С. Лескова (на примере одного произведения). Изображение русского национального характера в произведениях Н. Лескова (по повести «Очарованный странник»)

Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными - сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения.
На первый взгляд Лесков в своих произведениях рассказывает о самых обыкновенных, можно сказать, о заурядных людях. Но к финалу едва ли не каждой повести, каждого рассказа или романа оказывается, что герой, явно пользующийся авторской симпатией, обладает всеми качествами личности исключительной в морально-нравственном отношении.
Лесков - писатель-реалист. Он рисует жизнь такой, какая она есть, не приукрашивая ее. Однако в его произведениях жизнь и без приукрашиваний полна удивительных событий, заставляющих человека обнаруживать скрытые стороны своей натуры. Лесков - великолепный психолог. Он умело показывает самые сокровенные стороны человеческой души. И именно поэтому герои его произведений кажутся нам “настоящими” - жившими и творившими когда-то давно.
Лесков великолепно раскрывает особенности русского национального характера. Перечитывая страницы многих его произведений, невольно задумываешься о богатстве, незаурядности и своеобразии загадочной русской души. Особенно примечательно, что русский характер раскрывается в самых сложных условиях. Противоречие между внутренними стремлениями человека и вынужденными его действиями часто толкает героев на преступления.

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти «против течений», как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у «передовых» читателей.
Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников.

Главная сквозная тема произведений Лескова – возможности и загадки русского национального характера . Отличительные свойства русского человека он искал во всех сословиях и классах. Ранние рассказы Лескова (Житие одной бабы, Воительница, Леди Макбет Мценского уезда) основаны на сюжетах и образах, почерпнутых из народных любовно-бытовых песен и баллад .

Лесков вносил в решение проблемы русского национального характера неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ “Леди Макбет Мценского уезда”. Мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело в бездну безумия. Но она наивна и доверчива в своем чувстве, как многие русские бабы, впервые узнавшие – как любить. Катерина на слышит фальши в речах, не способна понять, что её возлюбленный её обманывает. Но Катерина яркая, сильная, смелая и отчаянная русская баба. Молодая, сильная, страстная женщина вынуждена влачить жалкое существование в богатом купеческом доме. Она тоскует, томится, мечтая о настоящей страсти и довольствуясь довольно натянутыми отношениями с мужем.
Приближаясь к финалу произведения, невольно задаешься вопросом: можно ли осуждать Катерину Львовну за злодейства, ею совершенные. Не только можно, но и нужно. Но только как же быть с христианской заповедью: “Не судите, да не судимы будете”? Действия Катерины Львовны отчасти продиктованы инстинктом самосохранения, отчасти - желанием получить хотя бы малую толику простого женского счастья, которого она была лишена и о котором так долго мечтала.
Героиня способна вызвать восхищение у читателя несмотря на все свои злодеяния. Характер Катерины Львовны, безусловно, неординарен. Окажись она в иных условиях, возможно, нашлось бы более достойное применение ее физическим и духовным силам. Однако описанная Лесковым среда превращает Катерину в настоящее чудовище. Она безжалостно отправляет на тот свет не только своего свекра, затем мужа, но и губит невинного ребенка. Вина героини заключается прежде всего в том, что она не пыталась противостоять обстоятельствам. И вместе с тем она предстает достойной сожаления. В русском национальном характере склонность к риску и изобретательность часто идут рука об руку как со злодейством, так и с благородством. Судьба купеческой жены Катерины Львовны свидетельствует о том, как легко отдать все богатства своей души ради злого дела. Но так бывает далеко не всегда.

С годами писателя все больше привлекают люди, живущие по законам совести и сердца . Его любимым персонажем становится тип русского праведника . Лесков, по словам Горького, начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников . Это новая разновидность маленького человека - маленькие великие люди , которые представляют созидательные силы русского народа. В создании таких героев автор опирался на древнерусскую литературу. Как выразители авторских представлений об идеальной личности, нравственность которой определяется верой в Христа, праведники Лескова близки положительным героям Достоевского. Но Лесков поэтизирует активную личность, и религиозность его героев – это практическое христианство.

В повести «Очарованный странник» (1873) писателя в большей мере занимает не благочестие, а богатырство русского человека. Чары провидения Иван ощущает на себе, поэтому очарованный. По Лескову, русскому человеку не свойственна систематическая рассудочность, что не свидетельствует о его духовной бедности.

В повести «Очарованный странник» (1873) Лесков, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый, неуравновешенный характер. Иван Северьянович может быть и дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но его натура по-настоящему раскрывается в добрых и рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, практическая сметка и упорство, мужество и выносливость, чувство долга и любовь к родине - таковы замечательные черты лесковского странника. Изображаемые Лесковым положительные типы противостояли «меркантильному веку», утверждаемому капитализмом, который нес обесценивание личности простого человека. Лесков средствами художественной литературы сопротивлялся бессердечию и эгоизму людей «банкового периода» , нашествию буржуазно-мещанской чумы, умертвляющей все поэтическое и яркое в человеке.

