Худ лит в старшей группе. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе. Кто как к зиме готовится

Программные задачи "Художественная литература" для детей 7 года жизни

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки.
, «Как у бабушки козел...»,
, «Ранним-рано поутру...» ,
«Уж я колышки тешу...» , «Николенька гусачок...»,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».
Заклички .
«Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...» ,
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».
Русские народные сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка» , «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого ;
«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России
Поэзия.
В. Брюсов. «Колыбельная»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
А. Майков. «Летний дождь»;
Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);
А. Плещеев. «Мой садик»;
И. Тургенев. «Воробей»;
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»;
Я. Аким. «Жадина»;
А. Барто. «Веревочка»;
Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель »; С. Маршак,
Д. Хармс. «Веселые чижи»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;
М. Яснов. «Мирная считалка».
Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
С. Черный. «Кот на велосипеде»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
М. Москвина. «Кроха»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Фольклор народов мира
Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек» , «Старушка», англ., пер. С. Маршака ;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;
«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.
Сказки .
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.
Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

Для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Русский фольклор

Песенки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Литературные сказки

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

Примерный список для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Примерный список для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А.Афанасьева);

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

Проза

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Л. Пантелеев. «Буква «ты»;

М. Москвина. «Кроха»;

А.Митяе. «Сказка про трехпиратов »

Поэзия.

Я. Аким «Жадина»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

Д. Чиарди. «О том, у кого триглаза»,пер.сангл. Р. Сефа;

Б. Заходер. «Приятная встреча»;

С. Маршак. «Почта»

Литературные сказки.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

О.Прослер. «Маленькая Баба-яга», перс нем. Ю.Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан » (из книги «Сказки у которых три конца»), пер. с итал. И.Константиновой;

«Шляпа волшебника», пер.В.Смирнова;

Т.Янсон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л.Брауде;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».

Перспективное планирование по художественной литературе в старшей группе.

СЕНТЯБРЬ.

Продолжать учить детей внимательно слушать художественный текст, понимать нравственный смысл, мотивированно оценивать поступки, осмысливать образное содержание и значение пословиц. Развивать интерес к поэзии, желание разучивать стихотворения. Подвести детей к пониманию, что книга – это один из источников знаний.

Наша группа. Правовое воспитание.

Что нам лето подарило?

Транспорт.

Подземное царство.

1. Драгунский «Удивительный день»

2. Н. Найденова «Ольга Павловна»

«Новая девочка»

3. О. Высотская «Детский сад»

1. Г. Остер «Советы непослушным детям»

2. Н. Носов «Телефон»

3. В. Коржец «Плохая конфета»

4. Е. Чарушин «Друзья»

1. В. Сутеев «Мешок яблок»

2. Я. Пиняев «Хитрый огурчик»

1. Э. Шим «Кто как одет?»

2. Д. Родари «Большая моркрвка»

3. Е. Неменко «Дачные загадки»

«Стихи об овощах» («Подсолнух», «Помидор», «Капуста», «Перец», «Выква»)

1. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

2. Д. Родари «Дудочкин и автомобили»

1. А. Барто «Жил на свете самосвал»

2. Б. Житков «Что я видел?»

3. М. Ильин «Машины на нашей улице»

4. М Чиарди «О том, у кого три глаза

1. В Зотов «Царство грибов» (из кн. «Лесная мозаика»)

2. «Боровик, боровик» - заучивание

1. В. Бианки «Лис и мышонок»

2. Бажов «Уральские сказы»

3. «Дюймовочка»

ОКТЯБРЬ

Продолжать знакомство детей с разными жанрами художественной литературы. Дать начальные знания о басне, ее жанровых особенностях, подвести к пониманию аллегории , нравственного смысла, переносного значения слов и сочетаний, воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Побуждать детей выразительно читать стихи наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить поэтическую речь.

Город у моря.

Золотая осень.

Человек.

Труд в колхозе.

1. Знакомство с творчеством И. Крылова, его детством. Басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»

2. Ю. Мориц «Домик с трубой»

1. С. Коган «Листки» - заучивание

2. Г. Скребицкий «Осень»

1. В. Смертин «Дождь по улице идет»

2. Н. Минский «Листопад»

3. А. Пушкин «Унылая пора…»

4. К. Бальмонт «Осень»

1. И. Турчин «Человек заболел»

2. Е. Пермяк «Про нос и язык»

1. Э. Мошковская «Нос умойся», «Уши»

2. Е. Носов «Тридцать зерен»

3. Д. Хармс «Веселый старичок»

4. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1. А. Ремизов «Хлебный колос»

2. В. Степанов «Дорога на мельницу»

1. Г. Балл «Новичок на прогулке»

2. «Пирог» - норвежская сказка

3. В. Крупин «Отцовское поле»

4. С. Погореловский «Слава хлебу на столе»

5. Я. Тайц «Все здесь»

6. «Легкий хлеб» - белорусская сказка

7. И. Токмакова «Кем быть?»

8. Я. Дягутите «Каравай»

НОЯБРЬ

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихи, чувствовать напевность языка, передавать с помощью интонации различные эмоциональные состояния. Продолжать знакомство детей с малыми фольклорными формами. Развивать у детей интерес к жанру литературной сказки.

Мы живем на севере.

Осень как время года.

Кто как к зиме готовится

Предметы, которые нас окружают.

Культура поведения.

1. Г. Снегирев «Про оленей», «Пингвиний пляж»

2. Е. Емельянова «Окся – труженица»

3. «Айога» - нанайская сказка.

Сказки Б. Шергина, С. Писахова. Пинежские сказки Ивановой.

1. М. Пришвин «Осинкам холодно»

2. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» - заучивание

1. Малые фольклорные форм (приметы, пословицы, поговорки об осени)

2. Н. Павлова «Первый снег»

3. Н. Минский «Листопад»

4. «Осень»

5. Н. Сладков «Осень на пороге»

1. А. Суконцев «Как ежик шубку менял»

2. «Как белка и заяц друг друга не узнали» - якутская сказка

1. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

2. Н. Сладков «Белкин мухомор»

3. С. Микитов «Листопадничек»

1. С. Маршак «Откуда стол пришел»

2. Литературные сказки – П. Ершов «Конек-горбунок»

1. С. Прокофьев «Сказка о невоспитанном мышонке»

2. А. Барто «Медвежонок невежа»

1. В. Сутеев «Палочка – выручалочка»

2. В. Осеева «Добрая хозяюшка»

5. В. Осеева «Печенье»

6. Я. Аким «Жадина»

7. Э. Мошковская «Обида»

ДЕКАБРЬ

Побуждать эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Углублять представления детей о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Воспитывать у детей любовь и интерес к чтению художественной литературы.

Символика страны.

Домашние животные.

Вода, снег.

Новый год.

1. Н. Рубцов «Привет Россия»

2. А Барто «Рисунок к юбилею», «Всюду светятся огни»

1. И. Никитин «Русь»

2. О. Александрова «Брызги солнца в куполах»

3. Д. Кедрин «Дума о России»

4. В. Лебедев-Кумач «Утро красит нежным светом…»

5. Н. Кончаловская «Славен город наших дедов»

6. Ф. Глинка «Москва»

1. р. н. сказка «Зимовье зверей»

2. В. Сутеев «Кто сказал Мяу»

1. «Как собак друга искала» - мордовская сказка.

2. Л. Толстой «Пожарные собаки»

3. Ю. Дмитриев «Утята и цыплята»

4. Н Носов «Живая шляпа»

1. С. Прокофьев «Сказка про красные варежки»

2. Н. Калинина «Про снежный колобок»

3. К. Бальмонт «Снежинка»

1. Знакомство с детством, чтение сказок «Снежная королева», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди»

1. Р. Павлова «Самый лучший подарок»

2. А. Барто «Елка» - заучивание

1. З. Александрова «Птичья столовая»

2. С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

3. Е. Благинина «Красавица какая…»

4. З. Топелиус «Три ржаных колоса»

5. В. Сутеев «Снеговик Почтовик»

6. С. Маршак «Двенадцать месяцев»

ЯНВАРЬ

Продолжать учить детей выразительно читать стихи, передавая красоту природы. Побуждать замечать изобразительно - выразительные средства художественной литературы. Активизировать литературную память дошкольников, обогащать представления о жизни и творчестве писателей.

Здоровье. Как стать неболейкой.

Зима.

Труд взрослых.

1. С Козлов «Зимняя сказка»

2. Страна сказок Пушкина.

1. Н. Носов «На горке»

2. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1. Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»

2. С. Есенин «Поет зима – аукает», «Береза»

3. Фольклор о зиме.

4. И. Суриков «Зима»

1. С. Михалков «Дядя Степа», «Дядя Степа милиционер» (Знакомство с детством и творчеством писателя)

2. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

1. Е. Пермяк «Мамина работа»

2. Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

3. С. Баруздин «Кто построил этот дом»

4. Г. Граубин «Незнакомые друзья»

5. В. Лифшиц «Мы трудиться будем»

ФЕВРАЛЬ.

Продолжать знакомить детей с новыми жанрами художественной литературы. Учить понимать смысловую сторону пословиц и поговорок. Чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворений, понимать основную мысль поэтического текста. Продолжать формировать понятия о том, что книга – это источник знаний, об одном и том же явлении написаны – стихи, рассказы, сказки. Способствовать обогащению словаря.

Сказки.

Животные севера.

Наши защитники.

Солнечная система.

1. С. Михалков «Три поросенка»

2. «Мышка Вострохвостик» - чувашская сказка.

1. р. н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный»

2. р. н.с. «Хвосты»

3. р. н.с. «Лисичка – сестричка и серый волк»

4. р. н.с. «У страха глаза велики»

1. В. Алдонский «Верхом на олене»

2. Ф. Абрамов «Алые олени»

1. сказка «Почему у белого медведя нос черный»

2. А. Некрасов «Олешки»

3. П. Бажов «Серебряное копытце»

1. Былины о русских богатырях: «», «Три поездки Ильи Муромца», «Богатырь Микула Селянинович».

2. С. Маршак «Февраль» - заучивание

1. О. Высоцкая «Мой брат уехал на границу»

2. Л. Кассиль «Главное войско»

3. Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

4. Б. Никольский «Препятствие»

5. А. Митяев «Шапка не велит»

1. Е. Левитин «Малышам о звездах и планетах»

2. Т. Собакин «Как замечательно стать астрономом»

1. В. Степанов «Облако»

2. И. Мазин «Солнышко и зернышко»

3. А. Волков «Земля и небо»

4. «У солнышка в гостях» - словацкая сказка

МАРТ

Способствовать углублению знаний и представлений детей об окружающем мире средствами художественной литературы. Побуждать понимать содержание текста, развивать интерес к информации содержащейся в тексте. Развивать интерес, любовь к искусству поэтического слова.

