредел, творящийся в полку. Образ и характеристика Шурочки в повести Куприна «Поединок» выгодно выделяют ее на фоне других офицерских жен. Она словно лучик света в темном царстве, озаряет все вокруг, но с такими, как она, надо быть осторожнее. Лучи могут не только обогреть, но и опалить.

Шурочка – Александра Петровна Николаева. Замужем за поручиком Николаевым. Тайная любовь Георгия Ромашова. Именно она стала причиной дуэли между офицерами.

Семья

Александра живет с мужем вдвоем. Детьми не обзавелись. Да и мужа Шурочка никогда не любила.Она с ним потому, что вложилась в его карьеру. Расстаться с ним, значит пустить вложенные средства на ветер. Не для того она это затевала. Лучше потерпеть, но добиться своего.

«...я своего мужа не люблю...»

«...я не хочу ребенка. Фу, какая гадость! Обер-офицерша, сорок восемь рублей жалованью, шестеро детей, пеленки, нищета...Какой ужас!»

Внешность

Шурочка молодая женщина с черными волосами и бледным смуглым лицом. На фоне его бледности алым пятном выделялись губы. Глаза ярко-синего цвета. Мочку левого уха украшала небольшая родинка. Маленького роста. Миниатюрной комплекции. Размер ее стопы, как у ребенка. На ногах всегда аккуратненькие туфельки. Внешне ее можно было принять за цыганку, да и натура у нее была горячая и свободолюбивая. Сама себя она не считает красавицей, но уверена, что мужчины ценят в ней другие качества.

«...в глубине синих зрачков...»

«...бледное и смуглое лицо. Страстное лицо. И на нем красные, горящие губы – как они должны целовать! – и глаза, окруженные желтоватой тенью...»

«...собрав свое лицо в милую гримасу...»

«...ты маленькая, ты легкая, я бы поднял тебя на руки, как ребенка...»

«...на левом ухе, внизу, у тебя маленькая родинка, точно след от сережки...»

Характеристика

Шурочка умная и обаятельная женщина. Блещет остроумием. Незаурядна. Ее энергии можно позавидовать. Она никогда не сидит без дела. В свободное время занимается рукоделием. Не любит распускать слухи и сплетни.

Может расположить к себе любого собеседника. С ней очень интересно общаться. Она знает несколько иностранных языков. Поддержит любой разговор. Ее цель вырваться из этой глуши, где все ненавистно и противно.

Настоящий характер главной героини открывается постепенно. За ее внешней обаятельностью скрывается холодная и черствая натура. Именно Шурочка настойчиво подталкивает Ромашова принять участие в дуэли, обещая, что это абсолютно безопасно. Обманом она выбивает у него согласие, подставляя смерти в руки.

Черты характера

Эта женщина словно два разных человека сочетает в себе хорошее и плохое. С виду мила и обаятельна, но ей ничего не стоит подставить под удар близкого человека ради достижения собственных целей. Она привыкла думать только о себе. Вся ее жизнь эгоистичная борьба за личное счастье. Среди основных черт характера стоит выделить следующие:

  • доброта;
  • эгоистичность;
  • целеустремленность;
  • расчетливость;
  • коварность;
  • гордость;
  • властолюбие:
  • хитрость;
  • двулична;
  • незаурядность;
  • самолюбие.

­Женские образы

Повесть А. И. Куприна “Поединок” была впервые опубликована в 1905 году. В ней автор показал все недостатки офицерского быта, о которых сам знал не понаслышке. Главному герою повести молодому подпоручику Ромашову он слегка придал автобиографические черты. Читая повесть, мы видим, что в ней сразу несколько тематических линий. В первую очередь, это офицерская среда. Затем строевая и казарменная жизнь солдат и, наконец, личные отношения людей.

Проживая долгие годы в офицерской среде, они стали прагматичнее, жестче и черствее. Некоторых офицерских жен Куприн открыто именует “куклами” и “манекенами”. Они жеманны, пользуются приторными духами, готовы отбелить все лицо макияжем, но души у них при этом остаются темными. Такова, к примеру, зрелая замужняя дама Раиса Петерсон, которая достает главного героя молодого подпоручика своими домоганиями.

Устав от постоянных преследований, он отказывает женщине и просит оставить его в покое. Но Петерсон такой расклад не устраивает. Он узнает, что Ромашов вечерами бывает в доме Николаевых и начинает подозревать его в теплых отношениях с женой поручика Шурочкой. Тогда раздосадованная женщина начинает писать Николаеву анонимки с просьбой обратить внимание на поведение жены. Эти анонимки впоследствии становятся причиной разлада дружеских отношений между обоими офицерами.

Так автор показывает, что Раиса – пошлая и ничтожная натура, с отсутствием каких-либо нравственных устоев. К тому же она не одна такая в гарнизоне. Есть еще злые лицемерные сплетницы жена капитана Тельмана и А. И. Мигунова. Что касается Александры Петровны Николаевой (Шурочки), ее единственную автор изображает более или менее добродетельной, рассудительной и обаятельной. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах, не ведет пошлых игр обольщения.

При этом к Ромашову она выказывает чуть больше, чем просто дружеские отношения. Шурочка умна, талантлива и интересна. Она умеет расположить к себе человека, знает, с кем и как общаться, имеет природный вкус в выборе одежды. Автор показывает, что ее главная задача – помочь бездарному мужу сдать экзамен в академию и не ударить в грязь лицом. Ради этого неумного и бездарного человека она жертвует Ромашовым. По этой причине все ее достоинства в конце произведения сводятся к нулю.

Шурочку любил также Назанский еще до Николаева, но она ему отказала. С тех пор, между двумя поручиками складывались натянутые отношения. Таким образом, несмотря на все свои достоинства, главная героиня повести тоже не лучший женский образ, описанный когда-либо Куприным. Характер этой женщины правдив и реалистичен, но ее расчетливость привела к гибели лучшего друга.


Другие работы по этой теме:

  1. Сила любви Повесть А. И. Куприна “Поединок” появилась в начале 19-го столетия и наилучшим образом передала армейскую жизнь того периода. Главный герой произведения – молодой...
  2. ­Дружба и вражда Повесть “Поединок” одно из немногих произведений Куприна, посвященных теме русской армии. Автор сам учился в военной академии, которая впоследствии была преобразована в...
  3. ­Честь и бесчестье Повесть “Поединок” считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования - жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею...
  4. ­Изображение русской армии в произведении Действие повести А. И. Куприна “Поединок” относится к 90-м гг. XIX века. Автор открыто осуждал армейские порядки, принятые в тот...
  5. Женские образы в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про­извели на меня образы Василисы...
  6. Николаев Николаев Владимир Ефимыч – персонаж повести А. И. Куприна “Поединок”, поручик, муж Шурочки. Каждый офицер в повести наделен яркой индивидуальностью и личностной характеристикой. Если...
  7. Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Тема женских образов в романе “Война и мир” раскрыта в виде­ полемического ответа для многих...
Описание работы

Цель исследования: - проанализировать особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна в контексте со временем написания повестей и оценки их современниками.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:
Системно проанализировать литературоведческую, методическую и художественную литературу по творчеству А.Куприна и провести анализ изученного материала;
Определить особенности его мировоззрения, взгляды на жизнь, которые отражены в повестях «Молох», «Олеся», «Поединок»;
Осмыслить и сопоставить специфичность общего и разного в изображении духовно-эмоционального мира героев повестей;
Проанализировать авторскую позицию в отношении к своим героям;

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»

1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10

1.2. Отражение социально-этических проблем народа и интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………….25

1.3. Характерные черты духовно-эмоционального мира героев повести «Молох»………………………………………………………………………...30

1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39

1.5. Значение реалистического изображения действительности в группировке образов…………………………………………………………………………..42

Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»

2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47

2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52

2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной

героини……………………………………………………………………………....58

Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»

3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской

среде………………………………………………………………………………....67

3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76

3.3. Жёны офицеров в повести «Поединок» - олицетворение крайнего духовного обнищания………………………………………………………………79

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………………..81

Заключение…...……………………………………………………………………..87

Список используемой литературы……………………………………………...…90

Работа содержит 1 файл

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок» .

Напившись, офицеры устроили в публичном доме скандал, переругавшись друг с другом. После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием» .

В конце этого повествования о диком поступке пьяных офицеров, Куприн обращает наше внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета: «Был рассвет, с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов. И когда Ромашов, идя домой, глядел на них, и на небо, и на мокрую, седую от росы траву, то он чувствовал себя низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок» .

Таким образом, в «Поединке» показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа. Куприн помог офицерству познать самих себя, свое положение в жизни, всю его неформальность и трагизм.

3.3. Жены офицеров - олицетворение крайнего духовного обнищания

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей.

Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает Ромашов. «И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья. И говорит как противно, - думал Ромашов. - Странно, что я до сих пор этого не замечал. Она говорит так, как будто бы у нее хронический насморк или полип в носу: «боя бать гредчадка» .

Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего.

В то время, как Ромашов ищет пути личностного самоутверждения человека, а по большому счету - и человечества, Шурочка Николаева стремится как можно полно реализовать возможности своей незаурядной натуры, и физические - неотразимое женское обаяние, женственность, и интеллектуальные - живой, энергичный ум. Но реализовать с явной эгоистической целью, роль полковой дамы ее не удовлетворяет. Она жаждет большего: жизни блестящей и праздной, настоящего общества, где «свет, музыка, поклонники, тонкая лесть, умные собеседники». Как достичь этого женщине неблагородно рожденной, без достаточных средств и образования? Только благодаря карьере мужа или другого, самозабвенно любившего ее человека. Шурочка не только эгоистка себе на уме, но и кровожадна. Ей чужды милосердие, всепрощение, элементарные понятия о добре, душевное благородство и такт: они «тормоза», препятствия на пути к лелеемой ею сказке о «настоящей» жизни. Поэтому она резко осуждает «сентиментальных противников» офицерских дуэлей. Ей импонируют поединки с кровью: «Что это за нежности: боятся выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью!». Она готова беспощадно распорядиться жизнью любившего ее Назанского (Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак. Такие офицеры - позор для полка, мерзость!») и распоряжается жизнью, подводит под верную пулю своего мужа на дуэли беззаветно любящего ее Ромашова. Впрочем, так же без угрызений совести ушла бы она от мужа, даже распорядилась бы его жизнью, если бы Назанский или Ромашов смогли бы стать активными помощниками ей в реализации эгоистического плана. Нельзя не заметить, что в Шурочке Николаевой - дальнейшее развитие характера, открытого Л.Толстым в Элен Курагиной-Безуховой.

