Изобразительное и декоративно прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство. Прилив художественных сил в прикладное искусство

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленная домашняя утварь, одежда, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная хорошим мастером, всегда будет в цене.

В последние годы развитие прикладного искусства получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения, вышивка, игрушки - всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало актуальным, модным и востребованным.

История московского музея народного творчества

В 1981 году в Москве, на Делегатской улице, открылся Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его коллекцию составили уникальные образцы изделий ручной работы отечественных мастеров прошлого, а также лучшие произведения современных художников.

В 1999 году произошло следующее важное событие - Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства принял в своё собрание экспонаты Музея народного искусства имени Саввы Тимофеевича Морозова. Ядро этой коллекции сформировалось ещё до революции 1917 года. Основой для него стали экспонаты самого первого российского этнографического музея. Это был так называемый Кустарный музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1885 году.

При музее работает специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с редкими книгами по теории и истории искусства.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления - это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства - Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра как прикладное искусство наибольшего расцвета достигла в 18-19 веках. Художественными центрами, давшими прописку основным направлениям, стали города, славившиеся своими иконописными мастерскими. Это Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Шкатулки, броши, панно, ларцы, выполненные из папье-маше, расписывались масляными красками или темперой и покрывались лаком. Рисунки представляли собой стилизованные изображения животных, растений, персонажей сказок и былин. Художники, мастера лаковой миниатюры, писали иконы, делали на заказ портреты, рисовали жанровые сценки. В каждой местности выработалась своя манера письма, но практически все виды прикладного искусства нашей страны объединяют такие качества, как насыщенность и яркость красок. Детальная проработанность рисунков, плавные и округлые линии - вот что отличает русскую миниатюру. Интересно, что образы декоративно прикладного искусства прошлого вдохновляют и современных художников. Старинные рисунки часто используют при создании тканей для коллекций модной одежды.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой - это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета - чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись - одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.

Жостовские подносы

Металлические подносы, расписанные цветами - прикладное искусство подмосковного Жостово. Некогда имевшие исключительно утилитарное назначение, жостовские подносы уже давно служат украшением интерьера. Яркие букеты из крупных садовых и мелких полевых цветов на чёрном, зелёном, красном, синем или серебряном фоне легко узнаваемы. Характерные жостовские букеты теперь украшают металлические коробки с чаем, печеньем или конфетами.

Финифть

Такое декоративно прикладное искусство, как финифть, также относится к росписи по металлу. Наиболее известны изделия ростовских мастеров. Прозрачные огнеупорные краски наносят на медную, серебряную или золотую пластину, а потом обжигают в печи. В технике горячей эмали, как ещё называют финифть, делают ювелирные украшения, посуду, рукоятки оружия и столовых приборов. Под воздействием высокой температуры краски меняют цвет, поэтому мастера должны разбираться в тонкостях обращения с ними. Чаще всего в качестве сюжетов используются цветочные мотивы. Самые опытные художники делают миниатюры с портретами людей и пейзажами.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля - камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство - это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Гжель

Декоративно-прикладное искусство, в отличие от изящного, предполагает утилитарное, хозяйственное применение создаваемых художниками предметов. Фарфоровые чайники, вазы для цветов и фруктов, подсвечники, часы, рукоятки столовых приборов, тарелки и чашки - все они чрезвычайно изящны и декоративны. По мотивам гжельских сувениров делают принты на трикотажных и текстильных материалах. Мы привыкли думать, что гжель - это синий рисунок на белом фоне, однако изначально гжельский фарфор был многоцветным.

Вышивка

Вышивка по ткани - один из самых древних видов рукоделия. Изначально оно было призвано украшать одежду знати, а также ткани, предназначенные для религиозных ритуалов. Данное народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из стран Востока. Одеяния богатых людей расшивали цветным шёлком, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями и монетами. Наиболее ценной считается вышивка мелкими стежками, при которой возникает ощущение гладкого, словно нарисованного красками рисунка. В России вышивание быстро вошло в обиход. Появились новые техники. Помимо традиционной глади и крестика стали вышивать мережками, то есть прокладывая ажурные дорожки по пустотам, образованным выдернутыми нитями.

Дымковские игрушки для детей

В дореволюционной России центры народных промыслов, помимо предметов утилитарного назначения, изготавливали сотни тысяч детских игрушек. Это были куклы, зверюшки, посуда и мебель для детских забав, свистульки. Декоративно-прикладное искусство этого направления до сих пор пользуется большой популярностью.

Символ Вятской земли - дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Они излучают настолько мощную положительную энергетику, что это способен ощутить каждый, взявший в руки игрушку. Может быть, и не нужно расставлять по углам квартиры китайские символы благополучия в виде трёхлапых жаб, пластмассовых красных рыбок или денежных деревьев, а лучше украсить жилище изделиями русских мастеров - каргопольскими, тульскими или вятскими глиняными сувенирами, миниатюрными деревянными скульптурами нижегородских умельцев. Не может быть, чтобы они не привлекли в семью любовь, достаток, здоровье и благополучие.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок - это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами - все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет - белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие - массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Современные виды рукоделия и творчества

Люди путешествуют, знакомятся с культурами других народов, учатся ремеслу. Время от времени появляются новые виды декоративно-прикладного искусства. Для нашей страны такими новинками стали скрапбукинг, оригами, квиллинг и другие.

Одно время бетонные стены и заборы расцветились самыми разными рисунками и надписями, выполненными в высокохудожественной манере. Граффити, или спрей-арт, - это современное прочтение старинного вида наскальной живописи. Можно сколь угодно смеяться над подростковыми увлечениями, к каковым, безусловно, относится и граффити, однако посмотрите на фотографии в интернете или пройдитесь по собственному городу, и вы обнаружите по-настоящему высокохудожественные работы.

Скрапбукинг

Оформление блокнотов, книг и альбомов, существующих в единственном экземпляре, называется скрапбукингом. Вообще, данное занятие не является совсем новым. Альбомы, призванные сохранить для потомков историю семьи, города или отдельного человека, создавались и раньше. Современное видение данного искусства - это создание художественных книг с иллюстрациями авторов, а также использование компьютеров с различными графическими, музыкальными, фото- и другими редакторами.

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык "бумагокручение", применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, - работа с бумагой. Только оригами - это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел - земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества.

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов - благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

Деятельность людей по производству предметов быта, удовлетворяющих не только требованиям целесообразности и удобства, но и требованиям художественного порядка, называли, да и теперь еще называют, по-разному. Так говорят:

«Прикладное искусство », «декоративное искусство», «художественное ремесло», «народные художественные промыслы», «художественная промышленность».

Что же собственно значит каждое из этих названий? Понятие «прикладное» искусство, - это буквально искусство, «приложенное» к предметам быта. Именно такое значение имело это название в XIX и в начале XX века. В этом смысле прикладным искусством можно назвать производство всех тех бытовых вещей, к которым предъявляются художественные требования. В этом же смысле наиболее ярким и близким нам примером «прикладного» искусства было искусство русских крестьян, существовавшее в отдельных районах еще в XIX веке. Крестьянское искусство родилось в процессе работы крестьянина над предметами своего трудового домашнего обихода. Это искусство не знает «ненужных» вещей, оно создавало только то, что было необходимо крестьянину в его трудовой деятельности и в быту. Сравнивая вещи, созданные крестьянами, с вещами, сделанными в городах, особенно в крупных, являвшихся торговыми центрами, замечаешь, что мастера города располагали большим разнообразием материалов, чем крестьяне. Вещи, созданные крестьянами в условиях их жизни в деревне, за Немногими исключениями, сделаны из материалов, которые они находили здесь же, где они жили, как, например, гончарную глину и дерево. Другие материалы крестьяне производили сами, выращивая и обрабатывая лен для тканей, превращая шерсть домашних животных то в пряжу для тканей, то в войлок и другие изделия. Даже красители добывались по — преимуществу на месте - это глина разных цветов или растительные красители, как, например, кожура лука и сок некоторых деревьев.

Металлы как материал привозной занимали в быту крестьян несравнимо меньшее место, чем дерево и глина.

Вещи, выполненные городскими мастерами, отличались от крестьянских не только тем, что они были сделаны из более разнообразных материалов и рассчитаны на быт, во многом отличающийся от крестьянского, но и тем, что появились новые виды вещей, используемых только для украшения, - декоративных, как мы привыкли их называть, например вазы.

Такие вещи явно выходят из рамок узкого понятия «прикладное искусство», но их создание обусловлено той же потребностью людей, которая заставляет их тратить силы и время на украшение предметов — быта, «бесполезное» с точки зрения прямого назначения этих предметов.

«Художественное ремесло». Сделанные мастерами детали архитектурных сооружений, мебель и другие бытовые вещи могут иметь большие или меньшие художественные качества или даже совсем не иметь этих качеств. Отсутствие или наличие художественных качеств у определенной вещи, разумеется, характеризует мастера, сделавшего эту вещь, или только как техника или также и как художника.

А. М. Горький написал о таком «ремесле» следующие замечательные строки: «Кто превращал в искусство тяжкий, ежедневный труд, сначала на себя, а затем на господ? Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» (статья «Об искусстве», впервые опубликована в журнале «Наши достижения» № 5-6 за(1935 г., Гос. изд. «Художественная литература»),

«Народные, художественные промысла» возникли в результате специализации производителей предметов быта. Путь такой специализации яснее виден в деревне: первоначально крестьянин сам делал для себя вещи трудового и домашнего обихода. Он по мере надобности становился то гончаром, то плотником, то кузнецом, всегда оставаясь в то же время землепашцем. Затем стало очевидным преимуществом разделение труда по отраслям производства, и в деревне появились гончар, плотник, кузнец и т. д. Это был общеизвестный путь от натурального хозяйства к ремеслу, затем к специализации по выполнению отдельных «операций» при работе над одинаковыми вещами, производимыми для продажи.

Наличие в определенном районе материалов, требующихся для того или иного производства и рынков сбыта изделий, содействовало возникновению «промысла» по изготовлению бытовых вещей из этих материалов. Так, например, наличие высококачественных гончарных глин в районе Гжеля обусловило возникновение там керамического производства.

Среди производителей вещей выделялись люди, способные придавать» вещам художественные качества.

Эти мастера вносили в свою работу творческое начало, они изобретали новые формы вещей и стремились сделать их не только удобными, но и красивыми.

При дальнейшем развитии производства эти творчески работающие мастера часто попадали в мастерскую купца.

При советской власти мастера объединялись в артели художественных промыслов. Внутри артелей почти всегда действует общий принцип специализации по выполнению отдельных операций, но задача создания вещей художественно-качественных объединяет всех мастеров и направляет работу каждого из них.

В настоящее время в каждой артели продолжают творчески работать лучшие мастера, создавая первые экземпляры новых изделий.

Для руководства работой артелей в отношении художественного качества их изделий, с одной стороны, а с другой - для связи с теми торгующими организациями, которые не только организуют сбыт этих изделий, но и учитывают требования потребителей изделий, в системе учреждений промысловой кооперации существует Московский институт художественной промышленности, задача которого вырабатывать проекты и модели художественных изделий.

Эти проекты и модели передаются в артели для производственной реализации.

«Художественной промышленностью» называют производство в больших количествах, на специальных фабриках и заводах, по проектам и моделям, созданным архитекторами или художниками декоративного искусства, художественных изделий из различных материалов. К художественной промышленности относят производство мебели, изделий из керамики, декоративных и других тканей, обоев и т. п.

Искусство изобразительное и декоративно-прикладное

Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск-ва - наскальные рис., металлическая пластика - относятся к периоду первобытно-общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато-сарматский звериный стиль, перм. звериный стиль). Неправомерно искать прямую связь с ними более поздней худ. культуры края. Однако отголоски перм. звериного стиля можно видеть в орнаменте аборигенных народов У. - коми, удмуртов, манси и ханты. Археол. находки позволяют думать, что уже предки коми украшали одежду тканым узором, геометрической вышивкой, традиции к-рых сохранились у коренных народов У. вплоть до наших дней.

У нас., обитавшего в таежной зоне, издавна формировалось высокое мастерство обработки дерева (), начиная от рубки изб и амбаров, увенчанных двускатными кровлями со скульптурными коньками и курицами, кончая домашней утварью из корня и бересты (худ. обработка бересты). Пластическое дарование народов У., раскрывшись еще в языческих идолах, с принятием христианства полно проявилось в перм. деревянной скульптуре XVII-XIX вв., соединившей аборигенные традиции с рус. и западноевроп. влияниями.

С нач. рус. колонизации и христианизации У. сюда попала новгородская, сев. и моск. икона, а с 80-х XIV в.- времени миссионерской деятельности Стефана Пермского - в крае, по-видимому, образовались очаги местного иконописания. Однако пам. того времени не сохранились. Первые иконы, предположительно ур. происхождения, относятся к последней четверти XVI - нач. XVII в., к так называемой Строгановской школе, сформировавшейся в Москве и имевшей провинциальное ответвление.

Ур. икону XVIII-XIX вв., как и икону этого периода России в целом, можно условно разделить на три направления. Первое составляют работы, заказывавшиеся ортодоксальной православной церковью и ориентированные на иск-во Нового времени. Второе - иконопись, создававшаяся преим. для старообрядцев, хотя и не только для них, и осн. на византийской и древнеур. традициях. Третье -иконопись фольклорная, шир. бытовавшая в народе. Последняя, связанная с архаичными пластами иск-ва, мало изменявшаяся во времени, не имела определенных тер. границ. Иконы первого направления более характерны для Прикамья и Зауралья с его адм. и религиозным ц. - Тобольском, определявшим сильные позиции официальной церкви, способствовавшим проникновению украинских вкусов, связанных с киевским происхождением тобольского духовенства. Иконопись второго направления, недавно получившая назв. Невьянской школы, распространилась прежде всего по горноз-дскому У., ставшему оплотом рус. старообрядчества. Она пережила расцвет во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в. и сохранила нек-рые стилистические признаки до нач. нынешнего столетия.

На слиянии трех названных направлений возникали промежуточные явления. Так, соединение фольклорной иконы с Невьянской школой образовывало низовой уровень последней, а воздействие той же фольклорной иконы на икону первого направления приводило к созданию примитивов, среди к-рых - массовые мон. иконы, запечатлевшие образы сравнительно недавно канонизированных святых от Симеона Верхотурского до Серафима Саровского.

Ур. иконопись во мн. стала основой изобр. иск-ва края. Несомненно взаимовлияние иконы и старообрядческой книжной миниатюры, воздействие иконописной манеры на роспись по дереву и металлу ( , ), роль иконы в судьбе будущих мастеров станковой живописи, нередко получавших первые уроки худ. грамоты у иконописцев. Специфическая особенность ур. культуры, начавшей складываться в эпоху петровских преобразований, определялась тем, что в ее создании велика заслуга старообрядцев, сочетавших приверженность к патриархальным идеалам с деловитостью, дерзкими порывами мысли, склонностью к изобретательству и техн. усовершенствованиям. Так, рядом с традиционными видами худ. творчества, связанными с крест. бытом, рождалось новое иск-во пром. региона, осн. прежде всего на обработке металла и камня. Это иск-во -результат коллективного труда: замысел столичного, а порой и местного автора проекта соединялся с работой литейщиков, чеканщиков, каменщиков. Мастеров готовили горнозаводские и специальные "знаменовальные" (рисовальные) школы. Среди первых ур. педагогов, овладевших приемами иск-ва Нового времени, М.В.Аврамов (1698-1753). Начиная с последних десятилетий XVIII в. Петерб. Акад. худ. направляла на горные з-ды У. образцы изделий, методические указания, а затем и своих воспитанников. Особую роль в становлении худ. образования на У. сыграли осн. в нач. XIX в. Н.Н.Демидовым Нижне-Тагильская школа живописи и Выйское уч-ще, отчасти продолжившее ее традиции.

Развитие ур. пром. иск-ва определялось как общерос. худ. процессами, так и местными условиями: открытием и разработкой новых минералов, технологией произв. Пережив на определенном этапе расцвет, отд. виды иск-ва отодвигались на второй план или исчезали. Так, орнаментированная чеканкой медная посуда, изготовлявшаяся в XVIII в. на гос. и частных з-дах У., уже в нач. следующего столетия была вытеснена фарфором и фаянсом.

Значительно долговечнее оказалась судьба худ. чугунного литья, к к-рому обратились Каменский, Выйский, Кушвинский, Верх-Исетский, Чермозский, Пожевский, Билимбаевский, Каслинский, Кусинский и др. з-ды. Начав с вып. простейших предметов быта, они перешли к изготовлению арх. деталей, узорных решеток, ставших неотъемлемой ч. облика не только ур. гг., но и Москвы и Петерб., к отливкам круглой скульптуры, а с нач. XIX в. к созданию композиционно сложных монументов и одноврем. камерной пластики. В чугунном литье отразилось стилистическое движение от барокко (Слободской дом Н.Н.Демидова в Москве, аллегорические статуи времен года, автором к-рых, очевидно, был ур. мастер Т.Сизов - 1760-е) к классицизму (ансамбль чугунного литья в имении Н.А.Демидова в Петровском - 1770-е; решетка Поцелуева моста в Петерб. - 1814-16; ограды, мосты и статуи в Кузьминках - 1820-40-е). Успехи чуг.-лит. дела стимулировали развитие на У. в первой трети XIX в. худ. литья из бронзы, к-рое было освоено на Верх-Исетском, Выйском, где это произв. возглавил Ф.Ф.Звездин, и на Златоустовском з-дах. На последнем бронза применялась для оформления эфесов холодного оружия, связанного с еще одной яркой страницей ур. иск-ва -златоустовской гравюрой на стали, признанными мастерами к-рой были И.Н.Бушуев, И.П.Бояршинов и В.И. Южаков.

Всероссийскую и мир. славу У. принесли изделия из мрамора, яшмы, малахита и лазурита (камнерезное иск-во, ювелирное иск-во, Екат. гранильная ф-ка). Основы достижений худ. обработки камня на У. заложили в XVIII - первой половине XIX в. И.И.Сусоров (1721-60), С.С. Ваганов, И.Патрушев (между 1737 и 1742 - ?), М.Колмогоров, И.А.Штейнфельд (Штенфельд, Шенфельд; 1768-69 - 1829), Д.О.Тетенев (1770-1815), В.Е.Коковин (Каковин; 1760-1818), Я.В.Коковин, А.И. Лютин (1814 - ?), Г.Ф.Налимов (1807-77) и др. Камнерезное иск-во развивалось сходными путями с чугунным литьем. От нарезания простых мраморных плит уральцы пришли к оформлению дворцовых интерьеров и изготовлению обелисков, торшеров, ваз и шир. применению рус. и флорентийской мозаик, к созданию рельефов и круглой скульптуры, к сотрудничеству со столичными зодчими А.Ринальди, А.Н.Воронихиным, К.И. Росси, И.И.Гальбергом, А.П.Брюлловым, К.А.Тоном и др. В первые десятилетия XIX в. в ур. камнерезном иск-ве проявились характерные черты высокого классицизма.

Параллельно с худ. обработкой металла и камня на У. зарождались светская графика и живопись. Их путь от ландкарт петровского времени с элементарными изобр. мотивами через рис., подобные иллюстрациям М.С.Кутузова (?-1741) и И.Ушакова к рукописи В.Геннина "Описание ур. и сибирских з-дов", и далее к живописным портретам, пейзажам и жанровым полотнам, начавшим появляться в конце XVIII - первой пол. XIX в. в разл. гг. и пос., в частн., в Прикамье и Нижнем Тагиле (крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья, П.П.Веденецкий, В.Е.Раев).

Отход рус. иск-ва в сер. XIX в. от классицизма и вообще от стилевого единства значительно изменил характер изделий ур. пром. иск-ва. Камнерезное иск-во теряло монументальность форм, а в камерных изделиях при всем техн. мастерстве нередко скатывалось к ремесленничеству. Сходные процессы происходили в златоустовской гравюре на стали. Большинство мет. з-дов отказалось от вып. худ. чугуна. Однако на Каслинском (каслинское художественное литье) и Кусинском именно во второй пол. XIX - нач. XX в. этот вид иск-ва достиг расцвета, обусловленного тесными творческими контактами местных мастеров (В.Ф.Торокин) с изв. отечественными скульпторами, работой по моделям П.К.Клодта, М.Д. Канаева, Р.Н., Н.Р. и Р.Р. Бахов, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере, А.Л. Обера. Касли и Куса, несомненно, способствовали популяризации реалистической скульптуры. Одновр. в декоративных произв. ур. чугунного литья рубежа XIX-XX вв. просматривается путь от эклектики к новому стилю - модерну.

Демократизация обществ. отношений расширила возможности поступления уральцев в худ. уч. зав. Петерб., Москвы и зарубежных городов. Ф.А.Бронников, В.П. и П.П. Верещагины, А.А. и П.А.Сведомские, А.И.Корзухин и др. предст. акад. и реалистического направлений, заняв заметное место в истории рус. живописи в целом, не порвали связей с родным краем и оказали значительное влияние на его культуру. Во второй пол. XIX в. худ. жизнь У. не концентрируется вокруг з-дов и их меценатствующих владельцев, а становится результатом деятельности местной интеллигенции. В этой связи заметен вклад изв. рисовальщика, карикатуриста и этнографа М.С.Знаменского (1833-92) в духовную культуру Тобольска, старинного заур. г., где во времена царствования Анны Иоанновны находились в ссылке первые петров-ские пенсионеры-живописцы И.Н. и Р.Н.Никитины (ок. 1680 - после 1742; не ранее 1680-1753). Екатеринбуржцы Н.А.Иванчев (1834 - после 1878), Н.М.Плюснин, А.М.Писарев (1848-1903), В.Г.Казанцев (1849-1902), Н.Н.Клепинин, А.К. Денисов-Уральский, А.А.Шереметевский (1863-1919), Л.Н.Жуков (1873-1933); пермяки А.И.Шанин, А.Н.Зеленин, И.П.Чирков (1877-1920); сарапулец А.П.Беркутов (1851-1901); тюменец Н.В.Кузьмин (1858-1910-е) и др. сочетали творчество либо с преподаванием рисования в гимназиях и реальных уч-щах, либо с худ.-организаторской деятельностью.

Событием в культ. жизни края стало открытие в Екат. Передвижной акад. выставки (1887), к-рая впервые познакомила уральцев с творчеством крупных рус. живописцев XIX в. и неск. экспонатов к-рой стали основой худ. отд. муз. при УОЛЕ (Муз.). Сходной по характеру оказалась выставка в Оренб. (1889). На рубеже XIX-XX вв. в гг. У. проводились первые выставки произв. местных художников. На них нередко экспонировались также работы столичных мастеров из частных собраний. В Екат. было создано Об-во любителей изящных иск-в (1895-1918), в Перми -Об-во любителей живописи, ваяния и зодчества (1909-19). Открытие в 1902 Екат. худ.-пром. школы привлекло на У. талантливых педагогов и худ.: М.Ф.Каменского, В.П.Рупини (1867-1941), А.Н.Парамонова, В.В.Коновалова (1865-1908), В.А. Алмазова (1870 - ?), Т.Э.Залькална и заложило фундамент проф. образования в обл. декоративно-прикладного и изобр. иск-ва. Ур. худ. А.Н.Парамонов, С.И.Яковлев (1862-1930), молодой И.Д.Иванов (Шадр) обратились, особенно в период первой рус. рев., к журнальной, в частности сатирической, графике.

Новые мотивы, пленеристические и декоративные завоевания, характерные для рус. иск-ва конца XIX - нач. XX в., проявились в творчестве таких изв. уроженцев У., как М.В.Нестеров, Л.В.Туржанский,Л.В. Попов, а также в полотнах выпускников Акад. худ. П.С. Евстафьева (1880-1958), сыгравшего в нач. XX в. заметную роль в иск-ве Перми, и В.А.Кузнецова, работавшего в Верхней Салде и Нижнем Тагиле. Затронули У. и веяния авангардного, футуристического иск-ва. Их носителями оказались в Перми В.В.Каменский, организовавший в 1912 выставку произв. близких ему мастеров, а в Башк. Д.Д.Бурлюк, активно участвовавший в выставках Уфимского худ. кружка (1915-17).

Какие бы тяжелые последствия ни несли отечественной культуре порожденные Окт. рев. соц. иллюзии, нельзя отрицать того, что они усилили процессы, начавшиеся в иск-ве ранее, интенсифицировали провинциальную худ. жизнь. Идея монументальной пропаганды захватила на У. и мастеров-самоучек (техник Мотовилихинского з-да В.Е. Гомзиков), и скульпторов-профессионалов (С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов (1889-1920-е), И.А.Камбаров), дала импульс возрождению монументальных форм в камнерезном и чуг.-лит. иск-вах. Оформлением рев. праздников, популяризацией изобр. иск-ва, худ. педагогикой увлекались мастера различных направлений, видов и жанров иск-ва, масштабов дарования. Плодотворной в конце 1910 -нач. 20-х оказалась деятельность П.И.Субботина-Пермяка, Н.М. Гущина (1880-1965), А.В.Каплуна (1887-1974), М.Б.Вериго (1892 - ?), В.А.Оболенского, И.И.Туранского в Перми; А.Н.Парамонова и Л.В.Туржанского в Екат.; Е.Т.Володина(1886 - ?) И.А.Мочалова(1896-1940), И.К. Мрачковского (1889-1930-е), Н.А. Русакова(1888-1941), А.Н.Самохвалова (1897-1964) - однофамильца ленинградского худ., Н.Д.Лебедева (1894-1927), П.С. Дуплицкого(1896-1942) в Челяб.; С.М.Карпова (1890-1929), С.В.Рянгиной (1891-1955), А.Ф. Степанова (1893-1965), Н.В.Кудашева (1889-1966) в Оренб.; М.И.Авилова (1892-1954), И.И.Овешкова (1877-1944), Е.Л.Кропивницкого (1893-1979), К.П.Трофимова (1885-1944), П.А. Россомахина (1886-1956), И.И.Кротова (1897-1945) в Тюмени; П.П.Чукомина(1874-1944) в Тобольске. С середины 1920-х в гг. У. возникли отд. Ассоциации худ. рев. России: в 1925 - в Свердл. (в это отд. вошли также худ. Перми и Шадринска) и в Уфе, в 1926 - в Оренб., в 1928 - в Челяб.; а после 1932 - орг-ции создававшегося Союза худ. СССР: параллельно открывались отд. Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных иск-в ("Всекохудожник"); регулярно проводились выставки местных худ., нек-рых из них приглашали для участия в столичных экспозициях. В 1935 в Свердл., а затем и в др. гг. региона, прошла выставка моск. и ленингр. мастеров "Урало-Кузбасс в живописи". Несмотря на начавшие сказываться методы командно-адм. рук. культурой названные мероприятия содействовали развитию в регионе изобр. иск-ва, укреплению его мат. базы. Характерной для тех лет стала живопись Г.А.Мелентьева, Т.А.Партиной (1893-1963), А.П.Давыдова (1893-1967), М.В.Балагушина (1889-1966), И.Г.Вандышева (1891-1964), А.М.Сосновского (1902-87), Е.А.Техменова (1866-1934), скульптура И.А. Камбарова, И.И.Трембовлера (1890-1943), Т.В.Руденко-Щелкан (1892-1984). Мн. худ. искренне увлекались новой сюжетикой (рев., гражд. война, трудовые будни), однако недостаток мастерства, опыта в работе над "тематической" композицией, ложность идеи порой приводили к творческим неудачам. Художественно цельнее оказались в 1920-30-е менее идеологизированные работы уральцев, прежде всего лирические пейзажи, к-рые, наряду с Л.В.Туржанским, писали К.М.Голиков (1867-1933), И.К.Слюсарев, А.М.Минеев (1902-1971), Н.С.Сазонов (1895-1972), С.А.Михайлов, А.П.Митинский (1905-70), В.П.Барашев (1905-70) и др. Заметных успехов достигли худ. в станковой и книжной графике: А.Ф.Узких (1889-1953), А.А.Жуков (1901-78), В.А.Баталов (1889-1971), Г.Я.Соловьев (1897 - ?), Д.Ф.Фехнер (1897-1973), А.С.Пруцких (1901-1977), А.П.Сабуров (1905-83), А.А.Кудрин (1893-1959) и в театрально-декорационном иск-ве: А.В.Дубровин (1889-1975), И.М.Вахонин (1887-1965); А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.Л.Талалай (род. 1908), И.П. .Котовщиков (род. 1905).

Первые десятилетия XX в. в худ. культуре У. ознаменованы еще одним значительным явлением - зарождением и развитием проф. изобр. иск-ва у народов, к-рые ранее его не имели. В Башк. этот процесс связан с им. К.С.Давлеткильдеева, А.Э.Тюлькина, М.Н.Елгаштиной (1873-1966) и др. Среди воспитанников худ. мастерских Ленингр. ин-та народов С. в 1930-е были и предст. Приполярного и Заполярного У. ( К.Натускин, ненец К.Л.Панков и др.)

ВОВ изменила привычные формы худ. жизни. На первый план выдвинулись плакат, ж. и газ. графика: Г.В.Ляхин (1903-81), И.И.Россик (1909-87) и др. Мн. ур. худ. ушли на фр., их натурные зарисовки легли в осн. произв. о войне. В эвакуации на У. оказались изв. мастера с Украины, из Прибалтики, Москвы, Ленинграда: Ю.Р.Бершадский, В.Н.Костецкий (1905-68), М.М.Черемных (1890-1962), Б.В.Иогансон (1893-73), Г.Г. Ряжский (1895-1952), В.М. Орешников (1904-87), Ю.А.Васнецов (1900-73), С.Д.Меркуров (1881- 1952), З.М.Виленский (1899-84) и др. Работа рядом с ними оказала положительное влияние на местных худ., что проявилось на уральских межобласт-ных выставках "У. в изобразительном искусстве" ( , 1943) и "У. - кузница оружия" (Свердл., 1944).

С окончанием войны жизнь иск-ва вошла в мирное русло. Возникли новые орг-ции Союза худ. в Тюмени, Кургане (1957). Заканчивали прерванную войной учебу возвратившиеся с фр. худ. Наряду с мн. из ранее упомянутых лицо ур. иск-ва второй пол. 40-50-х определяли живописцы В.С.Зинов (1908-91), А.Ф.Бурак (1921-1997), В.И.Игошев (род. 1921), В.Ф.Илюшин, О.Е. Бе-рнгард (1909-98), А.А.Заусаев (1920-1981), Н.Г.Чесноков (род. 1915), Б.М.Витомский (1918-75), И.Н.Нестеров (род. 1922), Б.В.Волков (1918-79), Г.П.Гаев, В.А.Неясов (1926-1984), П.С.Бортнов (род. 1918), М.Г.Газизова (род. 1918), П.А.Оборин (род. 1917); скульпторы Г.В.Петрова (1899-1986), Г.А.Петин (1909-1947), А.А.Анисимов (1910-1995), М.П.Крамской (род. 1917), П.А.Сажин (1919-1999); мастера станковой и книжной графики Л.А. Эппле (1900-80), Е.В.Гилева (1907-2000), М.И.Ткачев (род. 1913), Б.А. Семенов (1917-91), В.Н.Челинцева (1906-81), О.Д.Коровин (род. 1915), В.Ф.Васильев (1923-86); театрально-декорационного искусства: Н.С.Ломоносов (1903-95), Н.В.Ситников, М.С.Улановский (1912-1982), С.Н.Александров (1907-82). Тематика ур. худ. в послевоенный период стала разнообразнее, в целом возросло их мастерство. Однако диктат идеологии тоталитарного гос-ва и односторонняя ориентация на традиции реализма второй пол. XIX в., их поверхностное восприятие сковывали творческие поиски, ограничивали духовные горизонты.

В конце 50-х - нач. 60-х на У. вернулись мн. выпускники ленингр. и моск. худ. вузов. Вместе с окончившими ур. училища они составили плеяду мастеров нового поколения. Это живописцы Е.И.Гудин, Г.С.Мосин, И.И.Симонов (род. 1927), М.Ш. Брусиловский (род. 1931), В.З.Беляев (род. 1926), Ю.И.Истратов (род. 1928), Н.Г.Засыпкин (1921-89), В.Я.Бушуев (род. 1934), Л.М. Сгибнева (род. 1933), Н.В.Костина (род. 1934), Е.Н.Широков (род. 1931), А.И.Репин (род. 1925), А.Н. Тумбасов (род. 1921), И.С.Борисов (1925-95), Т.Е.Коваленко (род. 1930), Р.И.Габриэлян (род. 1926), Н.П.Ерышев (род. 1936), В.Т.Ни (1934-79), Н.А.Годин (род. 1930), О.П.Шруб (род. 1924), А.И.Мурычев (1918-86), Г.С.Бочанов (род. 1922), В.П.Овчаров (род. 1928), А.П.Холмогоров (1925-87), П.С.Семенов (род. 1934), В.Ф.Мальцев (род. 1929); графики В.М.Волович (род. 1928), Г.И.Кетов (род. 1922), С.С. Киприн (1930-86), А.А.Казанцев (род. 1928), Л.П.Вейберт (род. 1925), В.А.Новиченко (род. 1927), М.В.Дистергефт (род. 1921), А.П.Зырянов (род. 1928), Л.Ф.Полстовалова (1929-93), Е.К.Кошелев (род. 1929); скульпторы В.М.Друзин, В.С.Зайков (род. 1924), В.Е.Егоров, Б.Д.Фудзеев (род. 1923), Л.Н.Головницкий, Э.Э.Головницкая (род. 1931), А.П. Суленев (род. 1929), В.А.Авакян (род. 1931), Н.Г.Петина (род. 1932), В.М.Белов (род. 1928), В.Н.Мурашов (род. 1935). Характерный для этих лет "суровый стиль" с его монументализмом и экспрессивностью оказался органичен для пром. края и удерживался здесь сравнительно долго. Ур. худ. не хотелось расставаться с романтической мечтой о подлинно гражданственном, неконформистском иск-ве. Идеалом для нек-рых из них стал Э.И.Неизвестный, еще в нач. 50-х создавший в Свердл. первые скульптуры.

Яркое явление в иск-ве 60-х - башк. школа живописи: А.Х.Ситдикова (род. 1913), Р.М.Нурмухаметов, А.Ф.Лутфуллин, Б.Ф.Домашников (род. 1924), А.Д.Бурзянцев (род. 1928), А.В.Пантелеев (род. 1932). В этот же период формировалось творчество Г.С.Райшева (род. 1933), к-рому в дальнейшем удалось слить худ. традиции народов С. с завоеваниями европ. иск-ва ХХ в.

В 60-е внутри Союза худ. СССР был создан Союз худ. РФ, в составе к-рого оказались худ. орг-ции обл. и автономных респ., объединенные в тер. зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В ур. зоне, вкл. Свердл., Перм., Челяб., Оренб., Тюменскую, Кург. обл. и Башк. (Удмуртия отошла к зоне "Большая Волга"), с 1964 по 1985 прошло шесть выставок "У. социалистический". Будучи порождением командно-адм. системы, эти выставки между тем сыграли определенную положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные худ. силы, сделав изв. мн. имена. С конца 50-х уральцы регулярно участвовали в респ., всесоюзных и междунар. выставках. В 1971 в Москве состоялась выставка худ. У., Сибири и Дальнего Востока. Групповые и персональные выставки уральцев были проведены в разл. гг. страны и за рубежом. Наряду со станковым, признание получило ур. монументально-декоративное и театрально-декорационное иск-во, книжная графика, возрождающиеся старые и появившиеся новые виды декоративно-прикладного иск-ва, искусствознание.

Вслед за шестидесятниками в иск-во региона входят новые поколения: свердловчане Г.С.Метелев (род. 1938), А.И.Бурлаков (1940-1999), В.А.Чурсин (род. 1938), Н.И. Золотухин (род. 1937), Н.П.Казанцева (род. 1937), С.В.Тарасова (род. 1945), В.А.Степанов (род. 1941), Е.В.Арбенев (род. 1942), А.А.Алексеев (род. 1952), А.В.Золотухин, (род. 1946), А.А.Калашников (род. 1947), В.Д.Сысков (род. 1943), Ю.Н.Филоненко (род. 1947), М.П.Сажаев (род. 1948), В.И.Реутов (род. 1945), З.Г.Галеев (род. 1948), З.А.Малинина (род. 1936), Ю.С.Устинов (род. 1954), А.Г.Антонов (род. 1944), О.Н.Мудрова (род. 1945), Л.И.Кружалова (род. 1946), В.Г.Жуков (род. 1941), Н.Д.Федореев (1943-96), Л.В.Пузаков (род. 1946), А.А.Лысяков (род. 1946); нижнетагильцы Л.И.Перевалов (род. 1937), В.Н.Наседкин (род. 1954), Т.В.Баданина (род. 1955), Е.А.Бортников (род. 1952), А.А.Штро (род. 1953), С.В.Брюханов (род. 1959); пермяки С.Э.Ковалев (род. 1935), М.В.Тарасова (род. 1933), И.В.Лаврова (род. 1944); челябинцы А.П.Кудрявцев (род. 1938), Н.В.Фокин (род. 1940), В.В.Качалов (род. 1946), П.П.Ходаев (род. 1946), З.Н.Латфулин (род. 1947), Е.А.Щетинкина (род. 1950); оренбуржцы Ю.П.Григорьев (род. 1937), Г.А.Глахтеев (род. 1939), Ю.А.Рысухин (род. 1947), В.В.Газукин (род. 1951), О.В.Окунева (род. 1959); курганцы А.М.Петухов, Г.А. Травников (род. 1937), Н.А.Годин (род. 1930); уфимцы И.К. Газизулин (род. 1946), Д.Н.Ишенгулов (род. 1943), Н.А.Пахомов (род. 1937); ижевцы С.Н.Виноградов (род.1936), В.Б.Кононов (род. 1941), П.В.Елкин (род. 1946), А.Е.Ложкин (род. 1936), В.А.Цибульник (род. 1942), А.Е.Аникин (род. 1947); тюменцы А.С.Новик (род. 1949), Г.А.Юринок (род. 1949), Г.П.Вострецов (род. 1948) и др. Мн. из этих худ. проявили себя в неск. видах творчества, обращались к разл. материалам и техникам. Поднимая острые соц. и экологические проблемы худ. нередко пользовались языком притч и иносказаний. Параллельно с официально признанным иск-вом начал формироваться андеграунд. Его лидерами в Свердл. еще во второй пол. 60-х оказались В.Ф.Дьяченко (род. 1939) и А.А.Таршис (псевд. Ры - Никонова; род. 1942) - концептуалисты т. н. "уктусской школы", в следующие десятилетия наиб. заметными фигурами стали В.Ф.Гаврилов (1948-82) и Е.М.Малахин (псевд. Б.У.Кашкин; род. 1938); в Уфе представления об андеграунде связано с именем М.А.Назарова (род. 1927), позже одного из орг-ров группы "Сары бия" ("Желтая лошадь").

С нач. перестройки и далее в постсов. период перед иск-вом У., как и страны в целом, открываются немыслимые ранее возможности, духовные горизонты, но и возникают новые трудности: прежние формы орг-ции худ. жизни разрушаются, новые еще только складываются: особые задачи встают перед худ. школой, призванной сохранить и развить традиции высокого профессионализма. Альтернативу официального и неофициального иск-ва сменила не менее жесткая: коммерческого и некоммерческого. Последнее переживает сложный период содержательных и формальных поисков.

Лит.: Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Павловский Б.В. Художники Свердловска. Л., 1960; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь. 1968; Изобразительное искусство Башкирской АССР: Альбом / Сост. Г.С.Кушнеровская. М., 1974; Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии: Библиографический справочник. Ижевск, 1974; Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Поляк А.И. Художники Удмуртии. Л., 1976; Байнов Л.П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Художники Советской Башкирии: Справочник / Автор-составитель Э.П.Фенина. Уфа, 1979; Художники Перми: Сб. очерков / Сост. Н.В.Казаринова. Пермь, 1981; Художники Оренбургской области: Библиографический указатель литературы / Сост. Е.В.Гинтер. Оренбург, 1982; Художники Зауралья: Справочник-путеводитель / Автор-составитель А.Д. Львов. Курган, 1985; Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985; Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник. Устинов, 1986; История остается с нами: Альбом репродукций произведений художников Удмуртии / Автор-составитель А.И.Поляк. Ижевск, 1988; Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; Авангардные направления в советском искусстве: история и современность. Сб. статей / Составитель и научный редактор И.Болотов. Екатеринбург, 1993; Художественный металл Урала XVIII-XX вв.: Материалы конференции. Екатеринбург, 1993; Егорова А.И., Максяшин А.С. Художники-педагоги Урала XVIII- начала XX в.: Словарь. Екатеринбург, 1994; Художники Тюмени: Юбилейный альбом / Авторы статей А.А.Валов, Н.И. Сезева, Н.Н.Шайхтдинова. Сост. биографических справок Н.И.Сезева. Тюмень, 1994; Новое искусство Тюмени / Составители Г.В.Вершинин, С.М.Перепелкин. Вступительная статья Г.В.Вершинина. Екатеринбург, 1996; Челябинская организация СХ России: Справочник. 1936-1991/Авт.-сост. О.А.Кудзоев. Челябинск, 1996; Семь екатеринбургских художников. Альбом. Екатеринбург, 1999; Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000.

Голынец Г.В., Голынец С.В.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

    См. Декоративно прикладное искусство. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия, 1986.) … Художественная энциклопедия

    ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, смотри Декоративное искусство … Современная энциклопедия

    Прикладное искусство - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, смотри Декоративное искусство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Раздел декоративного искусства, создание и оформление художественных предметов, имеющих практическое назначение в быту. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство. * * * ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, раздел декоративного искусства; см. Декоративно прикладное искусство (см. ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО) … Энциклопедический словарь

    Область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. См. Декоративно прикладное искусство, Народное творчество, Художественная промышленность …

    Прикладное искусство - область искусства, охватывающая те отрасли творчества, которые посвящены созданию художеств, изделий, предназнач. главным образом для быта. С 19 в. изделия П. и. принято отличать от произведений т. н. свободных искусств. Античное… … Словарь античности

    Искусство (классификация) По технике и материалам Изобразительное искусство декоративно прикладное искусство Музыкальное и акустическое Игровое Литература По типу выражения и восприятия … Википедия

    Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… … Большая советская энциклопедия

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… … Православная энциклопедия

Книги

  • Прикладное искусство средних веков в государственном Эрмитаже / Applied Art of the Middle Ages in the Collection of the State Hermitage / L"art applique du moyen age au musee de l"Ermitage / Angewandte Kunst des Mittelalters in der Staatlichen Ermitage , Э. А. Лапковская. Собрание произведений прикладного искусства средних веков в Государственном Эрмитаже состоит из первоклассных памятников, получивших широкую известность не только в нашей стране, но и за…
  • Прикладное искусство Новгорода Великого , Г. Н. Бочаров. В этой книге перед читателем в новом аспекте предстает прикладное искусство Новгорода X-XV вв. Уточняются некоторые традиционные датировки и атрибуции прославленных памятников. В историю…