Семья. Праздник мам.

Воздух – невидимка.

Животные жарких стран.

Театр.

Масленица.

1. Знакомство с творчеством С. Аксакова «Аленький цветочек»

2.Литературная сказка Н. Телешова «Крупеничка»

1. Г. Виеру «Мамин день»

2. Е. Благинина «Посидим в тишине»

3. П. Образцов «Март»

4. Л. Квитко «Бабушкины руки»

1. Чтение литературных сказок – В. Катаев «Цветик семицветик»

2. В. Одоевский «Городок в табакерке»

1. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

2. Г. Снегирев «В пустыне»

1. С. Баруздин «Равви и Шаши»

2. Б. Жидков «Мангусты»

3. С. Снегирев «Слон», «Жираф»

4. И. Москвана «Кроха»

1. С. Михалков «Как старик корову продавал»

2. Д. Родари «Волшебный барабан»

1. р. н.с. «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. Ш. Перро «Фея»

1. Малые фольклорные формы.

2. Разучивание песенок, закличек, потешек к празднованию масленицы.

АПРЕЛЬ.

Формировать у детей целостное восприятие текста, умение выделять выразительные средства. Закреплять представления об особенностях разных жанров (стихотворение, сказка, рассказ). Продолжать учить выразительно наизусть читать стихи, чувствовать напевность языка, учить понимать языковые выразительные средства.

Юмор. Эмоции. Характер.

Дорога в космос .

Красная книга.

Весна.

1. Знакомство с творчеством Н. Носова. «Фантазеры»

2. Ю. Владимиров «Чудаки»

1. К. Чуковский «Чудо-дерево»

2. Небылицы.

3. С. Маршак «Пудель»

4. Н. Матвеева «Путаница»

1. А. Леонов «Шаги над планетой»

2. В. Бороздин «Первый в космосе»

1. В. Медведев «Звездолет Брунька»

2. П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»

3. Н. Носов «Незнайка на Луне»

4. В. Кащенко «Найди созвездия»

1. Знакомство с детством Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

2. Ю. Коваль «Заячьи тропы»

1. Е. Чарушин «Про зайчат»

2. А. Блок «Зайчик»

3. р. н.с. «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка»

4.Д. Мамин-Сибиряк «Про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

1. Н. Найденова «О весне»

2. Я. Аким «Апрель» - заучивание

1.С. Коган «Клен»

2. Т. Белозеров «Подснежники»

3. Е. Чарушин «Воробей»

4. А. Прокофьев «Веснянка»

5. Г. Скребицкий «Весна», «На лесной полянке», «Март, Апрель, Май»

Продолжать знакомство детей с творчеством писателей. Побуждать к выразительному чтению стихов. Закреплять знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях. Представления о жанровых особенностях сказки, стихотворения, басни, рассказа, произведениях малых фольклорных форм. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Дружба детей.

День победы.

Природа и мы.

Труд взрослых.

1. Знакомство с творчеством А. Барто «Вовка – добрая душа», «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал старшим братом»

1. В. Берестов «Мир на земле»

2. С. Маршак «Пусть не будет войны никогда»

1. М. Пляцковский «Майский день»

2. Е. Благинина «Шинель»

3. А. Митяев «Землянка»

4. Р. Гамзатов

5. Л. Чадова «Салют»

6. Е. Трутнева «Фронтовой треугольник», «Парад», «Фронтовая сестричка.

1. С. Есенин «Черемуха»

2. Б. Асаналиев «Краски весны»

1. ф. Тютчев «Весенние воды»

3. С. Козлов «Необыкновенная весна»

4. Я Колос «Песня о весне»

5. В Степанов «Чудеса»

6. Я. Дягутите «Жаворонок»

2. Б. Захобер «Строители»

3. Д Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла»

Перспективное планирование по художественной литературе в средней группе.

СЕНТЯБРЬ.

Учить детей понимать содержание литературных текстов, чувствовать ритм стихотворной речи. Расширять знания о разных жанрах художественной литературы: сказках, рассказах, стихах; о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – потешек, песенок, загадок, дать о них новые представления.

Наша группа. Детский сад.

Овощи, фрукты.

Транспорт. О. Б.Ж.

Подземное царство.

1. Л. Осипова «Что такое детский сад»

2. Е. Яниковская «Я хожу в детский сад»

1. Г. Цыферов «В медвежий час»

2. З. Александрова «Игрушки»

3. С. Михалков «Песенка друзей»

4. В. Товаркова «Детский сад»

1. Заучивание потешки «Зайчишка – трусишка»

2. Н. Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук», «Огурцы»

1. П. Мумин «Яблоко»

2. У. Рашид «Наш сад»

3. р. н.с. «Мужик и медведь»

1. С. Михалков «Шагая осторожно», «Бездельник светофор»

2. О. Бедарев «Если бы…»

1. И. Явортская «Дети и дорога»

2. И. Лешкевич «Светофор»

1. В. Катаев «Грибы»

2. С. Аксаков» «Грибы»

1. М. Пришвин «Последние грибы»

2. «Дюймовочка»

3.В. Бианки «Лис и мышонок»

ОКТЯБРЬ.

Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, чтению, эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, выразительность речи, интерес к информации которую несет текст, понимать содержание и идею сказок, замечать образные слова и выражения.

Дома на нашей улице.

Золотая осень.

Человек.

Труд людей. Хлеб.

1. С. Маршак «Три поросенка»

2. А. Балинт «Дом который можно съесть»

1. Ю. Мориц «Дом гнома, гном дома»

2. Р. Сеф «Лиловое стихотворение»

3. С. Черный «Когда никого нет дома»

4. Д. Хармс «Веселые чижи»

5. Ш. Перро «Красная Шапочка»

1. Е. Трутнева «Паучки»

2. Заучивание И. Бунин «Осень»

1. Г. Новицкая «Летний сад»

2. А. Шибицкая «Осень»

3. Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое…»

4. Ю. Капустина «Осень»

5. И. Черницкая «Осень»

6. Л. Поляк «Туча солнышко закрыла»

7. Н. Найденова «Золотая осень»

1. Д. Хармс «Веселый старичок»

2. Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

1. А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке»

2. Песенки разных народов:

К. Чуковский «Барабек», «Скрюченная песня», С. Маршак «Шалтай-Болтай»

3. К. Чуковский «Радость»

1. Украинская сказка «Колосок»

2. Я. Аким «Хлеб ржаной»

1. Я. Дягудите «Руки человека», «Молотьба», «Каравай»

2. Татарская песенка «Мешок»

3. Я. Тайц «По пояс», «Всё здесь»

4. р. н.с. «Чудесные жерновки»

5. р. н.с. «Пузырь, Соломинка, и Лапоть»

НОЯБРЬ.

Познакомить детей с жизнью и творчеством Н. Сладкова, развивать интерес к информации, которую несет текст. Продолжать учить понимать содержание рассказов. Способствовать быстрому заучиванию поэтических текстов, развивать навыки выразительного чтения.

Где живет человек.

Осень как время года.

Как животные готовятся к зиме.

Предметы быта. О. Б.Ж.

Культура поведения.

1. О. Чернорицкая «Кукольный дом»

2. Р. Сефа «Дед Пахом поставил дом…»

1. П. Воронько «Лучше нет родного края»

2. р. н.с. «Заюшкина избушка»

3. Украинская сказка «Рукавичка»

4. З. Александрова «Родина»

5. р. н.с. «Теремок»

6.Л. Осипова - загадки.

1. Заучивание А. Плещеев «Скучная картина!..»

2. Е. Пермяк «Хитрый коврик»

1. А. Плещеев «Дети и птичка»

2. К. Бальмонт «Осень»

3. И. Бунин «Льет дождь холодный»

4. Н. Калинина «В лесу»

5. И. Соколов-Микитов «Осенью в лесу», «Еж»

6. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

1. Н. Сладков «Как белке не простудиться?», «Что зайцу делать?», «Как медведю с голоду не пропасть?»

2. Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся?»

1. Е. Чарушин «Кто как живет?»

2. В. Бианки «Холодно в лесу, холодно», «Готовятся к зиме, спешат!»

3. Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»

4. р. н.с. «Лиса и тетерев»

5. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

1. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

2. В. Черняева «Кот Василий и бытовая техника »

1. С. Чертков Кисть, ФОнарик, Лестница, Пила, Рулетка, Отвертка. Топор. Молоток.

2. Е. Пермяк «Торопливый ножик»

3. В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

1. Белорусская сказка «От краденого не растолстеешь»

2. Б Заходер «Хрюша на елке»

1. А. Кузнецова «Мы поссорились»

2. Песенки и потешки разных народов

3. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
4. Болгарская сказка «Мальчик и злая медведица»

5. Польская сказка «Поспешишь, людей насмешишь»

6. Африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену»

ДЕКАБРЬ.

Продолжать развивать у детей умение слушать литературное произведение, понимать его содержание. Углублять представления детей о жанре рассказа. Учить оценивать характер и поступки героев.

Труд взрослых. Врач.

Домашние животные.

Вода, снег.

Новый год.

1. С. Михалков «Про девочку которая плоха кушает», «Как у нашей Любы»

2. А. Барто «Мы с Тамарой…»

1. А. Кандрашова «Наш доктор»

2. А. Фрайденберг «Великан и мышь»

1. р. н.с. «Зимовье»

2. Е. Чарушин «На нашем дворе» (Корова. Коза. Собака. Кошка. Утка. Курочка)

1. Л. Толстой «Котенок»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав»

3. В. Бианки «Первая охота»

4. Л Толстой «Пожарные собаки»

5. А. Барто «Уехали»

6. Мексиканская сказка «Вежливый кролик»

7. Итальянская сказка «Как осел петь перестал»

8. С. Маршак «Усатый – полосатый»

1. р. н.с. «Снегурочка»

2. С. Маршак «Это – снежная страница», «Вьюга снежная пурга…»

1. Л Воронкова «Хитрый снеговик»

2. К. Чуковский «Растет она вниз головою»

3. Л. Брег «Рыбка»

4. Л. Карпов «Как зимуют рыбы»

5. Л. Толстой «Акула»

6. В. Зотов «Как рак отшельник нашел себе друга»

1. В. Сутеев «Елка»

2. Заучивание С. Дрожжина «Улицей гуляет…»

1. Е Михайлова «Что такое Новый год?»

2. М. Ивенсен «Елочка»

3. Е. Трутнева «Елка»

4. А. Барто «Елка».

5. З. Александрова «Птичья елка»

6. Л. Воронкова «Таня выбирает елку»

ЯНВАРЬ.

Развивать у детей желание заучивать поэтические тексты, учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Здоровье. О. Б.Ж.

Зима.

Труд взрослых. Шофер.

1. К. Чуковский «Айболит», «Айболит и воробей», «Мойдодыр»

2. С. Михалков «Прививка», «Про мимозу»

1. Л. Грбловская «Чисти зубки, руки мой»

2. В. Черняева «Болейте на здоровье»

3. А. Усачев «О ногтях»

1. Заучивание - И. Суриков «Зима»

2. И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»

1. К. Бальмонт «Снежинка»

2. И. Белоусов «Первый снежок»

3. А. Калинчук «Зима»

4. М. Дружинина «Я и снег»

5. М. Дудин «Деревья зимою»

6. А. Яшин «Покормите птиц зимой»

7. И Суриков «Белый снег пушистый…»

1. Ю. Тувим «Труд полезен и нужен всем»

2. Э. Огницвет «Кто начинает день»

1.Э. Мошковская «К нам бегут автобусы»

2. И. Муравейка «Самосвал»

ФЕВРАЛЬ.

Продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста; учить понимать и оценивать поступки и характеры героев. Расширять представления детей о жанровых особенностях сказки. Способствовать воспитанию внимательных слушателей.

Сказки.

Уголок природы.

Наши защитники.

Земля – планета.

1. р. н.с. «Лисичка со скалочкой»

2. Ю. Мориц «Песенка про сказку»

1. р. н.с. «Жихарка»

2. р. н.с. «Кот и лиса»

3. р. н.с. «Крылатый, мохнатый да масляный»

4. р. н.с. «Как коза избушку построила»

5. р. н.с. «Гуси-лебеди»

1. Г. Снегирев «Морская свинка»

2. Н. Носов «Карасик»

1. Чтение сказок К. Чуковского («Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Путаника» и др.»)

1. И Громова «Праздник всех отцов»

2. Заучивание С. Маршак «Февраль», «Пограничник»

1. А. Барто «На заставе»

2. З. Александрова «Дозор»

3. А. Жаров «Пограничник»

4. И. Кульская «О брате»

5. А. Ливанов «Письмо»

6. «Стойкий оловянный солдатик»

1. О. Тарутин «Это было в Антарктиде»

2. А. Михайлов «Как я подружился с пингвином»

1. С. Маршак «Пингвинята»

2. Г. Снегирев «Любопытные», «Пингвиний пляж», «Зяблики», «К морю», «Морской леопард», «Камушки», «Отважный пингвин», «До свидания»

МАРТ.

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать интерес и любовь к художественной литературе.

Семья, мамин праздник.

Воздух – невидимка.

Животные жарких стран.

Театр.

Масленица.

1. Е. Благинина «Вот какая мама»

2. С. Вангели «Подснежники.

1. М. Зощенко «Показательный ребенок»

2. Э. Успенский «Разгром»

3. Л. Квитко «Бабушкины руки»

4. С. Михалков «А что у вас?»

1. И. Токмакова «Ветрено»

2. Г. Сапгир «Леса – чудеса»

1. Е. Чарушин «Про зайчат»

2. Е. Серова «Волки»

3. Г. Ладонщиков «Еж», «Лиса», «Медведь проснулся»

4.Е. Трутнева «Белка»

5. В. Волина «Зайка серый умывается»

1. Африканская сказка «Малыш леопард и малыш антилопа»

2. С. Баруздин «Верблюд»

1. Х. Ланглесия «Крокодиловы слезы»

2. М. Москвина «Что случилось с крокодилом»

3. Е. Котенева «Кенгуру»

4.С. Егорова «Жираф»

5. М. Садовский «Что снится слону?»

6. Луда «Властелин мест»

7. Э. Мошковская «Как жираф пошел в школу»

8. В. Зотов «Жираф и окапи»

9. Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»

1. Д Эдвартс «В театре»

2. А. Барто «В театре»

1. Ю. Тувим «Про пана Трулялинского»

2. Э. Мошковская «Вежливое слово»

3. К. Ушинский «Медведь и бревно»

4.Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обманула»

5. Латышская сказка «Лесной мишка и проказница мышка»

1. Малые фольклорные формы: заклички, чистоговорки, скороговорки, считалки, мирилки, веснянки..

АПРЕЛЬ.

Познакомить детей с жизнью и творчеством Е. Чарушина. Продолжать закреплять представления детей о жанре рассказа. Учить понимать тему и содержание литературного произведения, развивать заинтересованность к информации которую несет текст.

Юмор, эмоции, характер.

Транспорт. О. Б.Ж.

Птицы.

Весна.

1. Ю Владимиров «Чудаки»

2. С. Маршак «Вот какой рассеяный»

1. Н. Носов «Затейники»

2. Я. Бжехва «Муха-чистюха»

3. В. Берестов «Дракон»

4. К Чуковский «Путаница»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

2. И. и Л. Сандберг «Мальчик и сто автомобилей»

1. Т. Александрова «Светофорчик»

2. О. Чернорицкая «Автобус», «Самосвал»

3. И. Токмакова «На машине ехели»

1. Заучивание Г. Ладонщиков «Весна»

2. Я. Аким «Апрель»

1. М. Борисов «Песенка капели»

2. Е. Баратынский «Весна, весна!»

3. С. Вышесловцев «Весна»

4. Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»

5. Л. Осипова «В русский лес пришла весна»

6. Г. Граубли «Кораблик»

Познакомить детей с детством и творчеством С. Михалкова. Побуждать эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание текста, чувствовать ритм стихотворной речи. Средствами литературы воспитывать дружеское и уважительное отношение друг к другу.

Дружба детей.

Город, в котором мы живем.

Насекомые.

Транспорт, О. Б.Ж.

1. р. н.с. «Как собака друга искала»

2. Б. Алмазов «Горбушка»

3. Л. Воронкова «Снежок», «Сражение»

1. Е. Благинина «Черемуха»

2. З. Александрова «Первомайский салют»

1. С. Маршак «Весенняя песенка»

2. В. Берестов «Песенка веселых минут»

3. Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

4. Э. Шим «Солнечная капель»

5. А. Порошин «Дедушкин рассказ»

1. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

2. Белорусская сказка «Муха-певуха»

1. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича»

2. И. Крылов «Стрекоза и муравей»

3. В. Пальчинкайте «Муравей»

4.В. Земной «Знакомые насекомые»

1. М. Погарский «Разные машины»

2. И. Гурина «Светофор», «Пешеход», «Непослушный пешеход»,

«Малышкин светофор»

Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе.

СЕНТЯБРЬ.

Продолжать развивать у детей устойчивый интерес к художественной литературе, чтению. Способствовать быстрому заучиванию стихотворений, упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов. Познакомить с жанровыми особенностями басни.

День знаний. Права ребенка.

Что нам лето подарило?

Транспорт. ОБ. Ж.

Подземное царство.

1. С. Михалков «Сами виноваты»

2. Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят»

3. Л. Толстой «Приключения Буратино» (разбор правовых ситуаций)

1. Н. Носов «Огурцы»

2. М. Пришвин «Последние грибы»

1. Г. Юрмин «Печка в огороде»

2. Б. Житков «Что я видел»

3. Я. Тайц «По ягоды»

4. В. Катаев «Грибы»

5. Э. Мошковская «Веселый магазин»

6. Н. Павлова «Последние ягоды», «Съедобные грибы»

1. Е. Рейн «Этот страшный случай с Петей, пусть узнают все на свете»

2. А. Степанов «Лошадиная сила»

1. Я. Пишумов «Песенка о правилах»

2. О. Бедарев «Если бы…»

3. А. Северный «Светофор»

4. Н. Кончаловская «Самокат»

5. Е. Ильина «Машины на нашей улице»

6. С. Михалков «Велосипедист»

1. И. Бажов «Уральские сказы»

2. А. Волков «Семь подземных королей»

1. И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська» (заучивание отрывков)

ОКТЯБРЬ.

В процессе чтения художественной литературы, пробуждать у детей чувство любви к русской природе, восхищение ее красотой; закрепить представления об осени; обогащать лексику яркими, красочными определениями (эпитетами), формировать запас литературно-художественных впечатлений, использовать синтез художественног8о слова, музыки, живописи.

Город у моря.

Золотая осень.

Человек.

Труд в колхозе. Хлеб.

1. по Б. Гнедовскому «Из истории Архангельского севера»

2. рассказы и сказки из хрестоматии о русском севере «Морянка»

1. Заучивание А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

2. Г. Граубин «Почему осенью листопад»

1. М. Пришвин «Птицы и листья»

2. Е. Трутнева «Осень»

3. О. Иваненко сказка «Спокойной ночи»

4. А. Ерикеев «Наступила осень»

5. И. Бунин «Листопад»

6. Ф. Тютчев «Есть в осени првоначальной…»

1. Л. Воронкова «Маша - растеряша»

2. С Михалков «Про Фому»

1. Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках», «На свете все на все похоже»

2. М. Яснов «Есть у кровати спинка»

1. Л. Кон «Рожь», «Пшеница»

2. М. Ляшенко «Вот какой каравай»

1. И Токмакова Кем быть?»

2. Г. Бранловский «Наши мамы, наши папы»

3. Л. Воронкова «Кружка молока»

4. И Ракша «Ужин трактористов»

5. Я. Дягутите «Молотьба», «Руки человека»

6. «Отличные пшеничные»

7. Малые фольклорные формы «Покровские посиделки»

НОЯБРЬ.

Учить детей интонационно выразительно передавать любование картинами природы при чтении наизусть стихотворений. Учить замечать встречающиеся в тексте изобразительные средства. Закреплять знания детей о жанровых особенностях рассказа, сказки. Подвести к пониманию нравственного смысла произведений, к мотивированной оценке поступков и характера героев.

Край наш северный.

Осень как время года?

Кто как к зиме готовится?

От кареты до ракеты

Культура поведения

1. А. Членов «Какие они полярники?»

2. И. Истомин «Северная дорожка»

1. Н. Забила «На севере»

2. Ю. Шестопалав «Полярное сияние»

3. В. Воскобойников «Рисунки на моржовом клыке»

4. Л. Токмакова «Русская прялка»

5. Н Сладков «Белая земля», «Седая земля»

6. А. Ляпидевский «Челюскинцы»

1. И. Сладков «Осень на пороге»

2. Г. Скребицкий «Осень»

3. Заучивание Е. Трутневой «Первый снег»

1. И. Бунин «Первый снег»

2. В. Зотов «Лиственница»

3. К. Чолиев «Деревья спят»

4. Е. Головин «Осень»

5. А. Плещеев «Осенняя песенка»

1. Г. Снегирев «Как звери и птицы к зиме готовятся»

2. А. Суконцев «Как ежик к зиме готовился»

1. Акимушкин «Жила-была белка», «Жила-была лисица», «Жил-был волк»

2. И. Соколоа-Микитов «Белки»

3. «Гадкий утенок»

4. В. Бианки «На северЮ на север – в края полночные», «Говорят дальние острова ледовитого океана»

1. Чтение рассказов из книги И. Кобитиной «Дошкольникам о технике»

1. В. Катаев «Цветик-семицветик»

2. В. Драгунский «Тайное становится явным»

1. М. Потоцкая «Острое поросячье заболевание»

2. Д. Хармс «Врун»

3. С. Михалков «Как друзья познаются»

4. П. Воронько «Мальчик Помогай»

5. С. Погореловский «Вежливый»

6. Я Сегель «Как я был мамой»

7. Е Пермяк «чужая калитка»

8. р. н.с. «Машенька и Дашенька»

9. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»

ДЕКАБРЬ

Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками - иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку называют мудрой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.

Символика страны.

Домашние животные.

Вода, снег.

Новый год.

1. С. Михалков «Гимн России»

2. Р. Сеф «Необычный пешеход»

1. Е. Синухин «Берегите Россию», «Под парусом лето плывет по земле»

2. С. Васильев «Россия»

3. Н. Забила «Наша Родина»

4. Е. Трутнева «Родина»

5. З. Александрова «Родина»

6. М Исаковский «Поезжай за моря океаны»

1. Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

2. Д. Хармс «Удивительная кошка»

1. А. Барто «Уехали»

2. Л Толстой «Лев и собачка»

3. А. Алиш «Два петуха»

4. Е. Чарушин «Курочка», «Тюпа, Томка и сорока», «Корова»

5. Г Снегирев «Топ»

6. Ю. Дмитриев «Утята и цыплята», «Жеребята и щенята»

1. В. Архангельский «Путешествие капельки воды»

2. С. Иванов «Каким бывает снег»

1. Л. Бройко «Серебристая капля»»

2. В. Бианки «Гололед»

3. С. Маршак «Мыльные пузыри»

4. П. Бажов «Серебряное копытце»

5. А. Пушкин «Под голубыми небесами»

6. С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает…»

7. р. н.с. «Мороз Иванович»

8. р. н.с. «Снегурочка»

1. О Высотская «Новый год»

2. Заучивание Е. Трутнева «С новым годом!»

1. В. Сутеев «Снеговик-Почтовик»

2. М. Клокова «Дед Морз»

3. С Маршак «Двенадцать месяцев»

4. Л. Воронкова «Таня выбирает елку»

5. Е. Серова «Новогоднее»

ЯНВАРЬ.

Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать смысл поэтических произведений, продолжить работу по выразительному чтению стихов. Познакомить детей с гиперболой, учить распознавать гиперболу в художественном тексте. Развивать интерес детей к книге, чтению, библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры.

Человек. Здоровье.

Зима.

Труд людей в городе.

Книги. Библиотека

1. И. Туричин «Человек заболел»

2. С. Маршак «чем болен мальчик?»

1. Н. Носов главы из книги «Приключения Незнайки» (о докторе Пилюлькине)

2. В. Берестов «Лисица-медсестрица»

3. Э. Успенский «Страшная история»

4. Б. Заходер «Ма-тари-кари»

5. И. Семенова «Учусь быть здоровым, или как стать неболейкой»

1. Н. Сладков «Суд над декабрем»

2. Заучивание С. Есенин «Береза»

1. Г. Скребицкий «На лесной полянке»

2. А. Пушкин «Зимнее утро»

3. р. н.с. «Два Мороза»

4. В. Сутеев «Снежный зайчик»

5. И. Суриков «Зима», «Детство»

6. Малые фольклорные формы – пословицы, поговорки о зиме.

1. Э. Огнецвет «Михеич»

2. Н. Забила «На заводе»

1. С. Маршак «Откуда стол пришел?», «Как печатали вашу книгу»

4. С. Баруздин «Мамина работа»

5. В. Данько «Про счастье»

6. Е. Пермяк «Мамина работа»

7. Пословицы о труде.

1. Е. Перехвальская «Откуда азбука пошла»

2. Е. Осетров «Сказ о дураке Иване и его книгах»

1. Б. Зубков «Книжка про книжку»

2. В. Вальков, А. Сталь «Книжкин дом»

3. Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца длинные уши…»

4. Украинская сказка «Хроменькая уточка»

5.р. н.с. «Царевна Лягушка»

6. р. н.с.»Сивка-Бурка»

ФЕВРАЛЬ.

Продолжать знакомство детей с детством и творчеством писателей. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.

История родного края, страны.

Животные севера и юга.

Наши защитники. Семья.

Солнечная система.

1. А. Прокофьев «На широком просторе»

2. В. Орлов «Словно крыша над Землей»

1. С. Маршак «Ледяной остров»

2. рассказы их хрестоматии о русскам севере «Морянка»

3. М. Жестов «Всему начало»

4. З. Александрова «Если скажут слово Родина…»

5. Т. Коти «Родина моя»

6. А. Александрова «Москва»

7. Н. Кончаловская «Ничего нет лучше, краше…»

8. Д. Родари «Всеобщая история»

1.С. Баруздин «Равви и Шаши»

2. г. Снегирев «Про пингвинов», «След оленя»

1. Ю. Дмитриев «Верблюжонок и слон»

2. Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

3. Н. Сладков «Желтая земля»

1. А. Гайдар «Сказка о военной тайне»

2. С. Баруздин «День рождения красного солдата»

1. Э. Фарджок «Два брата»

2. Китайская сказка «Семейная драгоценность»

3. Курдская сказка «Отец и сын»

4. р. н.с. «Мудрый отец»

5. Л. Кассиль «Твои защитники»

6. М. Исаковский «У самой границы»

1. Г Шалаев «Кто есть кто в мире звезд и планет»

2. Б. Левитин «Звездные сказки», «Малышам о звездах и планетах», «Астрономия в картинках»

3. Л. Маилс «Астрономия и космос»

МАРТ.

