Литературно-музыкальная композиция «Колосок» в рамках проекта «Хлеб — всему голова» с участием родителей. Литературно-музыкальная композиция "хлеб - всему голова"

Чудо земли – хлеб!

Классный час – праздник

Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.

Сценарий праздника

Под звуки песни «Русское поле» (сова И. Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души.

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Вручают хлеб-соль гостям праздника.

Ведущий. Сегодня ребята пригласили вас к себе в гости. И, как принято у нас, для гостей – лучшие места. (Гости рассаживаются). А собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли – хлебе. Угадайте, кто начнет наш разговор.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стрелы позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колосок)

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнешь его в ладони –

Золотым зерном набит.

(Колосок)

Был крупинкой золотой –

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.

(Колосок)

Золотист он

В ста карманах –

Сто ребят.

(Колосок)

Ведущий. Молодцы, правильно отгадали.

Входят дети в костюмах колосков.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

С. Погореловский

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришел ты к людям, хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски).

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлебы была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущий. Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Незаметно входит Голод.

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же мне с этим справиться? Позову-ка я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братцев Ветров – суховеев на подмогу зови!

Вбегают Засуха и Ветры-суховеи.

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. Ребята, спасем Колоски! Им срочно нужна влага. Нам нужно принести сюда как можно больше воды из озера.

Проводится игра «Не пролей воду». На середине зала на стуле стоит миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть из миски воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит рядом с Колосками. Тоже самое делают Ветры-суховеи и Засуха, только они носят воду из миски в другой стакан. В чьем стакане окажется больше воды, тот и победитель.

Колоски. Спасибо, ребята, напоили вы нас, спасли от верной гибели.

Засуха и Ветры-суховеи убегают .

Голод. Рано благодарите! Эй, Морозы лютые, спешите ко мне на помощь! Заморозьте Колоски!

Вбегают Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Морозы. Давайте померяемся с вами силой! Если мы перетянем канат, то заморозим Колоски!

Проводится игра в перетягивание каната. Ребята побеждают.

Голод и Морозы незаметно уходят.

Ведущий. Куда же они делись?

Колосок 1-й. Пока люди трудятся, растят хлеб, Голод им не страшен, вот он и убежал вместе со своими друзьями. Спасибо, ребята, спасли вы нас и от Морозов злых.

Ведущий. Много труда вкладывают люди, прежде чем душистый хлеб придет к нам на стол. С любовью растят золотые колосья, берегут от морозов и засухи.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Ведущий. С древности люди почитали хлеб. Давайте совершим воображаемую экскурсию в прошлое. Я думаю, что Колоски нам в этом помогут.

Колосок 5-й. С радостью! Сначала давайте отправимся в Египет. Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

Колосок 6-й. Искусству выпекать хлеб из сброженного хлеба египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. С те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Колосок 1-й. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

Колосок 2-й. В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 3-й. С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 1-й. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба.

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Р. Рождественский

Дети поют первый куплет с припевом песни «Корочка хлеба» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова):

Даже не верится, что когда-то

На поле, сожженном огнем батарей,

Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Корочка хлеба,

Хлебная крошка.

Что это –

Много или немножко?

Корочка хлеба,

Хлебная крошка…

Колосок 4-й. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Колосок 5-й.

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба Аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

Колосок 6-й.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

И растоптал. И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я…

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

Ведущий. Да, к хлебу нужно относится с большим уважением. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Инсценировка ведется по сказке Г.Х. Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб».

Ученик. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еще совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

Ученик. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

Ученик. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

Ученик. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

Ученик. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи Болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

Ученик. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

Ученик.Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

Ученик. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать Инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

Ученик. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне,» - думала Инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

Ученик. Но однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

Ученик. Слова эти дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И в тот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери Инге.

Ведущий. Поняли вы сказку?

Дети (примерные ответы детей ). Конечно поняли. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относится к нему с уважением.

