Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, мини-эссе на тему: «Массовая культура: симптом вырождения общества или условие его здоровья? Духовная культура. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Познавательная функция позволяет человеку приобрести богатые знания и опыт, накопленный множеством поколений людей с помощью научных и художественных книг, музыкальных композиций, картин, скульптур и т. д.

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝

Материал для преподавателя . Занятие №5

Тема : Духовная культура общества (наука, образование, религия, искусство, мораль) .

Структура урока

Ожидаемый результат:

формирование и развитие у обучающихся знания понятий: «культура», «субкультура», «контркультура» «мораль», «нравственность».

Обучающиеся-

умеют характеризовать с научных позиций мораль, науку, религию, искусство, культуру;

умеют осуществлять поиск социальной информации, представленной в тексте в явном виде;

умеют конкретизировать примерами/раскрывать разновидности культуры

умеют применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

    Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

    Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.

    Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

(Приём «ассоциации»).

    Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

(приём «блиц-опрос по цепочке», работа в парах, «аукцион»)

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

    Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов».

    Мини-тест.

    Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование (Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал)

Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. (приём «ассоциации»)

Попробуйте предположить, как это относится к нашей теме Культура?

(обучающиеся высказывают свои ассоциации по поводу изображения)

Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-30

Запомним самое простое определение!

Культура совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы.

Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин называл культуру «надприродным явлением» (или «второй природой»). Фактически, культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Есть такое высказывание известного писателя

Природа предлагает нам свою мудрость, а не навязывает ее нам.

Фазиль Искандер, "Сандро из Чегема"

Именно природа помогает нам понять, для чего нужна культура.

Посмотрите на эту фотографию , вы скажите, причём здесь муравьи? На самом деле именно они помогли учёным понять значение и роль культуры в жизни нашего общества.


Недавно было опубликовано интересное исследование про муравьев (речь об экспериментах новосибирского биолога Жанны Резниковой и ее коллег.). В муравейнике, как известно, узкая специализация: есть муравьи-солдаты, муравьи-пастухи и так далее, и есть там муравьи-«интеллектуалы». Суть эксперимента такая: из наблюдаемого муравейника изъяли всех «интеллектуалов» и отсадили в соседний бокс. И вдруг выяснилось, что, оставшись без интеллектуалов, муравьи забаррикадировались в своем гнезде и отказываются принимать пищу. Сначала некоторые еще выходили за едой и подкармливали остальных (в каком-то смысле у муравьев коллективный желудок). Но потом наступил тотальный бойкот. Насекомые начали вымирать. Прежде чем ученые спохватились и досрочно прекратили эксперимент, погибла чуть ли не половина муравейника. При этом в контрольном гнезде, откуда не забирали интеллектуалов, всё было нормально. И тут начинается история, но уже не про муравьёв, а про людей: роль интеллигенции в обществе, ученые-диссиденты советской эпохи, интеллект и власть, утечка мозгов из страны, проблема популяризация науки, внедрение инновационных технологий

Почему? Ответ: Потому что, интеллектуалы, это носители культуры, они выполняли очень важные функции. Какие? Давайте подумаем!)

Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы деятельности человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с Творчеством, Искусством, Духовной сферой. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные?

Самые важные – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура.

Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт экономики прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, идеи (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, учёного воплощенный в бумажной материальной форме ). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

    НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.

    МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Культура неоднородна!

Культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (возрастных, территориальных, профессиональных, конфессиональных) принято называть субкультурами.

Банк заданий №1

Культурные ценности, которые выходят за рамки социальной среды принято называть контркультурой- это социокультурная система противостоящая господствующей культурой, стремящаяся вытеснить её. Чаще всего, это ценностная система асоциальных групп населения . (предложить привести примеры)

Также в вопросах ЕГЭ вы можете встретить понятие Диалог культур - взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами.

Как вы думаете, а на базе нашего региона проводится такой «диалог культур»? (предложить привести примеры)

С 7 по 11 сентября 2016 г. в Оренбурге состоится I Международный молодежный образовательный форум «Евразия», участниками которого станут сотни молодых людей. Это ученые, представители культуры, политики, предприниматели, журналисты, лидеры и активисты социальных некоммерческих объединений.
В течение пяти дней участниками «Евразии» станут 800 представителей молодого поколения не только из России. Свои заявки уже подали Болгария, Великобритания, Исландия, Китай, Финляндия, Норвегия, Черногория и еще более двух десятков стран.


Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.

Это Народная (ТРАДИЦИОННАЯ) культура Элитарная и Массовая.

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. . Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит часто сельский характер, анонимна, коллективна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве индустриального и постиндустриального общества, формируют иные ценности, враждебные ей.. Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите государства.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА –наука о прекрасном. То есть элитарная культура –искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации .

Устный блиц-опрос по цепочке ( первый обучающийся задаёт пример второму, тот- третьему, и так до последнего ученика. На ответ даётся только несколько секунд.)

Теперь методом перебора, определим к какой форме культуры относятся данные примеры:

1) фортепианный концерт – сложен для восприятия, это элитарная культура.

2) философское эссе – еще сложнее, это тоже элитарная культура.

3) детективный роман , его могут читать все, он имеет авторство, значит, это продукт массовой культуры

4) героическая былина – это фольклор, народная культура

5) эпос – народная культура , например, древнегреческий миф

6) телевидение – это СМИ, следовательно, продукт массовой культуры

7) радиотрансляция эстрадного концерта – радио это тоже СМИ, следовательно, как и всем понятные эстрадные песни, значит это массовая культура.

В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

Попробуйте определить о каких формах культуры идёт речь в каждом конкретном предложении . (работа выполняется в паре)

С 15 июня 2016 в Зале церковных соборов на территории храма Христа Спасителя будет проходить прокат постановки «Троица. Ожившая история». (элитарная) По замыслу создателей она представляет собой «мультимедийное путешествие вглубь истории и культуры России» (массовая) . Герои постановки вместе со зрителями в течение полутора часов знакомятся с русскими обрядами и культурными традициями (народная). . На сцене присутствуют до 70 артистов и музыкантов одновременно. Действие разворачивается на фоне полотен из фондов Третьяковской галереи под музыку Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского, Шнитке и других. (элитарная), Классические произведения исполняет оркестр народных инструментов. (народная и элитарная). . В постановке принимают участие лучшие народные коллективы: оркестр солистов «Русские узоры», ансамбль танца «Русские сезоны» и Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова. . (народная и элитарная). .

Банк заданий № 2

Банк заданий № 3

Банк заданий № 4

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры . Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

Знаете ли Вы, что говоря «Жизнь коротка, искусство вечно!» великий Гиппократ, основатель современной медицины, имел ввиду не художественное творчество, а искусство врачевания? Он говорил, что искусство врача не освоить и за всю жизнь. Для освоения по темы Искусство задания ЕГЭ 2016 года у нас нет целой жизни, поэтому приступим к их разбору!

Что же, приступим, для начала вспомнив функции искусства: для этого мы прочитаем интервью известного современного художника . (предложить кому-нибудь из обучающихся прочитать текст, остальные работают в парах и определяют функции искусства используя схему и подчёркивая нужные предложения)

«Константин Батынков. Виды»

Я хожу в мастерскую и рисую там по восемь-десять часов. И делаю это последние тридцать лет. А есть художники, которые отдыхают, путешествуют, думают, у них происходят какие-то события.

Ради чего?

- Цель - эскапизм. Жизнь омерзительна, случайна, несправедлива и быстротечна. Грех так говорить, но все выглядит именно так. Художник в творчестве прячется от жизни, как в келье. Рисовать картинки намного интереснее, чем часами сидеть в издательстве перед компьютером. Почему людей так тянет рисовать? Почему этим начинают заниматься какие-нибудь знаменитости из других сфер искусства: артисты, писатели? Потому, что это физическая потребность человека. Ученые объясняют: когда ты рисуешь, зрение то фокусируется, то расфокусируется, благодаря чему вырабатываются серотонин и эндорфины - гормоны счастья. Добавьте к этому запах краски, тактильные ощущения. У меня дедушка в 40 лет стал художником. Он всю жизнь ходил в магазин, где продавались краски, и ему там очень нравился запах. Однажды ему все надоело: бабушка, дети, внуки, и он всех «послал». Ушел с работы, а был чиновником - начальником отдела в Госплане. Купил себе этюдники, стал ходить на природу и писать пейзажи. В 50 лет я так организовал свое пространство, что могу ходить в мастерскую пешком. Прихожу в мастерскую, пью кофе, потом включаю музыку или аудиокнигу и сижу рисую. Это же счастье! Я не езжу в метро. Для меня поехать в Москву - это целое событие. На работу ходить не нужно. Главное, что с людьми не надо общаться, потому что к 56 годам мизантропия уже дает о себе знать.

Мы помним , что при правильной подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2016 любой теоретический тезис должен быть подкреплен теоретическим аргументом. Попробуем привести конкретный пример, конкретизирующий каждую из функцию искусства:

Банк заданий № 5

Предлагаю подумать над следующим высказыванием

Банк заданий № 6

Нравственность и жизнь - единое целое. Этика- опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни.

(Т. Манн (1875-1955)- немецкий писатель)

Работаем со словарём! Отрабатываем все перечисленные понятия. (приём «аукцион»- обучающиеся называют какое-то свойство, функцию, признаки определённого понятия. Они дополняют друг друга, получая как можно больше знаний об этом понятии, термине, явлении, процессе. Тот, кто назовёт признак, после чего другие уже не смогут его дополнить, выигрывает и получает, соответственно, наивысшую оценку)

Следуя по теме «мораль» выполним следующее задание. ( Устный блиц-опрос)

Опираясь на знания обществоведческого курса и личный опыт, приведите четыре нравственных принципа.

    1. Коллективизм

      Индивидуализм

      Пессимизм

      Оптимизм

      Альтруизм

      Эгоизм

      Гуманизм

      Патриотизм

      Фатализм

      Аскетизм

      Самоотверженность

      Нигилизм

      Требовательность и пр.

Используя знания обществоведческого курса, назовите еще три любые функции морали в обществе.

    1. Регулятивная

      Ценностно-ориентационная (утверждение человеческого в человеке)

      Мотивационная

      Координационная (обеспечение согласованности взаимодействия людей в разных ситуациях)

Подведем итоги (приём «незаконченное предложение», преподаватель начинает фразу, а обучающиеся должны продолжить, затем преподаватель может зачитать свои варианты ответов.)

Что мы сделали сегодня?

1. Мы вспомнили…………….(основные институты духовной культуры.)

2. Мы определили……………(их влияние на духовный мир личности.)

3. Мы поняли, что при подготовке к ЕГЭ 2016 по обществознанию необходимо …………………(для себя конкретизировать каждый теоретический постулат (термин, функцию).

5. Мы убедились, что визуализация материала………(повысит Ваши шансы запомнить большой объем теоретических сведений).

Возможны любые другие ответы!

Пояснение.

Народная культура - фольклор. Создается неизвестными авторами, сохраняется в виде традиционных праздников, песен, образцов устного народного творчества.

Массовая культура. Общедоступна, понятна большинству людей, непритязательна, ее образцы выпускаются большими тиражами. Создается профессионалами. Продукты массовой культуры - продукт для продажи.

А) показ многосерийного телевизионного фильма - массовая.

Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов - народная.

В) празднование масленицы - народная.

Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен - народная.

Д) концерт эстрадной музыки - массовая.

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты элитарной культуры.

1) отсутствие выраженной коммерческой направленности

2) доступность для массового зрителя

3) простота

4) стремление творца к самовыражению

5) сложность художественных приёмов

6) узкий круг потребителей

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Доступность для массового зрителя и простота относятся к массовой культуре. Эти два термина «выпадают» из общего списка терминов.

Ответ: 23.

Ответ: 23

Иван Портнов 01.02.2017 18:55

Ошибка в задании. Нужно указать черты эли­тар­ной куль­ту­ры, а не массовой!

Денис Костин 01.02.2017 20:40

23 - это определение массовой культуры. Даже в пояснении написано, тут опечатка

Валентин Иванович Кириченко

Детки, все трое. пора запомнить в третьем УБИРАЕМ ЛИШНЕЕ

Лечи Гебетаев 14.02.2017 14:26

Почему элитарная культура имеет коммерческую направленность?

Валентин Иванович Кириченко

Не имеет, в тре­тьем УБИ­РА­ЕМ ЛИШ­НЕЕ

Карина Бурба 22.02.2017 15:20

неправильный ответ, убираем лишнее 23, но в ответе пишем 23?

Валентин Иванович Кириченко

в тре­тьем УБИ­РА­ЕМ ЛИШ­НЕЕ

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Композитор на сюжет из ан­тич­ной ми­фо­ло­гии со­здал оперу, ко­то­рая была от­не­се­на ис­кус­ство­ве­да­ми к про­из­ве­де­ни­ям эли­тар­ной (высокой) культуры. Что поз­во­ля­ет им сде­лать такой вывод? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) уста­нов­ка на сле­до­ва­ние образцу

2) ком­мер­че­ская цель со­зда­ния оперы

3) ис­поль­зо­ва­ние ши­ро­ко из­вест­ных ми­фо­ло­ги­че­ских персонажей

4) труд­ность вос­при­я­тия про­из­ве­де­ния не­под­го­тов­лен­ны­ми слушателями

5) ори­ен­та­ция на мас­со­во­го потребителя

6) слож­ность формы му­зы­каль­но­го произведения

Пояснение.

Элитарная куль­ту­ра - это «высокая культура», про­ти­во­по­став­ля­е­мая мас­со­вой куль­ту­ре по типу воз­дей­ствия на вос­при­ни­ма­ю­щее сознание, со­хра­ня­ю­ще­го его субъ­ек­тив­ные осо­бен­но­сти и обес­пе­чи­ва­ю­ще­го смыс­ло­об­ра­зу­ю­щую функцию.

Ответ: 46.

Ответ: 46|64

Источник: ЕГЭ 22.04.2015. До­сроч­ная волна.

Пояснение.

Элитарная культура - это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

Ответ: 1356.

Ответ: 1356

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Массовая культура - культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе.

Ольга Валентиновна Кузнецова (Санкт-Петербург) 24.08.2013 12:26

В вопросе В4 должно быть только три правильных ответа. В демоверсиях ФИПИ, многочисленных бумажных пособиях, с момента появления этого типа вопросов, только три правильных ответа.

Петр Дмитриевич Садовский

Такой нормы нигде не прописано. В большинстве случаев − три варианта. Но есть и исключения.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Художник K. coздал об­ра­зы ми­ро­во­го хаоса и пустоты, вос­про­из­ве­дя их в вы­ста­воч­ном про­стран­стве впер­вые с по­мо­щью раз­лич­ных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что твор­че­ство ху­дож­ни­ка К. от­но­сит­ся к эли­тар­ной культуре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) удо­вле­тво­ря­ет сию­ми­нут­ные за­про­сы людей

2) труд­на для по­ни­ма­ния не­под­го­тов­лен­но­го человека

3) имеет ши­ро­кую аудиторию

4) не об­ла­да­ет ху­до­же­ствен­ной ценностью

5) имеет огра­ни­чен­ный круг почитателей

6) об­ла­да­ет мень­шей ху­до­же­ствен­ной ценностью

Пояснение.

Элитарная куль­ту­ра - это «высокая культура», про­ти­во­по­став­ля­е­мая мас­со­вой куль­ту­ре по типу воз­дей­ствия на вос­при­ни­ма­ю­щее сознание, со­хра­ня­ю­ще­го его субъ­ек­тив­ные осо­бен­но­сти и обес­пе­чи­ва­ю­ще­го смыс­ло­об­ра­зу­ю­щую функцию. Вид культуры, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся про­из­вод­ством куль­тур­ных ценностей, образцов, ко­то­рые в силу своей ис­клю­чи­тель­но­сти рас­счи­та­ны и до­ступ­ны в ос­нов­ном уз­ко­му кругу людей (элите). Ее ос­нов­ной идеал - фор­ми­ро­ва­ние сознания, го­то­во­го к ак­тив­ной пре­об­ра­зу­ю­щей де­я­тель­но­сти и твор­че­ству в со­от­вет­ствии с объ­ек­тив­ны­ми за­ко­на­ми действительности.