В «Левше » (1881) в форме легенды-анекдота Лесков запечатлел исключительную одаренность русских мастеровых. Талант и самобытность русского человека не просто дар, а следствие благородной привычки к усердному и разнообразному труду, воспитывающему смелость и упорство творческого духа . По поводу Левши сам лесков признавался, что там, где стоит левша, надо читать русский народ и что у него не было намерения ни польстить народу, ни принизить его. Лесков привлекает внимание не только к одаренности, но и к трагической судьбе русского человека: талант его растрачивается на пустяки. Горький увидел отличительную особенность худ. стиля Лескова в том, что он не лепит образы пластически, а создает их искусным плетением кружева разговорной речи . У Лескова повествование чаще всего ведется от первого лица. Эту повествовательную манеру определяют понятием сказ .


Едва ли не главным в творчестве Н. С. Лескова было создание им ярких национальных характеров, замечательных своей нравственной чистотой и всечеловеческим обаянием. Писатель умел находить яркие русские характеры, притаившиеся в разных уголках родной страны, людей с обостренным чувством чести, сознанием своего долга, непримиримых к несправедливости и одухотворенных человеколюбием. Он рисовал тех, кто упорно, самоотверженно несет “бремя жизни”, всегда стремится помочь людям и готов постоять за правду-истину.
Его герои находятся далеко от бурных столкновений века . Они живут и действуют в родной глухомани, в русской провинции, чаще всего на периферии общественной жизни. Но это вовсе не означало, что Лесков уходил от современности. Как остро переживал писатель насущные нравственные проблемы! И вместе с тем он был убежден, что человек, который умеет смотреть вперед без боязни и не таять в негодованиях ни на прошлое, ни на настоящее, достоин называться творцом жизни. “Эти люди, - писал он, - стоя в стороне от главного исторического движения… сильнее других делают историю ”. Таких людей изображал Лесков в “Овцебыке” и “Соборянах”, в “Запечатленном ангеле” и “Захудалом роде”, в “Левше” и многих других рассказах и повестях. Удивительно непохожие друг на друга, они объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины.
Мысль о России, о народе в переломные минуты духовных исканий со щемящей силой пробуждается в их сознании, возвышая до эпического величия их скромные жизненные деяния. Все они “своему Отечеству верно преданные”, “к своей родине привержены”. В глубине России, на краю света живет в сердцах незаметных героев любовь к родной земле. К ней обращены думы непокорного протопопа Туберозова (“Соборяне”), страстно порицающего обывателей в великой утрате заботы о благе родины. В речах героя, удаленного от столичных бурь, звучат идущие от безмерной любви слова: “О мягкосердечная Русь, как ты прекрасна!”. И не смиренная, раболепная кротость восхищает непокорного протопопа, нет: он весь под обаянием скромной, но великой силы доброго самоотвержения, готовый на подвиг и сопротивление злу.
И грезит протопоп о каком-то новом чудесном храме на Руси, где будет вольно и сладко дышать внукам. О счастье народа по-своему думает и “черноземный философ” Червев; этого счастья соотечественникам своим желает и “Дон-Кихот” Рогожин (“Захудалый род”): в горячечном бреду мечтает он освободить сотни тысяч людей в России… “Очень мне за народ умереть хочется”, - говорит очарованный странник Иван Северьянович Флягин. И глубоко переживает этот “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “… тут глубине тоски дна нет… Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.
Наверное, в “Очарованном страннике”, как ни в каком другом произведении Лескова, высвечено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Замечателен весь облик чистосердечного героя: неуемная сила духа, богатырское озорство, неистребимая жизненность и чрезмерность в увлечениях, чуждая умеренности добродетельного мещанина и покорной благосмиренности, и широта его души, отзывчивость к чужому горю.
Глубокое ощущение нравственной красоты “одолевает дух” лесковских праведников. “У нас не переводились, да и не переведутся праведники” - так начинается рассказ “Кадетский монастырь”, в котором “люди высокие, люди такого ума, сердца и честности, что лучших, кажется, и искать незачем” предстают в своей многотрудной обыденной жизни - воспитателей и наставников юных кадетов. Их нетрафаретное, глубоко мудрое отношение к воспитанию содействовало становлению в воспитанниках того духа товарищества, духа взаимопомощи и сострадания, который придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой которых люди перестают быть людьми.
Среди героев Лескова и знаменитый Левша - воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения и веселого добродушия. “Где стоит “Левша” - замечает Лесков, подчеркивая обобщающую мысль своего произведения, - надо читать “русский народ”.

Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был \"причислен\" к классикам лишь во второй половине нашего столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но отмечали даже его недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти \"против течений\", как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский) заботились преимущественно об идейной и психологической стороне своих произведений, искали ответов на общественные запросы времени, то Лескова это занимало в меньшей степени, или же он давал такие ответы, которые, обидев и возмутив всех, обрушивали на его голову критические громы и молнии, надолго повергая писателя в опалу у критиков всех лагерей и у \"передовых\" читателей.

Проблема нашего национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей внимание (и весьма широко) и Лесков. Раскрытие сущности характера русского человека находим во многих его произведениях: в повести \"Очарованный странник\", в романе \"Соборяне\", в рассказах \"Левша\", \"Железная воля\", \"Запечатленный ангел\", \"Грабеж\", \"Воительница\" и других. Лесков вносил в решение проблемы неожиданные и для многих критиков и читателей нежелательные акценты. Таков рассказ \"Леди Макбет Мценского уезда\", ярко демонстрирующий умение писателя быть идейно и творчески независимым от требований и ожиданий самых передовых сил времени.

