Иван Бунин, "Легкое дыхание": анализ произведения. "Легкое дыхание": анализ рассказа Бунина, особенности композиции

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
Это Оля Мещерская».
Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней – как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
Оля Мещерская у Бунина – добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она – идеал.
Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась . Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине – «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вдыхаю, – ведь, правда, есть?»
Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали.

Сложная композиция, обилие многоточий, фигура умолчания заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.

Анализ этого произведения принято начинать с разговора о композиции. В чем необычность построения рассказа? Как правило, ученики сразу отмечают особенности композиции: нарушение хронологии событий. Если выделить смысловые части текста, то обнаружится, что каждая часть обрывается в момент наивысшего эмоционального напряжения. Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Для ответа на этот вопрос внимательно вчитываемся в содержание каждого абзаца.

В начале произведения следует отметить сплетение контрастных мотивов жизни и смерти. Описание городского кладбища, монотонный звон фарфорового венка создают печальное настроение. На этом фоне особенно выразителен портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами (словосочетанием поразительно живые сам автор подчеркивает этот контраст).

Почему следующее предложение (Это Оля Мещерская) выделено в отдельный абзац? Возможно, в большом произведении это предложение предваряло бы подробное описание героини, ее портрета, характера, привычек. В рассказе Бунина названное имя еще ни о чем не говорит, однако мы уже вовлечены в действие, заинтригованы. Возникает множество вопросов: «Кто эта девушка? Какова причина ее ранней смерти?..» Читатель уже готов к разворачиванию мелодраматического сюжета, но автор сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность восприятия.

В чем необычность портретной характеристики героини? В описании гимназистки Мещерской есть недоговоренность: отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Случайно ли это? Несомненно нет. Ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте… Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа - простоту и естественность: Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась<...> Без всяких забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, - изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз... Создание целостного облика героини - дело нашего воображения.

Настораживающе звучит упоминание о том, что Оля очень беспечна, ветрена, едва не довела до самоубийства гимназиста Шеншина... Однако многоточие, прием умолчания, обрывает сюжетную линию, которой хватило бы на отдельный рассказ.

В следующем абзаце слова последняя зима вновь напоминают о трагической развязке. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской (совсем сошла с ума от веселья). К тому же автор подсказывает нам, что она только к а з а л а с ь самой беззаботной и счастливой (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Пока это едва намеченный внутренний диссонанс, но вскоре героиня, не теряя простоты и спокойствия, расскажет раздраженной начальнице о своей связи с 56-летним Малютиным: Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом - знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне... Мы в недоумении: что это - ранняя испорченность? цинизм?

Едва контраст между внешним обликом и душевным состоянием героини выходит на поверхность, автор вновь прерывает повествование, оставляя читателя в раздумье, заставляет вернуться назад в поисках ответа на вопрос: «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Должно быть, ответ спрятан где-то в этом абзаце. Перечитываем его и останавливаемся на многозначительном «казалась», за которым, возможно, и скрывается разгадка: может быть, эта беспечность и легкость лишь попытка цельной натуры спрятать душевную боль, личную трагедию?.

Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская... Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее? Ответ попробуем найти в дневнике девушки.

Дневниковые записи - важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... После этих слов новым смыслом наполняется трагическая сцена гибели Мещерской. Героиня рассказа, представлявшаяся нам привлекательной, но чересчур легкомысленной, оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование. Упоминанием о Фаусте и Маргарите Бунин проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли.

Итак, всему виной глубокая душевная рана. Может быть, Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство?..

Замкнутая композиция возвращает нас к началу рассказа. Напряженный эмоциональный тон исповеди сменяется картиной города, кладбищенского покоя. Теперь наше внимание сосредоточено на образе классной дамы, которому, на первый взгляд, автор уделяет неоправданно много внимания. Женщина эта - классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик, - она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она - идейная труженица… Персонаж, безусловно, малопривлекательный. Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини?

Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе - каждая по-своему - растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир.

Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое - легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и несомненно символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю… Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. Наверное, в нем слиты естественность, чистота души, вера в светлое начало бытия, жажда жизни, без которых немыслим Человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре (разрядка наша - А.Н., И.Н.). Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение.

Перечитывая рассказ, мы вновь и вновь восхищаемся мастерством Бунина, который незаметно руководит восприятием читателя, направляет мысль к глубинным причинам происходящего, сознательно не давая увлечься занимательностью интриги. Воссоздавая облик героев, восстанавливая опущенные звенья сюжета, каждый из нас становится творцом, словно пишет собственный рассказ о смысле человеческой жизни, о любви и разочаровании, о вечных вопросах человеческого бытия.

Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С.

Истолкование рассказа И.А. Бунина "Легкое дыхание // "Русская словесность. - 2002. - № 4. - С. 25-27.

Книга Л. Выготского "Психология искусства" была впервые издана в 1965 году, через сорок лет после ее написания. Она до сих пор сохраняет научный интерес. Отдельные страницы этой работы посвящены рассказу Бунина "Легкое дыхание". Здесь немало интересных наблюдений над его композицией, структурой отдельных фраз. Но в целом автор, на наш взгляд, весьма спорно истолковал смысл рассказа. По мнению ученого, если взять события жизни героя "в их жизненном и житейском значении, перед нами просто ничем не замечательная, ничтожная и не имеющая смысла жизнь провинциальной гимназистки, жизнь, которая явно всходит на гнилых корнях... Пустота, бессмысленность, ничтожество этой жизни подчеркнуты автором., с осязательной силой" (Выготский Л.С. Психология искусства. - М, 1986). Однако, как замечает Л. Выготский, не таково впечатление от рассказа в целом. Писатель "достигает как раз противоположного эффекта, и истинную тему его рассказа, конечно, составляет легкое дыхание, а не история ггутаной жизни провинциальной гимназистки. Это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании (?!"); его основная черта - это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе".
Трудно согласиться с утверждением, что наше читательское впечатление от рассказа не связано с его содержанием, а также с тем, что рассказ оставляет впечатление "легкости, сггрешенности и совершенной прозрачности (?!) жизни". Думается, читатель выносит несколько иные чувства. Это горечь, даже боль за нескладно сложившуюся жизнь девушки. Мысль Л. Выготского, что жизнь Мещерской бессмысленна и ничтожна, противоречит этике и эстетике Бунина. Для Бунина женская красота - бесценный дар природы, а не "пустота и гниль",

Понятие "легкое дыхание" трактуется ученым расплывчато и отвлеченно. Между тем это вполне конкретное обозначение одного из слагаемых женской красоты, с кодексом которой Оля познакомилась при чтении книг отца. Они-то и оказали отрицательное воздействие на ее неокрепшую душу. Вот что она сообщила своей любимой подруге: "Я... прочла, какая красота должна быть у женщины... черные, кипящие смолой глаза... черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан... маленькая ножка... правильно округленная икра, колено цвета раковины, покатые, но высокие плечи, - я многое почти наизусть выучила, так все это верно - но главное, знаешь что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, - ты послушай, как я вздыхаю, - ведь правда, есть?"

В последней фразе повторение отдельных слов и выражений, незаконченные предложения передают взволнованность рассказчицы, ее радость самоутверждения, что и она гфинадлежит к клану красивых жешцин. Этот монолог говорит и об отсутствии душевной тонкости у Мещерской. Ведь все, что она сообщила о женской красоте, подчеркивало некрасивость ее подруги, "полной, высокой" Субботиной. В этом бульварном кодексе женской красоты все о внешности, причем утрированно, вульгарно, и ничего - о духовности, нравственных качествах ее носительницы. Некоторая ущербность поклонницы этого кодекса очевидна. Однако Бунин испытывает двоякое чувство к своей героине: восторженное и горестное. Интонация восхищения ощутима, когда писатель повествует об очаровании Оли, ее естественности, лишенной кокетства. "Она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос". Страстное жизнелюбие героини по душе повествователю. Однако он с горечью отмечает ее легкомыслие, отсутствие каких-либо этических понятий и сдержек.

