Человеческое состояние названо искусственным. Философия в первом приближении. Социальные функции культуры

Комментарий:

134. Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

(По П.С. Гуревичу)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты.

1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.

2) Культура как единство с природой и преодоление природы.

3) Многообразие культур и их творцов.

4) Культура как деятельность и творчество.

2. Писатель решил создать роман о жизни своих современников. Сначала он несколько месяцев выстраивал основную сюжетную линию. После того как писатель определился с образами своих героев, он приступил к работе, и через год роман был издан. Какой фрагмент текста объясняет эту последовательность действий? Какой вид искусства представлен в данном примере?

1) фраза текста: «человеческие творения возникают первоначально в мысли, в духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы»;



2) вид искусства – литература

3. О каком подходе к определению культуры идёт речь в тексте? В чём, по мнению автора, заключается недостаток этого подхода?

2) ответ на второй вопрос: недостаток этого подхода заключается в том, что, по мнению автора, получается «будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает».

Должны быть даны ответы на два вопроса:

1) ответ на первый вопрос: деятельность человека не дана природой всецело, хотя связана с тем, что природа даёт сама по себе;

2) ответ на второй вопрос: человек претворяет и достраивает природу.

Могут быть приведены и проиллюстрированы примерами следующие ответы автора:

1) «человек творит на природном ландшафте» (допустим, при определении места строительства нового здания учитываются особенности земельного участка);

2) человек «пользуется ресурсами природы» (например, гончар изготавливает посуду из глины, скульптор использует природный камень);

3) человек «раскрывает собственный природный потенциал» (например, у одних людей проявляются задатки к художественному творчеству, у других – к спорту, у третьих – к математике).



6. Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: культурным можно назвать человека, который обладает разносторонними знаниями в разных областях, у которого сформированы высокие духовные гуманистические ценности; культурный человек, как правило, занимает активную жизненную позицию;

2) мера и соответствующее пояснение, допустим: родители приобщают ребёнка к культуре, водят его в музеи, театры, читают ему книги (тем самым с детства развивают в ребёнке тягу к знанию (познанию мира), формируют моральные представления, развивают инициативу и т.п.).

135. Целенаправленную деятельность человека по получению знаний и умений называют

1) моралью

2) образованием

3) творчеством

4. Предмет философии «Первым на ум приходит определение философии как познания Универсума. Однако это определение, хотя оно и верно, может увести нас в сторону от всего того, что ее отличает: от присущего ей драматизма и атмосферы интеллектуального героизма, в которой живет философия и только философия. В самом деле, это определение представляется антитезисом возможному определению физики как познания материи. Но дело в том, что физика сначала очерчивает границы последней и только затем берется за дело, пытаясь понять ее внутреннюю структуру. Математик также дает отделение числу и пространству, т. е. все частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой. Иными словами, физику и математику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, поэтому они начинают не с проблемы, а с того, что выдается или принимается за известное. Но что такое Универсум, на розыски которого, подобно аргонавту, смело отправляется философ, неизвестно. Универсум – это огромное и монолитное слово, которое, подобно неопределенному, широкому жесту, скорее затемняет, чем раскрывает это строгое понятие: все имеющееся. Для начала это и есть Универсум... Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно. Нам более или менее известно, что такое часть, доля, осколок Универсума. По отношению к объекту своего исследования философ занимает совершенно особую позицию, философ не знает, каков его объект, ему известно о нем только следующее: во-первых, что это не один из остальных объектов; во-вторых, что это целостный объект, что это подлинное целое, не оставляющее ничего вовне себя и тем самым единственно самодостаточное целое. Но как раз ни один из известных или воображаемых объектов этим свойством не обладает. Итак, Универсум – это то, чего мы по существу не знаем, что нам абсолютно неизвестно в своем положительном содержании. Совершая следующий круг, можно сказать: другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой – это именно то, что не может быть дано; поскольку это целое нам не дано, оно в самом существенном смысле должно быть искомым , постоянно искомым. <…> Философия, исповедующая чистый теоретический героизм, никогда не шла надежным, спокойным и буржуазным путем. Как и ее объект, она является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины Аристотель: философия – наука, которая себя ищет. Однако в вышеприведенном определении "философия – это познание Универсума" слово "познание" имеет иное значение, чем в прочих научных дисциплинах. Познание в строгом, изначальном смысле – это конкретное позитивное решение проблемы, т. е. совершенное проникновение субъекта в объект с помощью разума. <…> Поэтому я предлагаю, определяя философию как познание Универсума, понимать под этим целостную систему умственной деятельности, в которую систематически организуется стремление к абсолютному знанию. Итак, совокупность мыслей может стать философией при одном условии: реакция разума на Универсум должна быть такой же универсальной, целостной – короче, должна быть абсолютной системой. <…> Только в определённых точках доктринальный корпус физики соприкасается с реальностью природы – в экспериментах. И его можно варьировать в тех пределах, при которых эти точки соприкосновения сохраняются. А эксперимент представляет собой манипуляцию, посредством которой мы вмешиваемся в природу, принуждая её к ответу. Однако эксперимент раскрывает нам не саму природу как она есть, а только её определенную реакцию на ваше определённое вмешательство. Следовательно, так называемая физическая реальность – и это мне важно формально выделить – реальность зависимая, а не абсолютная квазиреальность, вот она обусловлена человеком и связана с ним. Короче, физик называет реальностью то, что происходит в результате его манипуляций. Эта реальность существует только как функция последних. Итак, философия ищет в качестве реальности именно то, что обладает независимостью от наших действий, не зависит от них; напротив, последние зависят от этой полной реальности. <…> Универсум – это название объекта, проблемы, для исследования которых родилась философия. Но этот объект, Универсум, настолько необычен, так глубоко отличается от всех остальных, что, конечно же, требует от философа совершенно иного подхода, чем в других научных дисциплинах. Формально я понимаю под Универсумом "всё имеющееся". То есть философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своём обособленном и, так сказать, отдельном существовании, – напротив, его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи – то, что её отделяет от других вещей или объединяет с ними: её место, роль и разряд среди множества вещей… Мы понимаем под вещами не только физические и духовные реалии, но также всё ирреальное, идеальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно имеется. Поэтому я предпочёл слово "иметь"; я даже говорю не "всё существующее", а "всё имеющееся". Это "имеющееся" охватывает самый широкий круг предметов, какой только можно очертить, настолько широкий, что включает вещи, о которых мы непременно скажем, что они имеются, но не существуют. Например, круглый квадрат, нож без черенка и лезвия… <…> Философия с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе – неразрешимая проблема. [Это так в случае, если Универсум, то есть всё имеющееся, непознаваем – по одной из двух причин: или мы неспособны его познать, или он сам по себе, по своей структуре непроницаем для мысли, ибо иррационален]. <…> В частных науках не возникает сомнения в познаваемости их предмета, там можно сомневаться в возможности полного познания и сталкиваться с некоторыми частными неразрешимыми проблемами в пределах своей общей проблемы. И даже, как в математике, доказывать их неразрешимость. Сама позиция ученого подразумевает веру в возможность познания своего объекта <…> И в обратном порядке, физической проблемой считается только то, что можно измерить и методически рассмотреть. Лишь философ в качестве существенного элемента своей познавательной деятельности допускает возможность непознаваемости своего предмета. А это означает, что философия – единственная наука, рассматривающая проблему таковой, какова она есть, без предварительного насильственного приручения. [Наука занимается практическими проблемами:] камень, лежащий на пути, мешает нам двигаться вперед. Практическая проблема состоит в том, чтобы заменить наличную реальность на иную, чтобы на дороге не было камня, стало быть, появилось то, чего нет... Практическая проблема – это такое состояние ума, в котором мы проектируем изменение реальности, задумываем появление того, чего пока нет, но нам необходимо, чтобы оно было. В корне отличается от этого состояние, при котором возникает теоретическая проблема. В языке эта проблема выражается вопросом: "Что такое та или иная вещь?" Обратите внимание на странность этого ментального действия, подобного запроса. То, о чем мы спрашиваем: "Что это?" – находится здесь, оно есть – в том или ином смысле, – иначе нам в голову не пришло бы об этом спрашивать. Однако оказывается, что нам недостаточно того, что нечто есть и находится здесь; напротив, нас беспокоит, что это есть и есть таково, каково оно есть, нас раздражает его бытие… Отсюда следует, что теоретическая проблема встаёт лишь тогда, когда мы исходим из того, что есть, что несомненно находится здесь, но тем не менее или в силу этого мыслится так, будто его нет, будто его не должно быть. Таким образом, теория начинается – как это ни парадоксально – с отрицания реальности, с виртуального разрушения мира, с его уничтожения: это идеальное возвращение мира назад к ничему, ко времени до его сотворения и вместе с тем изумление перед его бытием и движение вспять к его истокам. <…> Философия – это познание вселенной, или всего имеющегося… С высоты философии любое другое знание представляется наивным и в некотором отношении ложным, т. е. опять-таки оказывается проблематичным…»

1 вариант

1. Профицит государственного бюджета - это

А. понижение курса национальной валюты

Б. высокий уровень инфляции

В превышение доходов над расходами

Г. отказ исполнять долговые обязательства

2. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан предприятий

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов граждан и фирм над расходами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.

В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шёл через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Ещё Гёте замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных берёзок.

По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, планетарное теперь наступление на природу.

Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы-изгнание из неё всех таинственных, необъяснимых факторов.

Насилие над природой, её разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются.

Человеку пора срочно менять своё отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.

3.1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагмента текста и озаглавите каждый из них.

3.2.Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.

3.3. Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.

3.4. Как вы понимаете связь развитие европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.

3.5. Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными? Проявление какой глобальной проблемы приведены в тексте?

4. Какие значения понятия «общество» вам известны?Приведите примеры.

5. Назовите потребности, которые определяют деятельность человека.

6.Для кого создаются произведения элитарной культуры? Приведите примеры.

7. «Свобода - это в первую очередь, не привилегии, а обязанность» (А. Камю)

2 вариант

1. Все используемые в производственном процессе природные ресурсы называют

А информацией

Б трудом

В капиталом

Г землей

2. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. В основе экономического выбора лежит ограниченность ресурсов.

Б Природных ресурсов недостаточно для полного удовлетворения потребностей общества

1) верно только А

с2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

Есть внутренняя культура - та культура, которая стала второй природой для человека. От нее нельзя отказаться, нельзя просто так отбросить, отбросив заодно и все завоевания человечества. Внутренние, глубинные основы культуры нельзя перевести в технологию, позволяющую автоматически стать культурным человеком. Сколько ни изучай книг по теории стихосложения, никогда настоящим поэтом от этого не станешь. Нельзя стать ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни мало-мальски серьезным специалистом в любой области, пока не овладеешь полностью той или иной частью культуры, нужной для работы в этой области, пока эта культура не станет твоим внутренним достоянием, а не внешним набором правил.

Культура каждой эпохи представляет собой единство стиля (или формы), объединяющего все материальные и духовные проявления этой эпохи: технологию и архитектуру, физические концепции и живописные школы, музыкальные произведения и математические исследования. Культурный человек не тот, кто много знает о живописи, физике или генетике, а тот, кто осознает и даже чувствует внутреннюю форму, внутренний нерв культуры. Культурный человек никогда не является узким специалистом, не видящим и не понимающим ничего за рамками своей профессии. Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле. Интересно, что в развитой культуре даже не слишком даровитому художнику или ученому, поскольку он сумел к этой культуре прикоснуться, удается добиться серьезных результатов. 3.1.

3.2. .Найдите в тексте и выпишите две характеристики культурного человека.
3.
3.В каких предложениях текста говорится о значении внутренней культуры в жизни человека? Выпишите любые три предложения.
3.
4.В тексте говорится: «Чем больше я знаком с другими направлениями развития культуры, тем больше я смогу сделать в своем собственном деле». На примере любых двух выдающихся деятелей подтвердите это утверждение.
3.
5.В годы революций в разных странах находились люди, призывавшие отбросить старые культурные ценности и начать строить новую культуру «с чистого листа». Возможно ли это? Выпишите из текста фразу, помогающую ответить на этот вопрос.

3. 6.Каково, по вашему мнению, влияние культуры на формирование личности? С опорой на текст, обществоведческие знания и личный опыт приведите два объяснения.

4. Почему человек обособился от природы?

5.Назовите характерные черты трудовой деятельности человека?

6. Назовите цель создания массовой культуры. Почему произведения этой культуры пользуются большим спросом, элитарной?

    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество»

3 вариант

1. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?

А. капитал

Б здание

В сооружение

Г оборудование

2. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. Факторам производства свойственна ограниченность, что требует от фирмы решения проблемы экономического выбора.

Б. К факторам производства относят капитал, землю, труд, информацию и предпринимательские способности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прочитайте текст и выполните задания.

В первом приближении культуру можно определить так: культура - это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т. е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.
Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше воображение - есть продукт культурного воспитания.
3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
3.2. Какие две точки зрения на происхождения понятия культура приведены в тексте?
3.3.В тексте культура характеризуется как «все то что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишете объяснение каждой из этих характеристик

    1. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир»

3.5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формировании личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспитания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не

значительна.

Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения.

3.6. В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли вы с утверждением? Приведите два аргумента своего мнения

4. Назовите основные социальные институты общества.

5. Какие исторические события способствовали переходу к индустриальному обществу?

6. Поясните на примере связь между духовной и материальной культурой.

7. «Неравенство -такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр)

4 вариант

1. Фирма занимается перевозками грузов. К капиталу фирмы относятся

А. перевозимые грузы

Б менеджеры предприятий

В страховые платежи

Г. автотранспортное средство

2. Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Экономическая система определяет механизм распределения ограниченных ресурсов.

Б. Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Прочитайте текст и выполните задания.

Некоторые фирмы предпочитают продавать свой товар не обычным способом, через магазины и торговые точки, а используют специальных агентов-распространителей. Так реализуют свою продукцию некоторые парфюмерно-косметические компании, фирмы - производители пищевых добавок. Основная особенность такого способа реализации продукта заключается в непосредственном контакте представителя фирмы с покупателями. Система сбыта товара через распространителей-консультантов получила название «сетевой маркетинг». Для покупателей подобное распространение выглядит следующим образом. Распространитель предлагает клиенту полный ассортимент продукции определённой фирмы. При этом продавец выступает в роли консультанта. Он всё знает об особенностях каждого продукта фирмы и готов часами рассказывать о его свойствах, дать попробовать любой товар, подобрать то, что подходит конкретному клиенту, обменять неподошедший товар, предоставить скидки.

Теперь попытаемся взглянуть на систему сетевого маркетинга изнутри. Для чего фирмы прибегают к подобной системе распространения товара и почему агенты сетевого маркетинга оказываются такими заинтересованными продавцами?

Подобный сбыт ориентирован на персональную работу с покупателем. Фирма убеждает покупателя, что её продукт должен подбираться индивидуально, поэтому он не может продаваться в магазине. Для того же чтобы понять, что движет распространителями, стоит обратить внимание на слово «сетевой». Действительно, распространители представляют собой сеть, причем построена эта сеть по принципу пирамиды. Обязанность агента - ежемесячно брать товар на определённую сумму. Он получает доход от каждой проданной единицы товара. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы продать товар, - от того, сколько он продаст, безусловно, зависит толщина его кошелька. Кроме продажи, агент заинтересован в том, чтобы сагитировать покупателя тоже стать продавцом. Как только это ему удалось, фирма начинает выплачивать агенту процент от всех продаж нового продавца. Агенты получают дополнительный доход, а фирма расширяется за счет новых распространителей.

Пирамида сетевого маркетинга похожа на финансовую. Она строится по принципу геометрической прогрессии. Людей, находящихся на её вершине и просто получающих доход от работы привлечённых ими агентов, значительно меньше, чем непосредственных распространителей. Но, в отличие от финансовой пирамиды, она не построена на обмане покупателей. Каждый сам решает для себя, становиться ему агентом или нет.

3.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3.2. Какова основная особенность реализации товаров через агентов-распространителей? Какие преимущества, по мнению авторов текста, дает потребителям подобный способ приобретения товаров?

3.3. Используя текст, объясните, почему фирмы и агенты заинтересованы в сетевой системе распространения товара.

3.4. Почему по системе сетевого маркетинга чаще всего продаются парфюмерно-косметические товары и биологически активные пищевые добавки? С опорой на текст и личный социальный опыт выскажите три предположения.

3.5.Какие советы о том, как не стать жертвой агентов сетевого маркетинга, вы могли бы дать покупателю? С опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт сформулируйте три совета.

3.6.Согласны ли вы с тем, что пирамида сетевого маркетинга существенно отличается от финансовой пирамиды отношением к покупателю (клиенту)? С опорой на текст и обществоведчекие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

4. Какой вид хозяйственной деятельности является основным для традиционного, индустриального и информационного общества?

5. Согласны ли вы с утверждением, что главным отличием человека от животных является орудийная деятельность?

6.Как вы думаете, почему в рациональном 21 веке религия по-прежнему пользуется столь большим влиянием?

7. «Семья более священна, чем государство» (Пий 11).

В первом приближении явление можно определить как внешнюю , а сущность - как скрытую глубинную сторону действительности. Идя далее, сущность следует характеризовать как важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое под явлением, или, точнее, в явлении . Сущность - квинтэссенция явления. Квинтэссенция, или сущность, жизни, в каких бы многообразных формах она не проявлялась, состоит в самосохранении путем приспособления к среде. Наиболее общая сущность человека - в производстве, творении своей собственной жизни путем преобразования природы.

В немарксистских философских системах явление и сущность абсолютизировались, чрезмерно противопоставлялись или отождествлялись. Так, для «наивного реализма» мир таков, каким он кажется; цвета, запахи, вкусы и т. д. - свойства самих вещей. С противоположной точки зрения сущности вещей отделены непроходимой пропастью от их внешних выражений. Так, для элеатов явления подвижны, а сущность бытия абсолютно неподвижна. Бог любых разновидностей религии - абсолютно неизменная сущность, каким-то образом приводящая в движение вещи, а человеческая сущность - не столько в нем самом, сколько в душе как «частице божией».

С позиций субъективного идеализма вещи - комплексы ощущений, а сущности - приписываются вещам нами. Кант считал сущности вещей-в-себе непознаваемыми, вместе с тем он ввел представление о мыслимых сущностях , которые приписываются вещам рассудком или разумом.

Категории явлений и сущности - весьма сложные понятия, включающие в себя стороны или моменты действительности, отображенные рядом других категорий. Сущность - прежде всего общее , а явление - целостная совокупность единичных . Для сущности характерна прежде всего необходимость , в явлении бросается в глаза случайность. Однако явление имеет также общие черты (например, внешнее сходство вещей), а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но - существенно особенное и индивидуальное . Сущность - это наиболее важное, основное, глубинное, определяющее в общем, особенном и единичном, явление - их непосредственное, внешнее выражение.

Неверно считать, что сущности человеческих индивидуумов - это только общее между ними, поскольку реальные человеческие личности превращаются тогда в «проявления» или феномены одной и той же безликой сущности. Человеческая сущность несет в себе общее (которое составлено бесконечным числом уровней, вплоть до всеобщего), особенное и единичное. Сущность каждого человека индивидуализирована, что в значительной мере обусловливает сущностные свойства человека - труд, мысль, общение, свободу, ответственность и т. д.



Индивидуальность человеческой сущности выражается прежде всего в ее отдельном существовании, существовании в отдельных индивидах. Индивидуальность несет в себе и некоторое более важное, «качественное» содержание. Каждый человек - неповторимый микрокосм.

Являются ли индивидуальными сущностями отдельный химический атом или элементарная частица? Или индивидуальную сущность приобретает только человек?

Имея свое специфическое содержание, явление в то же время есть выражение сущности. Всякое явление поэтому существенно, несет в себе сущность. Всякая сущность проявляется, т. е. существует только в явлениях, через явления. Сущность находится в явлениях, а не за явлениями. «...Сущность является,- писал Ленин.- Явление существенно»1 . Так, обмен товарами есть выражение обособленного характера труда. Вся совокупность жизненных явлений есть выражение тенденции сохранения и развития жизни.

Явление несет в себе сущность и некоторое свое, специфическое содержание. Явление поэтому никогда полностью не совпадает с сущностью и искажает ее. Цвета, запахи, вкусы и т. д. - не сами действительные свойства вещей, а лишь их выражения, субъективные образы. Механизм начисления заработной платы при капитализме создает иллюзию того, что это есть плата за весь труд рабочего, за все его рабочее время (почасовая оплата). Однако, как показал Маркс в «Капитале», заработная плата есть лишь выражение стоимости рабочей силы, в то время как другая часть созданной работником стоимости - прибавочная стоимость присваивается капиталистом (индивидуальным или совокупным).

Искажая сущность, явление выступает как кажимость , или видимость . Однако это искажение относительно, ибо в конечном счете явление адекватно выражает сущность. Кажимость в конечном счете «оттеняет», подчеркивает истинную сущность вещей.

В процессе развития сущность остается более устойчивой, явление - изменчивым, текучим. Способ развития сущности недостаточно исследован в философской науке. Этот способ включает два момента. Прежде всего, развитие может выражаться в изменении отдельных элементов сущности - исчезновении одних, возникновении других. Так, некоторые существенные элементы возникли в сущности современного капитализма, хотя в общем и целом она остается той же самой, основанной на присвоении прибавочной стоимости одним классом. Второй элемент или способ развития заключается в том, что, сохраняя одни и те же наиболее общие и абстрактные черты, сущность наполняется все более богатым и сложным содержанием. Этот способ развития сущности заключается в аккумуляции все более богатого содержания в пределах одних и тех же наиболее общих черт вещи. Таким является, например, развитие общественной собственности от первобытно-общинного строя до коммунистического.

В силу бесконечности мира «вширь» и «вглубь» сущности вещей не являются одноплановыми, они образуют бесконечную систему уровней.

Человек живет в сущностном и являющемся мире, есть порождение мировой сущности и в то же время - высшая сущность в мире. Человек существует поэтому познавая и практически осваивая явления и иерархическую последовательность сущностей бесконечного мира. Человек имеет дело с двойственным, противоречивым миром, который далеко не таков, каким он кажется. Человек поэтому бесконечно приближается к познанию неисчерпаемой и бесконечной мировой сущности и своей собственной.

Познание и практическое освоение мира идет от явления к сущностям все более глубоких уровней или порядков. «Мысль человека,- писал Ленин,- бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца »1 .

Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования. Развитие человека в этом смысле - это движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей сущности.


В первом приближении культуру можно определить так: культура - это все то, что не природа. Все, что сделано руками человека. Культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном , т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхо­ждение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому - по корню глагола «культивировать» - обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» - от совокупно­сти религиозных, ритуальных действий, с помощью которых че­ловек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: все, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы - ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звездное небо - продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звезды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звездного неба. Все, что мы видим во­круг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколе­ний. Мир, справедливо замечал в свое время К. Маркс, есть про­дукт промышленности и торговли, это - «сделанный» мир. Все, что мы представляем собой - наши мысли, чувства, наше вооб­ражение, - есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик .


С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением ? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Ответ:

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) сущность понятия «культура»;

2) роль культуры в жизни человека и общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.



Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным.

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отража­ют основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две точки зрения на происхождение понятия «культура» приведены в тексте? Ответ


С2

Должны быть приведены следующие точки зрения:

1) культура как обработка почвы;

2) культура как производная от понятия «культ».

Данные точки зрения могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках



Приведены две точки зрения

2

Приведена одна любая точка зрения

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. В тексте культура характеризуется как «все то, что не природа» и «вторая природа». Найдите и выпишите объяснение каждой из этих характеристик. Ответ :


С3

Могут быть выписаны следующие объяснения:

1) Культура - «все то, что не природа», т.к. - это «все, что сделано руками человека»;

- «культура - тот искусственный мир, который человек создает вокруг, чтобы поддержать себя в своем искус­ственном, т.е. человеческом, состоянии»;

2) «Культура давно стала для человека второй приро­дой: все, что он видит в мире, он видит через культуру».

Объяснения могут быть даны в иных, близких по содер­жанию формулировках.


Приведены объяснения обоих характеристик.

2

Приведено объяснение одной любой характеристики.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С4. Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение о том, что человека окружает «сделанный мир».


С4

1) большинство людей живет в специально построенных домах, отсутствовавших в природной среде ;

2) большинство людей пользуются специально изготов­ленной одеждой и предметами быта;

3) жизнь людей регулируется специально созданными со­циальными нормами.

Могут быть приведены другие примеры.


Приведены три примера.

3

Приведены два примера.

2

Приведен один пример.

1

Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С5. На уроке состоялся спор о роли культуры в формирова­нии личности. Одна группа учащихся утверждала, что личность формируется под влиянием культуры в процессе воспи­тания и образования. Другая группа доказывала, что человек формирует себя сам, и зависимость от культурных ценностей не­значительна. Какая из этих точек зрения представлена в тексте? Выпишите из текста фразу, отражающую эту точку зрения. Ответ:


С5

эле менты :

  1. ответ на вопрос : в тексте представлена первая точка зрения;

  2. фраза текста : «Все, что мы представляем собой - на­ши мысли, чувства, наше воображение, - есть продукт культурного воспитания».
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по
содержанию формулировках.

Дан правильный ответ на вопрос, приведен фраг­мент текста.

2

Дан правильный ответ на вопрос

1

Дан неверный ответ на вопрос при наличии или отсутствии фразы текста ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте человеческое состояние названо искусствен­ным. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения (аргумента) своего мнения.


С6

Правильный ответ должен содержать следующие эле менты :

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;


  • 2) приведены два объяснения (аргумента) , например: в случае согласия может быть указано,

  • что в процессе воспитания и самовоспитания человек искусственно ограничивает свое поведение определен­ными рамками, отражающими социальные нормы;

  • некоторые культурные ценности, усваиваемые челове­ком, напрямую противоречат его базовым инстинктам, причиняют вред его природной составляющей;

  • человек живет в искусственно созданном мире, многие его потребности носят искусственный характер;
в случае несогласия может быть указано, что

  • в процессе своего развития человек сформировался как особый биологический вид, отличный от других животных;

  • многие потребности, модели поведения человека явля­ются биологически обусловленными.
Могут быть приведены другие объяснения (аргументы).

Выражено мнение учащегося, приведены два объяснения (аргумента)

2

Выражено мнение учащегося, приведено одно объяснение (аргумент) ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста , приведены два объяснения (аргумента)

1

Выражено мнение учащегося, объяснения не приведены ИЛИ мнение не выражено, но понятно из контекста, приведено одно объяснение ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

Прочтите текст и выполните задания С1 - С6.

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура». Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культу­ра ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культурой, а культурностью.

Культура в современном понимании есть совокупность ма­териальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процес­сов и состояний человека и видов его деятельности.

Специфика культуры как явления состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий труда и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего, тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью .

В соответствии с разделением деятельности на материаль­ную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а, скажем, знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует от­нести продукты духовного производства, идейное систематизи­рованное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусст­ва. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и ве­ществами природы, то духовная культура - это внутреннее бо­гатство сознания, степень развитости самого человека.

Духовная культура не есть какая-то самостоятельная, от­дельно существующая часть культуры. Строго говоря, вне ду­ховной жизни, помимо сознательной деятельности людей куль­тура вообще не существует.

(По статье Э. В. Соколова)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


С2. На основе текста заполни пробелы в таблице

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»?Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.
С6. Автор утверждает, что без «сознательной деятельности людей культура вообще не существует». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту этой позиции.
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответство­вать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:


  1. смысловые оттенки понятия «культура»

  2. специфика культуры;

  3. основные виды культуры;

  4. особенности материальной и духовной культуры.
    Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение до­полнительных смысловых блоков.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фраг­ментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

1

Не выделены основные фрагменты текста ИЛИ на­звания выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих час­тей текста, являясь цитатами из соответствующего
фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

0

Максимальный балл

2

С2. На основе текста заполни пробелы в таблице


С2

Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу, например:

Материальная культура

Духовная культура

Продукт (результат, форма)

вещи, орудия, на­выки, знания, ко­торые являются продуктами ма­териального про­изводства или об­служивают жизнь общества

Продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства

Что воплощает

Степень практического овладения человеком силами и веществами природы

Внутренне богатство сознания, степень развитости самого человека

Данные могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно заполнены четыре пробела

2

Правильно заполнены два-три пробела

1

Правильно заполнен один пробел или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какой аспект общественной жизни, по мнению авто­ра, наиболее всего выражает культура? Используя со­держание текста и обществоведческие знания, объясните мысль автора.


С3

Правильный ответ должен содержать следующие эле менты:

1) аспект общественной жизни, который связан с преем­ственностью;

2) объяснение, например: развитие общества невоз­можно без опоры на опыт предшествующих поколений, который воплощается, прежде всего, в культуре Может быть дано иное объяснение.


Назван аспект, дано объяснение

2

Дано объяснение

1

Назван только аспект или ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Используя личный социальный опыт и факты общест­венной жизни, приведите три примера духовного производства.


С4

Могут быть приведены такие примеры:

  1. композитор пишет музыку для кинофильма;

  2. известный писатель сочинил новый детектив;

  3. ученый разработал новую методику проведения опера­ции на сердце.
Могут быть приведены другие примеры

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведен один пример

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0

Максимальный балл

3

С5. Степан хорошо образован, он увлекается живописью, много читает, посещает все премьерные театральные спектакли. Знакомые говорят о высоком уровне его культуры. В каком смысле в данном случае употребляется слово «культура»? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.


С5

Правильный ответ должен содержать следующие эле­ менты :

1) объяснение приведенного в задании факта , например: в данном случае понятие культура характеризует черты личности Степана.

Может быть дано другое объяснение приведенного в за­дании факта.

2) фрагмент текста : «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы называть не культу­рой, а культурностью».

Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста.


Дано правильное объяснение, приведен фрагмент текста

2

Дано правильное объяснение ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2


С6

Могут быть приведены, например, такие аргументы:

1) произведения культуры создаются в результате целена­правленной деятельности людей - познания, художест­венного или технического творчества, осмысления социальных реалий, т.е. духовного производства; 2) ценности культуры по преимуществу осознанно при­нимаются человеком, он трансформирует их, передает другим свое понимание, т.е. налицо духовная деятель­ность человека.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).


Приведены два аргумента (объяснения).

2

Приведен один аргумент (объяснение).

1

Ответ неверный.

0

2

Прочтите текст и выполните заданияС1-С6

Термин «аудит» означает ревизию, бухгалтерскую про­верку. Аудиторская деятельность - это установление достоверно­сти бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выступая в качестве аудиторов, специалисты по бухгалтерскому учету изучают и кон­тролируют финансовую отчетность компании, дают экспертное заключение относительно ее правильности, надежности и соот­ветствия общепринятым стандартам.