WEB-библиография детских писателей Урала. WEB-библиография детских писателей Урала Современные писатели урала


Талант не спрашивает прописки и может родиться в любом уголке России. И все же, мы больше знаем о культурной жизни Москвы и довольно плохо представляем, что творится в родном краю.

В последнее время положение меняется. В школьную программу введен региональный компонент. Школьники и студенты пишут рефераты о творчестве выдающихся земляков. И не только они, есть краеведы, просто увлеченные люди, которые приходят в библиотеки, спрашивают литературоведческий материал. А его не так много. Нет, конечно, мы располагаем сведениями о Бажове, Мамином-Сибиряке, из современников - о Крапивине. Время от времени крупные библиотеки создают собственые библиографические пособия по детской литературе Урала, но их так мало, и они далеко не всегда доступны большинству читателей-детей.

В этом разделе мы постарались собрать материалы из различных источников о наиболее интересных детских писателях Урала. Надеемся, эта информация будет полезной и для юных читателей, и для взрослых - педагогов, родителей.


Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859). Остался в истории литературы и как писатель, и как общественный деятель. Известен он также дружбой с Н.В.Гоголем, покровительством ему… .


Бажов Павел Петрович (28.01.1879г - 03.12.1950г). Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала - этой колыбели русской металлургии. Семья Бажовых - это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей "огненного труда"… .


Балашов Владимир . На счету драматурга Владимира Балашова четыре десятка пьес. Написанные в стихах и прозе, посвященные событиям далекого прошлого и эпизодам нашего века, изданные и еще неизвестные широкому читателю, они все объединены тем, что их герои оставили заметный след в истории… .


Бирюков Владимир Павлович (22 VII 1888, с. Першино Курганской обл. - 18 VI 1971, Свердловск. Фольклорист, краевед, писатель. Основные публикации - "Дореволюционный фольклор на Урале" (Св., 1936), "Урал в его живом слове" (Св., 1953), "Записки уральского краеведа" (Челябинск, 1964). Коллекция Бирюкова, в которой много материалов, собранных во время поездок по Оренбуржью, послужила основой Уральского архива литературы и искусства (Екатеринбург). В Челябинске учреждена премия им. В.П. Бирюкова. Среди ее лауреатов - оренбуржцы Л.Н. Большаков, Ю.С. Зобов. Там же регулярно проводятся "Бирюковские чтения".Сам он говорил: "Мы, Бирюковы, корнями-то тоже катеринбургские, из сел, что вблизи "горного узла"…


Вагнер Николай Петрович (1829, Богословский завод (ныне г.Карпинск) Верхотурского уезда Пермской губернии - 1907, Петербург). Уральский сказочник, ученый, естествоиспытатель автор "Сказок Кота Мурлыки". .


Георгиев Сергей (род. в 1954 г.) - в недавнем прошлом - философ, преподаватель логики в Свердловском юридическом институте. В настоящем - активно работающий детский писатель и сценарист. Автор нескольких книг, вышедших в уральских издательствах. Публиковался в столичной, заграничной и местной периодике, экранизировался в киножурналах "Фитиль" и "Ералаш". Член Союза писателей. Живет в Екатеринбурге… .


Дементьев Анатолий Иванович Челябинский прозаик, член Союза писателей России, Анатолий Иванович Дементьев создал целую библиотечку книг для детей о природе, животных, птицах Южного Урала. Можно с уверенностью сказать, что никто из челябинских писателей не писал для детей так тепло, с таким знанием дела о природе нашего края, о людях, умеющих ценить и беречь природу. Книги А.И. Дементьева активно издавались в 50-60-е годы, были и более поздние издания. Однако произведения писателя не потеряли своей актуальности и сегодня. .


Дижур Белла Абрамовна (род. в 1906 году). Писательница. Мать знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Первый сборник стихов "Раздумья" (1954). Для детей "Зеленая лаборатория" и "Путешественники-невидимки". "Стеклянная река". С 1980 года в США.


Драт Александр (род. в 1961 г.) - выпускник провинциального филфака, он продолжал совершенствоваться в познании литературы, преподавая сначала в сельской школе, а затем работая в районной газете. В настоящее время при его активном служебном и авторском участии поёт и пляшет ансамбль Уральского военного округа. Кажется, уже и не осталось коллективных сборников, альманахов, журналов и газет, где бы не публиковались проза и стихи Александра Драта. .


Дробиз Герман (род. в 1938 г.) - известный юморист, поэт, сказочник. Родился 4 августа 1938г. в г.Свердловске в семье врачей. В 1955г. окончил среднюю школу № 45; в 1960г. - УПИ, энергетический фак-т, специальность - инженер-энергетик; в 1969г. - Высшие сценарные курсы в г.Москве. Писатель-сатирик, поэт, драматург. Первые стихи и рассказы начал публиковать в конце 50-х гг. в газетах и журналах г.Свердловска. Печатался во многих газетах и журналах Урала, Москвы, Санкт-Петербурга. .


Другаль Сергей (род. в 1927 году, село Джамбейты Уральской области Казахстана). В 1955 году закончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта в Екатеринбурге.) Сергей Другаль - лауреат премии "Аэлита". Для детей 12-14 лет характерно познавательное отношение к литературе. Именно фантастика Сергея Другаля идет в ногу со временем. "Тигр проводит вас до гаража" вышла в 1984, "Василиск" в Свердловске в 1990 году. Пафос борьбы с природой ее покорения во имя технического прогресса закономерно сменяется пафосом сохранения природы". Один из путей воссоздания и обогащения фауны, по Сергею Другалю - отбор и скрешивание мутантов. И тут научная фантастика смыкается со сказочной. Сергей Другаль печатается в журналах "Уральский следопыт", некоторые рассказы Другаля переводились за рубежом. В "Уральском следопыте" (2000. - N3.) напечатано новое произведение "Рассказики о кошках". .


Капитонова Надежда Анатольевна , главный библиотекарь Челябинской областной детской библиотеки. Автор статей о творчестве детских писателей. .


Коляда Николай Владимирович , родился 4.12.1957 г. в с.Пресногорьковка Кустанайской обл., (Казахстан)., С 1973 по 1977 годы учился в Свердловске в театральном училище. С 1977 года в труппе Свердловского академического театра драмы. В 1983-1989 годы учился заочно на отделении прозы в московском Литературном институте им. А.М.Горького. С 1987 года - на творческой работе. Институт окончил 1989 году, в том же году был принят в члены Союза Писателей СССР и в члены Литературного фонда РФ, а в члены Союза Театральных Деятелей РФ в 1990 году. Первый рассказ был опубликован в 1982 году, он назывался: "Склизко!". Первая пьеса "Играем в фанты!" написана в 1986 году. С тех пор написано 66 пьес, 34 из которых поставнлены вразное время в теарьрах России, СНГ и в дальнем зарубежье. В 1994 году в Екатеринбурге проходил фестиваль пьес одного драматурга - "КОЛЯДА-PLEYS", в котором принимало участие 18 театров России и дальнего зарубежья. Н.Коляда несколько лет ведет свою телевизионную авторскую программу под названием "Черная касса" на Свердловской Государственной Телерадиокомпании. .


Крапивин Владислав Петрович (род. 14 октября 1938г., Тюмень). В 1961 году окончил УрГУ им.А. М. Горького. Член союза писателей СССР. В 1965 году перешел на творческую работу. Первая книга - сборник рассказов "Рейс "Ориона"" - вышла в Свердловском книжном издательстве в 1962 году. С той поры В. Крапивин сделался активным автором Свердловского (в дальнейшем Средне-Уральского) книжного издательства и почти ежегодно публиковал в нем свои книги. В 1965 году книгу "Звезды под дождем" выпустило центральное издательство "Детская литература". С того момента он стал постоянным автором этого ведущего детского издательства и сотрудничает с ним до сих пор. В. П. Крапивину присуждена премия Ленинского комсомола(1974). Он получия звание Отличник народного просвещения РСФСР (1980). Лауреат литературной премии писателей РСФСР и журнала "Уральский следопыт" -"АЭЛИТА", а так же ряда других премий. В 1999 году писателю присуждена премия губернатора Свердловской области. http://www.rusf.ru/vk/ Официальная страница писателя. Подробнее (*ссылка)


Ликстанов Иосиф Исаакович (1900-1955). Писатель. Журналист. Повести "Красные флажки" (1943), "Зелен камень" (1949), "Первое имя" (1953), "Безымянная слава" (1957). А повесть "Малышок" даже была экранизирована.


Максим (1715-1783). Писатель. Инок. Преемник Дионисия. Сочинения: "Рукописание о предках наших", "Ответы на вопросы Тимофея Заверткина" и др. Нижний Тагил


Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 - 1912), прозаик. Родился 25 октября (6 ноября н.с.) в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. .


Папченко Александр Иванович (род. в 1960 г., поселок Янполь Ямпольского района Сумской области). Закончил среднюю школу в 1977 году, кинотехникум города Ростова-на-Дону, отслужил в армии. Устроился на Свердловскую киностудию. Прошел от супер-механика до второго оператора. Участвовал в съемках художественных фильмов "Один и без оружия", "Золотая баба", "Команда 33" и т.д. С 1987 года телеоператор на областном телевидении. Печататься начал с 1984 года. Газеты "На смену", Вечерний Свердловск", "Уральский рабочий", журналы "Парус", "Урал", "Уральский следопыт". Сборник повестей и рассказов "Принцип Портоса или Последний свидетель" объемом 25 авт. листов вышел в 1997 году. Сценарии двух полнометражных художественных фильмов. Недавно по сценарию А. Папченко снят анимационный фильм "Записки аниматора" (реж. С. Айнутдинов). Статья в "Театральной жизни". Пьеса "Все напряжение любви" в портфеле "Современной драматургии". Печатался в журналах "Урал", "Уральский следопыт", "Парус" и т.д. Сотрудничал с детским киножурналом "Ералаш". Первая книга "Принцип Портоса" вышла в издательстве "Уральского университета" в 1997 году. .


Пермяк Евгений (род. 31 октября 1902). Из воспоминаний Владимира Бажова, внука П.П.Бажова: "Как-то в гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех". http://www.bazhov.ural.ru/bazov/vb.html


Пикулева Нина (род. 19 июля 1952 г., Челябинск). Детская поэтесса. "Челябинская Агния Барто". Ее визитными карточками можно назвать две книжки -"Слово на ладошке" и "Играй -городок". Написала более 25 детских книг, общий тираж которых составляет уже около 2 миллионов экземпляров. Подробнее (*ссылка) Преображенская Лидия Александровна (1908-1990). Мацуев Н. Русские советские писатели: Материалы для биограф. словаря. 1917-1967. - М.: Сов. писатель, 1981. 255 с. - 10000 э. Шмаков А. А., Шмакова Т. А. Урал литературный: Крат. биограф. словарь. Чел.: Юж.-Ур. кн. изд-во, 1988. 366 с. Календарь знаменательных и памятных дат Челябинской области 1998. -- Челябинск, 1998. -- 174 с. -- 500 экз.


Сапгир Генрих Вениаминович (1928-1999). По словам писателя Ю.Коваля, "Сапгир и его товарищи... в те годы и помыслить не могли о возможности издать свои "взрослые" стихи и обратились вдруг разом к детской литературе. Так появился новый, неожиданный приток свежих сил в литературу для маленьких, талантливый приток, мощный - на волне 60-х годов, вернее, на ее откате". .


Соломко Наталия Зоревна (род. в 1950 г., Свердловск). В детские и юношеские годы она была активной участницей корреспондентского отряда и парусной флотилии "Каравелла", руководимого детским писателем Владиславом Крапивиным). Первые рассказы и повесть опубликованы в коние 70-х - начале 80-х годов в журнале "Уральский следопыт". Самая лучшая ученица Владислава Крапивина, перенявшая у своего наставника главное: увлеченность романтикой (романтикой детства, романтикой творчества, романтикой человеческих отношений) и романтизмом. Ныне работает в Москве, стала членом Союза писателей. .


Стяжкин Иван Яковлевич . Имя Ивана Яковлевича Стяжкина мало кому сейчас известно. Учитель народных школ в Камышловского уезда, собиратель уральского фольклора, член-корреспондент Уральского общества любителей естествознания, основатель и директор Каменского краеведческого музея, Иван Яковлевич прожил долгую, плодотворную, но нелегкую жизнь подвижника-краеведа. В его собрании - уральские сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, этнографические описания и словарь местных говоров. Иван Яковлеыич бережно сохранял в своей записи местные диалектные особенности передавая живое и чистое звучание уральской речи. Одна из сказок из собрания И.Стяжкина


Сутырин Владимир (род. в 1951 г., Ужгороде). Закончил филологический ф-т Уральского университета и сценарный ф-т ВГИКа, вследствие чего - так сказать, литератор широкого профиля. Публиковался в столичной и региональной периодике. На киностудии "Центрнаучфильм" реализованы несколько сценариев. Лауреат премии журнала "Юность" "Лавровая шляпа". .


Татьяничева Людмила (). Уральская поэтесса Подробнее (*куча ссылок)


Шилов Николай Петрович (род. 12 апреля 1947 года, в г.Щучье Курганской обл.). "Шилов Николаи Петрович -довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких...". Так Николай Петрович представил себя детям в журнале "Тропинка" (1997.- №7.-С.29). Действительно, он высокий человек, еще и симпатичный, улыбчивый. Но ребята и взрослые должны знать, что он не только поэт, а еще и доцент академии культуры и искусства, Заслуженный работник культуры России... Подробнее (* ссылка)


Юрий Шинкаренко (род. в 1961 г.) - окончив факультет журналистики, редактирует" авторов в журнале "Уральский следопыт". Как прозаик - искренне и навсегда предан детской и подростковой тематике. Публиковался в соответствующих журналах. А в 1992 году даже выпустил документально-публицистическую книгу "Ласковый май" в терновом венце". Пронизаны особой нежностью и любовью сказки екатеринбургского писателя Юрия Шинкаренко. Его сказки полны бытовых подробностей и вместе с тем волшебные. Публикуется в журнале "Уральский следопыт, часть его сказок вошла в сборник "Современные уральские литературные сказки", изданный в Екатеринбурге в 1994 г.


Талант не спрашивает прописки и может родиться в любом уголке России. И все же, мы больше знаем о культурной жизни столицы и зарубежья и довольно плохо представляем, что творится в родном краю. Но мы то с вами знаем, как плохи Иваны, не помнящие родства, что ждет их в будущем.

Еще совсем недавно в школьную программу был введен региональный компонент. Школьники и студенты знакомились с жизнью и творчеством своих выдающихся земляков. Сегодня, к сожалению, он опять отменен. Но ведь и на этих уроках теме «Литература Урала» отводилось не так много времени. Конечно, наши дети знают, кто такой Павел Бажов или Мамин - Сибиряк, а из современников всегда вспомнят и назовут Владислава Крапивина. А кто сегодня из современных школьников знаком с творчеством Олега Раина, Светланы Лавровой - сотни, а с творчеством остальных детских писателей - десятки, а то и единицы.

Говорят, что современный ребенок книге предпочитает компьютер и Интернет. Попробуем подстроиться под новые требования и обратимся к мировой информационной сети. Тема моего выступления Web- библиография детских писателей Урала. Я расскажу вам о сайтах, где можно найти материал о современных уральских писателях. Реальность сегодня такова, что мы всё стараемся найти в Интернете. И если старшее поколение еще пытается вспомнить что-то из своего опыта или обратиться к книге, то молодое поколение сразу бежит к компьютеру и в первую очередь забивает вопрос в поисковик.

Мое выступление, в первую очередь, предназначено для специалистов, работающих с детьми, с книгой. Для тех, кто хочет привлечь к чтению современных детей, все средства хороши, в том числе и знание возможностей Интернета.

Крупные библиотеки всегда занимались подготовкой собственных библиографических пособий по детской литературе Урала, но выпускали их так мало, что они далеко не всегда были доступны большинству читателей-детей. И если раньше это были печатные издания, выходящие единичными тиражами, то сегодня эти списки можно размещать на собственных библиотечных сайтах. Списки с библиографией уральских авторов имеются на многих сайтах библиотек, но чаще всего они посвящены жизни и творчеству уральских классиков: Бажова и Мамина - Сибиряка, хотя есть материалы и о местных авторах.

Краеведческая работа занимает большое место в деятельности Центральной системы детских и школьных библиотек (ЦСДШБ) г. Озерска .http://old.ch-lib.ru/
На своем сайте в разделе «Искусство и литература» библиотекари создали страничку «Детские писатели Урала» , где постарались собрать материалы из различных источников о наиболее интересных авторах. Эта информация может быть полезна и юным читателям, и педагогам, родителям. Среди имен, представленных на данной страничке: Павел Бажов, Сергей Георгиев, Сергей Другаль, Генрих Сапгир и другие.

Вообще Челябинская область активно освещает своих писателей в Сети. Сайт «Родной край. Краеведение Южного Урала» http://kray.ucoz.ru/ расскажет все о писателях и поэтах края, в том числе детских поэтах: Николае Петровиче Шилове и Льве Яковлевиче Рахлисе.

Но вернемся на Средний Урал, родину классиков детской литературы: Бажова и Мамина - Сибиряка.

Еще один член Товарищества - Олег Раин , творческий псевдоним Андрея Щупова, лауреата Национальной детской премии «Заветная мечта» за роман «Слева от Солнца». Сегодня на счету у Щупова с дюжину авторских книг, фантастических и детективных, неоднократное участие в журналах и антологиях. Авторского сайта он пока не имеет, но информацию о нем можно найти на страничках «Лаборатории фантастики» http://www.fantlab.ru/autor1034 : биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы и прочее. Здесь же можно оставить свой отзыв о книге автора. Парочку книг автора можно найти и скачать на сайте «ЛитРес» http://litres.ru/pages/biblio_authors .

По сравнению с количеством писателей количество писательских сайтов немногочисленно. Чаще всего они посвящены известным писателям-классикам и поддерживаются исследовательскими учреждениями, центрами, музеями, книготорговыми организациями.
Конечно, писатели предпочитают творить, а не сидеть в Сети и все-таки, приятые примеры личных писательских сайтов есть. Представляю Вам сайт екатеринбургского писателя, Александра Папченко http://papchenko.ru/ . Александр Иванович предлагает всем желающим познакомиться с его творчеством, биографией и библиографией. Здесь можно смотреть, читать, качать бесплатно сказки, повести и пьесы для ребят и о ребятах. Не хотите читать посмотрите мультик, сюжет из «Ералаша», снятый по сценарию Папченко, послушайте аудиокниги. У Александра Ивановича позитивный девиз сайта - «Все будет хорошо!».
Помимо биографического сайта Александр с друзьями создал первый интерактивный, интернациональный детский сайт "Сокровища ПАПЧА" http://skarb-papcha.ru/ .

Чем привлекателен этот сайт для детей? Здесь можно на равных говорить со знаменитыми писателями и художниками о своём творчестве и получить от них профессиональный совет. Здесь на странице «Острова командора» можно пообщаться с самим Владиславом Крапивиным! Здесь вам не будет скучно. Каждый зарегистрированный на сайте ребенок увидит в своем "профиле" новую кнопку, которая называется «Секретная комната». Нажимаешь её, и... Не буду рассказывать сюжет, как через «Секретную комнату» попасть на «Волшебные поляны». Кроме того, ребенок имеет возможность опубликовать на сайте свое произведение или рисунок.

Все названные сайты и разделы можно с успехом использовать в библиотечной и педагогической работе. Например, находить интересные факты из биографии писателя для проведения различных мероприятий. Знакомить детей с последними новинками творчества уральских писателей, показать им, привыкшим к Интернет-технологиям, новые интересные сайты, не только для игры, а и для души. А творческим литературно одаренным ребятам представить возможности интерактивного общения с авторитетными писателями.

Главное знать, что и как искать. А уж как применить новые знания, мне кажется, у всех кто работает с детьми, фантазии и выдумки не занимать. Это и игры, и виртуальные конференции, и часы громкого чтения, и совместные просмотры и прослушивания. Дерзайте и пусть новые технологии внесут новое дыхание в вашу работу.




Отчёт по проекту «Знакомьтесь: писатели Урала»

Литературная экскурсия "Командор Владислав Крапивин", была посвящено юбилею известного писателя. К мероприятию была оформлена книжная выставка «Берега мечты», которая познакомила с творчеством известного уральского писателя, отметившего свой 75-летний юбилей. Ребята посмотрели медиа-презентацию о жизни и творчестве детского писателя. Прослушав фрагмент аудиокниги "Журавленок и молнии", дети захотели узнать, чем закончился ночной поход на кладбище главного героя - Журки, и кто там так страшно кричал. Интерес был проявлен и к рассказу о первой написанной писателем книге - "Остров Привидения", и о том, как второклассник Слава ее создавал.

14 октября – день 75-летия В. Крапивина. Мы с читателями решили отметить его проведением флешмоба. Девчонки из 7-х классов разных школ города, привлекали внимание прохожих зажигательным танцем, с книгами писателя в руках. Горожан, которые заинтересовались происходящим действом, мы спрашивали, о том, знают ли они кто такой Крапивин, и какие книги он написал. Сюжет о флешмобе был показан на местном телевидении.

С целью знакомства с биографией и творчеством писательницы Елены Эдуардовны Ленковской, проведена медиа-презентация «Книжная галактика Елены Ленковской». Ребятам очень понравились буктрейлеры к книгам "Повелители времени". СОБДиЮ предоставила на время одну из книг, читали и давали положительные отзывы. Когда рассказывала о книге "Сокровища Рифейских гор", то делилась своими впечатлениями о прочитанном (доступный язык, много юмора, автор, обращается, непосредственно к читателю, как бы ведет диалог). Зачитала отрывок из главы "Чугунная бабушка". Наши дети, тоже думают, что чугун черный, и они были в Невьянской башне и помнят всё её чугунное убранство. Считаю, что нам нужно знать с какими богатствами мы живем совсем рядышком и обязательно гордиться этим!

«Книги, зовущие в детство» - так называлась видео-презентация о творчестве одной из лучших современных писательниц России Ольги Колпаковой. Книги известной писательницы мы позаимствовали в СОБДиЮ и сейчас они у нас есть в достаточном количестве. Дети с интересом слушали обзор книг, но, к сожалению, после него книги взяли не все. Очень большой популярностью у девчонок пользовались книги о Цветочных феечках, их разобрали сразу, хотя они больше подходят для младшего возраста. Мы очень надеемся, что встреча со знаменитой писательницей произойдет не заочно, а в живом общении! В заключении пятиклассники провели импровизированный урок литературы и мы, библиотекари, послушали великолепное стихотворение А. Пушкина "У Лукоморья", за которое многие получили заслуженные пятерки.

«У нас в гостях Ольга Колпакова» - встреча с писательницей. Мероприятие прошло в школе № 5. Ольга Валериевна быстро нашла контакт с детьми, и они охотно рассказали ей о достопримечательностях своего города. После рассказа о книге "Путешествие по Уралу" и о месте, где мы живём, ребята будут гордиться своей малой Родиной. Учиться будет легче с книгами-познавалками. Но самый интересный рассказ был о художественных произведениях. Писательница рассказывала очень интересно обо всем: и об Аркаиме, и о резиденции Деда Мороза и о своей семье (сопровождая свой рассказ презентацией). У автора уже вышла 51 книга! Вопросы автору задавали тоже самые разные и о домашних питомцах, и о том, где черпает сюжеты для своих книг. Закончилось мероприятие раздачей автографов и коллективным фотографированием.

Вечер-портрет «Добрый уральский волшебник» - мероприятие к 135-летию П. П. Бажова. К мероприятию была оформлена Книжная выставка «Радуга сказок Павла Бажова». Ребята узнали интересные факты из жизни известного писателя. Дети заранее готовились к мероприятию, отвечая на вопросы викторины, оформленной в форме буклета. Победители получили дипломы и сувениры из яшмы.

К 185-летию со дня рождения уральского писателя Николая Петровича Вагнера, больше известного под псевдонимом "Кот-Мурлыка" было подготовлено мероприятие «Русский Андерсен». После просмотра презентации о жизни и творчестве когда-то очень популярного автора и громкого чтения сказки "Фея Фантаста" пятиклассники приняли активное участие в обсуждении прочитанного. Каждый хотел высказаться о том, какой представляет себе Фею: с крыльями, в остроконечной шляпе, в красивом розовом платье - у каждого своя и неповторимая. Отвечая на вопрос: к кому она приходит чаще, все согласились, что к человеку с богатым воображением. Фантазия нужна в любом деле и в каждой профессии и говорил о том. Ко всем собравшимся Фея приходит часто. Удивительно, что большинство детей умеют играть в "Облака" (смотришь на небо и представляешь себе, на что похоже проплывающее облако). В конце нашей встречи каждый обещал нарисовать свою Фею!

Литературная встреча «Знаток уральского края» знакомила школьников с Д. Н. Маминым-Сибиряком. Ребята узнали о жизни нашего известного земляка, познакомились с его многогранным творчеством. Пересказ произведения "Кормилец", наверняка, затронул души детей, ведь в нём говорится о тяжёлой жизни их сверстника, только жившего в другом веке. Закончилось мероприятие инсценировкой. Ребята подготовили и показали своим одноклассникам "Притчу о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке".

«Природолюб Урала» - медиа-презентация о Б. Рябинине. Детям понравился пересказ произведений писателя "Джерри" и "Большая и маленькая". Многие дома содержат собак таких пород как ротвейлер и немецкая овчарка. А тех, кто только завести четвероногого друга пригодится книга Рябинина "Вы и ваш друг Рэкс". Закончилось мероприятие викториной "Об этих собаках написаны книги", в ходе которой школьникам пришлось вспомнить и Артемона, и Белого пуделя Арто, и Тотошку - верного друга Элли, и неуловимого друга Рэсси. Будто-то чувствуя, что сегодня в библиотеке говорят о четвероногих друзьях человека к нам в зал забежала милая рыжая такса, которую все бросились ловить и гладить, отчего она страшно испугалась, но, в конце концов, убежала вместе с классом на улицу.

«Читаем детям о войне» - громкое чтение и обсуждение рассказа уральского писателя-фронтовика Юрия Хазановича «Галя из санбата» о простой украинской девушке, отдавшей жизнь за Родину. Школьники активно принимали участие в обсуждение прочитанного и смогли ответить на такие вопросы как: кто такие «гансики», можно ли назвать Галин поступок подвигом, и какую роль выполняли женщины во время войны. На встрече присутствовали дети военной поры Русакова Елизавета Яковлевна и Маргарита Яковлевна Голендухина. Детей потряс рассказ сестёр о голодном трудовом детстве.

Итоговое мероприятие проекта "Знакомьтесь: писатели Урала" называлось «Открытая книга» и было проведено совместно с преподавателем русского языка и литературы Ларисой Сергеевной Грозных. Мы посмотрели ролик "Нужные ли книги ты в детстве читал?" Ребята показали свои знания в области литературы, отвечая на вопросы "Своей игры ". Даже я не сразу догадалась, какому литератору, намекая на его фамилию, однажды сказали: «Если вы и птица, то небесная!» (Это был Гоголь). Отвечая на вопросы викторины об уральских писателях, дети поражали точными ответами об Ольге Колпаковой, её произведениях, хотя и о других авторах они знают немало. Интересно было наблюдать за ребятами, когда они смотрели фотографии в слайд-шоу, сделанные за год нашей совместной работы, и узнавали себя в неожиданных ракурсах.