Семнадцатилетняя гимназистка не могла по долгу учащейся не прочесть отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Толстого (события, отраженные в рассказе, происходят после русско-японской войны, и эти писатели были включены в гимназическую программу по литературе) . Однако не они оставили след в ее душе.

Судя по бульварной бе^етристике, которая находилась в шкафах Мещерского, его друзей (речь идет о Малютине), в семье она не получила нужного духовного развития. Да и уездная гимназия этому мало способствовала. Достаточно сослаться на образ началь ницы гимназии^-ее излюбленное занятие в служебном кабинете - вязание, содержание ее разговора с Мещерской, чтобы иметь представление о педагогической атмосфере в гимназии. Начальницу беспокоят прическа не по годам и дорогие гребни Оли, ее туфельки "в двадцать рублей". А ведь финансовые траты семьи вне педагогической компетенции начальницы. Да и сам тон "беседы" - раздражительный, недоброжелательный - свидетельствует об отсутствии педагогического такта во взаимоотношениях с учащимися. Заметим, во время своих поучений начальница продолжала вязать.

Времяпрепровождение гимназисток - гуляния, балы, катание на коньках -мало что давало для их нравственного развития.

Первенствовать на балах и катке, испытывать внимание молодых людей: все это не делало девушку счастливой. Лишь наедине с собой, в общении с природой Оля почувствовала себя счастливой. Вот что она занесла в свой дневник: "...я осталась одна. Я была так счастлива, что одна, что не умею сказать., Я утром гуляла одна в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всем мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что буду жить без конца и буду так счастлива, как никогда!»

Появление на даче Малютина рушит гармонию в душе Оли. Она оказалась беззащитной перед домогательствами старого пошляка. Мещерская особых чувств к 56-летнему Малютину не питала. То, что нравилось ей в нем, малозначительно. Нравилось, что Малютин был хорошо одет, что глаза у него "совсем молодые, черные, а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная". На первых порах Оля была потрясена тем, что произошло с ней. "Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход..." Однако боль раскаяния оказалась непродолжительной. Она стремилась ее заглушить буйным весельем. Но одна непоправимая ошибка повлекла за собой другую: связь с казачьим офицером, некрасивым и недалеким, затем разрыв в оскорбительной для него форме, предоставление ему своего дневника. Это уже не шалость и игра, а непозволительная распущенность, даже цинизм.

"Быть предельно живым - значит быть предельно обреченным. Такова ужасающая истина бунинского мироощущения". (Вай-ман С. "Трагедия "легкого дыхания". - Литературная учеба, 1980, № 5). Разве сближение с Малютиным, офицером означает быть "предельно живой"? В этой близости нет любви, сильных чувств, страсти. Оля Мещерская так и не пережила взлета чувств, которые пережили многие герои писателя: Хво-щинский ("Грамматика любви"), Митя ("Митина любовь"), Галя ("Галя Ганская"), Руся ("Руся") и многие другие. Падение Оли - следствие, говоря языком Бунина, ее "ут-робности", жажды самоосуществления.

Писатель обнажил причины несостоявшейся жизни Мещерской. Это - бездуховность, отсутствие этических норм. Оля ни разу не призадумалась над тем, что волнует девушку ее возраста,- о любви, своей будущности.

Есть образ, который мало привлек к себе внимание писавших о рассказе. Это образ классной дамы, судьба которой обнажает духовное убожество, царящее в уездном городе.

Вначале смыслом существования классной дамы была мечта о своем брате, "ничем не замечательном прапорщике", будущность которого представлялась ей блестящей. Она полагала, что ее судьба "как-то сказочно изменится благодаря ему". После его гибели она убедила себя, что она "идейная тррке-ница" и служит высшим интересам. Но после гибели Мещерской классная дама посвятила себя исступленному служению ее памяти. Очевидно, духовно бедна окружающая жизнь, которая толкает человека в мир выдумки. Эта одинокая женщина, которая проводит у могилы Мещерской долгие часы, вызывает у читателя сочувствие к себе как человеку неприкаянному, не нашедшему себя в жизни.

