Художественная мысль, сценическое действие пьесы «На дне. Сочинение Горький М

Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Одна-ко любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев.

В центре действия драмы «На дне» не столько человеческие судьбы, сколько столкновений идей, спор о человеке, о смысле жиз-ни. Центром этого спора является проблема правды и лжи, воспри-ятие жизни такой, какой она есть на самом деле, со всей ее безыс-ходностью и своей правдой. Спор начинается до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Автор спорит сам с собой. Если в ранних произведениях Горький изображал босяков в романтическом ореоле, то в отвергнутых обществом обитателях ночлежки ему не удается найти положительных черт. Жестокость героев по отношению друг к другу разрушает авторские иллюзии. Появление Луки вносит в драматическое действие новую струю. Он утешает людей, прибегая ко лжи, как средству против боли.

Горький писал о смысле пьесы: «Основной вопрос, который я хо-тел поставить, это что лучше — истина или сострадание? Что нужно? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий».

Одним из идейных центров пьесы становится рассказ Луки о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль стран-ника заключена в словах о всесилии добра: «Человек может добру научить…». Идейная борьба в пьесе разворачивается вокруг таких понятий как допустимая ложь и правда. Считается, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако в дей-ствительности спорит с Лукой сам автор. Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, человек, постоянно живущий во лжи, привыкает к ней и примиряется со своей убогой реально-стью. А это приводит к тому, что он соглашается терпеть, не протес-тует и не пытается вырваться из оков этой жизни. Это был спор Горького-человека с Горьким-писателем. О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорили неудачно сложившиеся судьбы ночлежников. Трагическая развязка пьесы — своего рода приговор проповеди терпения и покорности и в то же время утвер-ждение необходимости борьбы за правду, за Человека.

Критика того времени не приняла концепцию автора и воспри-няла пьесу иначе. Основной мотив, связанный с Лукой, трактовал-ся как примирение с жизнью и чувством жалости к человеку. Сего-дня проповеди Луки о жалости к человеку и милосердии чрезвычайно актуальны, и пьеса Горького приобретает современ-ную значимость.

К решению главной проблемы пьесы можно подойти и с религи-озных позиций. Материал с сайта

При решении главного вопроса пьесы о лжи во спасение и прав-де сталкиваются две концепции: Луки и Сатина. Лука проповедует традиционную православную точку зрения: есть «люди», а есть «че-ловеки», как «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…». Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому един-ственная благодать, которая им будет дарована, — смерть. Вот по-чему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное из-бавление от мучительного существования.

Атеистическая концепция сформулирована автором устами Са-тина. Сатин объявляет человека ответственным за свою судьбу, свободным в выборе поступков. В пьесе, соответственно, восторже-ствовала точка зрения автора: вера в человека одержала победу над верой в Бога.

В любом случае ответа на главный вопрос, сформулированный Горьким: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем смысл рассказа о беглых каторжниках
  • история создания и идейное содержание пьеса на дне
  • м горький на дне что уче истина ии сострадание?
  • определите какое произведение горького отличается идейно -тематически от других

А. М. Горький «На Дне»
Смысл пьесы
Горький о смысле пьесы: « Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский.
Пьеса философская, но всё общечеловеческое в ней не отделимо от глубоко жизненного и конкретно исторического. Поэтому важно обратить внимание на социально-бытовое одержание пьесы. На то, что герои ранее знакомые по рассказам Горького, босяки, даны в сниженном плане. Горький увидел и отразил в пьесе не трагедию русских людей, а трагедию русской жизни.
В заглавии автору было важно выделить не место действия, не характер условий, даже не социальное положение, а то чем наполнена душа, что происходит на дне человеческой жизни, на дне человеческой души.

Лука
Внешне Лука никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается серьёзная робота, поэтому предметом исследования в пьесе становятся социальные условия действительности и их отражение сознаниях людей. В каждом из героев Лука видел светлые стороны его личности, все его разговоры направлены на то, чтобы поддержать человека, его веру в лучшее. Поэтому он разговаривает только с теми, кто живёт правдой надежды, с неверующими ему говорить не о чем. Стремясь постичь человеческую природу, Лука делает ряд мудрых наблюдений. Суть этих наблюдений – человек достоин уважения, любви и жалости. Истоки такого отношения к человеку лежат в убеждении Луки, что человек изначально хорош, и лишь социальная неустроенность жизни делает его плохим и несовершенным. Поэтому ночлежники и потянулись к Луке, который добр и искренен с нами и бескорыстен в желании помочь. Он никого не обманывает и никому ни в чём не лжёт. Таким образом Лука выступает идеологом пассивного сознания, а в споре о правде, который возникает между ним и Бубновым, Бароном, Лука утверждает благотворительность утешительной лжи. Притча о праведной земле выражает мысль о том, нельзя человека лишить надежды, пусть и мизерной.

Правда Луки и правда Сатина
Проповедь Луки дала Сатину импульс для возникновения новой жизненной позиции, в основе которой лежит тоже уважение к человеку, но смещены акценты в сторону активного участия человека в жизни. Монолог Сатина – это лишь первый шаг на пути формирования активного сознания человека. Отношение Горького к Луке неоднозначно, в развитии сюжета чувствуется авторский укор Луке, ведь все иллюзии разрушились. С другой стороны автор обвиняет в том, что произошло с людьми не Луку, а самих ночлежников, а тем самым вскрывает одну из основных черт русского национального характера. Недовольство жизни, критическое отношение к ней и неспособность что-то изменить.

Всего лишь один факт с ясностью обнаруживает, что эта схема тесна - присутствие и важная роль в пьесе несимпатичного, отрицаемого автором правдолюба Бубнова.

Конфликт сострадания, любви-жалости, снисходящей к человеческим слабостям, и безжалостной правды - в фокусе драмы « ».

Противоречивость героев, особенно Луки, входила в авторский замысел, поскольку она принадлежала самому художественному объекту - личности героя, философа-утешителя.

И литературоведы сумели оказать немалую услугу актерам, доказав, что если неверно играть

Луку как положительного героя, то неверно видеть в нем и заведомого шарлатана или негодяя.

Лука - человек идеи, ею он и движим в своих поступках. И все-таки отношение Луки к людям совершенно непосредственно и диктуется не «идеей», а сложным комплексом чувств, где смешиваются и интерес к жизни, и желание понять каждого и откликнуться на его боль, и способность восхититься человеком и пожалеть его. Другими словами, его поведение по намерению субъективно движимо Добром.

Но искренне желая добра, герой не достигает цели. Больше того, он достигает противоположного, и как раз через подобное несоответствие художник обнаруживает бессилие его добра, его представлений о добре. Потому чем смелее драматург показывает субъективную доброту Луки, тем глубже вырисовывается ложность его идей.

Перед нами до дна обнажается вся противоречивость слабого добра, любви-жалости, опирающейся на ложь, с одной стороны, и узко понятой правды (Бубнов) - с другой. «Образом автора», то есть расстановкой, связями фигур, их взаимным освещением, выражается творческая уверенность в возможности иного человеколюбия - любви, соединившейся с истиной и тем самым ставшей сильной, активно преобразующей.

Пьеса «На дне» освещена уверенностью художника, что правда по плечу человеку, полна надеждой на личность нового типа, на добро, не опирающееся на костыли лжи и не прощающее зла, - на гуманность активную и сильную.

Горький написал пьесу не о босяках. Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности быта все-таки очень условен. Физиологией там и не пахнет.

Герои «На дне» говорят ненатурально и неправдоподобно много. Это отмечал Л. Толстой: «Разговоры их неверны, преувеличены»... Не только Лука, Сатин, но и Бубнов, Клещ, даже сравнительно молчаливый Татарин словно соревнуются в сентенциях и спорах относительно того, как и зачем жить. Дело здесь не столько в безысходности судьбы персонажей, их социальном и человеческом разложении, сколько в художественном приеме: пьеса Максима Горького отразила действительность в форме философской, а не бытовой драмы.

Вот, кстати, главная причина ее столь долгой жизни в театре на разных сценах мира.

Проклятые вопросы: зачем жив человек? что есть правда? что есть ? - яростным криком срываются с уст обитателей ночлежки...

Вслед за другими советскими театрами «Современник» разрушает сложившуюся в 30-х годах школьную концепцию «утешительства» Луки и резкого противопоставления его Сатину.

Странник Лука в исполнении Игоря Кваши - идейный и нравственный центр спектакля. От него исходят прямые нити в нашу современность... Герой И. Кваши воплощает традицию народной нравственности, закрепленную в устойчивых идеалах и обычаях поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. Можно без преувеличения сказать, что за Лукой - Россия, он ее кровная, неотторжимая часть.

Те, кто «на дне», из России выпали. В этом духовный смысл драмы.

Социальное положение Луки и, скажем, Бубнова мало чем отличаются: оба нищи. Степень духовности разная. Сохранить в себе человеческое, несмотря ни на что, выстоять в жестоких обстоятельствах - вот чему, в сущности, учит Лука не столько словами, сколько самим фактом своего существования.

Все это написано Горьким и поставлено «Современником». Герои «На дне» раздавлены не только жизнью, но и собственным устоявшимся безверием. Из одного не с обязательной последовательностью вытекает другое. Конечно, условия жизни необходимо изменить, чтобы дать людям новую возможность приблизиться к самим себе, - здесь высший смысл революции. Однако далеко не каждый воспользуется и этой новой возможностью.

Быть человеком - самое трудное дело на свете. Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от нас самих.

Центральные образы спектакля, каждый по-своему, несут эту простую и вечную мысль.

Актер умирает человеком. Его самоубийство не жест отчаяния, а сознательный выбор. Он первым порвал цепь, первым испортил песню.

Кажется, очередь за Сатиным.

Сатин - симпатичная фигура. Герой Евстигнеева даже пьет талантливей и умнее остальных. Совершенно непостижимы для зрителя его хронические неудачи на карточном поприще. Такой шулер часто бит не будет.

Но он шулер, и это факт. Его рассуждения не подкреплены реальным обеспечением. Он перебрасывается словами, как картами. Если бы не «старик», мы бы так и не узнали, что он мог быть другим.

Лука подействовал на Сатина, «как кислота на старую и грязную монету». Проповедь пьяного шулера неожиданно посвящена человечности.

Наверное, в эти минуты зрители вдруг замечают на голой груди Сатина непропитый серебряный крест.

Сатин понимает, что «старик прав», прав в изначальном. Сатин уточняет акценты. Он корректирует теорию, а в моменты сильного опьянения еще и сострадает ближнему.

Сатин и хочет быть человеком, но уже не может. Он многое забыл и утратил. Он не может любить отдельного человека, поэтому обречен любить все человечество в целом, а значит, не любить вовсе.

Нравственная трагедия Сатина - в понимании этого жестокого парадокса.

Время не в силах изменить характеры пьесы. Евстигнеевский Сатин зовет нас ценить человеческое в поступках и не доверяться одним словам, как бы красиво они ни звучали.

(Из статьи «Семьдесят лет спустя. Рецензия на спектакль Галины Волчек в театре «Современник»)

Если домашнее задание на тему: » Художественная мысль, сценическое действие пьесы «На дне» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Человек и правда в пьесе М. Горького «На дне». 2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма. 3. Проблематика добра

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

/ / / В чем смысл пьесы Максима Горького «На дне»?

Пьесу Максима Горького « » можно со смелостью отнести к произведениям философской направленности, ведь в ней поднимаются проблемы, которые присущи, как всему обществу в целом, так и отдельно взятому человеку. Этим произведением Горький попытался донести до нас свою жизненную позицию, которая нашла отражение в главных героях пьесы.

Одним из главных, системообразующих образов пьесы был старик . С его приходом все «завертелось» по-новому. Жители ночлежки получили призрачную надежду подняться со дна. Лука подарил им сострадание, жалость, слова, которые так все хотели услышать. Но как показали дальнейшие события, эта «сладкая ложь» стала фатальной для многих.

Я считаю, что во всей этой неправде нуждалась лишь умирающая Анна. За всю свою недолгую жизнь она не знала ни радости, ни покоя. Девушка умирает в возрасте тридцати лет раздавленная своей тяжелой судьбой. Жители ночлежки отвернулись от нее и не хотят вмешиваться в дела смерти. Только Анна единственная требовала какой-то поддержки и жалости, которую она нашла в облике Луки.

Еще о более трагичной истории жизни мы узнаем, знакомясь с образом Актера. Он был бывшим служителем театра, но бросив свою работу, скатился на самое дно жизни. Актер превратился в беспробудного пьяницу. В алкоголе он нашел утешение и объяснение всех своих неудач. Актер был настолько слаб морально, что ему легче было продолжать пить, чем попытаться подняться со дна жизни. С появление Луки, он узнает о лечебнице для людей, страдающих алкоголизмом, о том, что лечение там проводят бесплатно. Окрыленной этой новостью, Актер не употребляет алкоголь целый день, за который успевает заработать несколько монет, чем очень гордится. Его надежды рухнут в тот момент, когда он узнает, что нет ни какой лечебницы. Актер заканчивает свою жизнь самоубийством. Сведя счеты с жизнью, он так и не понял, что дело не в лечебнице, нужно просто верить в себя и свои силы.

Для Пепла Лука «нарисовал» новый мир и новую жизнь в Сибири. Он советует уехать туда с Наташей. Конечно, эти слова окрыляют Пепла. В конце произведения Пепел оказывается в Сибири, но только в статусе каторжника. Думаю, что после возвращения с каторги, он вряд ли сможет зажить новой жизнью.

Единственным, кто вышел победителем в этом хитросплетении человеческих судеб, была жена хозяина ночлежки Василиса. С помощью Пепла, она решила массу своих проблем за один раз. Подговорив последнего убить ее мужа, именно за это преступления Пепла и сослали на каторгу, Василиса избавилась от ненавистного мужа, отомстила своему любовнику Пеплу и сопернице Наталье. После этого она становится единственным собственником ночлежки.

Не менее захватывающей была судьба Сатина. Удивительно то, что этот человек опустился на дно жизни по собственной инициативе. Его жизненная позиция заключалась в том, чтобы ничего не делать. Пассивность и апатия ко всему стали очень удобны для Сатина, и он не хочет уходить от этого. Лука попытался показать ему другую, активную сторону жизни. Сатин соглашается с этим. Но все изменения происходят лишь на словах, в действительности мечтам противостоит характер героя, с которым, к сожалению, он бороться не хочет.

Подводя итог своей пьесе, Максим Горький показывает нам пассивность и апатию, которые в жизни вызывают у него отвращение. Он не советует искать решение своих проблем в бутылке. Только реальными действиями можно побороть даже самые сложные жизненные ситуации, найти выход из безвыходного положения. Кроме того, «сладкая ложь» может дать ошибочное представление о происходящем, что, как правило, приводит к тяжелым последствиям. По моему мнению, каждый из нас должен прислушаться к этим советам великого писателя и следовать им в своей жизни.