Написанный в 1864 году рассказ имеет подзаголовок \"Очepк\". Но ему не следует доверять буквально. Конечно, рассказ Лескова опирается на определенные жизненные факты, но такое обозначение жанра выражало скорее эстетическую позицию писателя: Лесков противопоставлял поэтическому вымыслу современных писателей, вымыслу, часто тенденциозно искажавшему правку жизни, очерковую, газетно-публицистическую точность своих жизненных наблюдений. Название рассказа, кстати, весьма емкое по смыслу, выводит непосредственно на проблему русского национального характера, мценская купчиха Катерина Измайлова - один из вечных типов мировой литературы - кровавая и честолюбивая злодейка, которую властолюбие привело по ступеням из трупов к сиянию короны, а затем безжалостно сбросило в бездну безумия.

Есть в рассказе и полемический аспект. Образ Катерины Измайловой спорит с образом Катерины Кабановой из \"Грозы\" Островского. В начале рассказа сообщается незаметная, но существенная деталь: если Катерина Островского до замужества была такой же богатой купеческой дочерью, как и ее муж, то лесковская \"леди\" взята в Измайловскую семью из бедности, возможно, и не из купечества, а из мещанства или крестьянства. То есть героиня Лескова - еще большая простолюдинка и демократка, чем у Островского. А дальше идет то же, что и у Островского: брак не по любви, скука и безделье, попреки свекра и мужа, что \"неродица\" (детей нет), и, наконец, первая и роковая любовь. С сердечным избранником лесковской Катерине повезло гораздо меньше, чем Катерине Кабановой с Борисом: мужний приказчик Сергей - пошлый и корыстный человек, хам и подлец. А дальше разворачивается кровавая драма. Ради соединения с любимым и возведения его в купеческое достоинство леденящие душу своими подробностями убийства (свекра, мужа, малолетнего племянника - законного наследника измайловского богатства), суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.

Почему же сходная с драмой Островского общественно-бытовая ситуация разрешилась у Лескова столь диким образом? В натуре Катерины Измайловой отсутствует, прежде всего, поэзия калиновской Катерины, и в глаза бьет пошлость. Впрочем, натура тоже весьма цельная и решительная, но в ней нет любви, и, самое главное, не верит мценская \"леди\" в бога. Характернейшая деталь: перед самоубийством \"хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут\" пошлую и страшную песню. Поэзия религиозной веры и твердость христианской морали вознесли Катерину Островского на высоту национальной трагедии, и поэтому ее необразованность, неразвитость интеллектуальная (можно сказать, темнота), возможно, даже неграмотность не ощущается нами как недостаток. Катерина Кабанова оказывается носителем пусть патриархальной, но тоже культуры. Лесков в своем рассказе все время подчеркивает богооставленность изображенного им мира. Он цитирует слова жены библейского Иова: \"Прокляни день своего рождения и умри\", а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: \"Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою вериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо\". Причем, этот отрывок - единственный в рассказе, где автор открыто вмешивается в текст, отличающийся в остальном объективной манерой повествования.

Современная писателю революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на этого простого человека, звавшая к топору Русь, этих вот простых людей, не пожелала заметить рассказ Лескова, напечатанный в журнале \"Эпоха\" братьев Ф. и М. Достоевских. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей, став наряду с \"Левшой\" наиболее часто переиздаваемым произведением Лескова. У Пушкина есть строки: \"Тьмы низких истин мне дороже/ Нас возвышающий обман\", т.е. поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков. Сила поэтического вымысла Островского действует на душу, вспомним Добролюбова, освежающе и ободряюще, возвышает ее Лесков \"низкую истину\" о тьме (в другом смысле) души русской простолюдинки. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь. Как же мало нужно было для того, чтобы наворотить гору трупов, чтобы явить \"звериную простоту\", \"не особенно нежному русскому человеку! И что же это за любовь такая, что ее принадлежностью становится убийство\". Рассказ Лескова поучителен, он заставляет нас задуматься прежде всего над собой: кто же мы такие, как сказал один персонаж Островского, \"что вы за нация такая?\", какие мы и почему такие.

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

Концепция

по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература

Разработчик: Усова Галина Анатольевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

2015 г.

Концепция

народного характера в повести

Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Методическая разработка открытого урока

по учебной дисциплине ОДБ.02. Литература

для преподавателей литературы ОБПОУ «КЭМТ»

Разработчик: _________ Г.А. Усова, преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты:

Г.Н.Галахова, заместитель директора ОБПОУ «КЭМТ»

С.В.Дюмина, доцент кафедры коммуникологии и психологии ЮЗГУ, к.п.н.

Пояснительная записка

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения

и становления индивидуального сознания

Л.С. Выготский

Определяя приоритетные задачи образования в виде «шести ключевых умений», ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи единодушны в том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие и 2) работа в группе.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом . Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Учебная дисциплина «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции обучающихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию на поступок героя и его нравственное содержание.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) позволяет занять свою позицию по обсуждаемому вопросу, уметь обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.

На данном уроке я использую один из приемов этой технологии – кластер.

Кластер – это графический прием систематизации материала. Он не

является схематизацией какого-либо объекта, но отражает то, как работает наше мышление. Это стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию какой-либо темы. Работа над составлением кластера дисциплинирует обучающихся, превращая их из пассивных слушателей выступления другой группы в активных участников реализации общей темы. На данном уроке тема кластера - «Образ Ивана Флягина». А сутью главного понятия явились черты характера главного героя, которые записывали обучающиеся в процессе анализа эпизодов повести.

Методическая разработка урока «Концепция народного характера в повести

Н.С. Лескова «Очарованный странник» составлена в соответствии с требованиями, изложенными в Методических рекомендациях по составлению методических разработок педагогическими работниками Областного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») и может быть использована для работы преподавателями со студентами разных специальностей и профессий.

Технологическая карта учебного занятия

Тема урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Цели урока :

деятельностная : создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления и обучения в сотрудничестве.

содержательная: формирование знания о понятии “праведничество”,

праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера, своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси.

методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология обучения в сотрудничестве) для создания условий развивать коммуникативные умения, достигать определенных результатов, осмысливать получаемые знания, формировать собственную аргументированную точку зрения.

Задачи урока

учебно-практические:

    расширить содержание образа лесковского праведника

Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера;

    развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, критическое мышление через проблемные ситуации, создание кластера, дискуссии;

    совершенствовать речевые умения - умения пересказывать текст, комментировать, анализировать прочитанное, строить монологические высказывания, используя адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры;

    воспринимать писателя в контексте национальной культуры, истории и мирового искусства;

    закрепить общеучебные умения и навыки через обучение в сотрудничестве;

учебно-познавательные:

    создать условия для развития положительной мотивации к учению;

    формировать умение сопоставлять факты и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и эмоции обучающихся.

воспитательные :

    способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы;

    воспитывать высокую гражданскую позицию, общечеловеческие ценности;

    подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-диалог

Образовательные технологии:

технологии обучения:

    технология развития критического мышления через чтение и письмо;

    технология обучения в сотрудничестве;

    информационно-коммуникационные технологии;

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в группах).

Методы обучения:

    словесные : беседа;

    наглядные : компьютерная мультимедийная презентация;

    интерактивные : диалог, групповая дискуссия;

    практические : исследовательский, частично-поисковый;

    методы контроля и самоконтроля : устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты:

а) предметные:

    освоение знаний о понятии “праведничество”, “праведник”; роли образа Ивана Флягина в концепции народного характера;

    освоение знаний о своеобразии решения Лесковым проблемы праведничества на Руси;

    совершенствование умений краткого изложения эпизода, анализа, комментирования текста;

    осмысление событий художественного произведения;

    осознание эстетической функции родного языка.

б) метапредметные:

    регулятивные:

    умение планировать деятельность, намечать цель;

    умение находить пути решения учебных задач, самооценка;

    познавательные:

    -- самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

    поиск и отбор необходимой информации,

    структурирование знаний, обработка и преобразование информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

    коммуникативные:

    умение воспринимать речь устную и письменную;

    адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль;

    умение находить в тексте нужные эпизоды, анализировать фрагменты текста, устанавливать последовательность глав произведения, фиксировать нужное;

    умение строить диалогическую речь (обмениваться доступной информацией, учитывать особенности диалога и участников общения; высказывать свою точку зрения);

    умение графически генерировать свои идеи по теме.

в) личностные :

    осознание значения литературы как части национальной культуры, ее духовную составляющую;

    развитие и совершенствование собственной речи.

Средства обучения:

    технические:

Экран, персональный компьютер;

    информационно-коммуникационные:

- компьютерная мультимедийная презентация

    дидактический материал:

- карточки-задания для групп, хрестоматии по литературе, тексты повести «Очарованный странник».

Источники информации:

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательного стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ.-2012.

Образовательные ресурсы:

Основная литература

    Обернихина Г.А. Литература. М., 2011.

    Зинин С.А., Сахаров В.И.; Литература XIX век. Хрестоматия.

10 кл. - М., 2013.

    Лесков Н.С. «Очарованный странник».

Дополнительные источники

    Иванов Д. А. Технология КМ: «Вызов» //Директор школы -2013.-№4 с.59-64, №5 с.40-46

    Зимнева О.Н. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы. Курск, 2012.

    Фрагменты художественного фильма «Очарованный странник».

    Фрагмент видеоролика. Денис Майданов «Флаг моего государства».

Интернет- ресурсы

Основные термины и понятия: концепция, странник, праведник, очарованный, национальный.

Структура и регламент

Наименования

этапов занятия

Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Виды деятельности студента

Виды деятельности преподавателя

Средства контроля достижения планируемых результатов

Формируемые УУД

Регламент

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Создание деловой атмосферы, позитивного настроения на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой режим

Настраиваются на продуктивную мыслительную деятельность

Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих. Представляет гостей. Настраивает студентов на продуктивную деятельность.

диалог

Личностные: самоопределение

Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности; готовность к саморазвитию

Регулятивные:

саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную мыслительную деятельность

Коммуникативные: умение и готовность работать в коллективе

2 минуты

2. Этап актуализации опорных знаний . Целеполагание.

Активизация мыслительных операций и познавательных процессов. Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждения интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности, планирование личностного смысла урока (самоопределение и смыслообразование), прогнозирование результатов; постановка целей урока

Пытаются определить и сформулировать тему и цель занятия по предложенному фрагменту фильма «Иван Поддубный», размещенному на слайде электронной презентации.

Корректирует и конкретизирует тему и цель занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполагания

побуждающий

диалог (наводящие вопросы)

Личностные: выработка учебной мотивации; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание личностного смысла урока.

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Регулятивные: умение планировать деятельность, намечать цель.

Коммуникативные: умение и готовность обмениваться мыслями и суждениями в диалоге.

5 минут

3. Подготовка к открытию нового знания.

Формулирование учебной задачи

Создание условий по применению ранее приобретенных знаний; выстраивание логики развития учебного занятия.

Участвуют в организованной преподавателем беседе, соотносят свое определение терминов со словарной статьей; аргументируют свои высказывания примерами из текста.

Формулирует проблему, участвуют в формулировании учебной задачи.

Подводящий

диалог

Личностные: смыслообразование (выработка учебной мотивации)

Познавательные: постановка учебной задачи.

Регулятивные: умение анализировать информацию

Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; адекватно отвечать на вопросы; выделять главную мысль.

10 минут

Формирование представления о национальном характере, создавая образ Ивана Флягина; развития навыков критического мышления с помощью приема - создание кластера; пробуждение интереса к получению новой информации; развитие речевых умений и навыков.

Каждая из трех групп представляет краткий пересказ эпизода и ответы на вопросы-задания. Участвуют в обсуждении вопросов.

Заполняют кластеры на основе полученных знаний в ходе представления групп, составляют вопросы по изученной теме для других групп

Направляет деятельность обучающихся, акцентирует их внимание на ключевых вопросах, моделирует и организовывает диалоговую беседу.

Организует работу с текстом. Сохраняет интерес к теме, пробуждая к авторской позиции в отношении героя произведения.

беседа

Личностные: соотнесение предметного содержания с ценностно-смысловыми установками, морально-этическими нормами.

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации, структурирование знаний, обработка и преобразование информации; представление информации в разных видах и формах (монологическая речь, чтение по ролям), использование ИКТ в решении коммуникативных задач (фрагменты одноименного фильма).

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, корректировать свои записи при составлении кластера, оценивать результаты совместной деятельности.

Коммуникативные: умение ф ормулировать свои мысли; понимать собеседника; использовать адекватные языковые средства, тропы и стилистические фигуры; умения и навыки обмениваться мыслями.

20 минут

5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Выявления границ применимости нового знания, тестирование.

Участвуют в организованной беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл. Выполняют тестирование с самопроверкой.

Моделирование и организация беседы по выявлению границ применимости нового знания; проведение контроля знаний с помощью тестирования.

диалоговая беседа, взаимооценка, самооценка

Личностные: действия смыслообразования.

Познавательные:

Понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка(осознание качества и уровня освоения)

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

4 минуты

6.Рефлексия

Подведение итогов учебного занятия

Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознание результата состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики деятельности.

Оценивают свою работу на занятии, дают цветовую оценку самоощущения.

Оценивает работу студентов, стимулирует рефлексивную деятельность. Дает для просмотра видеоролик «Флаг моего государства».

Подводит итоги проделанной работы. Выставляет отметки.

Беседа, самооценка

Личностные : умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из общечеловеческих и личных ценностей.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и задачами коммуникации.

2 минуты

7.Инструктирование о выполнении домашнего задания

Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению

Записывают домашнее задание

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого характера

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: умение работать с разными источниками информации, выделять главное формулировать мысль, аргументировано высказывать свое мнение

2 минуты

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

    Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приветствие обучающихся. Представление гостей. Проверка готовности к уроку. Я приглашаю вас к диалогу.

Преподаватель: Сегодня урок хочется начать с просмотра фрагмента художественного фильма. После чего вам нужно будет ответить на вопрос: «Какую ключевую фразу произносит герой фильма»?

    Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

Преподаватель . - Кто такой Иван Поддубный?

Что вы о нем знаете?

Какими чертами характера обладал?

Как вы думаете, почему историю об Иване Поддубном я взяла на наш урок?

Какое произведение мы изучаем?

Есть ли сходство у Поддубного и Флягина? Чем они похожи?

Какую ключевую фразу произносит в этом эпизоде Иван Поддубный?

Как можно назвать чувство любви, преданности Родине? (патриотизм)

А как называются люди, вобравшие лучшие черты своей нации? (национальный характер).

Как можно обозначить цель нашего урока? (Расширить содержание образа лесковского праведника Ивана Северьяныча Флягина как воплощение русского народного характера).

Национальный – народный, или народу свойственный.

ПРАВЕДНИК: - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали.

Как будет звучать тема нашего урока? (Взгляд на русский национальный характер через образ Ивана Флягина). Есть слово, которое более точно дает определение нашей теме – Концепция.

Концепция - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений.

Итак, тема нашего урока: Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». (Запишите)

    Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи

Преподаватель: В творчестве Лескова одно из важных мест занимала тема праведничества. В образах героев-праведников он воплотил концепцию pyccкoгo национального характера. Праведник прежде вceгo человек верующий. Eгo жизнь, поведение, миропонимание, отношения с людьми определены заповедями Иисуса Христа. Он противопоставляет любовь ненависти, прощение - мести, доброту и милосердие - злобе, сострадание - жестокости, веру - безверию, единение с людьми - одиночеству и разобщенности, вечную жизнь - смерти. Чувство любви к людям движет eгo поступками. Через сострадание и помощь ближнему он духовно совершенствуется и старается приблизиться к идеалу, каким для нeгo является Иисус Христос. Лесковский праведник скромен и незаметен, иногда даже смешон и чудаковат, но он творит добро, помогает людям и спасает их. Лесков утверждал, что христианство «научает приходить послужить страждущему», и считал, что христианская вера определяет духовную жизнь рyccкoгo народа, национальное самосознание и русский характер.

Постановка проблемного вопроса: «Как же мы будем определять черты народного характера Ивана Флягина?»

Обучающиеся : Проанализируем эпизоды произведения, выделим в них основные черты характера главного героя.

Преподаватель: Прежде чем мы приступим к анализу произведения, давайте поработаем с терминами.

СТРАННИК – человек, странствующий пешком на богомолье.

Преподаватель: Почему Лесков называет своего героя странником?

Обучающиеся : У него нет родного дома, в силу обстоятельств ему приходится странствовать.

Преподаватель: Что предопределило такую судьбу Флягину? (обращение к фрагменту фильма).

Обучающиеся : Флягин – сын моленный, Богу обещанный.

Преподаватель: Не оттого ли он не такой, как все?

Обучающиеся : Он очарованный.

ОЧАРОВАННЫЙ:

1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.

2. Выражающий восхищение.

3. Околдованный, завороженный, плененный, покорённый, восхищенный.

Преподаватель: Чем же очарован Иван Северьяныч? (презентация, подтверждение словами текста).

Преподаватель: Скажите, к кому жанру композиционно относится повесть «Очарованный странник»?

Обучающиеся : Рассказ в рассказе, т.к. Флягин выступает, как рассказчик о своих происшествиях с ним.

Преподаватель: Давайте обратимся к сюжету повести и восстановим последовательность эпизодов. (Презентация)

Обучающиеся : 1. Крепостной форейтор.

2. Служба у графа.

3. В няньках.

4. В плену у татар.

5. Возвращение на Родину.

6. История с цыганкой Грушей.

7. Служба в монастыре.

4. Работа над новой темой (открытие нового знания)

Преподаватель: Вашим домашним заданием было прочитать, кратко пересказать предложенный эпизод, ответить на вопросы. Вы работали в одной из трех групп.

1 группа. Эпизод «В няньках»

2 группа. Эпизод «В татарском плену»

3 группа. Эпизод «История с цыганкой Грушей»

Итогом анализа этих эпизодов будут служить составленные вами кластеры: в центре образ Ивана Флягина, его составляющие – черты характера героя, проявившиеся в каждом из эпизодов. Поэтому во время выступления групп вы дополняете свой кластер.

Анализ по заданиям (приложение 1). В ходе анализа эпизодов обращение к фрагментам фильма «Очарованный странник».

Фрагмент «Возвращение на Родину»

- Какая художественная деталь представлена во фрагменте? (Церковь на пригорке).

- О чем это свидетельствует? (О наличии веры и терпения Флягина, его духовном росте вдали от Родины).

Фрагмент «Прощание с Грушей»

- Почему Иван помогает Груши уйти из жизни? (Спасает от греха самоубийства, из-за любви к ней).

Фрагмент «Прозрение Ивана Флягина»

- В чем смысл монолога Флягина? (Звучит мысль о патриотизме, о служении Родине, т.к. Голован видит надвигающуюся войну в России).

Преподаватель: Обратите внимание на слайд. Давайте посмотрим и сверим, какими же чертами характера наделен Иван Флягин – национальный герой. Почему мы его так называем?

    Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель: А теперь давайте обратимся к тестовым заданиям и проверим ваши знания текста. (Приложение 2)

Обучающиеся выполняют текст с самопроверкой и выставляют себе оценку по тестированию, руководствуясь критериями оценки.

    Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Преподаватель: - Чем же сильна Россия?

- В ком выражается ее особенная стать? (В народе, бескорыстно служащему Родине, любящему ее).

- Какую душу имеет Иван Флягин? Смог ли Лесков дать нам образ русского национального характера?

Я думаю, стихотворение Ф.И. Тютчева « Чему бы жизнь нас не учила…» - это есть видение русского праведника, горячего любящего страну и готового все за нее отдать.

Чтение стихотворения под видеоролик «Флаг моего государства».

- Актуально ли сейчас говорить о праведниках?

- Нужны ли праведники современной России?

