Интерактивный музейный комплекс «Буран. Музейный комплекс «Буран Аттракцион буран в музее космонавтики

Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» — рядом с павильоном № 20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает.

Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых из 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.

Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги — проекты 305–2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля — и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.


Кульминация экскурсии — посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.

Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.

Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.

Место:

площадка рядом с павильоном № 20.

Режим работы:

Ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Продолжительность экскурсии — 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.

Стоимость билетов:

  • взрослым — 500 рублей;
  • детям от 6 до 12 лет, студентам и пенсионерам — 250 рублей;
  • детям до 6 лет, сиротам, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет — бесплатно.

). С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась. Лизингополучатель, компания Buran Space Corporation (BSC) , учрежденная в сентябре 1999 года частными лицами из России и Австралии, не стала дожидаться окончания 9-летнего срока лизинга, и вскоре после закрытия Олимпиады- 2000 объявила себя банкротом, успев выплатить НПО "Молния" вместо обещанных $600 тыс. всего $150 тыс. Есть основания предполагать, что банкротство было фиктивным с целью ухода от дальнейших лизинговых платежей и налогов .
Прежнее руководство НПО "Молния" (во главе с ген.директором А.С.Башиловым и директором по маркетингу М.Я.Гофиным) расторгло указанный контракт, однако из-за финансовых трудностей " Молнии " БТС-002 не был вывезен из Австралии. В результате за полтора года, пока БТС-002 находился в Сиднее, накопились долги ($ 11281) за его хранение. 05.06.2002 НПО "Молния" продало БТС-002 за $ 160 тыс. компании " Space Shuttle World Tour Pte Ltd ", владельцем которой являлся сингапурец китайского происхождения К евин Тан (Kevin Tan Swee Leon ).Интересно, что от "Молнии " новый контракт подписал не ген.директор и даже не директор по маркетингу, а подчиненный Гофина, начальник отдела 1121 (маркетинга) Владимир Фишелович на основании доверенности.
По условиям этого контракта сингапурская компания заплатила за хранение БТС-002 в Сиднее, за транспортировку к месту экспонирования в Королевство Бахрейн и за его разборку/ сборку в Сиднее и Бахрейне. Условием платежа "Молнии " был базис поставки FOB Сиднейского порта, однако Kevin Tan смог за обещание (!) взяток подменить коносамент, и в результате ему удалось вывезти БТС-002 без оплаты продавцу первого платежа.
Согласно планам нового "владельца", после Бахрейна БТС-002 должен был экспонироваться на других международных выста вках, но попытки вывезти его из порта Бахрейна провалились. Все дело в том, что " Молния ", не дождавшись обещанных $ 160 тыс. ни по прибытию БТС-002 в Бахрейн, ни через 3 месяца после окончания выставки, наняла местного адвоката, и БТС-002 был заблокирован в порту Манамы, где он и находился до марта текущего года.
Сингапурская компания начала в Бахрейне арбитражный процесс против "
Молнии ", обвинив ее в незаконных (по мнению Тана) действиях. Серия арбитражных процессов продолжалась вплоть до февраля 2008 г. и заслуживает отдельного рассказа. За время судебных разбирательств неоднократно менялись судьи и адвокаты обеих сторон. Тем временем НПО "Молния" попыталась продать БТС-002 во второй раз, теперь уже Техническому музею в немецком городе Зинсхайме . Все переговоры от " Молнии " велись все теми же М.Гофиным и В.Фишеловичем. Так как статус собственности БТС-002 оказался под вопросом, то Технический музей выступил партнером "Молнии " в арбитражном процессе, оплачивая на протяжении 6 лет все судебные издержки, общий объем которых в итоге превысил $ 500 тыс.
25.09.2003 г. НПО "Молния" по контракту SA-25/09-03 продает Техническому музею БТС-002 за $ 350 тыс. Подписавший от лица "Молнии" контракт М.Гофин в п.4.1.3 гарантировал, что БТС-002 "со всеми его компонентами свободен от судебных исков и притязаний со стороны третьих сторон", в подтверждение чего обязался предоставить соответствующие документы и урегулировать все вопросы. Но выполнить свои обязательства "Молния" так и не смогла. Интересно, что через год после начала арбитражных слушаний сингапурская компания попыталась заплатить оговоренные контрактом $ 160 тыс., но НПО "Молния" вернуло деньги, т.к. на тот момент уже имелся новый покупатель (Технический музей в Зинсхайме ), предложивший лучшие финансовые условия. Согласно условиям контракта SA-25/09-03 Технический музей платит за БТС-002 двумя платежами, причем первый в размере 5% ($ 17500) был осуществлен 18.09.2003, т.е. до (!) его подписания. Остальная сумма должна была выплачиваться после погрузки БТС-002 на борт судна в порту Бахрейна.
Весной 2006 г. над руководством НПО грянул гром - А.Башилов и М.Гофин, как и основной состав отдела маркетинга (в т.ч. В.Фишеловича), лишились своих должностей, перейдя на работу в Тушинский машиностроительный завод . После их ухода не удалось найти ни одного "молниевского" экземпляра всей коммерческой документации по БТС-002 , включая контракты.
Казалось бы, со сменой руководства НПО "Молния" , когда были потеряны контакты с последними "лизингополучателями" самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ в Бахрейне, его судьба стала совсем неопределенной. Можно было смело утверждать, что он навсегда потерян для России , но действительность оказалась куда более интересной. Пока новое руководство " Молнии " пыталось найти хоть какую-нибудь информацию, "старое" продолжало поддерживать тесные контакты с музеем, ожидая отгрузки и соответствующих платежей. Дело дошло до того, что в июне 2006 г. М.Гофин и В.Фишелович под видом сотрудников НПО "Молния" принимали у себя (в кабинете В.Фишеловича в 4-ом производственном корпусе ТМЗ) руководство музея и экспедиторской фирмы. При этом введенный в заблуждение музей категорически отказывался от любых контактов с реальными представителями " Молнии ". Технический музей забеспокоился только после получения от указанных "продавцов" на фирменном бланке НПО "Молния" реквизитов р / с в одном из прибалтийских банков для перечисления дальнейших платежей.
После долгих попыток с привлечением представителей средств массовой информации, когда новому руководству НПО "Молнии" наконец-то удалось убедить дирекцию музея в своей легитимности, события становятся похожими на детектив. Адвокату "
Молнии " удается 29.03.2007 выиграть очередной судебный раунд в Бахрейне, в результате которого " Молния " была признана собственником БТС-002, но адвокат Кевина Тана аннулируют это решение на основании предъявленного в суд документа за подписью В.Фишеловича, который 05.04.2007 на основании доверенности от лица НПО "Молния" (N 2004 / 5 от 06.04.2004 с подтверждением Министерства иностранных дел Бахрейна под N 11281 от 10.04.2004) "отказался от приведения в исполнение двух вступивших в законную силу судебных решений <...> , т.к. фирма Space Shuttle World Tour выполнила все свои обязательства; и выдвинул ходатайство о прекращении всех судебных дел по этому поводу". В доказательство выполнения своих обязательств Кевин Тан представил в суд заверение нотариуса Нура Яссем Аль-Наджара (N по реестру 2007015807, текущий N 2007178668), в присутствии которого 25.04.2007 В.Фишелович получил от Тана наличными необходимую сумму в евро.
После возвращения Фишеловича в Москву мы сразу кратко написали об этом эпизоде в новостях сайта .
После этого новое руководство
"Молнии " берет Владимира Израилевича "в оборот", однако Фишелович ставит одно категорическое условие - любое упоминание его фамилии должно быть исключено с нашего сайта! По просьбе я " вынуждена повторно направить документы в Ген.прокуратуру России.
Тем временем основной исполнитель - В.Фишелович после посещения посольства Бахрейна уезжает "на лечение" в Израиль, откуда и дает показания следователям прокуратуры... по факсу!
В итоге в январе этого года стало известно, что 15.12.2007 Генеральная прокуратура РФ направила в адрес НПО "Молния" уведомление в отказе от возбуждения уголовного дела по факту продажи самолета-аналога БТС-002 в отношении бывшего Генерального директора А.С.Башилова , бывшего директора по маркетингу
М.Я.Гофина и его бывшего подчиненного В.И.Фишеловича.
По ранним сообщениям НПО "Молния" , БТС-002 мог быть продан в музей немецкого города Зинсхайм или в постоянную экспозицию комплекса "Мир космоса и авиации", строящегося в рамках проекта DubaiLand (ОАЭ), куда может прибыть уже в 2007 году.
музея .

Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"

(изделие 11Ф35)

"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового - Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия авиационно-космического комплекса России, как НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и выходными данными издания.

Интерактивный музей внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001» рядом с павильоном №20. В музее можно не только посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, но и управлять его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Сюжет экскурсии-путешествия начинается в кинозале, где посетителям музея продемонстрируют фильм об истории создания отечественного космического челнока. Кинозал расположился в отдельном, специально построенном павильоне перед макетом «Бурана». Масштаб данного космического проекта поражает

Из фильма мы узнаем, что над созданием «Бурана» 12 лет работали более 2,5 миллиона инженеров, конструкторов и ученых с 1300 предприятий! А для его строительства было изобретено 80 новых материалов. Специальная керамическая плитка на обшивке ракетоплана выдерживала прохождение корабля сквозь плотные слои атмосферы и предотвращала его сгорание! Такая космическая махина буквально выходила из огня целой и невредимой.

Оказавшись на борту ракетоплана, гости продолжают знакомство с историей создания «Бурана»: у них появляется возможность сравнить американский Space Shuttle и его советские аналоги - проекты 305-2, ОС-120, ОК-92 и «Буран». История проекта «Буран» здесь представлена во всех подробностях на специальных экранах с технологией тачскрин. Нажимаешь на картинку корабля - и на экране всплывает более подробная информация об интересующем объекте со всеми картинками. Эта технология используется в лондонском Музее транспорта и мюнхенском Музее BMW.

Кульминация экскурсии - посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Его роль играет манекен в скафандре типа «Стриж». А на нижнем ярусе носовой части корабля роль пилота космического челнока достается экскурсантам! Здесь новоявленные летчики-испытатели получают уникальную возможность посадить «Буран» на космодром Байконур с высоты 80 000 метров. Сажая корабль, можно увидеть, как округлые очертания планеты становятся все ближе и ближе. Синяя гладь океанов сменяется твердой темной поверхностью земли Казахстана. И, уже посадив самолет, слева на взлетно-посадочной полосе можно заметить пролетевший мимо истребитель. Программа полностью имитирует реальную посадку корабля 15 ноября 1988 года.

Покинув носовой отсек «Бурана», гости по застекленному переходу возвращаются в павильон, откуда начиналась экскурсия, длившаяся 45 минут.

Обращаем ваше внимание, что посещение интерактивного музея «Буран» возможно только в составе экскурсионной группы до 20 человек. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея.

МЕСТО: площадка рядом с павильоном №20.
ВРЕМЯ: ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00.
Продолжительность экскурсии - 45 минут. Экскурсионные группы формируются каждые 20 минут в павильоне музея. Последняя группа заходит в 20:00.
СТОИМОСТЬ: взрослым - 300 рублей, детям от 6 до 16 лет, студентам дневных форм обучения и пенсионерам - 150 рублей.
Бесплатно:детям до шести лет, сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, ветеранам ВОВ и членам многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет, сотрудникам бюджетных учреждений культуры Российской Федерации, членам международного совета музеев ИКОМ.
ОРГАНИЗАТОР: АО «ВДНХ».

Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа, в автоматическом режиме, с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используется в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный побывавший в космосе «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором легендарный ракетоплан хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран» был установлен на территории парка Горького в 1993 году после фактического окончания испытаний. Он в течение долгого периода оставался бесхозным и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького начались глобальные преобразования, аттракцион в «Буране» был закрыт.

В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Уникальная транспортная операция, аналогов которой в мире еще не было, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ за 6 часов!

В кратчайшие сроки «Буран» был отремонтирован, и на его базе был создан интерактивный музейный комплекс. Аналогичные экспозиции с применением макетов кораблей-челноков уже есть в NASA’s Kennedy Space Center в США, в шпайерском Музее техники в Германии и на космодроме Байконур в Казахстане.

Читая отзывы пользователя вело об отдыхе её семьи в Москве, заметила информацию, что на "Буран" теперь можно попасть внутрь на экскурсию. Эта услуга меня сразу заинтересовала, так как космосом мы с ребёнком увлечены сейчас капитально. Я восполняю пробелы из-за пропущенных уроков астрономии, а сын просто в восторге от "Звёздных войн":)
И вот сегодня, пока были на "Главном катке страны":), то есть на ВДНХ , решили с ребёнком обязательно прогуляться до ракеты и посетить одну из открытых экскурсий на них (насколько я поняла, в самолёте ЯК-42 тоже что-то проводится).

Вдоволь накатавшись, направились к "Бурану". И сразу заметили изменения с последнего визита. Это и оригинальная детская площадка и пристроенный к кораблю "рукав" коридора от ближайшего здания.

Подойдя поближе, обнаружили, что лестница на "Буран" перекрыта ленточкой, и решили, что экскурсий по какой-то причине временно нет.

Но сын не сильно огорчился, так как детская площадка "захватила" всё его внимание:) И она действительно достойна этого. Сделана из дерева и железа. Вроде в винтажном, но в то же время в очень современном стиле. Вот, можно рассмотреть поближе.


Каждый объект имеет название и небольшое пояснение, какую роль играет в освоении космоса. Например, эта табличка висела на вон том зелёном строении с буквами "СССР" на боку:) Оказывается, правильно оно называется - беспилотный грузовой космический корабль серии "Прогресс".


Пока ребёнок лазил изучал все эти конструкции, я более детально присмотрелась к зданию (буквально, под крыло корабля), которое находится за "Бураном". И, оказывается, кассы находятся именно там:)

Очередей не наблюдается и, когда ознакомились с условиями и ценами, это стало вполне понятно. Дело в том, что экскурсия стоит немало - 500 рублей со взрослого и 250 рублей с ребёнка старше шести лет.


Хочу обратить ваше внимание, что экскурсии не только начинаются каждые двадцать минут, как указано в информационном листке, но и длятся именно это время, а не 45 минут. Нет, конечно, вы можете пробыть и 45 минут, но только около гардероба, например. Так как из залов для осмотра вас выставят ровно через 20 минут. Но обо всём по порядку.
Над кассами висят табло с указанием времени начала экскурсий и наличием свободных мест.

Когда я оплачивала билеты, то свободных мест оставалось ещё 8 штук. Однако, несмотря на то, что после нас больше не нашлось желающих, свободных мест в одном из залов не осталось. И то сидели "впритык". Повезло, что ещё все были средней комплекции, иначе даже при недоборе на экскурсию неспешащим занять места по указанию экскурсовода, этих самых мест бы и не досталось:(
Так получилось, что мы пришли почти к началу новой экскурсии, так что ждать не пришлось. Я едва успела только сдать вещи в гардероб, да взглянуть на билеты.


О том, что про обязательные 20 минут администрация интерактивного музейного комплекса "Буран" не шутит, вы поймёте сразу, увидев табло, отсчитывающее минуты и секунды.


Кстати, на входе в здание обязательная и уже привычная проверка через "рамку" охранником. Подходят к осмотру серьёзно, пришлось помимо телефона и ключей выгребать всю мелочь из карманов куртки.
Как только подошло время экскурсии, появилась экскурсовод и начала с того, что проверила билеты и, видимо, о чём-то проинформировала впереди стоящих.

Так как я не видела необходимости в спешке (не на поезд же опаздываем) и встала в конце желающих попасть внутрь, то не была ни о чём уведомлена. Но за дверями оказалось помещения типа маленького кинотеатра, так что всё и так было ясно - сиди и жди начало фильма:) Так мы и сделали.


Про видеоролик, который был показан могу сказать только одно - хорошо сделанная работа. Просто и интересно изложена история разработки и запуска "Бурана". Только ведущий иногда шепелявил почему-то. Может, от волнения, потому что почти всё время его голос звучал уверенно, в современной манере убеждения и лёгкого превосходства. Заметила, что на РенТВ часто именно таким образом озвучивают все научные или псевдонаучные передачи. Во всяком случае так было пару лет назад, когда мама увлекалась их документальными фильмами про такие вещи, как НЛО и т. п. интересные, но малополезные вещи.
Экран в зале был хоть и странным образом совмещенный, но на картинке это не сказалось. Смотреть было интересно.


Перед поездкой на каток я не планировала посещение музея, поэтому фотоаппарат с собой не брала. Все фотографии результат моего старенького телефона (пятый год служит верный "друг":)).
Примерно пару лет назад я читала о развитии космонавтики в СССР и о негласном соревновании с США, так что сегодняшняя экскурсия не дала почти ничего нового. Разве что "освежила" пару подробностей. Например, то, что у "Бурана" было несколько прототипов, а тот самый корабль, который побывал на орбите давно пострадал от разрушенного здания. И на ВДНХ теперь стоит лишь его прототип. Ещё один - в Жуковском, другой - на Байконуре.
Но смотреть видеоролик всё равно было интересно. Длился он примерно 4-5 минут, не больше.
Далее экскурсовод быстро повела нас на второй этаж. Те, кто не могут из-за здоровья подниматься по лестнице, имеют возможность воспользоваться специальным лифтом.

На втором этаже нас ждал симпатичный макет "Бурана".


Я поднималась первая, поэтому успела его заснять. А так, если бы была в хвосте поднимающихся по лестнице, то не то, что сфотографировать, ничего не успела бы услышать. Так как информация была предоставлена в течение минуты, пока подтягивались все участники.
Далее мы быстро переместились по коридору.


Видите, вдалеке табло с временем. На всё про всё у нас уже ушло чуть меньше шести минут. Такие табло будут во всех залах. Надеюсь, что они всё-таки для экскурсовода, а не служат напоминанием для посетителей поторапливаться.
По коридору я уже шла после остальных, поэтому информацию, что размещено на стенде и зачем, узнала из таблички.


Так как экспонатов мало, то организаторы комплекса украсили всё фрагментами из видеоролика.


В следующем отсеке ещё какая-то железяка, наверняка важная:)


Мне некогда было сфотографировать табличку с описанием, а экскурсовод закончила говорить об этом задолго до того, как я догнала всех. И это при том, что почти все фотографии, что я успела сделать, прикладываю. То есть в каждом отрезке экскурсии я успевала сделать буквально "на лету" по одной-две фотографии. Удачно или неудачно, было не важно, так как время ограничено. Я ещё никогда так не бегала по музею.
Потом как раз был небольшой зал, где стоило побыть подольше, изучить предлагаемые экспонаты.

Однако на это опять отвели только пару минут, за которые удалось лишь пройтись по одной стороне зала и прочитать заголовки. И снова всем предложили сесть и смотреть на любой интерактивный экран поблизости. Я так и сделала, с трудом вместившись на скамейке. Вот только ближайший ко мне экран, единственный из всех остальных продолжил менять страницы с обычной информацией о подготовке запуска "Бурана". В то время как все другие показывали имитацию запуска согласно словам диктора, звучавшим из невидимых динамиков. Так что считаю, что экскурсоводу надо точнее указывать, на какой конкретно экран нужно смотреть. Так как мой ребёнок расстроился, что я выбрала неверный. А ведь моей вины нет, что нормального критерия для отбора интерактивного экрана не дали.
Дальше стало интереснее. Всё действо перешло на потолок. Кусочек этого шоу я выложила в видеоролике ниже.

Дальнейшая программа была интересна, но в основном детям. Мы перешли в зальчик - нос корабля с симулятором полёта. Можно было сесть в кресло одного из пилотов и поуправлять согласно указаниям на экране.


Но управление настолько примитивно, да ещё и рассчитанное на 2-х пилотов без всякого критерия контроля. То есть более бойкий ребёнок или родитель постоянно переключал управление себе и второму оставалось либо молча перещёлкивать кнопку, чтобы управление опять перешло к нему, или просто сидеть, недовольно молча. Не ругаться же в самом деле из-за игрушки. Экскурсовод незаинтересованно иногда только восклицала:"Ну что, все, кто хотел, попробовали себя в роли пилотов?" И каждый раз удивлялась, что дети не наигрались. Взрослые понятное дело даже не пытались попробовать. Ведь и здесь на всё про всё было отведено минут пять, но точно не больше десяти.
Между фотографированием я успела впихнуть ребёнка в кресло пилота и даже мягко упрекнуть соседа-родителя второго пилота, что дети должны равномерно попытаться поуправлять, а не только самый бойкий:)
По мне это была самая скучная часть, но ребёнок отчего-то был в восторге.
Вот, что видел каждый пилот перед собой.


И панель приборов между ними.


Помимо симулятора в этом зале интерес представлял скафандр.


И ещё один отсек управления, но уже закрытый стеклом от посетителей.


Вот собственно и вся экскурсия. По прошествии двадцати минут нас попросили на выход. Экскурсовод в целом дала настолько мало информации, что я ничего не почерпнула из её слов, кроме истории про прототипы "Бурана". Видела, что к ней отдельно подходили другие посетители и задавали вопросы. Но тогда это не экскурсия, а интервью получается. Так как я не могла бросить ребёнка на симуляторе разбираться самостоятельно и тоже подходить со своими вопросами к ней. Считаю, что время, когда дети развлекались поочередно одной и той же игрой - посадка "Бурана" на Землю, родителей можно было загрузить дополнительно разными интересными фактами.
Уже на выходе к гардеробу заметила любопытный вендорный аппарат. Я уже привыкла к тому, что они обычно загружены шоколадками-чипсами-напитками, однако музей ведь не такой, как все. Соответственно, и аппарат здесь продаёт оригинальную продукцию:)


Правда, совсем недешёвое развлечение - любая покупка стоит 300 рублей.

Предлагаю ознакомиться с ассортиментом поближе.

Вот если бы такое питание давали как сувенир каждому посетителю, экскурсия наверняка не вызвала бы у меня столько недовольства. Однако восторженного впечатления так и не получилось.
Помешали стоимость билета, вечная спешка во время осмотра и абсолютная индифферентность экскурсовода. Чувствовалось, что ей всё равно, узнаем мы что-то новое про "Буран" или нет. Надеюсь, так было только сегодня, когда мы решились посетить музейный комплекс, иначе негативных отзывов тут скоро появится много.
Другие, более сообразительные мамы, после детской площадки отправляют своих отпрысков в музей самостоятельно, ожидая их потом на выходе. Реально, детям там некуда деться, экскурсовод проведёт их по кругу и выведет в то же помещение, с которого начиналась экскурсия. А там можно дождаться своё чадо, сидя на диванчике.

Думаю, в следующий раз я так и поступлю, потому что мой ребёнок выразил желание ещё раз попасть к симулятору.
Кстати, если бы не его впечатление от посещения, отзыв вообще стал бы отрицательным. Но теперь могу рекомендовать, особенно, если вы ещё не были в музее космонавтики , который по информации и наполненности экспонатами во много раз превышает комплекс "Буран", а стоит в два раз дешевле. А в некоторые дни вообще радует бесплатным посещением.

Конечно, я понимаю, почему цена за посещение интерактивного музейного комплекса "Буран" настолько высока. Нужно "отбить" вложения в постройку и организацию экскурсий. Однако, лучше бы была простая экскурсия с живым человеком, но по нормальному организованная, приятно запоминающаяся. Да я бы больше почерпнула, если бы имела возможность пройтись по залам подольше. Но цена всё равно не соответствует тому, что получаем за неё. Серьёзно, два видеоролика и симулятор на пару минут для детей?

04.03.2016. Спешу дополнить отзыв. как я и собиралась, во второй визит мой ребёнок сходил на выставку сам, а я подождала в фойе. И в этот раз я в полной мере смогла осознать, сколько длится экскурсия. Оказывается, я ошибалась:(
Она длится почти 40 минут. Первый видеоролик длится десять минут и только потом посетители идут в другие залы. Так что зря я ругалась на организаторов. Просто мне посещение показалось настолько стремительным, что вроде длилось не больше 20 минут. Однако впечатление было обманчивым.