Почему же Шурочка все-таки обрисована с известной долей авторской симпатии? В нее влюблены лучшие герои произведения. Видимо, не только потому, что Шурочка на фоне пресных, пошлых и развратных полковых дам выделяется женским обаянием и умом, а потому, что при всех ее нравственных изъянах, которые до поры до времени остаются неразгаданными, она обладает цельной, волевой натурой, предрасположенностью к личностному самоопределению. А симпатии писателя всегда были на стороне таких натур, которые находили в себе силы противостоять потоку, даже при всей явной или скрываемой порочности .

Образ Шурочки - одно из самых удачных созданий писателя в «Поединке». А.В.Луначарский отмечал, что Куприну удалось «вывести и любопытный и совершенно живой и бесспорно интересный женский тип» .

Тем не менее, в Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

Таким образом, хотя «идеал» Шурочки мелок, пошл и ограничен, но другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие.

Мир «полковых дам» Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Ромашова и Назанского

Настоящим героем, противником общепринятых в тогдашнем социуме и негативных, и утверждаемых как позитивные ценностных ориентаций в повести задуман Ромашов. Назанский же выступает в произведении глашатаем новой веры, новой философии века, импонирующей автору, можно сказать, рупором его идей, короче, наставником, вдохновителем активизирующегося Ромашова.

В сюжете повести Назанский завершает характеристику человеческого «качества», а соответственно социальной и государственной целесообразности офицерского корпуса, а также провозглашает перспективные, с точкт зрения автора, философские идеи времени. Пока в речах Назанского распознаны ницшевские идеи «сверхчеловека», отказа от традиционного гуманизма. Но значительное место в этих речах заняли идеи Вл.Соловьева и Н.Бердяева. В критике же традиционного милосердия заметна интертекстуальная перекличка с известной репликой Ивана Карамазова Достоевского о Юлиане Милостивом (у Куприна почему-то Иоанн Милостивый).

Впечатляет содержательное богатство постулируемой Назанским модели человека будущего. Это, прежде всего идеи личностного самостоянья, уверенности в себе, собственного достоинства, ощущения гармонии с природным миром, основанные на мобилизации пока еще мало востребованных принципов экзистенции («любовь к себе, своему уму, к бесконечному богатству своих чувств»), персоналистских мотивах отрицания власти, ложных, иллюзорных авторитетов, определяемых культурой человека («Вы - царь мира, его гордость и украшение <…> бог всего живущего»), равноправие не подобий, а разных, т.е личностей, неравных не в юридическом, а в экзистенциальном смысле («не страшитесь никого во вселенной, потому что над всеми никого нет и никто не равен вам»), в толстовско-достоевских мотивах бережного ощущения красоты живой жизни, природы («как прекрасна, как обольстительна жизнь! <…> о радость, о божественная красота жизни <…> голубое небо, вечернее солнце, тихая вода <…>, Ах, как все чудесно, как все нежно и счастливо!»).

В этой модели отсутствует то, что можно назвать эгоизмом, насилием над другими во имя собственной выгоды. Основное в этой модели - чаяние свободы духа: «где-то вдали от наших грязных вонючих стоянок совершается огромная, новая светозарная жизнь. Появились новые, смелые, гордые люди: загораются в умах пламенные свободные мысли…». Наоборот, нетерпимость к свободе духа, склонность к насилию у приверженцев традиционных ценностей: «Мы (воспитанные на прежних ценностях. - В.Л.), надувшись, как индейские петухи… надменно болбочем: «Что? Где? Молчать! Бунт! Застрелю!» Огромна в этой модели роль любви - к женщине, ближнему. Куприн заинтересованно воспринял идею высокого этического смысла половой любви, ту роль, которая отводилась ей в гармонизации социума в философии Вл.Соловьева («Смысл любви»), Н.Бердяева («Метафизика пола и любви»). Эта идея патетически излагается Назанским: «для Данте вся любовь - прелесть, очарование весны!... говорю о любви в прямом, телесном смысле. Но она - удел избранников…Любовь… имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Такая любовь способна пожертвовать всем, подвигнуть на преодоление собственного эгоизма, в духе философии Соловьева и Бердяева: «всегда обожающий, всегда готовый отдать за нее (избранницы - В.Л) - нет, зачем за нее, за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку - отдать и жизнь, и честь, и все, что только возможно отдать!...таких радостей не знают красавцы и победители». Это парафраз соловьевского постулата: «нравственный смысл любви требует воссоединения того, что неправедно разделено, требует отождествления того и другого» .

Парафраз отчеканен, как афоризм, в монологе Назанского: «Любовь, освобожденная от темных пут собственности, станет светлой религией мира, а не тайным позорным грехом в темном углу, с оглядкой, с отвращением» .

Главное, в предлагаемой Куприным модели совершенного человека исключена малейшая возможность конфронтации людей друг с другом: «великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, <…> как осмелюсь я тогда оскорбить, толкнуть, обмануть человека, в котором чувствую равного себе…»

Проектирование экзистенциальной гармонии исключает достижение ее через социальную конфронтацию, что витала в тогдашней атмосфере. Это противоречило бы сути русского духовного Ренессанса, на который ориентирован Куприн. Устами Назанского сказано: «Какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второго столетия?» Он не разделяет призывов к насильственной ломке режима, не согласен с кликуществующими: «Возьмемся об руку, пойдем и погибнем, но будущим поколениям приготовим светлую и легкую жизнь». Гармония светлой жизни у Куприна возможна только через духовное преображение человека, возобладание не эгоистического, индивидуалистического, а личностного начала. Конечно, массовый человек прошлого, как и нынешнего нового века, далеко отстоял и отстоит от этого романтического идеала. Иллюзорной оказалась и счастливая жизнь, которой пытались достичь путем социальных конфронтационных революций.

Заманчивость, яркость, красота новой модели человека поддержана и портретом ее поборника: «Золотые волосы падали крупными, цельными локонами вокруг его высокого, чистого лба, чистая, четырехугольной формы, рыжая, небольшая борода лежала правильными волнами, точно нагофрированная, и вся его массивная и изящная голова, с обнаженной шеей благородного рисунка была похожа на голову одного из греческих героев или мудрецов… Ясные, чуть-чуть влажные голубые глаза смотрели оживленно, умно и кротко…» .

Но жизнь по прежним, устоявшимся правилам, нормам губит свежие, новые всходы. Внешняя красота персонажа почернела, сожжена, как яркая зелень в засушливую погоду: «Глаза глубоко ввалились и почернели вокруг, веки пожелтели, а щеки с неровной грязной кожей опустились и оплыли книзу, и некрасиво обросли жидкими курчавыми волосами».

Назаснкий - мыслитель, правозвестник, глашатай новых идей, персонаж рассуждающий и объясняющий, можно даже сказать, рупор автора. Ромашов же эти идеи призван воплотить в своей деятельности, на практике. Именно он самый живой, динамичный, деятельный герой в «Поединке». Уже в экспозиции сюжета он выделен из массы неофицерскими чертами: краснеет от замешательства, говорит сбивчиво, без надобности поправляет очки. Главное, не разделяет избитую офицерскую этику, позволяющую издеваться над «шпаками» - штатскими. Правда, в исключительных случаях: «если он порядочный человек, дворянин и так далее… зачем я буду на него, безоружного нападать с шашкой».

Куприноведы (В.Афанасьев, А.Волков, Ф.Кулешов, О.Михайлов) называют Ромашова заурядным, слабым. Скорее всего, они воспроизводят мнение Шурочки Николаевой, которой, с точки зрения волевых, эгоистических устремлений, Ромашов представлялся слабым, потому, что не мог духовно принять их. Но уже в первой портретной характеристике Ромашова заявлена сила, как и сдерживающая ее не офицерская черта: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но, от большой застенчивости, неловок».

Физическая сила персонажа в сюжете найден выход в доминанте последовательно крепнущей духовной силы, основы реального, действенного противостояния общепринятому как кастовому, так и более широкому - всеобщему, массовому, поклонению общепринятым традиционным приоритетам. Уже в завязке сюжета Ромашов выступил против незаслуженного оскорбления нижнего чина полковым командиром, заступился за беззащитного, бессловесного татарина Шарафутдинова. Заявка на преодоление героем затхлого, застойного, атмосферы провинциального бытия есть в честолюбивых фантазиях, которыми герой живет в свободное время от службы время. Вечерние прогулки к вокзалу, вечерние зори как бы сигнализируют об исчерпанности прежних ценностей, поиск тропы к новым, озарение ими на исходе дня. Большинство сюжетов этих фантазий ветвится по сложившимся образам. Подобно Андрею Болконскому, Ромашов мечтает о собственном «Тулоне» - о свершении подвигов на поприще защиты Отечества, даже при усмирении бунтов рабочих, но больше как военный разведчик, или командир генерального сражения, определяющего судьбу войны. Не важно, что это фантазии романтика-юноши. Они тренируют волю и дух персонажа в экзистенциальной тяжбе с заурядной, косной повседневностью. Вызов, брошенный на плацу солдафону полковнику Шульговичу, требовал не меньшего мужества, чем достойное поведение в бою.

