Конспект занятия в старшей группе с использованием инновационных технологий. Тема: Покорение космоса. Конспект занятия "загадочный космос" в старшей группе

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-ис-следовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать от-ношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10 .

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предме-тах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

книги о космосе, портреты космонавтов

Картинка с изображением космичес-кого пространства и космического корабля, мяч, карточки с изобра-жением предметов разной формы (по количеству детей), силуэтное изображение ракеты, состоящей из геометрических фигур, соответ-ствующих эмблемам детей, шнуры, физкультурные палки.

Ра з даточный материа л.

Геометрические фигуры-эмблемы (по количеству детей), наборы плоских геометрических фигур, листы бу-маги, круги.

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить всегда. именно с этого дня - 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. В России мы чаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Раньше, давным- давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой ч которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, один оборот за год, а вокруг своей оси - за 24 часа. 12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни Весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в под fном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступи, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота, с 1960 г. в отряде космонавтов, с 1961 г. стал его командиром. В 1968 г. с отличием 1)" военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. имя Гагарин присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагар курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов._ учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном г Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Да, это верно - не забудем ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю - год за годом, день за днём.

Он вровень встал с грядущим веком. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бессмертья своего

И он был смертным человеком.

В. Туркин

В ряду десятилетий каждый год Мы метим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 человек.

Но помним:

К звездам начался поход

С гагаринского

Русского «Поехали!»

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изоб-ражением космического пространства и космического корабля. Пред-лагает совершить полет в космос и раздает эмблемы в форме разных геометрических фигур.

Тренировка «космонавтов» перед полетом.

. Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Игра проводится с мячом. Воспитатель называет число, передавая мяч ребенку, а дети считают от названного числа до 10.

Игра «Назови соседей».

Воспитатель называет число, а дети его соседей (на один больше

и на один меньше) ..

Под музыку дети имитируют полет.

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Дети приземляются на неизвестную планету. На стульчиках и по-доконниках разложены карточки с изображением предметов разной формы. Дети находят «сувенир», форма которого соответствует фор-ме эмблемы, и объясняют свой выбор.

Под музыкальное сопровождениедение дети имитируют полет.

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает макет ракеты (силуэтное изображение) и предлагает детям помочь инопланетянам собрать космические корабли. Дети запоминают строение ракеты и выкладывают такие же из гео-метрических фигур, стоя у столов.

Под музыкальное сопровождение полет продолжается.

Воспитатель предлагает продолжить полет с помощью ручного уп-равления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг - пульт уп-равления в середине листа.

Воспитатель дает команды:

Впереди планета Марс, ее надо облететь, переведя пульт управ-ления в верхний правый угол;

Навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;

Приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в нижний правый угол;

Пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;

Переходим на автоматическое управление, переводя пульт управ-ления на середину.

Полет продолжается под музыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Дети приземляются на свои космодромы, формы которых соответ-ствуют формам эмблем (космодромы составлены из шнуров и физ-культурных палок и имеют формы квадрата, круга, прямоугольника, овала, треугольника).

Рефлексия

Какое задание понравилось вам на занятии?

Цель: помочь детям сформировать первоначальное представление о Вселенной, космосе; показать ; дать элементарные понятия; космос, небесные тела, их характерные особенности; обогатить словарь детей словами планета, иллюминатор, телескоп и др., продолжить работу по чтению.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, из показанных мною слов выберите те, которые связаны с небом: книга, птица, курица, зеркало, облако, вата; лужа туча, лампа, картина, молния, цветы; пароход, вертолет, лодка, велосипед, аэроплан; пуговица, ножницы, звезды, свеча, огонь, солнце; кошка, сумка, луна, день, волк, дирижабль; машинист, парашютист, матрос, тракторист, летчик, шофер.

Ребята, тут у нас работал рассеянный художник. Он все перепутал. Помогите расставить все на свои места: радуга - птицы - аэроплан - облака - тучи - молния - самолет - ракета - луна - звезды - солнце.

В. Знаете, издавна люди стремились разгадать тайны неба. Глядя ввысь, они не переставали удивляться солнцу, яркому огненному шару, от которого кругом светло, как от огромной лампочки. А ночью они всматривались в звезды, словно кто-то зажег лампочки-гирлянды. Люди смотрели на летающих птиц и им так же хотелось подняться ввысь, полететь. Так родилась мечта о полете.

Ученые-изобретатели решили осуществить эту мечту. Однажды кто-то смастерил крылья, как у птицы, из воска и перьев. Но из этой затеи ничего не вышло. Солнце растопило воск, перья разлетелись, крылья распались. Но мечта человека о полете не погибла. Спустя много веков два брата-француза Монгольфье изобрели бумажный воздушный шар, на котором поднялись над землей.

А еще позже американские братья Райт взлетели над землей на моторном самолете. Он был лучше воздушного шара, но и на нем нельзя было достичь больших высот. Для этого понадобился более мощный двигатель - реактивный. Так постепенно люди узнали, что у них над головой нет никакого потолка с лампочками, а облака - это вовсе не вата, а скопление паров. Люди узнали, что такое тучи, молния, гром, от чего бывают гроза и дождь. Они изобрели телескопы, чтобы заглянуть в неведомый космический мир, поближе рассмотреть звезды и планеты. Новый реактивный двигатель поднял высоко над землей спутник. В конце концов, люди изобрели космическую ракету. Это–очень сложная техника, которую назвали космическим кораблем. (Весь рассказ сопровождается показом картинок, иллюстраций.)

Для того, чтобы увидеть и рассмотреть космический корабль, нам надо попасть на космодром. (Карточки разложены по всей группе, дети должны их прочитать глазами и собраться в том месте, где находится «космодром».)

А вот и космический корабль. Он готов к старту. У него есть входной шпок, иллюминаторы. Управляют космическим кораблем космонавты. Как вы думаете, любой человек может стать космонавтом? (Сильный, смелый, здоровый…) Что для этого надо делать? (Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, кушать хорошо.)

Развивающая игра «Зарядка с веселыми человечками»

На карточках схематично изображены человечки в разных позах. Дети должны быстро выполнить такие же движения.

В. А вот и космонавты появились (иллюстрация). Посмотрите, они одеты в специальные костюмы: комбинезоны, шлемы, за спиной баллоны с кислородом, т. к. в космосе нет воздуха с кислородом, которым мы дышим.

Посмотрите, все готово к полету. И мы с вами займем места в центре управления полетом. Будем следить за полетом космического корабля.

Лабиринт. Задание заключается в том, чтобы дети провели космический корабль к звездам.

В. Кроме звезд в иллюминаторы можно увидеть много интересного. Это различные планеты. С Земли планеты кажутся маленькими звездочками. Но космонавты видят их вот такими. (Воспитатель показывает биты знаний «планеты».).

Самая яркая звезда - Солнце - огромный огненный шар. Оно такое яркое, что на него нельзя долго смотреть - устанут глаза. И приближаться к нему на космическом корабле тоже нельзя - он сгорит. А вот на Луне космонавтам удалось побывать. Луна - это не звезда, а спутник Земли. Луна тоже шар, но каменный, твердый, холодный. А наша планета Земля из космоса выглядит голубым шаром, т. к. вокруг нее слой воздуха с кислородом - атмосфера. На нашей планете Земля много воды, солнечные лучи согревают планету, поэтому на Земле растут растения, живут насекомые, животные, птицы и мы - люди. А люди, живущие на планете Земля, называются «земляне».

Возьмите в руки какой-либо предмет (кубик, мячик, карандаш) и, подняв высоко вверх, отпустите его. Что с ним случилось? Почему он упал вниз, на пол? (Ответы детей.) Любой брошенный предмет падает на землю - это земное тяготение. Земля притягивает к себе, а в космосе все находится в невесомости, все становится легким, легче воздуха и поэтому все плавает, как в воде: предметы, одежда, люди. Чтобы космонавты смогли поесть, их еда в виде пасты находится в тюбике (таком, как зубная паста), только с другими названиями: каша, морс, куриное суфле.

Ребята, а знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Ответы детей.) Чтобы проверить, правы ли вы, нам надо расколдовать заколдованный рисунок. Обведем контур из точек.

Дети соединяют точки, проступает изображение собаки.

В. Правильно, дети, это собака по кличке Лайка. И только тогда, когда люди убедились, что Вселенная не несет угрозы для жизни, 12 апреля 1961 г. в космос наконец-то полетел человек. Первым космонавтом планеты Земля стал Ю. А. Гагарин. С тех пор работа в космосе - обычное дело.

На этом наше путешествие по космосу завершается. Но чтобы оста-вить о нем память, можно заштриховать разноцветные звездочки и наклеить их на ночное небо.

