Хармс даниил дневниковые записи. Дневниковые записи

Дневниковая запись

Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.

Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового корпуса, был ранен и дважды, кажется, награжден. Естественно, что теперь он хочет отразить в литературе свои переживания во время войны, хотя самый богатый материал им накоплен в другой области, - в области деревенского быта и наблюдений над природными явлениями. Это сказалось и в его творчестве. Рассказ, в общем никудышный с точки зрения фабулы, оказался великолепным по отдельным вкраплениям в пустую породу. Привлекает уже самое название первого рассказа «Окунь - он в корнях живет». Заглавие фразой, по-моему, одно из труднейших. Тут надо что-то очень яркое и короткое подобрать. Редко кому удается. Здесь, мне кажется, удача бесспорная. По этой короткой фразе видишь основного героя, - хоть портрет пиши. Так и встает перед тобой широкобородый старик, может статься, с лысиной, а то еще и в седых кудрях. Он, может быть, не очень далек, но верит себе и склонен поучать. «Окунь-он в корнях живет». Широкая борода и «густой» голос здесь вполне уместны. Это не тенорок, не хитроватые глазки и узенькая бородка. Тогда бы были другие словосочетания: «Окунек - он корешки любит». Еще лучше оказалось название одного из действующих лиц - Павелко. Меня это просто поразило. Сам ношу это имя, знаю, кажется, все его изменения: Паша, Пашутка, Пашуня, Павлик, Павлушка, Павка, Пашка и т. д., а такого даже не предполагал. И в то же время это необыкновенно просто и естественно. Своего рода один из бесконечных показателей, что можно подшитые кожей штаны у письменного стола просидеть, а не выдумаешь того, что можно подслушать в жизни. И это дает толчок к твоим словообразованиям. После Павелко немудрено составить что-нибудь в таком же роде. Богат оказался рассказ и подробностями, взятыми из наблюдений над природой. Чувствуется, что автор много знает и умеет передать теми яркими речениями, которые сложились в народе, как обобщение этих наблюдений. Конечно, и гагара кашляет, и перепелка жалуется - «вот поведут! вот поведут!» Приятное впечатление произвело, что автор не слишком легко устремляется по проторенным дорожкам.

В рассказе есть место, когда старик рыбак должен раздеться и полезть в воду, чтоб вытащить окуня. По всем литературным традициям в таком случае полагается, чтоб онуча пахла, чтоб человек осматривал свое нагое тело со вздувшимися жилами, синими венами. По поводу загорелой морщинистой шеи тоже добавка привычная. Ничего этого в рассказе нет, и это производит впечатление свежести. Так оно и должно быть, чтоб читатель не припоминал: «А вот так же у Бунина, а это у Чехова». Да и правильней, кажется, что в простых деревенских условиях такие детали, как раздевание или одевание, не замечаются. Надо - разделся. Что ж тут необыкновенного? По этому случаю вспомнился случай из своей газетной работы. Ехали, кажется, в Талицком районе. Надо было спросить дорогу к одной из артелей, куда пробирались с агрономом, помнится, Белоноговым (с ним мне все-таки порядочно пришлось поездить). Спросили у пастухов. Те показали вдоль дороги и пояснили: «Видишь вон, девки: купаются. Так вот, не доезжая маленько, свороток налево увидишь. За лесом-то его отсюда не видно». Потом, поглядев в сторону купающихся, добавили: «Ишь их, холер, полон мыс набилось! Не иначе из артели есть. Близко тут. Вы спросите которую. Проводит, а то у них с поворотка-то плетень пойдет, дорожек много, а все по лесу. Сбиться просто». Эта вот простота отношений, предполагающая возможность спрашивать дорогу у «купающихся девок», вспомнилась здесь. Девки, вероятно, подняли бы сперва визг, но потом, узнав, что у них спрашивают «про дело», спокойно объяснили бы. Но мы, городские люди, постеснялись и в результате, верно отправившись по дорожке, запутались потом в ее многочисленных ответвлениях. Вечером в артели над нами же смеялись: «Испужались наших девок. Думали, поди, - лешачихи!» «Вот и угадали на заводский картофельник. Почитай, пятнадцать верст проколесили, а тут и двух не наберется». «Здорово их девки-то испужали! Свету не видят, гонят почем зря!»