Ответ: 25.

Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее - развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека.

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

A) премьера телесериала - массовая.

Б) конкурс фольклорных коллективов - народная.

B) празднование дня Ивана Купалы - народная.

Г) скандал с участием поп-звезды - массовая.

Д) переиздание детектива-бестселлера - массовая.

Ответ: 12211.

Ответ: 12211

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Установите соответствие между формами культуры и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Пояснение.

Культура - все виды преобразовательной деятельности, а также её результаты.

Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель - получить коммерческую выгоду.

Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.

А) ориентированность на коммерческий успех - массовая.

Б) ориентированность на узкий круг высокообразованной публики - элитарная.

В) ориентированность на развлечение широких слоёв населения - массовая.

Г) анонимность создателей произведений - народная

Д) сложность для восприятия потребителями, не имеющими специальной подготовки - элитарная.

Ответ: 32312.

Ответ: 32312

Пояснение.

Речь о видах культуры. Обществоведы выделяют народную, массовую и элитарную культуру.

Эли­тар­ная - создаётся при­ви­ле­ги­ро­ван­ной ча­стью об­ще­ства либо по за­ка­зу про­фес­си­о­наль­ны­ми твор­ца­ми. Её девиз: «ис­кус­ство для ис­кус­ства». Труд­на для вос­при­я­тия не­под­го­тов­лен­но­го че­ло­ве­ка, не имеет ком­мер­че­ской вы­го­ды. Стре­мит­ся к но­ва­тор­ству.

Мас­со­вая - сфор­ми­ро­ва­лась од­но­вре­мен­но с об­ще­ством мас­со­во­го про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния в ин­ду­стри­аль­ном об­ще­стве. Не вы­ра­жа­ет изыс­кан­ных вку­сов или ду­хов­ных по­ис­ков. Самая ши­ро­кая ауди­то­рия. Утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния. Де­мо­кра­тич­на. Цель - по­лу­чить ком­мер­че­скую вы­го­ду.

На­род­ная - со­зда­на ано­ним­ны­ми твор­ца­ми, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной под­го­тов­ки. Народную культуру называют фольклором.

Ответ: массовая.

Ответ: массовая

Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Иван Хеорхе

Ответ должен быть прописан строчными буквами.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры

4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.

5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.

Пояснение.

1) До­сти­же­ния куль­ту­ры пред­став­ля­ют собой про­дукт ду­хов­ной де­я­тель­но­сти людей опре­делённой эпохи - да, верно.

2) Со­дер­жа­ние эли­тар­ной куль­ту­ры обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­я­ми и по­треб­но­стя­ми, со­став­ля­ю­щи­ми жизнь боль­шин­ства на­се­ле­ния - нет, неверно, это массовая.

3) Ре­зуль­та­ты ма­те­ри­аль­ной де­я­тель­но­сти людей во­пло­ще­ны в до­сти­же­ни­ях куль­ту­ры - да, верно.

4) Про­из­ве­де­ния на­род­ной куль­ту­ры, как пра­ви­ло, ано­ним­ны - да, верно.

5) Ком­мер­че­ская вы­го­да яв­ля­ет­ся целью со­зда­ния про­из­ве­де­ний эли­тар­но­го ис­кус­ства - нет, неверно, это массовая.

Ответ: 134.

Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и фор­ма­ми культур, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

1) раскройте смысл понятия «культура»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры;

− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение понятия: культура - совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия)

2) одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры: К основным формам культуры относятся элитарная, массовая и народная.;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основных формах культуры.)

