Марья болконская описание в романе. «Нравственная чистота Марьи Болконской» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

У каждого писателя или поэта есть свои образы-идеалы, которым он отдает особое предпочтение. В литературе всегда существовал образ женщины, в котором каждый из творцов видел что-то свое. У А.С.Пушкина в образе Татьяны воплотился идеал русской красоты, у А.А.Блока центральным образом его поэзии является образ милой незнакомки, у Н.А.Некрасова – это преданная настоящая русская женщина. У Л.Н.Толстого тоже есть свой идеал женской сути, который он раскрыл нам в романе «Война и мир». Нетрудно догадаться, что именно Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого. Ведь в них Толстой воплотил некие идеалы женской чистоты, преданности, семейности, истинного предназначения женщины в этом мире.

Наташа Ростова

Для Л.Н.Толстого, Наташа Ростова, без сомнения, самая любимая героиня. Все говорит об этом: и внешнее описание, и внутреннее состояние души, и отношения Наташи с другими персонажами, – все у Толстого в ней мило. Наташа встречает нас двенадцатилетней девочкой. Ее детская непосредственность, веселое лицо, улыбка делает роман Толстого ярче, вносит какую-то радость. Она с легкостью влюбляется в красивых мужчин, ей нравится танцевать, петь. Толстой описывает ее на именинах, на балу, при встрече с Николаем Ростовым и т.д. Она везде весела: «прыгала как коза», «пронзительно визжала», «смеялась при каждом слове», «не в силах была удерживать своей радости», «счастливая улыбка осветила ее лицо». Наташа – центр внимания, любви, участия, понимания, доброты. Она считала, что все люди должны быть счастливы. Ее не интересовали светские разговоры о политике, на бале она думала только об одном: «Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною».

Влюбленность в Бориса Друбецкого не оставила и тени разочарования. Чего нельзя сказать об Анатоле Курагине. Увлекшись им, Наташа допустила мысль о том, что Андрей Болконский не ее любовь. Но, увидев неискренность Курагина, понимает, что любви просто не было. Все же Толстой дает Наташе возможность исправить свою ошибку. Именно она проводит последние дни Болконского рядом с ним. Она ухаживает с раненым Андреем, отдавая ему все свое время, все свои мысли, все свои чувства.

Наташа – истинная патриотка России. Выглянув в окно и увидев раненых солдат во дворе, Наташа, не задумываясь, просит отца и матерью отдать все подводы, приготовленные для перевозки их имущества. Граф и графиня не перечат ей, а молча, смахивая слезу, соглашаются помочь.

В сравнении Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой делает упор на их семейность. И Наташа, и Марья поддерживали гармонию, уют, любовь в своих семьях. Еще не будучи замужними, они уже понимали свое предназначение, они уже знали, что от них зависит семейное благополучие.

Марья Болконская

Эта героиня описана Толстым с особой любовью. Отношение Марьи Болконской к религии вынесено автором на первый план. Для нее помогать людям, быть смиренной, делать добро есть истинные жизненные желания.

Портрет ее не так уж привлекателен: «…некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные…глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость все лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». «Лучистые», – не один раз скажет Толстой в романе. А глаза – зеркало души.

Суровость воспитания отца Марьи не ожесточило ее сердца, наоборот, она еще больше любила князя, заботилась о нем до последнего дня. Смерть отца принесла в ее сердце невосполнимую утрату, которую знала только она. Марья очень любила Андрея и его маленького сына. Отношение Марьи к людям было таково: «Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я». В характеристике Наташи Ростовой и Марьи Болконской можно найти много общего. Они жили в разных семьях, но в итоге соединятся в одну. Наверное, Толстой неслучайно завершил свой роман именно так.

Семья Наташи и Марьи

В конце романа мы видим Наташу – жену Пьера Безухова. Она счастлива по-своему. «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа – была семья, то есть муж…и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать».

Марья Болконская станет женой Николая Ростова. Она будет хранителем всех счастливых дней их семейной жизни. Посвятив себя детям и мужу, Марья жила в полном счастье. Именно в этом и видит Толстой предназначение женщины. Женщина – жена, мать.

В моем сочинении «Наташа Ростова и Марья Болконская любимые героини Толстого» главная мысль, которая раскрыта Толстым в романе «Война и мир», -предназначение женщины. Она актуальна и в сегодняшнее время. Я думаю, ценности – любовь и семья будут важны во все времена.

Тест по произведению

Осюшкина Алена

Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то , что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Современных школьников она привлекает своей нравственной чистотой.

Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.