А сейчас я прочту вам стихотворение «Беспокойный человек».

Жил да был на свете белом

Человек - творец умелый.

Стану, - он сказал себе, -

Самым быстрым на земле!

Походил, подумал чуть -

Проложил железный путь.

Сделал первый паровоз,

Чтоб до станции довез.

А потом набрался сил

И вагоны смастерил.

Покатался, и - домой.

Рассуждает сам с собой:

Паровоз - быстрей коня,

Но признаться должен я:

Хоть повинна и быстра,

Скорость все-таки не та!

Снова мастер в мастерской

И не мил ему покой!

Изобрел автомашину,

Побыстрее сел в кабину

И объехал шар земной.

Не доволен я ездой!

Слабоват немного ход,

То ли дело - самолет

Человек-творец ведет!

Всю планету облетел,

Но ведь это не предел!

И решил проблему эту -

Сконструировал ракету!

Цель:

Совершенствовать умение решать арифметические и логические задачи, обследовать и называть объемные геометрические фигуры, упражнять в количественном, порядковом и обратном счете, закрепить знания о смежных числах и плоскостных геометрических фигурах, ориентирование в пространстве; умение конструировать космические летающие объекты с помощью прикладного материала.

Расширить представления о природе Космоса, планетах Солнечной системы, созвездиях.

Побуждать к поисково-исследовательской деятельности.

Развивать связную речь дошкольников , зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, логическое мышление, любознательность, сообразительность.

Обеспечить снижение нервного напряжения и развитие тактильно-интенсивной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук во время выполнения упражнения в песке; использовать приемы «аромотерапии» для профилактики детских заболеваний.

Воспитывать желание познавать новое, дружеские отношения, художественный вкус.

Материал: конверты с заданиями, письмо от Лунтика, прозрачные стаканы с водой на цветных кругах, педагогическая песочница, тарелки с ароматизированной солью, изображения созвездий на карточках и индивидуальных листах для детей, арифметические и логические задачи, наборное полотно, дидактические игры: «Солнечные лучики», «Смежные числа», «Сложи созвездие», «Что мы возьмем в космическое путешествие?», фломастеры, бумажные тарелки, клей, модель вулкана, цветная краска, сода, пластиковая бутылка, кислый раствор. Стихи и загадки, музыкальное сопровождение, звуки космоса.

Подготовка детей: проведена индивидуальная работа по изучению стихов, проработаны соответствующие темы на занятиях .

Ход занятия в детском саду на тему космос

Групповая комната оборудована моделями и изображениями Солнца, планет и звезд.

Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображен Лунтик.

Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?

(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)

Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)

«Поздравляю вас друзья! Пишет вам знакомый исследователь Лунтик. Я узнал, что на планете Земля есть город Краснодар, в котором находится детский сад _______ и группа _________ которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Я обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник Астероид очаровал и отправил меня на незнакомую планету. Помогите мне спастись! Найти меня можно выполнив задачи, которые скрыты на планетах Солнечной системы.»

Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задачи, найдем Лунтика и вернем его домой? У вас есть дорожные сумочки, в которые вы будете складывать заработанные звезды за каждое выполненное задание. Мы на некоторое время представим себя исследователями космоса. Космонавты перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренинги. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив те же упражнения.

(Звучит тихая музыка, дети стоят в кругу, воспитатель задает вопрос: что у них находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, внизу)

Воспитатель: Мы потренировались, набрались сил, путешествие у нас продолжалась, нужно собрать необходимые нам вещи.

Дидактическая игра: «Что мы возьмем в Космическое путешествие?»

Детям предлагаются изображения 10 предметов, они выбирают только те, которые имеют отношение к Космосу.

Воспитатель: Сколько предметов мы с собой взяли? Сколько оставили?

Космическое пространство хранит много тайн. А чтобы он был к нам приветливым давайте скажем космическое приветствие:

Дети:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начнем космос мы изучать.

В небе Солнце и планеты

Ясные зори и кометы

Мы приветствие послать хотим

Дружно в Космос полетим!

Воспитатель: Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 - 1! Стартуем!

Полет происходит по графику, мы направляемся в центр Солнечной системы. Вот и первая наша остановка. Мы осуществили приземление на Солнце, а кстати Солнце это планета или звезда?

Дети: Звезда.

Воспитатель: На что она похожа?

Дети: На горящий шар.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, какие звуки у Солнца. (Дети слушают запись)

А вот конверт с нашим первым заданием.

Игра «Солнечные лучики»

(Воспитатель предлагает детям расположить солнечные лучи соответственно по размеру длиннее - короче). Дети, которые выполняли задачи, получают звезды и кладут их в сумочку.

Воспитатель: На Солнце очень жарко, мы утолим жажду «цветной водичкой», она необычная поможет вам зарядиться радостью и здоровьем добавит силу и гармонию Вселенной. Путешествуем дальше.

Перед нами маленькая планета, которая находится ближе к Солнцу. Как она называется?

Дети: Меркурий

Воспитатель: Что вы знаете о Меркурии?

Дети:

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой - страшный холод и мертвый покой.

Воспитатель: А вот и наша задача. На планете Меркурий расположены исследовательские станции. По середине станция под номером 5 (8, 6), расположите номера у других станций, расположенных справа и слева от нее?

(Дети выполняют задание и получают награду - звезды.)

Воспитатель: Отправляемся в полет! Обратный отсчет 10-1! Стартуем!

Чтобы полет прошел веселее поиграем.

Физминутка «Земля, воздух, вода»

Воспитатель называет

«Земля» - игроки маршируют,

«Вода» - дети имитируют, будто плывут,

«Воздух» - машут руками как крыльями.

Воспитатель: Наша следующая остановка на планете Венера. Как ее еще называют?

Дети: «Сестрой Земли»

Воспитатель: Что это? Кажется наша задача.

Планета Венера покрыта песком, в нем скрытые объемные геометрические фигуры. Их нужно найти, обследовать и назвать.

Песочная терапия с детьми

Проводится выполнение задания: Дети погружают пальчики в песок, находят, обследуют геометрическую фигуру и называют ее (шар, куб, цилиндр, конус). Воспитатель предлагает разместить фигуры по величине. (Больше - меньше). Дети получают звезду.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Время в полете проходит незаметно. Приземляемся на планете, а название вы мне подскажете когда вспомните какую планету называют «Красной».

Дети: Марс

Воспитатель: Да верно, Марс. На этой планете много вулканов, кратеров, долин и пустынь. Вы хотите понаблюдать за вулканом? Он может «спать», то есть похож на обычную гору, а когда «просыпается» кратер - из вершины выливается магма.

Исследовательская деятельность детей «Вулкан»

Дети:

Он такой огромный -

Радуется глаз.

Тяжелей земли он

Где-то в триста раз.

Воспитатель: В космических ракетах есть комнаты отдыха, во время путешествия мы устали, давайте присядем. А вот и наша задача, путешествуя в космосе, вы видели много созвездий. По образцу выложите созвездия на доске, посчитайте количество звезд и найдите соответствующую цифру.

У каждого из вас есть листы бумаги, на которых изображена звезда. У точек есть цифры последовательно соедините их. И дайте название вашему созвездию.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Отдохнули? Отправляемся в полет, приготовились, начинаем обратный отсчет: 10 - 1! Стартуем! Нас ждет планета Сатурн. Что интересного вы знаете об этой планете?

Дети: У Сатурна есть кольца, они состоят из пыли, камней и льдинок.

Чтобы выполнить следующее задание нам нужно решить задачи.

Задача1: В созвездии Малой медведицы - 7 звезд,

А в созвездии Большой медведицы - 8 звезд.

На сколько больше звезд в созвездии Большой медведицы?

Задача 2: Над планетой пролетела комета,

Через некоторое время пролетело еще 3 кометы.

Сколько всего пролетело комет над планетой?

Задача 3: На космодроме было 7 летающих космических кораблей, 4 корабля улетели.

Сколько летающих кораблей осталось на космодроме?

При выполнении задания дети получают звезды.

Воспитатель: Молодцы вы справились с задачей, отправляемся в путешествие. Нас ждет планета - Уран. Что вы знаете об этой планете?

Дети:

Далеко от Солнца и света

Планеты этой орбита

Из снега и льда курганы

Спрятаны на поверхности Урана.

Воспитатель: Давайте присядем и отдохнем, выполним следующее задание. Возьмите тарелочки, в них ароматизированная соль. Я прочитаю загадки о плоскостных геометрических фигурах , ответ вы нарисуете указательным пальцем. А вдыхая аромат, вы укрепите свой иммунитет.

Карандаши Алеша взял,

Быстро что-то нарисовал.

Я лист вертела, как могла,

У фигуры только три угла.

(Треугольник)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одной длины.

(Квадрат)

На квадрат я очень похож.

Имею тоже четыре стороны.

Только две из них противоположные -

Одинаковой длины.

А соседние - не равны.

(Прямоугольник)

Я без сторон и без углов,

Как зовусь, угадай.

И на рисунках детей

В солнышке узнай.

(Круг)

Если взял бы я круг,

С двух сторон вот так прижал,

Ответ давайте дружно -

Вышел бы у нас...

(Овал)

Воспитатель: С помощью каких приборов исследуют космос?

Дети: С помощью телескопа.

Воспитатель: Возьмите листок бумаги, и конструируйте телескоп превратив его в трубочку. Посмотрите в него вокруг, какие планеты, звезды. Рассмотрите следующую 8 планету Солнечной системы - Нептун. Она маленькая и находится дальше всех от Солнца. Что вы видите?

Дети: Лунтика!

Лунтик: Спасибо друзья! Вы спасли меня от злого волшебника Астероида. Выполняя задания вы путешествовали в космическом пространстве, узнавали новое. А сейчас время отправляться домой, как называется ваша планета на которой вы живете?

Дети: Земля

Воспитатель: Из космического центра земли поступил сигнал о возвращении домой.

Лунтик: Подождите, подождите. Возвращаясь на свою планету, я приглашаю вас к себе в гости. А живу я на спутнике Земли, который называется - Луна.

Воспитатель: Примем приглашение?

Дети: Да.

Воспитатель: Полетели! Стартуем!

Мы с вами исследователи и изобретатели давайте сконструируем космические летающие корабли.

(Дети конструируют из бумажных тарелок летающие корабли)

Давайте их опробуем (дети обыгрывают свои изделия)

Воспитатель: Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. Лунтик мы улетаем, до свидания. Экипаж! Занять свои места! Пристегните ремни безопасности. Полетели. Входим в атмосферу Земли (звук атмосферы).

Вот мы и дома, кто расскажет, чем мы сегодня занимались? (Дети рассказывают о путешествии). Благодарю вас за сообразительность, рассудительность и добрые сердца. Дружба нам помогает творить настоящие чудеса. Подсчитайте сколько звезд каждый из вас получил? Вы можете обменять их на конфеты.

Дети меняют звезды и подсчитывают конфеты.

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности:

«Покорение космоса»

в старшей

Подготовил: воспитатель Степанова Г.Ф.

Виды детской деятельности:

игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Ц е л и: познакомить детей с историей освоения космоса и с пер в ыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности;

Совершенствовать навы ки счета в пределах 10; учить понимать о т нош е ния рядом стоящих ч и сел: 6 и 7, 7 и 8 , 8 и 9 , 9 и 10 .

Р аз вивать умение ориент и роваться на листе бумаги, опре д елят ь с т ороны , углы и середину лис т а .

Про д о л жать формировать ум ение видеть в окружающих предме т а х фор м у з накомы х г ео м е т р ич ес ких ф игу р (п л оск и х ) .

П л а н и р у е м ы е рез у л ь т а ты:

Уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения;

М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е:

Презентация «Он первым на планете подняться к звездам смог»

Книги о космосе, портреты космонавтов

Кар т инк а с изображением космическо г о прос т ранства и к осмич е ско г о корабля , м яч, кар т очки с и з ображе н ие м пре д метов ра з ной фор м ы (по ко л ичеству д ете й ) , си л у э тно е из обра жени е ракеты , состоя щ е й из г еометрических фигур, соответс т в у ющих э мблемам д ете й, шнуры , фи з культурные палки .

Ра з даточный материа л.

Г ео м етрические фигуры- э мбле м ы (по ко л ичест в у д етей), наборы плоски х гео м етрических фи г ур , л и сты бумаг и, круги .

Музыкальное сопровождение

Вводное слово воспитателя.

Отгадай т е загадку:

Чудо - птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.

(Ракета . )

- Сегодня мы с вами совершим путешествие на космической ракете и постараемся узнать, как люди стали осваи в ать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики .

Рассказ воспитателя о покорении космоса.

(сопровождается показом презентации)

П ро йдут г о ды, д еся тил е тия, века , н о эт о т день 1 2 апрел я люди бу дут по мнить все гда . именн о с эт о го дн я - 12 ап р е л я 196 1 г о да - чело в ек начал осво ен ие кос м оса . В Росси и мы ча е м Д ен ь к ос мо нав тики в о зн а м енова ни е п е рво г о по ле та че л овека в к ос м ос . Р ань ше , давным- да в н о , ког д а л ю ди толь к о н а чинали уз на ва т ь Зе м лю , о н и пре д ставлял и е е пер е вер н у т о й ч которая п око ит ся на трех гигантских сл о н а х , в аж н о с т оящ их на п а нц и ре о г ро мн о й череп а х и. чудо - черепаха пла в ае т в мо р е - океан е , а весь мир н ак ры т хру с т а ль ны м куп о л о м н еба с о мн ожест вом св е ркающих звезд . С тех пор прошл о несколько тыс я ч л е т . На нашей З емле вырос ло поко л ений до б рых и умных людей . Они п о строили к о рабли и, со в е р ш ив кругосветны е пу т ешествия, узнали, ч т о Зе м ля - ш а р. А астр о н о м ы д о каз а ли , что Зе мл я в ращае т ся в о круг С о лнца , один обор о т з а го д , а во к р уг своей ос и - за 24 ча с а. 12 а пре л я 1 961 г о да - день п олета первого в мире космон ав та, гражд а нина Рос с ии Ю р и я Гага р ина . Эт о т д ень с т а л бо ль ш им все нар одным праздником в честь летчиков - космона в то в , к о нструкт о р ов , инжене р о в , служащих и рабочих, ко т орые со з дают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли .

В космической р акете

С назв а ни е м «В ос т о к»

Он п ерв ым на п ла нете

Поднятьс я к зв ё здам с м о г .

Поёт об этом песни Весенн яя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апр е ль .

В . Сте п а н ов

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексее в ич Гагарин родился в семье колхозника в деревне Клушино Гжатского района

С м оленской облас т и . В 1951 г . он с отличием окончил ремесленное училище в по д f ном г . Люберцы (по специальнос т и формовщик - литейщик) и одновременн о школу рабо чей мо лодёж и . В 1955 г. - с отличием индустриальный техникум и аэ р оклуб в Са р атове , поступ и, Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им . К . Е. Во р ошилова, кото р ое о кончил в 1957 го д у . Затем служил военны м л ётчиком в частях истребите л ьной авиации Северно го фло та , с 1960 г. в отряде космонавтов , с 1961 г . с т ал его командиром . В 1968 г . с отличием 1)" воен н о-во з душную инженерную ака д емию им . Н . Е . Жуковского .

После полёта в космос Гагарин пос т оянно совершенств ов ал своё мастерс т во и обуча л ко с мо н автов . Он т р агически погиб в ави а ционной катаст ро фе при выполнении тренировочного полё т а на самолёте. В цел я х увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатски й С моленско й области переименованы в горо д Гагарин и Гагаринский ра й он . имя Гагар ин при своено Военно-воз д ушной ака д е ми и в Монино. Учреж д ена стипен д ия и м . Ю. А . Гагар курсан т ов военных авиационны х училищ. Междунаро д но й авиационной федерацией (ФАИ) учреж д ена ме д аль им. Ю . А . Гагарина . имя Гагарина нося т Центр подготовки космонавто в. _ учеб н ы е заведения , улицы и площа д и многих г оро д о в мира . В Москве , Гага р ине , З вё здн о м г Софии установлены памя т н и к и к осмона в ту; мемориальный дом - музей в Гагарине . Имен ем Гага рина назван кратер на Луне .

Да , эт о верно - не забу д ем ни ма л ой мелочи о нём .

И жизнь его изучат люди

Всю - г о д з а годом, д ень за днём .

Он вровень встал с гря д ущим веко м. Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бе с смертья своего

И он был смертным челов е ком .

В. Туркин

В ря д у д есятилетий каждый год Мы м етим новыми Космическими вехами.

После Юрия Гага р ина в косм о се побывало 436 чело в ек .

Но помним:

К звез д а м начался поход

С гагаринского

Русского «П о ехали! »

Игровая ситуация

« Поле т в космос » .

Восп и татель вместе с детьми рассм а тривае т и ллюстрации с изображ ени е м кос м ическо г о прос т ранства и кос мич еско г о к орабля . Пре дл а г ае т совер ш и т ь поле т в космос и р аздает эм б л е мы в фо рм е р аз н ых г еометрическ и х фигу р .

Тренировка « космонавтов » пере д по л е т ом.

Дид а к т ич е ская игр а « Сч ит ай д ал ь ш е» .

Иг ра прово ди тся с мячо м . Восп итат е ль наз ыв а е т чи с л о , пере д а вая м я ч ребенку, а д ети считают от названно г о чис ла до 10.

Игра «Назови сосе д ей » .

Воспи т ате л ь н а з ыва е т число , а де ти е г о с о с едей (на о дин бо льше

и на од и н меньше) . .

Под музыку дети имитируют поле т .

Иг ровое упраж н ение «Найди с в о й с ув е нир» .

Д ети п риземляю т ся н а неи з вес т ную п л ан е ту. Н а с тульчи ка х и под око н никах разложены карточки с из ображ ением п ре дм е т ов р а з н о й формы. Дети находят «сувенир» , форма которо г о соо т ве тст вуе т фор м е э мб л е м ы, и объясняю т свой выбор.

П о д музыкальное сопровождениеден и е д е ти имити рую т п о ле т .

Игровое упражне н ие « Соберем ра ке т ы » .

Воспитатель показывает маке т раке т ы (с ил у эт но е из ображен ие) и пре дл а гает д е т ям помочь иноплане т я на м собр ать к ос миче с кие к ора б ли . Д е ти з апоминают строение ракеты и вык л а дыва ю т та к и е же и з гео метрических фигур , сто я у сто л ов .

П о д м у з ыкальное сопровождение п о л е т п р од о лжается .

В ос питате ль предла гае т про д о л жи т ь по л е т с п о м о щь ю ручн о г о уп равления . Дети берут листы бума г и и устанав лив аю т к руг - п ульт уп р а в л ения в середине лис т а .

Вос питател ь д ае т ко манд ы :

- впер ед и пла нет а Ма рс , ее н а д о обле т е ть, пе р ев е дя пул ь т у пр авл ения в верхний пр а вый у г ол;

- на вс т ре чу на м д в и ж ет с я м е т еор итный дождь , пер ево дим пуль т у пр авл ен ия в ни ж н и й л евы й у г о л ;

- приближае м ся к искусственном у сп утнику З е мли и п ерево дим п у ль т управления в нижний правы й уг о л;

- п е ресекае м со з ве здие Бол ьшой Медведицы и пе р еводим пульт у пр а в л ен и я в верх ний ле вы й у г о л;

- п ереходим на автомати ч еское упр авление, п ере в о д я п у льт у пр а вл ен ия н а сере д ину .

П о л е т п ро д о л ж а е т ся п о д м уз ыку.

Иг ра « На й д и сво й кос м одро м».

Д ет и пр и земляются на свои к ос м одромы , формы которых соответс т вуют формам эмбле м (кос м одро https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

К далеким планетам Пути полегли - По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли.

Ежегодно 12 апреля в России и в странах всего мира отмечают Международный День космонавтики - первый полет человека в космос - космонавта Юрия Гагарина. Волей судьбы 1961 год не только для России, но и для всей планеты стал исторической датой - Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль-спутник «Восток». Длительность полета составила 1 час 48 минут. Корабль сделал один виток вокруг Земли и совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров от Земли Гагарин катапультировался и приземлился с парашютом недалеко от спускаемого аппарата. Космонавт получил звание Героя Советского Союза, а день 12 апреля объявили государственным праздником - Днем космонавтики.

12 апреля 1961 года, был начат отсчет космической эры человечества - на корабле "Восток" стартовал первый космонавт Юрий Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 - 1973), - плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 - 1984), - свинарка. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск.

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Мать и сын Вот оно, свершилось, это чудо! …Мать идёт – посторонись, народ: Сын вернулся, да ещё откуда – Из самих космических широт! Это он ворвался в наше завтра, Что самой фантастике под стать… Первого на свете космонавта Обнимает и целует мать. И с такой материнской силой, Радость всенародную деля, Обнимает сына вся Россия, Рукоплещет сыну вся Земля!

Он первый А вы сумели бы, как он, Прорвав земное тяготенье, Раздвинув звёзд столпотворенье, Воздвигнуть над планетой трон? Там звёзды, весело кружа, Ему дорогу освещали, Маня в непознанные дали И расступаясь не спеша. Да! Он был первым из землян! Эпохи космоса – начало! И имя Юрий прозвучало По репродукторам всех стран. С тех пор прошло немало лет. Прогресс шагает с нами в ногу, Но помнят люди ту дорогу, В сердцах оставившую след. (В. Гринцов ■)

Сказал « поехали » Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась. Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда. Наступят дни, когда пространство Кто хочет, сможет бороздить! Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй! Никто не сможет запретить! Вот будет жизнь! Но все же вспомним, Что кто-то первым полетел … Майор Гагарин, парень скромный, Открыть эпоху он сумел.

