«Работа над художественным образом музыкального произведения. "работа над художественным образом музыкального произведения"

Кузьминых Надежда Валерьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа над художественным образом в программных произведениях младших классов в классе фортепиано"
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

План- конспект открытого урока по теме:

«Работа над художественным образом в программных произведениях

Подготовила: преподаватель по классу

фортепиано Кузминых Н.В.

Йошкар-Ола,2016 г.

Время проведения урока: 10.00-10.40

Место проведения: Малый зал Марийского республиканского колледжа

Учебный предмет: «Специальность и чтение с листа» (фортепиано)

Образовательная

программа:

дополнительная

предпрофессиональная

общеобразовательная

программа

музыкального

искусства

«Фортепиано»

Сведения об ученице: Гудина Ксения

класс: третий класс, срок обучения -8(9) лет.

Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Методы ведения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный;

Методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технические средства : фортепиано, подставки, ноты, рабочая тетрадь

ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.

Тема урока:

художественным

программных

произведениях

младших классов в классе фортепиано»

Цель урока:

Развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному,

художественному исполнению произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

Стилистически верное и содержательное исполнение;

Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры формы

произведения;

Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением

исполнительских трудностей;

Стабилизация чувства ритма;

Выразительное исполнение мелодической линии;

Развитие фразировочного мышления;

Формирование способности к точному штриховому исполнению;

Развивающие:

Развитие творческого воображения

Развитие внимания, умения слушать и слышать музыку;

Развитие навыка выразительного исполнения;

Воспитательные:

воспитание интонационно-образного мышления;

воспитание положительной мотивации в изучении программных

произведений в классе фортепиано;

воспитание уважения к классическому музыкальному наследию.

Здоровьсберегающие:

Правильная посадка, положение корпуса, рук.

Использование педагогических технологий:

Технология

проблемного

обучения.

Создание

проблемных

ситуаций.

Проблемные

составляются

деятельно сти:

фортепиано,

во сприятии

м уз ык и,

интеллектуальных заданий.

Технология

развивающего

обучения.

последовательности

освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в

современном

развитию

Обязательным

условием

эффективного

обучения

развивающего

обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого

учебного

материала,

практическое

освоение

музыкальной

информации,

творческое оперирование с учебным материалом.

Технология

формирования

мотивации

деятельности.

разработке

планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать

характер

потребностей

учащихся.

учебного

материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и

опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал

должен быть достаточно сложным и трудным.

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками

влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний

интересен

мотивирован,

усвоение

материала

перегрузки.

Применение

технологий

комплексе

приемами

методами

организации

укрепляет

мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.

План урока:

1. Характеристика творчества Р.Яхина

2. Стилевые особенности фортепианных пьес Р. Яхина.

3. Пьеса «На елке у Гюзель»

характер и основной замысел пьесы;

анализ формы в целом и характеристика основных разделов; тональный

фразировка; фактурные, ритмические, тактовые

особенности; динамика;

мотивно-тематическое единство между разделами;

4. подробная работа над основными трудностями:

ведение звуковой линии;

ритмические особенности;

выявление общей линии развития, кульминация;

тональный и образный контраст между разделами;

Ход занятия.

Время

Этапы

Организационный:

Задачи:

Представление

девочки присутствующим

преподавателям.

В в е д е н и е

Создание

позитивного

психологического настроя

на занятии.

Здравствуйте. Сегодня на открытом уроке ученица 3-

го класса Гудина Ксения. Тема нашего занятия: «Работа

художественным

программных

п р о и з в е д е н и я х

м л а д ш и х

к л а с с о в

к л а с с е

фортепиано»Мы

обратились

пьес» Рустема Яхина «На елке у Гюзель» Слайд 2 .

Знакомство с творчеством композитора.

м Мухаметхазе́

хин (1921-1993) - татарский

композитор, пианист, народный артист СССР (1986).

Работал во всех жанрах классической музыки

Дипломной работой Яхина по окончании Московской

консерватории

фортепианный

концерт-первый

инструментальный

написанный

татарским

композитором. Он также известен как первый татарский

пианист-солист,

занимавшийся

концертно-

исполнительской деятельностью.

