Главные герои романа И. Гончарова "Обыкновенная история". Роман «Обыкновенная история Главные герои произведения обыкновенная история

Роман «Обыкновенная история» Гончарова была написана в 1847 году, став первым серьезным произведением писателя. Книга раскрывает изменения в характере и мировоззрении героя под влиянием жизненных обстоятельств и социальных перемен.

Главные герои

Александр Адуев – молодой человек, мечтательный, наивный, который меняется под влиянием дяди.

Петр Иванович Адуев – богатый дядя Александра, сухой, прагматичный человек.

Другие персонажи

Анна Павловна Адуева – небогатая помещица, мать Александра, добрая и любящая женщина.

Сонюшка – влюбленная в Александра девушка, его соседка в деревне.

Александр Поспелов – близкий друг Александра.

Наденька Любецкая – питерская невеста Александра, умная своенравная девушка.

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Ивановича Адуева, добрая, открытая женщина.

Сурков – компаньон Петра Ивановича, ветреный мужчина, большой любитель женщин.

Юлия Павловна Тафаева – молодая вдова, романтическая, возвышенная женщина, невеста Александра.

Костяков – опустившийся старик, с которым Александр ловил рыбу.

Лиза – юная девушка, дачница, влюбленная в Александра.

Евсей – камердинер Александра Адуева, который жил с ним в Петербурге.

Часть первая

Глава 1

« Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой » в доме с раннего утра начались хлопоты. Все готовились к отъезду в Петербург единственного сына помещицы – молодого человека Александра.

Анна Павловна согласилась отпустить сына « в Петербург на службу, или, как она говорила, людей посмотреть и себя показать », но предстоящая разлука давалась ей очень тяжело. Она принялась уговаривать Александра остаться в родных Грачах, жениться на Сонюшке – дочери Марьи Карповны, и спокойно жить, наслаждаясь красотами природы.

Однако Александру наскучил тесный домашний мирок – он мечтал о славе и блестящих подвигах во славу Отечества. Будущее представлялось ему в самых радужных красках – « о горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху ».

На прощальный обед приехали сосед Антон Иванович, священник, Марья Карповна с дочерью Соней, а также близкий друг Александр Поспелов. Юноша простился с Соней, пообещав ей вернуться и устроить их счастье. В подарок от нее он получил « волосы и колечко ».

Вместе с барином в Петербург отправился и его камердинер Евсей, возлюбленный ключницы Аграфены.

Глава 2

Приехав в Петербург, Александр первым делом навестил своего дядю Петра Ивановича Адуева – важного чиновника, который « слыл за человека с деньгами». Поначалу старший Адуев велел передать, что его нет дома, и он вернется только через три месяца, но, вспомнив доброту Анны Павловны, решил принять племянника.

Петр Иванович взялся обучать юношу правилам поведения в светском обществе, рассказывал об особенностях петербургской жизни. Александр сравнивал Петербург с провинцией, и эти сравнения были не в пользу города на Неве: люди здесь были равнодушны, дома – однообразны, не было простора и красот природы. Дядюшка поделился с Александром, что здесь такие понятия как «любовь» и «дружба» имеют совсем иную ценность, и посоветовал выбросить волосы и колечко Сони, чтобы сосредоточиться на важных вещах.

Петр Иванович устроил Александра в отделение департамента. Узнав, что племянник пишет стихи, он велел ему бросить это глупое занятие, а вместо рифмоплетства заняться переводами немецких статей о сельском хозяйстве, которые принесут ему дополнительный доход.

Глава 3

За два года жизни в Петербурге Александр « очень изменился, возмужал ». Он научился « владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения ». Продолжая служить в департаменте, юноша писал очерки, повести, стихи. Он не оставил мечты о любви, и спустя некоторое время признался дядюшке, что влюблен в очаровательную Наденьку Любецкую.

Петр Иванович посоветовал ему жениться не по любви, а с расчетом, « ведь любовь пройдет – это уж пошлая истина ». Он также признался, что сам планирует вскоре связать себя узами брака.

Глава 4

« Жизнь Александра разделялась на две половины »: по утрам он работал в департаменте, а по вечерам бывал на даче у Любецких. Его избранница « была не красавица и не приковывала к себе мгновенно внимания », однако Александр полюбил ее за « ум пылкий, сердце своенравное и непостоянное ».

Мать воспитывала Наденьку сама, без гувернантки, и всячески баловала ее. Она была одной из тех бесхитростных и добрых женщин, « которые находят прекрасным все, что ни делают детки ». В результате Наденька « распоряжалась и собою, и маменькою, и своим временем, и занятиями, как хотела ».

В сумерках влюбленные уединялись в густом саду, чтобы помечтать о будущем. Наденька боялась, что эти счастливые минуты больше никогда не повторятся, но Александр неизменно уверял ее в вечности их чувства. Счастливый, он уплывал к себе на рассвете, чтобы утром вновь пойти на службу.

Глава 5

Достигнув « апогея своего счастия », Александр забросил службу и свои литературные труды. Дядюшка « советовал бросить пустяки », но юноша в ответ только улыбался и молчал. Петр Иванович предупредил, что не будет давать ему денег. Однако это не испугало влюбленного юношу, который искренне считал, « что он один на свете так любит и любим ».

Александр вновь стал писать стихи, которые публиковал в журнале под другим именем. Однажды он послал и повесть, но ее вернули обратно с пожеланием больше трудиться.

Незаметно прошел год, назначенный Наденькой в качестве испытательного срока. Александр был готов переговорить с ее матерью о предстоящей женитьбе, но все изменилось с появлением молодого, красивого и обходительного графа Новинского, который быстро вскружил голову девушке.

Узнав, что Любецкие вернулись с дачи в город, Александр решил объясниться с Наденькой. Так он узнал, что она полюбила другого и не собирается выходить за него замуж. Оставшись наедине, несчастный влюбленный « начал рыдать громко, но без слез ».

Глава 6

Петр Иванович объяснил племяннику, что Наденька не виновата, что полюбила другого. Он посоветовал Александру отвлечься от грустных мыслей, занявшись полезным делом.

Часть вторая

Глава 1

Прошел год, и Александр постепенно « перешел от мрачного отчаянья к холодному унынию ». Он сменил свою ненависть к Наденьке и графу на глубокое презрение. Ему даже « нравилось играть роль страдальца » – молодая жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, сочувственно слушала его жалобы и утешала, как могла.

Женщина оказалась между двумя полюсами – холодным и расчетливым супругом, обеспечивающим ей достойную жизнь, и страстным племянником, готовым пойти на любые безумства ради любви. Лизавета Александровна и сама готова была пройти любые испытания, лишь жить полной жизнью.

В своих страданиях Александр дошел до того, что стал презирать всех людей. Дядюшка привел его в чувство, обвинив в неблагодарности по отношению к другу Поспелову, дяде, тете и даже матери, которой тот не писал уже несколько месяцев. Лизавета Александровна взяла с него обещание творить, а Петр Иванович посоветовал не заниматься глупостями, а направить свою энергию на достижение финансового благополучия, после чего выгодно жениться.

Глава 2

После разговора с дядей Александр решил избрать свой собственный путь, чтобы пройти по нему « не робкими, а твердыми и ровными шагами ». Он с азартом принялся работать над повестью, но Петру Ивановичу она не понравилась. Он решил отправить повесть в журнал под своим именем, но ему сказали, что произведение написано молодым человеком, озлобленным на весь мир и с фальшивыми ценностями. Разуверившись в собственном таланте, Александр в сердцах сжег все свои литературные труды.

Петр Иванович попросил племянника об одолжении. Его компаньон Сурков, большой любитель женщин, стал тратить крупные суммы на свое новое увлечение – прекрасную вдову Юлию Павловну Тафаеву. Александр должен влюбить в себя вдовушку, и тогда « капитал останется цел, заводские дела пойдут своим чередом ». Юноша нехотя согласился.

Глава 3

Юлии Павловне было около двадцати трех лет. Она была слабонервной молодой женщиной, но при этом очень хорошенькой, умной, мечтательной. Будучи воспитана на французских романах, Юлия была вынуждена в раннем возрасте выйти замуж за скучного, но обеспеченного и всеми уважаемого человека. Ее брак продлился пять лет.

Александр и Юлия понравились друг другу, поскольку обладали схожими характерами. Вскоре Сурков, увидев, что вдова увлечена не им, охладел к ней. Петр Иванович поблагодарил племянника « за дружеское усердие », но тому было совестно признаться, что он по-настоящему влюблен в Юлию.

Молодые люди решили пожениться, но спустя два года Александр устал от этих отношений. Юлия не могла смириться с мыслью, что жених разлюбил ее. В дело пришлось вмешать Петру Ивановичу, который объяснился с вдовой. Он предложил Александру выбросить любовь из головы и « заняться чем-нибудь поважнее ».

Глава 4

Александр уже три месяца не появлялся у дяди. Узнав, что племянник все время « играет с какими-то чудаками в шашки или удит рыбу », Петр Иванович забеспокоился. Он попробовал встряхнуть Александра, вернуть его к жизни, но все напрасно. После разрыва с Юлией молодой человек разочаровался в любви и дружбе, утратил смысл жизни. Все чаще он стал склоняться к мысли, что нужно было оставаться в своем уезде и жениться на Софье.

Александр « искал беседы людей с желчным, озлобленным умом, с ожесточенным сердцем », или людей гораздо ниже его по развитию или социальному статусу. Так он познакомился с опустившимся стариком Костяковым, с которым частенько ловил рыбу. Однажды, во время рыбной ловли, Адуев увидел пожилого мужчину с дочерью – прекрасной юной девушкой по имени Лиза. Александр старался избегать общества Лизы, но тем самым невольно влюбил ее в себя.

Несмотря на равнодушие по отношению к девушке, Александр все же согласился на свидание с ней. На следующий день вместо Лизы в беседке оказался ее отец, не веривший в порядочность молодого человека. После неприятного разговора у Александра брызнули « слезы из глаз, слезы стыда, бешенства на самого себя, отчаяния ». Сознание собственного ничтожества привело Адуева к мосту, но он так и не решился покончить жизнь самоубийством.

Лиза ждала Александра до поздней осени, в то время как он спокойно рыбачил со стариком Костяковым в другом месте.

Глава 5

Со временем Адуев забыл и Лизу, и ее отца, он « опять стал покоен, даже весел ». Однажды Лизавета Александровна пригласила его на концерт, и, слушая прекрасную музыку Паганини, молодой человек с грустью вспомнил свои ушедшие годы.

После концерта тетка вызвала Александра на откровенный разговор, и тот признался, что давно ищет душевного покоя, но никак не находит его. Он считал, что к его тоске причастен дядюшка, и по его вине он в двадцать пять лет состарился душой, потеряв веру в дружбу, любовь и собственный талант. Однако Александр не держал зла на дядю, который с самого начала предупреждал его обо всех сложностях жизни в Петербурге.

Спустя две недели Александр принял решение уйти в отставку и « ехать в деревню ». Он простился с городом, в котором утратил все свои мечты, надежды и жизненные силы.

Глава 6

Анна Павловна едва узнала своего сына, когда тот вернулся в родной дом. Жалкий, изможденный вид Александра настолько поразил женщину, что она « горько заплакала ».

Увидев Аграфену, Евсей « остановился как окаменелый, и смотрел на нее молча, с глупым восторгом » – даже спустя столько лет разлуки их чувства не остыли.

Мать мягко расспрашивала Александра о его жизни в Петербурге, но « но никак не могла добиться причины, отчего он стал худ, бледен и куда девались волосы ». Евсей уверял хозяйку, что молодой барин похудел и подурнел из-за дороговизны в городе.

Устав от мудреной жизни в Петербурге, Александр смог отдохнуть в провинции и обрести душевный покой. Так прошло полтора года, и он начал чувствовать скуку и желание вернуться в шумную столицу. Он написал тетке письмо, в котором признался, что позабыл все свои мечты и готов к реалиям жизни.

Эпилог

« Спустя года четыре после вторичного приезда Александра в Петербург » некогда подтянутый и молодцеватый Петр Иванович « как будто опустился ». Он в полной мере осознал, что его сухость по отношению к жене подорвала ее хрупкое здоровье, сделала жизнь пустой и бесцветной. Петр Иванович решил продать завод, отойти от дел и все время уделять Лизавете Александровна.

В гости к дядюшке зашел Александр – за это время он « пополнел, оплешивел» , налился румянцем. Он дослужился до коллежского советника, получил крест. Александр объявил о своем намерении жениться. Его невеста очень богата, хороша собой, а больше ему ничего и не нужно. Александр признался, что все его увлечения были ошибками молодости. Петр Иванович был очень горд племянником, и даже разрешил в первый и последний раз обнять себя.

Заключение

В произведении показана неизбежность перемен в человеке под воздействием социума. Чистый и наивный юноша утрачивает все свои мечты и полностью меняет мировоззрение, чтобы соответствовать требованиям столичной жизни.

Пересказ «Обыкновенная история» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 176.

ИВАНКИН В. И.

О КНИГЕ ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Я прочитал этот роман в следующем издании: Гончаров И. А. Обыкновенная история. – М.: Правда, 1981. – 352 с.
Прежде не могу не отметить вступительную статью Н. Юргеневой.
Всего лишь 12 стр., а содержание и идея романа отражены точно. Так что, если нет времени прочитать роман полностью, то прочитав вступительную статью, можно получить правильное представление о нем.
У меня было время, я прочитал роман полностью. И подтверждаю адекватность вступительной статьи.
Хотя вступительная статья написана в советское время и в соответствии с принципом социалистического реализма должна была бы давать твердые рекомендации, как разоблачать буржуазный порядок, такового во вступительной статье не случилось.
Наоборот, Н. Юргенева предлагает читателю самому разобраться в прочитанном:
«Так где же правда? Где истинный путь для умных, предприимчивых и деловых современников Гончарова? Кого им выбрать в друзья, кого взять примером для подражания – дядюшку или племянника?
Ответом на эти вопросы служит вся эта книга в целом».

Здесь представлена моя попытка разобраться в указанных проблемах.
Главные герои книги: Александр Адуев и Петр Иваныч Адуев, соответственно: племянник и дядюшка.
Но громадную роль в понимании этих родственников сыграла жена Петра Иваныча – Лизавета Александровна:
«Она была свидетельницей двух страшных крайностей - в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения».
Роман «Обыкновенная история» - своеобразный мастер-класс дядюшки о том, как жить.
Рассмотрим результаты этого «обучения», проанализировав Диалоги племянника с дядей и тетей.

Диалог 1 Суждения племянника и дядюшки о любви во время наставлений дядюшки:
Племянник:
Покинув деревню, племянник взял с собой на память волосы любимой девушки и кольцо – «вещественные знаки невещественных отношений».

Дядюшка:
«И это ты вез за тысячу пятьсот верст?...Лучше бы ты привез еще мешок сушенной малины: ту по крайней мере в лавочку сбыли …».
Племянник:
Племянник неистово ревнует к девушке, которую, как ему, кажется, безумно любит. Неудержимо рвется к дуэли.

Дядюшка:
Дядюшка предлагает другую «дуэль»: «не надо было грубиянить..», а отвечать на любезность соперника «вдвое, втрое, вдесятеро …», а любимую девушку «не раздражать упреками, снисходить к ее капризам, показывать вид, что не замечаешь ничего, что даже у тебя и предположения об измене нет …». Надо все время находиться вместе с ними и исподволь «открывать и поражать слабые стороны соперника».

Племянник:
«Презренные хитрости! Прибегать к лукавству, чтоб овладеть сердцем женщины …». «Вы не знаете мучений! Вы не любили никогда, если думали помешать мне этой холодной моралью … в ваших жилах течет молоко, а не кровь …».

Племянник:
«… но разве лестна и прочна любовь, внушенная хитростью?»

Дядюшка:
«Не знаю, лестна ли, это кто как хочет, по мне все равно: я вообще о любви невысокого мнения … мне хоть ее и не будь совсем … Хитрость – это одна сторона ума; презренного тут ничего нет. Не нужно унижать соперника и прибегать к клевете: этим вооружишь красавицу против себя …надо стряхнуть с него те блестки, которыми он ослепляет глаза твоей возлюбленной, сделать его простым, обыкновенным человеком, а не героем …».

Племянник:
«Да мог ли бы я хитрить, если б и умел? … рассчитывать! когда при взгляде на нее, у меня занимался дух и колени дрожали … когда я готов был на все муки, лишь бы видеть ее … а для меня больше упоения – любить всеми силами души, хоть и страдать …».

Дядюшка:
«Ну, так вот и страдай, если тебе сладко …чтоб быть счастливым с женщиной, то есть не по-твоему, как сумасшедшие, а разумно, – надо много условий … надо уметь образовывать из девушки женщину по обдуманному плану …». …надо очертить ее магическим кругом … хитро овладеть не только ее сердцем – это что! это скользкое и непрочное обладание, а умом, волей, подчинять ее вкус и нрав своему, чтоб она смотрела на вещи через тебя, думала твоим умом …».

Племянник:
«То есть сделать ее куклой или безмолвной рабой мужа! – перебил Александр».

Здесь следует вставить сетование Лизаветы Александровны на своего мужа: «О любви он ей никогда не говорил и у ней не спрашивал; на ее вопросы об этом отделывался шуткой, остротой или дремотой. Вскоре после знакомства с ней он заговорил о свадьбе, как будто давая знать, что любовь тут сама собой разумеется и что толковать о ней много нечего … Весь кодекс сердечных дел был у него в голове, но не в сердце …Но боже мой! – ужели он женился только для того, чтобы иметь хозяйку, чтоб придать своей холостой квартире полноту и достоинство семейного дома, чтоб иметь больше веса в обществе?... Да разве он не постигает со всем своим умом, что и в положительных целях женщины присутствует непременно любовь? …Она взглянула на роскошную мебель и на все игрушки и дорогие безделки своего будуара – и весь этот комфорт …показался ей холодною насмешкой над истинным счастьем».

Племянник:
выписал для себя из французского романа: «Любовь – значит не принадлежать себе, перестать жить - для себя, перейти в существование другого, сосредоточить на одном предмете все человеческие чувства - надежду, страх, горесть наслаждение; любить – значит жить в бесконечном …».

Дядюшка:
«- Черт знает, что такое! – перебил Петр Иваныч, - какой набор слов!».

Меня интересовал вопрос: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч? Обратимся к Диалогам 2-3.

Диалог 2 Суждения племянника и дядюшки о любви после наставлений дядюшки
Племянник:
Спустя четыре года (!) после наставлений дядюшки племянник изменился:
внешне:
«Как он переменился! Как пополнел, как оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!».
внутренне:
племянник торжественно воскликнул, что женится! Женится на богатой невесте!

Дядюшка:
И дядюшка начинает меняться: «… уже не прежний бодрый.., всегда с одинаково покойным взором, с гордо поднятой головой и прямым станом… ходил немного сгорбившись … на лице его было тоскливое выражение …». обращает внимание на жену:
«Дела и должность отнимают у меня и время, и здоровье …, а вот теперь, пожалуй и жену», заметил, что жена его равнодушна ко всему: знакомствам, собственному туалету, к каким-либо желаниям …, к личной свободе: «я отвыкла от своей воли», - заявляет она мужу.

Диалог 3 Суждения племянника и тети о любви и женитьбе после наставлений дядюшки
Лизавета Александровна:
спросила, что сказала невеста на предложение Александра жениться.

Племянник:
«Да … она … так, как, знаете, все девицы.. ничего не сказала, только покраснела …»

Лизавета Александровна:
«Неужели вы не взяли на себя труда выведать об этом у ней до предложения? … Зачем вы женитесь?»

Племянник:
«Как зачем? Не все же шататься! Невеста хорошенькая, богатая …»

Лизавета Александровна:
«А может вы не нравитесь ей?»

Племянник отвечает, глядя на дядюшку:
«Дядюшка, чтобы сказать? … Да вот приведу ваши слова … женишься по любви …, любовь пройдет, женишься не по любви – и придешь к тому же результату: привыкнешь к жене. Любовь любовью. а женитьба женитьбой; эти две вещи не всегда сходятся, а лучше, когда не сходятся …Не правда ли, дядюшка? Ведь вы так учили …»

Когда дядюшка сказал племяннику, что бросает службу, то Александр в изумлении воскликнул: «Что вы, дядюшка! …ведь вам нынешний год следует в тайные советники …»

Дядюшка:
« Да видишь: тайная советница-то плоха …».

Теперь отвечаю на вопрос заданный ранее: «намотал ли на ус» Александр то, чему учил его Петр Иваныч?
Как мы видим из диалогов 1-3 – «намотал», да еще как!
Примечательна метаморфоза: племянник становится прагматиком, а дядюшка, наоборот, сентиментальным.
Как же все это произошло во внутреннем мире двух наших героев?
Вернемся к началу романа.
Какое блаженное детство и юность Александра!
«Жизнь от пелен ему улыбалась: мать лелеяла и баловала его … нянька все пела ему …, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко …О горе и бедах он знал только по слуху … От этого будущее представлялось ему в радужном свете. Его что-то манило вдаль, но что именно – он не знал. Там мелькали обольстительные призраки, но он не мог разглядеть их; слышались смешанные звуки – то голос славы, то любви: все это приводило его в сладкий трепет … Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги … Мечтал он и о пользе, которую принесет отечеству …».
«Гораздо более беды для него было в том, что мать его, при всей своей нежности, не могла дать ему настоящего взгляда на жизнь и не приготовила его на борьбу с тем, что ожидало и ожидает всякого впереди. Но для этого нужно было искусную руку, тонкий ум и запас большой опытности, неограниченной тесным деревенским горизонтом. Нужно была даже поменьше любить его, не думать за него ежеминутно, не отводить от него каждую заботу и неприятность, не плакать и не страдать вместо него и в детстве, чтоб дать ему самому почувствовать приближение грозы, справиться с своими силами и подумать о своей судьбе – словом, узнать, что он мужчина …».
Если коротко, то сформирован классический эгоист, «маменькин сынок», который, столкнувшись с реальной жизнью с ее белыми, серыми и черными красками, превращается в свою противоположность: от самоуверенности к унынию, от любви к ненависти («сотру с лица земли!..» - о сопернике)), от обожания к презрению (любимой девушки), от возвышенных чувств к равнодушному практицизму. Поэтому- то и удалось дядюшке «перевоспитать» племянника.
После чего и почему изменился дядюшка?
А теперь от начала романа перенесемся к эпилогу.
Метаморфоза в дядюшкином менталитете произошла после того, как доктор сказал, что причина недомогания Лизаветы Александровны не физиологическая, а «чисто психологическая». И дядюшка начинает понимать, что жена не только одна из «необходимостей жизни» наряду с другими, к которым он привык, но и женщина, которую стоило бы страстно любить (Ура! Наконец-то я увидел практическую пользу от психолога*).
Тем более такое возвышенное чувство ранее у него уже было. В этом уличил его племянник. Александр сохранил записку, написанную когда-то не на гербовой бумаге, а «особыми чернилами», в которой тогда дядюшка написал слова, явно свидетельствующие о том, что автор их (т.е. дядюшка) был влюблен: «Ангел, обожаемая мною …». Дядюшке с трудом удалось отобрать у Александра записку, разоблачающую его теорию рассудочного, разумного поведения.

1. Как помнится, автор вступительной статьи предлагала читателю самостоятельно выбрать пример для подражания – дядюшку или племянника.
Как ни странно, но проблемы выбора между главными героями романа нет – первый сначала представляется сухим, разумным практиком, а в конце – открывает для себя духовное, второй же сначала был безумным лириком, а после нотаций дядюшки стал сам сухим, разумным практиком. Они идентичны – просто произошла рокировка в их мировоззрениях.
Пример для подражания не в героях, а в понимании соотношения реальной и духовной жизни, в опасности перекоса одной из этих сторон. Мне импонирует сентенция дядюшка – лаконично и фундаментально: «не всё дурно и не все дурны».
Что касается меня, то я стараюсь понять жизнь во всей ее многообразной реальности и одновременно совершенствоваться духовно, но без «крайностей» (метафора Лизаветы Александровны). Я не жертвую одним за счет другого.

2. Роман «Обыкновенная история» опровергает известную поговорку «горбатого могила исправит» - характеры и племянника и дядюшки меняются. Распространенность данной поговорки я объясняю тем, что изменить характер человека очень сложно, для этого требуется колоссальная духовная работа. Понимание этого требования обычно отсутствует. Вот и кажется, что человека не изменишь. Дядюшке же удалось «исправить» племянника. «Положительный» результат получен через четыре года.

3. С точки зрения содержания роман «Обыкновенная история» относится к художественной литературе, а с точки зрения проблемы отношения между людьми и воспитания - это добротные рекомендации, которые можно отнести к жанру увлекательной, популярной психологии.

4. И, наконец, предложенный дядюшкой вид дуэли я бы назвал миротворческим, в отличие от обычного – боевого. Оружием в такой дуэли является не шпага и не пистолет, а речь, похожая на дипломатическую: тонкая, искусная, без резкостей, угроз и т. п. Если исключить скрытые цели, направленные на ловкое устранение соперника, то я бы сказал, что миротворческая дуэль похожа на то, что сегодня психологи называют бесконфликтным общением.

*P. S. Мой эмоциональный всплеск вызван в ракурсе удручающего вывода: современные «психологи не участвуют в решении жизненно важных проблем» (см.: Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования 1050 докторских диссертаций. 1035-2007 гг/Под ред профессора Анцупова А. Я. – М.: Студия «Этника», 2007. – С. 92).

© Иванкин В. И., 2017

Рецензии

Здравствуйте, Владимир!
Иван Александрович Гончаров - мой литературный кумир. Мне нравятся все его романы. Вы знаете, что его шутливо называли писателем, сочинившим три романа на "О". Я считаю, что произведения И.Гончарова мало оценены. Его славу затмила слава Л.Толстого, Ф.Достоевского. Очень жаль.
У него потрясающий эмоциональный литературный язык; все его герои - философы.
Вот в "Обыкновенной истории" Саша рвётся в Петербург. Маменька Анна Павловна в отчаянии, но отпускает его.
"Бедная мать!вот тебе и награда за твою любовь! Того ли ожидала ты? В том-то и дело, что матери не ожидают наград. Мать любит без толку и без разбору"...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Действие романа Гончарова «Обыкновенная история» происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все «прелести» жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет.

Посмотрим, как изменялся главный герой «Обыкновенной истории» на протяжении всего романа. Первое мнение о нем складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда Александр спал, «люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина», — явно видно, что ребенок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: «Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью». Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени. Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил его, — что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения.

Прошло два года. Юноша превратился в мужчину, возмужал, стал более уверенным в себе и, что самое главное, «стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не все одни розы, а есть и шипы», дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь тот уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт.

Но вот Александр влюбился, и ведет он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения принимает в спешке. И все так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретенную было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль графа Новинского. Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых. Но время — великий лекарь: уже год спустя он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, -и, наконец, страсть в нем выдохлась. Однако молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения. Только теперь виноватыми стали не так «коварно обманувшие» его граф и Наденька, а все люди — такие низкие, слабодушные, мелочные. Он даже нашел книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей.

Очередной переворот в его душе связан с баснями Крылова. Дядя, до мозга костей возмущенный поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни «Зеркало и Обезьяна», показал Александру его роль мартышки. Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки, и неизвестно, что бы он сделал с собой после трепки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении — поухаживать за некой вдовой. После этого Александр почувствовал, что не все еще потеряно, что он еще кому-то нужен. А ведь все еще молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись («Как же это подло и низко»), все же соглашается. И берется за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился. Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, однако потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка. Но любовь их была слишком сильна, а следовательно, чрезвычайно деспотична, такая любовь быстро надоедает, что и произошло.

И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым. Адуев пытался умертвить в себе духовное начало, но оно было развито в нем слишком сильно и не сдавалось без боя. И хотя Александр сумел заставить себя не влюбляться, однако поневоле стал «обворожителем». Пусть он и говорил, что любовь Лизы — скука, сам постоянно ездил к ней на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка. Если раньше молодой человек мучил любовью себя, то теперь он собирался мучить девушку — видимо, самолюбивое желание «взять реванш». Но у Лизы был добрый и мудрый покровитель — ее отец. Он не только предостерег свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному «обворожителю», после которого Александру захотелось покончить собой, однако не тут-то было, слова его — всего лишь слова, духу у него не хватило.

Потом была поездка в театр вместе с тетушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тетушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди. Дядя посоветовал ехать в деревню — Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный прием и любящая мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре «угождения матери стали докучны, а Антон Иваныч опротивел; надоел и труд, и природа не пленяла». Очевидно все же, что Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по «большой» жизни: в деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в именим. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки.

Другой персонаж, которого также в какой-то степени можно назвать главным, — дядя Александра, Петр Иванович Адуев. Он в свое время прошел такой же путь, как и его племянник, но Петр Иваныч не любит рассказывать об этом. Вроде бы он изменился как-то сразу, без подготовки, но на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину — не в деньгах счастье. Петр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем положение в обществе и презренный металл. И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Очевидно, Петр Иваныч ужаснулся в душе, плюс еще его болезнь, слабость жены и ее полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с ее мужем. Все эти факторы сделали свое дело — Петр Адуев вышел в отставку.

Время — вот что налагает на героев Гончарова определенные черты. Один — в потенциале романтик, которого «засасывает» среда, другой — человек своего времени, который, как оказывается, не может в нем жить.

Год издания книги: 1847

Роман Гончарова «Обыкновенная история» является первым произведением писателя, которое увидело свет в 1847 году в одном из периодических изданий. По мотивам произведения было поставлено несколько спектаклей на сцене российских и даже югославских театров. А в 1970 году одна из театральных постановок по книге Гончарова «Обыкновенная история» была выпущена в виде полноценного фильма.

Романа «Обыкновенная история» краткое содержание

Сюжет романа разворачивается теплым летним утром в небольшой деревне под названием Грачи. С самого утра в доме дом помещицы Анны Адуевой наполнен шумом. Все дело в том, что сегодня отсюда уезжает ее единственный сын – двадцатилетний Александр Федорыч. Молодой человек решает поступить на службу в самом Петербурге. Анна Павловна пытается всячески противиться этому, она не представляет своей жизни без сына и боится, что большой город его испортит. Женщина изо всех сил старается уговорить Александра остаться и найти свое счастье здесь – в небольшой деревушке вместе с возлюбленной Сонюшкой. Но он и слышать не хочет о такой жизни – молодого человека манит слава и красивая жизнь, и он хочет попробовать найти себя в большом городе. Сам Александр не так давно окончил университет. Он является образованной и разносторонней личностью и даже увлекается написанием поэзии.

Все уговоры Анны Павловны прошли даром, и пришла пора ей прощаться с сыном. В качестве напутствия женщина просит Александра выдерживать все посты, наведываться в церковь и разумно относиться к своему здоровью и материальному состоянию. Она говорит, что постарается помогать сыну и заверяет, что ежегодно будет пересылать ему 2500 рублей. Женщина просит, чтобы сын дал ей обещание не жениться без любви. Но сам Александр и не думает о поисках невесты. Он говорит, что ни за что на свете не забудет любимую Софью. Вместе с Александром в Петербург направляется его камердинер Евсей. Он получает благословение от своей матери и также собирается в дорогу. На прощальном обеде София дарит возлюбленному колечко, чтобы тот не забывал о ней. После долгих разговоров и обеда в романе Гончарова «Обыкновенная история» герои прощаются с молодым человеком.

Далее произведение «Обыкновенная история» Ивана Гончарова рассказывается о том, что в Петербурге Александр знал только одного человека – своего дядю по папиной линии Петра Ивановича, который проживает там уже около двадцати лет. Именно поэтому, приехав в незнакомый город, молодой человек прибывает по адресу, который получил от матери. Сегодня Петр Иванович является состоятельным человеком, крупным чиновником и совладельцем нескольких заводов. Он не особо желает общаться с племянником, однако, помня доброту жены своего брата, решает помочь молодому человеку адаптироваться на незнакомом месте. Мужчина делится с Александром тем, что сам знает о городе – лучшими комнатами и ресторанами, правилами поведения в обществе, должностными обязанностями. Как только Петр узнает о подарке Софии – он мигом выбрасывает колечко в реку. Мужчина утверждает, что все, о чем сейчас должен думать Александр, – это работа и карьера. А любовь только отвлекает молодого человека от дел.

Через какое-то время дядя помогает главному герою устроиться в отделение департамента. Это была первая работа Александра, поэтому Петр Иванович сказал ему внимательно выполнять все задания, смотреть за всем, что делают остальные, и учиться всему новому. Но, даже получив должность, молодой человек не ощущает радости от жизни. Большой город кажется ему клеткой, по сравнению с родным маленьким селом. Он показывает дяде свои стихи, однако тот сомневается в таланте племянника и высказывает ему свое резкое мнение. Чтобы главный герой забыл о поэзии, Петр Иванович предлагает ему новую работу с большим окладом – теперь Александру необходимо переводить статьи на тему сельского хозяйства с немецкого на русский язык.

В дальнейшем романа «Обыкновенная история» Гончарова краткое содержание переносит нас на два года вперед с момента приезда Александра Федорыча в Петербург. Главный герой уже немного освоился и продолжает работать в департаменте, параллельно переводит статьи и пишет стихи и очерки. Он признается дяде, что ему тяжело живется без любовных приключений. Через какое-то время Александр понимает, что влюблен в Надю Любецкую. Девушка отвечает ему взаимностью, и молодые люди договариваются обручиться через год. Тем временем главный герой, увлеченный романтическими отношениями, начинает более халатно относиться к своей работе и проводит много времени за написанием поэзии. Надю, как главную героиню влечет творческая натура возлюбленного, она заучивает на память все его стихи и искренне восторгается ими.

Петр Иванович не в восторге от поведения племянника. Он говорит ему, что тот должен взяться за голову и приступить к работе, поскольку мужчина не собирается финансово помогать молодому человеку. Кроме того, дядя считает, что навязчивая идея Александра жениться по любви бредовая сама по себе. Он более, чем уверен, что мужа и жену должны связывать общие цели и интересы, а не романтические чувства. Но Александр не слышит его, продолжая регулярно наведываться в гости к Наденьке. Так проходит год, и главный герой отправляется к возлюбленной, чтобы попросить ее руки. Однако в ее доме он замечает графа Новинского. Разговор откладывается на неопределенный срок, а Александр пытается выяснить, какие чувства испытывает к нему Надежда. Как-то раз он видит, как девушка прогуливается с Новинским. Он ищет встречи с ней и требует, чтобы она прекратила свидания с графом. Но молодая барышня испугалась жестокого тона Александра и быстро убежала в дом.

После этого Любецкие перестали звать молодого человека к себе в гости. Поэтому однажды он решил наведаться без приглашения. В ходе разговора выясняется, что сердце Наденьки уже занято. Тут главного героя застает глубокое разочарование в любви. Считая свои отношения с этой девушкой чем-то неземным и особенным, он никак не ожидал отказа. Он не может сдержать слез и мигом покидает усадьбу Любецких. В его голове засела идея вызвать графа на дуэль. Но дяде удается отговорить племянника от этой затеи. Он заявляет, что в современном мире необходимо по-другому давать отпор противнику – постепенно и беспристрастно. Петр Иванович не считает эту ситуацию большой трагедией в жизни молодого человека и предлагает Александру как можно быстрее возвращаться к работе.

Если роман «Обыкновенная история» Гончарова скачать, то узнаем, что с описанных выше событий проходит еще один год. Александр полностью остывает к Наденьке и уже не пытается ее вернуть. Он все больше общается с женой Петра Ивановича. Женщина замечает, что ее племянник – полная противоположность мужу. Она понимает, что давно не уверена в чувствах своего супруга и живет с ним, скорее, по привычке. Главный герой все еще не покидает надежды прославиться писательским трудом. Он заканчивает повесть и относит ее своему дядюшке, который оказался не в восторге от произведения. Чтобы получить мнение тех, кто разбирается в литературе, Борис Иванович под своим именем отправляет повесть в одно из издательств. Ее возвращают с пометкой, что такую историю мог придумать только озлобленный и самоуверенный человек. Услышав это, Александр понимает, что он не обладает талантом. Молодой человек сжигает все свои произведения и только после этого ощущает себя свободным.

Чтобы отвлечь племянника, Петр Иванович просит его о небольшом одолжении. Молодой человек должен соблазнить двадцатитрехлетнюю вдову Юлию, к которой испытывает чувства его хороший товарищ. Главный герой соглашается на авантюру, однако вскоре осознает, что сам влюбился в девушку. Возлюбленные замечают, что обладают похожими характерами и отношением к жизни. Они принимают решение заключить брак. Однако двум ревнивым натурам становится тяжело уживаться вместе, и уже через два года Александр осознает, что его любовь к Юлии испарилась. Но не тут-то было – девушка отказывается отпускать от себя молодого человека. Тогда ему приходиться снова обратиться за помощью к Петру Ивановичу. Тому удается разгладить конфликт, и мужчина просит племянника уйти с головой в работу, а не придаваться романтическим чувствам.

Однако этот разрыв отношений достаточно сильно повлиял на Александра. Он понимает, что полностью разочаровался в дружбе и любви. Ничего не радует молодого человека – он не стремиться получить повышение или провести время с пользой. Вместо этого он периодически наведывается в департамент, а в свободное время предпочитает ловить рыбу или играть в шашки. Главный герой начинает винить дядю в том, что к своим двадцати пяти годам он перестал верить в искренность и доброту. Он понимает, что жизнь в Петербурге испортила его и изменила навсегда. Намного лучше было бы остаться в Грачах и жениться на Сонечке. Но, несмотря на это, он все равно благодарен Петру Ивановичу за поддержку, поскольку понимает, что дядюшка хотел для него исключительно самого лучшего. Просто их жизненные ценности не совпали.

После этого в романе «Обыкновенная история» Гончарова краткое содержание рассказывает, что в двадцать девять лет Александр принимает решение вернуться домой. Анна Павловна с нетерпением ждет возвращения сына. Однако, когда она замечает его, то не может сдержать ужаса – так сильно изменился некогда милый и круглолицый молодой человек. Женщина винит во всем Евсея, якобы тот не доглядел за главным героем, но он отвечает, что непричастен к изменениям Александра. Сам камердинер привез с собой много подарков своей возлюбленной Аграфене. Несмотря на то, что прошло так много времени, молодые люди безумно рады видеть друг друга.

Только по прошествии трех месяцев главному герою удалось полностью восстановить свои силы и вернуть себе хорошее настроение. Он начинает жить обыкновенной жизнью, возобновляет писательское дело, читает книги, проводит время на свежем воздухе. Однако через полтора года он начинает томиться таким бытом. Он пишет письмо Петру Ивановичу, в котором говорит, что созрел для нормальной работы и понимает, насколько наивными были его планы много лет назад. Главный герой поздравляет дядю, который получил повышение, и собирается обратно в Петербург.

В дальнейшем в романе «Обыкновенная история» Гончарова читать можем о событиях, разворачивающихся еще через четыре года. За это время многое изменилось в жизни Петра Ивановича – его супруга заболела, и мужчина осознал, насколько холоден он был к ней все это время. Он принимает решение отойти от дел и продает свой завод. Теперь он готов все свое время посвятить своей жене, чему она несказанно рада. Тут появляется Александр, который получил должность коллежского советника. Он рассказывает дяде, что недавно как главный герой удачно женился, однако никаких чувств к своей избраннице он не испытывает. Единственная причина, по которой был заключен брак – благосостояние супруги. Петр Иванович заявляет, что наконец-то гордится племянником.

Роман «Обыкновенная история» на сайте Топ книг

Роман Гончарова «Обыкновенная история» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило роману занять высокое место среди . И учитывая периодический всплеск интереса к роману среди школьников можно с уверенностью утверждать, что мы еще не раз увидим его в наших .

Роман Ивана Гончарова «Обыкновенная история» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете.

Действие романа Гончарова “Обыкновенная история” происходит в конце первой половины XIX века, во время правления Николая I, когда были сильны реакционные настроения в обществе, когда достиг неимоверных размеров разросшийся бюрократический аппарат. И когда, несмотря на недавно отгремевшую Отечественную войну 1812 года, человеком столетия, даже в России, признавали Наполеона. Он был идеалом для дворянской молодежи. В России было много людей, считавших себя русскими наполеонами, людьми, рожденными на свет, чтобы изменить судьбу России. И не зря Петр Иванович ссылается на век, говоря, что, мол, век виноват во всем, что происходит с его племянником. Именно век так располагал к тем романтическим настроениям, которые преобладали в неискушенной, неопытной душе Александра Адуева, начиная с тех пор, когда он впервые увидел Петербург, и заканчивая тем днем, когда уже немолодой Адуев впервые трезво взглянул на прожитую им жизнь. Общая же протяженность романа, от начала до конца, со дня отъезда двадцатилетнего Александра Адуева в Петербург до дня его свадьбы, составляет полтора десятилетия, то есть для того, чтобы испробовать все “прелести” жизни в столице и осмыслить пройденный им путь, герою произведения потребовалось ровно пятнадцать лет.
Посмотрим, как изменялся главный герой “Обыкновенной истории” на протяжении всего романа. Первое мнение о нем складывается уже в самом начале: единственный сын своей матери, воспитан почти без отца, когда Александр спал, “люди ходили на цыпочках, чтобы не разбудить молодого барина”, - явно видно, что ребенок избалован. И это правда, далее уже сам Гончаров пишет: “Александр был избалован, но не испорчен домашнею жизнью”. Но вот Александр приехал в Петербург, в город своей мечты, который так манил провинциалов того времени-Естественно, такой существенный переезд должен был повлиять на молодого человека. И примером для него должен был стать его дядя, но тот чаще всего отталкивал своего племянника, и единственное, чему он учил его, - что надо делать дело. В душе у Александра появилось противоречие. Он ожидал от дяди поддержки и помощи в своих начинаниях, а тот сначала говорит, что Александру лучше вернуться в деревню, а затем безжалостно критикует его произведения.
Прошло два года. Юноша превратился в мужчину, возмужал, стал более уверенным в себе и, что самое главное, “стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не все одни розы, а есть и шипы”, дядюшка не мог нарадоваться на успехи своего племянника. Теперь тот уже не бросался всем подряд на шею, остепенился, но основной причиной его перемены был не столько дядя, сколько опыт.
Но вот Александр влюбился, и ведет он себя, как правильно заметил его дядя, словно в горячке. Адуев-младший не может разумно мыслить, все свои решения принимает в спешке. И все так удачно складывается в его жизни, что Александр теряет приобретенную было им осторожность и трезвую голову и начинает делать всякие глупости: он пугает Наденьку своим поведением, чуть не вызывает на дуэль графа Новинского. Потом в душе у Александра наступает пора гнева, он бранит Наденьку, графа, дядюшку, да и всех людей вместе взятых. Но время - великий лекарь: уже год спустя он лишь клеймил графа и Наденьку глубоким презрением, -и, наконец, страсть в нем выдохлась. Однако молодому человеку не хотелось расставаться с этим чувством, ему нравилось играть роль страдальца, и Александр искусственно продлевал свои мучения. Только теперь виноватыми стали не так “коварно обманувшие” его граф и Наденька, а все люди - такие низкие, слабодушные, мелочные. Он даже нашел книгу, в которой встречал образы столь ненавистных ему людей.
Очередной переворот в его душе связан с баснями Крылова. Дядя, до мозга костей возмущенный поведением своего племянника, разыграв роль медведя из басни “Зеркало и Обезьяна”, показал Александру его роль мартышки. Последним шагом в изобличении сущности Адуева-младшего было письмо сотрудника журнала. У Александра опустились руки, и неизвестно, что бы он сделал с собой после трепки, заданной ему родным дядей, если бы последний не попросил племянника об одолжении - поухаживать за некой вдовой. После этого Александр почувствовал, что не все еще потеряно, что он еще кому-то нужен. А ведь все еще молодая душа Адуева просила именно таких занятий, и Александр, недолго колебавшись (“Как же это подло и низко”), все же соглашается. И берется за это дело так вдохновенно, что уже через несколько недель Сурков, немного побесившись, бросил ездить к Тафаевой, но Александр влюбился. Он, конечно, сначала с ужасом замечал в себе первые признаки любви, однако потом оправдал себя перед самим собой, что, мол, я уже не маленький мальчик, да и Тафаева не та капризная девочка, а женщина в полном развитии, и, следовательно, мы имеем право на любовь, что бы там ни говорил дядюшка. Но любовь их была слишком сильна, а следовательно, чрезвычайно деспотична, такая любовь быстро надоедает, что и произошло.
И в этот раз Александру не повезло с любовью, и он решает отвернуться от столь подлого и низкого высшего света, повернуться к простым людям, которые ниже его по умственному развитию, а значит, не смогут противостоять, и он сближается с Костяковым. Адуев пытался умертвить в себе духовное начало, но оно было развито в нем слишком сильно и не сдавалось без боя. И хотя Александр сумел заставить себя не влюбляться, однако поневоле стал “обворожителем”. Пусть он и говорил, что любовь Лизы - скука, сам постоянно ездил к ней на дачу, и причиной тому была отнюдь не рыбалка. Если раньше молодой человек мучил любовью себя, то теперь он собирался мучить девушку - видимо, самолюбивое желание “взять реванш”. Но у Лизы был добрый и мудрый покровитель - ее отец. Он не только предостерег свою дочь от неминуемой страсти, но и преподал урок юному “обворожителю”, после которого Александру захотелось покончить собой, однако не тут-то было, слова его - всего лишь слова, духу у него не хватило.
Потом была поездка в театр вместе с тетушкой, и там виртуозный скрипач сильно поразил его, показав всю ничтожность его жизни. А после разговора с дядюшкой и тетушкой Адуев буквально уверовал в абсолютную правильность слов Петра Ивановича и был готов слепо следовать советам дяди. Дядя посоветовал ехать в деревню - Александр поехал. В деревне Александра ждал радушный прием и любящая мать. Вначале перемена места благотворно действовала на него, но вскоре “угождения матери стали докучны, а Антон Иваныч опротивел; надоел и труд, и природа не пленяла”. Очевидно все же, что Александру нужен был труд. Он бросился писать, но надоело и это. И тут, наконец, Адуев осознал, что ему нужно, он понял, что он скучает по “большой” жизни: в деревне, вдали от цивилизации, ему не место, Александр Адуев должен жить в Петербурге. Умерла мать, и теперь ничто не удерживало его в именим. А спустя уже четыре года Адуев-младший превратился в точную копию своего дядюшки.
Другой персонаж, которого также в какой-то степени можно назвать главным, - дядя Александра, Петр Иванович Адуев. Он в свое время прошел такой же путь, как и его племянник, но Петр Иваныч не любит рассказывать об этом. Вроде бы он изменился как-то сразу, без подготовки, но на протяжении всего романа с дядюшкой происходили незаметные перемены, и, в конце концов, он самостоятельно понял великую истину - не в деньгах счастье. Петр Иваныч осознал, что здоровье его и его жены, а также их взаимоотношения гораздо важнее, чем положение в обществе и презренный металл. И, как не странно, основное влияние на изменение Адуева-старшего оказал его молодой племянник, показавший тому самого себя со стороны. Очевидно, Петр Иваныч ужаснулся в душе, плюс еще его болезнь, слабость жены и ее полное равнодушие ко всему, что происходит с ней и с ее мужем. Все эти факторы сделали свое дело - Петр Адуев вышел в отставку.
Время - вот что налагает на героев Гончарова определенные черты. Один - в потенциале романтик, которого “засасывает” среда, другой - человек своего времени, который, как оказывается, не может в нем жить.