Это очень нежная и искренняя натура, на которую хочется быть похожей. Это нравственный идеал! Это эталон подражания!!!

Образ Марии Болконской. Одной из наиболее привлекательных, описанных с теплым чувством героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является Марья - сестра Андрея Болконского. Княжна получила отличное образова­ние, но единственным развлечением в ее однообраз­ной жизни были занятия математикой. Ее воспита­нием занимался только отец - неглупый, но нелюди­мый и деспотичный человек. Сестра Андрея Бол­конского сильно отличалась от своих сверстниц. Она была умна, хорошо воспитанна, но совершенно некрасива. Однако автор постоянно подчеркивает ее внутреннюю духовную красоту, которая отражалась в ее больших лучистых светлых глазах.

Толстой часто использует выражение «лучистые глаза», описывая Марью. Внешне непривлекатель­ная, она с первых минут общения изумляет собесед­ника благородством и красотой духовного мира. Взгляд у княжны Марьи «любовный, теплый и крот­кий ».

Самым близким человеком для Марьи был ее брат, князь Андрей, хотя в семье Болконских не принято проявлять чувства. Несмотря на строгость отца, княж­на очень любит его. Она отрицает любое сочувствие своего брата по поводу ее жизни. Марья считает себя самым счастливым человеком и хочет, чтобы Андрей был так же счастлив, как она.

Богатая княжна была очень завидной невестой в обществе. Поэтому князь Василий Курагин пытается женить своего беспутного сына Анатоля на умнице Марье. Оказалось, что в душе этой девушки живет не только безграничная любовь к Богу, но и мечты о земной любви, муже и детях.

Добрая и мечтательная княжна надеялась на то, что она полюбит Анатоля, и в мечтах начала рисо­вать их совместное будущее. Но князь Василий сразу увидел, кто приглянулся его сыну. Это была молодая и красивая служанка - мадемуазель Бурьен. Вскоре об этом узнала и Марья. В саду она увидела, как Ана- толь обнимает ее компаньону. Она не была обижена этим, сказав, что хочет, чтобы Анатоль женился на «бедной Аmeliе».

Война 1812 г. стремительно ворвалась в Лысые Горы. После внезапной смерти отца Мария остается одна в ожидании прихода неприятеля. В критичес­кой ситуации невольным спасителем княжны стано­вится граф Николай Ростов, приехавший в имение за сеном для лошадей. Он помогает княжне, и довольно скоро между ними возникают особенные отношения. На Николая производят сильное впечатление боль­шие глаза Марьи, которые в минуты душевного на­пряжения озаряются прекрасным светом, преобра­жая весь облик девушки.

В эпилоге рассказывается, что княжна Марья и Ни­колай Ростов поженились. Дом в Лысых Горах от­строили заново, и Николай Ильич прекрасно ведет хозяйство. Он очень любит свою жену и восхищается ее богатым внутренним миром. Графиня Марья тоже занимается хозяйством, а также воспитывает детей и ведет дневник, в котором записывает свои мысли.

Марья далеко не всегда согласна с мужем. Она пы­тается объяснить ему, что нужно заниматься не толь­ко материальным обогащением, но и обогащать свой духовный мир. Марья видит, что Николай не всегда понимает эту истину, но ее любовь усиливается все больше, даже когда она осознает, что они с супругом совершенно разные.

На примере этой героини Толстой показывает нам, насколько важнее и ценнее физической привлека­тельности красота душевная. Человек, обладающий истинно прекрасной душой, всегда будет достоин люб­ви и преклонения, в то время как внешняя красота с годами неизменно блекнет и исчезает.

Роман-эпопея "Война и мир" - это одно из главных достояний русской литературы. Княжна Марья Болконская является одним из центральных женских персонажей. Она является некой противоположностью Наташи Ростовой, которая росла в атмосфере любви и привыкла выражать свои чувства. У княжны другой склад характера, который не менее интересен и сложен, чем у других героев произведения. Ниже представлена характеристика Марьи Болконской с цитатами.

Внешность героини

В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что княжна была совсем не красавицей. Напротив, в ней не было ничего примечательного, и некоторые ее даже считали дурнушкой. Даже старания маленькой княгини и ее компаньонки сделать из нее светскую красавицу не принесли результатов.

Самым красивым во внешности княжны были ее глаза: "...Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света". Этот внутренний свет делал ее некрасивое лицо одухотворенным и возвышенным. И окружающие уже не замечали ее недостатков - ведь "...в прекрасных глазах ее были и любовь, и грусть...". Красота у княжны Марьи была особенная - не внешняя, а внутренняя, которая и делала ее прекраснее.

Описание личности героини

В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что княжна отличалась задумчивостью и рассудительностью. Она очень добрая, скромная и спокойная. Княжна практически сразу располагает к себе людей - "...с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом". Девушка всегда старалась находить в окружающих хорошее, даже если они не всегда могли по достоинству оценить ее.

Княжна Марья всю жизнь провела в деревне, и ей нравилась ее тихая, размеренная и уединенная жизнь. Она заботится о своем отце, несмотря на то что он слишком строг к ней. Утешение княжна находит в религии и помогает бездомным странникам. В дальнейшем именно кроткая и спокойная Марья сможет влиять на своего слишком прямолинейного мужа, Николая Ростова. Она, как примерная жена, будет уделять много времени воспитанию детей и станет примером кроткого и доброго характера для своего мужа.

Сравнение с Наташей Ростовой

Также в характеристику Марьи Болконской можно включить сравнение с главной героиней романа Наташей Ростовой. Различия начинаются с воспитания: княжна жила в деревне, уединенно с отцом, который был строг и часто несправедлив к своей дочери. Детство и юность Наташи прошли в большой семье, в которой она была всеобщей любимицей и которой прощались многие шалости.

Наташа тоже не была красавицей, но ее находили очаровательной и милой. Если Марья всегда старалась руководствоваться разумом и была сдержана в проявлении эмоций, то Наташа всегда была непосредственна в проявлении своих чувств.

Но у героинь было и много общего. Они старались видеть в людях хорошее, и для них самым важным была доброта в человеке. Также Марья и Наташа в дальнейшем посвятили себя семье и сильно любили своих мужей.

Отношения с другими героями

В характеристике Марьи Болконской можно описать и ее взаимоотношения с другими героями романа-эпопеи. Самым близким человеком для княжны был ее старший брат князь Андрей. Он всегда заботился о своей сестре, зная сложный характер их отца.

Самой близкой подругой ее была легкомысленная Жюли Карагина. Пьера Безухова княжна Марья знала с самого детства и считала прекрасным человеком. Больше всего она любила своего мужа, детей и племянника. Девушка всегда старалась видеть в людях хорошее, помогать им и поддерживала их.

В характеристике княжны Марьи Болконской следует отметить, что этот персонаж на протяжении всего романа-эпопеи не сильно изменился (как, например, Наташа Ростова). Все потому что она уже была сформировавшейся личностью с твердыми убеждениями и принципами.

Болконская Марья - княжна, Дочь старого князя Болконского, сестра князя Андрея, впоследствии жена Николая Ростова. У Марьи "некрасивое слабое тело и худое лицо... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты".

Марья очень религиозна, принимает богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. У нее нет друзей, с которыми она могла бы делиться своими мыслями. Ее жизнь сосредоточена на любви к отцу, часто несправедливому по отношению к ней, к брату и его сыну Николеньке (после смерти "маленькой княгини"), которому она, как может, заменяет мать.

Марья - умная, кроткая, образованная женщина, не надеющаяся на личное счастье. Из-за несправедливых упреков отца и невозможности более терпеть она хотела даже уйти в странствование. Ее жизнь изменяется после встречи с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Выйдя замуж, героиня счастлива, совершенно разделяя все взгляды мужа "на долг и присягу".
Болконский Николай Андреевич - князь, генерал-аншеф, отставленный от службы при Павле I и сосланный в деревню. Отец княжны Марьи и князя Андрея. В образе старого князя Толстой восстановил многие черты своего деда по матери, князя Николая Андреевича Болконского, "умного, гордого и даровитого человека".

Болконский-отец живет в деревне, педантично распределяя свое время, более всего не вынося праздности, глупости, суеверия и нарушения раз установленного порядка; со всеми требователен и резок, часто изводит свою дочь придирками, в глубине души любя ее. Всеми почитаемый князь "ходил по-старинному, в кафтане и пудре", был невысок, "в напудренном паричке... с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз". Он очень горд, умен, сдержан в проявлении чувства; едва ли не главной его заботой является сохранение фамильной чести и достоинства. До последних дней жизни старый князь сохраняет интерес к политическим и военным событиям, лишь перед самой смертью теряя реальные представления о масштабах случившегося с Россией несчастья. Именно им воспитаны чувства гордости, долга, патриотизма и щепетильной честности в сыне Андрее.

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

    В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности,...

    Пьер Безухов - один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны...

    Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого произведения. Наташа же стала для писателя воплощением...