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре

1) сложность используемых форм

3) развлекательный характер

4) ярко выраженная коммерческая направленность

5) духовный аристократизм

6) требование специальной подготовки для понимания

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

К элитарной культуре не относятся развлекательный характер и ярко выраженная коммерческая направленность - это признаки массовой.

Ответ: 34.

Ответ: 34

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее... Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.

Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция... Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.

В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека... В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.

(П. С. Гуревич )

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны такие черты (особенности):

1) современная массовая культура и СМИ, её распространяющие, являются, по сути, промышленным производством (воздействие на массовое сознание приобретает индустриальные формы);

2) воздействие массовой культуры на сознание людей становится мощным, целенаправленным, масштабным;

3) массовая культура стремится проникнуть в эмоциональнопсихологический мир человека, воздействуя на его сознание;

4) образцы и стандарты поведения, формируемые массовой культурой, становятся нередко элементом индивидуального и коллективного сознания;

5) массовая культура способствует манипуляции массовым сознанием.

Могут быть указаны иные черты (особенности)

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, мини-эссе на тему: «Массовая культура: симптом вырождения общества или условие его здоровья?»

Симптом вырождения общества или условие его здоровья – две крайние точки в оценке массовой культуры.

С одной стороны, массовая культура – это различные культурные продукты, а также система их распространения и создания. В ней, наряду с низкопробными продуктами есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким этическим и эстетическим критериям. Массы сами могут оценивать произведения искусства и исполнять коллективное наслаждение. В доступности этой культуры можно увидеть проявление демократизма, то есть обращение ко всем слоям общества. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу, оказывает большое своеобразное влияние на человека, в том числе психологически. Через масс-медиа навязывает своих кумиров, образ мыслей и образ жизни.

С другой стороны, массовая культура агрессивно проникает в слои общества и сужает аудиторию «качественных» культур и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. Насаждение ложных жизненных ценностей, оценка человека по уровню богатства и другое: ведет к вырождению общества – т.е. к упрощению его системы. Иногда к непоправимым последствиям: отклонению от нормальной деятельности в виде недоразвитых или извращенных умственных, волевых процессов либо к их дисгармоничному сочетанию.

Являясь постоянным компонентом психического склада личности на протяжении жизни, массовая культура – неотъемлемый элемент жизни, имеющий свои плюсы и минусы.

Парыгина Наталья, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Массовая культура – симптом вырождения общества или
условие его здоровья?

Существует две точки зрения на счет массовой культуры. По мнению критиков, массовая культура снижает культурный уровень развития общества. А по мнению сторонников, такая культура доступна для всех людей и в этой доступности можно увидеть проявления подлинного демократизма.

Я придерживаюсь второй точки зрения. По моему мнению, массовая культура имеет множество преимуществ. Во-первых, она позволяет тесно взаимодействовать большой группе общества, что повышает качество их коммуникации. Во-вторых, массовая культура помогает человеку воспринять большой поток информации. В-третьих, благодаря современным техническим устройствам, множество людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной.

Таким образом, я считаю, что массовая культура — это условие здоровья, а не вырождение общества. «Массовая культура — это феномен современности, выполняющий ряд важных функций. Несмотря на невысокий уровень ее продукции и оценки качества произведений, массовая культура предоставляет человеку изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора.»

Волков Роман, учащийся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Массовая культура — это комплекс духовных ценностей, соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым.
С одной стороны, массовая культура- это явление положительное, так как для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры- это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана.
Но с другой стороны, массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Многие вредные привычки распространились посредством массовой культуры. Кроме того, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира.
Массовая культура- это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъект. Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.
Массовая культура имеет свои как плюсы, так и свои минусы.
Несмотря на различия в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющая на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

Елманова Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?


Что же такое массовая культура: «симптом вырождения общества» или «условие его здоровья»? Поразительный простор для мыслей открывает этот вопрос.

Массовая культура – культура, приспособленная в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Под массовой культурой, как «симптомом вырождения общества» понимается «плохая культура». Но вместе с тем, массовая культура – это и условие развития общества, она способствует его духовной эволюции. Теперь попробуем разобраться: массовая культура – хорошо это или плохо. Рассмотрим два подхода.


С одной стороны, благодаря СМИ, массовая культура стала слишком доступной, она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Также, она насаждает ложные жизненные ценности, а именно — материальные. Материальная культура способствует стремлению к случайному обогащению. Это происходит в связи с возникновением различных телешоу с денежными призами. Современная киноиндустрия диктует нам ложные человеческие ценности. Это не доброта, ум, честность, бескорыстность, духовность, а лесть, ложь, материальное богатство, консьюмеризм. Основа массовой культуры – идеология коммерческого успеха. Производство нацелено не на качество продукции, а на ее количество. Человеком массы нашего времени востребованы такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и порочные наклонности.

С другой стороны, массовая культура способствует культурному и духовному развитию общества. Благодаря ей, массы могут оценивать произведения искусства и получать коллективное наслаждение.

Я считаю, что массовая культура – это «условие здоровья» общества, потому что это понятие все-таки не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: Ч. Чаплин, Ж. Габен, Ф. Астер, Э. Пиаф, П. Чайковский, В. Моцарт, И. Левитан, В. Васнецов и другие. Неужели можно считать, что их творчество способствует духовной деградации личности? Конечно же, нет. Да, современная культура, и не только массовая, опошляется, но какие фильмы и спектакли смотреть, какие читать книги, какую слушать музыку, полностью зависит от самого человека, от его духовного воспитания. Это он выбирает: развиваться ему духовно или деградировать. И если каждый будет выбирать именно такую продукцию массовой культуры, которая будет развивать его как личность, будет воспитывать в нем правильные духовные ценности, то впоследствии не останется места «плохой культуре», она просто станет невостребованной.

Итак, чем станет для тебя массовая культура: «симптомом вырождения» или «условием здоровья», выбирать тебе.

Краева Ксения, учащаяся 11 класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Современные музыкальные стили и направления

Современная музыка включает в себя огромное количество направлений, каждое из которых имеет собственные, присущие только ему, черты. При этом одни являются более привлекательными с коммерческой точки зрения, а другие – имеют большую ценность в культурном плане. В настоящее время принято выделять несколько основных музыкальных стилей , к которым относятся:

  • Поп-музыка характеризуется не только как музыкальное направление , но и как вид современной массовой культуры. Музыка, относящаяся к данной категории, отличается легкостью восприятия и мелодичностью. Огромное внимание в ней уделяется аранжировке и вокальному мастерству исполнителя, тогда как инструментальная составляющая отодвигается на второй план. Несмотря на кажущуюся легкость и скоротечность, именно поп-музыка оказывает наибольшее влияние на мировую музыкальную культуру. Самые популярные исполнители и музыканты в данном направлении определяются на ежегодном вручении премии Grammy Awards, проходящем в США;
  • Рок-музыка зародилась в середине 50-х годов прошлого столетия и сразу получила статус своеобразной философии. Именно в этом современном стиле огромная роль отведена музыкантам, которые очень часто являются исполнителями собственных композиций. Характерным отличием рок-музыки является использование электромузыкальных инструментов. Помимо вокалиста в состав группы, как правило, входят гитарист и бас-гитарист, ударник и клавишник. Современная рок-музыка имеет множество направлений, среди которых есть как более легкие стили, так и тяжелые, агрессивные направления;
  • Ритм-н-блюз ( R&B) – направление, подаренное миру афроамериканскими музыкантами. Данное течение вобрало в себя характерные черты «расовой» музыки: джаза, соула и блюза. В конце 90-х появилось новое течение хип-хоп-соул, которое и получило наибольшую популярность. В нем сохранились черты классических стилей, получивших совершенно новую аранжировку.

Как правило, большая часть детей интуитивно испытывает влечение к музыке, которое сформировалось еще в раннем возрасте, когда Ваш малыш засыпал под мамины колыбельные. Детские галереи Kids Art Gallery помогут ребенку понять и полюбить современную музыку и, возможно, самому приобщиться к миру удивительных мелодий, созданных настоящими гениями!