Конкурсные задания к школьной олимпиаде по музыкальной литературе. Учебно - методическая работа преподавателя ДШИ им. Л. И. Ошанина г. Вязники Ирины Владимировны. Вопросы по музыкальной литературе

Система творческих заданий на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в младших классах для развития художественно-образных представлений


Система музыкально-творческих заданий для развития художественно-образных представлений младших школьников

Огромную и непосредственную роль в развитии художественно-образных представлений младших школьников играет творческая работа на уроках. Подберем и опишем музыкально-творческие задания, которые будут связаны с активным образным восприятием, с использованием фантазии и воображения, с умением отразить те или иные образы выразительными средствами музыки.
В данной творческой работе задания рекомендуется выполнять письменно, с обязательной последующей беседой. В каждой группе есть активные лидеры и пассивные «тихони», чаще всего вторые не мешают высказываться первым, и беседа превращается в диалог или монолог. Поэтому, когда предлагается записать свои мысли, обычно небольшими простыми определениями, у каждого ребенка появляется возможность подумать, то есть активизировать и себя и свой потенциал, а на основе уже обдуманного легче вступить в беседу, выразить свои впечатления и точку зрения. Названия музыкальных произведений детям не даются, учащиеся опираются только на слушательские навыки. Данная работа включает детей в творческую деятельность, активизирует воображение и фантазию, позволяет им создавать художественные образы на основе прослушанного музыкального материала.
1. а) Детям предлагается после одного-двух прослушиваний музыкальной пьесы (Р.Шуман «Весенняя песенка») создать образ, который возникает у них в воображении. Дети описывают возникший образ, его характер, можно описать образ в действии.
б) Дети записывают все образы, которые ассоциируются у них при слове «лес». Далее звучат три музыкальных фрагмента:
П.И.Чайковский «Болезнь куклы» из фортепианного цикла «Детский альбом»
П.И.Чайковский «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года»
С.С.Прокофьев «Вариации феи Зимы» из балета «Золушка»
Устно обсуждаем, какой образ леса слышится в каждом музыкальном фрагменте, какое в нем царит настроение, в какое время года вы его видите, какая в нем погода и т.д. Желательно указать, почему именно данный образ возникает в воображении, какие средства выразительности подчеркивают его.
в) Сопоставить три образа леса с тем образом, который воссоздали в первом задании. Подумать, какой из трех вариантов подойдет к этому образу, что между ними общего (музыкальные характеристики)
г) Представить образы: солнце, небо…. Прослушав музыкальное произведение (Э.Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»), поразмышляйте, какой образ солнца и неба отражен в данной музыке, в какое время дня, опираясь на выразительные средства музыки.
д) Взять первый из трех образов леса из второго задания (пункт «б») и сопоставить с образами из предыдущего задания (пункт»г»). Поразмышляйте, как образ леса может измениться под воздействием образов солнца и неба, услышанных в музыке. Записать несколько определений нового образа леса.
е) Выбрать одну из предложенных иллюстраций с изображением леса, которая больше всего подходит под ваш новый, описанный выше, образ (И.И.Шишкин «Лесная глушь», «Сосновый бор», «Вечер в сосновом лесу», «Зима», «Дубовая роща», «Туманное утро» и др.).

2. При изучении инструментов симфонического оркестра к отдельным группам инструментов подходим также с творческой стороны, то есть, представляем их как отдельные семьи, для которых характерно что-то общее, но у каждого своя роль, свой образ. Слушаем звучание каждого отдельного инструмента, отмечаем присущий ему тембр, выразительную образность. После знакомства с отдельной группой инструментов предлагается на основе слушательских навыков и образных представлений сочинить сказку о семье данных инструментов, представить каждый инструмент как живой сказочный образ и придумать какую-либо необычную историю, использовать «речь» инструментов, их разговор, употреблять глаголы «послушайте», «слышите?»,
«прислушайтесь» и т.д. Это творческое задание дается на дом. Затем сочинения читаются в классе, обсуждаются, можно их оформить и проиллюстрировать, для предания более яркой изобразительности и художественной образности, педагог может «озвучивать» речь или диалоги инструментов музыкальными отрывками. Так, данная творческая работа закрепляет полученные образные «слуховые» представления об инструментах и их звучании.
3. Данное задание также связано с инструментами симфонического оркестра. Выбираем звуко-изобразительные одноголосные мелодии – в разных регистрах, различного характера, с разными штрихами и динамическими оттенками (пр-е 3). Дети слушают мелодии, проигранные на фортепиано, анализируют характер, образ, настроение и делают предположения какому инструменту симфонического оркестра можно поручить исполнить ту или иную мелодию. Связать характер звучания мелодии с тембром звучания выбранного инструмента.
4. Выбираем яркое художественно-изобразительное произведение (П.И.Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»; Н.А.Римский-Корсаков «Пляска рыбок» из оперы «Садко»; А.Лядов «Музыкальная табакерка»). Дети слушают музыку и представляют образ. Далее при звучании музыки дети рисуют, рисовать лучше красками, так как точного образа у детей может не получиться, а слегка размытое изображение при этом будет выглядеть достаточно ярко и творчески изобразительно. Это довольно трудное задание, но эти навыки нужно развивать, добиваться, чтобы дети не боялись экспериментировать, можно просто дать возможность отобразить представление на бумаге через цвет, то есть ребенок выражает образ теми цветами красок, которые, на его взгляд, характеризуют его художественное видение.
5. При закреплении средств музыкальной выразительности, детям предлагается представить себя композиторами. Дается задание подобрать на вкус ребенка какую-либо художественную иллюстрацию и стихотворение, но так, чтобы они были разнохарактерными, ярко-образными, выразительными. Затем дети выбирают средства выразительности, которые они использовали, если бысочиняли музыку на данную иллюстрацию или стихотворение.
6. Подбираются содержащие различные образы стихотворения – 4-5, но на одну тему, например: (пр-е 2.)
Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза»;
Г.Сапгир «Тучи»;
Л.Огурцова «Дождик-озорник»;
Р.Сеф «Гром»;
Т.Агибалова «Я заболел…».
Стихи читаются, анализируются; обсуждается, как в стихотворении отражен образ, его характер, состояние, настроение. После этого слушается музыка.
С.Прокофьев «Вариации феи Осени» из балета «Золушка», «Дождик».
С. Рохманинов прелюдия B-dur.
А.Вивальди «Лето»;
К.Дебюсси «Серенада кукле».
В. Свиридов «Дождик».

Сначала прослушивается одно произведение, дети сравнивают музыку и стихи, выбирают то стихотворение, которое больше всего подходит к данной музыке, объясняют почему, какие средства подчеркивают выбранный образ и т.д. Также слушаем другие два музыкальных фрагмента и выбираем соответствующие музыке художественные образы из стихотворений, анализируя и объясняя. Данную работу рекомендуется проводить в форме беседы, так как на уроке будет преобладать более непринужденная творческая обстановка.

7. Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Предлагается назвать, какие чувства выражены на каждом изображении, сказать, какие выражения характерны для людей добрых, злых, веселых,общительных, ворчливых, грубых и т.п. Данная пиктограмма может висеть на доске постоянно и преподаватель может на каждом уроке ставить по одной пьесе, а дети будут выбирать подходящий образ.

8. Детям предлагаются различные яркие иллюстрации, рисунки, вырезки из детских книг и журналов, картины. Далее звучит музыкальный фрагмент, все думают, какой из рисунков больше всего подходит к данной музыке, кто-то один выбирает, объясняя свой выбор. (музыкальный материал на наш взгляд лучше выбирать из так называемой «детской музыки»: С.Прокофьев «Детская музыка», Г.Свиридов «Альбом пьес для детей», К.Сен-Санс «Карнавал животных», П.Чайковский «Детский альбом», Р Шуман «Детский альбом», пьесы Слонимского, Кабалевского и др.) Остальные оценивают, обсуждают, соглашаются с ним или приводят свою точку зрения. Эта работа проводится в форме обсуждения, коллективно.

9. Данное задание похоже на №6, но здесь предлагается одно стихотворение, обсуждается образ и характер и на дом задается нарисовать рисунок. На следующем уроке на свой рисунок дети выбирают из нескольких прослушенных музыкальных произведений то, которое наиболее всего к нему подходит.

И. Мордовина "Рыбки":

Рыбки плавают в пруду
И играют в чехарду.
Теплым днем резвятся,
Дружно веселятся.
Ловят солнца лучики,
От весны в них ключики,
Чтоб всегда было тепло,
Снегом белым не мело,
Лилии цвели, кувшинки...
Не нужны рыбешкам льдинки.
Летняя нужна вода
Нашим рыбкам в холода.
Летом весело играть
И друг друга догонять.
По воде спешат круги.
Рыбка, рыбку догони.
Чешуя блестит как искры,
Плавники взлетают быстро.
Влево, вправо, вниз и вверх -
На пруду беззвучный смех.

Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» 1ч.
Ф. Шуберт «Форель» (на немецком языке).
Р. Шуман «Марш».

Изложенные выше задания даются детям постепенно, выборочно, в зависимости от уровня одаренности, эмоциональности детей. Рекомендуется проводить задания с третьей четверти, так как до этого у детей не будет достаточно знаний, слушательских навыков, именно в это время уже достаточно налажен эмоциональный контакт между детьми и преподавателем, без которого невозможно выполнения такого рода творческой работы. Конкретно правильных и неправильных ответов в данной работе быть не может, каждая попытка должна положительно оцениваться, преподаватель должен активизировать и поощрять в детях стремления к творческому самовыражению.

Приложение
1.
А.А.Фет
- « -
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
- « -
Ф. Тютчев.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачном их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
- « -
Ночное море.
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо - темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая
Чуткие звезды глядят с высоты.
- « -
Рим ночью
В ночи лазурной почивает Рим.
Взошла луна и овладела им,
И спящий град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой…
Как сладко дремлет Рим в ее лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах!..
Как будто лунный мир и град почивший –
Все тот же мир, волшебный, но отживший!..
- « -
С. Есенин.
Ночь
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
2.
Ф. Тютчев.
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
- « -
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
- « -
Генрих Сапгир.
Туча по небу плыла, ведра полные несла.
Туча брякнула ведром – прокатился в небе гром.
И над лесом, и над кручей повстречались туча с тучей.
Засверкали злые молнии! Расплескались ведра полные!
Туча с тучею ругаются, ведра по небу катаются!..
В небе коромысло – радуга повисла.
- « -
Т. Агибалова.
Я заболел. С температурой
Лежу, глотаю аспирин.
А за окошком дождик хмурый
Гуляет целый день один.
Ему, наверно, очень скучно,
«Эй, выходи», - стучит в стекло.
А мне на улицу не нужно.
Там сыро, грязно и темно…
- « -
Л. Огурцова.
Дождик-озорник.
Дождик с полным рюкзачком шлепал по дорожкам,
Накрывал цветы сачком, брызгал по окошкам.
По карнизу шлеп да шлеп, в луже искупался,
В парке на траву прилег – да там и остался.
- « -
Роман Сеф.
Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко,
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.

Использование творческих заданий на уроках музыки.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы целенаправленно и систематически развивать необходимые способности: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость; а также формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Учитель должен помочь ученику понять чувства и мысли автора, овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Детское творчество неисчерпаемо. Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, игры, олимпиады, поисковые эксперименты, творческие задания и т.д.

Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка,влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией ЛОО (личностно-ориентированное обучение).

Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия.

Ученики начальной школы могут сами (и с родителями дома) сочинить стихи или рассказ об услышанной на уроке музыки, нарисовать к ней рисунок, подобрать стихи известных поэтов. При прохождении темы о народной музыке, ребята сочиняют прибаутки, частушки на заданные тем.

Прием «Найди пропущенное слово».

Так, мы просим ребят найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе первая тема семестра «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»).

Романс – это … и музыка (литература).

Балет – это… танец и музыка (литература).

Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Так, например, в том же пятом классе вторая тема семестра называется: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:

Песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

Прием изобразительные импровизации.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – рисунками на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из пластилина персонажей музыкальных сказок, оформлением программ и афиш концертов, рисуночная методика – слышу, вижу, рисую.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.

В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

Очень любят ребята работу с карточками:

Изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его);

Карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").

При проигрывании ребята поднимают нужную карточку.

Для ребят 5-8 классов можно применить на уроке метод проектов .

Были созданы проекты: газета "Современные исполнители", коллаж "Любимые песни". С помощью медийных технологий, урок музыки становится более красочным и информативным! Задача одна - обратить внимание ребят к музыкальному произведению, услышать и обсудить с ними их впечатления, творчески их обыграть, например: показать пантомиму, нарисовать рисунок - впечатление, устроить игру "За и против". Где каждая команда защищает либо положительный либо критичный взгляд на услышанное произведение.

Вариант «Калейдоскопа» творческих заданий для работы инструментальным произведением.

В качестве художественного образа мы выбрали музыкальное произведение Г.В.Свиридова «Осень» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».

Детям предлагался следующий калейдоскоп творческих заданий:

смотря на портрет Свиридова рассказать о нем.

послушать произведение в фортепианном изложении

выбрать из предоставленных стихотворений, наиболее соответствующие характеру этого произведения

ритмодекламация на выбранное стихотворение, его озвучивание.

сравнить фортепианное исполнение и исполнение оркестровое.

нарисовать четыре прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Закрасить каждый прямоугольник каким-то одним цветом, который больше всего подходит к данному времени года. Или пользоваться не каким-то одним цветом, а сочетаниями разных цветов. Глядя на рисунки, спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы.

выбрать инструменты, какие услышали при звучании «Осень», объяснить почему выбрали эти инструменты.

выбрать из предложенных картин, наиболее соответствующее музыкальному языку рассматриваемого произведения.

сочинить ритмический аккомпанемент к произведению.

сравнить данное произведение с произведением Г.В.Свиридова «Весна».

вспомнить и назвать композиторов, которые писали произведения о временах года.

Анализ работы над произведением Г.В.Свиридова «Осень»

В начале урока детям предлагалось посмотреть на портрет композитора и рассказать о нем. Учитель осторожно предлагал наводящие вопросы, которые помогали детям выразить свои мыслит. «Дети вот перед вами портрет человека, но мы не знаем кто он, как его зовут, кем он был по профессии, в какое время он жил...». Дети сразу отвечают, что этот человек - композитор, так как они находяться на уроке музыки и об этом догадаться не сложно. По одежде, прическе, внешнему виду определяем, что композитор живет в нашем времени. Далее предлагается пофантазировать о его жизни, какая она была, трудная или беззаботная и радостная. Почти все дети представляю жизнь композитора трудной и горькой - это связано с их предыдущим опытом знакомства с композиторами (Бетховен, Моцарт). Предлагается познакомиться с композитором, назвать его имя и поддержать детей, что все их догадки были правильными. Говорим о том, что композитор очень любил природу и много произведений написал под впечатлением природных явлений.

Детям предлагается четыре прямоугольника раскрасить в соответствии с временами года, теми сочетаниями цветов, которые как им кажется наиболее полно отражают настроение той или иной поры года. В основном преобладали следующие цвета: зима - белый или бело-голубой, весна - зеленый, голубой, лето - яркие сочетания зеленого, красного, желтого, осень - желтый, красный.

Далее предлагалось послушать произведение Свиридова «Осень» в фортепианном изложении. Определить его характер. Все дети отметили, что произведение грустного, тоскливого, печального характера. Учитель предлагает детям дать название этому произведению. Большинство детей дали ответ - «Осень», объяснив это тем, что мелодия напоминает падение листьев с деревьев, прощание природы с цветущим и теплым летом.

Следующим заданием предлагалось посмотреть на инструменты (см. приложение №8) и сказать какие бы они выбрали для этого произведения если бы оно звучало в оркестровом исполнении. Дети выбрали следующие инструменты: арфа, скрипка, флейта, виолончель, треугольник.

Затем предлагается послушать в оркестровом исполнении. Дети оживленно воспринимали то, что звучали тембры инструментов, из тех которые они назвали. Подбадриваем детей, что мысли композитора и детей совпали. «Мы с вами тоже побывали в роли композитора.». Говорим, что не только многие композиторы обращались к образу осени в своих произведениях, но и многие поэты и художники посвящали свои творения этой поре года.

Читаются стихотворения (см. приложение № 6), и детям предлагается выбрать наиболее соответствующее характеру произведению Свиридова. Все дети без исключения выбрали стихотворение Н.Гумилева «Осенняя песня». Дети отметили, что в стихотворении также тоскливое, прощальное настроение.

Предлагается следующим заданием посмотреть на свое изображение осени цветом, и сравнить соответствует ли оно прослушанному произведению. Всем классом выбираем наиболее удачные сочетания цветов.

Выясняем, что оказывается осень бывает разная об этом свидетельствует то, что мы ее изобразили по-разному, а вот как ее изобразили художники, давайте выберем самый подходящий пейзаж к произведению Г.Свиридова «Осень» (см. приложение №.7). Мнения детей разделились между пейзажами И.И.Левитана и В.Д.Поленов «Золотая осень». Но большинство детей выбрали картину И.И.Левитана. Дети объяснили свой выбор тем, что в пейзаже Левитана преобладают неяркие краски, которые передают грусть и тоску.

Далее детям предлагается попробовать передать пластическими движениями рук характер произведения. В движениях детей преобладали плавные нисходящие покачивающиеся движения, которые передают падение листьев с деревьев.

Домашним заданием детям предлагалось вспомнить композиторов и их произведения, в которых изображаются картины природы. Многие дети вспомнили композитора Э.Грига и его произведение «Утро», так как с ним недавно знакомились на уроках музыки, несколько человек назвали произведение А.Вивальди «Времена года».

Мы видим, что дети с легкостью вовлекаются в процесс работы над одним произведением, если он протекает таким образом. Дети постоянно находятся в творческом поиске, вовлекаются в разные виды деятельности, причем на основе одного этого произведения идет работа по нескольким направлениям. Работа над средствами музыкальной выразительности, их взаимосвязь с личностью композитора и с жизнью вообще, это и активные методы соинтонирования цветом, словом, жестом, сравнение с произведениями разных видов искусств, вживание в позицию композитора, художника. У детей развивается творческое воображение, наблюдается неограниченный полет фантазии, при этом роль учителя ограничена, он не является информатором, он находиться в позиции регулировщика, который направляет рассуждения и мысли детей по правильному пути, не сковывая их в свободе, а лишь помогая их выражению.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Русская музыка - народная и композиторская

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для раскрытия творческих способностей учащихся по теме:«Русская музыка - народная и композиторская» мною применяются следующие задания:

Нарисовать иллюстрацию к любой русской народной песне или произведению русских композиторов

Нарисовать цветовые ассоциации

Подобрать или сочинить частушки

Изготовить шумовые инструменты

Придумать движения для орнаментального хоровода

Написать сочинение на тему: «Как я отношусь к русской народной музыке?»

Составление и разгадывание кроссвордов

Выполнение тестовых заданий

Задания на сравнение (общее и различие)

Задания на соответствие и др.

Примеры творческих заданий.

Задание:

нарисовать цветовые ассоциации на звучание народных инструментов - балалайка, ложки, гармонь, трещотки, свирель, шумовые коробочки, оркестр народных инструментов.

Задание (подготовка к заключительному уроку по разделу) – научно-исследовательская работа:

Тема: Русские народные инструменты

1 группа – гусли, балалайка

2 группа – свирель, рожок, жалейка

3 группа – трещотки, ложки

4 группа – баян, гармонь

Что это такое?

История возникновения инструментов.

Подобрать или сочинить загадки, стихи.

Оформить работы в виде реферата, альбома, книжечки (на выбор).

Цели и задачи творческого задания: формирование умения самостоятельного получения информации, умения проводить исследования; углубление представлений учащихся о русских народных инструментах; привить интерес к предмету через осуществление поисковой деятельности.

Задание «Собери словечко»

Собери слово и объясни, что оно значит.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Задание «Сравнение»

Сравнить по рисунку музыкальные инструменты, установив:

а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)

б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)

Карточки -

1. скрипка - балалайка

2. арфа - гусли

3. труба - рожок

4. ложки - барабан

Задание « Лишнее слово »

Карточки -

а) скрипка, флейта, рожок , труба, фортепиано

б) вальс, барыня, гимн , камаринская, полька

в) пианист, трубач, флейтист, композитор , гитарист

г) балалайка, ложки, трещотки, саксофон, баян

д) колыбельные, эстрадные , игровые, трудовые, обрядовые

Кроссворд

«Жанры русских народных песен»

1. Своим спокойным движением, мягкими переливами звуков эти песни словно ласкают, убаюкивают.

2. Этот жанр русской народной песни процветает в настоящее время, в нем находит быстрый отклик любое явление современности.

3. В старину эти песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить душу, свои чувства.

4. Основным содержанием этого жанра песен является обращение к природе, птицам, животным, напев их, обычно, прост.

5. Эти песни сопровождали и отображали тяжелый труд крестьян и рабочих.

6. Важные события жизни сопровождались обрядами. Как называются песни, звучащие во время обряда.

7. Это, как правило, повествовательные песни. В них прославляются защитники Родины, нашли отражение события, связанные с борьбой русского народа за свободу.

Самостоятельно составить кроссворд на тему: «Жанры русских народных песен».

Тест

1. Музыкальное произведение, которое исполняет инструмент-солист с сопровождением оркестра -

а) концерт

б) кантата

2. Форма музыкального произведения, в которой есть тема и ее изменения -

а) трехчастная

б) вариации

3. Как одним словом назвать «народное творчество» -

а) фольклор

б) наигрыш

в) распев

4. Довольно большое музыкальное произведение, которое исполняет симфонический оркестр -

а) кантата

б) симфония

5. Как называется торжественная песня, которая прославляет величие, могущество своей страны; песня, которая является символом государства, так же как и флаг, герб -

Цель данной работы:

  • привлечь внимание педагогов и учащихся к совместному творческому процессу;
  • показать результаты многолетней совместной творческой деятельности учащихся и педагога, то на что способны дети, если их постоянно привлекать к творчеству.
  • научить детей грамотно работать с литературой, нотным текстом, электронными словарями и интернетом.
  • развить у них навыки реферирования, устную речь, эрудицию, редакторские способности.

Работа составлена на основе заданий, сделанных учащимися и отредактированных педагогом.

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Наглядным примером тому может служить оформление некоторых докладов учащихся (см. приложение).

Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества М.П.Мусоргского», которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.

Кроссворды по творчеству М.П.Мусоргского

Кроссворд №1

По горизонтали:

  1. Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В.Верещагина.
  2. Название вокального цикла «Песни и пляски…».
  3. Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М.Мусоргского.
  4. Имя летописца из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
  5. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
  6. Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Кроссворд №2

По горизонтали:

  1. Имя царевича, о котором идёт речь в опере «Борис Годунов».
  2. Фамилия главного героя одной из опер М.Мусоргского, созданной на сюжет трагедии А.Пушкина.
  3. Название одного из вокальных циклов М.Мусоргского.
  4. Название одной из опер, созданной Мусоргским на исторический сюжет.
  5. Село, в котором родился композитор.
  6. Фамилия одного из преподавателей фортепиано, у которого занимался М.Мусоргский.
  7. Опера, созданная композитором на сюжет романа Флобера.
  8. Название пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
  9. Персонаж (должность) оперы, силой заставлявший народ просить Годунова стать царём.
  10. Фамилия князя, приближённого лица царя Бориса в опере «Борис Годунов».

По вертикали:

11. Фамилия композитора, творчеству которого посвящён данный кроссворд.

1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.

Игра «Угадай-ка, о чём (о ком) идёт речь?»

  1. В 1857 году в доме Даргомыжского М.Мусоргский знакомится с …..(ним). На тот момент …ему было 20 лет, но он был уже признанным музыкантом, композитором, концертирующим пианистом. Этот человек обладал верным вкусом, критическим чутьём и сразу распознал в Мусоргском незаурядный талант. Этот человек возглавил «Могучую кучку». О ком идёт речь? (М.Балакирев).
  2. Это музыкальное произведение написано М.Мусоргским по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлёк композитора своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над этим произведением продолжалась около 3 лет, но оно так и осталось незавершённым. О каком произведении Мусоргского идёт речь? (опера «Саламбо»)
  3. К концу 1869 года была завершена и представлена в Мариинский театр в первой редакции одна из опер Мусоргского, для решения вопроса об её постановке. Репертуарным комитетом опера была забракована. «Новизна и необычайность музыки, - вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», - поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии… Огорчённый и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть её основательным переделкам и дополнениям». О какой опере Мусоргского идёт речь? («Борис Годунов»)
  4. В период работы над «Борисом Годуновом» Мусоргский поддерживает наиболее близкие дружеские отношения с одним из композиторов «Могучей кучки». «Наше житьё с Модестом, - вспоминал этот композитор, - было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку». О каком из композиторов «Могучей кучки» идёт речь? (Н.Римский-Корсаков)
  5. В.Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании оперы, над которой композитор работал с 1872 года и почти до конца жизни. В этой опере композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность для создания новой народной музыкальной драмы. Эта опера посвящена В.Стасову. О какой опере Мусоргского идёт речь? («Хованщина»)
  6. Успешная премьера оперы «Борис Годунов» придала Мусоргскому новые силы. 1874 год стал для него необыкновенно интенсивным в творческом отношении. Всего за 3 недели композитор сочиняет крупное фортепианное произведение, которое, как и опера «Хованщина» была посвящена В.Стасову. Это произведение возникло как горячий отклик Мусоргского на смерть своего друга, художника и архитектора В.Гартмана и создано под впечатлением посмертной выставки его работ. О каком произведении идёт речь? («Картинки с выставки»)
  7. В 1860-е годы Мусоргский создал несколько песен, которые можно назвать «народными картинками». Сюжетом одной из таких «картинок» послужил подлинный эпизод из жизни композитора. В.Стасов вспоминал о рассказе самого Мусоргского:
    «Он стоял раз у окна и поражён был той суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабёнкой, ему нравившейся… а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражён; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».
    Композитор сам написал текст песни. О какой из песен Мусоргского идёт речь? («Светик Савишна»)
  8. В последние годы жизни Мусоргский в своём творчестве неоднократно обращался к образам смерти. Этой теме посвящена одна из самых ярких «драматических песен», созданная под впечатлением картины В.Верещагина. В.Стасов писал о картине следующее:
    «…Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле. Вдали, за речкой, уходят «свои», может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир… Мне казалось, всё сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
    Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А.Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый»)
  9. М.Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В.Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская»)
  10. Известно, что М.Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)

Тесты по творчеству М.П.Мусоргского

«Жизненный и творческий путь М.П.Мусоргского»

  1. В каком веке жил и творил М.Мусоргский?
    а) в XX веке
    ) в XIX веке
    в) в XVIII веке.
  2. Когда и где родился композитор?
    а)
    9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
    б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
    в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.
  3. Кто был первым учителем музыки М.Мусоргского?
    а) отец
    б) мать
    в) брат.
  4. В каком учреждении композитор получил образование?
    а) в петербургском Морском корпусе
    б) в петербургской Медико-хирургической академии
    в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков.
  5. В каком году М.Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
    а) в 1857 году
    б) в 1860 году
    в) в 1861 году.
  6. Как назывался первый созданный композитором романс?
    а) «Расстались гордо мы»
    б) «Где ты, звёздочка?»
    в) «Спи, усни, крестьянский сын».
  7. Какая из опер М.Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
    а) «Саламбо»
    б) «Женитьба»
    в) «Борис Годунов».
  8. С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М.Мусоргский в 1868-72-е годы?
    а) с Ц.Кюи
    б) с М.Балакиревым
    в) с В.Стасовым.
  9. Кто из композиторов после смерти М.Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
    а) Н.Римский-Корсаков
    б) А.Бородин
    в) М.Балакирев.
  10. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
    а) Д.Леоновой
    б) Ф.Шаляпиным
    в) И.Козловским.

Опера «Борис Годунов»

  1. Кто предложил М.Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
    а) Чернышевский
    б) Никольский
    в) Стасов.
  2. Кого в опере М.Мусоргский «… разумел как великую личность»?
    а) Годунова
    б) Пимена
    в) народ.
  3. Кто создал либретто оперы?
    а) Мусоргский
    б) Стасов
    в) Бородин.
  4. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
    а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
    б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
    в) Хор «Хлеба!»
  5. Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
    а) Шуйский
    б) Пристав
    в) Юродивый
  6. Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
    а) царевич Дмитрий
    б) летописец Пимен
    в) Варлаам.
  7. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
    а) Степан Разин
    б) Емельян Пугачёв
    в)
    Григорий Отрепьев.
  8. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
    а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
    б) «Хлеба!»
    в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные (рисунки к прослушиваемым произведениям).

Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества », которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.

Кроссворды по творчеству

Кроссворд №1

Баллада" href="/text/category/ballada/" rel="bookmark">баллады , программой которой послужила картина В. Верещагина. Название вокального цикла «Песни и пляски…». Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М. Мусоргского. Имя летописца из оперы «Борис Годунов». Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки». Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Кроссворд №2

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А. Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый») М. Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В. Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская») Известно, что М. Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)

Тесты по творчеству

Тест №1

«Жизненный и творческий путь »

В каком веке жил и творил М. Мусоргский?
а) в XX веке
) в XIX веке
в) в XVIII веке. Когда и где родился композитор?
а)
9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Кто был первым учителем музыки М. Мусоргского?
а) отец
б) мать
в) брат. В каком учреждении композитор получил образование?
а) в петербургском Морском корпусе
б) в петербургской Медико-хирургической академии
в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков. В каком году М. Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
а) в 1857 году
б) в 1860 году
в) в 1861 году. Как назывался первый созданный композитором романс?
а) «Расстались гордо мы»
б) «Где ты, звёздочка?»
в) «Спи, усни, крестьянский сын». Какая из опер М. Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
а) «Саламбо»
б) «Женитьба»
в) «Борис Годунов». С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М. Мусоргский в 1868-72-е годы?
а) с Ц. Кюи
б) с М. Балакиревым
в) с В. Стасовым. Кто из композиторов после смерти М. Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
а) Н. Римский-Корсаков
б) А. Бородин
в) М. Балакирев. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
а) Д. Леоновой
б) Ф. Шаляпиным
в) И. Козловским.

Тест №2

Опера «Борис Годунов»

Кто предложил М. Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
а) Чернышевский
б) Никольский
в) Стасов. Кого в опере М. Мусоргский «… разумел как великую личность»?
а) Годунова
б) Пимена
в) народ. Кто создал либретто оперы?
а) Мусоргский
б) Стасов
в) Бородин. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
в) Хор «Хлеба!» Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
а) Шуйский
б) Пристав
в) Юродивый Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
а) царевич Дмитрий
б) летописец Пимен
в) Варлаам. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
а) Степан Разин
б) Емельян Пугачёв
в)
Григорий Отрепьев. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
б) «Хлеба!»
в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.

Ответы:

1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Ответы:

1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.

В каждом билете разбито несколько больших тем на отельные маленькие вопросы и задания с целью облегчения концентрации внимания экзаменующихся. Работа с нотами предполагает определения после небольшой подготовки тональности и ЭМР в предложенном произведении (по звучанию: характер, регистр, фактурные особенности, темповые и динамические оттенки). Возможно определение формы (от периода до сложной 3-х частной формы). Уровень сложности - «Детский альбом» и «Времена года» Чайковского, «Альбом для юношества» Шумана, Инвенции и пьесы из нотной тетради В.Фридемана Баха, Прелюдии ор.11 Скрябина, Прелюдии Шопена, «Прекрасная мельничиха» Шуберта. Викторина прилагается к каждому билету отдельно и состоит из 10 номеров. На экзамене ученик должен отгодать всего один номер из викторины своего билета. Викторина составляет отдельное задание и не обозначается специально в билете. Викторина может быть прослушана самостоятельно до экзамена. Работа с нотами частично готовится на консультациях к экзамену.

Ответ ученика должен не превышать 7 минут вместе с викториной. Поэтому устный ответ должен быть заранее проговорён вслух и составлен план.

Билет №1.

1. Элементы музыкальной речи: мелодия и фактура.

2. Дописать тональный план и компоненты сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ре-минор

3. Работа с нотами.

Билет №2.

1. Элементы музыкальной речи: метр, размер, ритмический рисунок.

2. «Свадьба Фигаро» как комедия характеров (играть по учебнику №№ 41, 45, 47).

3. Работа с нотами.

Билет №3.

1. Элементы музыкальной речи: темп, штихи, динамика (итальянские термины).

2. «Свадьба Фигаро» Моцарта: ария Фигаро ( характер, форма, зачем именно такая выбрана композитором?).

3. Работа с нотами.

Билет №4.

1. Элементы музыкальной речи: лад и тональность.

2. Понятие музыкальной формы. Мотив, фраза, предложение, период.

3. Работа с нотами.

Билет №5.

1. Элементы музыкальной речи: регистр и тембр (регистровые возможности инструментов, особенности тембров разных инструментов).

2. Понятие музыкальной формы. Одночастная и двухчастная формы.

3. Работа с нотами.

Билет №6.

1. Понятие музыкальной формы. Простая и сложная 3-х частная форма (нарисовать схемы формы).

2. «Борис Годунов» Мусоргского: образ преступного царя Бориса (играть по учебнику №41, 45).

3. Работа с нотами.

Билет №7.

1. Понятие музыкальной формы. Рондо (нарисовать схему формы, определить начало рефрена в произведении Бетховена).

2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ народа ( играть по учебнику №№35, 36, 40, 50а).

3. Работа с нотами.

Билет №8.

1. Понятие музыкальной формы. Вариации (нарисовать схему, рассказать правила орнаментальных классических вариаций на примере 1 части Сонаты №11 Моцарта).

2. «Борис Годунов» Мусоргского. Образ юродивого (играть по учебнику № 48).

3. Работа с нотами.

Билет №9.

1. Понятие музыкальной формы. Сюита (обязательные танцы и их характерные черты, необязательные танцы).

2. Задание по нотам: определить тональность танцев сюиты, склад фактуры (гомофонный, полифонический), тип мелодии (вокальный, инструментальный).

3. Викторина.

Билет №10.

1. Понятие музыкальной формы. Сонатная форма (определение, где применяется, состав сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза).

2. Дописать тональный план сонатной формы: Экспозиция Реприза Кода ГП св.п. ПП зк.п св.п. ПП зк.п соль-мажор

3. Работа с нотами.

Билет №11.

1. Сонатная форма: экспозиция (где применяется сонатная форма, что такое экспозиция? какие в ней партии и тональности?)

2. Задание с нотами: определить границы ГП и ПП, их тональности и характер.

3. Викторина.

Билет №12.

1. Сонатная форма: разработка (где применяется сонатная форма, что такое разработка? Какие в ней могут быть варианты развития?)

2. Задание с нотами: определить в нотах темы, которые развиваются в разработке и приёмы развития – секвенционное, мотивное).

3. Викторина.

Билет №13.

1. Сонатная форма: реприза и кода (где применяется сонатная форма, что такое реприза и кода? В чём особенность ГП и ПП в репризе?)

2. Задание с нотами: определить границы тем и тональности, сказать о характере ГП и ПП.

3. Викторина.