Ведущий. Да. Хлеб у всех народов – это вечный символ жизни, символ благополучия. Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети называют известные им пословицы. Предлагаем некоторые из них: «Калач приестся, а хлеб никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба – худая беседа».

Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. Приводим примерные ответы детей. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем. Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

Учитель. Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок.

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

В.Орлов

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь, -

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

Дети исполняют песню «Расти, колосок» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова):

Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Зеленый росток.

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Он вместе с близнецами так быстро станет взрослым.

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери. Как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет.

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Н.Аникеева

Ведущий. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

Воспитательский час

литературно – музыкальная композиция

«ХЛЕБ – ВСЕЙ ЖИЗНИ ГОЛОВА»

Цель: Рассказать о хлебе – продукте номер один. Учить бережливому, разумному отношению к нашей святыне - хлебу. Рассказать об истории хлеба, о современных способах его возделывания.

Оборудование: Картины о хлебе, хлебобулочные изделия, книжная выставка, мультимедиапроектор, презентация «Что такое хлеб».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Актуализация темы.

Воспитатель: (демонстрация слайдов с загадками)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.

Что это? (хлеб)

Так о чем сегодня на занятии будем говорить?

Кто определит тему нашего занятия?

Что мы сегодня узнаем о хлебе?

Итак, мы определили тему “Хлеб – все жизни голова”

Определили цель

    узнаем кто производит хлеб, и поговорим о том, как нужно относиться к хлебу.

"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко."

(работа по слайдам).

А сейчас я хочу вам рассказать историю возникновения хлеба на Руси. Демонстрация слайдов.
Хлеб - один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой. Потомки такого раннего хлеба изготавливаются в настоящее время из различной крупы по всему миру, например, мексиканская тортилья, индийский чапати, китайский poa ping, шотландская овсяная лепешка, североамериканская кукурузная лепешка и эфиопская инжера. Такой хлеб в виде лепешки стал основой пищи многих древних цивилизаций: шумеры ели ячменные лепешки, а в XII веке до н. э. египтяне могли купить в палатках на улицах деревень лепешки, которые назывались та.
Считается, что хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте в связи с местными благоприятными условиями для роста пшеницы, а для приготовления такого хлеба потребовалось вывести сорт пшеницы, обладающий двумя новыми свойствами. Первое улучшение, сделанное к началу египетских Династий, состояло в том, чтобы найти и выращивать пшеницу, которую можно было бы молотить без предварительной сушки на огне. Находка сорта пшеницы, содержащего достаточно много клейковиновых протеинов, стало вторым открытием, которое помогло появлению дрожжевого хлеба. Считается, что первоначально дрожжевое тесто стало использоваться в XVII веке до н. э., но пшеница, из которой можно было делать такое тесто, встречалась очень редко. Вывод о недостатке такой пшеницы был сделан на основе данных о том, что такая пшеница практически не привозилась в Древнюю Грецию до IV века до н. э. несмотря на отлаженные торговые связи между Египтом и Грецией, существовавшие к тому времени уже 300 лет.
Для первых видов хлеба было много способов заквашивания теста. Можно было использовать в качестве дрожжей бактерии, имеющиеся в воздухе. Для это нужно было только оставить тесто на открытом воздухе на какое-то время перед выпечкой. Плиний Старший писал, что галлы и иберийцы использовали снятую с пива пену, чтобы делать «более светлый хлеб, чем [делали] другие народы». В тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли забродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным методом было оставить кусок теста при приготовлении хлеба и использовать его на следующий день в качестве источника брожения . Даже в древнем мире существовало очень много разнообразных видов хлеба. В своем сочинении «Пир мудрецов» древнегреческий автор Афиней описывает некоторые виды хлеба, пирожных, печенья и другой выпечки, приготавливавшейся в античности. Среди сортов хлеба упоминаются лепешки, медовый хлеб, буханки в форме гриба, посыпанные маковыми зернами, и особое военное блюдо - хлебные завитки, запеченые на вертеле. Тип и качество муки, использовавшейся для приготовления хлеба, также могло различаться. Как отмечал Дифил, «хлеб, сделанный из пшеницы, по сравнению с тем, что сделан из ячменя, более питательный, легче усваивается, и всегда лучшего качества. В порядке достоинства, хлеб, сделанный из очищенной [хорошо просеяной] муки является первым, после него - хлеб из обычной пшеницы, а затем хлеб, сделанный из непросеяной муки.»
В средневековой Европе хлеб служил не только как основа пищи, но и как часть сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски черствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».
Нарезанный хлеб стал популярен в магазинах многих странОтто Фредерик Роведдер считается изобретателем хлеба в нарезке. В 1912 Роведдер начал работать над машиной, которая бы умела нарезать хлеб, но пекарни очень неохотно использовали такие машины, поскольку считали, что хлеб в нарезке быстрее зачерствеет. Лишь после 1928, когда Роведдер изобрел машину, которая нарезала и сразу заворачивала хлеб в упаковку, хлеб в нарезке стал популярным. Пекарня в Чилликоте, Миссури была первой, использовавшей эту машину для изготовления хлеба в нарезке. На протяжении поколений белый хлеб считался предпочтительным для богатых, тогда как беднота ела серый и черный хлеб. Однако, в XX веке предпочтения стали обратными - серый и черный хлеб стали есть больше из-за более высокой питательной ценности, тогда как белый хлеб стал ассоциироваться с игнорированием питательности, что считалось присущим низшему классу.

Ученик:

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе,- оберегай!

Не кроши его!

Священен он!

Если с хлебом-

Ты уже силен.

Хлеб – источник радости, добра;

Золота дороже, серебра.

Если в поле колос

В полный рост –

Доберешься до Луны,

До звезд.

Хлебом кормиться весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

Воспитатель: А теперь ребята я хочу, чтоб вы вспомнили пословицы и поговорки о хлебе. (Показ слайда)

Ученица: Славиться он первый на земле,

Славиться он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи.

Перед гостями он лежит парной.

Ситный, белый. Черный и ржаной –

Круто жизнь замешена на хлебе.

Воспитатель: Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную и восторгаются этим, что в общем - то справедливо, но о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать.

Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок – выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник.

Хлебные кусочки можно видеть везде: на полу в столовой. На тротуаре. В подъездах домов. На территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом. Неуважительно относятся к хлебу не только некоторые дети, но даже и взрослые.

Ученик: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

Земле, на которой родился и рос.

Воспитатель: Как быть с выброшенным хлебным ломтиком? Неужели мы не в силах навести тут порядок? Прежде всего, надо всем стараться избегать оставлять несъеденный хлеб. А если хлеб остался, то надо использовать его по – хозяйски – в дело. (демонстрация слайда с рецептами).

Ученик: Ребята! Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом. Проникнитесь глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты ни встретил их, поклонись низко!

Ученица: Есть пословица в народе

«Хлеб на стол, и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

Включается запись песни «Золотое зернышко» сл. П. Синявского муз. Ю. Чичкова.

Воспитатель: читает рассказ “Хлеб святой” И. Сенченко.

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:

Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…

А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.

Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.

Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…

Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.

Викторина . – А сейчас проведем небольшую викторину.

Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)

Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).

Внимание! Конкурс! (по 2 человека, 3 группы).

На столе лежат карточки с названиями продуктов: мука, вода, молоко, дрожжи, соль, сахар, яйца, масло, перец, лук.

Выберете из них те, которые используют при замешивании теста для хлеба и наклейте их на лист бумаги.

(Мука, вода или молоко, дрожжи, соль, сахар, яйцо, масло).

- Прочитайте правила. С ними вы уже знакомы.

1. Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб – наша радость, им не сори!

2. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе!

3. Жалеть надо хлебную крошку.

Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый, черный. В чем дело?