Деревенский человек, хотя и работающий уже свыше двадцати лет в школе, автор впитал эту простоту и прошел мимо такого момента, как раздевание и одевание, но он не забыл живо представить старика, упомянув о всплывшей бороде. Эта всплывшая борода тоже заметный показатель того, что у рассказчика есть несомненные данные писателя: он видит тех, о ком пишет.

Второй его рассказ «Язь - рыба хитрая» представляет собою нечто совсем непохожее. Прежде всего заголовок. Поставленный рядом с предыдущим, он кажется нарочитым. Похоже, что автор занялся рыбацкими рассказами. Деревенское обрамление здесь сделано гораздо хуже. Нет ничего, что бы запоминалось так же, как в предыдущем, по сюжету никудышном рассказе. Зато здесь найден очень оригинальный сюжет военного рассказа с глубоким философским обобщением. Причем выглянули детали, которые не всегда доступны писателю даже в звании военного корреспондента. Там может быть физическая близость, но всегда имеются элементы подтянутости, такой же, как, например, при фотографировании. Людей иной раз и просят: «держитесь свободнее, естественней», но каждый тем не менее помнит, что «его снимают» и старается «показаться лучше». Здесь чувствуется близость другого порядка: автор видит людей в будничной обстановке так, как в действительности. Как политработник одного из боевых подразделений, он, дважды раненный, был, конечно, не сторонним зрителем, а одним из участников жизни рядового бойца и поэтому мог видит ее во всей полноте и без прикрас. Кажется правдивым, что красноармейцы во время вынужденного безделья разговаривают… о рыбалке. Один из бойцов оказался специалистом по ловле язей. Над ним немного подсмеиваются, не вполне доверяют, что есть такая специальность. Он в ответ рассказывает довольно подробно об особенности рыбалки на язей. Рассказано это длинно и запутано боковыми подробностями, но это не мешает понять читателю, что ловля язей в сущности очень сложный спорт, требующий большой наблюдательности, выдержки и терпенья. Заканчивается рассказ вызовом рассказчика к командиру. Оставшиеся бойцы переговариваются между собой по поводу ушедшего.

До язей охотник! Недаром он уж восемь языков привел. Научился язей-то ловить.

Опять экскурс в личные воспоминания. Краснокамск в период его строительства. Опросный лист Постройкома, как кто провел месяц отдыха. Из тридцати двух ответов большинство признано «культурными». В переводе на разговорный язык это значит, что люди брали путевки и куда-нибудь ездили. В том числе, помню, упоминались и Шарташ и Сысерть. (Тогда еще Краснокамск входил в пределы Свердловской области.) Но оказались и «некультурные». Один, как значится в листе, целый месяц рыбачил на Лысьве, другой - ягодничал да сенокосил. Таких старались поворачивать «к культуре», а надо ли? Прожить месяц на Камском берегу, на мой взгляд, не хуже, чем в Сысерти, которую я знаю и люблю, как место родины, но все же не решусь утверждать, что стоит с Камы ехать к стоялым водам пруда. Про Шарташ и говорить нечего.

Неверной кажется и недооценка некоторых видов старого русского спорта, вроде хотя бы рыбалки. Какое-то напоминание об этом, если даже оно дается мимоходом, кажется полезным.

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Недатированная запись Сегодня была в павильоне. Две трубы подняты на возвышении, а между ними резервуар с водой. Трубы обшарпанные, заляпаны варом… Недели три назад я была в двух других павильонах, созданных по проекту Андрея. Один - со стоячей водой, в которой раскиданы

Из книги Уральские сказы - III автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись Очередная встреча для разговоров по книге. Все начинается с критики Лотмана - ох, и не любит Тарковский структуралистов! Но, как часто с ним случается, он переходит на другие темы и начисто забывает, с чего мы начали.Сегодня Андрей раскрыл свою

Из книги Отслоения дней (Дневниковые записи, письма) автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись После того как рукопись «Книги сопоставлений» была отдана в издательство «Искусство», ее передали на внутренние рецензии. Поступившие замечания практически отменяли всю проделанную работу, и если бы Тарковский согласился им следовать, то это

Из книги Воспоминания автора Шаламов Варлам

Недатированная запись Мой отец, главный редактор журнала «Искусство кино», попросил меня спросить у Тарковского, не наговорит ли он юбилейный текст к 60-летию Феллини. Я очень сомневалась, что Тарковский на это согласится, потому что знала, что Феллини отнюдь не

Из книги Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa автора Кормильцев Илья Валерьевич

Из книги Том 4. Книга 2. Дневниковая проза автора Цветаева Марина

Дневниковая запись 12 августа 1945 г.Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового

Из книги Круговорот автора Форман Милош

Дневниковая запись 30 июня 1916 г.Когда слабеет зрение, стараешься читать только необходимое или особенно интересное. Маленьких фельетонов давно не читаю. Сегодня соблазнился.Фельетон написан бойко, с выдумкой и темпераментом. Но вот читаешь, и тебя не оставляет мысль,

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

Беловая запись Пастернак был поэт мирового значения, и ставить его на один уровень с Солженицыным нельзя. Конечно, если кто-нибудь из них (Пастернак, Солженицын) заслужил, выбегал, выкричал эту премию - то это, конечно, Солженицын.Издевательство над русской литературой

Из книги БереZOVский, Разобранный по буквам автора Додолев Евгений Юрьевич

6. Запись «Титаника» По образному выражения Бутусова, «этот альбом делался с пистолетом у виска и с ножом у горла». Тем не менее, несмотря на непрерывные боевые действия вокруг студии, 40-градусный мороз и больные зубы, сам Бутусов просто излучал вдохновение. За ним уже

Из книги Южное седло автора Нойс Уилфрид

Дневниковая проза

Из книги Живу до тошноты автора Цветаева Марина

Заезженная запись После «Гнезда кукушки» все в моей жизни перевернулось. Я поставил фильм в Голливуде и заработал много денег, и в результате за мной закрепилась репутация европейского режиссера-эстета, который любит работать с непрофессиональными актерами и чье

Из книги Архив Банановых островов. Том 1 автора Чернавский Юрий Аександрович

4. Первая запись Сейчас собираюсь в ангар, чтобы продолжать обслуживать самолеты. Мы делаем это лениво, лишь бы убить время, пока не началась новая четверть, и не пришли наши курсанты. Говорят, мы потеем, как черти, во время учебы. Эта жизнь полностью мне приятна: люди - не

Наверное нет девочки в мире, которая бы не вела личный дневник. Думаю, и мальчики пишут свои мысли на бумаге, тут же пряча записи в тайное место, чтобы никто не прочел. Вот и я сегодня решила завести личный дневник. Этому поспособствовала учительница, которая задала в форме дневниковой записи.

Сочинение в форме дневниковой записи

Ну, здравствуй дневник. Здесь я буду писать свое сокровенное и тайное.

19 октября

Сегодня мне стало интересно, как вести дневник и что вообще включают в дневниковые записи. Думаю, в дневнике можно писать обо всем, особенно о наболевшем. Вот, например, сегодня несправедливо учительница сделала мне выговор, не разобравшись в ситуации. А ведь виноватой была моя одноклассница, которую я не выдала. Теперь я обижена на учительницу и мое настроение сегодня не из лучших. Теперь понимаю, как хорошо, когда есть подруги. Вот смогла я им выговориться и стало на душе спокойно.

20 октября

Продолжая свое сочинение, напишу о заветной мечте. Я в 9 классе и у меня есть мечта. Итак, мой любимый дневник и моя дневниковая запись, я уже давно мечтаю о домашнем питомце. Уж очень хочется попугая. Эту веселую и голосистую птичку, что может подражать человеческой речи. Об этих птицах я уже знаю все что нужно, ведь перечитала очень много различной литературы. Наверное, попрошу маму, чтобы они с папой подарили мне ее на день рождения. Может все-таки осуществится моя мечта, тем более что день рождения не за горами. А пока до скорой встречи, мой дневник, ведь уже вскоре я вновь здесь напишу свои мысли.

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?

Сегодня двадцать седьмое октября, воскресенье. Мне хочется описать свои впечатления от сегодняшнего дня, такого необычного и великолепного. Осень в этом году стояла теплая, сухая. Вчера мы с подругами решили пойти в лес прогуляться, да последние грибы пособирать. Их было не так уж много из-за сухой осени.

Утром я проснулась с каким-то неясным чувством не то тревоги, не то ожидания чего-то необычного. Еще меня поразил свет. Он был яркий, насыщенный. Вся комната просто светилась. Я подошла к окну. О, Боже! Улица, все дома и деревья были покрыты белым-белым снегом. Он лежал как мягкое пушистое одеяло. Как же все вокруг преобразилось! Еще вчера все было серым, невзрачным: серые дома, серые деревья, даже люди казались серыми. А сегодня мы как будто перенеслись в волшебную страну. Меня охватил восторг. Я побежала к телефону.

Света и Наташа уже видели, как преобразился мир. Решено было немедленно отправляться на прогулку. Выбежав из подъезда, мы все трое замерли. Снег лежал перед нами ровным покрывалом. Он был пушистым. Мне захотелось опуститься на землю, чтобы окунуться в его пушистую мягкость. А с неба тихо-тихо падали новые снежинки. Они медленно кружились в своем волшебном танце. Ветра не было. Казалось, что все вокруг замерло, боясь спугнуть этот первый снег.

А снежинки все падали и падали. Тогда мы стали ловить их на ладони. Они доверчиво опускались нам в руки и тут же таяли. Игра так захватила нас, что вскоре мы сами кружились в веселом хороводе, радуясь снегу, прекрасному утру, окружающему великолепию.

Даже наш пес Тузик был рад первому снегу. Сначала он ступил на него нерешительно. Но потом стал бегать вокруг, что-то вынюхивая и выискивая. Кругом не было ни души. Лишь женщина в телефонной будке разговаривала с кем-то. Да на балконе третьего этажа стояла и любовалась первым снегом еще одна женщина. А мы все кружились, взявшись за руки и не замечая ничего вокруг, кроме белого снега.

Я пишу эти строчки в дневник и вновь переживаю тот удивительный восторг, охвативший нас, когда мы ступили на мягкий, белый ковер. Невозможно передать словами ту радость, которая захватила нас в тот момент. Ведь не первый раз выпадает снег. Впереди долгая зима, и его будет еще очень много. Но первый снег всегда вызывает необычные чувства, создает впечатление чего-то сказочного и прекрасного.

(5 оценок, среднее: 3.40 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Картина Пластова «Первый снег» написана художником в 1946 году. На полотне изображен деревенский дом, с небольшим палисадником, береза растет около...
  2. Описание темы: Трогательные чувства, возникающие в душе каждого человека – выпадение первого снега. Даже в городе от шума и суеты...

Читай сидя за столом и имей при себе карандаш и бумагу. Записывай мысли из книги, а также и свои, мелькнувшие из-за чтения или по другой какой причине. (Папа)

Часто женщина отказывает в том, что сама страстно желает. (Куприн)

Френология

физиогномия

хиромантия

монтеристика (по пальцам)

херософия (по ногтям)

Глупый не может выделить существенное из случайного.

Хвастовство глупого человека искренно: хвастовство умного - носит злой, несимпатичный характер.

Прелюды

1) Миниатюр[ная]

2) Прелюда смерти

3) Из «Колокола»

4) Огненный снег

5) Восточную

7) Военная

Пятница 7 ч. Химия.

Письмо к Э. Русаковой

Баба-Яга.

Сломанная лилия.

Ни слова о Богдадском Воре.

Но по дороге я (не знаю как ты) все время думал о нем и мне было смешно. Чорт тебя дери из-за твоей образины и Риты, мне пришлось убивать время за этим идиотским письмом. Варшавского, ясно, куда-то унесло, а, чтоб тебе лопнуть, я обречен на писание.

Положение безвыходно! Я как честный человек и друг в целях чести минета, без примеси других извращений не иду в залу за своим пальто, а сижу на твоем ложе и хвалю себя за свою честность.

Оказывается ты меня зовешь, но я вошел уже в азарт и мне охота писать все дальше и дальше. Какой-то жесткий картон сгибается в тиме и теме, даже глюкерики назонят стрехи. Такамбы глувеются стинерий позвойные клюши. Гирейся сиверий старайный каранда, супинся сдвигоной минется шерсти. Глазофиоли здвойнись развротели зовись на секунду наивным чуродом. Гранись иззостенный пламенькой в нестенах огрошно и скушно орнаментно вдруг. Там плещут поленья головочным меном и миги мигают минет. Ростиньки оправны и вредны забульки кидаешь гостинец - разврат - писталет. Прорады плазнятся и стихится струнно, каберним веселкой в препляс полонез. Полюбются, голубо стенкой задвинулся, стиль - да дорай да дорай да дуды

Июнь - июль 1925 г

Книги из Библиотеки новых книг :

1) Введение в метафизику

2) Психофизический параллелизм и позитивная метафизика

Вопросы философии и психологии.

Время и свобода воли.

Длительность и одновременность.

А. Бергсон:

Материя и память. Исследования об отношении тела к духу. Непосредственные данные сознания, т. II. Творческая эволюция.

Бергсон. Смех в жизни и на сцене.

Бернштейн А. Клинические приемы психологического исследования душевно-больных.

Бехтерев В. М.

Коллективная рефлексология.

Объективное изучение личностей. Вып. I.

О гипнотизме.

Основы учения о функциях мозга. Вып. III.

Сексуальный вопрос :

Бард и Фоквелль. - Половая слабость как вид неврастении;

И. Блох. - Половая жизнь нашего времени;

Василевский Л. М. - К здоровому половому быту;

Василевский Л. М. Половое извращение;

Вейнингер О. - О Генр. Ибсене и его произведениях;

Вейнингер Отто. - Пол и характер;

Вейнингер - О. - Последние слова;

Афанасьев. Заветные сказки. «Стыдливая барыня».

Гегар А. - Половое влечение;

Проф. Герцеги. - Женщина в физиолог., патолог., и нравст. отнош.;

Левенфельд Л. - Сексуальные проблемы:

Ленц А. К. - Стыд и его знач. для полового чувства;

Мейер А. - Гигиена бездетного брака;

Freud Z. - Теория полового влечения;

Ковалевский. - Половая психология;

Havelock Ellis. - Geschlechtstrieb und Schamgefuehl.

Скоро кони мочатся -

значит им так хочется.

На шестерни похожие

Идут, идут прохожие

И чешет их эхо

И ступью скрежет ступь

Отбив трубы и ропота

Набив копыты топотом

О лбы булыжин бьют

А ты меня не поняла

И я твоя Япония

И вся - та наша жизнь

есть борьба.

Mann Thomas. Herr und Hund. 1919. Berlin.

Hegeler Wilh. Der vershuettete Mensch. 1924. Berlin.

Инбер В. Цель и путь.

Иван Павлович Ювачев (1860–1940) оказал важное влияние на духовное формирование Хармса. По воспоминаниям Е. И. Грицыной, сестры поэта, отец был прежде всего его учителем, но отношения между ними оставались достаточно сложными:

«Народовольческое прошлое Ивана Павловича несколько шокировало его сына, - свидетельствует в своих воспоминаниях В. Н. Петров. - Но какое-то сходство в стиле мышления у них, должно быть, все-таки было. Через много лет один из наших общих друзей рассказывал мне, как однажды, в его присутствии, Иван Павлович попросил у сына какую-нибудь книжку. Тот предложил ему „Аврору или зарю в утреннем восхождении“ Якова Беме. Вскоре старик вернул ему книгу, сказав, что не понял в ней ни Бе, ни Me. Так сострить мог бы и сам Хармс. Впрочем, у Даниила Ивановича была, как мне кажется, совершенно особенная и отдельная жизнь, и он держался несколько в стороне от своих родственников.» (Петров В. Н. Д. И. Хармс / Частное собрание, г. Ленинград)

Отметим, что религиозность Хармса, на наш взгляд, связана с последовательными православными воззрениями И. П. Ювачева, хотя имеет отнюдь не каноническую форму.

И. П. Ювачев опубликовал ряд религиозных трудов: «Между миром и монастырем» (1903), «Паломничество в Палестину к гробу Господню», «Тайны царства небесного» (1910), «Война и Вера» (1917) и др., которые А. А. Александров в безапелляционном предисловии к массовому изданию Хармса, не упоминая, характеризует как «постные рассуждения о тайнах царства небесного.» (Хармс Д. Полет в небеса. Л., 1989. С. 10)

Графолог становится одним из «говорящих» персонажей в рассказе «Власть» (1940).

«Один графолог, черезвычайно любящий водку, сидел в саду на скамейке и думал о том, как было бы хорошо прийти сейчас в большую просторную квартиру, в которой жила бы большая, милая семья с молоденькими дочерьми, играющими на рояле. Графолога бы встретили очень ласково, провели бы в столовую, посадили бы в кресло около камина и поставили бы перед ним маленький столик. А на столике бы стоял графин с водкой и тарелка с горячими мясными пирожками. Графолог бы сидел, и пил бы водку, закусывал ее горячими пирожками, а хорошенькие хозяйские дочери играли бы в соседней комнате на рояле и пели бы красивые арии из итальянских опер»

(ГПБ. Ф. 1232, ед. хр. 219, л. 28 об)

По рассказу И. В. Бахтерева среди знакомых Хармса был графолог по прозвищу Нонесма.

Ср. также в романе К. К. Вагинова «Труды и дни Свистонова»: «По вечерам Психачев подрабатывал в трактире в качестве графолога.» (Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. М., 1989. С. 330)

Александр Васильевич Туфанов (1877 - не ранее 1941) - поэт, «Председатель Земного Шара Зауми». Сын крестьянина Архангельской губернии. «Родился в эпоху расцвета Великого Новгорода в XV столетии во время разбойных походов невольников на ушкуях и во время переселения их в Заволочье на р. Сев. Двину», - писал он в автобиографии. (ИРЛИ. Ф. 172, ед. хр. 348)

В 1900 закончил Учительский институт. С 1905 г. занимался журналистикой, печатал театральные обзоры и судебную хронику в газете «Сын отечества». В 1913 - 17 гг. был редактором журнала «Обновление школы». В 1915 г. руководил литературной частью журнала «Северный гусляр», где печатал статьи и стихи. Печатаются также под псевдонимами «Sitentium» и «А. В. Беломорский» в журналах «Вершины», «Природа и люди», «Жизнь для всех», «Рудин», газетах «Современное слово», «Вечерняя копеечная газета». «Таганрогский вестник», «Сочинский листок».

В 1917 г. на собственные средства выпустил 1-й сборник стихотворений «Эолова арфа», в предисловии к которому провозгласил творческую независимость: «Да я - никто, а потому не должен. Моя душа - нигде, а потому я не должен». Стихи этой книги, проникнутые влиянием Бальмонта, Северянина и Малларме, вместе с тем явились важным этапом в создании Туфановым собственной теории творчества. Их музыкальность - как одна из необходимых черт поэзии («нам нужна музыкальная теория стиха») - была проявлением «текучести стиха» - важнейшей характеристики теории Туфанова. Развивая «научно-символически» идеи Хлебникова, он вырабатывает свою систему семантизации фонем, когда фонемы становятся «материалом искусства». Манифестом его теоретических воззрений стала выпущенная им книга «К зауми» (Л., 1924), в предисловии к которой он формулирует основные положения своей школы.

Видимо, именно в это время Хармс знакомится с Туфановым. Причиной для знакомства и сближения, с одной стороны, могло быть преклонение перед Хлебниковым (см. написанный Туфановым некролог Хлебникова: А. В. Т-в. Памяти Велимира Хлебникова / Новости 1922, 17 июня; и объявление о создании «Кружка памяти поэта Хлебникова» (Новости 1922, 24 июня)), а с другой, безусловно, важнейшая для Хармса идея консолидации «левых сил» в искусстве. К сожалению, встречи Хармса и Туфанова практически не документированы (нам неизвестно содержание «неразобранного» фонда Туфанова в ИРЛИ). Без сомнения, они встречались на чтениях в Союзе Поэтов, возможно, в ГИИСе.

В марте 1925 г. Туфанов создает «Орден Заумников DSO». «„Орден заумников“ в Ленинграде возник после моего выступления в Ленингр[адском] отделении Союза Поэтов в марте 1925 г., - писал он в письме к неизвестному собирателю материалов о литературных группировках 20-х годов. - […] DSO - значение заумное: при ослаблении вещественных преград /D/ лучевое устремление /S/ в века при расширенном восприятии пространства и времени /О/. В ядро группы входят трое: я, Хармс и Вигилянский: Хармс и Вигилянский - ученики, постоянно работающие в моей студии. Есть еще 6 человек, имеющих уклон к Зауми и занимающихся предварительной подготовкой. Затем в Ленинграде есть еще Терентьев, ученик Крученых, сейчас отошедший от нашей работы, работающий в театре и имеющий ученика Введенского (на подготовительной стадии). Терентьев считает меня „единственным теоретиком в Зауми“, таким образом, в Ленинграде заумников - 11 человек, и мои сообщения можно считать исчерпывающими.» (Частное собрание, г. Ленинград; подготовлено к печати Т. Л. Никольской и Ж.-Ф. Жаккаром в составе тома А. В. Туфанова «Ушкуйники» (в печати))

В этом же письме Туфанов писал о «соприкосновениях» «Ордена заумников DSO» с группой «Зорвед» (Зоркое ведание), возглавляющейся М. В. Матюшиным через художника Бориса Эндера и «Орденом ленинградских Имажинистов», во главе которого стоял Г. Б. Шмерельсон, через поэта Ивана Афанасьева-Соловьева (см. прим. 54). Теоретические положения декларации «Ордена заумников DSO» были опубликованы и прокомментированы Т. Л. Никольской. (Никольская Т. Л. Орден Заумников / Russian Literature. XXII (1987), No. 1. С. 85–96. В журнале статья неверно атрибутирована Сергею Сигову)

17 октября 1925 г. в Союзе поэтов прошел Вечер ленинградских заумников, где был оглашен «Манифест», в котором была определена методология теории Туфанова - «расширенное восприятие мира и непространственное восприятие времени», а заумники (и экспрессионисты) были названы единственно революционными в поэзии (см. текст в Приложении).

В декабре 1926 г. по предложению Хармса и Введенского, который вошел в «Орден Заумников DSO» летом 1925 г. название группы было заменено на «Фланг Левых», в январе 1927 г. принявшее окончательную форму «Левый фланг». Вскоре, однако, предположительно после ссоры между Введенским и Туфановым, он покидает «Левый фланг», сохранив за собой название и вернувшись к положению «Кружок - я сам», как он писал в 1924 г. в анкете Союза Поэтов. (ИРЛИ. Ф. 491)

В 1927 он выпускает третью и последнюю книгу «Ушкуйники (фрагменты поэмы)» и продолжает свои теоретические штудии.

В декабре 1931 г. Туфанова арестовывают по одному делу с Хармсом и весной 1932 г. ссылают в Новгород, который он, видимо, выбирает сам как место ссылки.

В 1933 г. его привлекают на допросы в местное НКВД в связи с «делом Новгородского музея» (см. воспоминания директора музея Н. Г. Порфиридова. «Новгород» (Л., 1987)). В Новгороде он заведует Историческим кабинетом в Педагогическом институте. В ноябре 1941 г. Туфанов исчез, дальнейшая судьба его неизвестна.

См. о нем: Никольская Т. Л. Указ. соч.

В этом году в серии «Berkeley Slavic Specialities» выйдет переиздание книги «Ушкуйники» с добавлением основной информации об авторе (статьи, биографические материалы), научно подготовленное Ж.-Ф. Жаккаром и Т. Л. Никольской.

Поль Александрович Марсель (наст. фам. Русаков. 1908–1973) - композитор, дирижер. Родился в Марселе в семье политэмигранта А. И. Русакова (Иоселевича). В 1919 г. вместе с семьей приехал в Петроград. В 1929-32 гг. учился на композиторском отделении ленинградской консерватории.

Первые самостоятельные музыкальные произведения относятся к 1924 г., вскоре ставшие очень популярными «Танго-Тампа» и «Бюстлинг». Публиковал песни и романсы на стихи С. А. Есенина («Отговорила роща золотая»), А. А. Блока («Гармоника»), Б. Л. Пастернака («До свидания»). Н. Я. Агнивцева («Винтик шпунтик»), М. А. Светлова («Гренада») и др. под псевдонимом Поль Марсель. Особую популярность получили его танго: «Игра любви», «Тайная любовь», «Танго» (из фильма «Петер») и др. Писал музыку к спектаклям.

Первая постановка - спектакль студентов III курса Государственного Института и Техникума Сценических Искусств мастерской С. Э. Радлова «Копилка» Л. Лябина, где главные роли исполняли Борис Чирков и Николай Черкасов.

В доме Русаковых на улице Желябова устраивались вечера музыки и поэзии. Отчасти из-за знакомства с Марселем, в поэзии Хармса возникает образ Музыканта:

Взяли фризовую шинель,

Прострочили кант,

Положили на панель,

Вот и вышел музыкант.

В 1928-29 гг. семья А. И. Русакова стала жертвой провокации ГПУ (см.: Флейшман Лазарь. Об одном загадочном стихотворении Даниила Xapмca / Stanford Slavic Studies vol. 1. Stanford, 1987. С. 256–257). Вскоре после этого Марсель стал музыкальным руководителем Театра Особой Дальневосточной Армии. В 1938 г. его семья была арестована. Мать и Эстер погибли в лагере. Марселя отправили в Вятлаг, где его как музыканта и дирижера привлекли к работе в «образцовом» Музыкально-Драматическом Театре Вятлага НКВД, художественным руководителем которого был Л. Лео, а директором - Б. Розин. Первая премьера П. Марселя - «Инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом» «Василий Теркин» (1943 г.), потом: «Программа „Марица“» (инструментовка Марселя) (1943), после этой постановки Марсель приказом нач. лагеря был назначен дирижером; «Запорожец за Дунаем» (20 августа 1944 г.), «Цыганский барон» (29 октября 1944 г.); он же был худ. руководителем постановки, «Свадьба в Малиновке» (7 ноября 1944 г.), «Где-то в Москве» В. Масса и М. Червинского (27 августа 1945 г.), «Травиата» (ноябрь 1945 г.).

В 1947 г. с минусом приехал в Воронеж, где до 1949 г. работал дирижером местного цирка. В 1949-56 г. - дирижер цирка г. Иванове. В октябре 1956 г. по окончательной реабилитации вернулся в Ленинград. 21 октября 1956 г. Д. Д. Шостакович пишет письмо председателю Ленгорисполкома Н. И. Смирнову с просьбой предоставить Марселю квартиру:

«Уважаемый Николай Иванович!

Предъявитель сего композитор Русаков П. А. решением Ленинградского Городского Суда полностью реабилитирован и возвращается к месту своего постоянного жительства в г. Ленинград.

Убедительно прошу Вас оказать ему всемерное содействие в получении жилплощади, учитывая, что до ареста он все время проживал в Ленинграде и в настоящее время назначается главным дирижером в Ленинградском цирке.

С глубоким уважением

Д. Шостакович»

(ЦГАЛИЛ. Ф. 211, ед. хр. 72, л. 2)

Аналогичные письма были написаны Н. И. Черкасовым и Ю. В. Толубеевым. Главным дирижером цирка Марсель был с 1956 по 1963 гг. В 1964-70 гг. он работал дирижером ансамбля «Цирк на сцене». Его архив хранится в ЦГАЛИЛ (Ф. 211).