Изображение кризиса армии

как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.

II. Беседа по повести «Поединок»

— Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести — кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

— Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

— Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» — ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

— В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство — следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

— Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

— Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

— Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», — говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли — «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять — все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

— Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива — «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

— В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского — терпеливого, хладнокровного, настойчивого — не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

— Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Сочинение

Повесть А. И. Куприна "Поединок" появилась в свет в мае 1905 года в шестом томе сборника "Знание" с посвящением А. М. Горькому, Она сразу привлекла к себе общее внимание и сделала имя вчера еще малоизвестного писателя знаменитым. Двадцать тысяч экземпляров "сборника разошлись так быстро, что уже через месяц потребовалось новое издание. После этого "Поединок" был не раз издан отдельной книгой и переведен на многие иностранные языки. Вызвавшая горячее одобрение русских демократических и революционных кругов, крупнейших современных писателей и критиков и резкие протесты реакционной печати, представителей тогдашней военщины, повесть была и осталась самым социально значительным произведением Куприна, вершиной его демократизма.

Трудно назвать и в предшествующей и в последующей литературе другое произведение, в котором с такой художественной силой и психологическим мастерством было бы показано истинное состояние царской армии, противоестественность и античеловечность военной службы в царской России, произведение, которое бы защищало все светлое в человеке, так безжалостно подавляемое косной и невежественной военной средой.

Повесть вышла в свет после исторических событий падения Порт-Артура и 9 января 1905 года, когда стало очевидным тяжкое поражение царизма в русско-японской войне и быстрое нарастание революционного движения. Административный гнет и цензурные притеснения в это время несколько ослабели, но все же "Поединок" смог избежать запрещения или серьезных изъятий из текста лишь благодаря хитрым маневрам коммерческого директора издательства "Знание" К. П. Пятницкого.

Материал для "Поединка" дала А. И. Куприну сама жизнь. Будущий писатель учился в кадетском корпусе, затем в юнкерском училище, окончив которое в 1890 году получил назначение в 46-й пехотный Днепровский полк. Здесь он прослужил почти четыре года и в начале 1894 года вышел в отставку в звании поручика. За время службы в полку, стоявшем в Каменец-Подольском, Проскурове, Волочиске, Куприн и накопил те впечатления и знания, которые позволили ему создать целую кунсткамеру типов офицеров и солдат и правдивые, рельефные картины армейской жизни в провинциальном захолустье.

Полковая жизнь, которую рисует Куприн в "Поединке", нелепа, пошла, безотрадна, отупляюща. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти из армии или пытаться поступить в академию и, окончив ее, подняться на более высокие ступени военной лестницы, "сделать карьеру". Судьба же основной массы изображенного Куприным офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с дальней перспективой выйти в отставку, получив небольшую пенсию. Повседневная жизнь офицеров складывалась из присутствия на строевых занятиях и "словесности" (то есть изучении солдатами воинских уставов), посещения по вечерам офицерского собрания, выпивок в одиночку или в компании, пошлых связей с чужими женами, традиционных балов и пикников, игры в карты, иногда поездок в местный публичный дом. Некоторое разнообразие вносили в эту жизнь смотры, парады, маневры.

В повести выведена длинная вереница офицеров. При несомненных общих чертах, обусловленных характером службы, бытом, средою, каждый из них отличается своеобразием. Тут есть и непритязательный, добродушный, ни о чем не задумывающийся Веткин, и тупой служака ротный командир капитан Слива, и Бек-Агамалов с постоянными вспышками диких кровожадных инстинктов, и Осадчий, воспевающий "свирепую беспощадную войну", и нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает его жалкого жалованья, чтобы прокормить четверых детей, и подполковник Рафальский, по прозвищу Брэм, отводящий душу в своем домашнем зверинце, и Бобетинский, фат и пустышка, стремящийся походить на гвардейца, разыгрывающий роль светского человека, и карточный шулер Арчаковский, и многие другие. Даже лучшие из офицеров, которых вывел в "Поединке" Куприн, не вызывают сочувствия. Рафальский-Брэм, бережно пестующий свой зверинец, однажды был взбешен тем, что горнист, ошалевший от усталости, исполняет не тот сигнал, и он так ударил солдата по рожку, что горнист вместе с кровью выплюнул на землю искрошенные зубы. Стельковский заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в полку, но сам он развратник.

Действие повести относится к середине 90-х годов прошлого века (известно, что дуэли между офицерами, запрещенные ранее, были вновь введены в обиход приказом по военному ведомству, отданным в мае 1894 года). Но картины армейской жизни десятилетней давности не скрывали от читателей современного звучания "Поединка": в них можно было увидеть объяснение той катастрофы, которую потерпела царская армия в боях под Мукденом, Ляояном, Порт-Артуром. Современники, как это видно из отзывов критики и мемуарных свидетельств, и увидели в повести прежде всего осуждение порядков царской армии, разоблачение ее офицерского состава, а в образе больного, неуклюжего, нищего, замученного бессмысленной муштрой солдата Хлебникова — олицетворение угнетенного и попираемого народа. Картины обучения солдат на занятиях в строю или в классе (изучение уставов), проводимых малограмотными младшими командирами Рындой, Шаповаленко, Сероштаном, сцены постоянного измывательства над солдатами будили в читателе чувства возмущения и протеста.

Однако смысл повести состоит не только в беспощадной критике царской армии, как отсталой воинской организации с косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами. "Поединок" раскрывает то обесчеловечивание, то душевное опустошение, которому подвергаются люди, поставленные в условия армейской жизни, измельчание и опошление этих людей. Гуманистический смысл повести проявляется в противопоставлении армейской среде героя "Поединка" подпоручика Ромашова и его старшего друга офицера Назанского.

Критики и историки литературы справедливо отмечали в Ромашове много автобиографических черт Куприна. Как и сам писатель, Ромашов происходит из города Наровчата Пензенской губернии, у него есть только мать, отца он не помнит, детство его прошло в Москве, учился он в кадетском корпусе, а затем в военном училище. Все это совпадает с обстоятельствами жизни Куприна. Ромашов пробует силы в литературе, сочиняет "третью по счету" повесть "Последний роковой дебют" (Куприн, еще будучи в юнкерском училище, написал и опубликовал в 1889 году в московском журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют").

Однако сходство биографий героя и его создателя имеет значение преимущественно для историка литературы. Для читателя Ромашов прежде всего обаятельный, привлекающий своей душевной чистотой образ молодого человека, нарисованный писателем с большим психологическим мастерством. Ромашову, с его богатым и ярким воображением, юношеской, порою почти детской мечтательностью, присущей ему гуманностью, состраданием к чужому несчастью, невозможно ужиться в армейской среде. Он — человек, а его окружают в большинстве своем опустившиеся и.отупевшие, закосневшие в предрассудках и разучившиеся мыслить бурбоны — служаки, пошлые мещане, нравственные уроды. Ромашов тяготится службой в армии и стремится уйти из нее на простор жизни, это его намерение пламенно поддерживает Назанский. Человечность Ромашова сказывается во.всем: в осуждении офицерских расправ со "шпаками", в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и, между прочим, к его языческим верованиям, в ночной драматической встрече с отчаявшимся Хлебниковым, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, остался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пошлым романом с Раисой Петерсон, в том, наконец, как чисто и самоотверженно полюбил он Александру Петровну. В образе Ромашова привлекательны даже его юношески наивные черты, например, привычка думать о самом себе в третьем лице словами шаблонных романов, которых он успел начитаться, или чересчур восторженное отношение его к Назанскому.

Однако мировоззрению Ромашова, его пониманию истории и общества свойственна и некоторая ограниченность, характерная, по-видимому, в тот период, когда создавался "Поединок", и для самого Куприна.

Так, например, в мечтаниях Ромашов видит себя блестящим офицером генерального штаба, добивающимся успеха не только на маневрах, на войне, или в качестве тайного разведчика, но и в роли... усмирителя рабочего восстания. Конечно, картины, возникающие в воображении Ромашова, подчеркнуто написаны именно теми банальными, мнимокрасивыми словами "шаблонных романов", которыми увлекался двадцатилетний подпоручик. Но для Ромашова шпионаж во вражьем стане, сражения на войне и подавление революционного движения в общем равнозначны, это — борьба с врагом. В другом месте повести, когда Ромашов сильно и неожиданно ярко осознает свое Я, свою индивидуальность, в дальнейшем рассуждении он приходит к индивидуалистическим выводам. Ему представляется, что понятия отечества, иноземных врагов, воинской чести и другие живут лишь в его сознании. "Но исчезни родина, и честь, и мундир, и все великие слова, — мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви?"

Более того, ему представляется, что стоит только тем миллионам Я, которые составляют человечество, вдруг сказать: "Не хочу!" — не хочу воевать — "и сейчас же война станет немыслимой". "Вся эта военная доблесть, и дисциплина, и чинопочитание, и честь мундира, и вся военная наука — все зиждется только на том, что человечество не хочет, или не умеет, или не смеет сказать "не хочу!".

В этих рассуждениях обнажается субъективистская, иллюзорная мысль Ромашова, будто одним только желанием можно менять ход истории, упразднять те или иные общественные институты, — например, армию.

В более развитой и дополненной форме мы находим те же мысли у Назанского, другого персонажа "Поединка", который, видимо, выражает заветные взгляды писателя и, собственно, лишь для того и существует в повести. Назанский — наименее жизненная фигура этого произведения, он по сути дела резонер, призванный дополнить Ромашова, который по своей молодости и уровню образования не мог бы стать выразителем столь развернутой философии.

В уста Назанского Куприн вложил беспощадную критику царской армии того времени и ее офицерства, критику, которая как бы обобщает нарисованные в повести картины жизни полка и созданные писателем типы офицеров. "Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы", — говорил Назанский.

Куприн отдал Назанскому свое огромное жизнелюбие, свое преклонение перед радостью и красотой жизни. "А посмотрите, нет, посмотрите только, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни!" Он продолжает: "Нет, если я попаду под поезд, и мне перережут живот, и мои внутренности смешаются с песком и намотаются на колеса, и если в этот последний миг меня спросят: "Ну что, и теперь жизнь прекрасна?" — я скажу с благодарным восторгом: "Ах, как она прекрасна!" Это ощущение прелести жизни, жадность к ее радостям были главным в мировосприятии Куприна.

Столь же близки писателю вдохновенные слова о любви к женщине, которые говорит Назанский. Он боготворит женщину: "Я думаю часто о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых слезах и прелестных улыбках, думаю о молодых, целомудренных матерях, о любовницах, идущих ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой, знающих все и ничего не боящихся". Самые восторженные тирады посвящает Назанский неразделенной любви. "Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастия и очаровательных мучений заключается в нераздельной, безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей". Назанский говорит о счастье хоть раз в год случайно увидеть эту женщину, целовать следы ее ног на лестнице, раз в жизни коснуться ее платья, "дни, месяцы, годы употреблять все силы изобретательности и настойчивости, и вот — великий, умопомрачительный восторг: у тебя в руках ее платок, бумажка от конфеты, оброненная афиша". Он с восторгом воспевает готовность отдать за эту женщину, "за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее любимую собачонку" и жизнь, и честь, "и все, что только возможно отдать!". Слова Назанского всей душой принимает и взволнованный Ромашов, именно так любит он Александру Петровну. Мечту о такой любви Куприн претворил в образы "Гранатового браслета", написанного через пять лет после "Поединка". Именно так любит чиновник Желтков княгиню Веру Шеину, храня годами забытый ею платок, ее единственную записку, которою она запрещала Желткову писать ей, забытую ею программу художественной выставки.

Очевидная связь этих мыслей Назанского с мировоззрением Куприна дает основание полагать, что и другие взгляды этого героя на настоящее и будущее, на историю человечества носят для писателя программный характер. А в них немало ошибочного, противоречивого и ложного.

В двух беседах с Ромашовым Назанский предстает как проповедник анархо-индивидуализма, смешанного с ницшеанством, причем его излияния находят самое восторженное одобрение Ромашова. При последнем свидании ему хочется сказать Назанскому: "Прощайте, учитель". Голова Назанского представляется Ромашову похожей "на голову одного из тех греческих героев или мудрецов", которых он видел на гравюрах.

Назанский говорит, например: "Появились новые, смелые, гордые люди, загораются в умах пламенные свободные мысли. Как в последнем действии мелодрамы, рушатся старые башни и подземелья, и из-за них уже видится ослепительное сияние". "Страшную и непоправимую" вину офицерства Назанский видит в том, что офицеры "слепы и глухи" к этой "огромной, новой, светозарной жизни", что они встречают ее возгласами: "Что? Где? Молчать! Бунт! Застрелю!"

Современному читателю может поначалу показаться, что под этими "новыми, смелыми и гордыми" людьми подразумеваются революционеры, борцы против самодержавия. Но дальнейшие рассуждения Наэанского показывают, что он имеет в виду совсем иное. Он отвергает не только евангельские поучения: "Люби ближнего, как самого себя", но и вообще всякую мысль об общественном долге и служении. "Более честные, более сильные, более хищные говорили нам: "Возьмемся об руку, пойдем и погибнем, но будущим поколениям приготовим светлую и легкую жизнь". Но я никогда не понимал этого, — заявляет Назанский. — Кто мне докажет с ясной убедительностью, — чем связан я с этим — черт бы его побрал! — моим ближним, с подлым рабом, с зараженным, идиотом?.. Ух, ненавижу! Ненавижу прокаженных и не люблю ближних. А затем, какой интерес заставит меня разбивать свою голову ради счастья людей тридцать второго столетия?"

Но это не все. Каково же представление Назанского о будущем, каков его идеал? Он утверждает, что на смену любви к человечеству идет "новая, божественная вера... Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств. Нет, подумайте, подумайте, Ромашов: кто вам дороже и ближе себя? Никто. Вы — царь мира, его гордость и украшение. Вы — бог всего живущего. Все, что вы видите, слышите, чувствуете, принадлежит только вам. Делайте, что хотите. Берите все, что вам нравится. Не страшитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами".

Пышная и громкая тирада Назанского содержит в себе проповедь индивидуализма, анархии и божественной сильной личности в духе философии Ницше. В ней отразились слабость и ложность социально-философских взглядов Куприна, которые объясняют его отход от передовых демократических позиций в годы реакции, расхождение с Горький, создание произведений, далеких по своей тематике и духу от социальных событий времени.

Та любовь к своему Я, "божественная вера" в это Я, которую провозглашает Назанский, утверждение в мысли, что человеку нет никого дороже и ближе его самого, отвержение всего, "что связывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности", таит в себе самый черствый эгоизм. А. В. Луначарский справедливо отмечал в своей статье, что если для человека его жизнь "выше всего", то его, следовательно, "всегда можно купить жизнью"", то есть ради своей драгоценной личности он может пожертвовать другими жизнями, пойти на любое преступление и подлость.

Назанского сближает с Ромашовым отвращение к порядкам, традициям, быту царской армии и ее офицерства, к подавлению в этих условиях человеческого в человеке, к прозябанию в тине житейской пошлости.

Однако Ромашову чуждо ницшеанское презрение Назанского к слабому, к "ближнему, подлому рабу, зараженному, идиоту", достаточно вспомнить, как бережно отнесся он к Хлебникову. Это — и не только это — отличает Ромашова от Назанского. Ромашов живет не по теоретическим концепциям своего учителя. Перебрав в уме множество человеческих занятий, Ромашов приходит к мысли, что "существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд". Конечно, Ромашов стремился бы в будущем к одному из этих призваний, и хотя его мечта о "свободном" труде была неосуществима в царской России, она вызывает у читателей симпатию и расположение к нему.

Античеловеческая, разлагающая и отупляющая атмосфера армейской жизни охватывает всех, кто с нею соприкасается.

Жены офицеров, как и их мужья, живут скудно, однообразно, пошло, вязнут в болоте невежества и мещанства. Наиболее выпукло тип такой офицерской жены представляет в повести Раиса Петерсон. Мы сначала знакомимся с нею по двум письмам, присланным ею Ромашову, и уже эти письма, вульгарные, глупые, сентиментальные и вместе с тем злобные, ясно очерчивают облик Петерсон. Ее объяснение с Ромашовым на балу и ее мерзкая месть ему — анонимные письма, приведшие к дуэли и к гибели Ромашова, — дополняют этот образ.

Но талант и чуткость художника Куприна проявляются едва ли не больше в создании образа Шурочки — Александры Петровны Николаевой.

Поначалу она выглядит чуть ли не прямой противоположностью Петерсон — у нее обаятельная внешность, она умна, чутка, тактична, и читатель вполне понимает, почему в такую женщину в этом затхлом захолустье влюбился Ромашов, как еще раньше полюбил ее Назанский. Ее пугает перспектива прозябания: "Обер-офицерша, сорок восемь рублей жалованья, шестеро детей, пеленки, нищета... О, какой ужас!" — восклицает Шурочка. Но чего она хочет? "Ты ведь знаешь,— говорит она Ромашову, — я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!" Ради этой мечты она живет с нелюбимым мужем, ласки которого ей отвратительны, добивается, чтобы он поступил в академию и сделал карьеру, из-за своих планов отказывается от любви к Назанскому и, наконец, ради них предает Ромашова. Она отдается Ромашову, чтобы окончательно связать его волю, чтобы он даже случайно не разрушил ее намерений.

Шурочка явилась перед нами поначалу обаятельным человеком, душа ее кажется близкой, родственной душе Ромашова. Но Шурочка уже исковеркана, обесчеловечена. Стремление выбиться из тусклой провинциальной жизни во что бы то ни стало, войти в высший привилегированный круг, иметь успех в этом кругу — все это превратило Шурочку в безжалостную эгоистку и хищницу.

Повесть в целом — необычайно сильное и яркое произведение Куприна. Несмотря на ложные теории, вложенные в уста Назанского, "Поединок" в своей основе демократическое произведение. Человек со всем богатством его дарований и запросов, с его любовью к природе, с жаждой жизни, красоты и стремлением к высокому нравственному идеалу, противопоставлен в нем тому обществу, которое подавляет и коверкает личность. А это особенно ясно ощущалось в царской армии, во всем ее укладе. В этом противопоставлении состоит революционный, гуманистический смысл повести. Критика армии перерастает у Куприна в критику всего породившего ее античеловеческого, антинародного режима.

Недаром А. М. Горький, ознакомившись с первыми главами повести, всячески поощрял Куприна довести свой труд до конца. Много лет спустя, возвратившись на родину из эмиграции, Куприн вспоминал: "Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил". К. Паустовский справедливо назвал "Поединок" "одним из самых замечательных и беспощадных произведений русской литературы".

По ряду свидетельств Куприн был недоволен концом повести: он очень спешил и, откинув не дававшуюся ему сцену дуэли, закончил "Поединок" рапортом о ней.

Впоследствии, в конце 1907 или начале 1908 года, Куприн в письме к И. А. Бунину предлагал Московскому издательству писателей "ненаписанную главу из "Поединка", именно, как Ромашов едет на дуэль, его мысли и чувства" в момент дуэли. Однако и рапорт Дица, которым внезапно заканчивается повесть, — прекрасное художественное завершение ее. Он обрывает повествование, как обрывается зловещим выстрелом короткая жизнь Ромашова.

Печатается по изданию: А. И. Куприн. Поединок. Москва, изд-во "Художественная литература", 1967