Яхиным Р. М. написано 400 песен и романсов, из них 13

отмечены

дипломами

премиями

всевозможных

конкурсах.

Сочинения для фортепиано:

Концерт для фортепиано с оркестром, Соната, Сюита (4

части), пьесы (более 20).

Новый строй чувств, своеобразие интонации, глубокая

народность музыки композитора явились причиной ее

огромной популярности не только в нашей республике,

но и далеко за ее пределами.Слайд 3

Краткое описание цикла

В целом цикл состоит из трех разнохарактерных пьес:

«На елке у Гюзель»

Дед Мороз и мишка танцуют русский танец.

Вальс (Гюзель играет вальс для своих гостей)

Беседа

с од е р ж а н и и.

Задачи:

Д о н е с т и

т о н к а я

ж и в о п и с н а я

зарисовка,

о к р а ш е н н а я

с в е т л ы м,

в о л ш е б н ы м,

радостным

настроением.

д е т ь м и

празднике- Новый год - это

счастье..

Новый год-самый чудесный, волшебный праздник. Мы

загадываем

обязательно

исполнятся.

Название нас настраивает на восприятие музыкального

Правильно…мы

представить

нарядную

украшенную

разноцветными

гирляндой,

друзей на новогоднем празднике.

Из имеющихся слов на слайде в презентации выбрать,

характеризуют

Гюзель».Слайд №5

В о л ш е б н о,

п о л ё т н о,

взволнованно,воодушевленно,

трепетно,

окрылено. Поэзия и музыка могут быть взаимосвязаны

между собой, часто дополняют друг друга. Русский поэт

Агния Львовна Барто написал такое:

Что такое Новый год?

Снег и прелести погод,

Путешествия по Сказке,

Приключений хоровод!

Это явь и волшебство!

Заговоры, колдовство!

Просто чудо превращенья,

Доброй феи торжество!

Посмотри на слайд. Новый год самый чудесный

праздник.

Основная часть.

Из этого цикла Р.Яхина вашему вниманию будет

представлена

исполняет произведение, в имеющемся варианте.

Характер и основной замысел пьесы, анализ формы в

целом и характеристика отдельных частей.

Следующий

включает

подробное

изучение текста. Учитель объясняет, что важную роль в

осознании художественного образа произведения играет

программность.

программа

заключена

названии пьесы.

Мы рассматриваем форму пьесы. Ученица отвечает, что

характеристику,

музыкальное

обозначение

характ ера

(Аnimatoleggiero – воодушевленно, оживленно и легко).

Делаем вывод вместе, что I часть – воодушевленная, в

ней сочетается и некая неторопливость и движение.

существует определенный контраст с первой частью,

присутствует

легкости,

воздушности.

Стремительность, легкость- вот характер II части. III

часть – это возвращение к настроению I части.

Итак, основной замысел композитора, давайте озвучим

вышесказанного:пьеса

Гюзель» написана в трёхчастной форме и построена на

сопоставлении

представляет

законченное

произведение,

благодаря

мотивно-тематическому единству между разделами.

Более подробно сейчас остановимся и поработаем над I

ученицам.

касается

тактовых

особенностей I части:

Посмотри и скажи - сколько тактов содержится в I

музыкальном предложении? Ученица отвечает на

Тема первой части танца (которая содержит 8 тактов)

состоит из одного повторяющегося элемента сначала в

одной октаве, затем в другой. Работаем над элементом.

Основные исполнительские трудности первого раздела

первой части: ритмическая точность; хорошее озвучание

звуковой

динамика.

Ведется работа над этими трудностями.

Затем ученица исполняет 1 часть, первые восемь тактов.

мелодией.

Обращается

внимание ученицы на развитие мелодической линии. В

ней присутствуют – смешанный ритм (шестнадцатые,

восьмые);

артикуляции

пальцев вести общую линию на легато.

Добиваемся

воодушевленное настроение, и музыка была проникнута

своеобразнойдобротой и изяществом.

не столько о нежности, сколько о мягкости звучания.

