Роман "Обломов". Характеристика героев произведения. Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома. Илья Ильич не ходит на работу и не сидит за бумажками в здании, он зарабатывает себе на жизнь при помощи других, таких же глупых и недалеких людей. Обломов мечтает вечно сидеть на диване в любимом халате и не волноваться о «глупых» проблемах. Обломов ленивый и мечтательный человек. Однажды он влюбляется в Ольгу Ильинскую, которая хочет всеми силами его изменить, но даже любовь не может его исправить.

Штольц - лучший друг Обломова, знакомый с ним с детства и полная ему противоположность. Ему чуждо лежание на диване и мечтания о лучшей жизни и прекрасном будущем. Андрей Иванович рассчитывает только на свои силы и на собственные умения. Он постоянно идет в перед и старается дойти до своей вершины. Он не понимает, как можно проживать жизнь на одном месте, не путешествовать и не расти. Но, не смотря на это, Штольц ценит Обломова за его чистое искрение сердце и всеми силами старается помочь ему и финансово и в любовных делах.

Ольга Ильинская - молодая прогрессивная помещица 20 лет. Она умная, красивая, эмоциональная девушка, которая берет из жизни все самое лучшее. Ольга похожа на Штольца своими убеждениями и нравом. В тот момент, когда она знакомиться с Обломовым, она замечает человека, который не хочет что-то менять и полагается только на судьбу и мечты. Она не считает хорошим время провождение лежанием на диване, и предаваться грезам. Поэтому после Ильинская тратит все свои силы на изменение Обломова, но даже у нее ничего не выходит.

Агафья Пшеницына - не богатая помещица, лет 30, которая осталась вдовой с двумя маленькими детьми. Она владелица дома, где проживает Илья Ильич. Агафья очень вкусно готовит, хорошо убирает дом, также отлично шьет, в общем, является отличной хозяйкой. Матвеевна тихая, добрая, скромная женщина и одновременно недалекая и глупая. Она предпочтет помолчать и просто согласиться, чем выражать свою точку мнения. Агафья стареться, все сделать для Обломова, она заботиться о нем как мать и ребенке. А после в конце приобретает роль жены для своего съемщика.

Захар – слуга Обломова 50 лет. Он знаком с хозяином с самой молодости и работает у него довольно большое количество времени. Современен по службе у господина Захар стал таким же ленивым и ворчливым как хозяин. Он постоянно жалуется, ноет на ужасные условия, и обманывает Илья Ильича. Захар Трофимович может обокрасть Обломова как в плане денег, как и еды. Слуга представитель старого порядка и считает, что до самой смерти должен служить только одному господину. Он так и остается преданным даже после смерти своего хозяина.

Анисья – кухарка в квартире помещика Ильи Ильича Обломова, ей 47 лет. Она трудолюбивая женщина, добрая, ласковая, тихая и довольно скромная. Анисья не глупый и недалекий человек, она намного умнее слуги Захара. Кухарка видит, что Обломов зря тратит жизнь на диване в халате, отдаваясь несбыточным грезам. Агафья понимает, что жить как дворянин нельзя, так можно и всю жизнь пропустить. Но несмотря на свои противоречивые мысли, она не говорит об этом хозяину и продолжает заботиться о нем и помыкать перед его приказами.

Мухояров родной брат хозяйки дома Агафьи Пшеницыной. Он немало времени проработал секретарем в канцелярии, и за всю свою службу Мухояров накопил довольно приличную суму денег при помощи взятки. Бывший секретарь наглый и хитрый человек, который сможет продать своих близких за небольшие гроши. Если плохо знать этого человека или посмотреть на него со стороны, можно сказать что он тихий, мелкий и жалкий человек, который боится, поднять голову на дворянина. Но в душе Мухояров как говорилось довольно умный и самовлюбленный человек.

Волков - знатный дворянин, первый гость в доме Обломова 25 лет. Он модный, богатый человек, который прожигает всю свою жизнь не на диване в халате отдавая мечтам, а на различных шумных посиделок со знатными людьми. Он носит только лучшую одежду и украшение, разговаривает только о "высоких" вещах и проблемах. Волков бывает на всех светских встречах, представлениях, театрах и различных вечерах. Для дворянина мнение знатной толпы более важно, чем его желания. Волков готов забыть о своих интересах, лишь ради уважения от других людей.

Судьбинский – он бывший сослуживиц Обломова по канцелярии и является вторым гостем в доме Илья Ильича после Волкова. Он тратит свою жизнь не на богатые светские вечера, не на обсуждение людей и не проводит свою жизнь в доме в поношенном халате. Судьбинский тратит все свое личное время на собственную карьеру. Работник всеми силами старается получать большие премии и лучшие награды. Это приносит ему не маленький доход, но, не смотря на выгоду, он проживает свою жизнь в четырех стенах своего кабинета.

Пенкин – еще один из знакомых Обломова и третий гость в его доме. Он модный писатель и литератор. Пенкин зарабатывает на написание различных книжек, модных статей в газеты и журналы. Он пишет о различных происшествиях, светских новостях и не бедных личностей. Но несмотря на свою довольно легкую карьеру, Пенкин строчит статьи лишь для выгоды, а не получает от этого ни какого удовольствия. Писатель видит довольно насыщенную жизнь, путешествует по всему миру и видит много нового. Но для Обломова он лишь машина, которая старается выжить все соки из жизни.

Алексеев - давний знакомый Онегина и являться уже четвертым гостем в его съемном имении. Он мелкий чиновник, который зарабатывает малое количество денег и не продвигается по служебной лестнице. Алексеев полностью соответствует соей профессии. Чиновник мелкий тихий человек, который не любит выделять среди других, ему легче вжаться в угол, чтобы его некто не видел. Алексеев не горит своей службой, не путешествует по миру, не любит посещать различные шумные светские вечеринки. Он навещает Илья Ильича только ради бесплатной еды и выпивки.

Тарантьев – пятый гость по счету в доме Обломова, около 40 лет. Он является мелким чиновников, как и Алексеев. За всю свою жизнь Тарантьев не продвинулся ни насколько по своей службе. Чиновник, не смотря на свой низкий титул среди знакомых, наглый, хитрый, а также довольно корыстный человек. Он уже довольно долго обворовывает Обломова с Мухояровым, "выкачивают" из него деньги, пока тот тихо лежит на диване и просто это не замечает. Тарантьев мстительный человек, который не забудет не единого слова с действия и не успокоиться, пока не отомстит.

Доктор Обломова - еще один знакомый Обломова и уже последний по счету гость в его доме. Он лечит Обломова, осматривает его и дает ему различные советы. Доктор не привык обслуживать мелких людей и лечит только дворян и светских личностей. Он один из немногих людей, который не наживает на знакомом, а старается поднять его с дивана и показать, насколько разнообразен мир за окном. Он тихий, сдержанный, но внимательный человек. Доктор предпочтет посоветовать, но не заставлять что-то делать.

Несколько интересных сочинений

  • Граф Илья Ростов в романе Война и мир Толстого образ и характеристика
  • Характеристика и образ Клеща в пьесе На дне Горького сочинение

    В пьесе Максима Горького На дне представлен главный герой - Клещ. Он женат на Анне, которая больна, вскоре она умирает.

  • Образ и характеристика Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Образ Максима Максимыча подробно рассматривается М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» для того, чтобы через характер, миропонимание этого опытного человека раскрыть более подробно образ Григория Печорина.

  • Главные герои повести О Петре и Февронии Муромских

    Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

  • Смысл названия комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

    Изначально Грибоедов хотел назвать собственную комедию «Горе уму», то есть намекал на некий упадок, который неизбежно присутствует в обществе, возможно, как бы предостеречь своих современников от дальнейшего развития событий.

Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.

Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.

Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.

С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.

Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.

Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.

При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.

Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.

Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.

И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.

Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?

Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».

Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.

Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.

Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».

Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.

Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.

План характеристики Обломова

Вступление.

Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум
а) Отношение к знакомым
б) Оценка близких людей
в) Отсутствие образования
г) Незнание практической жизни
д) Отсутствие перспективы

2) Сердце
а) Доброта
б) Гуманность
в) Душевная чистота
г) Искренность
д) «Честное, верное сердце»

3) Воля
а) Апатия
б) Безволие

Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.

Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века
— Черты сходства.
— Черты различия.
б) Обломов, как представитель дореформенного барства.
в) Обломов, как общенациональный тип.

/ Герои романа Гончарова «Обломов»

И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал довольно цельных персонажей. И главные, и второстепенные герои являются представителями современного писателю общества.

Главные герои романа Гончарова «Обломов»

– главный герой романа. Это ленивый, косный представитель мещанства. Большую роль в описании персонажа играет образ дивана, на котором проводит большую часть жизни Обломов. Это символ бездействия и апатии. Автор уделяет внимание причинам такого бездеятельного образа жизни: они кроются в воспитании героя. Детство, в котором Обломова постоянно опекали взрослые, дало свои плоды в зрелом возрасте. И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

– один из главных образов романа, друг Обломова, который является полной его противоположностью. Труд для персонажа является одним из главных жизненных компонентов. Он считает, что без трудолюбия, воплощения всех своих желаний и постоянного развития себя как личности невозможно будущее. Штольц противопоставлен Обломову не только по отношению к труду, но и по душевным качествам. Немец, в отличие от Обломова, грубоват и черств. У него не хватает той душевной теплоты, присущей главному герою. Этот образ находится на пути идеальных и сильных личностей, по мнению автора.

Однако более сильной личностью в произведении является – возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца. Данный образ всегда стремится к развитию, даже больше чем Штольц. Ольга была не особо красива, но всегда уверена в себе. У Ильинской никогда слова не будут не соответствовать действиям. Она человек дела. Героиня искренне пытается изменить образ жизни Обломова, но когда приходит к пониманию того, что у нее ничего не выйдет, расстается с ним. Потому что она не может связать свою жизнь с апатичным человеком. И даже находясь замужем за Штольцем, она скучает, потому что нет такого героя, который бы подошел ее сильному характеру.

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Это жена Обломова, отличающаяся своей добротой и милосердием. Такая героиня – идеал Обломова, оба они представители старого мира. Пщеницыну не интересует ничего, кроме домашнего хозяйства. Она по-настоящему любит Обломова и готова пойти ради него на все. После смерти мужа она теряет часть себя и замыкается.

Второстепенные герои романа Гончарова «Обломов»

Захар – слуга Ильи Ильича, который чем-то похож на своего хозяина. Он ленив и неопрятен. Автор иронично показывает, как все вещи вокруг ломаются или разбиваются. Однако такие черты характера не мешают герою заботиться о своем хозяине. Он, как и Обломов, - представитель старого порядка, при котором хозяин для слуги – всё. Можно сказать, что жизнь Захара находится в связи с жизнью Обломова. Поэтому когда умирает главный герой, умирает душевно и его слуга, за которым все же пытается ухаживать его жена – Анисья.

Анисья – это кухарка Обломова, чем-то похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна.

В произведении выделяется и отрицательные образы, к которым относится и Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Андреевич Тарантьев – такой же бесчувственный аферист и мошенник, готовый на все ради денег. Именно он придумывает план обворовать Обломова, но выполнить этот план одному у него не получается, поэтому он выбирает исполнителя – Мухоярова. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек.

Важны в произведении образы своеобразных двойников Обломова, к которым относятся Волков, Судьбинский и Пенкин. Автор показывает, что их жизнь такая же неполноценная, как и у Обломова. Волков, хоть и не лежит на диване, но также бесполезно ее тратит на развлечения и посещение различных праздников. Судьбинский – воплощение чиновничьей жизни. Он действительно много работает, что помогает ему добиться высокой должности. Однако, по мнению Обломова, эта погоня за карьерой портит всех людей, она не способна сделать человека счастливым. Пенкин – литератор, пишущих обо всем на свете и публикующий бессмысленные и бесчувственные произведения. Герой – олицетворение продажного творчества, что, конечно, не поддерживалось И. А. Гончаровым.

Еще одним гостем в доме Обломова является Алексеев. Это человек, который подстраивается под других и не имеет собственного мнения. Имя его никто не запоминает. Алексеев схож с Обломовым тем, что оба они тихие, непримечательные люди.

Важным образом среди второстепенных героев является доктор Обломова, который лечит только состоятельных людей. Он дает совет главному герою: жить по общественным правилам того времени. Однако, по сути своей, он предлагал Обломову поменять диван на такие же бесполезные вещи.

Таким образом, И.А. Гончаров показал не только «обломовщину», но и то общество, в котором формируется данное явление.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Фамилия Обломов значащая (от глагола «обломиться», «ломаться»): Обломов сломлен жизнью, пасует перед ее трудностями и проблемами. Имя Обломова - Илья Ильич - самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков О. находит в нем конечное завершение. Сын Обломова, Андрей, названный в честь Штольца, должен, по замыслу Гончарова, положить начало новому типу прогрессивного и нравственного деятеля возрождающейся России. Образ Обломова стал нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает черты ярко выраженной асоциальное, пассивности и эскапизма. Принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Обломов рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца». Портрет Обломова также двойствен: «приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи» в лице; мягкость движений и грация, и вместе с тем тело «казалось слишком изнеженным для мужчины». Обломов, по выражению Штольца, «наспал свои недуги»: «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд», «дряблые щеки», на него нападает нервический страх: его пугает окружающая тишина.

Одежда Обломова - его халат, «восточный, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него». Халат становится символом лени Обломова. Штольц и Ольга Ильинская стремятся вытащить Обломова из халата, но, когда Обломов окончательно сдается, отказывается от жизненной борьбы, бежит от любви к Ильинской в сон и привычное безделье, халат вновь облекает его тучное тело. Другой непременный атрибут лени Обломова - диван, на котором Обломов проводит все дни от рассвета до заката в мечтаниях, полудреме и сне. Обстановка обломовской квартиры - свидетельство упадка, пренебрежения окружающими вещами, апатии и безволия: «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки». (Ср. с описанием комнаты Плюшкина) Судьба Обломова - череда неудач, разочарований и жизненных поражений: в детстве он учился кое-как, ибо учение считал «за наказание, ниспосланное небом за наши грехи», по окончании образования «голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий», «как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний»; служба Обломова не удалась, так как он не видел в ней смысла и робел в присутствии начальства, когда же однажды случайно отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, слег в постель, а после с перепугу подал в отставку; любви Обломов не испытал, ибо «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Дальнейшую жизнь Обломов посвятил плану устройства имения и управления крестьянами, впрочем, его идеи ограничивались пылкими мечтаниями на диване, здесь же Обломов, подобно Манилову, предавался «наслаждениям высоких помыслов», исполнялся презрения «к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу», загорался «желанием указать человеку на его»Шв. Но порывы Обломова кончались переменой двух-трех поз на диване, наступало отрезвление, и Обломов день за днем следил, как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна.

Сон Обломова- пародийно-ироническая идиллия «золотого века», безмятежного существования жителей Обломовки, того образа жизни, который сформировал характер Обломова: вялый, нерешительный, пассивный, неспособный к жизненным испытаниям. Обломовка - благословенный, тихий и счастливый край («ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там»), далекий и от столичных, и от губернских городов (ближайшая пристань Волги все равно что Колхида или Геркулесовы Столпы). Интересы семьи Обломовых сосредоточены на еде, домашних заботах и сне (послеобеденный сон - «истинное подобие смерти», когда спит весь дом, вся деревня). Отец Обломова «день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду». Хозяйством никто не занимается, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву; присланное в Обломовку письмо четыре дня не распечатывают, опасаясь дурных вестей. Обломова-ребенка балуют, не отпускают ни на шаг, подавляют живость и резвость: слуги Васька, Ванька, Захарка все делают за Обломова. Он рос, «как экзотический цветок в теплице. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли увядая». В Обломове воспитали лень, барство, презрение к крепостным слугам (Захар натягивал 14-летнему О. чулки, «а чуть что покажется ему не так, то он подает Захарке ногой в нос»), что заложило основы «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни. (См. статью Н.А.Добролюбова «Что такое «обломовщина»?») Вопреки воспитанию, Обломов обладает способностью глубокого проникновения в суть вещей, вытекающей из его природной наблюдательности. Обломов в споре со Штольцем справедливо критикует внутренне бесплодную деятельность дворян его круга: погоню за чинами, лицемерие, суету, сплетни светского общества, лживость, зависть, злобу, скуку. По существу, подобная деятельность сродни обломовскому безделью: она так же порочна. Взамен Обломов провозглашает собственный идеал, правда, этот идиллический идеал - подновленная и перелицованная «обломовщина» обломовцев, невозможная в действительности утопия: «обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия…».

Гончаров подвергает Обломова испытанию любовью. По выражению Добролюбова, «русский человек на рандеву» терпит фиаско. Обломов повторяет в этом смысле путь Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Тентетникова. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, родственную ему эстетическую натуру (ср. имена влюбленных: Илья Ильич - Ильинская). Поначалу, под влиянием любви, Обломов вылезает из халата, начинает верить в будущее, но заботы о переустройстве имения в связи с женитьбой пугают его, он перекладывает ответственность с себя на Мухоярова и Затертого, жуликов и мошенников, избегает Ольги (разлившаяся Нева служит непреодолимым препятствием для свиданий с ней), возвращается к спокойной жизни, дивану и халату, отдается заботливым попечениям хозяйки квартиры Агафьи Матвеевны Пшеницыной, так что Ольга Ильинская отвергает его робкую, зависимую, безвольную натуру как не отвечающую ее идеалу подлинной личности: «Ты кроток, честен, Илья, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого…» Языком любви Ольги и 0бломова были цветы, природа, книги; в сближении 0бломова с Агафьей Матвеевной главную роль играют «круглые локти» хозяйки, «еще с ямочками» (Н.Пруцков). Обломов смотрит на Пшеницыну с таким же удовольствием, как «на горячую ватрушку». Постепенно Обломов превращается в «ком теста».

Мухояров и Тарантьев, воспользовавшись душевной добротой, терпимостью и неопытностью Обломова, пригрозили ему скандалом и заставили подписать фальшивое заемное письмо, данное вдове Пшеницыной, чтобы доходы с имения Обломова шли им в карман. «Голубиная» натура Обломова, таким образом, способствует тому, что вокруг Обломова «мельтешат» обманщики всех мастей. Штольц, как добрый ангел-хранитель Обломова, спасает его от Мухоярова и Тарантьева, возвращает доход с имений. Агафья Матвеевна Пшеницына заботится об Обломове, вкусно и обильно кормит его. Обломов достигает своего идеала, «хотя без поэзии, без тех лучей, которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…» Обломов получает два апоплексических удара и умирает. Трагизм образа Обломова в том, что «борьба внутренних сил в нем самом» (Цейтлин) кончается поражением. Обломов не в силах возродиться к новой жизни, гибельная природа «обломовщины» предначертала его жизненный путь (Пруцков). Сын Обломова, Андрей, отданный на воспитание Ольге Ильинской и Штольцу, должен соединить в себе доброту, «голубиное незлобие» Обломова и Агафьи Матвеевны Пшеницыной и практичность, деятельный дух, обращенность к высоким идеалам Штольца и Ольги Ильинской.

Имя: Илья Обломов (Iliya Oblomov)

Страна: Россия

Создатель:

Деятельность: помещик

Семейное положение: женат

Илья Обломов: история персонажа

Роман посвящен характерному для русского человека состоянию. Он описывает героя, впавшего в личностный застой и апатию. Произведение подарило миру термин «обломовщина» – производное от имени персонажа повествования. Гончаров создал яркий образец литературы XIX века. Книга оказалась вершиной творчества писателя. Роман входит в школьную программу русской литературы и не теряет актуальности, хотя с момента создания прошло два столетия.

История создания

«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.


Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.

Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.


На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения . Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.

Биография

Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.


По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.

Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.


Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал и продолжил . Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.

Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.


Является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей.

Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.


Стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской.

Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.


Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.

Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада.


Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.

  • В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
  • Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.

  • Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
  • Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.

Цитаты

Несмотря на леность, Обломов проявляет себя образованной и тонко чувствующей личностью, глубоким человеком с чистым сердцем и добрыми помыслами. Бездействие он оправдывает словами:

«…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание».

Внутренне Обломов силен для совершения поступка. Главным шагом к изменениям в его жизни становится любовь к Ильинской. Ради нее он способен на подвиги, одним из которых становится прощание с любимым халатом и диваном. Вполне возможно, что предмет, способный столь же сильно заинтересовать героя, просто не нашелся. А раз нет интереса, зачем забывать об удобствах? Поэтому он критикует свет:

«...Дела то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроются пустота, отсутствие симпатии ко всему!..»

Обломов в романе Гончарова предстает одновременно лентяем с негативной окраской и возвышенным персонажем с поэтическим дарованием. В его словах сквозят тонкие обороты и выражения, которые чужды трудяге Штольцу. Его изящные фразы манят Ильинскую и кружат голову Агафье. Мир Обломова, сотканный из мечтаний и снов, строится на мелодике поэзии, любви к уюту и гармонии, душевному спокойствию и благости:

«...Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран».