Гос исторический музей на красной площади. Государственный исторический музей - крупнейшее собрание исторических артефактов россии

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Здание музея напоминает древнерусский терем, возвышается на Красной площади. Также в состав музейного комплекса входят монетный двор и строение Московской думы, находящиеся неподалеку. У стены постройки, выходящей на Манежную площадь, посетителей встречает монумент маршалу Жукову. Знаменитый полководец изображен верхом, причем копыта коня попирают знамена с фашистской свастикой.

Здание исторического музея

Интересно, что здание музея полностью выдержано в стиле старорусской архитектуры XVI века, хотя строилось оно намного позже - с 1874 по 1881 год. Это требование было основным на конкурсе, который проводился столичной думой по приказу монарха Александра II.

По результатам голосования несомненным победителем архитектурного состязания был признан проект зодчего Шервуда и инженера Семенова. Постройка удачно вписалась в старинный архитектурный ансамбль площади и стала настоящим «домом» для почти 4,5 миллионов уникальных экспонатов.

Чуть более 10 лет назад сотрудники музея завершили работу по оформлению постоянных выставок. Сейчас экспонаты, посвященные истории государства с древнейших времен и до начала нынешнего века, размещены в 39 залах двухэтажной постройки. Экскурсии по музею начинаются со второго этажа. Здесь посетители могут познакомиться с различными предметами быта и историческими артефактами, касающимися первобытной эпохи, периода расцвета Киевской Руси и княжеской раздробленности, борьбы с татаро-монгольским игом, объединения территорий под управлением династии Романовых, освоения Сибири. Особый интерес представляют экспонаты, связанные с культурой допетровской эпохи.

Выставки на третьем этаже музея повествуют о политических, культурных и экономических особенностях жизни России, начиная со времен царствования Петра I. Экспозиции в соседнем здании городской думы посвящены историческим перипетиям ХХ века.

Здание музея недавно подверглось масштабной реконструкции. При этом все оригинальные интерьеры были сохранены, однако к ним прибавились современные удобства: к примеру, лифт для инвалидов, а также информационные стенды и интерактивные мониторы, на которых демонстрируются экспонаты.

На посещение музея стоит выделить большое количество времени: ведь чтобы обойти все его залы, потребуется не менее 4000 шагов (около 3 км). Если осматривать каждый экспонат около минуты, на изучение всей коллекции уйдет примерно 360 часов.

В музее постоянно проводятся интерактивные лекции для учащихся школ, театрализованные шоу, а также организована работа историко-археологических и драматических кружков.

Экспозиция исторического музея и его залы

В музее функционируют несколько крупных отделов, каждый из которых посвящен определенной исторической эпохе или виду искусства и позволяет получить о них исчерпывающее представление. На сайте shm.ru с их историей можно познакомиться чуть подробнее. Коллекцию этого учреждения культуры составляют:

Зал археологических памятников

Считается старейшим в музее. Здесь хранится более 1,5 млн. экспонатов, иллюстрирующих развитие ремесла и культуры в России в период с раннего железного века до средневековья. В коллекции отдела широко представлены инструменты и орудия охоты, украшения и другие произведения искусства. Особый интерес представляют денежно-вещевые клады, многие из которых хранились в земле в течение нескольких столетий.

Настоящими «изюминками» выставки считаются Бородинский клад, клад Десятинной церкви, а также ритоны, золотой браслет, бронзовый кинжал, канфар и гривна, датируемые II в. до н. э. - V в. н. э. Такие экспонаты практически не встречаются в других музеях.

Зал дерева и мебели

В нем вы сможете получить представление о том, как выглядела мебель в русских усадьбах XVIII - первой половины XIX века, а также увидеть продукцию ведущих мебельных фабрик Российской империи XIX - первой половины ХХ века. Среди экспонатов встречаются предметы интерьера, выполненные по эскизам ведущих архитекторов и живописцев. Частью собрания являются деревянная посуда, резные доски, прялки, слюдяные оконницы, сундуки с нанесенными на них изображениями светской тематики XVI - ХХ века. На отдельных выставках экспонируются произведения отечественного церковного искусства XIII - XX веков (алтарные врата, паникадила, выносные кресты, резные иконы и т. д.) и маскарадные сани, принадлежавшие российским императора. Любителей необычного порадуют самая большая в стране колода игральных карт и уникальная коллекция лаковой миниатюры.

Зал драгоценных металлов

В его экспозиции представлены ювелирные украшения европейских мастеров (производства Польши, Италии, Швеции, Франции, Великобритании и др.), а также работы русских мастеров «серебряного века». Особое место среди них занимают экспонаты, созданные сотрудниками всемирно знаменитых фирм «Фаберже», «Овчинников», «Болин» и других. На отдельных стендах размещена жалованная серебряная посуда XVII - XVIII веков, церковные сосуды, средневековые иконы и богослужебная литература в драгоценных окладах.

Зал древнерусской живописи

Большую часть его коллекции составляют произведения древнерусской иконописи XIV - XVII веков, а также иконы в византийском и поствизантийском стиле, датированные XVIII - началом ХХ века. Их авторами являются художники, жившие и творившие в таких знаменитых центрах религиозной живописи, как Новгород, Псков, «Русский Север», Москва.

Зал изобразительных материалов

В нем хранятся около 600 тысяч экспонатов. Среди них не только полотна выдающихся живописцев российского происхождения со времен средневековья и до наших дней, но и миниатюры, фотографии, скульптурные композиции, графические эскизы.

Зал картографии

Аналогов этого собрания не существует ни в одном музее России. Здесь собраны картографические материалы, позволяющие получить полное представление об изменении границ государства на протяжении XVI - XX веков. Это и средневековые западноевропейские карты Московии, и русские печатные и рукописные карты, и современные атласы.

Зал керамики и стекла

Его украшением считаются собрания русского фарфора, грубой керамики, майолики и полуфаянса XVIII - XX веков. На выставке представлены кувшины, фигурные вазы, блюда, квасники и т. п. Также в коллекции хранятся и замечательные образцы облицовочной керамики: камины, печные изразцы, иконы «Спас Нерукотворный» и «Распятие».

Книжный фонд

На выставках музея посетители смогут увидеть редкие издания, напечатанные в России в XV - XX веках. Среди более чем 200 тысяч экспонатов книги по религиоведению, философии, истории и искусству России и других стран, лингвистике, этнографии, археологии и многим другим дисциплинам. Особое место в фонде занимают рукописи и старопечатные книги, некоторые из них были созданы еще в I тыс. н. э. Наиболее известные из них - летописный свод Ивана Грозного, Изборник князя Святослава, Хлудовская псалтирь, скандальное дело патриарха Никона, Мстиславово, Андрониково и Юрьевское Евангелия.

Зал металла и нумизматики

В залах с этой коллекцией размещены сельскохозяйственные и промышленные орудия, предметы домашнего обихода, элементы декора, светильники, культовая утварь и другие изделия. Все они выполнены из черного или цветного металла, роговых пластин, янтаря, перламутра, современных сплавов. В нумизматическом отделе хранятся более 1,5 миллионов отечественных и заграничных денежных знаков и монет, что позволяет проследить их эволюцию.

Также в музее есть залы, посвященные истории русского национального костюма и оружейного дела, и специальный отдел документальных источников по истории страны.

Посещение исторического музея и цена билетов

Сколько стоит билет в Исторический музей на Красной площади? Это зависит от того, к какой категории посетителей вы относитесь. На сегодня цена билета составляет:

  • 400 RUB для взрослого (независимо от гражданства);
  • 150 RUB для студентов, лиц возрастом 16-18 лет, пенсионеров, имеющих гражданство России или СНГ, владельцев международных карт IYTC и ISIC;
  • 700 RUB общий билет для семей, состоящих из обоих родителей и 1-2 детей в возрасте до 16 лет.

Время работы Исторического музея:

С сентября по май его коллекции экспонатов доступны для осмотра в пятницу и субботу - с 10.00 до 21.00, а в остальные дни - с 10.00 до 18.00 (во вторник музей закрыт) . Часы работы в летний период остаются такими же, однако он работает без выходных (первый вторник каждого месяца является санитарным днем) .

Касса закрывается за 60 минут до закрытия музея.

Экскурсии по музею

Посетители музея могут заказать одну из следующих экскурсий в сопровождении квалифицированного гида:

  • «Сокровища древности и средневековья»;
  • «История России XVIII - XIX веков»;
  • «Сокровища исчезнувших цивилизаций»;
  • «Шедевры Исторического музея»;
  • «Шедевры Золотой кладовой»;
  • «Прогулки по уникальным интерьерам музея».

Все они в среднем длятся 1,5 часа и стоят 3000 RUB - 4500 RUB (для группы 15 человек).

Если вы предпочитаете прогуливаться по залам самостоятельно, есть и эконом-вариант: всего лишь за 300 RUB вам выдадут аудиогид, где записаны интересные факты о наиболее значимых экспонатах.

Как добраться до музея

Доехать до Исторического музея очень просто. Для этого необходимо выйти на одной из трех станций метрополитена - «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции» - в сторону Красной площади.

Исторический музей - отличная возможность провести досуг с пользой, узнав немало увлекательных фактов о далеком прошлом России.

Государственный исторический музей. Настоящая публикация предназначена в первую очередь для московских гидов-переводчиков. Мы не ставим целью подробно рассказать обо всех экспонатах музея. Обзорная экскурсия этого не требует. Мы попробуем обозначить наиболее важные вехи отечественной истории до конца XIX века, дать краткую характеристику наиболее значимым и ярким экспонатам коллекции и помочь гидам-переводчикам самостоятельно подготовиться к экскурсии по главному зданию музея.


Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)
Парадные сени музея
Древо русских государей

История создания Государственного Исторического музея (ГИМ)

Государственный Исторический музей. Вид со стороны Красной площади

Год создания музея – 1872 год. В этот год праздновали 200-летие со дня рождения Петра I. В первопрестольной проходили многочисленные выставки, посвящённые историческому событию и интеллигенция Москвы обратилась к императору Александру II с письмом-просьбой о создании музея. Резолюция императора от 19 мая 1872 года звучала «быть посему», она и положила начало музею.

В 1873 году Московская городская дума выделила участок земли на месте, где стояли несколько зданий, в том числе бывший Аптекарский приказ. Ранее на этом участке располагался Московский университет. Одна из памятных досок на музее напоминает о старом здании университета.

Объявили конкурс на лучший проект музея. На нём победил проект архитектора Владимира Шервуда.


Здание Государственного Исторического музея. Вид с Манежной площади

На флюгере, украшающем здание ГИМ, видна дата – 1875 год – это дата окончания строительства здания.


Музей открылся в 1883 году, торжества приурочили к коронации Александра III.

Формально первыми посетителями музея стала императорская чета – Александр III и его супруга Мария Фёдоровна.

В советское время интерьер Парадных сеней претерпели изменения. Здесь не осталось никаких росписей. Травные орнаменты и портреты государей замазали, заштукатурили и побелили. В конце прошлого века в течении 11 лет, с 1986 по 1997 год музей был закрыт на реставрацию. Реставраторы возвратили интерьерам первоначальный вид.

Коллекция Государственного Исторического музея (ГИМ)

В музее и его фондах хранится несколько миллионов предметов (к концу ХХ века – около 5 миллионов) и 14,5 млн. документов. Музей занимает второе место в мире по количеству экспонатов. Лишь в Британском музее больше “единиц хранения”. Коллекция живописи ГИМ в 3 раза больше, чем коллекция ГТГ. Музейный фонд ГИМ составляет 1/15 всех музейных фондов РФ.
Экспонаты ГИМ также позволяют проследить историю сопредельных государств, потому что музей создавался во времена Российской Империи, когда её территория была гораздо больше нынешней РФ.
В музее на 4 тысячах квадратных метров представлено около 22 тыс. предметов. Чтобы обойти экспозицию музея необходимо сделать более 4 тысяч шагов, что составляет около 3 км. Таков масштаб музея в цифрах. Если на каждый экспонат потратить около минуты для осмотра, то всего потребуется где-то 360 часов времени, а это только 0,5 % музейных коллекций. 🙂

Парадные сени музея.

Раньше парадный вход в музей был со стороны Красной площади.


Старый, недействующий вход в ГИМ

Сейчас этой дверью не пользуются, но с внутренней стороны здания её украшает великолепный деревянный портал.


Старый главный вход в ГИМ украшен деревянным шатром

Раньше, когда открывали дверь, то из вестибюля музея был виден .

Поскольку главный вход в музей был с другой стороны, то у парадной лестницы установлены два льва с геральдическими щитами.


На одном щите – вензель императора Александра II,

на другом – Александра III.

Форма вестибюля повторяет трёхнефный храм – два ряда колонн отделяют центральный неф от боковых.




Здание оформлено в русском стиле, все детали внутренней отделки скопированы с известных древнерусских памятников.
Стены украшает растительно-травный орнамент, он напоминает стиль убранства царского дворца или боярских палат XVII века.


Под потолком на стенах – гербы русских территорий, входивших в состав Российской империи на момент царствования Александра III (На 1914 год – 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа). У каждой губернии был свой герб, которые здесь и помещены. Привожу снимки лишь некоторых.


Слева виден Герб Ярославля – медведица с секирой на плече
Герб дома Романовых
Внизу – герб Нижнего Новгорода – олень с поднятой ногой. Слева – герб Рязани, вверху – герб Вятки (Киров).

Древо русских государей. (Государственный исторический музей)

Самый эффектный элемент оформления парадный сеней находится на своде – это древо русских государей.

Древо не совсем хронологически выдержанное, оно приспособлено к размерам Парадных сеней. На своде изображены великие князья, цари и императоры, то есть правители двух династий, Рюриковичей и Романовых.

Рюриковичи. Великие князья.(Государственный исторический музей)

Всего в состав древа включено 68 портретов. Самые главные государи образуют ствол древа, они изображены на центральной оси. Древо начинается с Владимира Красно Солнышко в красном одеянии и княгини Ольги, она изображена в синем плаще.

Далее их легко запомнить, вслед за дедом идёт внук. Помещены те государи, на время правления которых пришлись ключевые события истории государства Российского. Методисты ГИМ советуют рассматривать древо на иллюстрации, чтобы не задирать голову и на схеме сверяться с цифрами и надписями. Мне же миниатюрная копия древа государей Российских (расположена рядом с шатром старого входа в музей) показалась малоинтересной.


Я бы предпочла показывать изображения с балкона Парадных сеней, это наиболее удачная точка обзора.
Кратко обозначим деяния правителей, изображённых на древе.

Княгиня Ольга стала первой христианской правительницей в ещё языческой в ту пору Руси. Во время правления её внука святого равноапостольного князя Владимира Русь приняла христианство. Оба они причислены к лику святых.
Поодаль чуть ниже стоят братья, князья Борис и Глеб – страстотерпцы и мученики, невинно убиенные в XI веке. Их канонизировали раньше Ольги и Владимира, они стали первыми русскими святыми.


Над Ольгой и Владимиром – князь Ярослав Мудрый в красном плаще и светло-зелёном длинном одеянии, держит в руке модель храма.


Он правил в XI веке, считается просветителем Руси. Он построил множество храмов, при нём возникли библиотеки, школы, в которых обучали даже девочек из знатных семей. В историю он вошёл как создатель первого русского сборника законов под названием «Русская правда». Считается, что во времена Ярослава Мудрого завершился долгий и трудный путь формирования русской государственности. На годы его правления пришёлся расцвет государства, Русь была признана правителями сопредельных земель. Его первой женой была норвежская принцесса Анна, второй – шведская принцесса Ингегерда (в крещении – Ирина). Своих дочерей князь выдал замуж за норвежского (Елизавету), венгерского (Анастасию) и французского (Анну) королей. Анна, королева Франции, считается самой знаменитой из его дочерей. Она была женой французского короля Генриха I и какое-то время выполняла функции регентши при своём сыне – наследнике престола. Сыновья Ярослава Мудрого также были женаты на иностранных принцессах.


Он жил в XII веке. Это было время распада Руси на удельные княжества. Одним из них стало Владимиро-Суздальское княжество. Всеволод Юрьевич был первым самостоятельным правителем этого княжества. Скорее всего, на киевский престол он не претендовал, занимался обустройством своего государства, на территории которого возникает маленькая крепость – Москва, которая позже станет столицей нового государства.

Следующий – князь Александр Ярославич по прозванию Невский .


XIII век – страшное время для Руси. Это время защиты русских земель от иноземных завоевателей. С северо-запада нас атаковали шведы и Тевтонский Орден (псы-рыцари). С юго-востока пришла “погибель Земли Русской” – монголо-татарское нашествие. Александр Ярославич причислен к лику святых за то, что в Орде защищал интересы православной веры и добился в открытия в городах Золотой Орды православных храмов для русских пленников.

Следующая фигура – князь Иван Данилович Калита , первый из князей, который стал отстраивать своё маленькое московское княжество и делать его самостоятельным сильным государством.


Именно при Иване Даниловиче Москва из удельного княжества превращается в сильный центр, которые способен бороться за власть и с Владимиром, и с Суздалем, и с Тверью и другими крупными городами-княжествами.

Следующая фигура – князь Дмитрий Иванович Донской , XIV век.


Главное историческое событие периода его правления – битва на Куликовом поле, когда впервые в истории русское войско одержало победу над монголо-татарами. Важное историческое значение Куликовской битвы в том, что победа над татарским войском совершила психологический перелом в сознании людей, который позволил дальше продолжать борьбу с Ордой.

Следующая фигура – царь Иван Васильевич IV Грозный .

Цари.(Государственный исторический музей)

В 1547 году впервые в истории русских земель принял титул царя. К этому моменту на карте Европы уже существовало новое государство – Московия. Образовалось это царство в конце XV века, при князе Иване III, первом государе Всея Руси, но именно Иван IV впервые венчается на царство и официально сам себя награждает царским титулом.
На одной линии с Иваном Васильевичем IV находится портрет его деда, Ивана Васильевича III. Его изображение найдём вторым слева от Грозного царя.

Иван Васильевич III

Справа от царя Ивана Грозного расположен портрет его первой супруги, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой.

Анастасия Романовна Захарьина Юрьева

Романовы. (Государственный исторический музей)




Всенародно избран на российский престол в 1613-м году. Его избранием на царство завершился тяжелейший период русской истории – Смутное время.

Императоры.(Государственный исторический музей)


При нём Россия делает новый поворот – начинается европеизация, превращение России не просто в большое государство, но авторитетную европейскую империю.


Во второй половине XIX века при Александре II проводятся важнейшие реформы, главная из которых – отмена крепостного права. Другие реформы Александра Николаевича – судебная, военная, реформа образования. Этот период получил название «великие реформы». Хотя судьба самого императора была печальна – он погиб от рук террористов-народников.
Слева от императора Александра Николаевича помещён портрет Екатерины II, а справа от Марии Алексеевны – изображение Павла I.






Завершается древо портретами императора Александра III и его супруги Марии Фёдоровны .


Эпоха Александра III – время очень мощного экономического рывка России. Но при этом были свёрнуты все либеральные реформы и задавлена политическая оппозиция.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является одним из самых крупных музеев Российского государства, сохраняющих национальную историю: памятники археологии, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, оружие, нумизматику и др.

Собрание музея (а это около 5 млн. экспонатов и более 14 млн. листов документов) отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Репин «Портрет И.Е. Забелина» (1877)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича . С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» .

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем . С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Здание Московской городской думы.

Один из корпусов монетного двора.

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Навершие башен.

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Интерьеры музея

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

Зал музея

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено.
2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон . В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.