(ЕГЭ по литературе). Как пейзажи в романе А. И. Гончарова «Обломов» помогают понять внутреннее состояние главного героя? (ЕГЭ по литературе) Примеры пейзажных зарисовок в обломове гончарова

План сочинения
1. Вступление. Своеобразие Гончарова-романиста.
2. Основная часть. Пейзаж и его функции.
— Основные функции пейзажа.
— Характер картин природы в «Сне Обломова».
— Соотнесение времен года и естественного ритма жизни.
— Мотив покоя.
— Психологическая функция пейзажа в «Сне Обломова».
— Символические природные детали в сценах романа Обломова и Ольги Ильинской.
— Любовь и открытие героями тайной жизни природы.
— Интуитивное прозрение героев.
— Осенние картины природы.
— Финал отношений героев и характерный пейзаж.
— Картины природы и их роль в жизни Штольца и Ольги.
— Финальный пейзаж романа.
3. Заключение. Роль пейзажа в романе.

Живописность стилевой манеры – характерная черта Гончарова-романиста. Его описания – портреты, интерьеры, пейзажи – подробны, обстоятельны, детализированны. И в этом стиль писателя близок стилю Н.В. Гоголя. Попробуем проанализировать пейзажи в романе И.А. Гончарова .
Функции пейзажа в произведении различны. Это и фон, на котором происходит действие, и характеристика душевного состояния героя, и своеобразное обрамление сюжетного хода, и создание особой атмосферы повествования.
Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей – психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Имение Обломова – это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью – она скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов. Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».
Времена года в этом краю соотнесены с крестьянским трудом, с естественным ритмом человеческой жизни. «По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами; потом он потянет опрокинутую вверх дном телегу… или осмотрит и ударит ногой праздно лежащую под навесом соху, готовясь к обычным трудам». Все в этом природном цикле разумно и гармонично. Зима «не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами…», в феврале же уже «чувствуется в воздухе мягкое веянье близкой весны». Но особенно чудесно в этом краю лето. «Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного – не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба».
Мир, покой, глубокая тишина лежат на полях, тихо и сонно в разбросанных неподалеку друг от друга деревеньках. В господском имении все погружаются в глубокий сон после разнообразного, обильного обеда. Жизнь течет лениво и неспешно. Та же тишина, спокойствие царят там и в человеческих нравах. Круг забот людей не выходит за рамки простой бытовой жизни и ее обрядов: крестин, именин, свадеб, похорон. Счет времени в Обломовке идет «по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям». Край там «благодатный»: обломовцам не нужно много трудиться, труд они сносят «как наказание».
Вот в этом краю и прошло детство героя, здесь в долгие зимние вечера он слушал сказки няни, былины, страшные истории. В этой атмосфере неспешного течения жизни сформировался его характер. Маленький Илюша любит природу: ему хочется побежать в луга или на дно оврага, поиграть с мальчишками в снежки. Он любопытен и наблюдателен: замечает, что тень в десять раз больше самого Антипа, а тень его лошади накрыла собой весь луг. Хочется ребенку исследовать окружающий мир, «броситься и переделать все самому», но родители холят и лелеют его, «как экзотический цветок в теплице». Так ищущие проявления силы обращаются внутрь, никнут и увядают. И постепенно герой впитывает этот неспешный ритм жизни, ее лениво-размеренную атмосферу. И постепенно становится он тем Обломовым, которого мы видим в Петербурге. Однако не стоит думать, что эта фраза несет лишь негативный смысловой оттенок. И «голубиная нежность» Обломова, и нравственные идеалы его – все это также было сформировано той же самой жизнью. Таким образом, пейзаж здесь имеет психологическую функцию: он является одной из составляющих, формирующих характер героя.
В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе. И еще Обломов невольно просит прощения за вырвавшееся у него признание, приписывая свои чувства действию музыки. Ольга расстроена и обескуражена. Она роняет ветку сирени на землю. Илья Ильич же поднимает ее и на следующее свидание (на обед к Ильинским) приходит с этой веткой. Далее они встречаются в парке, и Обломов замечает, что Ольга вышивает все ту же сиреневую ветку. Потом они разговаривают, и в душе Ильи появляется надежда на счастье. Он признается Ольге в том, что «цвет жизни опал». И она вновь срывает ветку сирени и подает ему, обозначая ею «цвет жизни» и свою досаду. В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. И сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа. «Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».
Любовь обостряет все чувства героев. И Илья Ильич, и Ольга становятся особенно чуткими к природным явлениям, жизнь открывается им своими новыми, неизведанными сторонами. Так, Обломов замечает, что, несмотря на внешнюю тишину и покой, в природе все кипит, движется, суетится. «Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся… Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую. Вот две бабочки, вертясь около друг друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск…». Точно так же и Ольга открывает для себя доселе не замеченную тайную жизнь природы. «В лесу те же деревья, но в шуме их появился особенный смысл: между ними и ею воцарилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание».
Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает чувства Ильи с природными явлениями. «Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес? <…> Должно быть, он поужинал или полежал на спине, и поэтическое настроение уступило место каким-то ужасам. Часто случается заснуть летом в тихий, безоблачный вечер, с мерцающими звездами, и думать, как завтра будет хорошо поле при утренних светлых красках! Как весело углубиться в чащу леса и прятаться от жара!.. И вдруг просыпаешься от стука дождя, от серых печальных облаков; холодно, сыро…» Переживания Обломова, быть может, и надуманны, он по-прежнему любит Ольгу, однако подсознательно начинает осознавать невозможность этого союза, предвидеть конец отношений. И то же самое начинает понимать Ольга своей безошибочной женской интуицией. Она замечает, что «сирени… отошли, пропали!». Любовь заканчивается вместе с летней порой.
Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа. Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе. Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.
В финале романа автор рисует картины южной природы, изображая жизнь Ольги и Штольца в Крыму. Эти пейзажи углубляют характер героев, вместе с тем даны в контрастном сопоставлении со «Сном Обломова» в романе. Если зарисовки природы в «Сне Обломова» были подробны, и местами поэтичны, автор будто бы с удовольствием останавливался на характерных явлениях, деталях, то в финале Гончаров ограничивается лишь описанием впечатлений героев. «Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой природы. Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море – все будило их чувство… Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак теплой, звездной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..». Мы видим чуткость этих героев к красоте природы, однако является ли их жизнь идеалом писателя? Автор уходит от открытого ответа.
Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».
Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.


Пейзажи в романе А. И. Гончарова "Обломов" имеют особую роль в сюжете. Природа отражает состояние Ильи Ильича Обломова и окружающей атмосферы.

Так, в эпизоде сна главного героя читатель попадает в мир безмятежности. В Обломовке нет хлопот и шума. Это особое состояние жизни деревни отражается и на природе. Автор называет Обломовку благословенным богом уголком, где всё в природе предсказуемо, жизнь идёт размерено, никогда не происходит неожиданных смен погоды или "страшных бурь", "разрушений", "небесных знамений", "шаров огненных", "внезапной темноты".

Безмятежные картины природы оберегают мир и спокойствие обитателей Обломовки. Пейзажи лишены романтичности и грандиозности: " Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности." Это самая обычная деревня с характерной для России погодой, характерными пейзажами: " Там надо искать свежего, сухого воздуха, наполненного - не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи..." Обитатели Облломовки живут в своём сонном мире. Илья с детства находился под влиянием скудной природы и прекрасных, добрых, но чрезмерно заботливых родителей. Это, а также характер героя сформировали у Обломова ленивый, размеренный образ жизни. Таким образом, в Обломовке всегда царили тишина и невозмутимое спокойствие, что отражалось на главном герое.

Важное значение пейзажи имеют и во взаимоотношениях Ольги Ильмнской с Ильёй Обломовым. Во время первых свиданий этих героев именно ветка сирени объединила их, став символом любви. В разгар лета чувства Ольги и Ильи становятся крепче. Любовь меняет героев, они начинают замечать пение птиц, запахи цветов. Когда же Обломов сомневается в чувствах Ольги, пейзажи меняются с ярких и красочных на серые и унылые, даже сирень отцветает. Осенью герои ещё больше отдаляются друг от друга. Природа погружается в спячку, выпадает снег, засыпая хлопьями счастье Ильи Ильича, погружая героя в его обычное сонливое состояние. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова начинается весной и заканчивается зимой. Смена времён года символизирует изменения во взаимоотношениях героев.

