Елена Колесник
Музейно-педагогическая образовательная программа для дошкольников «Волшебный мир искусств»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы . Программа «Волшебный мир искусств » является музейно -педагогической и решает вопросы подготовки детей к восприятию различных видов изобразительного искусства : живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства .
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность . В последнее десятилетие в области дошкольной педагогики появилось много различных программ воспитания и обучения, где большим блоком представлен раздел ознакомления с искусством . Ради справедливости надо отметить, что предыдущая образовательная программа воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой (1985) тоже включала в себя данный раздел, однако он был представлен в очень незначительном объеме. В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении е новым содержанием процессов воспитания и образования . В связи с этим и возникает потребность привлечения музея к воспитательно- образовательному процессу , так как музей любого профиля , в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением . В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания . Неподготовленному зрителю «входить» в мир образовательного искусства очень сложно . Следовательно, вводить зрителя в мир искусства необходимо постепенно, этап за этапом, раскрывая тайны мироздания и красоты. Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею , тем эффективнее будет педагогический результат.
Данная программа «Волшебный мир искусств » посвящена вопросам взаимодействия музея и изостудии при детском дошкольном учреждении . Она позволяет изыскивать новые пути адаптации ребенка к музейной среде .
Применяя на занятиях в качестве иллюстративного материала слайды и репродукции, следует не забывать про ограниченность возможностей этих средств. Они не могут полностью передать масштаб, фактуру, уникальность произведения. Поэтому, только работая с подлинником, созданным рукой и прошедшим через сердце художника, можно раскрыть глубину произведения, его неповторимость и установить связь между произведением и ребенком. Необходимо сказать и о роле музейной среды , помогающей создать творческую атмосферу, особый настрой у детей, способность к наслаждению прекрасным.
Целью программы является развитие творческих способностей и познавательного интереса детей, которое включает в себя развитие собственной изобразительной деятельности и развитие универсального эстетического восприятия, дающего ключ к художественному восприятию не только отдельных видов искусства , но и искусства в целом .
Задачи программы :
1. Расширение представлений о тематике и богатстве содержания различных видов искусства и об образных средствах выразительности каждого из них.
2. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами , запечатленными в произведениях искусства .
3. Развитие визуальной грамотности : формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении , обобщение увиденного и навыков эмоционально-образного восприятия .
4. Развитие креативных способностей и ассоциативного мышления.
Отличительной особенностью данной программы являются сохранение и развитие у ребенка способностей целостного впечатления от встреч с искусством . Занятия построены на синтезе изобразительного искусства с музыкой , литературой, искусством театра , помогающий более полному раскрытию художественного образа .
Возраст детей : воспитанники детского сада с 3 до 7 лет.
Срок реализации : программа разработана на 4 года обучения.
Формы и режим занятий : занятия проводятся в изостудии 2 раза в неделю, продолжительность 15 – 30 минут и 1 раз в месяц на экспозиции в музее .
Программа разработана на два года обучения детей старшего и подготовительного возраста. Работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста является подготовительным этапом перед освоением программы «Волшебный мир искусств » . Дети в увлекательной игровой форме путешествуют по Волшебной стране красок с клоуном Мазилкой, знакомятся с жителями сказочной страны (красками) и получают необходимые навыки в изобразительном творчестве .
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы .
Формы занятий : - Беседа об искусстве , природе, рассматривание репродукций и слайдов; прослушивание музыкального или литературного произведения. – Детская продуктивная деятельность, реализация полученных впечатлений в творческой практике детей. – Музейное занятие , проводимое автором на экскурсии в Русском музее и в городской среде .
Методика проведения занятий. Анализируя работу по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством , необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд особенностей.
1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и социальной адаптации.
2. Принцип свободы : свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласится с мнением других, в том числе взрослых.
3. Поступательная динамика подачи материала от простого к сложному.
4. Вопросно-ответный метод ведения занятий : речь детей совершенно свободная, без специально озвученных фраз. На первых этапах работы использование педагогом приема подсказок – вопросов и несколько вариантов ответа.
5. Наличие «проводника в искусство » , пользующегося любовью и доверием детей. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.
6. Широкое использование невербальных методов – дидактического материала, развивающих игр упражнений и т. д.
7. Индивидуальный подход к детям : учет знаний, интересов и способностей каждого ребенка.
8. Задача данной программы , а следовательно, и каждого занятия, - не ускорять искусственным путем психическое развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащение эмоционального мира ребенка.
«Культура.РФ» рассказывает о необычных музейных программах для детей в разных городах России - занятиях по швартовке судна, мастер-классах по созданию объемных изображений, ботаническому рисунку, театральных экскурсиях и многом другом.
Москва: абонемент «Встречи в доме Остермана»
Ростов: программа «Колокола и звоны Ростовского кремля»
Смоленск: интерактивная программа «Смоленская буквица»
Москва: программа «Ботанические беседы»
Санкт-Петербург: игра-экскурсия «По местам стоять!»
Астрахань: музейная программа «Времена года»
Участники музейной программы «Времена года» в Астраханской государственной картинной галерее имени П.М. Догадина познакомятся с творчеством художников-пейзажистов. Актеры-экскурсоводы расскажут об особенностях русского осеннего пейзажа и проведут мастер-класс, где дети создадут творческие работы по мотивам одного из произведений и обсудят представленные в галерее картины.
Красноярск: цикл встреч «Штучные истории. Экслибрис»
Октябрьская встреча «Штучные истории» в Музее-усадьбе Г.В. Юдина будет посвящена экслибрису - знаку на внутренней стороне книжной обложки, по которому можно узнать, кому принадлежит та или иная книга. Гости узнают историю экслибриса и увидят редкие книги из фондов Краеведческого музея, украшенные этими знаками. В конце встречи приглашенный художник поможет детям создать собственный книжный знак для домашней библиотеки.
Тула: занятие «Горшочек, вари!»
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Обзор составлен по материалам, предоставленным .
«Аз да буки, а потом науки, или как учились на Руси»
Интерактивная программа позволит погрузиться в мир допетровской эпохи, разнообразит представления современных учеников о том, как и где получали знания ребята XVII века, чему и кто их обучал, по каким книгам они занимались.
Ребят ждет костюмированная экскурсия, которая проходит в интерьерах старинных боярских палат, необычные задания и увлекательный урок по древнерусской каллиграфии.
Группа от 15 до 30 детей.
Продолжительность программы: 1 час 10 минут.
Место проведения:
«Старинный быт боярских палат»
Путешествуя по интерьерам старинных палат боярина Титова, ребята познакомятся с назначением каждого помещения палат, повседневной жизнью боярской семьи, укладом жизни хозяев дома. Наши гости смогут ощутить себя в старой Москве второй половины XVII века и принять участие в увлекательных играх и забавах.
Группа от 15 до 30 детей.
Продолжительность программы: 1 час 10 минут.
Стоимость для одного школьника: 500 руб., на группу до 15 человек – 7 500 руб.
Место проведения: Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Квест «В поисках сокровищ Ивана Грозного»
Думный дьяк Семён Титов приглашает всех любителей приключений в незабываемое путешествие по палатам XVII века в поисках сокровищ самого Царя Иоанна Грозного.
Следуя за дьяком и его ключницей, ребята откроют тайники старинного дома, проявят свою смекалку и находчивость, освоят древнерусскую каллиграфию и ратное дело, узнают боярские традиции и обычаи.
Проделав долгий путь и одолев все препятствия, гости откроют сокровенную тайну клада и уйдут домой не с пустыми руками.
Продолжительность программы: 1 час 30 минут.
Стоимость программы: 1000 ₽ (ребенок), 500 ₽ (взрослый)
Место проведения: Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
«Тайны Монетного двора»
Познавательная детская интерактивная программа увлекает гостей в мир металлов, которые с древних времён окружают человека и в течение многих тысячелетий являются ему надёжными слугами и помощниками. В ходе тематической экскурсии по залам Музея дети смогут получить представление о металле, как материале, из которого человек создаёт вещи для весьма широкого спектра применения: война и мирный труд, учёба и быт, ювелирное и монетное дело.
Дети познакомятся с различными видами обработки металлов, раскроют секреты кузнечного ремесла, узнают, что представлял из себя московский Денежный двор, а в конце программы попробуют свои силы в чеканке звонкой монеты – сувенира, который смогут унести с собой на память.
Продолжительность программы: 1 час 30 минут.
Стоимость для одного школьника: 650 руб., на группу до 15 человек – 9 750 руб.
Место проведения: Музей Московских стрельцов «Стрелецкие палаты»
Интерактивная костюмированная экскурсия с мастер-классом «Хитрости ратного дела»
Вас ожидает экскурсия по трем тематическим залам стрелецкой экспозиции в сопровождении стрельца Федора Молодцова. Интерактивная программа с примеркой костюмов. Мастер-класс по владению «стрелецким бердышом».
Летние каникулы - прекрасная возможность для того, чтобы узнать что-то новое, интересное и познавательное. Для тех, кто отправляется в летние поездки, это случится во время посещения новых мест, знакомства с природой, историей и архитектурой.
Ну а для тех детей, которые вынуждены провести всё лето (или только его часть) в городе, столичные музеи подготовили специальные летние программы .
При этом некоторые музеи предлагают детям посетить в своих стенах летние лагеря, практикумы и интенсивы разной продолжительности (ребенок может посетить либо полный день, либо тематическую смену в течение нескольких дней), другие же приглашают на разовые летние музейные программы. Мы постараемся рассказать Вам о самых интересных.
Летние музейные лагеря:
Каждый будний день с 8:30 до 19:00 клуб принимает ребят школьного возраста от 8 до 12 лет. Здесь для них подготовлена большая программа полезных и увлекательных занятий, направленная на развитие творческих и коммуникативных навыков, военно- патриотическое и художественно-эстетическое воспитание.
Стоимость программы на 1 день: 2000 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 650 рублей);
на 5 дней: 7500 рублей (включает 3-х разовое питание стоимостью 3250 рублей).
Подробная информация и покупка билетов онлайн на программу на 1 день и на 5 дней .
Детский творческий центр в Музее Москвы
С 3 июня по 12 июля в Детском центре Музея Москвы открыт летний практикум «Дети в городе М. ». Проект адресован оптимистам и пытливым умам, которые хотят ощущать себя в городе, как рыбы в воде. Больше месяца школьники 7-14 лет будут работать в специальном режиме нон-стоп с 10:00 до 19:00 в будние дни.