Здесь появляется также и акцент, для выделения ноты

«ре» и «ля» (2,4,6 такты). Работая над 2 фразой, ведем

мелодическую

обратить внимание на динамическую линию (Делаем

крещендо

на mp).Изящество

продолжает

присутствовать

акцент придает мелодии некую яркость.Важно обратить

внимание и на левую руку, там появляется аккордовая

фактура, разложенные аккорды с акцентом на первую

Добиваться

единства

исполнения

динамики.

Работаем

рисунком

отдельно,

проигрываем

аккордами,

задумано

артикуляция

Проигрываем всю отдельно левую руку, выполняя все

т о ч н ы е

ш т р и х и.

нежность

плавность

фрагменте.

Добиваемся

хорошего

звучания,

вкладывая

Помогают

ощущению

хорошего

песенного

начала.Обращая внимание на динамические оттенки, на

отклонения от темпа проигрываем 3 части целиком.

Педаль. Стараться использовать бесшумное нажатие на

педаль, не утяжелять, а облегчать исполнение мотивов,

при этом все четко проигрывая.

Заключительный:

П о д в е д е н и е

и т о г о в

з а н я т и я.

Д о м а ш н е е

задание.

В конце урока перечисляемаспекты, которые были

изучены вовремя урока и помогли нам раскрыть

художественный образ произведения.

3. Эпоха создания произведения;

4. Программность;

5. Форма произведения, определение главной

кульминации;

6. Владение ритмом;

7. Интерпретация – звуковая реализация нотного текста,

где нотный текст – план здания, зафиксированный на

бумаге. Выучив произведение наизусть,мы ставим как

бы каркас, и лишь исполнив произведение на концерте

Заключение.

В нотном тексте важно четко проинтонировать фразы,

мотивы. В музыке есть свои знаки препинания – начала

интонаций,

соблюдение помогает организовать и упорядочить наши

музыкальные

произведение,

добиться

максимальных

художественных

результатов

Анализурока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные

преподавателем, были

всесторонне раскрыты:

Четкость и ясность поставленных задач.9

Музыкальный материал, способствует развитию

творческих способностей ребенка.

Создание образного ряда (образные сравнения,

ассоциации).

Активизация слухового контроля.

Развитие мышления.

Подача теоретических понятий в контексте

музыкального образа.

Самоанализ учащимся исполняемых произведений.

Домашнее задание: работа над выразительностью

звучания и стилистической точностью исполнения.

План открытого урока

Предмет: фортепиано

Ф.И.О. преподавателя: Александра Анатольевна Попова

Ф.И. учащейся: Наташа Моисей

Год обучения-5 класс возраст 11 лет

Тема урока: «Работа над пьесой русского композитора 19-го века»

Донести до ребёнка художественные особенности образа «Песни

жаворонка»

соч. 39 П.И Чайковского, путём сравнительного анализа с пьесой

«Жаворонок»

М.И. Глинки.

Устранять технические погрешности путём работы над сложными местами

«Песня жаворонка»П.И. Чайковского.План открытого урока

Характеристика учащейся.

Гудина Ксения - учащаяся 3-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной

подготовки.

отличные

музыкальные

устойчивое,

развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно

обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память.

Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура.

Серьезна, самокритична.

Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью.

предметам

музыкальной

успевает

«хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе.

доброжелательна

контактна.

занятиям

относится

серьезно,

работает

инструментом

увлеченно,

Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на

сцене, хорошо

справляется

эстрадным

волнением.

усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для

игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая

обусловлено

слабостью

ладонных

добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над

постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели

и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Список использованной литературы

Алексеев

Методика

обучения

фортепиано.

Музыка, 1978.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа,

Баренбойм

фортепианной

педагогики

исполнительства. – Л., 1969.

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. –М. –

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод,

очерк. – 2-е изд. – М., 1960.

Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы о фортепианной

игре. – М.: Классика XXI, 2007.

Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на

фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г.М.Цыпина – М.:

Владос, 2001.

Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика XXI, 2004

Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика XXI, 2005.

10.Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.

11.Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика XXI, 2006

12.Медушевский

закономерно стях

с р е д с т в а х

художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010.

Повседневная

пианиста

композитора:

Страницы из записной книжки. – 2-е изд. – М., 1979.

14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и

доп. – М.: Дека-ВС, 2007. 15. Николаев А.А. Очерки по истории

фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.

15.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

16.Савшинский

пианиста

музыкальным

произведением. - М.: Классика XXI, 2004.

17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984

18.Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М., 1979. - Т. 2-Б.

нерешенные

Ильин //Вопр. психологии. 1986. - С. 138- 147.

Дополнительное образование апрель-май 2018

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

· работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

· совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

· развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

· развивать образную сферу восприятия музыкального произведения;

· развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательн ые

· воспитывать музыкальный вкус.

· формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Как дела в школе?

С каким настроением вы пришли на занятии?

Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков красок художник изобразил солнечный весенний день, а серыми оттенками нарисовал картины осени. А вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец, он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую музыкальными звуками изобразил Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему? Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности использовал Р.Корсаков, изображая полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano ). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте их перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

А теперь, мы поработаем над упражнением. Наше упражнение на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем крайние звуки аккорда хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.

Сейчас поработаем над пьесой белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за вступлением, передаёт разговор мальчишек, их спор и драку (показ). Характер одного героя передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора? Давай мы сейчас сыграем первую фразу с интонацией вопрос - ответ. Проигрывание.

Какой динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит общую кульминацию произведения.

Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими музыкальными средствами отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками, мы будем стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим «ведя» звук на крещендо, к кульминации. Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука «ведёт» ноты к верхнему звуку (показ, проигрывание).

Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

Во второй части в партиях ансамбля мотивы голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо. Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье. Кульминация в конце 1-й части написана короткими мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи). В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее, мы звуками передали настроение, тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

4. Рефлексия

Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите. На столе лежат картинки. Возьмите картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился; Солнышко, если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

Использованная литература:

1. Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2. Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

3. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ

Тема: «Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.»

Описание работы: Развитие у учащегося художественного образа при игре на инструменте музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностей у ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДМШ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес.

Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: Работа над художественным образом произведения на примере Б.Н.П. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения.
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения.
Развивающая – Развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.

Ход урока
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – Организационная
Подготовка игрового аппарата:
игра гамм До, Соль Мажор правой рукой разными штрихами: legato, staccato; арпеджио, аккорды правой рукой в медленном темпе;
игра гаммы До мажор левой рукой;
игра гаммы До мажор двумя руками.
анализ домашней работы - устный отчет о проделанной домашней работе: какие задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не совсем получилось, почему? Какие сложности встретились при выполнении; проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле» Л. Книппера и Б.Н.П. «Перепёлочка» с выполнением раннее поставленных задач:
1.производить смены меха в указанных местах нотного текста;
2.точно выполнять аппликатурные требования – соблюдать выставленные над нотными знаками пальцы;
3.точно выдерживать все длительности;
4.держать единый темп исполнения;
5.добиться безостановочной игры двумя руками, при этом точно соблюдая нотный текст.

2 часть - работа над раскрытием художественного произведения
Постановка цели урока – Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому цель нашего урока – вывести понятие «художественный образ», и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»
целостное проигрывание пьесы преподавателем;
анализ исполнения: ответы ученика на вопросы педагога:
1.как ты думаешь, о чем это произведение? При диалоге возможно использовать картины, рисунки, помогающие понять смысл произведения.

2.знаешь ли ты слова песни?

3.что помогло понять, о чем это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
4.Какой темп в этом произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента?
5.На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение?

6.Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?

После ответов ученика на вопросы следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-поле».
Методы работы
1.детальный показ педагога на инструменте – проигрывание каждой партии отдельно;
2.игра в ансамбле с педагогом;
3.работа над фразировкой: определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ педагога на инструменте; метод игры-сравнения (сравнивается игра педагога и ученика, анализ)
4.работа над ритмом: игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.работа над штрихами – добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента (игра отдельными руками);
6.соединение двух частей: в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница» (созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
7.работа над единым темпом исполнения – игра под метроном;
8.при возникновении трудностей при соединении следует вернуться к работе отдельными руками уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над Б.Н.П. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле»

3 часть – Закрепление навыков, полученных на уроке
Целостное проигрывание пьес учащимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – при игре раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть - Итог урока
Учащийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений, научился самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Учащийся понял, что для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем планируется и самостоятельная работа учащегося по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулировка домашнего задания
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.
Данные методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений "Полюшко-поле", "Перепелочка" можно использовать при работе в других произведениях. Такие методы работы над произведением помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.

Тема: «Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях».

2012 год

Музыкальное исполнительство. Работа над раскрытием художественного образа в произведениях.

(методический доклад для преподавателей ДМШ и ДШИ)

«Что такое сыграть

музыкальное произведение?

играть музыку – знать,

что она не жизнь,

но не показать виду?»

Развитие у ученика художественного образа при игре музыкальных произведений – одна из самых важных задач для педагога-музыканта. Возвращаясь вновь и вновь к изученным произведениям, мы заставляем наши чувства звучать по новому, находить новые образы и эмоциональные вершины. За счёт хорошего знания текста, можно полностью отдаваться во власть музыкально-образного мышления, выражению своего воображения, темперамента, характера, иными словами – всей личной целостности.

Художественный образ имеет выход не в структуру нотного текста, а в личностную сферу исполнителя, когда сам человек становится, как бы продолжением музыкального произведения.

Когда речь идёт о высоких мотивах обращения к музыке, то налицо эмоционально-эстетическая деятельность исполнителя. Это и есть музыкально-образное мышление. Здесь музыкальное содержание предстаёт, как эмоции, чувства и настроение. С.Е. Фейнберг говорил: «Неверно сводить содержание музыкального произведения лишь к эмоциям, потому, что в музыкальном мышлении имеются также логические элементы». Верно то и другое. При работе над художественным образом произведений речь должна идти об эмоциональной логике. Задача педагога суметь направить мысли ученика в верное русло рассуждений, помочь разобраться в содержании произведения. Педагог практически всегда умеет определить уровень эмоциональной отзывчивости своего ученика. Если она не достаточна для воплощения художественного образа, то необходимо искать пути для пробуждения её у него.

Бывает такое, что ученик эмоциональный, но он не понимает, не чувствует именно эту музыку. Как порой трудно в музыке отобразить спокойствие во всей глубине, как трудно отобразить радость. Чаще всего удаётся «напор» и его обратная сторона – вялость и равнодушие. Часто бывает, что у ученика полное отсутствие какого-либо подобия настроения. Всё «настроение» преподаватель «приклеивает» тщательной работой, а во время публичных выступлений они быстро «отлетают» обнажая сущность ученика. Как же помочь ученику в преодолении малой эмоциональности? Объясняя ученику, что надо делать, надо сразу же показать, как это делается и вновь, и вновь возвращаться к действию, определённому движению.

Часто бывает, когда показом движения и конечно собственным проигрыванием, можно «разбудить» ученика. От преподавателя требуется максимум выдержки и терпения, чтобы добиться от ученика осмысленного действия. Ведь ученик не должен превращаться в «марионетку». Каждое его движение должно быть наполнено чувством, а также осознанием того, что этого хочет он сам.

Образное мышление ученика – это новообразование его сознания, которое предполагает принципиально новое отношение к музыкальной игре. Музыкальный образ исполнителя – художника – это та обобщённая «картина» его воображения, которая «руководит» непосредственным исполнением через свои универсальные составляющие.

О музыкально-исполнительском образе можно сказать, что его напряжённость, яркость глубина и отчётливость разная на разных «участках» играемой музыкантом пьесы.

Музыкальный образ – обобщённое и концентрированное целое. Он не равно протяжен музыкальному произведению. Наиболее яркие музыкальные ассоциации возникают фрагментально, на некоторых участках произведения.

Как в сочинении, так и в исполнении, решающее звено – интуиция. Разумеется, крайне существенны техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его технический аппарат. Но пальцы будут молчать, если душа безмолвна. Рассудок необходим, чтобы досконально выявить каждую грань произведения. Однако в конечном итоге главная роль принадлежит интуиции, определяющее условие в творчестве – музыкальное чувство, музыкальное чутьё.