«Уральские малаХИТЫ» - книжная выставка, где собраны лучшие книги таких уральских писателей как: Николай Никонов, Вера Кудрявцева, Борис Рябинин, Светлана Лаврова, Олег Раин. Особую гордость библиотеки составляют книги с автографами авторов. На этот факт уделяется большое внимание при проведении обзоров у выставки. Кроме того, ребят можно заинтересовать вместе с рассказом о книге и о личности автора, с которым библиотекарь встречался лично.

Всего, в рамках программы проведено 10 мероприятий, которые посетило 235 человек.
Оформлено 3 книжных выставки, на которых было представлено 119 экземпляров, выдан 51 экземпляр.

Олег Раин – псевдоним писателя Андрея Щупова. Под данным псевдонимом он публикует произведения для детей.

Андрей Щупов родился и живет в Екатеринбурге. В 1981 году закончил специализированную английскую школу. Поступил в Уральский государственный университет путей сообщения на электротехнический факультет. Будучи студентом вуза, принимал участие (и побеждал) в математических, английских и иных олимпиадах. Параллельно ездил на моря с экспедициями, изучал флору и фауну Черного, Японского, Балтийского и других морей.

Раин, О. Слева от солнца : Роман.- Екатеринбург: «Сократ», 2008.-320с.

Пятнадцатилетний Генка – талантливый хакер, который в виртуальном пространстве чувствует себя лучше, чем в «реале». Поквитавшись с фирмой, отказавшейся платить по счетам, подросток вынужден «залечь на дно» и уезжает в далекую уральскую деревню к деду и бабушке.

Жизнь в умирающей деревне, знакомство с ее обитателями невидящими для себя никаких перспектив, глубоко затрагивают Генкину душу и заставляют решительного героя взять на себя заботу о возвращении Соболевки и цивилизации.

Детский писатель родился в 1960 г. на Украине. Член союза российских писателей, лауреат «Международной литературной премии Владислава Крапивина» за 2007 год, один из авторов «Ералаша», автор многочисленных рассказов, повестей, книг для детей. Участвовал в съемках художественных фильмов, работал телеоператором на областном телевидении. Печататься начал с 1984года.

Папченко, А. И. Две пригоршни удачи: Приключенческая повесть.- Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2006.- 244с.

Девочка Яна случайно оказалась в автомобиле агента спецслужб Николая Сергеевича во время исполнения тем ответственного задания.

Колька, этот нашенский Гекльберри Финн, сплавлялся на плоту, когда был вовлечен в криминальную историю. Что ждет их впереди? А вот читателя ждут искрящиеся неподражаемым юмором захватывающие приключения.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой, но и другом и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900)). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891-1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др.Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).
В возрасте 60 лет 2 ноября (15 ноября) 1912 года Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 31 августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.
Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.
Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.
Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.
Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.
Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.
Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами.

Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.
Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.
В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.
С 1930 г. - в Свердловском книжном издательстве.

В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.
В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Алексей Петрович Бондин - один из самых первых писателей советского Урала, всей своей жизнью и творчеством тесно связан с нашим краем. Этапом жизненного и творческого пути писателя были определены всем ходом развития русской революции и социалистического строительства.
Потомственный тагильский мастеровой, сын и внук плотинных смотрителей, родом из демидовских крепостных, А. П. Бондин вошел в литературу как писатель-рабочий, прошедший нелегкую школу заводского труда и посему отлично знавший труд и быт рабочего Урала.

Ему суждено было раннее сиротство, приют, с подросткового возраста - работа на демидовском заводе, затем инвалидность и скитания по Уралу, стране в поисках заработка. В 1916 г. А. П. Бондин пишет свою первую пьесу "Беззаконница", которая сразу же была запрещена к постановке, а автор попал под негласный полицейский надзор.
В 1919 г. под свежим впечатлением событий гражданской войны слесарь тагильского депо А. П. Бондин создает пьесу "На пороге великих событий", впервые поставленную в Нижнетагильском железнодорожном клубе, а затем разными красноармейскими театрами.

В 1924 г. пьеса выходит в издательстве "Уралкнига" под названием "Враги" и ставится профессиональной труппой. Газета "Уральский рабочий" от 14. 10. 24 пишет: "Бондин с большими наклонностями к драматургии, сейчас у него в рукописях находится несколько пьес, заслуживающих весьма большого внимания". Так Бондин становится первым советским драматургом на Урале. В начале 20-х годов в уральской печати часто появляются небольшие рассказы тагильского слесаря о рабочих-железнодорожниках, стрелочниках, путевых сторожах, табельщицах, машинистах, их трудовых буднях, досуге, написаны они с прекрасным знанием жизни, с любовью, добродушным юмором, искренней эмоциональностью.

Крупным событием в литературе Урала 30-х гг. становятся повести Бондина "Связчики", "Уходящее", "Матвей Коренистов".
Важнейшим событием в жизни писателя было его участие в Первом Всесоюзном съезде советских писателей и его встреча с А. М. Горьким, которого впоследствии Бондин называл своим учителем, очевидно воздействие Горького, выдвинутых им там идей на творчество писателя.

"Я научился у Горького, - говорил Бондин, - черпать материал для своих произведений из жизни трудового народа...". Самым крупным произведением А. П. Бондина явился роман "Лога" - первый советский роман об Урале. Автобиографическая повесть "Моя школа", как отмечает, К. В. Боголюбов, положила начало советской детской книге на Урале". Повести о детстве актуальны в русской литературе, но Бондин показывает историю детства ребенка из рабочей семьи, до Бондина такой повести в русской литературе не было, М. Горький назвал ее в числе лучших книг для детей в отечественной литературе.

А. П. Бондин любил писать для детей, его сборник рассказов "В лесу", полон светлой радости общения с природой, романтических охотничьих приключений, юмора, сердечности и тепла. Последнее произведение А. П. Бондина - повесть "Ольга Ермолаева" является одной из самых удачных книг литературы 30-х годов. Образ женщины - работницы, быстрый процесс ее духовного роста, обретения внутренней свободы раскрыт писателем в процессе созидательного труда. Всю свою любовь к рабочему человеку автор вложил в образ Ольги Ермолаевой, прошедшей нелегкий жизненный путь, ставшей хозяйкой своей судьбы и обретшей счастье в творческом труде.

Все творчество А. П. Бондина посвящено человеку труда как творцу, как созидателю. "Мало знать литературу, нужно знать жизнь, иметь свой собственный опыт", - писал Бондин.
До самого 1932 г. писатель работал слесарем паровозного депо, человек творческий, он увлечен любой деятельностью, талантливый изобретатель, умелец, музыкант-самоучка, известный как лучший настройщик музыкальных инструментов в Нижнем Тагиле, страстный охотник, художник со своим "своеглазным видением" окружающей действительности. Творчество А. П. Бондина занимает достойное место в литературном наследии Урала.