(Белый хлеб пекут из пшеничной муки, черный - из ржаной).

Какие предприятия в нашем районе участвуют в производстве хлеба? (хлебозавод).

Что производит хлебозавод?,

Кондитерская фабрика? (ответы детей, показ продукции).

Мы видим малую долю того, что производят эти предприятия.

Когда за столом вы, ребята сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург - народ.

Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

Ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в этом зернышке вложено труда,

Знает только солнышко, ветер а вода.

Перед ним на цыпочках тракторист шагал.

В сеялки и бороны трактор запрягал,

Перед ним, малюсеньким.

Крошечным зерном, долго думу трудную

Думал агроном… (Г. Граубин)

Звучит мелодия песни «Поле, русское поле» (муз. Я Френкеля.)

Ученик: Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжелая работа!

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека? Давайте помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик : Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай!
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!

Ученик : Если мы хотим кого - то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!

(ученик подносит гостям вкусный каравай хлеба на рушнике).

Демонстрация слайдов.

Воспитатель: Вот и завершился наш с вами час. Сегодня мы с вами проделали большую работу. А кто мне скажет, что нового он узнал? Ребята «по цепочке» начинают делиться своими знаниями. Когда все выскажутся воспитатель подводит итог сказанному.

Классный час – праздник

«Хлеб – всему голова»

Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и труду землепашца, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим, научить ценить труд людей от земли.

Подготовить: текст пригласительных билетов; написать лозунги, нарисовать плакаты для оформления помещения; оформить выставку репродукций – картин на тему «Слава тем, кто хлеб растил»; Оформить подборку «Пословицы и поговорки о хлебе и хлебопашцах»; оформить выставку хлебобулочных изделий; подготовить «колоски»

(эмблемы) участникам праздника; пригласить на праздник гостей: представителей тружеников сельского хозяйства, учителей, родителей, ребят из подшефного детского сада, попросить их подготовить рассказ о памятных случаях в своей жизни, связанные с хлебом.

Оформление сцены и зала. На сцене стол с караваем и колосьями. На стене – лозунги и плакаты: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил», «Хлеб миллионов работников труд. Хлеб береги, как жизнь берегут», «Я внук хлебороба, я сын хлебороба, а завтра я сам хлебороб». На видном месте у входа подборка пословиц и поговорок о хлебе:

    Хлеб от земли, сила от хлеба.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Колос к колоску – целый сноп.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родиться.

    Кто любит труд, того и люди чтут.

    Землю красит солнце, а человека – труд.

Рядом с пословицами выставка репродукций картин художников по теме, выставка хлебобулочных изделий.

Дети встречают гостей у входа в зал, вручают им эмблемы праздника – колоски. Классный руководитель представляет гостей. Затем учитель истории рассказывает об истории хлеба, о древних и современных способах его возделывания, об исследовательских работах в области сельского хозяйства с использованием презентации, ИКТ. Далее – литературно – музыкальная композиция.

На сцену выходят двое ведущих в национальных костюмах с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы, а также чтецы.

1 ведущий : (читает стихотворение чувашского поэта В. Давыдова – Анатри «Хлеб»).

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе - Оберегай.

Не кроши его!

Священ он

Если с хлебом –

Ты уже силён.

Хлеб – источник

Радости, добра;

Золота дороже,

Если в поле колос в полный рост –

Доберёшься до Луны,

До звёзд.

Хлебом кормиться

Весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

2 ведущий вручает каравай гостям :

Слава миру на Земле!

Дети: Слава!

Вед: Слава хлебу на столе!

Дети: Слава!

(В зале дети поднимают колоски пшеницы – эмблемы).

1 чтец:

У народа есть слова:

Хлеб всей жизни голова.

2 чтец:

«Хлеб - всему голова» -

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб - всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб - всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему.

Хлеб - всему голова.

3 чтец:

Славится он первый на земле,

Славится он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной –

Круто жизнь замешана на хлебе.

4 чтец:

К хлебу всё имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

5 чтец:

Есть пословица в народе

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда..

6 чтец (читает наизусть рассказ Н. Сенченко «Хлеб святой») – смотри книгу Ухъянкина С. П., Павлова И. В. «Уроки хлеба». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- с. 131.

7 чтец:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким,

Крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном…

8 чтец:

Положит в землю Человек зерно.

Прольётся дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И Человек их с поля уберёт.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

Зато великодушней не найдёшь,

Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:

Свои ломти от щедрой доброты

Уступят малышам таким, как ты.

9 чтец:

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

(Звучит песня «Поле, русское поле» - муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф).

1 вед:

Хлеб и хлебороб ценились всегда и везде.

(Выходит богатырь – землепашец в старинном крестьянском костюме. На плече у него макет «сошки кленовой»).

2 вед:

Ай, же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут, Как величают по отчеству?

Богатырь - землепашец 1:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру, да пива наварю, Пива наварю, да мужиков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

(На «коне» выезжает другой богатырь ).

1 вед:

Ты чей такой дородный добрый молодец,

Тебя как–то молодца зовут по имени,

Величают удалого да по отчеству?

Богатырь 2:

Есть я со славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Ай, по имени меня зовут Илья Муромец,

По отцу – то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

2 вед:

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдёт речь на нашем празднике.

(На сцене появляются «первобытные» люди. Примитивной мотыгой обрабатывают они землю и как результат скудный урожай зерна и много кропотливого труда ).

1 вед:

Каравай хлеба не свалится с неба.

2 вед:

Хлеб потом даётся.

1 вед:

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

2 вед:

Крестьянскими руками хлеб всем добывается.

1 вед:

Хлеб сегодня на земле – завтра на столе.

2 вед:

Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба.

1 вед:

Где хлебно и тепло, там и жить добро.

Вслед за ними выходят греческие народные сказители – аэды с кифарами в руках. Они нараспев рассказывают миф о богине плодородия Деметре.

Далее на сцене появляются дети с колосками – это «золотое поле пшеницы». В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, и кажется, что ветер колышется над полем. Гости, дети из детского сада, исполняют танец колосков).


(И вот на «поле» появляется комбайн – это ребята старшеклассники, держа над собой изображение машины, вертя ножи комбайна, сделанные из легких реек, ножи оклеены фольгой. Затем ребята выносят «чашу изобилия», наполненную овощами, фруктами, украшенную колосьями хлебных злаков.

Звучит «Гимн хлебу» - сл. В Бокова, муз. А Тумашева.

Выходит празднично украшенная колонна детей, впереди идёт Урожай. На нём жёлтый костюм, украшенный васильками, подпоясан он сплетёнными колосками пшеницы. За Урожаем на импровизированной телеге движется «сноп», перевязанный цветной лентой. От него идут другие цветные ленты, концы которых держат девочки с венками из колосьев на головах. Замыкает шествие хор. Девочки и мальчики в народных костюмах. В руках у них макеты сельскохозяйственных орудий: серпы, косы, грабли. Также с другой стороны сцены выходят дети в костюмах хлебных злаков. Вместе с ними на сцену поднимается учитель биологии и представляет презентацию о разнообразии зерновых культур, вместе с ним выступают дети.).

Пшеница:

Дайте выступить пшенице,

Той, что в поле колосится.

Посмотрите на зерно,

Вот каким взросло оно!

Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится,

Если сразу всё зерно

В место высыпать одно,

Можно в звёздные миры

Заглянуть с такой горы.

Рожь:

Самая выносливая из всех хлебных злаков это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь не только хлеб, но и спирт, и крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают маты для парникового хозяйства, используют солому ржи и как сырё для производства бумаги, строительных плит, пластмассы.

Кукуруза:

Я крупа и маргарин, я мука и желатин,

Каучук и ацетон, и тройной одеколон.

Я резина и асбест, киноплёнка, майонез,

Я вискоза и крахмал, и любой материал!

Я крупяное и хлебное растение.

Моя мука в смеси с пшеницей даёт отличный хлеб! Я незаменимый корм для животных, прекрасное сырьё для пива и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Просо:

Просо – главная крупяная культура. Я очень полезна.

Вкусны, например, блины из моей муки. Пшено – хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

Я кормилец Востока. 200 млн. га на пяти континентах заняты рисом. Рис кормит половину человечества. Для многих народов рис- одна из древних культур и основа национальных блюд. Из риса получают крахмал, спирт, пудру. Солома идёт на корм животным, на получение бумаги и различных промтоварных изделий.

Дети из хора:

1 .Слава тем, кто потрудился

Над кормилицей – землёй,

Кто не трутнем в мир явился,

А работницей – пчелой!

2 .Знать решили мы недаром:

Хлеборобы – мастера.

Чтоб ломились все амбары

От добытого добра,

Убирай урожай!

Да нагружай, нагружай!

3 .Да нагружай – наступили сроки.

Эй, урожай наш, урожай, урожай высокий!

Обмолотим всё как нужно,

Ни зерна не пропадёт!

Потому что очень дружный

И надёжный мы народ.

(Звучит «Урожайная» И. Дунаевского).

Дети (поют хором):

Как мы осенью собрали

Небывалый урожай.

И на праздник урожая

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

(Девочки в народных костюмах выносят каравай хлеба и угощают всех гостей).

4 . Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дети (хором):

Ура караваю!!!

1 вед:

А теперь потешат вас

Хлебные изделия.

(Выбегает Булка с маком, поёт и танцует под русскую народную мелодию).

Булка :

У меня подружки –

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

(Выбегают Ватрушки, поют и танцуют под чувашскую народную мелодию).

Ватрушки:

Мы весёлые ватрушки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

(Подбоченившись выходят Бублики и Калачи, танцуют, читая речитатив под рэп).

Бублики и Калачи:

А мы только из печи –

Бублики и калачи…

(За сценой слышно, как кто-то поёт басом).

2 вед:

Это кто поёт там басом?

(Выходит бочонок с квасом).

А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

(Бочонок кружится под вальсовую музыку).

Печенье :

Сделайте одолженье –

Съешьте печенье.

Пирожное :

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

Торт :

Я – торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

(«Хлебобулочные изделия» исполняют коллективный танец – хороводную).

1 вед:

А теперь мы повторим,

Чтоб вы не забыли:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

2 вед:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

Все (хором):

Слава! Слава! Слава!

Известному полеводу Т. С. Мальцеву принадлежат слова: «Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную. И восторгаются этим, что, в общем-то, справедливо. А вот о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать».

Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок -и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице. Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.

Классный руководитель:

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

(Звучит песня «Родимая земля, дороже нет земли»)

Как быть с выброшенным ломтиком? Неужели мы не в силах навести порядок? Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его

по-хозяйски – в дело.

Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их, поклонись низко в знак уважения.

(Представление гостя – труженика села. Он расскажет свою трудовую биографию и истории о хлебе из его жизни).

Главный итог везде и во всём – итог труда. Итог труда хлебороба – зерно, хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – всегда радость. Большой хлеб, богатый урожай – радость вдвойне.

На фоне тихой музыки звучат слова:

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Мини – проект: составление памятки, выполнение проекта плаката о бережном отношении к хлебу. Групповая работа, защита своих проектов).

Викторина:

    Назови известные тебе зерновые культуры.

    Когда производят их посадку?

    Что такое озимые?

    Перечисли старинные орудия труда.

    Перечисли современные сельскохозяйственные машины.

    Какие ты знаешь марки тракторов?

    Кто их делает?

    Какие марки комбайнов ты знаешь?

    Кто их делает?

    Назови профессию человека, работающего на тракторе.

    Назови профессию человека, работающего на комбайне.

    Когда в России появился первый комбайн и кто его изобрёл?

    Как по легенде звали древнего чувашского богатыря – землепашца?

    Кого называют хлеборобом? Почему?

    Кто выпекает хлебобулочные изделия?

    Назовите известные вам сказки о хлебных изделиях?

    Какое хлебобулочное изделие можно встретить на проводах зимы – Масленице?

    Почему блин круглой формы?

    Почему у печеного хлеба образуется корочка?

    Назови антоним к прилагательному в словосочетании «свежий хлеб»

    Почему хлеб черствеет?

    Что можно приготовить из чёрствых корок?

    Из чего пекут каравай?

    Как получается мука?

    Где её делали раньше?

    Как называется хранилище зерна?

    Где хранили зерно в старину?

    Расскажи, как пекут хлеб.

    Назови известных ученых, преобразователей земли.

    Где можно познакомиться поближе с выдающимися достижениями сельского хозяйства?

    Назови известные тебе народные пословицы и поговорки о хлебе и хлеборобах.

Участникам за правильные ответы раздают сушки, которые подвешивают в связки на шею участникам. Победитель тот, кто сумеет набрать их больше всего. Ему вручается поощрительный приз – сладкий пирог. классного часа начинается с... на учеников. Потом хватается за голову . 6: Можно выйти? У: ... деду... (Высвечивается кусок хлеба в 125 г.) Песня...

  • Классный час

    Весе. 7. У меня часто кружится голова . 8. В настоящее время я курю... будни, ни в праздники . Высокие пищевые... ХОД КЛАССНОГО ЧАСА I. Целевая установка – Сегодня классный час мы проведем... йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. ... со всеми понятными...

  • Классный час

    Речь? Тема нашего классного часа звучит так: “ ... Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба , ножницы, монетки, зеркало, ... “ставили градусник” – кидали головой в сугроб. - Когда парень... , которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но...

  • Классный час «Лесная капель» Прогулка по весеннему лесу Звучит «Веснянка»

    Классный час

    Классный час « ... . Чаще всего - хлеб и соль. Хлеб символизировал жизнь, а соль... ростом. Но во всем зеленом царстве нет дерева, ... стихи, песни, но и праздники . В Древней Германии в... лесной И в просеке сосновой киваю головой . (Колокольчик) Спроси теленка и...

  • музыкально­литературная композиция к фольклорному
    празднику
    «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
    подготовила: Некрасова С.А.
    вед.
    ­Земли русские широки, необъятны,
    Каждый день и хорош и пригож,
    Поезжай за моря­океаны
    Лучше России ты не найдёшь!
    Всё прекрасно: и земля и небо,
    И поля, и леса, и луга.
    Пашни дышат, да урожай колосится,
    И шумят, зрея в поле хлеба.
    Под звучание вступления к песне идёт шествие детей:во главе
    его девочка с венком несёт сноп, украшенный длинной красной
    лентой,
    исполняют песню.
    песня «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
    По окончании дети выстраиваются полукругом перед
    зрителями.
    девочка
    ­Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,
    А в избе у вас тепло – видно ждали нас давно…
    Подносит хозяевам сноп «бороду»(срезанные колосья ржи
    украшенные красной лентой)
    ­Это от нас вам сноп – «Борода»,
    Поставьте в красный угол,
    С урожаем будете вы всегда!
    дети (поочерёдно)
    ­Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком.
    И земля всю силу в хлебе затаила.
    ­С юга и до севера краше злата – серебра
    Зреет рожь­красавица, пшеница наливается.

