Источник психологического знания. Психологические источники заболеваний - самое интересное в блогах

Психологическое знание традиционно выступает в трех ипостасях: (1). знание психологических понятий и теорий; (2). знание фактов и закономерностей, обнаруженных другими исследователями и описанных ими в литературе; (3). психологическое знание о конкретном человеке. Рассмотрим последовательно эти разделы.

Первый раздел можно было бы назвать теоретическим. Однако вряд ли мы можем говорить о единой международной или даже единой российской психологической терминологии. Знание психологических понятий можно сравнить со знанием языков – родного и иностранных. Родной язык будет составлять терминология, принятая в психологической школе, в которой сформировался данный психолог, иностранными – все остальные. Это не освободжает психолога, претендующего на определенную образованность, от необходимости знать и иностранные языки. Знание психологических понятий предполагает терминологическое многоязычие, то есть активное владение по крайней мере основными терминологическими языками. Знание психологических понятий – это умение дать им разные определения и проанализировать вытекающие из этих различных определений следствия. Таковыми следствиями являются определения других психологических понятий, связанных с первоначально определенным понятием.

Один из способов преодоления этого противоречия состоял в отстранении психологии от собственного предмета, когда психолог делал вид, что он сам субъективно не участвует в процессе психологического обследования или что его личное участие не вносит никаких изменений в результаты обследования (или вносит минимальные искажения, на которые можно сделать впоследствии соответствующую поправку).

Переходя теперь к такой разновидности психологического знания, как выявленные в экспериментах закономерности, мы должны прежде всего обратить внимание на то, что многие из них были получены в искусственном вакууме психологического эксперимента, нарушающем реальные условия психической жизни и человеческого взаимодействия. В сущности, знание чужих экспериментальных результатов и выявленных другими исследователями закономерностей – это знание чужих интерпретаций того, что было объявлено этими исследователями экспериментальным фактом.

Мы приходим к тому, что психологическое знание – это знание, обобщающее знания о конкретных людях. Путь психологического познания – путь постижения сначала одного человека, выявления закономерностей, присущих одному этому человеку. Следующим шагом является изучение другого человека и установление присущих ему закономерностей психической жизни. Если какие-то из выявленных индивидуальных закономерностей совпадают, мы можем говорить уже о более общей закономерности. Единицей психологического исследования, таким образом, является не какой-то отдельный показатель или частная характеристика, а индивидуальная закономерность психической жизни.

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь не только научные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» очень часто встречаются в обыденной жизни и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, два важных типа психологических знаний - житейскую и практическую психологии, которые от научной отличаются методами получения знания и критериями его истинности, а также особенностями построения и обоснования своих положений.

Житейская психология - это психологические знания, которые накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его индивидуальной жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния другого человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: «В тихом омуте черти водятся», «Мягко стелет, да жестко спать», «Пуганая ворона и куста боится», «Хвалу, честь и славу и дурак любит», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Повторение - мать учения». Богатый психологический опыт накоплен в сказках.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Они всегда характеризуют поведение, мысли и чувства людей в конкретных, хоть и типичных ситуациях. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении.

Практическая психология. Ее главная цель - психологическая помощь людям. Практическая психология - отчасти искусство, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом ее принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и соответствующих психологических знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определенную практическую ценность. Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что становится основой формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им.

Еще одна особенность практической психологии - целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом-практиком, не приносит результатов, когда его используют другие его коллеги. В практической психологии личность психолога - неотъемлемая часть метода.

Практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно излагать материал на основе примеров из своего профессионального опыта. Поэтому многие популярные книги по психологии написаны психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, отдельных случаев из профессиональной практики привлекает внимание читателей.

Накопление психологических знаний происходило в разных науках и сферах человеческой деятельности, - везде, где нужны были знания о душевном мире и поведении людей. По мнению одних авторов, слово "психология" появилось в литературе в XVI веке, по мнению других - в XVIII. Мнения историков по поводу того, как возникло слово "психология", расходятся. В буквальном переводе с греческого оно означает "учение о душе" или "наука о душе" - соответствующие греческие корни psyche (душа) и logos (наука, учение). И в житейской психологии, и в искусстве чаще используется слово "душа", слово "психология" употребляется реже. И, наоборот, в науке понятие "душа" теперь используется сравнительно редко; более научным считается понятие "психика".

Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова "психология" и "психологический" можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

2) искусство,

3) научная психология,

4) практическая психология,

5) парапсихология.

Житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их содержанием. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. "Такая уж у него психология ", - говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он просто псих", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии - признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний - произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833-1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. "Какой художник, и какой психолог!"- говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, "что" изображают, но и то, "как" это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве - узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний - конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина, 1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово "психолог" используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог - это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

Научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности... Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений - две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний - их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии - прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

Практическая психология

Четвертый источник психологических знаний - практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Парапсихология

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. "Эзотерическое знание" буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность - главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин, 1995).

На протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами заслуживающей внимания и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой. Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений, не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по: Леонтьев, 1995,с.170-172).

Порой эзотерическая психология, включающая в себя мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается в качестве важнейшего направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127). Трансперсональная психология С. Грофа, с нашей точки зрения, также может быть причислена к этой области.

Итак, виды психологических знаний достаточно многообразны. Многообразно и употребление слова "психолог".

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами.

Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ.

2. Гиттельсон Б. Парапсихология - это просто. М.: Агентство "ФАИР", 1997.

3. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

4. Дружинин В.Н. Личность и гороскоп // Психологический журнал. 1995. Т.16, № 3. С. 44-52.

5. Климов Е.А. Гипотеза "метелок" и развитие профессии психолога // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1992. № 3. С. 3-12.

6. Климов Е.А. Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания (1995) // Психология профессионала: Сб. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. С. 246-250.

7. Леонтьев Д.А. Самая обыкновенная парапсихология // Психологический журнал. 1995. Т.16, №1. С. 170-172.

8. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения. Львов: Инициатива; Киев: Ника-центр, Вист-С, 1999.

9. Сироткина И.Е. Литература и психология: из истории гуманитарного подхода // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 75-85.

10. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.

11. Эткинд A.M. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 20-30.


Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Красноярский государственный аграрный университет

Институт экономики и финансов АПК

Контрольная работа по психологии и педагогике

Вариант №2

Выполнила:

Близниченко Е.А

Экономический факультет

2 курс – ускоренный, БУ-21 ___________________

Специальность 080109.65

Проверила:

Лащинская Н.Д ____________________

Красноярск 20 10

    Источники научного психологического знания.

    Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Теории личности: социологическая.

    Педагогика как наука о воспитании. Предмет, объект, задачи, функции и методы педагогики.

    Образование как общечеловеческая ценность. Сущность образования как педагогической категории.

    Источники научного психологического знания.

Научное психологическое знание - это знание детерминистическое, "т.е. такое, которое ищет закономерную причинную обусловленность явлений взаимодействием материальных факторов…". Исходя из этого, следует, что утверждение детерминистического подхода, состоящего в выявлении причин и закономерного характера изучаемых явлений, их логического доказательства и опытного обоснования является главным критерием, отделяющим научные взгляды на психику от иных представлений, возникающих в этой области.

Есть две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.

Основные отличия житейских психологических знаний от научных:

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этою она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совладают с житейскими по своей внешней форме (выражаются теми же словами). Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок. В отличие от этого научные психологические знания рациональны, вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - ею конкретного и интуитивного характера.

4. Отличие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. 8 научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

5. Преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения.

По сравнению с житейской психологией, научная представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и развития. Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.

2. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Теории личности: социологическая.

В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.

Понятие индивид рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида и не содержат психологические свойства, однако они необходимы для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности, как, например, кора больших полушарий необходима для развития познава-

тельных процессов.

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, т.е. не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, становясь все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди. В то же время какие-то черты, не востребованные ситуацией, наоборот, затухают, какие-то частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная психология выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый, связанный с особенностями строения и динамики работы нервной системы, представлен отдельными чертами или качествами, например скоростью переключения или ориентировки. Поскольку эти черты связаны, как было сказано, с динамикой, они получили название психодинамических качеств. Латеральная организация мозга (т.е. доминирование право-

го или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.

