Яркой иллюстрацией сентиментализма в литературе стало произведение. Сентиментализм как литературное направление, своеобразие русского сентиментализма

чувство - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII-начале XIX вв. Объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и путь к идеальной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств, отсюда большой демократизм С. и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смоллетт, Ж. Ж. Руссо, писатели «Бури и натиска». Вершина С. в России - повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.

Сентиментализм во французской живописи приобрел нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Греза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грез любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грез написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мертвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намек на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.

В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.).

Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сентиментализм в русской литературе.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

  • уход от прямолинейности классицизма
  • подчеркнутая субъективность подхода к миру
  • культ чувства
  • культ природы
  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности
  • утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий
  • внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

Сентиментализм

Сентиментализм (- чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII века в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.


Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма. Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. зепзш - чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Д. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди - дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Сентиментализм во многом придал литературе демократический характер.

Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большой возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма. В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII века и угасает после 1812 года, в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма - дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина.

Сентиментализм в России представлен двумя течениями: Сентиментально-романтическое - Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза), М. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки «Модная жена», «Причудница»),

Ф. А. Эмин (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), В. И. Лукин (комедия «Мот, любовью исправленный»). Сентиментально-реалистическое - А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),

Торезский УВК - лицей "Спектр"

Работа Малой Академии Наук

Выполнила:

Ученица 9-Б класса

Килименко Ирина

Руководитель:

Ельникова Ирина Анатольевна

г. Торез 2010

Сентиментализм как литературное направление

Сентиментализм как литературное направление

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, которое отличалось культом человеческого сердца, чувства, простоты, естественности, особенным вниманием к внутреннему миру, живой любовью к природе. В противоположность классицизму, который поклонялся разуму, и только разуму, и который вследствие этого в своей эстетике все строил на строго-логических началах, на тщательно обдуманной системе (теория поэзии Буало), сентиментализм предоставляет художнику свободу чувства, воображения и выражения и не требует от него безукоризненной правильности в архитектонике литературных созданий. Сентиментализм - протест против сухой рассудочности, которая характеризовала эпоху Просвещения; он ценит в человеке не то, что ему дала культура, а то, что он принес с собою в глубинах своей натуры. И если классицизм (или, как его у нас, в России, чаще называют - ложно-классицизм) интересовался исключительно представителями высших социальных кругов, царственными вождями, сферой двора и всяческой аристократии, то сентиментализм гораздо демократичнее и, признавая принципиальную равноценность всех людей, опускается в долины будничного быта, - в ту среду мещан, буржуазии, среднего класса, которая в то время как раз выдвинулась и в чисто-экономическом отношении, стала - особенно в Англии - играть выдающуюся роль на исторической сцене. Для сентименталиста интересен всякий, поскольку во всяком теплится, светит и греет интимная жизнь; и не надо особенных событий, бурной и яркой действенности, для того, чтобы сподобиться попасть в литературу: нет, она оказывается гостеприимной и по отношению к самым обыкновенным обывателям, к самой неэффектной биографии, она живописует медлительное прохождение заурядных дней, мирные заводи семейственности, тихий ручеек повседневных забот. Сентиментальная литература никуда не торопится; ее излюбленною формой служит "длинный, нравоучительный и чинный" роман (в стиле знаменитых произведений Ричардсона: "Памела", "Кларисса Гарлоу", "Сэр Чарльз Грандисон"); герои и героини ведут дневники, пишут друг другу бесконечные письма, предаются сердечным излияниям. Именно в связи с этим сентименталисты стяжали себе заслугу в области психологического анализа: они перенесли центр тяжести из внешнего во внутреннее; собственно говоря, как раз в этом и заключается главный смысл самого термина "сентиментальный": все направление получило свое имя от сочинения Даниэля Стерна "Сентиментальное путешествие", т. - е. такое описание путешествия, которое сосредоточивается на впечатлениях путешественника, не столько на том, что он встречает, сколько на том, что он переживает. Сентиментализм тихие лучи свои направляет не на объекты реальности, а на воспринимающий их субъект. Во главу угла ставит он чувствующего человека и не только не стыдится чувствительности, но, наоборот, возвеличивает ее, как высшую ценность и достоинство духа. Конечно, это имело свою оборотную сторону, поскольку лелеемая чувствительность переходила должные границы, делалась приторной и слащавой, отрывалась от мужественной воли и разума; но в самую суть, в самый принцип сентиментализма не входит обязательно то, чтобы чувство так преувеличивалось и принимало незаконно-самодовлеющий характер. Правда, на практике многие из исповедников этой школы страдали подобным расширением сердца. Как бы то ни было, сентиментализм умел быть трогательным, задевал нежные струны души, вызывал слезы, и в среду читателей и, по преимуществу читательниц, вносил несомненную мягкость, умиление, доброту. Бесспорно, что сентиментализм, это - филантропизм, это - школа человеколюбия; бесспорно, что, например, в русской литературе к "Бедным людям" Достоевского линия преемственности идет от "Бедной Лизы" Карамзина, который является у нас наиболее примечательным представителем сентиментализма (в особенности, как автор повестей и "Писем русского путешественника"). Естественно, что писатели-сентименталисты, чутко прислушиваясь, так сказать, к биению человеческого сердца, должны были, среди других чувств, составляющих содержание его внутренней жизни, особенно воспринять гамму скорбных настроений - печаль, грусть, разочарование, тоску. Вот отчего колорит многих сентиментальных произведений - меланхолия. Сладостными струями ее питались чувствительные души. Типичным образцом в этом смысле может служить переведенная Жуковским с английского языка элегия Грея "Сельское кладбище"; и надо сказать, что на кладбище, в унылую обстановку смерти, крестов и памятников, писатель-сентименталист вообще любил водить своего читателя - вослед английскому поэту Юнгу, автору "Ночей". Понятно и то, что исконный источник страдания, несчастная любовь, тоже давал сентиментализму любезную возможность обильно черпать из своих вод-слез. Знаменитый роман Гете "Страдания молодого Вертера" исполнен этой влаги сердца. Типичной чертой сентиментализма служит и морализм. Именно о сентиментальных романах говорит Пушкин: "и при конце последней части всегда наказан был порок, добру достойный был венок". В расплывчатой мечтательности своей писатели данного направления склонны были непременно усматривать в мире некий нравственный порядок. Они поучали, они насаждали "чувства добрые". Вообще, идиллизация и идеализация вещей, хотя бы и прикрываемых траурной дымкой печали, - существенная примета сентиментализма. И эти идиллизацию и идеализацию он больше всего распространяет на природу. Здесь сказалось влияние Жан Жака Руссо с его отрицанием культуры и превознесением природы. Если Буало требовал, чтобы главным местом действия в литературных произведениях служили город и двор, то сентименталисты нередко переселяли своих героев, а с ними - и своих читателей, в деревню, на первобытное лоно природы, в рамки патриархальной безискусственности. В сентиментальных романах природа принимает непосредственное участие в сердечных драмах, в перипетиях любви; на описания природы расточается много восторженных красок, и со слезами на глазах целуют землю, любуются лунным светом, умиляются птичками и цветами. В общем, надо в сентиментализме тщательно отличать его искажения от его здорового ядра, которое заключается в преклонении перед естественностью и простотой и в признании высших прав человеческого сердца. Для ознакомления с сентиментализмом важна книга Александра Н. Веселовского "В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения".

Сентиментализм в английской литературе

Томас Грей.

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами "Зима" (1726), "Лето" (1727) и т.п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными (1730) под названием "Времена года", содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии "Сельское кладбище" (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды "К весне" и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - "Памела" (1740), "Кларисса Гарло" (1748), "Сэр Чарльз Грандисон" (1754) - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор "Тристрама Шенди" (1759-1766) и "Сентиментального путешествия" (1768); по имени этого произведения и самое направление было названо "сентиментальным") соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. "Сентиментальное путешествие" сам Стерн называл "мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем".

Сентиментализм во французской литературе

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер.

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево ("Манон Леско", "Клевеланд") и Мариво ("Жизнь Марианны") приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или "Новая Элоиза" Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пье, в своём знаменитом произведении "Поль и Виржини" (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературе

Николай Михайлович Карамзин.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ. - В русской литературе буржуазная сущность европейского С. потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретики нового направления видели в том, что оно "должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления" (1793, "Что нужно автору?" Карамзина). "Поэзия - цветник чувствительных сердец" - говорил Карамзин. Поэт - "искусный лжец", "находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону", "описывает те предметы, которые к нему близки и собственною силою влекут к себе его воображение", но это расширение круга явлений, подлежащих ведению поэта, сравнительно с поэтикой классицизма ограничено требованием: "молодому питомцу Муз лучше изображать в стихах первые впечатления любви, дружбы, нежных красот природы, нежели разрушение мира, всеобщий пожар Натуры и пр. в сем роде" (из предисловия ко 2-й книжке "Аонид", 1796). В жанре элегии разрабатывались темы любви, дружбы, сельской натуры с нарочитым вкусом к "чувствительным" сюжетам. Меланхолия - "нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья" - считается настроением "милее всех искусственных забав и ветренных утех". Мысли о кладбище, размышления на кладбище ночью при луне с воспоминаниями об Юнге, Оссиане, Грее типичны для меланхолика, любующегося слезой своей и прославляющего творца вселенной. Идиллические воспоминания о прошедшем, розовые мечты о будущем, о власти провидения входят в душевный багаж поэта-сентименталиста, признавшего, что разум, к-рый революционная буржуазия во Франции провозгласила могучей силой обновления мира, недостаточен и что воспитывать надо "сердце" - "виновник дел великих, дел благородных". Лирика Карамзина (см.), Жуковского (см.), И. Дмитриева (см.), Капниста, Нелединского-Мелецкого (см.), Кайсарова, Карабанова, П. Львова, А. Турчаниновой, сотрудников "Московского журнала", "Вестника Европы", "Ипокрены, или утех любословия", "Чтения для вкуса, разума и чувствований" и т.п. насыщена указанной тематикой. Культ природы, натуры вызвал особый жанр путешествий. "Письма русского путешественника" Карамзина с припоминанием "чувствительного, доброго, любезного Стерна" сделались образцом, к-рому следовали многочисленные "чувствительные путешественники" - Невзоров ("Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800", М., 1803), Шаликов ("Путешествие в Малороссию", М., 1803), В. Измайлов ("Путешествие в полуденную Россию", 1800-1802), М. Гладкова ("Пятнадцатидневное путешествие пятнадцатилетнего, писанное в угождение родителям и посвящаемое пятнадцатилетнему другу", П., 1810) и т.д. Цель путешествий - "исповедь о себе", "беседа с самим собою и с друзьями о происшествиях мира, о судьбе земных народов, о собственных чувствах". Наряду с описаниями чувствительных эмоций, то и дело возникающих у путешественников, с повторением тематики, сентиментальной лирики (меланхолия, мечта, кладбище и пр.) жанр путешествий вводил в читательский оборот сведения о разнообразных частях света, о памятниках культуры, о выдающихся людях (Карамзин в "Письмах" о Гердере, Виланде, Канте и др.). Из-за чувствительных тирад о натуре и мечтах "под током речек" редко выступала безотрадная картина подлинной жизни, зато трезвая политика великодержавного помещика наглядно проявлялась в сочинениях В. Измайлова, защищавшего колонизаторскую деятельность в Крыму, или П. Сумарокова в "Досугах крымского судьи, или втором путешествии в Тавриду" (1803), предлагавшего выселить татар из Крыма. "История несчастий рода человеческого", входила в программу сентиментальной беллетристики, где две струи - "ужасное" и "чувствительное" - сливались в один поток трогательных эмоций, вызванных несчастной судьбой кого-либо из героев, героинь или "страшными" эпизодами. Роман Гнедича "Дон Коррадо де Геррера, или дух мщения и варварства гишпанцев" (1803) и повесть Карамзина "Бедная Лиза" (1792) наиболее типичны в этом жанре. Повести под заглавием "Бедная Лилла" (1803), "Бедная Маша" (1803), "Несчастная Маргарита" (1803), "Обольщенная Генриетта", "История бедной Марьи", "Несчастные любовники" и пр. вызывали "нежные чувства" сочувствия к "бедным", но пейзанский колорит в изображении крестьянской или мещанской жизни, мелодраматические эффекты заслоняли правду жизни и тем самым вскрывали "мир существенности" крайне ограниченно действительностью. Слабые ростки правдоподобия заметны и в так называемом историческом романе сентиментальной школы. Попытки на основании документов, семейной хроники, предания нарисовать прошлое облекались в форму привычной идиллии или фантастики: "Наталья боярская дочь" (1792), "Марфа Посадница или покорение Новгорода" (1803) Карамзина, "Рюрик" А.М. - ского (1805), "Ксения Княжна Галицкая" (1808), следуя иногда довольно точно мелким фактам исторического характера, давали ложную идеализацию давно прошедшего. Та же линия сглаживания противоречий социальной жизни, идиллического отношения к действительности в сентиментальной драматургии, насыщенной "коцебятиной": Ильин, автор драмы "Лиза, или торжество благодарности" (1801), "Великодушие или рекрутский набор" (1803); Федоров, автор пьесы "Лиза, или следствие гордости и обольщения" (1804); Иванов, автор пьесы "Награжденная добродетель, или женщина, каких мало" (1805), и пр. Все элементы сентиментального стиля подчинены были одному художественному принципу: "Слог, фигура, метафора, образы, выражения - все сие трогает и пленяет тогда, когда одушевляется чувством" (Карамзин, Что нужно автору?, 1793). Работа над языком должна была содействовать "обрабатыванию сердца". Изящная речь, чуждая просторечья, провинциализмов, церковно-славянизмов, построенная по образцу французских писателей - "образцов тонкости и приятности в слоге" (Карамзин), легла в основу реформы литературного языка в школе Карамзина. Отбор слов, грамматические формы, синтаксические структуры ломали церковнокнижную стихию литературного языка, превращая его в орудие борьбы дворянской интеллигенции против архаических форм. Благодаря этому, а также благодаря некоторому расширению тематики С. в России имел известное прогрессивное значение. Политические события, с начала XIX в. вызывавшие под воздействием европейской жизни сложную реакцию в общественной действительности России, содействовали ускорению конца сентиментального направления. Русский С. стал разлагаться, попадая отдельными стилевыми тенденциями во вновь слагавшиеся литературные направления или совсем прекращая свое существование. "Было время, когда всякой хотел славы сентиментального; наступило другое - и всякой старается кстати и некстати сказать и написать - умно или глупо, нужды нет! эпиграмму против сентиментального", констатировала положение дел на лит-ном фронте "Аглая" в 1808. Элементы некоторой чувствительности в дальнейшем развитии русской литературы вошли в столь далекие по существу от С. течения, что их наличие в творчестве авторов "Станционного смотрителя" или "Шинели" или "Бедных людей" нужно рассматривать как явления совершенно иного исторического и эстетического значения.

сентиментализм литературное направление

Литература

2. Веселовский А.Н., В.А. Жуковский, СПБ, 1904 (изд.2, П., 1918), гл.I. Эпоха чувствительности;

3. Резанов В.И., Из разысканий о сочинениях В.А. Жуковского, вып. I, гл. IX, СПБ, 1906; вып. II, гл. XXIII, П., 1916;

4. Игнатов И.Н., Театр и зрители, ч.1, М., 1916, стр.79-103;

5. Роболи Т.А., Литература путешествий, в сб. "Русская проза", Под редакцией Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926;

6. Скипина К.А., О чувствительной повести, в сб. "Русская проза", Л., 1926; Саккулин П.Н., Русская литература, ч.2, период второй, гл. IX, М., 1929.

7. Ю. Подольский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925

8. "История немецкой литературы" В. Шерера (русский перевод под ред. А.Н. Пыпина, т. II).

9. А. Галахов, "История русской словесности, древней и новой" (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).

10. M. Сухомлинов, "А.Н. Радищев" (СПб., 1883).

11. "История русской литературы" А.Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).

12. Алексей Веселовский, "Западное влияние в новой русской литературе" (М., 1896).

§ 1. Возникновение и развитие сентиментализма в Европе

О литературных направлениях не всегда следует судить по названию, тем более что и смысл слов, которыми они обо­значаются, со временем меняется. В современном языке "сен­тиментальный” - легко приходящий в умиление, способный быстро расчувствоваться; чувствительный. В XVIII в. иод слова­ми "сентиментальность”, "чувствительность” понимали иное - восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Чувствительным называли того, кто восхи­щался добродетелью, красотами природы, созданиями искусства, кто сострадал людским скорбям. Первое произведение, в заглавии которого появилось ото слово, - "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии” англичанина Лоренса Стерна (1768). Самый известный писатель сентиментализма Жан Жак Руссо - автор трогательного романа "Юлия, или Новая Элоиза” (1761).

Сентиментализм (от франц. sentiment - "чувство”; от англ. sentimental - "чувствительный”) - литературное течение в евро­пейском искусстве второй половины XVIII в., подготовленное кри­зисом просветительского рационализма и провозгласившее осно­вой человеческой природы не разум, а чувство. Важным событием духовной жизни Европы стало открытие в человеке способности наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Выяснилось, что, сострадая ближнему, разделяя его горести, помогая ему, можно ис­пытывать искреннюю радость. Совершать добродетельные поступ­ки - значит следовать не внешнему долгу, а собственной природе. Развитая чувствительность сама по себе способна отличить добро от зла, и потому нет необходимости в морали. Соответственно, про­изведение искусства ценилось по тому, насколько оно могло рас- строгать человека, умилить его сердце. На основе этих взглядов и выросла художественная система сентиментализма.

Подобно своему предшественнику - классицизму, сентимен­тализм насквозь дидактичен, подчинен воспитательным зада­чам. Но это дидактизм другого рода. Если писатели-классицисты стремились воздействовать на разум читателей, убедить их в не-

Обходи мости следования непреложным законам морали, то сен­тиментальная литература обращается к чувству. Она описывает величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится сродством воспитания чувствительности, обращает­ся к религиозному чувству, воспевает радости семейной жизни, нередко противопоставляемые государственным добродетелям классицизма, изображает различные трогательные ситуации, одновременно вызывающие у читателей и сострадание к героям, и радость от ощущения своей душевной чуткости. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу норматив­ной личности, однако условием его осуществления полагал не "разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершен­ствование "естественных” чувств. Герой просветительской лите­ратуры в сентиментализме более индивидуализирован, он демо­крат но происхождению или убеждениям, здесь нет свойственной классицизму прямолинейности в обрисовке и оценке характеров. Богатый духовный мир простолюдина, утверждение прирожден­ной нравственной чистоты представителей низших сословий - одни из основных открытий и завоевании сентиментализма.

Литература сентиментализма была обращена к повседнев­ности. Избирая в свои герои простых людей и предназначая себе столь же простого читателя, не искушенного в книжной прему­дрости, она требовала немедленного воплощения своих ценностей и идеалов. Она стремилась показать, что идеалы эти извлечены из обыденной жизни, облекая свои произведения в формы путевых записок , писем , дневников , написанных но горячим следам собы­тий. Соответственно, повествование в сентиментальной литерату­ре идет от лица участника или свидетеля описываемого; при этом все то, что происходит в сознании повествователя, выходит на первый план. Писатели-сентименталисты стремятся прежде все­го воспитать эмоциональную культуру своих читателей, поэтому описание духовных реакций на те или иные явления жизни порой заслоняет сами явления. Проза сентиментализма переполнена от­ступлениями, обрисовкой нюансов чувств героев, рассуждениями на моральные темы, сюжетная же линия постепенно ослабевает. В поэзии те же процессы приводят к выдвижению на первый план личности автора и крушению жанровой системы классицизма.

Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, развившись от меланхолической созерцательности и па­триархальной идиллии на лоне природы к социально-конкретному раскрытию темы. Основные черты английского сентиментализ­ма - чувствительность, не лишенная экзальтированности, иро­ния и юмор, обеспечивающие и пародийное развенчание щюсве-

ьского канона, и скептическое отношение сентиментализма Собственным возможностям. Сентименталисты показали нетож­ествен ность человека самому себе, его способность быть разным. Н в отличие от предромантизма, развивавшегося параллельно с ним сентиментализму чуждо иррациональное - противоречи­вость настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкова­нию.

Общеевропейское культурное общение и типологическая бли­зость в развитии литератур обусловили стремительное распро­странение сентиментализма в Германии, Франции, России. В рус­ской литературе представителями нового течения в 60-70-х годах XVIII в. стали М. Н. Муравьев, Н. П. Карамзин, В. В. Капнист, Н. А. Львов, В. А. Жуковский, А. И. Радищев.

Первые сентиментальные тенденции в русской литературе по­явились в середине 70-х годов XVIII в. в поэзии совсем еще юного М. Н. Муравьева (1757-1807). Сначала он писал стихи на темы, завещанные учителями-классицистами. Человек, по мнению по­этов русского классицизма, должен всегда сохранять внутреннее равновесие или, как они говорили, "покой”. Размышляя и читая европейских авторов, М. Н. Муравьев пришел к выводу, что такого покоя быть не может, так как человек "чувствителен, он страстен, он влияниям подвластен, он рожден, чтоб ощущать”. Так прозву­чали важнейшие для сентиментализма слова чувствительность (в смысле восприимчивость) и влияние (теперь говорят "впечатли­тельность”). От влияний нельзя уклониться, онн-то и определяют все течение человеческой жизни.

Роль М. Н. Муравьева в истории русской литературы вели­ка. Он, в частности, первым стал описывать внутренний мир человека в развитии, подробно рассматривая его душевные движения. Много работал поэт и над совершенствованием сти­хотворной техники, и в некоторых поздних стихотворениях его стих уже приближается к ясности и чистоте пушкинской поэзии. Но, издав в ранней юности два поэтических сборника, М. II. Муравьев затем печатался эпизодически, а впоследствии и вовсе оставил литературу ради педагогической деятельности.

Преимущественно дворянский по своему характеру русский сентиментализм в значительной степени рационалистичен, в нем сильны дидактическая установка и просветительские тенден­ции. Совершенствуя литературный язык, русские сентиментали­сты обращались к разговорным нормам, вводили просторечие. В

основе эстетики сентименнализмя, кяк и в классицизм, под­ражание природе, идеализация патриархального быта, распро­странение элегических настроений. Излюбленными жанрами сентименталистов были послание, элегия, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозаических произве­дений. в которых преобладают исповедальные мотивы.

Идеал чувствительности, провозглашенный сентименталиста­ми, повлиял на целое поколение образованных людей Европы. Чувствительность сказывалась не только в литературе, но и в жи­вописи, в убранстве интерьеров, особенно в парковом искусстве, новомодный пейзажный (английский) парк каждым поворотом своих тропинок должен был неожиданным образом показывать природу и тем давать пищу для чувств. Чтение сентименталь­ных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая "влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо” (Сэмюэль Ричардсон - известный ан­глийский сентиментальный романист), в этом смысле получала в российской глуши такое же воспитание, как и все европейские барышни. Литературным героям сочувствовали как реальным людям, подражали им.

В целом сентиментальное воспитание принесло немало хоро­шего. Люди, получившие его, научились больше ценить самые не­значительные подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению своей души. Герой сентиментальных про­изведений и человек, воспитанный на них, близки к природе, вос­принимают себя как ее порождение, любуются самой природой, а не тем. как люди ее переделали. Благодаря сентиментализму неко­торые писатели прошлых веков, чье творчество не укладывалось в рамки теории классицизма, стали вновь любимы. В их числе такие величайшие имена, как У. Шекспир и М. Сервантес. Кроме того, сентиментальное направление демократично, обездоленные стали предметом сострадания, а простая жизнь среднего слоя общества считалась благоприятной для нежных, поэтических чувств.

В 80-90-х годах XVIII в. происходит кризис сентиментализ­ма, связанный с разрывом сентиментальной литературы с ее ди­дактическими задачами. После Великой французской революции 1<85) 179<1 гг. сентиментальные веяния в европейских литерату­рах сходят на нет, уступая место романтическим тенденциям.

1. Когдл и где зародился сентиментализм?

2. Каковы причины возникновения сентиментализма?

3. Назовите основные принципы сентиментализма.

4. Какие черты эпохи Просвещения унаследовал сентиментализм?

5. Кто стал героем сентиментальной литературы?

6. В каких странах получил распространение сентиментализм?

7. Назовите основные призники английского сентиментализма.

8. Чем отличались сентименталистскис настроения от предромантиче- ских?

9. Когда сентиментализм появился в России? Наловите его представителей в русской литературе.

10.Каковы отличительные черты русского сентиментализма? Назовите его жанры.

Ключевые понятия: сентиментализм, чувство, чувстви - тельность. дидактизм, просветительство, патриархальный быт. элегия, послание, путевые записки, эпистолярный роман