Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»

Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»

Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».

Логика образовательной деятельности

Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».

Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.

Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.

Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?

Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?

Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?

Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Беседа о творчестве И.И.Левитана.

Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Соловьева Марина Анатольевна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня, 2016 г.

Конспект ИООД по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе.
«Знакомство художником-пейзажистом И.И. Левитаном.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание:
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности.
Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.
Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения.
Поощрять высказывания детей.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
Подготовительная работа:
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла потрет знаменитого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (Выставляет портрет).
Исаак Ильич Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К себе, к своей творческой работе он относился строго, никогда не удовлетворялся достигнутым; ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Случалось так, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими. Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны. Современники называли Левитана поэтом русской природы.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной!
Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. («Осенняя песнь» из цикла «Времена года»).
Дети слушают музыку и рассматривают картину.
Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка? Дети: Грустно.
Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса
Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?
Дети: Березки.
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.
Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? Дети: Речка.
Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?
Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.
Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке! Знаете почему? Когда вы творили Красоту, вы делали и не только для себя, но и для других. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!

Конспект ОД Образовательной область "Речевое развитие". Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Автор: Филичева Любовь Леонидовна Воспитатель МБДОУ " Детский сад №45" г. Заволжье Нижегородская область.
Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.
Задачи:
- показать детям пробуждение природы весной, своеобразную её красоту, выраженную в живописи;
- способствовать восприятию содержания художественного произведения: его характера, настроения, выразительных средств живописи (композиции, колорита).
- содействовать формированию представления о пейзаже, как жанре живописи;
- обеспечить развитие воображения с помощью приёма «вхождение в картину»;
-способствовать формированию у детей умения подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния природы на картине;
- содействовать формированию умения самостоятельно описывать содержание, колорит и настроение картины, придерживаться при этом структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание;
- способствовать развитию выразительности движений при передаче настроения;
-обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения русских композиторов- классиков;
-поощрять самостоятельность, активность детей при рассматривании и описании картины.

Предварительная работа:

Прогулки с детьми ранней весной в парк, на участке детского сада;
- наблюдение явлений, характерных для наступления весны;
- беседа о весне;
-рассматривание репродукций художников- пейзажистов: И. Шишкин, И.И. Левитана;
- чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Весна в лесу», Н. Сладков «весенние ручьи», «Весенние радости», Н. Павлова « Весна»;
-чтение стихов о весне: С. Маршак «Весенняя песенка», А.Н. Плещеев
«Весна», С. Дрожжин «Весной», Ф.И. Тютчев «Весна», И. Токмакова
«Весна».
- пение песен о весне;
-знакомство с различными жанрами пейзажной живописи: природным, городским, морским;
-знакомство с творчеством И.И. Левитана, рассматривание картины «Золотая осень».
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Март», указка, мольберт, аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», Г. Свиридова «Метель».

1.Введение в образовательную деятельность.

Дети вместе с воспитателем входят в группу (звучит тихая классическая музыка).
Воспитатель: Ребята, наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по –своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна.
Это время называется...
Дети: Весна.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Поэту пишут стихи, композиторы- музыку, а художники пишут картины.
- Сегодня мы с вами поговорит о творчестве русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
- Мы с вами немного знакомы с его творчеством. Что вы знаете о нём?
Дети Исаак Ильич Левитан очень любил природу, все увиденное изображал в своих картинах.
Воспитатель: Вспомните, как называется произведение, на котором изображала природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: А кто вспомнит, с какой картиной этого художника мы уже знакомились?
Дети: «Золотая осень»

3. Выполнение действий.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну картинку, на которой также изображен пейзаж. Посмотрите на картину.
Догадайтесь, какому времени года посвящена эта книга.
Дети: Весне.
Воспитатель: Какой период весны изображен?
Дети: Начало весны.
Воспитатель: Как вы догадались, что это начало весны?
Дети: Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой.
Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег».

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Зацветут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: Дом, дорога к дому, лошадь с санями.
Воспитатель: Что вы видите вдали?
Дети: Опушку леса, лес.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в доме, изображенном на картине?
Дети: Семья.
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник? Чем он любовался?
Дети: О природе весной, ее пробуждении, любовался природой.
Воспитатель: какой день изображал художник на своей картине?
Дети: Солнечный, ясный день.
Воспитатель: Как вы догадались, ведь на картине не изображено солнце.
Дети: На картине мы видим голубое небо, тени.
Воспитатель: Правильно, небо голубое, значит день ясный, а тени на снегу бывают только в солнечную погоду.
-Одним ли цветом изобразил художник небо в вышине, ближе.
Дети: Небо в вышине художник изобразил тёмно- синим цветом, ближе к нам- голубым.
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег. Какими красками пользовался художник, когда рисовал снег?
Дети: Серой и белой краской.
Воспитатель: Молодцы, внимательно все рассмотрели.
- А сейчас поиграем в игру «Собери палитру художника».
- Какие краски использовал художник, когда писал картину?
Дети: Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый.
Воспитатель: Что написано голубым, тёмно- синим цветом?
Дети: Небо.
Воспитатель: Коричневым...
Дети: Дорога к дому, дом, лошадь.
Воспитатель: белым…
Дети: Пятна снега.
Воспитатель: Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Дети: недалеко от дома.
Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Дети: Чувство радости.
Воспитатель: Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна.
- Ребята, природа не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения.
- Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины.
Звучат два отрывка музыкальных произведений.
Дети: Второе музыкальное произведение больше подходит к картине.
Звучит музыка.
Воспитатель: дует лёгкий тёплый ветерок, солнечные лучи обогревают землю, стены дома.
- Раскроем ладошки, подставим их яркому, мартовскому солнцу. Чувствуете, как стало тепло.
А теперь представьте себе, что мы очутились на этой опушке леса, но не в начале весны, а зимой. Что бы вы здесь увидели?
Дети: Кругом снег, деревья в снегу…
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь?
Дети: На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц.
Воспитатель: Что бы вы стали делать, если бы попали в картину?
Дети: Подошли бы к дому, зашли в дом, прошлись по опушке леса.
Воспитатель: Любуясь красотой весенней природы, поэты создают образ весны в стихах. Кто хочет рассказать о весне?
Чтение детьми стихов о весне.
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.

Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

И. Токмакова

Весна (отрывок)
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Ф.И. Тютчев

Воспитатель: Ребята, И. Левитан назвал картину «Март». А как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Пришла весна», «Ранняя весна».
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать мой рассказ, который я сочинила, любуясь картиной И.И. Левитана.
- Перед вами картина И.И. Левитана «Март». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну- пробуждение природы от зимнего сна.
- Мы видим на переднем плане дом, около дома стоит лошадь с повозкой. Художник изобразил окраину села, а может быть тихую улочку небольшого городка, выходящего к лесу.
- На втором плане мы видим опушку леса и лес, в глубине которого ещё есть снег. Воздух чист и свеж. Ярко светит весеннее солнышко. Темнеет рыхлый снег, слышна звонкая капель.
На верхушке дерева около дома виден скворечник, ждущий своих пернатых жильцов. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится и гонит зиму прочь».
- Картина вызывает чувство радости, нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и лёгкости картины, от ожидания тепла.

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

– О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

– Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

– На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на

лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

– Что изображено на картине?

– Как изображены берёзы, трава?

– Приятно ли вам смотреть на эту картину?

– Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

– Что такое совместный труд в семье?

– Какую песню мы пели?

– Какую картину мы рассматривали?