Художник иван куликов и вопросы к сюжетам его картин на бытовые сцены

(1875-1941)

Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства. Ученик Ильи Репина, один из его главных помощников в создании широко известного полотна «Заседание Государственного Совета», талантливый жанрист, превосходный живописец, он был очень популярен и известен в предреволюционные десятилетия и в России, и за рубежом.

В эпоху перемен и грозных событий после семнадцатого года он был оттеснен на обочину художественной жизни, тихо и спокойно жил и работал в древнем Муроме, в котором сейчас открыт Дом-музей художника, а его уникальное собрание произведений является украшением Муромского историко-художественного музея.

Для столичных критиков – что авангардистов, что пролетарских, занятых громкими именами, увлеченных участием в художественной бучу, Иван Куликов значил мало, он не вписывался в одобренные или исподволь проводимые концепции.

Как некое чудо, сохранилось в своей истинно русской красоте и яркости красок его могучее искусство. Ведь еще сам Репин о его картине «У околицы» выразился с восторгом: «Вот прекрасная талантливая вещь! Да, Куликов – большой мастер, ничуть не уступает Серову».

В его творчестве наиболее последовательно сохранялись традиции передвижничества. Муромский крестьянин по рождению, он всем своим душевным устройством был связан с жизнью простых русских людей. Никакие другие темы для Куликова не были значимы и близки.

С самого начала обучения в ВХУ Академии Художеств у И. Репина и В. Маковского Иван Куликов проявил себя как незаурядный портретист и, в первую очередь, жанровый живописец.

Верность народной теме, решаемой в строго реалистическом ключе, Куликов сохранит навсегда – равно как и высокий уровень профессионализма, свободное владение техникой живописи, воспитанное академической школой.

На его картинах мы видим и яркие картины удалых гуляний, и знаменитые муромские базары, и деревенские праздники, и сцены тяжелого крестьянского труда. Особое место в творчестве Ивана Куликова занимают исторические полотна — художник был влюблен в старинный уклад, жизнь боярских теремов подается им как уютная, цветная, праздничная сказка.

На рубеже 1920-1930-х годов художник создал ряд произведений на темы нового советского уклада жизни, которые заряжают своей энергией, молодостью, яркостью красок. При этом столь революционные сюжеты решены с академической точностью и на высочайшем художественном уровне.

Иван Семёнович Куликов родился 1 (13) апреля 1875 года в городе Муром в крестьянской семье. Брал уроки рисования у А.И. Морозова (1891) в Муроме, учился в Рисовальной школе ОПХ (1893-1896) и в ВХУ (1896-1902) в мастерских В.Е. Маковского и И.Е. Репина.

В 1901-1903 вместе С Б.М. Кустодиевым по приглашению Ильи Репина участвовал в создании картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (ГРМ).

В 1902 получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу, посетил Германию, Францию, Италию. В 1905 за портрет матери был награжден большой серебряной медалью на Международной художественной выставке в Льеже.

После возвращения из-за границы с 1904 жил в Муроме, выезжая в С.-Петербург и Москву на выставки. В 1915 году Иван Куликов был удостоен звания академика.

Организовал Муромский музей местного края, куда передал коллекцию древнерусского костюма и произведений декоративно-прикладного искусства, а также собственные картины. В Муроме также открыт Дом-музей художника И.С. Куликова.

Иван Семёнович Куликов. 1 (13) апреля 1875 - 15 декабря 1941


Автопортрет. 1896
70 лет назад, 15 декабря 1941 года не стало самобытного русского художника, мастера пейзажей и жанровых
сцен Ивана Семёновича Куликова.

Творчество муромского художника


Биография и творчество Ивана Семёновича Куликова (1875 - 1941)
Иван Семенович Куликов родился в Муроме 13 апреля 1875 года в простой трудовой семье. С детских лет помогал отцу в малярных работах. В своей автобиографии, написанной позднее, уже для Академии художеств, и находящейся в Российском государственном историческом архиве, он пишет о том, что вначале занимался живописью и рисованием дома, без всякого руководства.


Первая натурщица. 1896

Первый учитель И.С. Куликова Александр Иванович Морозов был из числа жанристов 60-х годов. В январе 1894 года Иван Семенович Куликов принят по рекомендации Морозова в рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств, где пробыл 3 года.


Деревенские портные. 1897

В ноябре 1896 года художник подает прошение для поступления в мастерскую И.Е. Репина, куда и переводится в ноябре 1896 года по рекомендации Э.К. фон Липгарта, а весной 1898 года становится учеником Высшего художественного училища.