При работе над художественным образом музыкального произведения, основной задачей педагога является развить ряд способностейу ученика способствующих его «увлечённости» при игре. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников.

Художник, актёр получает материал для своей творческой работы из повседневной жизни, а музыканту повседневная жизнь не даёт обычно готового музыкального материала для воображения. Он нуждается в постоянном приобретении специального опыта, он должен уметь слышать и делать отбор. Поэтому необходимым условием для воспитания творческого воображения музыканта является достаточно высокий уровень слуховой культуры.

Для формирования слуха используются следующие методы:

Подбормелодии на слух (подбором необходимо заниматься с первых дней обучения. Необходимо при этом выяснять, слышат ли дети путь мелодии. Можно показать ученику направление мелодии при помощи движения руки и предложить ученику сделать то же самое);

Чтение нотной партии (педагог исполняет произведение, а ученик следит за нотами);

Исполнение выученной пьесы, не глядя на гриф или клавиатуру (этот метод способствует активизации внутреннего слуха и органов осязания, которые являются очагами творчества);

Просмотр отрывка и проигрывание его, не глядя в ноты. (в процессе такой работы развивается внутренний слух и память);

Разбор пальцами без игры (такой разбор способствует вслушиванию в детали, которые могут быть не замечены при работе за инструментом).

Наблюдая за игрой ученика, мы часто слышим такие недостатки, как недослушивание длинных звуков, неумение выделить главный голос и смягчить другие, не умение выбрать правильный темп, сделать фразировку, повести эмоционально правильно динамическую линию. Особенно это часто наблюдается при игре кантилены.

Самое ценное качество любогоинструмента – это звучность, его «голос». Поэтому очень важна интуиция, техника и рассудок. Чем более тонкие душевные переживания должен выявить исполнитель, тем более отзывчив и разработан должен быть его игровой аппарат. Очень важен процесс вслушивания в музыку. Он должен быть конкретизирован определёнными задачами – прослушать ритмический рисунок, мелодические ходы, мелизмы, смену штрихов, приёмы звукоизвлечения, тишину, остановки, паузы. И даже паузы необходимо слушать, это тоже музыка, а слушание музыки не прекращается ни на минутку!

Ученик должен тренировать внимание. Очень полезно играть с закрытыми глазами. Это помогает сосредоточить слух. Анализ качества игры будет более острым. Все имеющиеся «погрешности» будут услышаны лучше, т.к.при такой тренировке обостряется слуховое восприятие.

Увлечь ученика к игре мелодии, раздуть у него огонёк отзывчивости можно путём сравнений и сопоставлений. Музыка может подсказать воображению зрительные впечатления. Можно использовать и словесные потекстовки, как для маленьких детских пьес, так и для развёрнутых крупных форм. Необходимо воспитывать в ученике любовь к творчеству. В.А. Сухомлинский писал: «Втискивая в голову детям готовые истины, учитель не даёт ребёнку возможности даже приблизиться к источнику мысли и живого слова, связывает крылья мечты, фантазии, творчества…»

Все методы сравнений и сопоставлений очень важны при работе над художественным образом в поизведении, но необходимо обращаться и к игровому аппарату исполнителя. Используя смену положения кисти на струнах, возможно придать различную окраску каждой части произхведения. Умение темброво разнообразить звучание голосов, способствует созданию музыкальной перспективы. Одним из важных этапов игры является работа пальцев рук – их чувственность, опора, нажим, артикуляция. Работа над игровым аппаратом, это одна из важных и труднейших задач исполнителя.

При разборе музыкального произведения главное, погрузить сознание ребёнка в ту атмосферу, эпоху в котором было написано музыкальное произведение, детально разобрать его строение, сделать тональный план, определить кульминацию. Определить при помощи каких средств выразительности и технических приёмом будет показана главная тема, разработка. Для качественной игры необходимо изучить произведение «изнутри». Значительное место в работе над произведением занимает анализ. Необходимо всё понять, ведь понять, это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Восприятие музыки неотделимо от формы. Горячая эмоциональная отзывчивость на музыку не только не находится в противоречии, но наоборот, получает почву благодаря умному логическому анализу. Надуманность гасит творческое пламя, обдуманность – возбуждает эмоциональные творческие силы. В анализе не может быть какой-то особой схемы. В каждом произведении есть неповторимые черты, придающие ему индивидуальность, прелесть. Найти их и преподнести – задача педагога. Грамотное использование учеником методов и приёмом, это залог профессиональной и эмоциональной игры. Задача педагога помочь раскрыть произведение, направить в «нужное русло», но при этом дать ему возможность самому представить содержание произведения, узнать его мысли и желания. Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный мир, развивать эмоциональность и отзывчивость.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЗЬМОЛОВСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок проведенный с ученицей 4 класса Малова Арина (возраст 10 лет).

Тема: Работа над художественным образом в произведениях»

Преподаватель Добровольская Т.И.

дер. Лесколово

2017 г.

Тема урока : «Работа над художественным образом в произведениях»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа.

Задачи урока:

Образовательные:

    закрепить навыки умения играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем;

    познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица;

    поиск исполнительских приёмов для передачи музыкального образа.

    способствовать расширению музыкального кругозора.

Развивающие:

    способствовать развитию творческих способностей (артистизм);

    развивать музыкальный слух, память, внимание, внутреннюю культуру;

    развивать эстетические и нравственные чувства;

    развивать музыкальную эрудицию, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса;

    способствовать развитию углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении;

    способствовать развитию познавательной деятельности, креативного мышления.

Воспитательные:

    формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

    воспитывать музыкальный вкус;

    содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.

Методы обучения:

    метод сравнения;

    наглядно-слуховой метод;

    метод наблюдения за музыкой.

    метод размышления о музыке

    метод эмоциональной драматургии;

    словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;

    метод музыкального обобщения;

    метод пластического моделирования.

Репертуарный план урока:

1. Гамма E dur

3. С. Баневич «Солдатик и балерина»

План урока:

1.Организационный момент

2. Работа над гаммой.

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала.

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Введение.

Музыкально-художественные образы учащегося, это живые, одухотворённые, активно и динамично развивающиеся «явления», с которыми он вступает в невербальный контакт, испытывая чувство духовного удовлетворения в процессе этого общения. Поэтому важнейшим моментом развития когнитивных (познавательных) способностей можно считать воспитание в ученике исполнительской самостоятельности - умения по-своему интерпретировать произведение, создавать и развивать свои музыкально-художественные образы, самостоятельно находить технические приёмы для воплощения своего замысла.

Неоспоримо понятие, что музыка - это особый язык общения, музыкальный язык, подобно языку немецкому, английскому и т.п. Увлечённый своим делом, грамотный педагог старается донести эту точку зрения до своих учеников, сформировать ассоциативную связь между музыкальными и художественными произведениями, сравнивая пьесы со стихами, сказками, рассказами и повестями. Конечно же, не следует понимать язык музыки в прямом смысле как язык литературный. Выразительные средства и образы в музыке не столь наглядны, конкретны, как образы литературы, театра, живописи. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал А.Н.Серов, - музыки не было бы на свете» .

Поскольку мы говорим о создании и развитии художественного образа, необходимо определить, что подразумевается под понятием «содержание музыкального произведения». Общепринятым понятием является то, что содержание в музыке составляет художественное отражение музыкальными средствами человеческих чувств, переживаний, идей, отношений человека к окружающей его действительности. Любое музыкальное произведение вызывает некие эмоции, мысли, те или иные настроения, переживания, представления. Это и является художественной составляющей музыкального сочинения. Но, безусловно, при его исполнении нельзя упускать из вида и техническую сторону музицирования, поскольку небрежное исполнение музыкального произведения не способствует созданию желаемого образа у слушателя. А значит, перед педагогом и учащимся встаёт довольно сложная задача - соединить эти два направления при работе над музыкальным произведением, синтезировать их в единый системный, целостный подход, метод, где раскрытие художественного содержания неразрывно связано с успешным преодолением возможных технических сложностей.

Ход урока:

1. В начале урока проигрываем гамму Ми мажор. Еще раз проигрываем гамму уточняя аппликатуру. Далее происходит работа над гаммой в терцию и дециму. Особое внимание обращается на динамические оттенки в проигрывании гаммы.

Далее идет работа над аккордами и арпеджио руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. Работа над арпеджио в динамическом плане над короткими, ломаными и длинными.

В работе над аккордами добиваемся плавного яркого звучания и активности пальцев при взятии аккордов из инструмента и последующего его переноса.

Игра D7.

Домашнее задание.

Полифония - главное в воспитании ученика (Нейгауз). Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения

По общему настроению инвенция Фа мажор близка части "Gloria" ("Слава") из баховской Мессы си минор. В основе инвенции - тема, сначала поднимающаяся по ломаному трезвучию (фа-ля-фа-до-фа-фа), а затем спускающаяся (фа-ми-ре-до, ре-до-сиb-ля, сиb-ля-соль-фа). Тема радостная, легкая, быстрая. Здесь можно говорить о множестве риторических и символических фигур. Сам контур темы - восхождение по трезвучию и гаммообразный спуск соответствуют строфе хорала "Христос лежал..." - "Хвалите Господа", в то же время спуск - это трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. Радостная, легкая и быстрая тема содержит восхождения и спады - возникают ассоциации с полетом ангелов. С 4-го такта появляется перезвон колокольчиков - славление Господа (ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до) - снова трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. В 15 такте в нижнем голосе и в 19 такте в верхнем голосе резко высвечивается интервал нисходящей уменьшенной септимы - символ грехопадения. В тактах 5-6, 27-28, 31 появляется параллельное движение секстами - символ довольства и радостного созерцания.

Инвенция написана в 3-х частной форме - 11+14+9 тактов.

Первый раздел, начавшись в Фа мажоре, заканчивается в До мажоре. Второй раздел, начавшись в До мажоре, заканчивается в Си-бемоль мажоре. Третий раздел, начавшись в Си-бемоль мажоре, заканчивается в Фа мажоре.

Полифоническая особенность этой своеобразной фуги - каноническая имитация. Однако этот канон, идущий вначале строго в октаву, перескакивает в нижнюю нону (в 8 такте), а в такте 11 прерывается.

Показ и работа с ученицей над фрагментами произведения. Работа над динамическим планом, работа над созданием образа «полёта ангелов».

Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

3. С.Баневич «Солдатик и балерина».

Проигрывание произведения наизусть. Диалог с учеником о его мнении по поводу сыгранного произведения.

Рассказ по сказке Г.Х. Андерсена об истории оловянного солдатика. Создание образа оловянного солдатика и балерины. Их взаимоотношений.

Показ и работа с учеником над фрагментами в музыкальном произведении и создании музыкального образа для данного фрагмента. Работа над динамическим планом в произведении. Работ над педализацией.

4. И. Парфёнов «В весеннем лесу»

Проигрывание произведения наизусть. Разбор с учеником удавшихся и неудавшихся моментов.

Диалог с учеником о его представлении весеннего леса, для более детальной работы над фрагментами в произведении.

Работа над динамикой и педализацией в произведении.

ИТОГИ УРОКА: рефлексия (анализ деятельности) и саморефлексия (самоанализ)

Что успели сделать

Что не успели, что доделать

Что понял, что не понял

Чему научился

Что было трудно, что не очень. Анализ своих ошибок.

Эмоциональные итоги: что понравилось, как настроение.

Отметка 1-5

Оценка - общее впечатление

Вывод: Цель урока достигнута, не достигнута.

Заключение

Самоанализ урока: Мы считаем, что урок удался, а цель урока -работа над художественным образом в произведениях была достигнута. В конце урока на контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции. Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач (текстовых, технических, интонационных и др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере, например, на задаче правильного интонирования.)

Данный тематический урок ценен именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и напряжённости у ребёнка и преподавателя. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Учащаяся показала умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением неточностей и ошибок в исполнении. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Ученица на уроке показала своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.