Спектакль снегурочка. Отзывы о: Снегурочка (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) Острая политическая ситуация

Сцена из балета “Снегурочка” Фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТ

Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского.

Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера, что идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по сей день.

Этот по настоящему новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, скоморохами и другими сказочными персонажами, пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории: возрастной рейтинг 6+ .

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет – сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а художественный фильм-сказка Павла Кадочникова, созданный им вслед за Бурмейстером в 1968-ом году, является классикой нашего кино. Да и вообще «Снегурочка» – один из лучших балетов Музыкального театра. Поставлен он одним из его основателей хореографом Владимиром Бурмейстером более полувека назад и с тех пор пользуется неизменной любовью публики.

События тут разворачиваются в царстве Берендея «в доисторические времена» на фоне красочных народных праздников, где задорно танцуют парни и девушки, веселят народ скоморохи, а в одной из сцен в пляс пускаются даже «коровы» – переодетые в шутовские костюмы жители деревни Берендеевки.

В эту-то деревню и приходит дочка Мороза Снегурочка в поисках не испытанной ею ни разу «человеческой любви»: на опушке в лесу она подсмотрела свидание Мизгиря и Купавы и «вдруг ей так захотелось туда в деревню к людям, к этому красивому парню, так захотелось также обнять, также крепко целовать его, как это делала девушка»…

Но прежде чем говорить о балете, пристальней присмотримся сначала к хореографу, его создавшему.

Как лауреат Сталинской премии произвел в Париже эстетическую революцию

Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, на музыку которого создал два лучших своих балета.

Мать Владимира Павловича Наталия Андреевна была дочерью генерал-майора Андрея Петровича Чайковского. Его отец, Петр Петрович – родной брат Ильи Петровича Чайковского, то есть отца великого композитора.

Это он отговаривал своего знаменитого племянника от занятий музыкой: дескать «Петруша, юриспруденцию на «гудок» променял». Наталия Андреевна, таким образом, приходилась композитору двоюродной племянницей. А музыка Чайковского как мы знаем, сыграет в судьбе её сына особую роль.

Необходимо также напомнить и о том, что имя Владимира Бурмейстера занимает особое место в истории Стасика. Текущий сезон для балета этого театра юбилейный. Балетная труппа отмечает 75-летие: в театральном сезоне 1939-1940 года у Музыкального театра Немировича-Данченко (ещё без приставки Станиславского) появился свой балет.

Вообще-то театр, каким мы его знаем сегодня, образовался в следующем 1941 году, уже при объединении двух трупп – после смерти своего основателя оперный театр им. К. С. Станиславского слился в один с тем самым Музыкальным театром, которым руководил Немирович-Данченко.

Так вот, с того же 1941 года, то есть практически с самого момента создания объединенного Музыкального театра и вплоть до своей кончины 5 марта 1971 года (практически тридцать лет!) Бурмейстер был главным балетмейстером труппы.

Премьеры и показы первых его балетных спектаклей в качестве руководителя – «Штраусиана» и «Виндзорские проказницы», проходили в прифронтовой военной Москве и иногда прерывались вражескими бомбардировками… Зрители во время воздушной тревоги бежали в ближайшее бомбоубежище, потом спектакль возобновлялся. Два других созданных во время войны балета, «Лола» и «Шехеразада», в 1946 году были отмечены Сталинскими премиями.

Но главные творческие достижения ещё впереди. В последующие годы поставлены такие балеты как «Берег счастья», «Жанна д’Арк», «Вариации» (мировая премьера в «Гранд Опера»), «Аппассионата»… А спектакль «Эсмеральда», так же, как «Снегурочка» и «Лебединое озеро», является украшением репертуара театра и сегодня.

Особо надо сказать о последнем балете, потому что, говоря о месте этого хореографа в истории родного театра, нельзя забывать и о его месте в истории мирового балета вообще. Напомню: бурмейстеровская редакция «Лебединого озера» известна повсеместно и давно признана классикой балета XX века.

Помимо всего прочего Бурмейстер и был тем самым первым советским балетмейстером, которого стали приглашать работать за рубеж самые престижные балетные компании мира. «Лебединое озеро» ещё в 1960 году он перенес на сцену парижской Оперы, произведя тем самым во французской столице своеобразную эстетическую революцию. С афиш этого театра балет в редакции Бурмейстера не сходила несколько десятилетий, после чего перекочевал в другой не менее известный музыкальный театр Ла Скала, где идет и поныне.

Ярилина долина и новый балет на музыку Чайковского

Говоря о «Снегурочке», мы не зря остановились именно на «Лебедином озере». Обстоятельства складывались так… После невероятного успеха «Лебединого» в парижской Гранд Опера, «что-нибудь», созданное выдающимся российским балетмейстером в своем репертуаре, захотел иметь и «Лондонский фестивальный балет» (ныне «Английский национальный балет»). Условие было только одно: это тоже должен быть непременно балет Чайковского.

Тогда-то и возникла идея со «Снегурочкой». Нет, такого балета у Чайковского, как мы уже говорили, конечно же нет. Зато есть музыка к пьесе Островского. Ведь либретто, сочиненное Бурмейстером для этого балета, основывалось на пьесе-сказке классика русской литературы Александра Островского «Снегурочка».

Кстати, «Ярилина долина», то есть долина Солнца или солнечная долина, где и происходит действие «Снегурочки» у Островского, именуется так и по сей день, реально существует в Щелыково, в музее-усадьбе Островского. Там есть родничок, который, по преданиям, является сердцем растаявшей здесь от горячей любви Снегурочки.

В балете, кроме музыки Чайковского, написанной к пьесе Островского, была использована и музыка из других популярных произведений композитора. Бурмейстер рассказывал:

«Когда я получил в Париже приглашение от лондонского «Фестиваль-балле» поставить балет Чайковского, представители английского театра заявили, что речь идет не о «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Спящей красавице», так как в их репертуаре имеются большие фрагменты из этих балетов.

– Но у Чайковского нет четвертого балета, – сказал им я.

– Чайковский необычайно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам бы хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника, – ответили мне.

Тогда я предложил поставить «Снегурочку». В основу будущего спектакля я думал положить партитуру «Весенней сказки», некогда созданной из произведений Чайковского Борисом Асафьевым и поставленной в Ленинграде Федором Лопуховым».

Дело в том, что в марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга музыку к этой сказке-феерии, тогда только-только сочиненной. Премьера состоялась 11 мая в Большом театре, поскольку Малый театр в тот период ремонтировали (впрочем, ремонтируют его и сейчас).

Как это ни странно, пьеса особого успеха не имела. Музыка же понравилась многим. Это произведение Чайковского, ставшее как бы одним из мостиков от первых композиторских опытов к гениальному «Лебединому озеру» и опере «Евгений Онегин», и было взято Бурмейстером (а до него Лопуховым) за основу. Но кроме этого использовалась также музыка Первой симфонии «Зимние грезы», серенады для струнных, Большой фортепианной сонаты и других сочинений Петра Ильича.

Сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного и даже разных композиторов повсеместна. Но Лопухов в «Весенней сказке» в 1947 году, а за ним и Бурмейстер в 1961-ом делали это в балетной истории одними из первых и действительно создали чрезвычайно популярную партитуру, которую и ныне используют для своих постановок по сказке Островского другие балетмейстеры. Например, совсем недавно так сделал Андрей Петров для собственной оригинальной (и тоже очень удачной) «Снегурочки», поставленной в «Кремлевском балете».

Острая политическая ситуация

История создания этого балета помнит многое. Было и такое: член президиума ЦК КПСС и министр культуры Екатерина Фурцева, узнав об успехах советского балетмейстера за границей, отправила ему поздравительную телеграмму… Отправила, видимо, не просто так…

Ситуация складывалась тогда не слишком благоприятная: буквально в самый канун премьеры 16 июня 1961 года политического убежища во Франции попросил Рудольф Нуреев – танцовщик Мариинского (тогда Кировского) театра, первый советский невозвращенец, будущий партнер знаменитой западноевропейской балетной звезды Марго Фонтейн.

С этой балериной они создадут один из лучших «золотых» дуэтов XX века. Кстати, о Фонтейн. Были у Бурмейстера во время постановки «Снегурочки» встречи и с ней. А также с другой выдающейся балериной Алисией Марковой, той самой британской танцовщицей, что первая в английской истории была удостоена титула Prima Ballerina Assoluta.

Тем не менее, Бурмейстер, в отличие от Нуреева, никаких попыток остаться на Западе делать и не думал. Однако его длительное пребывание за границей в связи с побегом Нуреева не могло не волновать советские власти.

Итак, Бурмейстер вылетает в Англию в 1961 году. Ставить балет ему пришлось, что называется «на ходу». Труппа лондонского «Фестиваль-балле» гастролировала в то время по городам Англии и Италии. И Бурмейстер переезжал вместе с труппой из города в город.

21 апреля он записывает в своем дневнике: «Сегодня уезжаем из Лондона в Волверхамртон… Пьём английский чай. В 7 часов идем в театр. Встреча. Лозунг: «добро пожаловать в Волверхамртон!» Первая репетиция».

19 мая: «Кончается последняя неделя в Англии. В среду едем с труппой в Италию. Сделали половину спектакля».

11июня: «Последний день в Риме. В 12 часов репетиция «Снегурочки». Связываю 2 и 3 акты. Вечером ужинаем с Алисой Марковой».

22 июня. Запись сделана во Флоренции: «Спектакль получается хороший. Это моё впечатление… Родился ещё один мой балет. Как будто очень трогательный и волнительный.

Сегодня с утра в театре, освещаем и, как всегда, не успели. В 4 часа генеральная репетиция… Все волнуются и нервничают. Обедаем на крыше. Делаю спокойное лицо, а внутри все переворачивается. На премьеру идем как на казнь. Все кончилось благополучно. Поздравления, успех. Слава Богу!»

Затем балет показывают в Лондоне.

17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Ходим и шатаемся. Поспал в театре час. Иду одеваться на премьеру. Самочувствие, как будто иду на Голгофу.

Зал полный. В 8 часов оркестр начал увертюру. Спектакль.

Прием. Встреча с Марго Фонтейн. Разговор с Жюльеном (директор Парижской оперы вел с Бурмейстером переговоры о создании на сцене этого театра балета «Три мушкетера»). От имени всей труппы – приглашение в Гранд опера. День кончился в 4 утра».

18 июля: «Всё. Вторая заграничная поездка кончилась. Пресса идет хорошая. В субботу едем домой. Поздравительная телеграмма от Фурцевой ».

Лондонская «Таймс» в те дни писала:

«Это прекрасная идея – пригласить для новой работы русского хореографа Владимира Бурмейстера, постановка «Лебединого озера» которого в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и недавно – в Парижской опере вызвала всеобщее восхищение…

Сюжет «Снегурочки» знаком лондонским любителям оперы по одноименной опере Римского-Корсакова. Мистер Бурмейстер слегка изменил сюжет, но сохранил основные линии действия… Сюжет подходит для балета, поскольку многие его эпизоды требовали танцев и г-н Бурмейстер предоставил кордебалету труппы, продемонстрировавшему немалые успехи в точности, отчетливости и изяществе исполнения, а также хрупкой и техничной танцовщице Белине Райт большой простор для показа своих возможностей».

Примечательно, что когда много лет спустя вначале уже в XXI веке театр вновь показал этот балет на гастролях в Лондоне (спектакли шли в том же самом «Ройял фестивал холле», где состоялась премьера «Снегурочки» в 1961 году) газета «Индепендент», назвала его «одним из главных культурных событий сезона».

Специально для этих гастролей тогдашним худруком театра Дмитрием Брянцевым в 2001 году была сделана новая сценическая версия спектакля, в которой он идет до сих пор. Естественно были сделаны некоторые сокращения: из трехактного спектакль стал двухактным. Но основные изменения коснулись, прежде всего, оформления, которое создал художник-постановщик Владимир Арефьев, сделав спектакль более красочным и современным.

«Снегурочка» с «таратулом» в режиме реального времени.

В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов.

Например, роль Бобылихи – приемной матери Снегурочки, коронная партия Антона Домашова, мастера характерного танца, наследника известной балетной династии, потомка одного из лучших в конце XIX века солистов Большого театра Николая Домашева, того самого артиста, прыжок которого современники сравнивали с легендарным прыжком Бога Танца Вацлава Нижинского.

А в роли Скомороха выходит представитель ещё одной балетной династии 20-летний Алексей Бабаев, недавнее приобретение и восходящая звезда Музыкального театра, артист, приехавший из Филадельфии, где два года назад закончил балетную школу своих родителей. Совсем недавно он удачно дебютировал в партии Ленского в премьерном спектакле Джона Ноймайера «Татьяна», станцевал так же Золотого божка в «Баядерке», и вот теперь «Снегурочка».

Да и вообще современные артисты обожают танцевать в этом спектакле.

“Хотя партию Мизгиря я исполню всего второй раз, мне нравится танцевать в «Снегурочке». Первый раз танцевал довольно давно, почти два года назад. Сейчас, наконец, смогу повторить. Здесь нет определенных каких-то позиций, много свободы, можно раскрыть душу. Переплясы, радость, веселье…

В общем, довольно позитивный балет. Хотя кончается все трагедией: мой герой влюбляется в Снегурочку, несмотря на то, что до того встречался с Купавой. И в конце, когда она тает, он бросается со скалы”,

– говорит мне ведущий солист Музыкального театра Семен Величко.

Практически дебютное выступление будет в этом спектакле и у ведущей солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Анны Оль. 9 января вместе с Семеном Величко- Мизгирем она исполнит партию Снегурочки:

“Это такой сказочный спектакль, который очень приятно танцевать. Особенно в дни Нового года и Рождества – потому что у него новогодняя тематика. Причем не совсем стандартная: обычно во всех театрах на новогодние праздники танцуют «Щелкунчика».

А в Музыкальном театре кроме этого балета существует ещё и «Снегурочка». И сама партия Снегурочки для меня очень интересна, потому что это такой нереальный персонаж, и нужно показать его в развитии. Сначала моя героиня, попадая в мир людей, ничего не понимает, потом в ней зарождается чувство любви, которое, наконец, растапливает её холодное сердце и в первый день весны она тает.

Это единственная в моем репертуаре партия такого характера: например, в «Спящей красавице» не нужно показывать особенного развития образа. При этом музыка Чайковского очень помогает готовить партию, потому что она во многом характеризует её.”

Хореография Бурмейстера так же в этом балете имеет свой яркий почерк, свой стиль. Это один из лучших из созданных им спектаклей. Что касается конкретно партии Снегурочки, то в ней такая яркая славянская направленность. Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей.

В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко.

А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли:

“Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Сбился со счета. Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет”.

Вообще, «Снегурочка» это один из моих любимых балетов. У меня к нему свое особое расположение. Мало на самом деле таких спектаклей, которые было бы столько интересно проживать и раскрывать на сцене. Это история наша, не зарубежная, тут русская душа, языческие имена героев: Мизгирь, Купава и сама Снегурочка – это мифологические исконно славянские названия: Мизгирь – старославянское название паука-тарантула из семейства «пауков-волков», Купава – от «купала», «купанье», по-моему, была такая славянская речная фея…

Очень люблю старый фильм, который снят по этой сказке Островского. Премьера у меня была с Натальей Ледовской. Именно эта замечательная балерина вводила меня в балет. И практически все «Снегурочки» собственно я с ней и танцевал. А 10 января уже вводить в спектакль буду я сам: первый раз станцую этот балет с Татьяной Мельник.

На самом деле этот спектакль очень мне импонирует, потому что он наделен глубоким смыслом. Здесь не простое противопоставление, как обычно бывает в балете: злой и добрый герой. У Бурмейстера по сути нет ни добрых, ни злых, просто так складывается ситуация и тут интересно, как люди переживают те или иные эмоции, и интересно доносить до зрителя те или иные драматические обороты. В этом балете, ещё и музыка такая, что задевает за душу, в отличии от многих современных балетов.

Остается напомнить, что ближайшие представления этого балета пройдут в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рождественские праздники – 9 и 10 января. Счастливого Рождества!

Фурцева направила балетмейстеру поздравительную телеграмму, чтобы защитить его от подозрений в диссидентстве

Скажем сразу, известно всего три балета, музыку к которым написал гениальный русский композитор: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Однако существует ещё один балет, который иногда называют «четвертым балетом» Чайковского. Речь о «Снегурочке», знаменитом балете советского хореографа Владимира Бурмейстера, что идет в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко по сей день. Этот по настоящему новогодний спектакль с Дедом Морозом, Снегурочкой, скоморохами и другими сказочными персонажами, пользуется успехом не только у просвещенных балетоманов, прекрасен он и для детской аудитории: возрастной рейтинг 6+ .

Сцена из балета "Снегурочка" (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Балет хоть и безмолвное искусство, но никаких затруднений в том, чтобы понять сюжет этой сказки у детей не будет - сказку о Снегурочке они знают сызмальства, а художественный фильм-сказка Павла Кадочникова, созданный им вслед за Бурмейстером в 1968-ом году, является классикой нашего кино. Да и вообще «Снегурочка» - один из лучших балетов Музыкального театра. Поставлен он одним из его основателей хореографом Владимиром Бурмейстером более полувека назад и с тех пор пользуется неизменной любовью публики.

События тут разворачиваются в царстве Берендея «в доисторические времена» на фоне красочных народных праздников, где задорно танцуют парни и девушки, веселят народ скоморохи, а в одной из сцен в пляс пускаются даже «коровы» - переодетые в шутовские костюмы жители деревни Берендеевки. В эту-то деревню и приходит дочка Мороза Снегурочка в поисках не испытанной ею ни разу «человеческой любви»: на опушке в лесу она подсмотрела свидание Мизгиря и Купавы и «вдруг ей так захотелось туда в деревню к людям, к этому красивому парню, так захотелось также обнять, также крепко целовать его, как это делала девушка»…

Но прежде чем говорить о балете, пристальней присмотримся сначала к хореографу, его создавшему.

Как лауреат Сталинской премии произвел в Париже эстетическую революцию

Владимир Павлович Бурмейстер приходился довольно близким родственником Петру Ильичу Чайковскому, на музыку которого создал два лучших своих балета.

Мать Владимира Павловича Наталия Андреевна была дочерью генерал-майора Андрея Петровича Чайковского. Его отец, Петр Петрович - родной брат Ильи Петровича Чайковского, то есть отца великого композитора. Это он отговаривал своего знаменитого племянника от занятий музыкой: дескать «Петруша, юриспруденцию на «гудок» променял». Наталия Андреевна, таким образом, приходилась композитору двоюродной племянницей. А музыка Чайковского как мы знаем, сыграет в судьбе её сына особую роль.


Купава - Элеонора Власова (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Необходимо также напомнить и о том, что имя Владимира Бурмейстера занимает особое место в истории Стасика. Текущий сезон для балета этого театра юбилейный. Балетная труппа отмечает 75-летие: в театральном сезоне 1939-1940 года у Музыкального театра Немировича-Данченко (ещё без приставки Станиславского) появился свой балет. Вообще-то театр, каким мы его знаем сегодня, образовался в следующем 1941 году, уже при объединении двух трупп - после смерти своего основателя оперный театр им. К. С. Станиславского слился в один с тем самым Музыкальным театром, которым руководил Немирович-Данченко.

Так вот, с того же 1941 года, то есть практически с самого момента создания объединенного Музыкального театра и вплоть до своей кончины 5 марта 1971 года (практически тридцать лет!) Бурмейстер был главным балетмейстером труппы.

Премьеры и показы первых его балетных спектаклей в качестве руководителя - «Штраусиана» и «Виндзорские проказницы», проходили в прифронтовой военной Москве и иногда прерывались вражескими бомбардировками… Зрители во время воздушной тревоги бежали в ближайшее бомбоубежище, потом спектакль возобновлялся. Два других созданных во время войны балета, «Лола» и «Шехеразада», в 1946 году были отмечены Сталинскими премиями. Но главные творческие достижения ещё впереди. В последующие годы поставлены такие балеты как «Берег счастья», «Жанна д`Арк», «Вариации» (мировая премьера в «Гранд Опера»), «Аппассионата»... А спектакль «Эсмеральда», так же, как «Снегурочка» и «Лебединое озеро», является украшением репертуара театра и сегодня.

Особо надо сказать о последнем балете, потому что, говоря о месте этого хореографа в истории родного театра, нельзя забывать и о его месте в истории мирового балета вообще. Напомню: бурмейстеровская редакция «Лебединого озера» известна повсеместно и давно признана классикой балета XX века. Помимо всего прочего Бурмейстер и был тем самым первым советским балетмейстером, которого стали приглашать работать за рубеж самые престижные балетные компании мира. «Лебединое озеро» ещё в 1960 году он перенес на сцену парижской Оперы, произведя тем самым во французской столице своеобразную эстетическую революцию. С афиш этого театра балет в редакции Бурмейстера не сходила несколько десятилетий, после чего перекочевал в другой не менее известный музыкальный театр Ла Скала, где идет и поныне.

Ярилина долина и новый балет на музыку Чайковского

Говоря о «Снегурочке», мы не зря остановились именно на «Лебедином озере». Обстоятельства складывались так… После невероятного успеха «Лебединого» в парижской Гранд Опера, «что-нибудь», созданное выдающимся российским балетмейстером в своем репертуаре, захотел иметь и «Лондонский фестивальный балет» (ныне «Английский национальный балет»). Условие было только одно: это тоже должен быть непременно балет Чайковского.


Первая Снегурочка Валентина Данилович (фото с премьеры 1963 года, предоставлено пресс-службой МАМТа)

Тогда-то и возникла идея со «Снегурочкой». Нет, такого балета у Чайковского, как мы уже говорили, конечно же нет. Зато есть музыка к пьесе Островского. Ведь либретто, сочиненное Бурмейстером для этого балета, основывалось на пьесе-сказке классика русской литературы Александра Островского «Снегурочка». Кстати, «Ярилина долина», то есть долина Солнца или солнечная долина, где и происходит действие «Снегурочки» у Островского, именуется так и по сей день, реально существует в Щелыково, в музее-усадьбе Островского. Там есть родничок, который, по преданиям, является сердцем растаявшей здесь от горячей любви Снегурочки.

В балете, кроме музыки Чайковского, написанной к пьесе Островского, была использована и музыка из других популярных произведений композитора. «Когда я получил в Париже приглашение от лондонского «Фестиваль-балле» поставить балет Чайковского, - рассказывал Бурмейстер, - представители английского театра заявили, что речь идет не о «Щелкунчике», «Лебедином озере» и «Спящей красавице», так как в их репертуаре имеются большие фрагменты из этих балетов.

Но у Чайковского нет четвертого балета, - сказал им я.

Чайковский необычайно популярен в Европе, в частности, у нас в стране любовь к его музыке растет, и нам бы хотелось, чтобы русский балетмейстер поставил для нас композицию на музыку своего гениального соотечественника, - ответили мне.

Тогда я предложил поставить «Снегурочку». В основу будущего спектакля я думал положить партитуру «Весенней сказки», некогда созданной из произведений Чайковского Борисом Асафьевым и поставленной в Ленинграде Федором Лопуховым».

Дело в том, что в марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга музыку к этой сказке-феерии, тогда только-только сочиненной. Премьера состоялась 11 мая в Большом театре, поскольку Малый театр в тот период ремонтировали (впрочем, ремонтируют его и сейчас). Как это ни странно, пьеса особого успеха не имела. Музыка же понравилась многим. Это произведение Чайковского, ставшее как бы одним из мостиков от первых композиторских опытов к гениальному «Лебединому озеру» и опере «Евгений Онегин», и было взято Бурмейстером (а до него Лопуховым) за основу. Но кроме этого использовалась также музыка Первой симфонии «Зимние грезы», серенады для струнных, Большой фортепианной сонаты и других сочинений Петра Ильича.

Сейчас такая практика соединения в балетной партитуре различных сочинений одного и даже разных композиторов повсеместна. Но Лопухов в «Весенней сказке» в 1947 году, а за ним и Бурмейстер в 1961-ом делали это в балетной истории одними из первых и действительно создали чрезвычайно популярную партитуру, которую и ныне используют для своих постановок по сказке Островского другие балетмейстеры. Например, совсем недавно так сделал Андрей Петров для собственной оригинальной (и тоже очень удачной) «Снегурочки», поставленной в «Кремлевском балете».

Острая политическая ситуация

История создания этого балета помнит многое. Было и такое: член президиума ЦК КПСС и министр культуры Екатерина Фурцева, узнав об успехах советского балетмейстера за границей, отправила ему поздравительную телеграмму… Отправила, видимо, не просто так… Ситуация складывалась тогда не слишком благоприятная: буквально в самый канун премьеры 16 июня 1961 года политического убежища во Франции попросил Рудольф Нуреев - танцовщик Мариинского (тогда Кировского) театра, первый советский невозвращенец, будущий партнер знаменитой западноевропейской балетной звезды Марго Фонтейн. С этой балериной они создадут один из лучших «золотых» дуэтов XX века. Кстати, о Фонтейн. Были у Бурмейстера во время постановки «Снегурочки» встречи и с ней. А также с другой выдающейся балериной Алисией Марковой, той самой британской танцовщицей, что первая в английской истории была удостоена титула Prima Ballerina Assoluta.

Тем не менее, Бурмейстер, в отличие от Нуреева, никаких попыток остаться на Западе делать и не думал. Однако его длительное пребывание за границей в связи с побегом Нуреева не могло не волновать советские власти.

Итак, Бурмейстер вылетает в Англию в 1961 году. Ставить балет ему пришлось, что называется «на ходу». Труппа лондонского «Фестиваль-балле» гастролировала в то время по городам Англии и Италии. И Бурмейстер переезжал вместе с труппой из города в город.

21 апреля он записывает в своем дневнике: «Сегодня уезжаем из Лондона в Волверхамртон... Пьём английский чай. В 7 часов идем в театр. Встреча. Лозунг: «добро пожаловать в Волверхамртон!» Первая репетиция».

19 мая: «Кончается последняя неделя в Англии. В среду едем с труппой в Италию. Сделали половину спектакля».

11июня: «Последний день в Риме. В 12 часов репетиция «Снегурочки». Связываю 2 и 3 акты. Вечером ужинаем с Алисой Марковой».

22 июня. Запись сделана во Флоренции: «Спектакль получается хороший. Это моё впечатление... Родился ещё один мой балет. Как будто очень трогательный и волнительный.

Сегодня с утра в театре, освещаем и, как всегда, не успели. В 4 часа генеральная репетиция... Все волнуются и нервничают. Обедаем на крыше. Делаю спокойное лицо, а внутри все переворачивается. На премьеру идем как на казнь. Все кончилось благополучно. Поздравления, успех. Слава Богу!»

Затем балет показывают в Лондоне.

17 июля: «Утром работаем с оркестром и со светом. Ходим и шатаемся. Поспал в театре час. Иду одеваться на премьеру. Самочувствие, как будто иду на Голгофу.

Зал полный. В 8 часов оркестр начал увертюру. Спектакль.

Прием. Встреча с Марго Фонтейн. Разговор с Жюльеном (директор Парижской оперы вел с Бурмейстером переговоры о создании на сцене этого театра балета «Три мушкетера»). От имени всей труппы - приглашение в Гранд опера. День кончился в 4 утра».

18 июля: «Всё. Вторая заграничная поездка кончилась. Пресса идет хорошая. В субботу едем домой. Поздравительная телеграмма от Фурцевой ».

Лондонская «Таймс» в те дни писала: «Это прекрасная идея - пригласить для новой работы русского хореографа Владимира Бурмейстера, постановка «Лебединого озера» которого в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и недавно - в Парижской опере вызвала всеобщее восхищение... Сюжет «Снегурочки» знаком лондонским любителям оперы по одноименной опере Римского-Корсакова. Мистер Бурмейстер слегка изменил сюжет, но сохранил основные линии действия… Сюжет подходит для балета, поскольку многие его эпизоды требовали танцев и г-н Бурмейстер предоставил кордебалету труппы, продемонстрировавшему немалые успехи в точности, отчетливости и изяществе исполнения, а также хрупкой и техничной танцовщице Белине Райт большой простор для показа своих возможностей».

Примечательно, что когда много лет спустя вначале уже в XXI веке театр вновь показал этот балет на гастролях в Лондоне (спектакли шли в том же самом «Ройял фестивал холле», где состоялась премьера «Снегурочки» в 1961 году) газета «Индепендент», назвала его «одним из главных культурных событий сезона». Специально для этих гастролей тогдашним худруком театра Дмитрием Брянцевым в 2001 году была сделана новая сценическая версия спектакля, в которой он идет до сих пор. Естественно были сделаны некоторые сокращения: из трехактного спектакль стал двухактным. Но основные изменения коснулись, прежде всего, оформления, которое создал художник-постановщик Владимир Арефьев, сделав спектакль более красочным и современным.

«Снегурочка» с «таратулом» в режиме реального времени.

В 1963 году хореограф перенес свой балет на сцену возглавляемого им Музыкального театра. Причем партию Снегурочки Бурмейстер отдал мало кому известной в тот момент танцовщице Валентине Данилович. С тех пор в этом театре традиция: в главных партиях в этом балете можно увидеть как признанных звезд Музыкального театра, так и совсем молодых и даже начинающих артистов. Например, роль Бобылихи - приемной матери Снегурочки, коронная партия Антона Домашова, мастера характерного танца, наследника известной балетной династии, потомка одного из лучших в конце XIX века солистов Большого театра Николая Домашева, того самого артиста, прыжок которого современники сравнивали с легендарным прыжком Бога Танца Вацлава Нижинского.


"Снегурочка" на музыку П.И. Чайковского. Снегурочка - Анна Оль, Мизгирь - Семен Величко, Купава - Эрика Микиртичева © Анна Клюшкина

А в роли Скомороха выходит представитель ещё одной балетной династии 20-летний Алексей Бабаев, недавнее приобретение и восходящая звезда Музыкального театра, артист, приехавший из Филадельфии, где два года назад закончил балетную школу своих родителей. Совсем недавно он удачно дебютировал в партии Ленского в премьерном спектакле Джона Ноймайера «Татьяна», станцевал так же Золотого божка в «Баядерке», и вот теперь «Снегурочка».

Да и вообще современные артисты обожают танцевать в этом спектакле.

Хотя партию Мизгиря я исполню всего второй раз, мне нравится танцевать в «Снегурочке», - говорит мне ведущий солист Музыкального театра Семен Величко. - Первый раз танцевал довольно давно, почти два года назад. Сейчас, наконец, смогу повторить. Здесь нет определенных каких-то позиций, много свободы, можно раскрыть душу. Переплясы, радость, веселье… В общем довольно позитивный балет. Хотя кончается все трагедией: мой герой влюбляется в Снегурочку, несмотря на то, что до того встречался с Купавой. И в конце, когда она тает, он бросается со скалы.

Практически дебютное выступление будет в этом спектакле и у ведущей солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Анны Оль. 9 января вместе с Семеном Величко- Мизгирем она исполнит партию Снегурочки.

Это такой сказочный спектакль, который очень приятно танцевать. Особенно в дни Нового года и Рождества - потому что у него новогодняя тематика. Причем не совсем стандартная: обычно во всех театрах на новогодние праздники танцуют «Щелкунчика». А в Музыкальном театре кроме этого балета существует ещё и «Снегурочка», - рассказала балерина «МК». - И сама партия Снегурочки для меня очень интересна, потому что это такой нереальный персонаж, и нужно показать его в развитии. Сначала моя героиня, попадая в мир людей, ничего не понимает, потом в ней зарождается чувство любви, которое, наконец, растапливает её холодное сердце и в первый день весны она тает. Это единственная в моем репертуаре партия такого характера: например, в «Спящей красавице» не нужно показывать особенного развития образа. При этом музыка Чайковского очень помогает готовить партию, потому что она во многом характеризует её.

Хореография Бурмейстера так же в этом балете имеет свой яркий почерк, свой стиль. Это один из лучших из созданных им спектаклей. Что касается конкретно партии Снегурочки, то в ней такая яркая славянская направленность. Движения, позировки, и по рукам Снегурочка хореографически обособлена от других персонажей. В хореографии очень четко проводится разница между этим неземным существом и простым людом, берендеями. У Бурмейстера в принципе во всех спектаклях прослеживаются такие лейтмотивные темы достаточно ярко.

А вот Алексей Любимов танцует Мизгиря, уже давно и слывет одним из лучших интерпретаторов этой роли.

-  Я даже уже не помню, который раз буду танцевать эту партию. Сбился со счета. Правда, к сожалению, спектакль не так часто идет.

Вообще, «Снегурочка» это один из моих любимых балетов. У меня к нему свое особое расположение. Мало на самом деле таких спектаклей, которые было бы столько интересно проживать и раскрывать на сцене. Это история наша, не зарубежная, тут русская душа, языческие имена героев: Мизгирь, Купава и сама Снегурочка - это мифологические исконно славянские названия: Мизгирь - старославянское название паука-тарантула из семейства «пауков-волков», Купава - от «купала», «купанье», по-моему, была такая славянская речная фея...

Очень люблю старый фильм, который снят по этой сказке Островского. Премьера у меня была с Натальей Ледовской. Именно эта замечательная балерина вводила меня в балет. И практически все «Снегурочки» собственно я с ней и танцевал. А 10 января уже вводить в спектакль буду я сам: первый раз станцую этот балет с Татьяной Мельник. На самом деле этот спектакль очень мне импонирует, потому что он наделен глубоким смыслом. Здесь не простое противопоставление, как обычно бывает в балете: злой и добрый герой. У Бурмейстера по сути нет ни добрых, ни злых, просто так складывается ситуация и тут интересно, как люди переживают те или иные эмоции, и интересно доносить до зрителя те или иные драматические обороты. В этом балете, ещё и музыка такая, что задевает за душу, в отличии от многих современных балетов.

Остается напомнить, что ближайшие представления этого балета пройдут в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рождественские праздники - 9 и 10 января. Счастливого Рождества!

Снегурочка

Композитор - Петр Чайковский
Либретто - Владимир Бурмейстер
Хореография - Владимир Бурмейстер
Художник-постановщик и художник по костюмам - Владимир Арефьев
Художник по свету - Ильдар Бедердинов

Действующие лица и исполнители:
Дирижер - Владимир Басиладзе, Роман Калошин
Снегурочка - Жанна Губанова, Анастасия Лименько, Анастасия Першенкова, Ксения Шевцова
Дед Мороз / Царь Берендей - Станислав Бухараев, Никита Кириллов
Мизгирь - Алексей Любимов, Сергей Мануйлов, Дмитрий Соболевский
Купава - Мария Бек, Наталия Клейменова, Эрика Микиртичева, Валерия Муханова, Ольга Сизых, Наталья Сомова
Лель - Владимир Дмитриев, Евгений Жуков, Денис Перковский, Георги Смилевски-мл., Иннокентий Юлдашев
Cкоморох - Денис Акинфеев, Владимир Дмитриев, Евгений Жуков, Дмитрий Муравинец, Денис Перковский, Георги Смилевски-мл., Иннокентий Юлдашев

Если вы мечтаете в дни новогодних праздников сделать себе и своей семье особенный подарок, который запомнится надолго и подарит чарующее ощущение волшебства — приобретайте билеты на балет «Снегурочка» в . Сложно представить себе что-то более сказочное, чем знаменитый сюжет Островского, положенный на прекрасную музыку П.И.Чайковского. В репертуаре Театра Станиславского «Снегурочка» появилась еще в 1963 году — и с тех пор не сходит с афиш, пользуясь неизменной любовью зрителей. Партитура балета была составлена Владимиром Бурмейстером из различных произведений Чайковского, включая его Большую фортепианную сонату, Струнную серенаду, эпизоды пьес «Камаринская», «В деревне» и Первой Симфонии. Дмитрий Брянцев возобновил постановку для новой версии Театра Станиславского. Декорации спектакля поражают воображение публики масштабностью и красотой, а в сочетании с уникальными костюмами артистов балета превращают постановку в настоящую зимнюю сказку, разворачивающуюся на фоне заснеженного, морозного леса.

Сюжет «Снегурочки» знакомит зрителей с юной девушкой, Снегурочкой, дочерью Мороза и Весны. Ссора родителей становится причиной того, что девушка уходит к людям, и ее берут на воспитание Бобылиха и Бобыль. Однако жизнь с людьми оказывается полна сложностей. За Снегурочкой ухаживает Мизгирь, она конфликтует с Купавой и питает нежные чувства к пастушку Лелю. Испытывая душевные терзания, Снегурочка в отчаянии обращается за помощью к матушке Весне. Весна, не выдержав горьких слез дочери, превращает ее в земную девушку и тем самым обрекает на гибель... Балет «Снегурочка» на сцене Музыкального театра Станиславского подарит вам одухотворенный и волшебный вечер, в котором танец и музыка сливаются воедино, рождая восхитительное зрелище, способное удивить даже самых взыскательных ценителей.

Swanilda отзывы: 43 оценок: 98 рейтинг: 36

Продукт самодеятельности для ТЮЗА. На нашем спектакле взрослых было достаточно, но это был тот самый случай, когда спектакль для детей погружает в атмосферу не радости, а скуки и недоумения. Детям тоже нравилось не всем - мои соседи сбоку и спереди устали и запросились домой, а их родители и бабушка сидели с кислыми и отчаянными лицами.
Хихикали с облегчением, когда кто-то сострил про партсобрание о сцене, когда Купава дошла до самого царя (!), чтобы пожаловаться на изменника Мизгиря. А когда Мизгирь бросился в реку, я вспомнила, как нас на уроке физкультуры учили падать на маты.
Народ маялся - ел, пил, кто-то даже разговорился, рассматривал театр и других зрителей.
Я решила все же досмотреть до конца. Досмотрела и окончательно поняла, что Владимир Бурмейстер не мой хореограф и постановщик.
Хочу надеяться, что у "Снегурочки" будет все же более достойное будущее. Музыка, конечно, не такая гениальная, как в "Лебедином озере", но достаточно красивая для создания интересного и достойного балета, сюжет романтичный и очень "русский".
Может быть, кто-то из хореграфов обратит свое внимание на это произведение, и "Снегурочка" обретет второе дыхание.

Верона Симанова отзывы: 44 оценок: 48 рейтинг: 3

Фольклорный балет "Снегурочка"

Каждое посещение Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко - это праздник!
Красивые интерьеры, торжественная атмосфера и превосходные постановки.

Премьера балета "Снегурочка" в МАМТе состоялась в 1963 г. Постановка советского хореографа Владимира Бурмейстера.
Даже спустя столько времени хореография балета мне кажется такой современной. Многие движения до сих пор удивляют.
У спектакля была сценическая редакция, но она коснулась только оформления.

Музыку написал П.И.Чайковский. Вы же знаете музыку к его балетам "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Спящая красавица"? "Снегурочка", на мой взгляд, как-то всегда была в их тени.
Правда Пётр Ильич никогда не писал музыку именно к балету "Снегурочка".
Бурмейстер собрал партитуру балета из различных произведений Чайковского,
взял за основу сюжет сказки Островского и создал этот замечательный балет!

Балет "Снегурочка" для меня - это не просто сказочная легенда, это прежде всего удивительная и трагическая история любви.
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена.
Снегурочка - дочь Мороза и Весны, подсмотрев свидание обычных людей Купавы и Мизгиря, захотела испытать те же чувства. Она решила показаться людям и остаться жить в деревне, в царстве Берендея, где и встретила любовь и свою смерть от луча солнца Ярило.

Балет очень красивый! На сцене настоящая сказка и волшебство!
Я ещё раз убедилась, чтобы сотворить магию на сцене, не нужны бутафорские декорации и дорогие спецэффекты, иногда достаточно витьеватой морозной паутинки и акцентов.
Здесь правит лаконичность, стиль и белый цвет!
Зимний волшебный лес прячется за полупрозрачным занавесом, он словно в дымке, нереален. Где-то там, в глубине сцены танцуют Снежинки и Снегурочка, бродит Мороз (для детей он, конечно, Дед Мороз).
Просто идеальная уютная картинка.

Когда занавес поднимается, мы видим реальный мир людей. Он постепенно наполняется красками, за счёт ярких костюмов скоморохов и других костюмов жителей деревни. Яркое ярмочное действие, весёлое и шутливое.
Великолепные проработанные костюмы подчёркивают славянскую стилистику и в очередной раз напоминают о корнях сказки.

Балет состоит из семи картин. Я даже не заметила как они пролетели! На одном дыхании! Легко и воздушно!
Акцент в этой постановке больше на необычный любовный треугольник - Снегурочка, Купава и Мизгирь. Лель как-то потерялся на их фоне.
Я, как и многие, в восторге от Снегурочки!
Какая же она невесовая и нежная, настоящая, как из сказки!
Её исполнеяет Лименько Анастасия, лауреат Международных конкурсов.
И очень мне понравилась Купава - Бек Мария!
Любовь, ревность и боль в каждом движении.
Для меня "весь" треугольник был великолепен. И эмоции, и легкость, и раскрытие героев - браво!⠀
Но как-то женская часть была сильнее.
А ещё не могу не отметить партию Скоморохов на празднике Весны! Кто видел - поймёт.

Очень рекомендую сходить на этот балет. Можно даже с детьми.
Можно с 7-8 лет, раньше мне кажется не стоит.

Natalia Tu отзывы: 23 оценок: 23 рейтинг: 3

Зимне-новогоднее настроение всем, кому его недостает!

Конечно я мечтала попасть на балет "Снегурочка" в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, достаточно посмотреть фотографии на сайте театра. И конечно на спектакли перед новогодними праздниками все билеты были проданы за несколько месяцев до...
За занавесом прячется сказка...
Белой паутиной опутан лес, в царстве Деда Мороза в вихре танца кружат снежинки и среди них одна, самая яркая звездочка - Снегурочка (Анастасия Лименько). Но манит ее неизведанный мир людей. Вдали от своих подружек, в деревне Берендеевке, Снегурочка подглядывает за свиданием влюбленных Купавы и Мизгиря (Мария Бек и Сергей Мануйлов).
В деревне веселятся, играют в снежки, ряженые в масках и скоморохи вовлекают всех в свои забавы.
Художник спектакля, как и многих других постановок театра - Владимир Арефьев. Костюмы в светлых тонах, с этническими узорами и полосами выполнены с особым изяществом.
В зале было много иностранцев и я рада, что они пришли именно на эту постановку, теперь они знают, что по улицам в России не медведи ходят, а красивые девчонки в ярких сапожках и с лентами в волосах.
И тут сказка становится совсем не детской. Наивной и детской она воспринимается только детьми, а их в зале очень много и для них это настоящий праздник!
Снегурочка остается в доме Бобыля с Бобылихой. "Кружевной" девушкой интересуются парни, один из них - добродушный Лель (Георги Смилевски мл.), но приемные родители хотят для Снегурочки жениха побогаче. Измена и предательство Мизгиря, покоренного красотой "холодного сердца" и вроде бы вот он самый отрицательный герой - коварная разлучница, но Снегурочка с невинными, широко открытыми глазами, принесшая себя в жертву своей любви, вызывает только сострадание.
Хореография необычна множеством сложных поддержек, напоминающих поддержки в фигурном катании и сочетанием балетных па с элементами народного танца.
Самые веселые инструменты - тарелки, треугольник и барабан:)) очень интересно было наблюдать за музыкантами в оркестровой яме, я сидела в 3м ряду и признаться, на несколько минут они перетянули мое внимание на себя, вдохновленные, увлеченные, музыкальные и пританцовывающие, они были неотъемлемой частью балета.
Постановка обеспечит зимне-новогоднее настроение всем, кому его недостает!

сначала новые

Каждое посещение Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко - это праздник! Красивые интерьеры, торжественная атмосфера и превосходные постановки.

Премьера балета "Снегурочка" в МАМТе состоялась в 1963 г.. Постановка советского хореографа Владимира Бурмейстера. Даже спустя столько времени хореография балета мне кажется такой современной. Многие движения до сих пор удивляют.
У спектакля была сценическая редакция, но она коснулась только оформления.

Музыку написал П.И.Чайковский. Вы же знаете музыку к его балетам "Щелкунчик", "Лебединое озеро" и "Спящая красавица"? "Снегурочка", на мой взгляд, как-то всегда была в их тени. Правда Пётр Ильич никогда не писал музыку именно к балету "Снегурочка".
Бурмейстер собрал партитуру балета из различных произведений Чайковского, взял за основу сюжет сказки Островского и создал этот замечательный балет!

Балет "Снегурочка" для меня - это не просто сказочная легенда, это прежде всего удивительная и трагическая история любви.
Действие происходит в стране берендеев в мифические времена.
Снегурочка - дочь Мороза и Весны, подсмотрев свидание обычных людей Купавы и Мизгиря, захотела испытать те же чувства. Она решила показаться людям и остаться жить в деревне, в царстве Берендея, где и встретила любовь и свою смерть от луча солнца Ярило.

Балет очень красивый! На сцене настоящая сказка и волшебство!
Я ещё раз убедилась, чтобы сотворить магию на сцене, не нужны бутафорские декорации и дорогие спецэффекты, иногда достаточно витьеватой морозной паутинки и акцентов. Здесь правит лаконичность, стиль и белый цвет!

Зимний волшебный лес прячется за полупрозрачным занавесом, он словно в дымке, нереален. Где-то там, в глубине сцены танцуют Снежинки и Снегурочка, бродит Мороз (для детей он, конечно, Дед Мороз). Просто идеальная уютная картинка.

Когда занавес поднимается, мы видим реальный мир людей. Он постепенно наполняется красками, за счёт ярких костюмов скоморохов и других костюмов жителей деревни. Яркое ярмочное действие, весёлое и шутливое. Великолепные проработанные костюмы подчёркивают славянскую стилистику и в очередной раз напоминают о корнях сказки.

Балет состоит из семи картин. Я даже не заметила как они пролетели! На одном дыхании! Легко и воздушно!
Акцент в этой постановке больше на необычный любовный треугольник - Снегурочка, Купава и Мизгирь. Лель как-то потерялся на их фоне.

Я, как и многие, в восторге от Снегурочки! Какая же она невесовая и нежная, настоящая, как из сказки!
Её исполнеяет Лименько Анастасия, лауреат Международных конкурсов. И очень мне понравилась Купава - Бек Мария! Любовь, ревность и боль в каждом движении.
Для меня "весь" треугольник был великолепен. И эмоции, и легкость, и раскрытие героев - браво! Но как-то женская часть была сильнее.
А ещё не могу не отметить партию Скоморохов на празднике Весны! Кто видел - поймёт.