Фирсов иван. Иван Иванович Фирсов. Юный живописец. Описание картины «Юный живописец»

ИВАН ФИРСОВ

В Государственной Третьяковской галерее хранится необычная картина «Юный живописец». Поступила она в начале нашего века из частной коллекции и сразу же обратила внимание таких маститых ученых, как А. Н. Бенуа и И. Э. Гра­барь. Игорь Эммануилович восторгался ею как «сценой, выхваченной из жизни, с реалистиче­ской живописью, тонкой наблюдательностью и колористическим дарованием ». Считал ее одним из лучших произведений русской живописи XVIII века. Поэтому и принял большое участие в дальнейшем изучении и реставрации картины. Именно он сумел расшифровать многие ее загад­ки.

Прежде всего нашел истинного творца этого незаурядного произведения. Оно пришло в Третья­ковскую галерею отнюдь не анонимным, на хол­сте значилась подпись авторитетного мастера, про­фессора Академии художеств А. Лосенко. Но уже тогда Грабарь не мог поверить, что эта живая, искренняя, одухотворенная живопись принадле­жит именно этому мастеру. Да и подпись Лосенко не очень-то похожа, и год создания картины - 1756-й, что стоял рядом с авторской подписью на холсте, был явной нелепицей, ибо художник, буду­чи еще 19-летним юношей, только начал учиться «художеству».

Нет, не Лосенко написал картину. Сомнения Игоря Эммануиловича подтвердились. Когда по­лотно исследовали, то обнаружили, что подпись поддельна. Более того - под ней скрывалось за­мазанное краской изначальное слово Пгзоуе, ко­торое вызвало у Грабаря большое недоумение.

«Что за странное имя? - размышлял он.- Что за язык? Ни по-итальянски, ни по-французски, ни по-английски Пгзоуе не означает ничего...

Я ночи не спал, раздумывая о постигшей меня неудаче, комбинируя на все лады слово, прибав­ляя к нему всевозможные окончания, но из это­го ничего не выходило. Однажды ночью я вско­чил как ужаленный - меня внезапно осенила мысль: Фирсов, просто русский Фирсов, наверное, какой-нибудь Иван Фирсов, русский художник, работавший в Париже...»

Так было открыто неведомое доселе в истории русского изобразительного искусства XVIII века имя талантливого, своеобразного автора. Причем «Юный живописец» - единственная значитель­ная картина И. Фирсова; до нас дошло лишь не­сколько его декоративных работ.

Открытие вызвало большой интерес. О Фирсове появились научные статьи. И осторожные предпо­ложения - ведь документальных свидетельств о художнике не найдено почти никаких. И гипо­тезы, иногда исключающие друг друга, и догад­ки, подчас фантастические. Тем более что Фир­сов - фамилия в России распространенная, а в архивах того времени отыскалось несколько Фирсовых-художников. И о каждом из них биогра­фические данные крайне скудны, поэтому с оди­наковым успехом можно было любому присвоить авторство «Юного живописца» или, наоборот, от­рицать его... Так кто же из Фирсовых был авто­ром?

Искусствовед Т. Алексеева на основе бесспор­ных, ранее неизвестных специалистам архивных документов, ею отысканных, утвердила единствен­но верную биографию художника. Благодаря ее многолетним, кропотливым изысканиям И. Фир­сов получил признание потомков, полноправно вошел в Большую Советскую Энциклопедию и в многотомную «Историю русского искусства».

Иван Иванович Фирсов, человек нелегкой, тра­гической судьбы, родился в 1733 году в семье московского купца. 14-летним подростком стал работать декоратором в Канцелярии от строений, затем, с 1762 года и до конца дней своих,- в Дирекции императорских театров. Писал деко­рации, пейзажи. Дарования он был несомненно­го, поэтому во второй половине 1750-х годов при­обрел репутацию опытного живописца. В 1765 го­ду послан в качестве воспитанника Академии худо­жеств в Париж. Вот здесь-то и создал знамени­того «Юного живописца», который лишь спу­стя почти два столетия был по справедливости оценен и принес творцу заслуженную славу.

Фирсов вернулся на родину в 1768 году и вновь оказался в положении бесправного подмастерья-декоратора, получавшего ничтожное вознаграж­дение. Художник окончил дни свои трагически. Тяжело заболел в 1784 году и, как докладывал лекарь, «от безумства в смирительном доме на­дежды в нем ко излечению... не предвидится ». Больше художником уже никто не интересовал­ся. Поэтому и каких-либо официальных бумаг в архивах не осталось.

Теперь о другой находке, которая, казалось, никакого отношения к Фирсову не имела. В на­чале 1960-х годов в Государственную централь­ную художественную научно-реставрационную ма­стерскую имени академика И. Э. Грабаря посту­пил из подмосковного краеведческого музея го­рода Истры «Портрет молодого человека в зе­леном кафтане» неизвестного автора. Картина была исполнена в холодных голубовато-серых то­нах , ее живописная манера сдержанна и дели­катна. Когда же реставраторы очистили темный лак , то увидели на живописи подпись художни­ка, создавшего портрет: «И. Локтев». Кто он такой? О нем ничего не знали.

Лишь после долгих поисков искусствоведы при­шли к выводу, что автор относится к числу уче­ников выдающегося мастера Федора Рокотова. Более того, специалисты, казалось бы, определи­ли имя изображенного Локтевым молодого че­ловека. Был назван Федор Григорьевич Орлов - один из братьев екатерининского вельможи Гри­гория Орлова.

И вдруг две различные находки самым неожи­данным образом стали сопричастными друг дру­гу. Т. Алексеева, внимательно изучив портрет и архивные сведения о его создателе, выдвинула неожиданную и интересную гипотезу: портрет Ф. Г. Орлова на самом деле является... портре­том Ивана Фирсова! Да, да, автора «Юного жи­вописца»!

И доказала свое предположение на основе отысканных ею новых документов. В одном из них говорится, что Фирсов в конце 1750 года вы­полняет живописные и декоративные работы в Ораниенбауме при дворе великого князя Петра Федоровича, будущего Петра III. Здесь он имеет четверых «живописных учеников». Один из них - Иван Локтев! А портрет им написан, как уточня­ет Т. Алексеева, в самом начале 1760-х годов, когда Фирсов и Локтев работали вместе.

Трудно согласиться, по мнению Алексеевой, что холодный честолюбец Орлов походил бы на изображенного на полотне скромного молодого человека с несколько длинным, «утиным» носом и добрыми, внимательными глазами. Портрет на­писан любовно, старательно, с нескрываемой сим­патией автора к близкому, дорогому человеку. Естественно, Локтев не мог так изобразить высо­комерного, чуждого ему вельможу.

Противоречит ранее принятому определению портретируемого и одежда. У модели Локтева - простой суконный кафтан, но не военный мундир участника Семилетней войны, не одеяние проку­рора Сената, кем позже становится Орлов, и даже не домашний бархатный кафтан ушедшего в от­ставку царедворца. Кстати, платье портретируе­мого весьма сходно с перечисленной в одной из отысканных Алексеевой ведомостей одежды, сши­той именно для Фирсова. И возраст изображенно­го также соответствует больше возрасту Фирсова - ему в 1761 году было чуть больше тридцати.

Считалось, что картина создана Локтевым в ма­нере Рокотова. При более внимательном изуче­нии выяснилось, что тонкость живописи, красо­та ее холодных тонов родственны в большей мере сдержанной манере автора «Юного живописца». Да и рокотовский зигзагообразный мазок, кото­рый считался чуть ли не основным аргументом в определении Локтева как рокотовского ученика, в портрете не был обнаружен.

Эти соображения свидетельствуют в пользу то­го, что на портрете изображен Иван Фирсов.

Итак, Иван Фирсов?..

Евграф КОНЧИН

Фирсов Иван Иванович
(1733-1785)

Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотарные работы", однако быстро обратил на себя внимание художников.
В 1747 г. он находится уже в "живописной команде" Канцелярии от строений и работает под руководством И. Я. Вишнякова и Д. Валериани.
В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры.
В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II, будучи уже одним из известных русских художников, он был отправлен «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения».

В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере свободы, независимости, почтительности. Там написал единственное свое достоверное произведение - это знаменитая картина "Юный живописец" (1760-е), одна из первых в русском бытовом жанре.
Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы. Мальчик-живописец перед большим мольбертом пишет портрет маленькой девочки, которая устала от долгого позирования. Стоящая рядом с ней молодая женщина, вероятно, уговаривает ее посидеть еще немного. Фирсов замечательно передает естественность поз и движений.
Мастерскую заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на столе - женский мраморный бюст, несколько книг и манекен из папье-маше, изображающий фигуру человека.
В русской живописи того времени трудно найти столь же непринужденно, свободно переданное пространство. Колорит картины розово-серый, серебристый. Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С. Шардена, однако просто подражателем не стал. Он заимствовал главный художественный принцип - увидеть поэзию повседневности и запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей одухотворенности.

Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел "крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

Художник-декоратор. Первооткрыватель русской жанровой живописи (бытовой жанр). Писал и иконы, декоративные картины и панно. Шедевр – картина «Юный живописец». Выполнена картина под влиянием французской реалистической живописи.

Фирсов И.И. родом из купеческой семьи, потомственных резчиков по дереву. От деда и отца Фирсову И.И. достался в наследство художественный талант.

В возрасте 14 лет молодого художника приняли в Канцелярию от строений, которая занималась вопросами архитектуры и декорации зданий. Так Фирсов И.И. работал и обучался у художников-декораторов до 1756 года. Одним из известных учителей русского художника стал итальянский художник–декоратор Валерьяни.

Имя художника становится известным в постановке первой русской оперы «Альцеста» (автор Сумарков) в 1758 году, здесь Фирсов известен как оформитель театральных постановок, позже его направляют в штат Декорации императорских театров.

Талант художника настолько велик, что художник-декоратор получает государственный заказ в Санкт-Петербурге по украшению города и дворцов. В 1756 году по настоянию императрицы Екатерины II Фирсов И.И. едет в качестве пенсионера в Париж, в Королевскую академию живописи и скульптуры, для дальнейшего обучения. Здесь молодой русский художник повышал своё мастерство в декоративной живописи, изображении натуры, делал эскизы мифологических сюжетов.

В Париже около 1768 года (точно не известно), Фирсов И.И. написал шедевр русской живописи, картину «Юный живописец». Это единственное произведение художника, которое дошло до наших дней, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

1765 - 1766 (?), холст, масло, 67 x 55 см

Произведение «Юный живописец» создаёт атмосферу праздника. Колорит дарит зрителю яркие краски и цветовую гармонию. Картина выполнена в розово-серой, серебристой гамме, передающей настроение героев картины.

На сегодняшний день произведение Ивана Фирсова признано одним из самых совершенных в XVIII веке. Картина отличается свободой и точностью, нет какой-либо схематичности в построении композиции, как в классицизме.

Произведение «Юный живописец» до XIX века носило подпись художника Лосенко, в конце XVIII столетия все искусствоведы говорили об авторстве другого художника. Этому свидетельствовал стиль исполнения, а также содержание картины. В 1913 году по инициативе Грабаря лигой художников России эта надпись была удалена с картины, а под ней обнаружилась другая: «I. Firsove», указывающая уже на авторство Ивана Фирсова.

Вторая половина 1760-х гг. Холст, масло. 67 Х 55. Государственная Третьяковская галерея.
www.art-catalog.ru
Фирсов Иван Иванович (около 1733 – после 1785), живописец. С конца 1750-х гг. придворный художник. Писал иконы, театральные декорации, декоративные панно.

Не все имена русских живописцев, особенно начала становления отечественного изобразительного искусства, дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, художнику середины XVIII века, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века.

Способность к рисованию у И. Фирсова была наследственной – его дед и отец живописали, работали резчиками по дереву и были золотых дел мастерами. Имеющий навыки в художественном ремесле Иван Фирсов-младший был отправлен из Москвы в Петербург для выполнения работ по украшению города и императорских дворцов. Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II он в 1765 году отбывает в Париж, где совершенствует свое мастерство в Королевской академии живописи и скульптуры. Видимо, наиболее созвучным художником для И. Фирсова оказался Шарден – ведущий мастер жанровых сцен во Франции XVIII века. Выполненная в шарденовском стиле картина И. Фирсова ни в коем случае не умаляет мастерство художника. В ней чрезвычайно все уравновешено и все, даже предметы, что называется, при деле.

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра.
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе – обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папье-маше, изображающий человеческую фигуру.

Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.

По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века. Вполне очевидно, что Фирсов – первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.

По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный живописец» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.

Такое положение вещей сложилось, разумеется, отнюдь не случайно. Пренебрежение к бытовой тематике характерно для придворной и дворянской культуры. Известно, что Людовик XIV распорядился снять со стен Версальского дворца картины великих голландских жанристов, назвав их «уродцами». Успехи бытового жанра в мировом искусстве XVIII века непосредственно связаны с развитием буржуазной идеологии и подъемом общественной и политической роли третьего сословия. В русской действительности елизаветинского и екатерининского времени не было условий для расцвета жанровой живописи, поскольку руководство культурной жизнью страны полностью оставалось в руках дворянства. Бытовая тематика, обращенная к живой современности, противоречила официальным художественным установкам с их требованием «возвышенного» и «героического» в искусстве.

К «высокому» искусству не причислялся даже портрет, столь необходимый в дворянском быту и развивавшийся вопреки официальному непризнанию. А бытовая живопись занимала самое последнее, низшее место в иерархии жанров, разработанной академическими теоретиками.
Этим объясняется крайняя малочисленность бытовых картин в русском искусстве XVIII века. Примечательно, однако, что количественный недостаток в полной мере возмещается необыкновенно высоким художественным качеством того, что было сделано русскими мастерами в области жанра. В чем разгадка этого удивительного явления? Не в том ли, что произведения на презираемые дворянским обществом бытовые темы создавались художниками «для себя», со всей искренностью, возникающей из внутренней потребности творчества, без оглядок на вкусы заказчика и официальные требования Академии?

В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.

В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «А. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась – подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и «Юный живописец» был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.

Сохранилась еще одна работа, подписанная Иваном Фирсовым, – декоративное панно «Цветы и фрукты», датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец. Но в этой работе, грубоватой и ученической, трудно найти сходство с виртуозной живописью «Юного живописца». Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Судьба живописца Ивана Фирсова напоминает судьбу Левши из рассказа Н. С. Лескова. Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял «золотарные работы», однако быстро обратил на себя внимание художников. В 1747 г. он находится уже в «живописной команде Канцелярии от строений» и работает под руководством И. Я. Вишнякова и Д. Валериани. В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры. В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.

В 1765 г. художник оказался в Париже, в поразившей его атмосфере свободы, независимости, почтительности. Там написал единственное свое достоверное произведение - это знаменитая картина «Юный живописец», одна из первых в русском бытовом жанре.

Судя по лицам, костюмам, обстановке - изображены французы. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений. С меткой наблюдательностью изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Фирсов замечательно передает естественность поз и движений. Мастерскую заливает ровный солнечный свет. На стенах - картины, на столе - женский мраморный бюст, несколько книг и манекен из папье-маше, изображающий фигуру человека. В русской живописи того времени трудно найти столь же непринужденно, свободно переданное пространство. Колорит картины розово-серый, серебристый.

Конечно, Фирсов был знаком с живописью Ж.-Б.-С. Шардена, однако просто подражателем не стал. Он заимствовал главный художественный принцип - увидеть поэзию повседневности и запечатлеть, остановить жизнь в момент ее наибольшей одухотворенности.

Увы, Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел «крайнюю нужду», так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.

В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «A. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Не все имена русских живописцев дошли до нашего времени. Ивану Ивановичу Фирсову, в какой-то мере повезло. Его авторство единственной дошедшей до нас картины было окончательно подтверждено лишь в начале ХХ века.

В 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».

Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец», остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

Замечательные полотна. Л., 1966