    ­Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые.
    Радугой украшен хлеб родимых пашен.
    ­От весны до осени русыми колосьями
    Светится любимая земля необозримая.
    ­Здесь поля привольные, люди хлебосольные.
    Добрым караваем мы вас угощаем!
    вед.
    ­Хлеб растят с любовью,
    Ешьте на здоровье!
    Подносит хозяевам каравай на расшитом полотенце.
    ­Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
    –С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудят­
    ся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб
    пришёл… Недаром в народе говорят: ­ «Хлеб всему голова».
    дети (поочерёдно)
    ­«Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи».
    ­«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка».
    ­«Труд кормит, а лень портит».
    ­«Будет хлеб, будет песня».
    ­«Что посеешь, то и пожнёшь,
    Что пожнёшь, то и смолотишь,
    ­Что смолотишь, то и смелешь,
    Что смелешь, то и съешь!»
    вед. ­«Землю красит солнце, а человека – труд».
    ­Нелегко давался нашим предкам хлебушко, это сейчас
    машины на помощь людям пришли, а раньше не трактором землю
    вспахивали, плуг был у человека да лошадь помощница, и не
    комбайны убирали с полей хлеб, а серпом срезали колоски, и
    молотили снопы с колосьями не машины, а молотили их цепами да
    приговаривали:
    ­«Верти цеп, крути, бей снопы, колоти,
    Стучи и греми да в овин относи!»
    ­А зерно везли потом на мельницу…
    ­Собрались мы тут не зря,
    Поиграем, в «Мельницу» ребятня?!
    р.н.игра «Мельница»

    (во время игры одна часть детей поёт, другие встают спиной
    взявшись под локоть, приподнимают друг друга поочерёдно
    изображая мельницу; остановившаяся пара из игры выбывает)
    вед. ­Ну, на нас вы поглядели, поиграли, песню спели…
    Спасибо тому, кто хозяин в этом дому!
    Спасибо и тем, кто рад был нам всем!
    все (с поклоном)
    ­До свидания! (уходят друг за другом)
    тексты к «Слава хлебу на столе»
    «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
    Ю.Чичков
    1. Хлебное поле большое, как море,­
    Не сосчитаешь колосьев на нём.
    В дружном дозоре, почётном дозоре,
    Каждое зёрнышко мы бережем.
    припев: Зёрнышко, зёрнышко, капля золотая,
    Капля золотая в море урожая.
    2. Зёрнышко мы согреваем заботой
    В тёплых и добрых ладонях полей.
    Солнышку тоже хватает работы,
    Чтобы звенели хлеба веселей.
    3. Хлебные зёрнышки сказочным кладом
    Спрячутся в землю и дружно взойдут.
    Самая лучшая в мире награда –
    Эта живая награда за труд.
    р.н.игра «МЕЛЬНИЦА»

    Мельница на кочке развесила усочки.
    На семи ногах стоит, все на ветер глядит.

    Надежда Бэц

    Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

    Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

    Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

    Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

    Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

    Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

    Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

    Колобок – Оля Бубнова.

    Дети, читающие стихи, небылицы.

    В зал входит ведущая в народном костюме.

    Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

    Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

    Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

    Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

    Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

    Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


    Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

    Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

    Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

    Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

    Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

    Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

    Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

    Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

    Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

    Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

    «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

    «Хлеб всему голова»,

    «Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

    «Плох обед, если хлеба нет»,

    «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

    «Хлеба нет – и корочки в честь»,

    «Пот на спине, зато хлеб на столе»,

    «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

    Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

    Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

    Вед. : Как не быть? Есть, есть.

    Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

    Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

    Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

    Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

    1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

    2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

    3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

    4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

    5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

    Стены позолочены, ставни заколочены,

    Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

    Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

    Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

    Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

    «Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

    «В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

    Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

    Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

    Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

    Из муки пшеничной вышел я отличный,

    Хлебу я родня, любят все меня.

    Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

    Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

    С неба солнце золотое золотые льет лучи

    В поле дружною стеною золотые усачи.

    Шевелят они усами и тихонько шелестят.

    Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

    А когда уходят с поля золотые усачи

    В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

    Дети: Колосья!

    Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

    Девочки исполняют «Танец с колосками».

    Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

    Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

    Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

    Дети: Нет!

    Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

    Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


    Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

    Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

    Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


    Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

    Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

    «Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

    «Я маме помогала» Аня Богданова;

    Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

    Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

    Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


    Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

    Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

    Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

    И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

    Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

    Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

    Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

    Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

    При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

    1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

    2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

    3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.