«Юрий Гагарин» В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.

КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО (РОСКОСМОС)| Биография Ю.А.Гагарина Биография Ю.А.Гагарина. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР... federalspace.ru › Федеральное космическое › ?id=88 ещё копия COSMOC ВПТ:: 50 ЛЕТ ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС » Биография Ю.А. Гагарина БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ГАГАРИНА »Биография ». ...Семья, в которой я родился, самая обыкновенная... cosmos.technicum.ru › gagarin /index_1.html ещёкопия OSMOS . TECHNICUM . RUS . TECHNICUM . RU 30сайт научной тематики - стихи, песни Биография Юрия Гагарина. первый полет челов... Первые космонавты. … стихи, песни. Константин СИМОНОВ."САМЫЙ ПЕРВЫЙ". Рассвет. ilmir.ucoz.ru › index / stikhi_pesni /0-13 ещёкопия Гагарин, Юрий Алексеевич - Википедия Биография Семья Психологическая характеристика


Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Космос»

Интегрированное занятие по художественному творчеству и окружающему миру в старшей группее группе

Тема: «Космос»

Цель : продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызвать желание помочь им; закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной; закрепить навыки вырезания фигур нужной формы.

Оборудование: презентация «Космос», муз. «Гимн России», кисти, клей, ножницы, цветная бумага, фото детей.

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал и рассаживаются по стульчикам.

Восп .: дети, сегодня я предлагаю вам окунуться в бесконечность нашей вселенной. А для этого мы с вами вспомним какие планеты существуют в нашей галактике, кто был нашим первым космонавтом. Поэтому предлагаю прослушать небольшой рассказ.

Посмотрите на этих малышей – они с интересом смотрят в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь к звездам.

Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.

В космосе он увидел много разных планет, они крутились вокруг одной самой яркой планеты, которую называют Солнце.

Восп .: ребята, давайте вспомним, какие планеты есть в нашей солнечной системе.

Дети: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Плутон, Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн.

Восп .: Молодцы, все вспомнили. А еще космонавты увдели там звезды. Они так далеко находятся от нашей земли, что кажутся нам лишь маленькими точками.

Восп. : Сейчас Никита расскажет нам стихотворение о звездах.

Никита:

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор - Каждая звезда!

Восп. :Ребята, а вы знаете кто был первым космонавтом в России?

Дети : да, Ю. Гагарин.

Восп. : Правильно, это Юрий Гагарин.

А знаете ли вы, какие звери посетили первыми космос?

Дети: собаки.

Восп.: правильно, их звали Белка и Стрелка.

Звучит музыка, входит собачка «Белка»

Белка : здравствуйте, я слышала, что вы в космос собираетесь.

Восп. : да, собираемся.

Белка: а знаете ли вы, что в космос берут только подготовленных людей?

Восп.: знаем, только мы не знаем как нам подготовиться к полёту.

Белка : а я вам помогу. Давайте встанем в круг и сделаем зарядку.

Упражнение 1 . Бег по комнате - для разминки.

Упражнение 2 . Ходьба на носочках, на пяточках, ходьба по массажной дорожке (любой другой массажной поверхности – крупе, камушкам, карандашам и т.п.).

Упражнение 3. Тренируем вестибулярный аппарат (все как у настоящих космонавтов). Дети садятся на мячики и крутят попой в разные стороны.

Белка: молдцы, теперь вы готовы лететь в космос, вот только ракета то у вас есть?

Восп. : есть, только её надо достроить.

Белка : ну что ж, пойдемте достраивать, а то и мне уже захотелось поскорее отправиться с вами в косвос.

Ребята рассаживаются за столы с рабочим материалом.

Восп. : ну вот Белка, наша ракета готова.

Белка : ой какая красивая. Теперь я за вас спокойна. Остается пожелать вам счастливого пути, а я побегу к Стрелке и расскажу ей о том как вам помогла отправиться в космос. До свиданья!

Дети : До свиданья!

Восп.: ребята, в космос мы лететь готовы, но не совсем. Хороший космонавт перед полетом должен отдохнуть и подкрепиться хорошенько. Поэтому предлагаю для начала отправиться в группу чтобы еще раз отдохнуть перед полетом.