Познакомить детей с процессом создания художественного произведения. Познакомить с краткой историей появления театра в России, понятием «пьеса», «действующее лицо», «ремарка». Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

Семья. Праздник мамы.

Воздух-невидимка.

Северодвинск.

Театр.

Масленица.

1. Заучивание Г. Виеру «Мамин день»

2. В. Сухомлинский «Крылья матери»

1. М. Скребцов «Сердце матери»

2. К. Карайличев «Слеза матери»

3. «Талисман»

4. Болгарская сказка «Сказка о бочке»

5. А. Исаакян «У солнца»

6. С. Михалков «А что у вас?»

7. Ненецкая сказка «Кукушка»

8. Я. Аким «Кто кому кто?»

1. В. Бианки «Ветру ставим баллы»

2. З. Ауст «Погода»

1. Г. Гайхард «Стихийные бедствия»

2. В. Левин «Мой приятель воробей»

3. А. Прокофьев «Грачи»

4. Б. Заходер «Птичья школа»

5. Е. Чарушин «Тетерев», «Дятел», «Глухарь»

6. В. Сухомлинский «Птичья кладовая»

1. Чтение стихов, рассказов, сказок из хрестоматии о русском севере «Морянка»

2. А. Ипатов стихи.

1. Э. Успенский «Мы идем в театр»

2. А. Барто «В театре»

1. р. н.с. «Лиса – лапотница»

2. Киргизская сказка «Лиса и муравей»

3. В. Драгунский «Сражение у чистой реки»

4. Н. Носов «Замазка»

1. Малые фольклорные формы – песенки, заклички, веснянки, чистоговорки, скороговорки, загадки.

АПРЕЛЬ.

Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь запомнить, используя разнообразные средства, и выразительно читать стихи. Развивать интерес к художественной литературе, воспитывать благодарных и грамотных читателей.

Человек. Юмор. Эмоции.

Космос.

Красная книга Земли.

Весна.

1. М. Бродская «Убежало молоко»

2. Н. Носов «Фантазеры»

1. Д. Смит «Час потехи»

2. А. Введенский «Кто?»

3. Ю. Владимиров «Чудаки»

4. зарубежный фольклор «Дети на льду»

5. Д. Хармс «Веселые чижи», «Веселый старичок»

6. К. Чуковский «Радость»

7. Л. Толстой «Собака и ее тень»

8. С. Михалков «Ошибка»

1. \В. Бороздин «Первый в космосе»

2. Ю. Гагарин «Грустная история найденыша»

1. В. Терешкова «Вселенная - открытый океан»

2. А. Леонов «Шаги над планетой»

3. Ю Яковлев «Трое в космосе»

4. Я. Аким «Земля»

5. Н. Носов главы из книги «Незнайка на Луне»

1. В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук»

2. Е. Серова «Ландыш», «Подснежник»

2. В. Бианки «Лесные домишки»

3. М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята»

4. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайыцы»

5. Г. Снегирев «Скворец»

1. С. Баруздин «Ледоход»

2. И. Соколов-Микитов «Весна –красна»

1. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

2. М. Пришвин «Жаркий час», «Весна в лесу»

3. Я. Колос «Песня о весне»

4. В. Бианки «Наводнение», «Синичкин календарь»

Показать значение книги в жизни человека. Познакомить детей с произведениями разных времен, жанров, народов, рассматривающих проблему прекрасного; проанализировать проблему на доступном для детей уровне. Закрепить знания о жанре рассказа. Продолжить на работу над интонационной выразительностью речи.

Дружат дети всей земли.

День Победы.

Природа и мы.

Скоро в школу.

1. В. Драгунский «Друг детства»

2. М. Мазин «Давайте дружить»

1. А. Митяев «Дружба»

2. пословицы и поговорке о дружбе

1. С. Михалков «День Победы», «Быль для детей», «Здравствуй воин победитель»

2. Л. Кассиль «Сестра»

1. С. Погореловский «Советский солдат»

2. А. Твардовский «Гармонь»

3. Л. Кассиль «Памятник советскому солдату».

4. М. Исаковский «На век запомни»

5. П. Воронько «Два брата солдата»

6. К. Селихов «На Красной площади»

1. М. Михайлов «Лесные хоромы»

2. Заучивание Г. Новицкая «Вскрываются почки»

1. С. Воронин «Моя береза»

2. С. Михалков «Прогулка»

3. Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый»

4. Е. Серова «Цветы»

5. В. Глущенко «Грядка»

6. П. Воронько «Березка»

7. К. Ушинский «Пчелки на разведках»

8. В. Бирюков «Поющий букет»

1. С. Михалков «Важный день»

2. Заучивание В, Берестов «Читалочка»

1. З. Александрова «Света», «В школу»

2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

3. А. Барто «В школу»

4. А. Прокофьев «Песенка»

5.С. Маршак «Первый день календаря»

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Ху дожественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор

Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички .

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки .

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром».

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».


Булычева Александра Валерьевна