Несколько замечаний о композиции рассказа. Она подчинена не тому, как полагал Л. Выготский, чтобы "погасить, уничтожить., непосредственное впечатление" от событий, а раскрытию драматизма жизни героини.

Начинается повествование с финала жизни Мещерской, описания ее могилы; затем повествование о детстве и беззаботной юности Оли. Далее эпизод в кабинете начальницы, где узнаем о случившемся с ней. Следующий эпизод - гибель Оли; экскурс в ее прошлое - обращение к дневнику. И снова кладбище, где покоится Оля. Затем лаконичный рассказ о классной даме и вновь о прошлом героини - рассказ о "легком дыхании". И концовка рассказа.

Сюжет складывается из контрастных по своему содержанию и тональности эпизодов. Драматические сцены перемежаются с повествованием о поэзии юности; грустный кладбищенский пейзаж соседствует с описанием безрадостной жизни классной дамы, которое щ>фывается восторженным монологом Оли о женской красоте.

Смешение планов, от настоящего к прошлому; эпизодов грустных и наполненных радостью бытия Оли - такова структура рассказа, сюжет которого отличается необыкновенной собранностью и драматизмом. Каждый эпизод - этап в жизни Мещерской, ее взросления, нравственного падения и гибели. Писатель обращается к различным формам лепки характеров: повествованию, портрету, косвенной и прямой речи действующих лиц, пейзажным зарисовкам, дневниковым записям, авторским отступлениям.

Грустные строки начала рассказа и его концовки предваряют и завершают читательское восприятие и служат своеобразной эпитафией безвременно оборвавшейся жизни. "На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый... В самый же крест вделан довольно большой бронзовый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с гадостными, поразительно живыми глазами.

Это Оля Мещерская".

И эти "поразительно живые глаза" будут долго привлекать к себе внимание посетителей кладбища, напоминать им о некогда живой очаровательной девушке.

"Свет незакатный" - так названо одно из стихотворений Бунина. В чем-то оно напоминает "Легкое дыхание":

Не плита, не распятье -
Предо мной до сих пор
Институтское платье
И сияющий взор.

Грустью овеяна, как и рассказ в целом, последняя строка произведения: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре". Для автора слова легкое дыхание олицетворяют юность, буйство жизненных сил и в то же время легкомыслие и бездумье. Вот как разъяснил смысл заглавия рассказа сам автор. "Иван Алексеевич, -"вспоминала Г.Н. Кузнецова, - стал объяснять, что его всегда влекло изображение женщины, доведенной до предела своей "утробной сущности": "Только мы называем это утробностью, а я там назвал это легким дыханьем. Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть "легкое дыхание", недуманье" (Литературное наследство, т. 84, кн. 2, М„ 1973).

Итак, человек ответствен за то, как складывается его жизнь. Он во многом творец своей судьбы. Но в рассказе таится и другой, глубинный смысл. Мир, изображенный писателем, враждебен красоте. Надругался над Мещерской Малютин, недоброжелательна к ней начальница гимназии, одергивала ее своими наставлениями классная дама, распорядился жизнью Мещерской казачий офицер, лишь ученицы младших классов своим детским чутьем сумели выделить Олю среди гимназисток и "никого не любили так, как ее".

Судьба Мещерской во многом схожа с судьбой героини стихотворения Блока "На железной дороге":

Под насыпью, во рву искошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы
брошенном,
Красивая и молодая.

Зелень некошеных трав как олицетворение вечной жизни, праздничность одежды погибшей, ее молодость, красота - и смерть!

"Страшный мир" чужд и враждебен красоте и своей пошлостью и грязью губит все незаурядное, красивое.
Программа по литературе для средних общеобразовательных учебных заведений, утвержденная Министерством образования РФ, предлагает в 9-м классе для ознакомления с творчеством И.А. Бунина рассказы: "Солнечный удар", "Иоанн-Рыдалец", "Чистый понедельник " и другие (по выбору учителя и учащихся).
Думаем, в числе других словесник изберет "Легкое дыхание" - одно из лучших произведений писателя.

Тема: Трагедия «легкого дыхания» в рассказе И.А.Бунина «Легкое дыхание»
Цель: совершенствование навыков анализа художественного произведения, умения
делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию; воспитание таких
личностных качеств как внутренняя чистота, целомудренность, любовь к жизни
Форма урока: урок­исследование
Эпиграфы к уроку:
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного.
И.А.Бунин
… для Бунина … искусство ­
«молитва, музыка, песня
человеческой души.
В.Я.Линков
Ход учебного занятия

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала
II.Работа по теме урока
1. Вводное слово учителя:
­ Читая произведения И.А.Бунина, мы воскрешаем «душу, Любовь и Память»
писателя, который «сухие, серые, мертвые» «корни и стебли» окружающего мира
погрузил в «живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» и
произрастил «заветный злак», чтобы в нас «не иссякала эта влага, не оскудело и не
иссохло сердце».
Мы уже знаем, что в литературу Бунин пришел как поэт, рано осознав
свою высокую миссию на земле:
Ищу я в мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон,
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!

или
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:

Любовь радость бытия.
­ Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его творчестве.
Но Бунин не просто бытописал, он был философом. С годами сложилось его
удивительное видение мира, понимание человеческого счастья:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако.
Давно слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилок слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...
­ Эта способность всеми чувствами испытывать радость жизни, наслаждение
ею, неизбежно привела Бунина к мысли о ее быстротечности, к тайне смерти:
Погост, часовенка над склепом,
Венки, лампадки, образа.
И в раме, перевитой крепом,
Большие ясные глаза.
Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
«Зачем я в склепе, в полдень, летом?»
Незримый кто­то говорит.

Кокетливо­проста прическа
И пелеринка на плечах...
А тут повсюду ­ капли воска
И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...
И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
­ Это стихотворение ­ своеобразная поэтическая иллюстрация к
известному рассказу И.А.Бунина «Легкое дыхание», о котором пойдет речь сегодня
на уроке.
2. Творческая история рассказа:
2.1. Сообщение учащегося:
­ История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось,
что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на
Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом
фарфоровом медальоне какой­то молоденькой девушки с необыкновенно живыми,
радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей
Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той
восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты
моего писательства». Но это ­ только внешняя сторона «творческой истории»
рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей,
которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому
дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7­
8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное
облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем
существе был какой­то остановившийся ужас,
чувство внезапно
свершившегося великого непостижимого события».
Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический,
сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в
«Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок,
навсегда связались в сознании писателя ­ уже вне конкретного житейского
события ­ девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас,
тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и
фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались
впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной
быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него
ориентирован.
3. Работа с текстом рассказа.
­ Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской).

­ По вашему мнению, что больше интересует Бунина: жизнь или смерть? (И
то, и другое ­ Бунин не разделяет эти две ипостаси. Он писал: «Люди совсем не
одинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь век живут под ее

знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу
столь же обостренного чувства жизни)... Вот к подобным людям
принадлежу и я».)
­ Как эта мысль нашла свое художественное выражение в рассказе? (Ни
одна из ипостасей бытия ­ ни жизнь, ни смерть ­ не оставлена Буниным без
внимания, ни одна из них не перевешивает: на Соборной улице ­ гулянья,
по Соборной улице «маленькая женщина в трауре» направляется на
кладбище; в городском саду ­ каток, веселье, розовость ­ городское кладбище
уподоблено низкому саду. То есть жизнь представлена писателем во всей ее
полноте).

­ Перечитайте начало рассказа: «На кладбище, над свежей глиняной
насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель: дни серые, памятники кладбища, просторного, уездного, еще
далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит фарфоровым венком
у подножия креста.
В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый
медальон, а в медальоне ­ фотографический портрет гимназистки с
радостными, поразительно живыми глазами».

­ Обратите внимание на возникающие образы, на само построение
фразы. (Перед нами ­ образы­символы, противопоставленные друг другу:
крест (смерть, судьба) ­ глаза девушки (жизнь). Обращают на себя внимание
и определения: крест ­ из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Определения
стоят после определяемого слова и интонационно выделяются:
после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми,
как этот крест, словно вбиваются в землю ­ так тяжело давит человека
судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как
Оля Мещерская.)
­ Значит, судьба Оли была заранее предопределена? Чем же? Давайте
выясним. Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем
отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться
не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей. Как тщательно
причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за
своими сдержанными движениями! А она ничего не боялась ­ ни чернильных
пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу
колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал
так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней,
почему­то никого не любили так младшие классы, как ее»).

­ Объясните это «почему­то». За что так любили Олю малыши? (Она была
естественная, живая, искренняя. Как гласит народная мудрость, собак и детей
обмануть нельзя).

­ Олю переполняло ощущение полноты жизни, чувства жизни, то есть то самое
«легкое дыхание», о котором она рассказала своей подруге. Почему же для такой
девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? (Чувство
жизни, по Бунину, ­ это стремление узнать, попробовать все, это стремление в
полной бытийной полноте, к полному знанию жизни. Но, стремясь к этому,
человек теряет в себе «умственное», отдает себя во власть стихии, страсти и
на этом пути может произойти как бы возврат к себе, то есть
понимание своей сути. Вот так внезапно ощутила себя Оля, и то, что глянуло
оттуда, из глубин сознания, ошеломило ее и потрясло. Встреча с Малютиным
на самом деле для Оли оказалась первой встречей с собой. После этого она
записала в дневнике: «Я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один
выход»).
­ Какой? (Умереть, наказать себя, и она провоцирует казачьего
офицера на выстрел ­ это своеобразное самоубийство)

­ Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (Учащиеся
озвучивают свои варианты ответов)

­ Вспомните, что Оля пишет в начале той дневниковой страницы? (Она пишет
о том, что была счастлива, потому что была одна).

­ Почему? Ведь она выглядела такой счастливой, когда веселилась на
балах, бегала на переменах? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов)

­ Вспомните знаменитую фразу В.Шекспира о мире и людях в нем: «Весь мир
театр, и люди в нем актеры». Как понимать эти слова великого драматурга?
(Каждый человек в этом мире играет свою роль, только ему предназначенную ­
роль ребенка, ученика, родителя...).

­ А Оля? Какую роль должна была играть она? (Для начальницы
гимназии ­ она только ученица: как начальница начинает свой разговор, не глядя
на девушку; для Шеншина ­ предмет воздыхания, для родителей ­ послушная
дочь, для Малютина ­ объект вожделения, для казачьего офицера ­ будущая
жена.)
­ Заметьте, даже «космос» ее «раскладывает» ее полкам: небо и земля делят
между собой «составные части» одной прекрасной жизни ­ Олину душу, ее «легкое
дыхание» принимает небо; Олино тело - земля. Так в чем же вина Оли
Мещерской, за что она наказана? (Самая тяжкая вина Мещерской в том, что
она живет, а не исполняет роль живого существа)

­ Бунин приходит к грустному выводу: быть предельно живым ­ значит
быть предельно обреченным.
А какой представлена среда, в которой живет Оля? (Среда, в которой
суждено было появиться Мещерской, начисто лишена органического,
целостного, «повышенного» чувства жизни. Тут и возраст строго определен:
или детство, иди отрочество, или юность. Либо ребенок, либо подросток,
либо старец. А Ольга не укладывается в эти рамки: уже девушка, а еще в игры
играет, Бунин усматривает в этом очевидный вызов мироустройству, системе.
Но смешение этапов ­ смерти подобно: играла с Малютиным ­ и была
обесчещена, играла с казачьим офицером ­ и была убита).

­ Понимают ли это окружающие, общество? (Нет, общество еще не готово
к восприятию подобной, движущейся, многозначности человека. Обществу
нужен «момент», «фаза», «черта», словом, обстановка. А человек ­ существо
переменчивое. Бунинское «легкое дыхание»
­ это «недуманье», это когда не знаешь, что дышишь ­ жизнь без усилия
жить. И только не ломая своей натуры, безоглядно подчинив себя
естественному ходу вещей, то есть
не силясь измениться, человек
действительно меняется. Такова Оля Мещерская).
4. Вывод (делает учитель в слабом классе; в сильном ­ делают сами
учащиеся):
­ Таким образом, мы подошли к самому главному: к видению Буниным
человека в этом мире. У Бунина, в отличие от его великих предшественников,
человек ­ это только человек. И бунинский человек ­ одинокий среди бездны. И
«Легкое дыхание» ­ плач по исчезающему общению. В преддверии истории ­
символический знак одиночества ­ дуб; в конце повествования ­ зябнет среди
памятников маленькая женщина в черном ­ существо, еще более одинокое, чем
мертвая.
Пред нами картина распавшихся контактов, расторгнутых союзов. И сегодня
бунинский рассказ звучит как обращение к нам, обращение с просьбой вспомнить
о том, что каждый из нас ­ драгоценная часть вселенной, яркая жемчужина на теле
земли, и мы должны беречь и бесконечно уважать каждую индивидуальность, должны
беречь свою честь, свою душу, целомудренность, оставаясь при этом личностью. Мы
должны ценить каждое мгновение жизни и жизнь в целом.
III. Домашнее задание
­ Прочитать рассказ «Темные аллеи».


Рассказ "Легкое дыхание" - одно из произведений И.Бунина, написанное в 1916 году. Автор затронул многие темы в рассказе: любовь и красота, жизнь и смерть. Но в чем же заключается главная трагедия этого произведения?

Бунин с самого начала вводит нас в атмосферу грусти и скорби перед могилой юной девушки: "На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий...

В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Это Оля Мещерская." Далее автор описывает свою героиню, ее жизнь и характер, сразу же отмечает ее красоту и беззаботность. В рассказе четко передаются все ощущения и эмоции, охватывающие Олю, пока она становится девушкой. Безудержная радость и энергия делают ее веселой, легкой и счастливой и дают ей возможность отдаться порывам молодости. Но окружение Оли принимает это за легкомысленность и вызывающее поведение.

Писатель особенно выделяет последний год жизни девушки. Когда начальница гимназии вызвала Олю к себе, чтобы устроить ей выговор за ее женский вид, раскрывается правда, почему Мещерская считает себя женщиной и что в этом замешан брат начальницы, А.И.Малютин.

Юной девушке было противно и неприятно от случившегося, но от этого ее поведение ничуть не изменилось, а наоборот только урезвилось. Для всех она выглядела особенно счастливой, для всех она будто сошла с ума. И в душе девушки действительно происходили безумные изменения. Но закончилось все трагично, когда перед неким казачьим офицером раскрылась правда. При прощании с ним, Оля все рассказала и показала фрагмент своего дневника, после чего офицер почувствовал себя оскорбленным и застрелил ее.

Из этого можно выделить этих трех персонажей, которые не воспринимали Олю как человека или личность. Начальница упрекала девушку за ее проявляющуюся красоту, которая была умело подчеркнута. Ее брат воспользовался наивностью Мещерской и соблазнил ее. А офицер не простил Олю и обвинил ее в распущенности, при этом лишив ее жизни.

В самом конце автор упомянул, что Оля рассказывала своей подруге, как прочитала в одной отцовской книге про то, как выглядит красоты настоящей женщины: "... - но главное, знаешь ли что? - Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть..." И Оля действительно обладала этим "легким дыханием" - умением видеть мир по-другому, умением жить и любить жизнь. Она с детства мечтала об особенном будущем и красочной судьбе. И главная трагедия этого произведения в том, что все возможности Оли были убиты ее окружением. Ей были приписаны легкомысленность и ветреность, что и правда перенеслось в ее натуру и привело к таким последствиям.

Из всего этого можно сделать вывод, что главная причина смерти Оли Мещерской - ее губительное "легкое дыхание". Про которое в конце Бунин только и мог сказать, как оно "теперь рассеялось в мире, в этом облачном мире, в этом холодном весеннем ветре".