Однако важны не столько сами по себе эти черты, сколько их связь между собой, та диспозиция индивидуальных особенностей, которая складывается в определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это сочетание отдельных черт и обеспечивает своеобразие поведения, общения и познания человека, которая проявляется в индивидуальном стиле жизни, присущем ему.

Понятие субъект связано прежде всего с пониманием того факта, что активность исходит именно от него, а не извне. Субъект как носитель активности сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как

источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружающая ситуация, психологическое поле предметов, может лишь актуализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения.

Понятие личность подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. Так как все люди, не подвергшиеся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (дети-Маугли), испытывают эти воздействия среды, следовательно, каждый человек является личностью в этом плане, потому что его индивидные предпосылки развития психики изменяются и под воздействием культуры, социума. В то же время существует еще один уровень в развитии личности, подразумевающий способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознанный выбор и преодолеть давление поля, ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды приходят в противоречие с ведущей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

характеристика подросткового возрастаШпаргалка >> Психология

Его изучения. Содержание программы составляют научно -психологические знания , а также умения их практического использования... является ее общий теоретический источник . Этим источником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида...

  • Психологическая поддержка менеджеров в Московском банке Сбербанка России

    Реферат >> Менеджмент

    Деятельности прочной основы в виде научно -психологических знаний . Эта деятельность будет тем успешней... его источник . Психологическая поддержка менеджеров - система психологических способов и методов, способствующих оптимизации их психологического ...

  • Психологические подходы и проблемы эффективной психотерапии, психокоррекции и профилактики нарко

    Реферат >> Психология

    Отсутствие чёткой научно -психологической концепции наркозависимой личности, и как следствие, недостаточность знаний о психологии наркозависимости... признание непознанности (эмпирической непознаваемости) конечного источника этой детерминации той самой тайной...

  • Психологические знания социальный работник приобретает из самых различ­ных источников, как общих , какие доступны ему на протяжении длительного отрезка времени, так и частных , когда информацию о том или ином психологическом явлении или событии можно получить по конкретным деталям или в течение краткого промежутка времени.

    Общие источники условно распределяются по четырем большим группам (Немов Р.С. , 1998).

    Первый источник , с ним человек сталкивается в детстве, - это окружающие его люди: мать, отец, родственники, заменяющие их люди. Они психологически оценивают ре­бенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе; в результате у него скла­дывается определенная самооценка, которая, по сути, является оценкой, сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что он сам видит, общаясь с ними и изучая о них отзывы окру­жающих. Соотнося собственные впечатления с оценками других, человек формирует образы этих людей.

    Вторым источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой дея­тельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей дея­тельности и деятельности других, человек формирует пред­ставление о собственных качествах, способностях и возмож­ностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и прочих персональных качеств. Сопоставляя чьи-то достижения со своими собствен­ными успехами и неудачами, человек формирует образы дру­гих людей.

    Третьим источником психологического само­познания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, когда человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тес­ты, дополнительно используемые в иных случаях, дают наиболее достоверную и точную инфор­мацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах лю­дей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосред­ственно.



    Четвертый источник психологических зна­ний - произведения науки, литературы и искусст­ва. Бесценным источником, можно сказать, учебником психологического по­знания людей являются произведения великих писате­лей, знатоков человеческих душ: это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой, Стендаль, Бальзак и др.

    Естественно, психологическое познание другого человека не ограничивается только глобальными источниками. Более частными , но вполне предметными источниками для пополнения психологических знаний социального работника о человеке могут быть следующие.

    1. Рукопожатие , которое может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность:

    слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук - безразличие;

    продолжительное рукопожатие и влажные руки - сильное волнение;

    немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой - дружелюбие;

    ладонь, повернутая вниз , - желание главенствовать;

    ладонь вверх - покорное рукопожатие, передача инициативы другому;

    руки партнера остаются в одинаковом положении - ува­жение;

    прямая, не согнутая, рука - напоминание о неравенстве;

    пожатие кончиков пальцев - сохранение дистанции;

    жест «перчаткой» - честность партнера, ему можно доверять.

    2. Конституция тела , при этом:

    хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные и худые ноги (лептосоматик) - указывают на склонность к колебаниям эмоций, упрямство, неподатливость, замкнутость, трудности в приспособлении к окружающим (шизотимик);

    выраженная жировая ткань, тучная конституция, средний или маленький рост, большой живот, круглая голова на короткой шее (пикник) - данные признаки указывают на перепады эмоций между радостью и печалью, легкость в контактах с людьми, реалистичность во взглядах (циклотимик);

    развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра (атлетик) - все это свидетельства спокойного нрава, малой впечатлительности, сдержанности жестов и мимики, невысокой гибкости мышления, часто мелочности (иксотимик).

    3. Индивидуальность (графологичность) почерка ,по ней можно судить об индивидуальных особенностях человека. При этом выделяются следующие закономерности (Щеголев И. , 2007. С. 12–13):

    Почерк характеризуется сте­пенью геометрической выдер­жанности письма. Речь идет о выровненности линий, строк и полей, величине ин­тервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степень выдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии, спо­собно-сти напряженно трудиться, уравновешенности характера.

    Всякие преувеличения в по­черке указывают на стремление автора письма выделить­ся, обратить на себя внимание, компенсировать отсутствие желаемых качеств.

    Витиеватость почерка гово­рит о самодовольстве, хвастливости, ограниченно­сти, нарочитости поведения.

    Волнистые линии в письме и в подписи присущи людям изворотливым, хит­рым, умеющим приспособиться.

    Обилие угловатых линий в пись­ме указывает на твердость, настойчивость, конфликт­ность.

    Закругленность линий в письме характерна для миролюбивых людей, сгла­живающих конфликты, умеющих под­дер­живать добрые отношения.

    4. Особенности лица (физиогномические данные) также могут многое сказать о человеке. К примеру, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера в 10 тысячах досье показали:

    темноглазые дети более жизнеспособны и инициативны;

    темно-голубые глаза у взрослых - признак настойчивости и склонности к сентиментальности; к тому же эти люди капризны;

    люди с темно-серыми глазами упрямы и смелы, вспыльчивы и злопамятны, ревнивы, но однолюбы;

    кареглазые веселы, остроумны, вспыльчивы, влюбчивы, но непостоянны во всем;

    светло-карие глаза указывают на застенчивость, склонность к уединению;

    синеглазые - романтики, правдивы, но амбициозны и эгоистичны;

    зеленые и серо-зеленые глаза - люди с сильной волей, постоянны, целеустремленны, но жестки и несговорчивы.

    5. Мимические выражения несут более 70% информации о том, что переживает человек. Установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию - на 38% и через слова - лишь на 7%. К примеру, взгляд может быть:

    деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает созда­ние серьезной атмосферы делового партнерства;

    светским, ког­да взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) - это способствует созданию атмосферы светского непри­нужденного общения;

    интимным, когда взгляд направлен ниже лица - на другие части тела до уров­ня груди; такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении.

    6.Жесты могут подразделяться на следующие виды (Ниренберг Дж., Калеро Г. , 1990):

    жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание ука­зательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.;

    жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирами­ды; раскачивание на стуле;

    жесты нервозности и неуверенности - переплетенные паль­цы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу паль­цами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.;

    жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

    жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытира­ние влажных ладоней о ткань;

    жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

    жесты расположения - прикладывание руки к груди; пре­рывистое прикосновение к собеседнику и др.;

    жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

    жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосно­вение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; «бегающий взгляд» и др.

    Но и этот перечень является далеко не исчерпывающим. О человеке дает информацию буквально каждая деталь, с ним связанная. Информативны в психологическом плане и такие факторы, как: возраст человека, фамилия, имя, отчество, дата его рождения, особенности одежды, аксессуары, манера улыбаться и смеяться, особенности речи и т.д. Заслуживают внимания нюансы в изменении поведения человека в сравнении с общим контекстом взаимодействия с ним.

    1.4. Психология социальной работы: