Василий Николаевич Бакшеев. Голубая весна. Детское художественное творчество по картине «Голубая весна» В. Н. Бакшеева

15.12.2015

Составление рассказа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Степахина Людмила Александровна, учитель –логопед МДОУ « Детский сад № 24 г.Рязани

План-конспект фронтального занятия по развитию речи с детьми логопедической подготовительной к школе группы.

Цель :

Организовать деятельность детей по формированию умений строить монологическое высказывание описательного типа.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний и представлений о понятиях характеризующих явления природы весной, обогащать речь детей новым познавательным содержанием;
  • уметь составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на образец, данный логопедом;
  • способствовать воспитанию интереса к речи; приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать; задавать вопросы и строить ответ) и монолога (умение излагать свои впечатления о картине грамматически правильно, связно, образно);
  • способствовать развитию памяти, внимания;
  • создавать условия для развития речемыслительной деятельности посредством специальных дидактических игр и упражнений;
  • -организовать практическую деятельность по овладению дошкольниками грамматически правильной диалогической и монологической речью;
  • - создать условия для деятельности детей по овладению обобщающими понятиями по заданной теме.

Ожидаемые результаты в виде целевых ориентиров:

Дети знают:

  • о структурных особенностях текста (начало, середина, конец);
  • об особенностях построения речевого высказывания в ситуации выражения своих мыслей, в процессе общения с педагогом, со сверстниками;
  • об изменениях, происходящих в неживой и живой природе весной (снег растаял, реки освободились от льда, земля становится суше; прибавляется день; ярко светит солнце, пробуждаются деревья, животные);

Дети умеют:

  • употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и познавательной ситуацией, связывать их по смыслу;
  • использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, вести диалог в соответствии с определенными правилами, умеют составлять описательный рассказ по картине в виде монологического высказывания;
  • устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; обобщать знания, выстраивать доказательства при описании природных явлений;
  • использовать свои знания об изменениях в природе при ответах на вопросы, в процессе рассуждений, при описании картины.

Оборудование: проектор, репродукция картины В.Бакшеева «Голубая весна»; опорные сигналы; ватман тонированный, смайлики; магнитная доска (фланелеграф)», «дерево оценок».

Предварительная работа: пополнение словаря, грамматических форм, организация наблюдений воспитателем, родителями; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

1. Орг. момент

Игра «Почемучка»

Я «Почемучка». Очень любознательная, люблю задавать вопросы. Сможете ответить на мои вопросы?

Почему весной тает снег?

Почему весной набухают почки? (Почему появляются насекомые? Почему бегут ручьи?...)

Решение речевой задачи. Мотивация к познавательной деятельности.

Вопросы к детям. Вовлечение их в познавательную деятельность

2. Объявл.

Вводная беседа: мы будем составлять рассказ о весне по картине. Выполнять речевые упр. Рисовать. Действовать сообща, вместе.

Слушание

Вводная беседа.

3. Упр. «Подбери слово»

К слову подобрать признаки весенней погоды (согласование сущ с прилаг).

Весна какая?

Радостная, дружная, ранняя, солнечная…

Солнце какое?

Яркое, теплое, ласковое

Небо какое?

Ясное, голубое, высокое

Воздух какой?

Теплый, душистый

(Почки на деревьях какие?- набухшие, смолистые

Трава какая?- прелая, пожухлая, местами зеленая…)

Речемыслительная деятельность

Вопросы (3-4) к детям

Комментирование.

4. Упр. «Нарисуем красками весеннее настроение»

Коллаж о весне из индивидуальных рисунков детей. Вопрос: «Какое настроение получилось?»

Выполнение задания стоя. Коллективная познавательная и продуктивная деятельность

Совместная познавательная и продуктивная деят-ть с детьми.

5. Показ картины В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Показ и рассматривание картины

Дети сидят на ковре перед экраном. Рассматривание картины.

Восприятие картины.

Показ картины ч/з проектор

6. Беседа по картине

Что вы видите на картине?

Какое время года изображено на картине?

Какое настроение вызывает у вас картина?

Придумайте название картины

Познавательно-исследовательская деятельность.

Рассуждения, ответы, детей

Вопросы к детям.

Комментирование.

Выражение своего отношения к картине.

7. Физминутка «Весну закликаем!»

Ау-ау, приди весна с радостью…

Повороты вправо-влево.


8. Рассказ-описание по картине

Картина Василия Николаевича Бакшеева «Голубая весна». Послушайте рассказ о ней: «Радостна весна в лесу!..»

Слушание рассказа. Рассматривание картины

Рассказ-описание по картине. Комментирование

9.Составление рассказов в группах.

Работа в 2-х группах (равных по интеллектуальным и речевым возможностям): коллективное обсуждение структуры рассказа по картине «Голуб. весна» с использованием картинок-символов (начало, середина, конец рассказа).

Помощь. Вопросы по структуре рассказа. Указания. Пояснения.

Инд помощь.

10.Рассказы детей по картине

Выступление рассказчика-представителя от группы

Познавательная деятельность. Общение детей со сверстниками.

Инд. помощь. Словесные указания, грамм. поправки. Оценка деятельности

11.Заключительная беседа с выводами

Какую картину мы рассматривали?

Как составляли рассказ в группах? Как рассказывали о картине? Поделитесь впечатлениями, выберите для себя смайлик.

Аналитическая деятельность.

12.Рефлексивная оценка

Дети оценивают свою деятельность с помощью «Дерева оценок»

Самооценка.

Совместная аналитическая деятельность.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

3. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ООО Изд. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.

4. Деятельность учителя-логопеда в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения/ под ред. К.А. Фокиной. - М.: Перспектива, 2013.

5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /авт-сост. Г.В. Чиркина. - М., 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Василий Николаевич Бакшеев
«Голубая весна»

Радостна весна в лесу! С каждым днем природа все больше и больше пробуждается ото сна. Лес наполнен теплым душистым воздухом; пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая травка, смолой пахнут набухшие почки. На переднем плане изображены березы. Причудливо переплетаются их верхушки на фоне голубого неба. Тонкие, бело-розовые веточки освещены ласковым солнцем. По земле от деревьев тянутся голубовато-лиловые тени. По влажной земле в ложбинке течет весенний ручеёк. Чуть поодаль, среди берез стоят веселые озорные елочки. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! …

Презентация к занятию во вложении (pptx, 1MB)

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

В.Н. Бакшеев

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16 г.Йошкар-Олы»

Конспект урока развития речи по русскому языку

6 класс

ПОДГОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ В.Н.БАКШЕЕВА

«ГОЛУБАЯ ВЕСНА»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Попова О.Б.

г.Йошкар-Ола

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить урок русского языка, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности: учитель русского языка на уроке должен осуществлять функциональный подход к изучению лингвистических явлений; организовывать систематическую работу по развитию речи и словарно-орфографическую работу, реализовывать принципы текстоцентризма , посредством познания языка приобщать школьников к русской и мировой культуре и др.

В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Проблема использования произведений живописи на уроках русского языка привлекала и привлекает внимание многих методистов, педагогов и психологов.

На большое значение работы по картине в развитии умственных способностей, активизации мышления детей указывали многие психологи.

Т.П. Головина писала: “Сюжетная картина с психологической точки зрения есть мыслительная проблема и работа с ней в какой-то мере помогает решить задачу организации проблемного обучения в школе”.

Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии детей, а при знакомстве ребенка с изображением предмета на картине пространственные отношения выступают в новой системе знаний.

В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь, способствует развитию логического мышления.

Произведения живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служат основой для осмысленного связного высказывания мыслей школьниками. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей, рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с новыми предметами, событиями, изображенными на нем, а значит, с новыми понятиями, при этом дети подбирают новые слова, выражения, чтобы перевести содержание картины на язык слова.

Подготовку к сочинению на конкретную тему можно организовать таким образом, чтобы сам процесс этой работы оказал влияние на речевое развитие учащихся, на формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы ученик умел высказываться на любую тему, заданную ему.

Чтобы правильно организовать подготовку к сочинению, учитель должен видеть связь этой работы с единой системой развития речи учащихся. В основе этой системы лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Важнейшая часть работы по подготовке к сочинению – это обогащение словаря учащихся, этот процесс происходит в течение всей нашей жизни и существенно влияет на то, как мы умеем правильно и красиво писать и говорить, понимать и объяснять то, о чем ты читаешь или слышишь.

Большую роль в совершенствовании речи учащихся играет словарная работа, организованная по тематическому принципу.

Работая с картиной, нужно организовать все так, чтобы дети видели художественные достоинства этого полотна, можно их познакомить с такими понятиями, как холодные и теплые цвета, тон, колорит, свет, композиция, передний и задний план картины, учитель говорит о том, что цвета имеют большое значение в раскрытии замысла художника.

Чтобы дети правильно и уместно использовали эти слова в своих работах, они должны не только правильно писать эти слова, но и знать их значение, сферу их употребления. Опыт этот накапливается постепенно в процессе работы над упражнениями по развитию связной речи учащихся во всех классах.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной: исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, учитель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения

предыдущего материала, состава класса и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

Тема: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

Задача урока: Войти в мир художественного произведения, почувствовать картину,понять её.

Цели урока:

Обучающая : подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине,

помочь понять содержание картины и средства выражения замысла

художника;

активизировать лексику «Описание природы (весна, пробуждение

природы)»;

ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины:

живопись, пейзаж, колорит, композиция картины (задний, передний,

центральный план картины).

Развивающая : развить способности к анализу выразительных средств

пейзажной живописи и композиционного построения картины.

Воспитывающая: воспитать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы; показать красоту и привить любовь к классической музыке.

Метод обучения : индуктивно-дедуктивный.

Оборудование : карточки, репродукция картины В.Н.Бакшеева «Голубая весна», портрет художника Бакшеева, проектор, магнитофон.

Список литературы :

1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

ПросвещениеД985. -128 с.

2. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

З.Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

4. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.: «Нар.асвета», 1970. - 88с.

План урока :

1.Организационный момент. 2.Домашнее задание. З.Проверка домашнего задания. 4.Словарная работа. Б.Сведения о художнике. 6.Работа с текстом.

7. Работа с картиной.

8.Составление плана.

9.Подведение итогов.

Ход урока :

Эпиграф:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В нейесть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

1. Организационный момент.

- Добрый день! Сегодня наш урок будет посвящен подготовке к сочинению-описанию по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна».

2. Домашнее задание.

Дома вы напишите сочинение по картине на листах с репродукцией

картины.

- Запишите число, классная работа, тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

- Дома вы подготовили сочинения-миниатюры с описанием природы.

( Заслушать 2-3 сочинения.)

    Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

    Человек неразрывно связан с природой, он часть её. Эпиграфом к нашему уроку являются слова замечательного русского поэта Ф.И.Тютчева. Прочитайте его (1 ученик):

Цель нашего урока - познакомиться с творчеством художника В.Н.Бакшеева, особенной манерой его письма, создать свое собственное художественное произведение - сочинение по картине.

Жанр живописи (Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок), в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от франц. - paygag - природа).

Наша с вами задача войти в мир художественного произведения, почувствовать картину, понять её.

- Самое великое, гениальное произведение мертво если нет диалога с ним.
Каждый человек картину видит по-своему. И первый эмоциональный толчок к восприятию картины дает колорит

( Колорит - соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета) - тропинка к картине.

4. Словарная работа:

- Вы уже встречались с искусствоведческими терминами ЖИВОПИСЬ,
ПЕЙЗАЖ, КОЛОРИТ,
давайте запишем их значения.

5.0 художнике.

- Василий Николаевич Бакшеев - русский художник XX века. Он известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Василий Николаевич прожил сравнительно долгую жизнь- 96 лет. Возможно помогло ему в этом стремление постоянно бывать на природе, которую он тонко чувствовал и бесконечно любил. Пейзаж занимает главенствующее место в творчестве живописца.

- Работая с живописным пейзажем, мы можем говорить о том, что, как у поэта картины природы связаны с их раздумьями о родине, так и живописный пейзаж передаёт отношение художника к родной природе.

- А вот какие чувства были у самого художника Бакшеева, когда он писал эту картину.

6.Работа с текстом. (У каждого ученика на парте текст)

Весна. Когда нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом; пахло прелым листом, кое-где пробивалась зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные, с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы! В.Н.Бакшеев.

а) Прочитайте текст про себя, озаглавьте, подготовьтесь к выразительному чтению.

б) Прочитайте текст (1 ученик).

в) 0 чем этот текст? Какова его тема? (О природе. Весна)

г) Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор? (Основная мысль - «Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!». Показать красоту русской весенней природы)

д) Как можно озаглавить текст? («Весна». «Пробуждение природы»)

е) К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

ж) В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле речи, т.к. автор создает образ природы)

з) Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции)

Какие же языковые средства помогают создать образ весенней природы в тексте:

а) Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные)

б) Какие разряды прилагательных вам известны?

Выпишите прилагательные с существительными, к которым они относятся, определите их разряд.

Прилагательных какого разряда больше? Почему? (Качественных. Они более ярко, выразительно характеризуют явления, признаки, предметы) в) Объясните правописание сложных прилагательных, встречающихся в тесте.

г) Какие средства выразительности создают яркий образ весны? (Эпитеты, олицетворения)

Обратимся к синтаксическому построению текста.

а) Какие синтаксические конструкции использует автор? (Простые и сложные предложения. Восклицательное предложение)

б)3ачитайте примеры сложных предложений.

- Понравился вам текст? Чем?

- На уроках литературы мы с вами изучали творчество русских поэтов, которые в своих стихах описывали весну. Какие вы стихи знаете о весне (2-3 ученика)

    Итак, мы заочно, с помощью данного текста, познакомились с живописью В.Н.Бакшеева, а теперь обратимся к картине, по которой мы будем писать сочинение.

7. Работа с картиной В .Н.Бакшеева «Голубая весна».

(В работе с к артиной основной деятельностью является создание черновых набросков, миниатюр, наподобие тех, что были домашним заданием при подготовке к этому уроку)

а) Рассматривание картины.

б) Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

в) Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину

г) Закройте глаза. Какой цвет стоит перед глазами? (Голубой -цвет радости, света, высоты, нежности...)

д) Удалось ли художнику передать красоту наступающей весны?

- Да, действительно, художнику удалось передать красоту наступающей весны.

Наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам всегда было источником творчества писателей и поэтов, художников и композиторов.

А вот как изобразил наступление весны поэт Н.Рыленков в стихотворении « B се в тающей дымке...» (Звучит музыка. П.И.Чайковского «Времена года». «Весна».)

Все в тающей дымке

- Холмы, перелески...

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озёра,

И всё ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

8. Работа с черновиком - создание миниатюр зарисовок на основе вопросов.

а)3апишите, что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающей весны вы видите? (Работа выполняется самостоятельно с последующим чтением созданных речевых фрагментов).

б) В чем особенность построения картины, ее композиции?

Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на картину В.Н.Бакшеева «Голубая весна»?

в) Работа по вариантам:

1 В. Каким изобразил художник небо? (Голубое, светлое, высокое, манящее)

2 В. Какими изобразил деревья, кустарники? (Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, набухшие почки на ветках деревьев, но листьев еще нет)

ЗВ.Как изобразил Бакшеев пробуждение земли? (пробуждается земля, пробивается молодая травка)

г)Колорит картины.

Какие цвета использовал художник для описания весны?

д)Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства (письменно).

е)Обобщение.

Действительно, «Голубая весна» чудная картина, пробуждающейся природы. Бакшеев запечатлел то трепетное состояние природы, когда снег уже сошел, почки на ветках набухли, но листьев еще нет. Тонкие стволы березового молодняка, ажурное кружево ветвей, сочетание белого и голубого создают ощущение удивительной легкости. Чудится, что ты сам вдыхаешь свежий весенний воздух и сквозь переплетения веток любуешься голубизной небес. Хочется еще раз вернуться к мысли поэта Н.Рыленкова о родной природе: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться...»

9. Составление плана.

( памятка к составлению плана у каждого ученика на парте)

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план:

1. В.Н.Бакшеев - художник-пейзажит.

2. Весна в изображении художника (небо, трава, деревья, кусты, тени)

3. Особенности композиции (передний план, задний план, центральный

план)

4. Колорит картины.

5. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

10.Подведение итогов.

«Пейзаж- портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение». В.Н.Бакшееву пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6 класс

Тема урока: «Сочинение по картине В.Н.Бакшеева «Голубая весна»

Тип урока: развитие речи

Деятельность учителя

1.Ф ормирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости ; в нут ренней позиции : положительное отношение к школе, мотивация к творческому труду и работе на результат . 2.Организация по подготовке к написанию сочинения: -информационная справка о художнике. -работа над искусствоведческими терминами. -работа над стилистическим и синтаксическим анализом текста. -выразительное чтение поэтических произведений.

Список использованной литературы :

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы.- 3-е изд., испр.и доп.- М.: Мнемозина, 1999.

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картины и иллюстрации на уроках

литературы: Из опыта работы в 4-10 кл. Пособие для учителя. - М.:

ПросвещениеД985. -128 с.

4. Головина Т. П. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для ст-тов дефектологических факультетов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1989. - 110 с.

5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27

6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. - М.: Просвещение,1992. -192 с.

7. Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка.- М.:АзбуковникД997.- 944 с.

8. Элентух И.Б. Как смотреть картину. (Детям о прекрасном.). - Мн.:

«Нар.асвета», 1970. - 88с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 1.http://school-collection.edu.ru/, тесты по русскому языку

2.http:// likbez.shb.ru, электронные пособия по русскому языку для школьников 11.http://learning-russian.gramota.ru,

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «русский язык»

3.http//www.gramota.ru в распоряжении педагогов и школьников.


Василий Николаевич Бакшеев (1862 – 1957)

Картины Василия Николаевича Бакшеева (1862 - 1957 гг.) привлекают к себе своей особой ясной тишиной, светлым взглядом на мир, душевной чистотой. Ровесник и соученик Левитана, проживший долгую и счастливую творческую жизнь, он обращался к бытовому и портретному жанрам, но предпочтение отдавал пейзажу, воссоздавая сложные и трепетные краски природы.

Художник пейзажист и жанрист. Родился в 1862 г. в Москве. Учился с 1878 по 1888 гг.

Бакшеев прекрасный мастер письма на открытом воздухе. Палитра его сдержанна, но это не мешает ему передавать тончайшие, неповторимые оттенки и переходы тонов. Пейзажи Бакшеева привлекают своей особой тишиной, духовной чистотой.

Русский художник Василий Бакшеев писал пейзажи и картины бытового жанра. Он учился в Московском училище живописи у самых знаменитых мастеров пейзажа второй половины XIX века - Алексея Саврасова, автора картины «Грачи прилетели», и Василия Поленова - «Московский дворик». И научился у них не только искусству живописи, но любви к русской природе.

Из всех времён года Бакшеев больше всего любил весну и изображал в своих пейзажах самые лучшие, самые светлые моменты пробуждения природы после зимнего сна. Вот картина «Голубая весна». Понятно, почему художник дал ей такое название - голубой цвет играет здесь главную роль. Яркое небо постепенно светлеет вдалеке, а белоснежные стволы берёз как будто растворяются в туманной дымке и кажутся нежно-розовыми. Снег уже растаял, земля подсохла. Тропинка между деревьев уходит вдаль. Она начинается прямо от края картины, художник будто приглашает нас прогуляться по весеннему приветливому лесу, подышать чистым воздухом.

Такой же приём с дорогой, уводящей внутрь пейзажа, Бакшеев использует и в другой картине - «В начале весны». Здесь ещё больше красок и оттенков: на почве перемешаны коричневый, зелёный, жёлтый, синий, бежевый цвета. На первом плане красуется тёмно-зелёная разлапистая ель, а ветви берёз переливаются оттенками розового и сиреневого. Вдалеке, если присмотреться, можно увидеть деревню, к которой ведёт дорога.

Летние пейзажи у Бакшеева тоже есть. Например, картина «Жатва». Это одновременно и пейзаж, и бытовой жанр. Сейчас урожай зерна собирают машины, а в конце XIX века, когда была написана картина, это делали крестьяне вручную, срезая колосья специальными большими полукруглыми ножами - серпами.

Бытовые картины Бакшеева рассказывают про самую обычную жизнь. Вот закончили серьёзный разговор отец и его взрослая дочь - картина «Житейская ссора», в которой можно рассмотреть интерьер городской квартиры конца XIX века - самовар, лампу под зелёным абажуром, вышитые скатерти. Вот семья собралась за обедом, и девочка угощает собачку, примостившуюся под столом. Бакшеев - хороший рассказчик, и, глядя на его картины, можно живо представить, какой была жизнь сто лет назад.