А. И. Рязанова

Прозаик и поэт, классик современной детской литературы.
Владислав Петрович Крапивин родился в г. Тюмени в семье педагогов Петра Фёдоровича и Ольги Петровны Крапивиных. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск». Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом журнала «Уральский следопыт». В 1965 году ушёл на творческую работу.

В 1961 году Владиславом Крапивиным по собственной инициативе был создан детский отряд «Каравелла» (в ряде изданий утверждается, что отряд был создан по просьбе журнала «Пионер», но на самом деле журнал взял шефство над отрядом лишь в 1965 г.). Профиль отряда - журналистика, морское дело, фехтование. Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет.

Первая книга Владислава Крапивина «Рейс „Ориона“» вышла в Свердловске, в 1962 году. В настоящее время у В. Крапивина более ста пятидесяти изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения для подростков» (причём В. Крапивину было предоставлено два тома).

Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и часто показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию В. Крапивина.

Владислав Петрович - лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский следопыт», премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий. За литературную и общественную деятельность награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.

Российский писатель, журналист и издатель, настоящее имя – Яков Васильевич Разливинский. Печатался также под псевдонимами Г. Арельский и Емельян Аввакумов.

Родился в г. Новоалтайске (Алтайский край, Россия). Семья в 1970 году переехала в с. Косиха одноименного района все того же края. Закончил среднюю сельскую школу, а вместе с ней – и образование. В дальнейшем совершенствовался на дому.

С 1981 года работал в газетах Алтайского края, Тульской области, Нижнего Тагила. С 1984 по 1986 год служил в Советской армии. Живет в Нижнем Тагиле. Член Союза журналистов России, Союза российских писателей, редактор детско-молодежного журнала «Пульсар».

Пишет, в основном, фантастику, также занимается изданием у себя в городе литературной серии местных авторов «Контрабанда». Составитель антологии тагильской фантастики «Пять секунд, полет норм…» (2001).

Первая литературная публикация – маленькое стихотворение, которое было напечатано в 1974 году. Полноценный же рассказ появился в 1980 году и с тех пор Я. Разливинским опубликовано около ста рассказов, несколько повестей, масса стихотворений и статей.

Отдавая предпочтение научной фантастике, работает и в других жанрах (юмористика, научно-популярная, детская литература и т.д.).

На сайте «Архив фантастики» публикует биобиблиографиеские очерки об уральских писателях Анатолии Алексеевиче Малахове, Юрии Евгеньевиче Яровом и других.

Понятие валентности
Ян Разливинский

В фантастической литературе этот пример использовался не менее восьми тысяч раз и почти столько же – позже – в реалистической. У меня самого, помнится, был в дебютной книжульке рассказец, в первых строках которого неуправляемый звездолет падал на неисследованную планету, а его экипаж мужественно боролся за жизнь корабля. Проникновенно так вышло, до слезы… А на этот раз все происходило на самом деле. Неуправляемым звездолетом был мой “Артаксеркс”, мужественным экипажем – я. Про планету, кроме того, что оказалась она как раз в традициях сюжета – то есть неизвестной (для меня, по крайней мере) – больше ничего не скажу. Впрочем, вот: дай бог ей долгих лет жизни, что подвернулась под борт: иначе еще бы одним “Летучим голландцем” стало больше.
В общем, особо разбираться было некогда – причалить бы поприличнее, на оставшихся маневровых, взамен гавкнувшего главного гипер-супер-чтоб-ему-пусто-было.
Поприличнее, впрочем, получилось. Хорошо, там был какой-то маяк, так я и притерся аккурат к нему, в ту же самую уютную долинку. И только после этого, утерев грязный пот, понял, что снова влип – да еще, пожалуй, покруче, чем с аварией. Маячок-то был карантинный.
То есть и маяк, и уютная долинка, и я, горемычный, находились теперь вкупе на чумной планете.
Чумные планеты обходят стороной даже завзятые авантюристы. Потому как заповедные сии уголки – верная могила для каждого, кто сунется. И, если поискать, здесь наверняка тоже найдется гроб-другой с теми, кто еще не знал о беде.
Пишут про чумные планеты много и красочно. Так что можете представить, сколько всего промелькнуло в моей бестолковке за считанные минуты осознания. Тут и рассказы о бактериях, пожирающих металл. И о монстрах, не хуже бактерий жрущих человеков разумных. И о неведомых силах, превращающих путешественников в монстров, которые… Ясно, в общем. Одно радовало: сижу я, боюсь, а страшного ничего не происходит. Шерстью сверх нормы не покрываюсь и кушать человечинку ну совсем не тянет. Быть может, потираю вполне нормальные руки, если не выходить с “Артаксеркса”, то ничего и не будет?
Разогнал я роботов на починку, сам присел за сканер – рассмотреть враждебный мне пейзаж в деталях – и тут же понял: начинается, ой, начинается! Потому что увидел на экране пятно. Угрожающе размахивая отростками, пятно стремительно атаковало звездолет. Нас разделяло метров двести – и с каждой секундой расстояние стремительно сокращалось. Если бы не малая дистанция, я бы не задумываясь применил ядерное оружие, благо имелась в НЗ ракета типа “Покойтесь с миром”, а так лишь привел в готовность батарею атмосферных орудий и прилип к прицелу дергающимся глазом.
В это невозможно было поверить, но вы уж поверьте: движущаяся мишень оказалась человеком. На материализовавшийся образ, извлеченный коварными монстрами из моей памяти субъект не походил: я с такими грязными оборванцами не знаюсь принципиально, но и на разновидность местного миража – тоже. Для монстра бегун был слишком мал и жалок. Хотя, при известной тренировке вполне мог бы напугать парочку молодых мышей. А вот уже, скажем, еноты, подняли бы его на смех…
Предупредительный выстрел снес верхушку карандашеподобной скалы и заставил грязнулю пасть на колени.
-Нихт шиссен! – заорал он благим матом. – Нихт шиссен!
Если вы обнаружили на чумной планете живого человека, вас вряд ли удивит, что он разговаривает на смутно знакомом вам языке. Нихт шиссен, так нихт…
Встреча с незнакомцем на неисследованной планете – тоже штамп, но тут уж ничего не поделаешь: что случилось, то случилось. Если вы увлекаетесь беллетристикой, то должны догадаться, что последовало за этим. Его уговоры впустить на корабль и мой категорический отказ; его заверения в полнейшей безопасности местной биосферы и мой решительный отказ; его демонстративное поедание мхов и мой твердый отказ; его обещание озолотить меня на всю последующую жизнь – и мое немедленное согласие.
Но перед личной встречей я обработал его всей имеющейся в наличии медицинской гадостью.

Выглядел робинзон так, словно провел в одиночестве и нищете не менее двадцати лет.
-Не менее двадцати лет провел я в одиночестве и нищете! – возопил гость благим матом, едва мы оказались лицом к лицу.
Я увернулся от корявых объятий.
-Как насчет весомой благодарности?
-Как насчет хорошей еды?
Мое сердце скрипнуло.
-Стандартный завтрак космопроходца? – уточнил я. – Безумно вкусно после мхов.
-Я ел этот завтрак двадцать лет, в выходные, праздники и на Рождество, - тут же надулся спасенный, что казалось невозможным при его скелетоподобной внешности.
Сердце скрипнуло вновь, причем гораздо громче.
-Я должен вас пожалеть? – снова уточнил я.
-Сокровища! – напомнил робинзон, подняв перст указующий, худой и тонкий, как моя надежда на благодарность. Но тут я разглядел на запястье заляпанный до неузнаваемости браслет, с помощью которого ведется управление бункером высшей зашиты.
И я улыбнулся. И я распахнул свои объятия несчастному. И я кликнул свору роботов, с помощью которых уже через пять с половиной минут смог изобразить радушного хозяина, вальяжного и доброго, как родной дядюшка, угощающий любимого племянника.
-Еще вина?
-Да, еще, - отвечал с набитым ртом “племянничек”. – И курицы. Можно я еще съем курицы?
Если он ничего не даст взамен, думал я, улыбаясь, я вытряхну из него все до последнего кусочка, а потом выкину так далеко, насколько позволит пинок моей тренированной ноги.
-Удивительно вкусная курица. Я съем еще?
Я сделал широкий жест, призывая гостя к любым безобразиям.
Гость откликнулся на мой призыв громким чавканьем. За двадцать лет он утратил многое – но не аппетит.
-Может быть, - осторожно заметил я, подливая в боакал вина, - вы расскажите, как выжили на чумной планете.
-Планета не чумная, - пошамкал гость. – Это киви? Дас ист фантастиш! Хочу киви.
Я и сам начал подозревать: что-то не так.
-Планету объявили чумной, чтобы никто никогда не нашел меня.
-Бред, - тут же поставил диагноз я. – Чтобы наложить вето, требуется…
-Я не хуже вас знаю, что для этого требуется, доннерветер! Я положу еще салата… Объединенная гильдия издателей – вот кто это сделал!
Я поднял бровь.
-Объединенная гильдия издателей, - повторил он, предварительно прожевав. – ОГИ, монстры книжного бизнеса.
Моя бровь не опускалась.
-Что? – осторожно спросил он. – Вы не знаете про ОГИ?
-Я сам кропаю повестушки для издательства “Галактик Букс”. Никаких монстров.
-Двадцать лет назад это было монопольное объединение ста сорока крупнейших издательств на пятидесяти планетах Земной федерации. Семьдесят три процента всего книжного рынка.
-Никогда не слыхал, - повторил я.
Робинзон бросил вилку и широко перекрестился:
-Слава тебе, Господи! Благодарю тебя, небесный мой заступник!..
Если бы не тарелка с салатом, он наверняка отвесил бы благодарный поклон всевышнему по самую столешницу.
-Господь получил благодарность, теперь настала моя очередь. Какая связь между вами, вашим ОГИ и чумной планетой?
-Мое изобретение. Мое гениальное изобретение!
Ключ от бункера высшей защиты – напомнил я себе.
-Вы знаете, сколько книг написано с того момента, когда человек решил выражать свои мысли посредством знаков? Знаете, сколько исписано черепков, папирусов, дощечек, каменных плиток, бумажных листов, наконец? – он подался через стол, собираясь сообщить мне эту тайну. – Никто не знает, - прошептал он. – Миллионы или миллиарды. Это как луг, поросший травой. Мы видим траву и видим отдельные цветы среди травы: “Одиссея”, “Гамлет”, “Братья Карамазовы”. Сколько их? Ну тысяча, ну две.
-Поясните, - сказал я, хотя пока все было предельно ясно.
-Гут, - охотно откликнулся спасенный. Он облизал пальцы, но тут же, впрочем, опять вцепился в распотрошенную тушку курицы. – Гомер написал “Одиссею”. Кто-нибудь осмелился написать свой вариант, гораздо лучший, но с тем же сюжетом и теми же героями, таким же размером? За три с лишним тысячи лет – никто. Варум? Потому что глупо. “Одиссея” – конечный продукт. “Войну и мир” читали? Неважно. Гениальная вещь. Пробовали писать продолжения? Пробовали. Жалкие поделки! Уже современники не помнили о них! Вопрос: отчего не получилось так же гениально? Ведь все готово: завязки-развязки, сюжетная линия, герои, характеры… О, какие характеры!
-Второго Толстого не нашлось.
-Думес цайг! Чепуха! Не было второй комбинации. Все стояло на местах: так, так и вот так! – он помахал скрюченными жирными пальцами, будто собирал кубик Рубика. –Конечный продукт. Все, что было создано после – не имело шансов на существование. Эрклерен?
-Валяйте, - опять согласился я, прикидывая, не начать ли операцию по вытряхиванию моих окорочков обратно.
-Вы можете писать сколько угодно, но до тех пор, пока не сумеете создать идеальную комбинацию слов и образов, всегда найдется человек, который сможет взять ваш сюжет и написать нечто лучшее.
-Ближе к делу.
-Тысячи лет созидание было уделом одиночек, мастеров. Вспомните Средневековье: мастера объединялись в цеха, подчеркивали свою независимость от остальных! Потом рабочий стал самой массовой профессией, а потом – исчез совсем, ибо сейчас все делают машины. Тысячи лет изобретательство считалось озарением, даром свыше. Изобретателей были единицы! Затем их заменили конструкторские бюро и исследовательские институты. Потом были выявлены основные правила, следуя которым изобретать мог любой – при желании, конечно. То же самое и с живописью: избранные люди – профессиональный коллектив – доступное всем. Любой, кто купит компьютерную программу может стать Рембрандтом или Малевичем. Что осталось у нас? Литература. Две стадии своего развития она уже прошла: писатель был Творцом, Властителем дум. Потом стал просто литератором, членом творческого союза. Осталось поставить логическую точку в этой эволюции: поручить литературную работу машине. Я это сделал.
-Если я правильно понял, теперь можно взять любую вещь, скажем… э-э… - Я замялся, вспоминая что-нибудь из старого, что могло быть известно и робинзону. – Скажем, “Мост через Сену” Леброка и с помощью вашей машины сделать “Мост-2”.
-Я не умею объяснять! – горестно возопил робинзон. – Вы поняли все чересчур буквально! Моя машина не копирует. Она берет все компоненты книги и создает из них конечный продукт. О, - оживился он. – Вы знаете химию? Молекула одного вещества может присоединить к себе десять ионов, а молекула другого – только три. Понятие валентности, фернштейн? То же и с сюжетами. Пока нет конечного продукта, сюжет может присоединять к себе десять авторов или пятьсот. Но стоит на основе этого сюжета образоваться гениальному произведению, как все ионы отпадают. Остается конечный продукт.
Он меня уже изрядно достал своим конечным продуктом.
-Так что случилось с вами?
Кусок застыл на полпути к разверзнутой пасти и с печалью положен на тарелку.
-О, - сказал робинзон. – Это очень грустно. Едва машина была готова, я тут же заложил в нее несколько книжек – первых попавшихся – и на их основе она выдала пять великолепных романов. Один я уже через неделю продал маленькому издательству э-э… ну, вы его все равно не знаете. Через две недели книга вышла и я, как это говорится, проснулся знаменитым. А еще через несколько дней я уложил в кейс рукописи четырех других романов и отправился в ОГИ. Я предложил им купить эти и в течение трех недель сделать еще пятьдесят три шедевра. Они взяли мои четыре романа и прочитали каждый по несколько страниц. Это были очень деловые люди, зер! Они сидели передо мной в черных костюмах и задали только два вопроса. Вначале они спросили, как я это делаю – и я ответил. Я рассказал им примерно то же, что и вам – только подробнее, потому что это были очень умные люди, Тогда они спросили, сколько всего романов может написать моя машина. Я ответил, что сколько угодно, но на самом деле, сказал я, она напишет может двести книг, может четыреста: количество сюжетов ограничено, а к тому же кроме “недоделанных шедевров” уже есть определенное число одновалентных книг – тогда я сказал по другому, но так же – с сюжетами которых уже нельзя работать. Я рассказал им все и предложил бецехлен – заплатить… О, это была большая сумма, но они располагали этой суммой. И они могли заработать на моих книгах в сотни раз больше. И что они сделали?
-Судя по тому, что вы тут, они отказались.
-Они согласились! Но когда я пришел в лабораторию, там меня уже ждали. Они запаковали мою машину и меня в ракету с рейсом в один конец, а когда я очутился здесь – сбросили карантинные маяки. Это были очень умные люди. Мне жаль, что я не могу им отомстить. – Робинзон помрачнел: видимо, месть занимала солидное место в его планах.
А я тем временем подумал, что хозяева ОГИ поступили совершенно правильно. Если это был в самом деле издательский монстр, то он ежегодно вываливал на прилавки тысячи наименований книг. Вмешательство моего прожорливого гостя могло бы действительно принести огромные прибыли, но… Но что было бы потом, после того, как на рынке появился бы полный комплект шедевров – одновалентных, как говорил робинзон. Литература бы умерла. Может быть, не вся, но проза, как жанр – точно бы. Потом откинула бы копыта поэзия.
-Их можно понять, - сказал я вслух. – Вы вырыли для них яму, подвели к ней и, радостный, ожидали, что они сами в нее прыгнут. Неудивительно, что они предпочли столкнуть туда вас.
-Мой труд мог принести им миллиарды!
-Ваш труд похоронил бы книгоиздательство. Кому нужно покупать новые книги, когда есть набор из гениальных вещей? Набор, который можно купить за один раз, а не собирать всю жизнь, прочитывая в поисках лучшего горы всякой чепухи.
-Но я!..
Не знаю, что он, а я уже достаточно потешил свой слух. Теперь, по моему мнению, пришло время порадовать и глаза.
-Милейший! –перебил я его. – У меня не так уж много времени и евсли вы хотите все же покинуть эту гостеприимную планету, то скорее ведите меня в свою берлогу. Я должен сам увидеть ваше творение.
-Вы поможете мне отомстить? – обрадовался робинзон.
-Смотря что вы под этим подразумеваете.
-Я хочу полностью исчерпать ресурс машины! – объявил он.
То есть, заставить ее использовать все возможные сюжеты.
-Мысль недурна, - веско сказал я.
Через полчаса мы уже шли узкими коридорами бункера. Я ударил металлической перчаткой по стене и та лишь коротко звякнула в ответ, звук тут же погас. Добротная литая стена, сантиметров в пятьдесят толщиной. Сделано с архаической добротностью и невероятным запасом прочности. Человек, живущий в таком бункере не должен был испытывать неудобств как минимум лет триста.
-Хороший дом, - похвалил я. – Добротный.
-Ненавижу! – не замедляя шаг прокричал робинзон и даже подпрыгнул на ходу. – Ненавижу эту тюрьму!
-Напрасно. Вы знаете, сколько стоит такой бункер? Я думаю, ненамного меньше той суммы, которую вы запросили с ОГИ.
-Издеваетесь? – с интересом спросил робинзон.
-Сколько вы уже здесь? – задал я встречный вопрос.
-Достаточно, чтобы проклясть каждый камень на этой планете.
Ах да, около двадцати лет. И вся система по-прежнему работает идеально: воздух свеж, прохладен и озонирован, кругом чистота и порядок. Уверен, что все эти годы единственным грязным пятном во всем этом блеске был сам хозяин.
-Кроме того, что вам не нравился рацион, были какие-нибудь еще претензии к системе?
-Были! – с вызовом ответил робинзон. – Мне не нравился рацион!
Я так и думал: никаких серьезных проблем.
Коридоры закончились, мы вошли в довольно просторный зал. На плане он наверняка был отмечен как кают-компания, сейчас же был местом, где размещался электронный гений.
Робинзон оказался прав, когда говорил, что литература в принципе похожа на механизм, который может заставить работать любой. Теперь я даже знал, на что походит идеальная литература: на древний электромотор, который я однажды видел в музее, только увеличенный до размеров шкафа. Я с сомнением оглядел переплетение труб, выкрашенных дешевой серой краской. В некоторых местах краска облупилась и обнажившийся металл уже затерла ржавчина. Не выдержав скептического взгляда, машина издала звук, который долго бродил по трубам.
-Писатели всегда так делают, когда…
-Когда что?
-Когда пишут шедевры?
-Это коллоидный раствор Хайнриха! – оскорбился робинзон. – По своему объему он сопоставим с тысячей мозговых среднестатистических единиц! Таких как вы, он заменил бы три тысячи.
-Ладно, - примирительно сказал я. – Показывайте, что может ваш вундеркинд. Вот вам образец.
Я не поленился выдрать из своей первой книжки рассказ и принести с собой.
Робинзон принял листочки так, как жрецы принимают жертвенный дар. Листки ушли в сканер, машина загудела и через пять минут я выгреб из лотка пачку теплых страниц. Начало меня не тронуло – слишком похоже на первоисточник. Но, дочитав страницу, я пролистал сразу несколько – и глаз тут же прилип к первой попавшейся фразе. Я прочел ее раз, другой, прочел весь абзац, потом снова вернулся к первой странице и стал читать вновь.
Все, что я намарал за пятнадцать лет, было недостойно одного этого рассказа. Все, что я напишу в отведенное мне всевышним время – не будет лучше. При этом я буду знать, что десять тонн металла, соединенного определенным образом могут сделать то же, но за один день.
Я пошел прочь. Свинство, вот свинство!..
-Эй! – растерянно толкнулось в спину.
-Я вызываю роботов, – сказал я. – Собирайте манатки. Даешь шедевры!
И снова подумал: вот свинство!