Старушка из Нежиловки. 1898

Тесные связи соединяли многих молодых воспитанников репинской мастерской. Одним из самых близких друзей И.С. Куликова по Высшему художественному училищу можно, без сомнения, назвать Б.М. Кустодиева.


Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Они оба влияли на творчество друг друга:

Крестьянка с блюдцем. 1899

1 ноября 1902 года И.С.Куликов окончил Академию художеств и за произведения ""Портрет архитектора В.А. Щуко"" и ""Чаепитие в крестьянской избе"" получил золотую медаль и звание художника.


Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902


В крестьянской избе. 1902

В августе 1903 года Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера. Отчетом за первый год пенсионерской поездки И.С. Куликова стали произведения, выставленные на ""Весенней выставке"".


Портрет моей матери. 1903


Портрет Е.Н.Чирикова. 1904


Базар в Муроме. 1907

В 1908 году ученики И.Е. Репина объединяются в Общину художников, которая, по отзыву художника И.И. Бродского, заменяет Союз художников. Иван Семенович присоединяется к друзьям по мастерской. С 1909 года художник становится одним из активных членов Общества имени А.И. Куинджи.


Базар у карусели. 1908


Базар с баранками. 1910

И.С. Куликов был известным художником в начале ХХ века, и многие коллекционеры живописи приобретали его произведения для своих собраний. А.Л. Дуров в один из приездов в Муром, в 1911 году, где он выступал на знаменитой Муромской ярмарке, заказал художнику свой портрет.


Портрет А.Л.Дурова. 1911

В 1906 году И.С. Куликов удостоился первой премии на конкурсе имени А.И. Куинджи за такие жанровые произведения, как ""В праздничный день"" и ""С фонарями в саду"".


В праздничный день. 1906


С фонарями в саду. 1906

Среди жанровых композиций И.С. Куликова не менее интересно произведение ""Кормление кур"", исполненное художником в 1907 году. Этот сюжет был достаточно популярным в начале века и периодически появлялся в различных интерпретациях на выставках.


Кормление кур. 1907

Гармонично вписана в пейзаж девушка, изображенная на берегу реки. ""Мечтательница"" - так назвал это полотно художник. Работа экспонировалась на ""Весенней выставке"" 1906 года, затем была репродуцирована в журнале ""Нива"" за тот же год. Триумфальным шествием этого полотна можно считать зарубежные выставки. ""Мечтательница"" экспонировалась на международных выставках - в Мюнхене в 1907 году, а затем в том же году в Гамбурге.


Мечтательница. 1905

Картина И.С. Куликова ""Убор невесты"", премированная на конкурсе в Императорском Обществе поощрения художеств и находящаяся сейчас в Ярославском художественном музее, представляет классический вариант свадебного обряда на Руси в начале ХХ века.


Убор невесты. 1907

В 1912 году было создано полотно ""Черемуха"", один из портретов жены художника Е.А. Куликовой, которое на выставках экспонировалось также под названием ""Весна"".


Черемуха. 1912

Сразу же после революции И.С. Куликов работал по художественному оформлению города к революционным празднествам. В январе 1919 года он организовал для посетителей музей в Муроме (МИХМ) и несколько лет был его директором.
Художник чутко прислушивается к веяниям времени, в 20-х годах Куликов пишет портреты комсомольцев.


Международный Юношеский день. 1929

Какие вдохновенные лица! Прямо "НАШИ". Если бы мы не росли в эпоху развитого социализма, то было бы просто приятно посмотреть на эту агитку. В художественном плане я не вижу здесь ничего выдающегося. Никакой динамики, какие-то манекены с винтовками Мосина.
Зато портрет комсомолки, спортсменки и просто красивой девушки явно удался! Мне нравится!


Физкультурница. 1929

Продолжая комсомольско-молодежную тематику Куликов создает картину с необычным для сегодняшнего времени названием: ""Юнгштурм"" (1929). На названии картины видимо сказывается начало сближения Германии и СССР в военно-технической и политической сфере в конце 20-х годов. В это время создаются заводы в СССР по производству самолетов германских конструкторов (Юнкерс), в военные заведения принимают германских курсантов (Липецк).


Юнгштурм. 1929

Не обошел художник и тему вождей.


Портрет Ленина. 1924

Портрет летчика В.П. Чкалова, на мой взгляд, нельзя причислить к ликам вождей. Это просто живой, думающий человек, так хорошо воспроизвел его Куликов.


Портрет летчика В.П.Чкалова. 1938

Самым последним произведением художника можно считать его многофигурную композицию ""Выход Нижегородского ополчения в 1612 году"". Он изучает историю ХVII века, создает ряд зарисовок оружия, военного снаряжения, костюмов, того, что могло быть использовано им в картине. В начале Великой Отечественной войны И.С. Куликов продолжает работу над темой, считая ее для себя актуальной, но неожиданная смерть не дает закончить произведение.


Выход Нижегородского ополчения. 1941

Текст частично из статьи С.М. Куликовой "Муромский художник И.С. Куликов", Журнал "Нижегородский музей":

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Иван Семёнович Куликов русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Иван Семёнович Куликов (1 (13) апреля 1875, Муром , Российская империя - 15 декабря 1941, Муром, СССР) русский художник, живописец , мастер портретов и бытовых сцен. Родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из деревни Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Александры Семёновны Савиновой. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева юноша знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге . В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву , посещает Третьяковскую галерею , Румянцевский музей , знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям , иконам , портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики , живописи, построения перспективы и композиции . Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского . Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину . Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900-1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее. В ноябре 1902 года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку. C 1903 по 1905 год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию . в 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи . В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи. С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры , предметы прикладного искусства , архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове .

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Куликов Иван Семенович (1875-1945)

Живописец и педагог, автор портретов, пейзажей и картин на темы русского быта Иван Семенович Куликов родился в городе Муроме Владимирской губернии. Начальное художественное образование получил (1893-1896) в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где его учителем был известный живописец и рисовальщик Э.К. Липгарт . Еще более повезло юноше на учителей в Академии художеств (1896-1902): среди них были В.Е. Маковский и И.Е. Репин . Кстати, академистом И. Куликов под руководством И.Е. Репина принимал участие в качестве "подмастерья" в его работе "Заседание Государственного совета..."

В 1902 году молодой живописец заканчивает Академию, получив за картины "В крестьянской избе" и "Портрет архитектора В.А. Щуко" золотую медаль, звание художника и право на поездку за границу за счет Академии. Трехлетняя командировка в Италию и Францию пошла на пользу молодому И.С. Куликову. В 1904 и 1912 годах он удостаивается премий на конкурсах Общества поощрения художеств, в 1905 получает серебряную медаль на Всемирной выставке в Льеже, в 1915 году ему присуждают звание академика живописи.

Видимо, первая половина 1910-х годов была в творческом отношении лучшей порой для художника. В 1915 году уже говорили пушки. И если Первая мировая война касалась далеко не всех, то грянувшая за ней Гражданская, конечно, была трагедией для каждого россиянина. Иное дело - кто как вышел из нее. И.С. Куликов в последние свои годы работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев. Словом, сеял доброе, которое не может не быть красивым.

Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов .

Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Детство будущего живописца

Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.

Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.

Знакомства с известными живописцами. Академия художеств

Морозов иногда проводил лето в Муроме, где брал сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юного Ивана и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге. Уже в сентябре 1893 г. Куликов впервые приезжает в Москву, где посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, храм Христа Спасителя. B Москве Куликов узнал, что основные художественные силы сосредоточены в Петербургской Академии художеств, что в Эрмитаже и Михайловском дворце находятся замечательные коллекции художественных произведений зарубежных и русских мастеров.

В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова , А. Ф. Афанасьева , Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского . Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину .

Весной 1898 года по ходатайству И. Е. Репина Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901-1902 гг. он принимал участие в работе над картиной Ильи Ефимовича «Заседание Государственного совета » вместе с Б.М. Кустодиевым. Иван Куликов сделал семнадцать натурных портретных зарисовок.

В 1900-1901 годах Куликовым были сделаны около двадцати иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов » и «Двадцать шесть и одна », которые находятся в Музее-квартире А.М. Горького и в историко-художественном музее города Мурома.

Академик живописи

В ноябре 1902 года Иван Семенович Куликов окончил Академию художеств. Его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе » (1902 год) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право быть личным почетным гражданином и право на заграничную командировку.

C 1903 по 1905 год, как пенсионер Академии художеств, Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию. В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери » (1903 год) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день » (1906 год) и «С фонарями в саду » (1906 год) удостаивается премии А. И. Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

Староверы на полотнах Куликова

Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.

Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.

После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.

Жизнь и творчество в Муроме

Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.

Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).

Супругой художника была Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи немало общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлен Куликовым на полотнах «В русском наряде », «У околицы », «Портрет Е. А. Куликовой » и других.

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.

В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.

Память

Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашел отражение в картинах художника «Портрет дочери » и других. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал еще в 1934 году.

Галерея картин И. С. Куликова: