Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах. Становление советской школы игры на духовых инструментах

Многие родители буквально помешаны на том, чтобы обучать своих детей музыке. Однако не у всех это получается легко и органично. Нередко сложности начинаются уже в момент выбора музыкального инструмента.

Скрипка представляется родителям лучшим вариантом. Легкая, доступная по цене (не Страдивари же, в самом деле), много места не занимает – чудо. Вот только на скрипку берут лишь тех, у кого . То есть далеко не всех.

На втором месте по популярности, безусловно, стоит фортепьяно. Устроиться на фортепьяно еще тоже надо уметь, да и сам инструмент не всем по зубам с материальной и пространственной точки зрения: уж больно он большой и дорогой. Тех детей, кого не взяли ни на скрипку, ни на фортепьяно, родители часто устраивают в группы духовых инструментов. И совершенно на думают о том, что игра на духовых инструментов показана далеко не всем по чисто медицинским показаниям.

Духовые музыкальные инструменты разделяются на деревянные, например, флейта, гобой, кларнет, фагот, и медные — труба, валторна, тромбон, туба. Чтобы извлечь звук, необходимы определенные усилия, к тому же некоторые инструменты достаточно тяжелы, вот почему учиться играть на них могут только здоровые дети.

С каких лет детям можно учиться игре на духовых музыкальных инструментах? Во многом это зависит от выбора инструмента. Так, на флейте ребенка можно обучать с 9-летнего возраста, на гобое — с 10 лет, на кларнете с 10-11. Причем для начального периода обучения следует приобретать кларнет в строе ми-бемоль (или es) — самый маленький по размерам. С 11-12 лет начинают учиться играть на трубе, с 12-13 лет — на валторне, с 14 — на фаготе, тромбоне и тубе. Разумеется, к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом его физического развития, выносливости, состояния здоровья.

Наибольшее напряжение во время игры на духовых инструментах испытывают легкие. Ведь глубокий вдох перед вдуванием воздуха в инструмент вызывает сильное растяжение легочной ткани (эластичных волокон легочных пузырьков альвеол). После перенесенного рахита 2 и 3 степени, после неоднократных заболеваний воспалением легких эластичность легочной ткани обычно понижается. В таких случаях игра на духовых инструментах может вызвать необратимые изменения легочной ткани — разрыв стенок альвеол, эмфизему легких.

При извлечении музыкального звука сильно напрягается брюшной пресс, повышается внутрибрюшное давление. Поэтому детям и подросткам, у которых врачи обнаруживают грыжи (белой линии живота, паховую, пахово-мошоночную), расхождение мышц передней брюшной стенки, играть на духовых инструментах не разрешается. Категорически запрещается это при каких-либо хронических заболеваниях органов дыхания, сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта.

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.

1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.

2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.

Итак сделаем вывод: - на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта , - легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.

И опять встает ребром вопрос о правильности формирования грудо-брюшного дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.

Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.

Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.

В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.

Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.

В нашей вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. (8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, - обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.

Список используемой литературы

1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.

2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.

3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркелова Нина Геннадьевна

преподаватель духовых инструментов высшей квалификационной категории

МБОУДОД «ДШИ №6»

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.

Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.

Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.

1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.

2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.

Итак сделаем вывод: - на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.

Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта , - легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.

И опять встает ребром вопрос о правильности формирования грудо-брюшного дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.

В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.

Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.

Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.

Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.

В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.

Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.

Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.

В нашей вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. (8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека

Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.

Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, - обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.

Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.

Список используемой литературы

1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.

2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.

3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.


Департамент образования г. Москвы

Северо-Восточное Окружное Управление Образования

ГБОУ Многопрофильная школа 1220

Корпус дополнительного образования (ДО №9)

Направление художественное

Комплексная образовательная программа объединения

«Детский духовой оркестр им.Г.М.Чертока»

Возраст детей 7 - 18 лет

Срок реализации - 12 лет

Педагоги дополнительного образования:

Дошлов Михаил Рудольфович - музыкальный

руководитель (дирижер)

Класс трубы, ударные инструменты

Класс деревянных духовых инструментов:

Ильченко Сергей Николаевич - класс кларнета, флейты

Класс медных духовых инструментов:

Кулик Александр Олегович - класс тромбона, валторы

Лисунов Владимир Владимирович - класс тубы, тенора, баритона

Москва 2016

Комплексная образовательная программа объединения

«Детский духовой оркестр им.Г.М.Чертока»

Возраст детей 7 - 18 лет

Срок реализации - 12 лет

Пояснительная записка

Музыка в исполнении духового оркестра является одним из самых массовых, любимых жанров музыкального искусства. Самодеятельные и профессиональные оркестры с давних времен сопровождают быт россиян. Придворные, военные и гражданские духовые оркестры являлись непременными участниками массовых государственных и общественных мероприятий. Духовой оркестр и в наши дни остается атрибутом воинской славы, своеобразной страницей в военной истории, а наши военные марши остаются самыми красивыми проявлениями патриотических чувств россиян, русского народа: красивыми в плане богатства мелодизма и аранжировок, красивыми в плане искренности и необыкновенной гордости чувств, заложенных в архитектонику общего звучания, красивыми по стилю исполнения.

Духовой оркестр им. Г.М. Чертока ЦРТДиЮ «Останкино» - стабильный коллектив, широко известный и популярный не только в районе Останкино и городе Москве, но и в других регионах России и ближнего зарубежья. Оркестр гордится своими воспитанниками - профессиональными музыкантами:

Валерий Березин - Доктор искусствоведения,Профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Вадим Шарапов - солист Московской государственной академической филармонии,ансамбля имени Игоря Моисеева.
Михаил Титов - заслуженный работник культуры РФ,преподаватель военно-дирижёрского факультета Военного университета МО РФ.
Сергей Мазаев - музыкант,актёр, руководитель и солист группы "Моральный кодекс".
Владимир Карпов - артист оркестра под управлением Г.Рождественского.
Владислав Мартынов - артист оркестра Большого театра.

Наши воспитанники успешно служат в военных оркестрах и профессиональных музыкальных коллективах города Москвы.

Хотя в задачу объединения не входит подготовка детей для поступления в музыкальные учебные заведения, очень многие ребята поступают учиться и связывают свою дальнейшую жизнь с музыкой.

С 1988 г. коллектив носит почетное звание «образцовый детский коллектив». Он является лауреатом различных конкурсов и фестивалей.

В коллективе работают квалифицированные педагоги по инструментам: деревянные духовые, медные духовые, ударные и по сольфеджио. Выбор инструмента осуществляется исходя из желания ребёнка играть на каком-либо инструменте и, обязательно, из его физиологических возможностей.

Образовательная программа адаптирована для её восприятия детьми младшего, среднего и старшего возраста, рассчитана на двенадцать лет обучения. Весь курс условно поделён на три ступени. Каждый год обучения представляет собой определённую ступень развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей обучающихся. В тоже самое время, каждая ступень является самостоятельной, логически завершённой стадии обучения, воспитания и развития детей. Полученные на первом году обучения знания, умения и навыки закрепляются на втором,третьем и в дальнейшем совершенствуются в последующих годах.

Конкурсного отбора при приеме детей нет, существует обязательное собеседование с каждым кандидатом в оркестр, где педагоги определяют его стартовые возможности (слух, чувство ритма, дыхание и т. д.) Главным критерием приема в коллектив является желание ребенка овладеть игрой на духовом инструменте.

Актуальность программы

Мы живём в век информационных, компьютерных технологий, когда естественное исполнение музыки заменяется электроникой. Ребёнок становится изолированным от «живого» звучания музыки. Если раньше мы могли слышать духовые оркестры в парках, на праздниках и демонстрациях, то сейчас духовой оркестр скорее редкость. Занятия по программе «Духовой оркестр» даёт ребёнку возможность попробовать свои силы на любом духовом инструменте, познакомиться с произведениями мировой классики, почувствовать себя настоящим артистом.

Другая проблема современного общества - разобщенность людей. Многие дети не умеют общаться, заводить друзей. Придя в оркестр, ребёнок попадает в дружелюбно настроенный коллектив педагогов и воспитанников. В оркестре старшие воспитанники всегда помогут по товарищески начинающему музыканту в овладении инструментом. Совместные выступления, поездки на фестивали, регулярные занятия в оркестре сплачивают ребят на долгие годы.

Цель программы:

Привлечение детей к музыкальному искусству через практическое музицирование в самодеятельном оркестре.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать формированию и развитию специальных умений и навыков (постановка амбушюра, звукоизвлечение, интонирование, чувство ритма).
  2. Способствовать запоминанию музыкальной терминологии.
  3. Развитие познавательного интереса к занятиям на музыкальном инструменте.
  4. Отработать исполнительское мастерство каждого члена духового оркестра, исполнять музыкальные произведения на хорошем самодеятельном уровне. Подготовка участников коллектива к совместной коллективной деятельности.
  5. Приобщить детей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи учащихся.
  2. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать.
  3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащегося к музыке.
  4. Способствовать овладению учащихся всеми видами памяти.
  5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических качеств личности.
  2. Воспитать навыки взаимодействия в коллективе.

Особенности программы

  1. Программа состоит из трёх ступеней:

Первая ступень: Ознакомительная.

Вторая ступень: Базовый уровень.

Третья ступень: Углублённая.

  1. Обучающийся имеет возможность перейти с «подготовительного инструмента» на более сложный «родственный» инструмент. Например: блок-флейта - кларнет - саксофон, альт - тенор - баритон - тромбон, альт - труба, тенор - туба, альт - валторна.
  2. Учебно-тематический план составлен по ступеням. Педагог самостоятельно определяет темы для конкретного года обучения.
  3. Переход обучающегося с одной ступени на другую определяется на педагогическом совете объединения.
  4. Педагоги применяют единые способы и принципы работы на всех духовых инструментах.
  5. Дети, имеющие навыки игры на музыкальных инструментах могут включиться в образовательный процесс любой ступени обучения.
  6. Одним из принципов развития коллектива является ротация (обновление коллектива новыми обучающимися).
  7. В оркестровую группу объединения привлекаются дети разных возрастов и годов обучения, показавшие, хорошие результаты в обучении.
  8. Допускается такая форма занятий, как группа со смешанным составом участников. На них более опытные воспитанники занимаются совместно с начинающими. Оркестровые (ансамблевые) партии для таких занятий подбираются с различными уровнями сложности. Это позволяет изменять состав группы.

Особенности возрастных групп

Исполнительство на духовых инструментах - это сложная психофизиологическая деятельность, требующая специальной музыкальной одаренности и, кроме того, предполагающая наличие крепкого здоровья и определенного телосложения. Практика показывает, что занятия на инструментах духового оркестра можно начинать в возрасте 10-12 лет, ибо, чем моложе ученик, тем более он восприимчив к обучению. Именно в этом возрасте становиться очевидной перспектива физического формирования человека. Однако начать обучение игре на духовом инструменте можно и раньше.

Детям 7 - 8 лет мы предлагаем освоить самый простой инструмент - блок-флейту. Этот инструмент не требует больших физических затрат, ученик получает основные навыки игры на духовых инструментах, знакомится с музыкальной грамотой. В этом возрасте происходит переход от игровой формы обучения к учебному процессу. На первый план выдвигается результат учебной деятельности - оценка. Поэтому мы стараемся всячески поощрить первые успехи ребёнка (похвала). К тому же надо учесть, что ребёнок уже ходит в школу, и что бы занятия сильно не утомляли, мы учим его играть мелодии, которые ему знакомы. Детям нравятся мелодии из мультфильмов, популярная, народная музыка.

В возрасте 9 - 11 лет ребёнку предлагается освоить новый инструмент - кларнет, корнет, альт, тенор. Это инструменты, входящие в состав духового оркестра. Занятия становятся более продолжительными по времени. Ребята увлекаются новым материалом - несложные пьесы и оркестровые партии.

Возраст 12-14 лет. Становятся очевидны физиологические возможности ребёнка. В этом возрасте происходит переход на более сложные инструменты - труба, валторна, тромбон, туба, саксофон. В психологическом развитии - это сложный период в обучении. У подростков наступает переходный возраст, или возраст бунта, как его называют психологи. Идёт активный поиск своих ценностей, критичное отношение к взрослым. В этот период у детей может возникнуть желание бросить обучение, возникнуть новые интересы. Здесь пример педагога, увлечённого своей профессией - музыканта, а так же обладающего твёрдым характером и опытом может оказать сильное влияние на учеников. Важен так же психологический климат в коллективе, как правило, ребята находят себе друзей с общими интересами, среди которых любовь к музыке и они продолжают свои занятия на инструменте.

Возраст 15-18 лет. Подросток встаёт перед выбором своего дальнейшего жизненного пути.

Некоторые ребята, выбравшие музыку своей профессией, поступают в музыкальный колледж, а некоторые учатся по другим специальностям, при этом они продолжают посещать занятия, в основном, общие репетиции оркестра. Как правило, они серьёзнее относятся к занятиям, помогают новичкам, являются для них примером.

Сводная репетиция оркестра проходит в воскресенье, так как в этот день дети могут совместить отдых с любимым занятием, пообщаться со сверстниками.

Методическое обоснование

Квалифицированное руководство со стороны педагогов придает процессу обучения системный, научно обоснованный характер и способствует развитию творческой активности, художественных способностей детей.

Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности. К ним можно отнести подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, а так же разнообразие форм урочной деятельности, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.

В значительной степени интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных впечатлений. В практике педагогов оркестра - оказание содействия в ознакомлении подростков с хорошей музыкой, прослушивание аудиозаписей, посещение концертов, спектаклей, художественных выставок, способствующих расширению кругозора.

Очень важно создать на занятиях доброжелательный психологический климат. Приветствуется взаимопомощь и поддержка старших воспитанников. В практике работы всячески поощрять концертные выступления детей, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя.

Обучение игре на разных духовых инструментах строится педагогами на соблюдении принципов посильности, прочности овладения музыкальными навыками и осознанности действий. Выработанные всеми участниками педагогического процесса совместные технологии и межпредметные связи помогают успешно решать задачи обучения. Педагогический процесс организуется таким образом, что он совмещает получение теоретических музыкальных знаний и практических навыков и подготовки к игре в оркестре.

Начальное музыкальное обучение облегчено (первый год обучения) и усложняется по мере накопления знаний и роста мастерства исполнения, и к третьему году обучения ребята осваивают инструмент и овладевают навыками игры в оркестре. За всем этим стоит кропотливый труд педагогов по формированию музыканта. Это большая индивидуальная работа и строгий контроль над выполнением заданий педагогов.

При изучении оркестровых партий подбираются этюды и упражнения. Очень важно, чтобы они были яркими, сочными, соответствующими исполнению на данном музыкальном инструменте. Чаще всего на первой ступени обучения, когда ребенку трудно по физическим данным освоить выбранный им духовой инструмент, педагог предлагает ребенку освоить вначале более податливый медный духовой инструмент - альт, или у деревянных духовых — это блок флейта. На альте уже через 4 месяца ребенок может играть в оркестре, исполнять несложные партии в маршах. Параллельно он осваивает технику игры на выбранном инструменте.

Для развития музыкальных задатков детей, их гармонического слуха на занятиях по специальности присутствует фортепиано. В группах собираются дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки (особенно это проявляется в первый год обучения), поэтому одно и то же упражнение выполняется разными детьми за разные промежутки времени, что влияет на перевод ребенка в оркестр.

Индивидуальные занятия направлены на развитие детей, на подготовку более слабых, подтягивание отстающих, гармонизацию группы в целом.

Описание основных способов и форм работы.

Курс обучения - 12 лет.

Первая ступень обучения.

Срок обучения - 3 года.

1-й год обучения - занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут.

2, 3 год обучения - занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут.

Со второго года обучение объединяем обучающихся в ансамбль блок флейт. Занятия проходят в группе по 3, 4 человека 1 раз в неделю по 45 мин.

С 3-го года обучения учащиеся, показавшие хорошие результаты в обучении, а так же дети, обучавшиеся ранее игре на духовых инструментах, могут объединяться в группу и привлекаться на сводную оркестровую репетицию.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Вторая ступень обучения.

Срок обучения - 5 лет.

Третья ступень обучения.

Срок обучения - 4 года.

Занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю по 30-45 минут, а так же в ансамблевых группах 2 раза в неделю по 2 часа.

На занятиях практикуются различные формы обучения:

  • индивидуальные занятия
  • занятия по группам инструментов
  • группа со смешанным составом участников
  • занятия с аккомпаниатором
  • ансамбли
  • оркестровая репетиция
  • работа с фонотекой
  • анализ аудио и видеозаписей

Занятия строятся по определённому плану:

Занятия по группам инструментов:

  1. Приветствие, составление плана занятия.
  2. Проигрывание выдержанных звуков, разминок.
  3. Небольшой перерыв в игре, беседа по теории музыки.
  4. Гаммы и арпеджио в разных штрихах.
  5. Небольшой перерыв в игре, беседа о художественном материале, композиторах, жанрах музыки, стилях, музыкальной форме.
  6. Работа над художественным материалом (разбор и проигрывание пьес, концертов, ансамблей).

Оркестровая репетиция:

  1. Приветствие, составление плана занятий.
  2. Настройка оркестра.
  3. Проигрывание коллективных упражнений.
  4. Разучивание или усовершенствование музыкальных произведений.
  5. Чтение нот с листа.
  6. Подведение итогов репетиции.

Описание основных методов работы.

  • Словесный (разговор, беседа, объяснение).
  • Наглядный (педагог исполняет фрагменты произведений, оркестровые партии, играет в оркестре вместе с учениками).
  • Практические (упражнения на инструменте).
  • Аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).

Формы контроля

  • Мониторинг. Занимаясь с ребёнком, педагог определяет для себя его стартовый уровень и составляет определенный план занятий на месяц, полугодие. Основные критерии наблюдения: внимание, музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, самостоятельность, дисциплина.
  • Выполнение самостоятельных заданий. Иногда педагог даёт ученику самостоятельно разобрать этюд или пьесу. Это стимулирует учащегося к занятиям, развивает дисциплину.
  • Самоконтроль. После каждой оркестровой репетиции идет обмен впечатлениями. Сами ребята разбирают свои ошибки. Это делает образование гибким, отзывающимся на любые начинания, интересным и продуктивным.
  • Просмотр, анализ, сравнение видеоматериалов разных концертных выступлений.
  • Открытые занятия, выступления, концерты. Оценка зрителей, коллег исполнительского мастерства каждого музыканта и всего оркестра бывает самая объективная, поэтому руководитель духового оркестра настраивает коллектив на очень интенсивную концертную деятельность. Родители могут увидеть, каких результатов добился ребёнок

Прогнозируемый результат

I ступень обучения - Ознакомительная

  • Простые понятия музыкальной грамоты
  • Основные музыкальные штрихи (стаккато, легато)
  • Обозначения динамики в музыке
  • Основную музыкальную терминологию (обозначения темпов).
  • Понятие «Родственный инструмент».
  • Как осуществлять профилактику и уход за инструментом.
  • Правильно держать инструмент
  • Правильно брать дыхание
  • Исполнить гаммы в одну октаву до одного знака.
  • Исполнять простые этюды и пьесы с аккомпанементом.
  • Выступать на сцене.

II ступень обучения - Базовый уровень.

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • Основы музыкальной грамоты
  • Основы сольфеджио
  • Более сложные штрихи (деташе, маркато), артикуляция.
  • Понятие о диапазоне инструмента.
  • Строение голосов в группе духового оркестра.
  • О мелодии и фразировке.
  • О музыкальной фактуре и тембровой организации.
  • О темпе и агогике в музыке.
  • О культуре звука.
  • О мелизмах и форшлагах и трелях.
  • О творчестве русских и зарубежных композиторов-классиков.
  • Исполнять гаммы и арпеджио до 3 знаков.
  • Исполнять этюды и пьесы с аккомпаниатором в более широком диапазоне.
  • Исполнять несложные партии на родственном инструменте.
  • Читать с листа нотный текст.
  • Исполнять простые оркестровые партии в составе оркестра.
  • Исполнять разные голоса в составе оркестровой группы.
  • Филировать звук.
  • Написать несложный 8-ми тактовый диктант.

III ступень обучения - Углублённая

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • Теорию музыки (углублённый уровень).
  • О мелодии и фразировке (углублённый уровень).
  • О музыкальной фактуре и тембровой организации (углублённый уровень).
  • О творчестве русских и зарубежных композиторов-классиков (углублённый уровень).
  • Комбинированные штрихи.
  • Особенности игры в движении.
  • Исполнять гаммы и арпеджио до 7 знаков.
  • Исполнять этюды и пьесы с аккомпаниатором повышенной сложности.
  • Бегло читать ноты с листа.
  • Исполнять свою партию в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра.
  • Играть в движении.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимы следующие кадровое и методическое обеспечение.

Педагоги по группам инструментов:

  • блок-флейта, кларнет, саксофон
  • труба, корнет, альт
  • тромбон, тенор, баритон, валторна
  • ударные инструменты
  • концертмейстер (фортепьяно)

Методическое обеспечение: хрестоматии, сборники этюдов, пьес, школы для духовых и ударных инструментов.

Условия реализации программы

  1. Звукоизолированное помещение 50-100 кв.м., чистый сухой воздух.
  2. Наличие необходимого комплекта инструментов и соответствующего инвентаря

(пульты и т. д.)

  1. Шкафы для хранения нот
  2. Фортепьяно
  3. Компьютер
  4. Форма для оркестрантов
  5. Видео- и аудиоаппаратура
  6. Фоно- и видеотека

Основные произведения оркестра

Название произведения

Название произведения

Московская парадная фанфара

А. Головин

Гренадер

Старинный марш

Государственный гимн РФ

А. Александров

Три танкиста

Д. Покрасс

Встречный марш

Пионерский Марш

М. Фрадкин

Преображенского полка

Старинный марш

Марш из к/ф Бриллиантовая рука

А. Зацепин

М. Глинка

Подмосковные вечера

В.Соловьёв-Седой

Привет музыкантам

Старинный марш

Вальс из к/ф А зори здесь тихие

К. Молчанов

Старинный марш

Вальс из к/ф На семи ветрах

К. Молчанов

Парадный

Старинный марш

Вальс Воспоминание

Старинный марш

Вальс Севастопольский

К. Листов

Егерьский

Старинный марш

Е. Дрейзин

Марш «Южный»

Ю. Губарев

Вальс Майский

И. Лученок

Марш «Варяг»

А. Турищев

Вальс В лесу прифронтовом

М. Блантер

Прощание Славянки. Марш

В. Агапкин

Вальс В городском саду

М. Блантер

Гусарский Марш

А. Петров

Вальс На сопках Манчжурии

И. Шатров

Марш из к/ф «Жестокий романс»

А. Петров

Вальс Расставание

Я. Френкель

Название произведения

Название произведения

Марш из к/ф «Весёлые ребята»

И. Дунаевский

Вальс Школьный

И. Дунаевский

Моя Москва

И. Дунаевский

Вальс к/ф Московская сага

А. Журбин

Защитников Москвы. Марш

Б. Мокроусов

М. Блантер

Москва майская

Д. Покрасс

Синий платочек

Е. Петерсбурский

Москва - Марш

О. Газманов

Тёмная ночь

Н.Богословский

Балтийский берег

О. Газманов

А. Новиков

День Победы

Д. Тухманов

В землянке

К. Листов

Священная война

А. Александров

Московские окна

Т. Хренников

Марш из к/ф «Белорусский вокзал»

Б. Окуджава

Утомлённое солнце

Е. Петерсбурский

Пора в путь - дорогу

В.Соловьёв-Седой

Бременские музыканты

Г. Гладков

Герои спорта

А. Пахмутова

Чебурашка

В. Шаинский

Марш Нахимовцев

В.Соловьёв-Седой

Улыбка из м/ф Крошка енот

В. Шаинский

Марш Привет Сибири

Ю. Чичков

Марш Космонавтов

О. Фельцман

Кабы не было зимы

Е. Крылатов

Я — земля (марш космонавтов)

В. Мурадели

Пять минут

Рождественские колокольчики

Народная песня

Марш «Первый шаг»

А. Коваль

Весёлая кадриль

В. Темнов

Бородино

Старинная песня

Песенка шофёра

К. Санторо

Служить России

О. Фельцман

Мы — армия народа

Г. Мовсесян

Попурри «Весёлый танец»

Обр. М. Дошлов

Песня о советской армии

А. Александров

Я встретил Вас

Стар русск романс

Марш «Тоска по Родине»

Н. Трофимов

Я люблю тебя, жизнь

Э. Колмановский

Турецкое рондо

В. Моцарт

Неаполитанская песня

П. Чайковский

Хор и марш из оперы Аида

Дж. Верди

Штраусиана (Попурри вальсов)

И. Штраус

Военный марш к повести Метель

П. Чайковский

Персидский марш

И. Штраус

Марш «Бой под Ляояном»

В. Ефанов

Старинный марш

С. Чернецкий

Карнавал в Венеции

А. Рангер

Старинная полька «Дедушка»

Д. Фурлано

Марш « Воздушный флот»

Вступление ко 2 акту из балета Лебединое озеро

П. Чайковский

Фантазия на тему рус нар песен

Инстр.А.Халилов

Интермеццо к драме Арлезианка

Фанфара «Спасская башня»

В.Халилов

Лошадка - жизнь

Увертюра из телефильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

В.Дашкевич

Марш «Жизнь за Победу»

«Танец бюрократа» сюита из балета «Болт»

Д.Шостакович

Вальс «Школьные годы»

Д. Кабалевский

«Прощальный вальс» из к/ф «Розыгрыш»

А. Флярковский

Старинный русский марш

Воспоминание о полковом оркестре

Ю. Гуляев

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте курае

1. О реализации здоровьесберегающих технологий .

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью (разновидностью) учебно-воспитательных учреждений, возникает необходимость изучения проблем воспитания школьников личности с позиции гуманистического, нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования.
То есть рассматривается влияние музыкально-эстетического образования на физическое и умственное развитие школьников. Как влияет это на здоровье ребенка? И в связи с этим мне хотелось бы сейчас рассмотреть вопрос, как реализуются здоровьесберегающие технологии при обучении игре на курае, духовом музыкальном инструменте.

2. Музыкальные духовые инструменты.

Духовые-это инструменты, в которых звук производится вибрацией воздуха. Их подразделяют, в зависимости от способа возникновения вибрации, на флейтовые (свистящие или губные), язычковые, с чашеобразным мундштуком.
Обучение игре на духовых инструментах начиналось еще в первобытном обществе. «Чтобы услышать голос, начинают кричать в раковины или пустые деревяшки. Отсюда недалеко уже до открытия, что из полой трубки при вдувании раздаётся яркий, свистящий звук, а из рога грубый и гремящий.
Таково начало духовых инструментов.
Обучение игре примитивной свирели случилось около 35-40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения.
Во все времена античности, средневековья, возрождения и в наше время музыкальное исполнительство связано с культурным уровнем общества, с эстетическими установками времени.

3. Курай - духовой музыкальный инструмент башкирского народа .

Это типа открытой продольной флейты. Изготовляется из стебля зо́нтичного растения с одноименным названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезают, начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 3 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвертого отверстия. Длина 570-810 мм. Диапазон около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Появился в 7-8 веке нашей эры.
Я думаю, что сначала игра на курае имела чисто утилитарные функции
(подача сигналов, манок на охоте и так далее). Уже в самые древние времена стимулами этого вида деятельности служили познавательная потребность, потребность получить удовольствие, потребность выразить себя, запечатлеть свое видение мира.
Играя на курае, человек уже в те времена стремился сохранить в памяти пережитые впечатления, лучше понять окружающий его мир. Это доставляло эстетическое удовольствие, способствовало вычленению личности среди многих подобных себе (сыграть «Журавлиную песнь»).
В наше время курай получил как бы второе рождение. Стали возрождаться исполнительские традиции. Появилась конструкция инструмента из шпона (Вакиль Шугаюпов). Обучение игре на курае в ДМШ (Детская музыкальная школа), училищах, высших учебных заведениях. Устраиваются конкурсы, фестивали. Курай стал очень популярным и любимым инструментом в нашей республике. Большой вклад в популяризации и сохранении инструмента внесли Юмабай Исянбаев, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов.
У нас в Башкирском лицее № 2 существуют так называемые фольклорные классы, где наряду с другими дисциплинами, дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае. Работает в этих классах учитель высшей категории Карасов Айрат Салаватович.
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние школьника.

4. Основная постановка ученика.

Для того чтобы инструмент звучал, чтобы техника развивалась естественно и чтобы не повлиять на здоровье ребенка негативным образом следует соблюдать определенные правила правильной постановки.

А) Позиция стоя.

При позиции стоя, одна нога вперед. Основной вес лежит на опорной ноге. Голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º к телу. Держать осанку, не сутулиться. Локти не прижимать к телу. Дыхание свободно.

Б) Позиция сидя.

Посадка на край стула, одна нога чуть вперед, голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º. Спина прямая. Локти не прижимают к телу. Очень важно делать простые физические упражнения в перерывах между игрой. Ребенок должен в течение урока менять нагрузку своего тела. Если есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивать, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию. Нужно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом
(а значит и душевном) здоровье.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пальцев очень важно для ребенка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и другом.
При игре на курае происходит самомассаж пальцев правой и левой руки, и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на курае. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звездочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».


Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Манипуляция деревянными ложками так же очень полезна для развития пальцев и рук, способствует развитию ритма, помогает быстрей осваивать игру на курае.

1. Игра двумя ложками:

Две ложки обращённые друг к другу тыльными сторонами головок, держат в правой руке за концы рукояток. Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчётом, чтобы головка ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.

2. Игра тремя ложками:

В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй между средним и безымянным пальцами. Концы рукояток в том и этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к правой, а в глубине её вкладываются пальцы. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклыми полушариями. Третья ложка в правой руке и тыльной стороной бьют по первым двум.

Дыхание

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки курая, где в ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха, корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию.

Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (реберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется.
При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки.
Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха.
Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы. Мышцы брюшного пресса (пример).
Существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
В мировой практике есть много примеров вылечивания астмы по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчают дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. По окончании выяснилось, что их распираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовала глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.
Отсюда можно сделать вывод, что игра на духовых, а курай также является духовым инструментом, очень полезна для здоровья ребенка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей.

Психологическое состояние ученика при обучении игре на курае

Нужно отметить, что на музыкальных занятиях можно сохранить и укрепить здоровье учащихся путем воздействия на психоэмоциональное состояние слушателя. Во время слушания, исполнения башкирской народной песни формируется позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимое для душевного здоровья человека.
Есть народные высказывания о курае:

1. У печального развеет печаль - веселит
2. Беспечного заставит задуматься - вызывает размышление
3. Павшего духом подбадривает - успокаивает
4. Счастливому помогает делиться счастьем - радует
«Курай обладает свойством уводить человека, в волшебный мир звуков, заставляет задуматься» - это слова башкирской писательницы Зайнаб Биишевой.
Поэтическое и возвышенное звучание курая обладает целительными свойствами для душевного состояния человека, что нельзя сказать о грохоте современных дискотек.

Хочу отметить несколько важных моментов при игре на курае на начальной стадии обучения.

1.Нельзя продолжительно и долго извлекать звук из курая, при этом у ребенка может закружиться голова. Нужно периодически делать перерыв, что бы ученик мог отдохнуть, успокоиться. В этот момент лучше заняться различными упражнениями для восстановления дыхания.
2.Во время игры рука может уставать, поэтому нужно чередовать игру с различными упражнениями которые снимают усталость и развивают моторику рук.
3.Очень важно соблюдать и гигиену. Нужно раз в неделю ту часть курая, которая приставляется к зубам, протирать медицинским спиртом.
Можно сделать вывод, что игра и обучение на курае благоприятно действуют на здоровье ребёнка, на его психологическое и физическое состояние.
Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии,
в области обучения игре на курае корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

В статье использованы материалы и рисунки из сайта
http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/ http://www.muz-urok.ru/gimnastika_4.htm


Библиотека
материалов

Истлеу Нурлан Кенжегалиевич

Введение.

газообразным звучащим телом laba (губа)

Как же образуется звук?

Музыкальный слух

Развитие внутреннего слуха.

(ppp, pp, mp, mf, f, ff)

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Истлеу Нурлан Кенжегалиевич

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Введение.

Методика обучения игре на духовых инструментах является составной частью музыкально педагогической науки рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных духовых инструментах. Российская педагогическая наука в области исполнительства на духовых инструментах насчитывает не более 80 - ти лет. Она достигла новых рубежей восприняв и развив дальше все лучшее что было свойственно русской школе игры на духовых инструментах. Ее успехи известны не только у нас в стране но и за рубежом. Композитор Гедике писал: техника игры на духовых инструментах ушла вперед на столько что если бы лучшие исполнители особенно на медных жившие 50-70 лет назад услышали наших духовиков то не поверили бы своим ушам и сказали бы что это невозможно. Следует признать что теория методики обучения на духовых инструментах как часть педагогической науки среди других методик является самой молодой. Каждое поколение духовиков вносит свой вклад в методику. Методика обучения на каком либо инструменте является частью педагогики. Слово методика греческого происхождения в переводе на русский язык путь к чему либо. Методика есть совокупность способов то есть приемов выполнения какой либо работы(исследовательской, воспитательной). В узком смысле слова методика это способ преподавания того или иного предмета на основе анализа и обобщения лучших педагогов, музыкантов и исполнителей. Методика изучает закономерности и приемы индивидуального обучения. Методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор исполнителей. Методика ближе со прикасает со специальностью. Выдающимся исполнителем и педагогом положившим начало развитию Советской методики был Розанов. Его работа Основы преподавания на духовых инструментах Москва 1935 год был первым трудом поставленным на научную основу. В своем труде он сформулировал принципы которые стали основными в методической школе на духовых инструментах:

1. Развитие технических навыков у учащихся должно проходить тесно с художественным развитием.

2. В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо добиваться сознательного его усвоения и тогда будет прочнее.

3. В основу правильной постановки должно быть положено знание анотомии и физиологии органов участвующих во время игры.

Основные вопросы методики сформулированные Розановым получили развитие у профессоров Платонова, Усова, Пушечникова, Докшицера, Г. Уорвит.
Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание игры на различных музыкальных инструментах на новую качественную ступень.

Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых инструментах.

Музыкальное исполнение - это активный творческий процесс в основе которого лежит сложная психофизиологическая деятельность музыканта. Эту формулировку вы должны знать как отче наш. Прямо подчеркните эту формулировку. Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально эстетических представлений, волевых усилий. Это то тоже очень важный момент. Именно это разнообразие психофизиологических действий выполняемых музыкантом в процессе игры и определяет сложность музыкально-исполнительской техники. Дальнейший путь научного обоснования музыкально-исполнительского процесса был связан с изучением физиологии высших отделов центральной нервной системы. Учение великого русского физиолога академика И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, о неразрывной связи всех жизненных процессов, учении о коре головного мозга - как материальной основе психической деятельности помогло передовым музыкантам изменить подход к обоснованию исполнительской техники. Педагоги и исполнители стали глубже интересоваться работой мозга в процессе игры. Стали обращать больше внимания на сознательное усвоение цели и задач. Основные принципы работы коры головного мозга - это координированная деятельность человека осуществляется посредством сложных и тонких нервных процессов непрерывно протекающих в корковых центрах мозга. В основе этих процессов лежит образование условного рефлекса. Высшая нервная деятельность складывается из двух важнейших и физиологически равноценных процессов:

1. возбуждение которое лежит в основе образования условных рефлексов;

2. внутреннего торможения, обеспечивающего анализ явлений;

Оба этих процесса находятся в постоянном и сложном взаимодействии. Взаимно влияя друг на друга и в конечном итоге регулируют всю жизнедеятельность человека.

Процесс игры на музыкальном инструменте как один из видов трудовой деятельности человека.

Не забывайте что вы трудитесь - это ваш труд. Учеба в музыкальном колледже - это как труд. Это целый ряд сложных координированных функций: (зрительных, слуховых, двигательных, волевых), осуществляемых на основе условных рефлексов второй сигнальной системы мозга. Попробуем представить себе как это происходит практически в процессе игры на инструменте. При взгляде на нотные знаки у исполнителя прежде всего возникает раздражение в зрительной области коры (мозга имеется ввиду). В следствии чего происходит мгновенное преобразование первичных сигналов в зрительное представление о нотном тексте. Посредством мышления музыкант определяет положение нот на нотоносце, продолжительность звуков их громкость и т.д. Зрительное восприятие звука у играющего обычно связывается со слуховыми представлениями. Возбуждение зрительных центров растекаясь захватывает слуховую область коры что и помогает музыканту не только увидеть звук но и услышать то есть ощутить его высоту, громкость, тембр и тому подобное. Возникшие внутри слуховые представления в тот час же вызывают у музыканта соответствующие исполнительские движения, необходимые для воспроизведения данных звуков на инструменте. Двигательные импульсы передаются исполнительскому аппарату: губы, язык, дыхание, движение пальцев, слух. И вследствие внутреннего торможения вызывают необходимые движения: губ, языка, пальцев. Так осуществляется двигательная установка в результате которой рождается звук. Звуковые колебания в свою очередь вызывают раздражение слухового нерва, которое благодаря возможности установления обратных физиологических связей передается в слуховую очередь коры и обеспечивает соответствующее восприятие исполняемых звуков т.е. слуховой анализ. Таким образом процесс звукообразования на духовых инструментах можно представить себе в виде нескольких взаимосвязанных звеньев единой цепи. Нотный знак - представление о звуке - мышечно-двигательная установка - исполнительское движение - реальное звучание - слуховой анализ. В ходе этой сложной условно рефлекторной взаимосвязи центральное место принадлежит слуховым ощущениям и представлениям играющего.

Таковы психофизиологические основы звукоизвлечения применяемые к игре на любом музыкальном инструменте однако исполнение на духовых инструментах обладает еще целым рядом специфических особенностей.

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.

В отличие от клавишных, смычковых и ударных инструментов, где в роли вибратора выступают твердые тела (у струнных - струны, особые пластины, кожа у ударных) все духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом . Причиной возникновения звука здесь служит колебания воздушного столба воздуха вызываемое особыми действиями возбудителей. Специфика звукообразования на духовых инструментах зависит от устройства инструментов. Современная музыкальная акустика все духовые инструменты разделяет на три группы: первая группа лабеальные от латинского слова laba (губа) также называются они свистящими (относятся все виды свирелей, флейт, некоторые органные трубы), вторая группа язычковые, тростевые или лингвальные от латинского слова лингия (язык) (все виды кларнетов, все виды гобоев, фаготов, все виды саксофонов и баситгорнов), третья группа с воронкообразным мундштуком обычно они называются медными (все виды корнетов, труб, валторны, тромбоны, тубы, горны, фанфары).

Как же образуется звук?
На флейте являющейся инструментом с газообразным возбудителем звук образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия ладиум находящуюся в головке у флейты. При этом периодически изменяется скорость движения воздушной струи что и обуславливает возникновение звуковых колебаний в канале флейты. Все язычковые принадлежащие к инструментам с твердым возбудителем образуют звуки при помощи колебаний особых тростниковых пластин (тростей). Колебательный процесс на этих инструментах регулируется действиями двух взаимодействующих сил: поступательным движением выдыхаемой струи воздуха и силой упругости трости. Выдыхаемая струя воздуха отгибает утонченную часть трости к наружи а сила ее упругости заставляет тростниковую пластинку возвратится в первоначальное положение. Этими движениями язычка (трости) обеспечивается прерывистое толчкообразное вхождение воздуха в канал инструмента где возникает ответное колебание воздушного столба поэтому рождается звук. Еще большим своеобразием отличается возникновение звука на духовых инструментах с воронкообразным мундштуком. Здесь в роли твердого колеблещуюсего возбудителя звука выступают центральные участки губ охваченные мундштуком. Как только выдыхаемая струя воздуха попадает в узкую губную щель она в тот час приводит в колебания губы. Эти колебания изменяя величину отверстия губной щели создают периодическое толчкообразное движение воздуха в мундштук инструмента. Результатом этого является поочередное сгущение или разряжение воздуха в канале инструмента обеспечивающее появление звука.

Рассмотрев акустические основы звукообразования мы находим одно общее явление: во всех случаях причиной образования звука является периодическое колебание воздушного столба заключенного в инструменте вызываемое специфическими движениями различных устройств и возбудителей звука. При этом колебательные движения воздушной струи, тростниковых пластинок или губ возможно лишь при условии согласованных действий различных компонентов исполнительского аппарата.

Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта профессионала.

Несмотря на примерно равные умственные способности и физическое развитие учащихся мы имеем различные результаты их обучения. Анализ этих явлений свидетельствует о том что в подготовке исполнителя интуитивное начало то есть наличие природных способностей приобретает решающее значение. В.М. Теплов в своем труде " Психология музыкальных способностей" музыкальная литература 1947 год доказывает возможность развития всех музыкальных способностей на основе врожденных задатков. Не может быть способностей которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Что мы имеем в виду когда говорим о музыкальных способностях или музыкальных задатков? Прежде всего мы подразумеваем музыкальность. Это удачное определение сделал Алексеев в своей методике обучение игре на фортепиано. "Музыкальным следует назвать человека чувствующего красоту и выразительность музыки способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание а если он исполнитель то и воспроизводить это содержание". Музыкальность развивается в процессе правильной хорошо продуманной работы в течении которой педагог ярко и всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений иллюстрируя свои объяснения показом на инструменте или записью. В комплекс понятия музыкальности входит ряд необходимых компонентов а именно: музыкальный слух, музыкальная память, музыкально ритмическое чувство.

Музыкальный слух - это сложное явление включающее в себя такие понятия как звуковысотный (интонационный) , мелодический (ладовый), гармонический, внутренний слух. Каждая из названных сторон музыкального слуха имеет в обучении и в исполнительской практике большое значение. Исполнителю совершенно необходимо наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать соотношение звуков по высоте взятых одновременно или последовательно. Это качество чрезвычайно важное для оркестрового музыканта. В оркестре цениться исполнитель который хорошо слушает свою группу, активно в ней участвует не нарушая ансамбля. Способность слышать воображаемые звуки, записывать их на бумаге и оперировать ими называется внутренним слухом. Музыкальный слух развивается в процессе деятельности музыканта. Нужно добиваться чтобы вся работа с инструментом протекала при неустанном контроле слуха. Недостаток учащихся в том, что они не контролируют свою игру на инструменте слухом. Это основной недостаток самостоятельной работы учащихся. Педагогу по специальности необходимо постоянно проявлять заботу о развитии всех компонентов музыкального слуха и прежде всего внутреннего мелодического слуха.

Развитие внутреннего слуха.

По мимо уроков сольфеджио и выполнение домашних заданий по этому предмету педагог по специальности требует исполнение по памяти знакомых ранее или вновь услышанных музыкальных отрывков (подбирание по слуху), транспонирование знакомых мелодий в другие тональности, импровизация, а так же сочинение музыки если есть достаточно данных для этого. Полезно приучать учащихся анализировать свое или другое исполнение, критически их оценивая. Поэтому и надо ходить на концерты не только своей специальности: хор, камерный оркестр, духовой, эстрадный, ансамбли, солисты, скрипачи. Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над кантиленой (медленной пьесой). Кантилена (медленная пьеса) так же развивает выдержку потому что идет большая нагрузка на губы, большое дыхание берешь. Совершенствую гармонический слух полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального произведения, больше играть в ансамбле, в оркестре. Фактура латинское слово в переносном значении устройство, строение музыкальной ткани. Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития музыкальной памяти. Музыкальная память это понятие синтетическое включающее в себя слуховую, зрительную, двигательную, логическую. Музыкальная память также поддается развитию. Важно для музыканта что б были развиты по крайней мере три вида памяти: первая слуховая служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, второе логическая связанная с пониманием содержания произведения и закономерностями развития музыкальной мысли, третий вид двигательная крайне важная для исполнителей инструменталистов. У многих важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Работая над развитием памяти учащегося следует помнить: очень важна система запоминания музыки, учащийся должен учитывать что музыка протекает во времени, во создание произведения как чего то целого возможно при условии удержания в памяти его частей. В результате частого исполнения запоминание может быть преднамеренным. Запоминание может быть и преднамеренным когда специально заучивают отдельные отрывки, а затем и все произведение целиком. Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной формы, причем внимание фиксируется на том, что различает эти части, и что их объединяет. В преднамеренном запоминании участвует: зрительная, двигательная, а так же более сложная внутренняя слуховая память. Проверка правильности выученного музыкального произведения: запись заученной музыки без использования инструмента (нотами), транспонирование мелодии в другую тональность и умение начать исполнение с любого места. Умение начать исполнения с любого места свидетельствует о глубоком и тщательном знании исполнителем музыки произведения.

Выразительные средства при исполнении на духовых инструментах.

Обычно к выразительным средствам исполнителя на духовых инструментах относят такие понятия: звук, тембр, интонация, штрихи, вибрато, ритм, метр, темп, агогика, артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка. Агогика - это небольшое отклонение от темпа. Вокалисты и исполнители на духовых инструментах относят сюда так же: исполнительское дыхание. Пианисты относят: педаль, туше. Туше - это определенный способ исполнения. Струнники относят: штрихи, вибрато, аппликатуру, технику пальцев. Исполнители на духовых инструментах к этим средствам причисляют так же: технику губ, языка, двойное стаккато, фрулято, глиссандо. Хотя двойное стаккато - это технический прием. А фрулято и глиссандо относится уже к штрихам. Все это говорит, что к понятиям исполнительские средства или выразительные средства нет единого четкого и ясного подхода их определения. Исполнительские средства и выразительные средства - это две стороны единого творческого процесса. К исполнительским средствам причисляем все, что связано с технологической стороной исполнительства. Технологическая сторона - это состояние инструмента, мундштука, трости; постановка корпуса, головы, рук, амбушюра; техника исполнительского дыхания, техника языка (твердая, мягкая, вспомогательная атака); артикуляция - это произношение гласных, согласных во время игры; техника пальцев (беглость, четкость, согласованность); знание аппликатуры (основной, вспомогательной, дополнительной). К выразительным средствам относиться все, что является художественным результатом применения перечисленных исполнительских средств. Одним из важнейших исполнительских средств является звук. Выразительность звучания как средство исполнительского воплощения мелодии полнее определяет силу эмоционального воздействия музыки. Играющий должен овладеть красивым звуком то есть делать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным. При этом характер звуку должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки. Для выразительности звучания особое важное значение приобретает чистота интонации. Чем тоньше и лучше будет развит слух музыканта тем меньше погрешностей он будет допускать при интонировании в процессе игры. Важным исполнительским средством является техническое мастерство. У играющего на духовом инструменте технические навыки складываются из различных элементов: хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движения пальцев. Для каждого из духовых инструментов существуют свои особые понятия о наиболее сложных элементов исполнительской техники. Для группы деревянных духовых инструментов весьма сложной является техника движения пальцев. То для группы медных - это владение техникой работы губ. Исключительное важное значение имеет музыкальная фразировка характеризующая умение играющего правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды) , верно устанавливать и выполнять цезуры, выявлять и воплощать кульминации, правильно передавать жанровые стилистические особенности музыки. Музыкальная фразировка отражая живое дыхание музыкальной мысли является средством выражения художественного содержания произведения. Важной составной частью музыкальной фразировки является динамика. Умелое использование при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия. При игре на духовых инструментах используется обычно два вида динамики: первое ступенчатая или терратная динамика включающая постепенное усиление или ослабление звука (ppp, pp, mp, mf, f, ff) , второй вид динамики называется контрастная динамика заключающаяся в резком противопоставлении силы звука (пиано - резкое форте). Важно отметить что динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер (у одних это форте, а у других меццо форте) поэтому музыканту предоставляется право дополнять или расширять эти оттенки. Весьма существенным элементом музыкальной фразировки является агогика - это мало заметное изменение скорости движения (отклонение от темпа). Агогические оттенки умело применяемые выявляют творческую природу музыкального исполнительства. Наиболее сложным и трудным агогическим нюансом является искусство игры рубато (ритмически свободное исполнение). Музыкальная фразировка тесно связанна с применением штрихов. Штрихи помогают усилить выразительность исполнения. Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы: первая средства относящие к качеству звука (тембр, интонация, вибрация), вторая группа средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка), третия группа средства обще музыкального выражения (музыкальная фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура). Подобное разделение носит условный характер так как между исполнительскими средствами в музыки существует очень тесная органическая взаимосвязь. Тем нимение выразительный звук служить показателем определенного технического мастерства. Музыкальная фразировка - это одновременное владение и звуком и техническими навыками. Характерной особенностью всех исполнительских средств музыканта является не только их тесная взаимосвязь, но и полное подчинение их художественным целям, художественным задачам.

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.