Не менее важное значение оказывает пейзаж в новой любви главного героя. Взаимоотношения Агафьи Матвеевны и Ильи Обломова не были нежными и утонченными, как прошлая привязанность главного героя. Пейзажи появляются в повествовании значительно реже. Природа здесь показывается скучной, неживописной, герои даже не чувствуют смены времён года, которые проходят одинаково вяло и скучно. Пение птиц, благоухание цветов вовсе не описываются. Если в доме Агафьи и Ильи упоминается о животных или растениях, то лишь с точки зрения еды. Такое приземлённое описание природы на бытовом уровне говорит об отсутствии нежной привязанности героев друг к другу. Их волнуют лишь домашние заботы.

В финале романа А. И. Гончаров описывает пейзаж сельского кладбища, на котором похоронен Илья Ильич Обломов. На могиле главного героя растёт сирень, посаженная Андреем Штольцем в знак дружбы. Растение пахнёт полынью- запахом лета в Обломовке, которая является раем для Ильи Обломова.

Таким образом, мы видим все чувства и эмоции Обломова через состояние природы в самые важные моменты его жизни, поэтому пейзажи имеют ключевое значение в романе.

Обновлено: 2017-11-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.

Природа Обломовки

Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.

Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.

Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.

Четыре поры любви

Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.

Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.

Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.

Заключение

Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.

Тест по произведению

Функции пейзажа в произведении различны. Это и фон, на котором происходит действие, и характеристика душевного состояния героя, и своеобразное обрамление сюжетного хода, и создание особой атмосферы повествования.

Первый пейзаж предстает перед нами в «Сне Обломова». Картины природы здесь даны в духе поэтической идиллии. Основная функция этих пейзажей - психологическая, мы узнаем, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошло его детство. Имение Обломова - это «благословенный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа там не поражает нас роскошью и вычурностью - она скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов. Небо там жмется «ближе… к земле…, как родительская надежная кровля», «солнце… ярко и жарко светит около полугода…», река бежит «весело»: то «разольется в широкий пруд, то «стремится быстрой нитью», то едва «ползет по камешкам». Звезды там «приветливо» и «дружески» мигают с небес, дождь «хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека», грозы «не страшны, а только благотворны».

Времена года в этом краю соотнесены с крестьянским трудом, с естественным ритмом человеческой жизни. «По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами; потом он потянет опрокинутую вверх дном телегу… или осмотрит и ударит ногой праздно лежащую под навесом соху, готовясь к обычным трудам». Все в этом природном цикле разумно и гармонично. Зима «не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами…», в феврале же уже «чувствуется в воздухе мягкое веянье близкой весны». Но особенно чудесно в этом краю лето. «Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного - не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба».

Мир, покой, глубокая тишина лежат на полях, тихо и сонно в разбросанных неподалеку друг от друга деревеньках. В господском имении все погружаются в глубокий сон после разнообразного, обильного обеда. Жизнь течет лениво и неспешно. Та же тишина, спокойствие царят там и в человеческих нравах. Круг забот людей не выходит за рамки простой бытовой жизни и ее обрядов: крестин, именин, свадеб, похорон. Счет времени в Обломовке идет «по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям». Край там «благодатный»: обломовцам не нужно много трудиться, труд они сносят «как наказание».

Вот в этом краю и прошло детство героя, здесь в долгие зимние вечера он слушал сказки няни, былины, страшные истории. В этой атмосфере неспешного течения жизни сформировался его характер. Маленький Илюша любит природу: ему хочется побежать в луга или на дно оврага, поиграть с мальчишками в снежки. Он любопытен и наблюдателен: замечает, что тень в десять раз больше самого Антипа, а тень его лошади накрыла собой весь луг. Хочется ребенку исследовать окружающий мир, «броситься и переделать все самому», но родители холят и лелеют его, «как экзотический цветок в теплице». Так ищущие проявления силы обращаются внутрь, никнут и увядают. И постепенно герой впитывает этот неспешный ритм жизни, ее лениво-размеренную атмосферу. И постепенно становится он тем Обломовым, которого мы видим в Петербурге. Однако не стоит думать, что эта фраза несет лишь негативный смысловой оттенок. И «голубиная нежность» Обломова, и нравственные идеалы его - все это также было сформировано той же самой жизнью. Таким образом, пейзаж здесь имеет психологическую функцию: он является одной из составляющих, формирующих характер героя.

В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. Вот они встречаются на дорожке. Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. А он в ответ замечает, что больше любит ландыши, так как они ближе к природе. И еще Обломов невольно просит прощения за вырвавшееся у него признание, приписывая свои чувства действию музыки. Ольга расстроена и обескуражена. Она роняет ветку сирени на землю. Илья Ильич же поднимает ее и на следующее свидание (на обед к Ильинским) приходит с этой веткой. Далее они встречаются в парке, и Обломов замечает, что Ольга вышивает все ту же сиреневую ветку. Потом они разговаривают, и в душе Ильи появляется надежда на счастье. Он признается Ольге в том, что «цвет жизни опал». И она вновь срывает ветку сирени и подает ему, обозначая ею «цвет жизни» и свою досаду. В отношениях их появляется доверие, понимание - Обломов счастлив. И Гончаров сравнивает его состояние с впечатлением человека от вечернего пейзажа. «Обломов был в том состоянии, когда человек только что проводил глазами закатившееся летнее солнце и наслаждается его румяными следами, не отрывая взгляда от зари, не оборачиваясь назад, откуда выходит ночь, думая только о возвращении на завтра тепла и света».

Любовь обостряет все чувства героев. И Илья Ильич, и Ольга становятся особенно чуткими к природным явлениям, жизнь открывается им своими новыми, неизведанными сторонами. Так, Обломов замечает, что, несмотря на внешнюю тишину и покой, в природе все кипит, движется, суетится. «Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся… Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую. Вот две бабочки, вертясь около друг друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск…». Точно так же и Ольга открывает для себя доселе не замеченную тайную жизнь природы. «В лесу те же деревья, но в шуме их появился особенный смысл: между ними и ею воцарилось живое согласие. Птицы не просто трещат и щебечут, а все что-то говорят между собой; и все говорит вокруг, все отвечает ее настроению; цветок распускается, и она слышит будто его дыхание».

Когда Обломова начинают посещать сомнения в истинности чувств Ольги, то этот роман кажется ему чудовищной ошибкой. И опять писатель сравнивает чувства Ильи с природными явлениями. «Какой ветер вдруг подул на Обломова? Какие облака нанес? <…> Должно быть, он поужинал или полежал на спине, и поэтическое настроение уступило место каким-то ужасам. Часто случается заснуть летом в тихий, безоблачный вечер, с мерцающими звездами, и думать, как завтра будет хорошо поле при утренних светлых красках! Как весело углубиться в чащу леса и прятаться от жара!.. И вдруг просыпаешься от стука дождя, от серых печальных облаков; холодно, сыро…» Переживания Обломова, быть может, и надуманны, он по-прежнему любит Ольгу, однако подсознательно начинает осознавать невозможность этого союза, предвидеть конец отношений. И то же самое начинает понимать Ольга своей безошибочной женской интуицией. Она замечает, что «сирени… отошли, пропали!». Любовь заканчивается вместе с летней порой.

Осенние картины природы нагнетают атмосферу отдаления героев друг от друга. Они уже не могут так свободно встречаться в лесу или парках. И здесь мы отметим сюжетообразующее значение пейзажа. Вот один из осенних пейзажей: «Листья облетели, видно все насквозь; вороны на деревьях кричат так неприятно…». Обломов предлагает Ольге не торопиться с объявлением известия о свадьбе. Когда же он окончательно расстается с ней, то выпадает снег и густым слоем покрывает забор, плетень, гряды на огороде. «Снег валил хлопьями и густо устилал землю». Пейзаж этот также символичен. Снег здесь как будто погребает возможное счастье героя.

В финале романа автор рисует картины южной природы, изображая жизнь Ольги и Штольца в Крыму. Эти пейзажи углубляют характер героев, вместе с тем даны в контрастном сопоставлении со «Сном Обломова» в романе. Если зарисовки природы в «Сне Обломова» были подробны, и местами поэтичны, автор будто бы с удовольствием останавливался на характерных явлениях, деталях, то в финале Гончаров ограничивается лишь описанием впечатлений героев. «Часто погружались они в безмолвное удивление перед вечно новой и блещущей красотой природы. Их чуткие души не могли привыкнуть к этой красоте: земля, небо, море - все будило их чувство… Не встречали они равнодушно утра; не могли тупо погрузиться в сумрак теплой, звездной, южной ночи. Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..». Мы видим чуткость этих героев к красоте природы, однако является ли их жизнь идеалом писателя? Автор уходит от открытого ответа.

Прост и скромен пейзаж, рисующий картину местного кладбища в финале романа. Здесь вновь возникает мотив сиреневой ветки, который сопровождал героя в кульминационные моменты его жизни. «Что стало с Обломовым? Где он? Где? - На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

Таким образом, картины природы в романе живописны и разнообразны. Посредством их автор передает свое отношение к жизни, любви, раскрывает внутренний мир и настроение персонажей.

Илья Ильич Обломов - один из самых спорных литературных героев. Современники Гончарова тотчас же после выхода романа заклеймили главного героя, как закоренелого ленивца и сугубо негативного персонажа. Однако с течением времени, взгляд на него изменился, хотя полное переосмысление образа Обломова еще впереди.

Во всех житейских перипетиях, которые встречаются на его пути, Обломов занимает пассивную сторону. Он уходит, отворачивается от реальности. Ото всех бытовых радостей и страхов, дел и новостей, он предпочитает окунуться в мечты, фантазии и… сон. Сон Обломова - это тот лучший, идеальный (для Обломова) мир, в который он стремится попасть.

Описательно сон Обломова представляет собой его прошлое, детство. Через сон нам показывается дом - Обломовка, юные годы героя, его семья и окружение. Отец - Илья Иваныч, помещик, человек добрый, даже добродушный. Мать - любящая и ласковая, заботливая хозяйка. Многочисленные тетки и дядьки, гости и дальние родственники, которые наполняют дом.

Все, без исключения, люди в Обломовке просты и добры, не страдают болезнями души, не волнуются вопросами смысла жизни. Все, живущие в этом «благословенном краю» интересуются только собой и своими интересами. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех».

Природа - особо упоительна в том краю. Она полностью соответствует образу жизни людей Обломовки. Лето жарко и душно, наполнено ароматом полыни, зима сурова и морозна, но предсказуема и постоянна. В должный срок наступает весна, идут щедрые теплые дожди, грозы в одно и то же время... Все в Обломовке понятно, просто и как-то душевно. Даже «небо ближе жмется к земле, чтоб обнять ее покрепче, с любовью». Каким же может быть характер, взращённый в таком райском уголке?

(Маленький Илюша с няней в ярких снах взрослого Обломова )

Чтобы понять человека - узнай, о чем он мечтает и что ему снится. В этом смысле сон Обломова ярко и исчерпывающе дает нам возможность познакомиться с героем. Можно долго спорить - хороша ли, правильна ли была жизнь Обломова, но одно остается неизменным. Его душа. «Чистая, как хрусталь, душа» - так вспоминают его все, кто имел возможность заглянуть в сердце и душу Обломова. Штольц, Ольга, Агафья Матвеевна, Захар - до конца жизни они хранят светлую память о своем друге. Так может ли сугубо отрицательный персонаж вызывать такие чувства в разных, не похожих друг на друга, людях?

Плоха ли жизнь, показанная нам во сне Обломова? Кому-то она покажется примитивной и скучной, кто-то посчитает ее идеалом мирного существования и бытия. Большинство людей, возможно, склонится к первой категории. Даже автор, кажется, благоволит более к другой, «деятельной и наполненной жизни», к такой, которая представлена нам Штольцем.

«Настанет время, и раздадутся бодрые шаги.. - это тысячи Штольцев появятся под русскими именами, уйдет старая Обломовка». Но вот наступило, сбылось предсказание Гончарова и пришло то время, когда все стали предпринимателями и бизнесменами. Но люди все также ищут смысла жизни, все также недовольны они тем, что дает им судьба. Только теперь не обломовы ждут штольцев, а штольцы ищут добрых, искренних обломовых. Когда же, наконец, они встретятся? Когда смогут объединить свои силы и способности, чтобы создать не сон, а настоящую, реальную, благотворную жизнь?

Сон Обломова - это не идеал, не совершенство жизни, не цель бытия, к которой нужно стремиться. Однако и отрицать ее, выкидывать за ненадобностью не нужно.