Знакомство с книгами Н.С. Лескова о праведниках.

Преподаватель: В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Есть общие черты, роднящие лесковских праведников между собой. Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.

Всем им дорог христианский идеал деятельного добра как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.

В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей – это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен (а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни.

Выставление оценок.

Преподаватель: У вас на столе в конвертиках листочки. Выберите себе один листок любого цвета и, уходя из класса, прикрепите к нарисованному на доске дереву. Ваши цветовые ощущения мы рассмотрим на следующем уроке.

    Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель: Вам нужно написать сочинение-миниатюру «Нужны ли России праведники»? В своей работе обратитесь и к другим произведениям Н.С. Лескова, затрагивающим тему праведничества: «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Соборяне».

Приложение 1.

1-Я ГРУППА. Фрагмент «Служба Флягина в няньках»

Задание:

    Краткий пересказ эпизода.

    Анализ эпизода по вопросам:

- Почему Флягину скучна служба в няньках?
- в 3-й раз возникает видение монашка, который зовет идти дальше. Подчиняется ли он знамению или до конца проходит испытание?
- Почему Флягин решает отдать дитя матери, хоть и дал слово: «…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его»?
- Кому он сострадает? Что значит глагол «со – страдать»?
- Что изменяется от решения И. Флягина?
Сделайте вывод : какие черты русского национального характера увидели в герое?

2-Я ГРУППА. Фрагмент «Флягин у татар».

Задание:

    Краткий пересказ эпизода
    2) Анализ по вопросам:
    - Какие черты русского богатыря проявил Флягин в поединке с татарином?
    - На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену?
    - Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов или тоска по родине?
    - Помогли ли русские миссионеры Флягину? А как Иван поступил с убитыми татарами миссионерами?
    - Как после бегства встретили Ивана на Родине?
    Сделайте вывод: какие качества русского характера проявились в этом испытании у героя?

    3-Я ГРУППА: Фрагмент «История с цыганкой Грушей».


Задание:

1) Кратко пересказать историю Груши и участие в ней Флягина.
2) Анализ истории по вопросам и заданиям:
- Прочитайте классу выразительно конец гл.11 со слов: «Любовь – наша святыня!» - и начало главы 13 со слов «…песня …томная-претомная…так и берет в полон».
- Что нового открылось вам в Флягине?
б) Когда Флягин бросает деньги к ногам Груши, он покупает ее или одаривает красоту?
в) Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина?
г) Чью историю романа «Герой нашего времени»М. Ю. Лермонтова напоминает история князя?
д) Не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это?

Сделайте вывод: как проявил себя в любви Иван Северьяныч?

Приложение 2. Тестовые задания


1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.

2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.

3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.

4. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.

5. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.

6. Сколько времени провел Флягин в плену?

а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.

7. Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.

8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.

Иногда говорят, что идеалы русской классики слишком далеки от современности и недоступны нам. Идеалы эти не могут быть недоступными для школьника, но они для него трудны. Классика – и это мы пытаемся донести до сознания наших учащихся - не развлечение. Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. В.Ф. Одоевский так сформулировал, например, цель своей писательской работы: “Мне бы хотелось выразить буквами тот психологический закон, по которому ни одно слово, произнесённое человеком, ни один поступок не забываются, не пропадают в мире, но производят непременно какое-либо действие; так что ответственность соединена с каждым словом, с каждым, по-видимому, незначащим поступком, с каждым движением души человека”.

При изучении произведений русской классики стараюсь проникнуть в “тайники” души учащегося. Приведу несколько примеров такой работы. Русское словесно - художественное творчество и национальное ощущение мира уходят настолько глубоко своими корнями в религиозную стихию, что даже течения, внешне порвавшие с религией, всё равно оказываются внутренне с нею связанными.

Ф.И. Тютчев в стихотворении “Silentium” (“Молчание!” - лат.) говорит об особых струнах человеческой души, которые молчат в повседневной жизни, но внятно заявляют о себе в минуты освобождения от всего внешнего, мирского, суетного. Ф.М.Достоевский в “Братьях Карамазовых” напоминает о семени, посеянном Богом в душу человека из миров иных. Это семя или источник даёт человеку надежду и веру в бессмертие. И.С.Тургенев острее многих русских писателей чувствовал кратковременность и непрочность человеческой жизни на земле, неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени. Чуткий ко всему злободневному и сиюминутному, умеющий схватывать жизнь в её прекрасных мгновениях, И.С. Тургенев владел одновременно родовой особенностью любого русского писателя-классика – редчайшим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристрастного, замутняющего остроту зрения, широту взгляд, полноту художественного восприятия. В смутные для России годы И.С. Тургенев создаёт стихотворение в прозе “Русский язык”. Горькое сознание глубочайшего национального кризиса, переживаемого тогда Россией, не лишило И.С. Тургенева надежды и веры. Эту веру и надежду давал ему наш язык.

Русский реализм способен видеть ещё и нечто незримое, что возвышается над видимым миром и направляет жизнь в сторону добра.

В одну из бессонных ночей, в нелёгких раздумьях о себе и опальных друзьях была создана Н.А. Некрасовым лирическая поэма “Рыцарь на час”, одно из самых проникновенных произведений о сыновней любви поэта к матери, к родине. Поэт в суровый судный час обращается за помощью к материнской любви и заступничеству, как бы сливая в один образ мать человеческую с Матерью Божьей. И вот совершается чудо: образ матери, освобождённый от тленной земной оболочки, поднимается до высот неземной святости. Это уже не земная мать поэта, а “чистейшей любви божество”. Перед ним и начинает поэт мучительную и беспощадную исповедь, просит вывести заблудшего на “тернистый путь” в “стан погибающих за великое дело любви”.

Крестьянки, жёны, и матери, в поэзии Н.А. Некрасова в критические минуты жизни неизменно обращаются за помощью к Небесной Покровительнице России. Несчастная Дарья, пытаясь спасти Прокла, за последней надеждой и утешением идёт к Ней. В тяжёлом несчастье русские люди менее всего думают о себе. Никакого ропота и стенаний, никакого озлобления или претензий. Горе поглощается всепобеждающим чувством сострадательной любви к ушедшему из жизни человеку вплоть до желания воскресить его ласковым словом. Уповая на божественную силу Слова, домочадцы вкладывают в него всю энергию самозабвенной воскрешающей любви: “Сплесни, ненаглядный, руками,/ Сокольим глазом посмотри,/Тряхни шелковыми кудрями,/ Сахарны уста раствори!” (Некрасов Н.А. Полн. собр. соч. и писем: В 15 т.-Л. 1981.-Т.2).

В поэме “Мороз, Красный нос” Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За потерей мужа её настигает собственная смерть. Но всё преодолевает Дарья силой духовной любви, обнимающей весь Божий мир: природу, землю- кормилицу, хлебное поле. И умирая, она больше себя любит Прокла, детей, труд на Божьей ниве.

Это удивительное свойство русского национального характера народ пронёс сквозь мглу суровых лихолетий от “Слова о полку Игореве” до наших дней, от плача Ярославны до плача героинь В. Белова, В. Распутина, В. Крупина. В. Астафьева, потерявших своих мужей и сыновей.

Итак, изображение русского национального характера отличает русскую литературу в целом. Поиски героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей. Двадцатый век (особенная вторая половина) ещё острее, чем девятнадцатый, ощутил утрату нравственного идеала: распалась связь времён, лопнула струна, что так чутко уловил А.П.Чехов (пьеса “Вишнёвый сад”), и задача литературы - осознать, что мы не “Иваны, не помнящие родства”.

Особо хочу остановиться на изображении народного мира в произведениях В.М. Шукшина. Среди писателей конца двадцатого века именно В.М. Шукшин обратился к народной почве, считая, что люди, которые сохранили “корни”, пусть подсознательно, но тянулись к духовному началу, заложенному в народном сознании, заключают в себе надежду, свидетельствуют о том, что мир ещё не погиб.

Своеобразие народного мира отображает тип героя, созданный Шукшиным,- герой- “чудик”, персонаж, непохожий на всех остальных, духовно связанный с народной почвой, вросший в неё. Эта связь неосознанная, однако, именно она делает героя особенным человеком, воплощением нравственного идеала, человеком, в котором заключена надежда автора на сохранение традиций и возрождение народного мира. “Чудики” часто вызывают ироническую улыбку, даже смех читателей. Однако их “чудаковатость” закономерна: они смотрят вокруг широко открытыми глазами, их душа чувствует неудовлетворённость действительностью, они хотят изменить этот мир, улучшить его, но в их распоряжении средства, которые непопулярны среди людей, хорошо усвоивших “волчьи” законы жизни. Говоря о “чудиках”, останавливаемся на рассказе “Чудик”, героя которого звали Василий Егорыч Князев, а работал он киномехаником, но эти скупые факты биографии мы узнаём только в конце рассказа, потому что эта информация ничего не добавляет к характеристике персонажа. Важно то, что “с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело попадал в какие-нибудь истории - мелкие, впрочем, но досадные”. Он совершает поступки, вызывающие недоумение, а иногда даже недовольство.

Анализируя эпизоды, связанные с его пребыванием в гостях у брата, мы улавливаем ту нравственную силу, которую дала ему народная почва. Чудик сразу чувствует ненависть, волны злобы, которые исходят от невестки. Герой не понимает, за что его ненавидят, и это очень его беспокоит.

Чудик уезжает домой, в свою деревню, его душа плачет. Но в родной деревне он почувствовал, насколько он счастлив, насколько мир, с которым он связан, близок ему, питает его такую чистую, ранимую, непонятую, но столь необходимую миру душу.

Герои-“чудики” объединяют множество рассказов Шукшина. На уроках анализируем рассказы “Стёпка”, “Микроскоп”, “Верую” и другие. Герою- “чудику” противопоставлен “крепкий мужик”, человек, который оторван от народной почвы, которому чужда народная нравственность. Данную проблему рассматриваем на примере рассказа “Крепкий мужик”.

Завершая разговор об изображении народного мира В.М. Шукшиным, мы приходим к выводу, что писатель глубоко постиг природу русского национального характера и показал в своих произведениях, о каком человеке тоскует русская деревня. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе “Изба”. Писатель обращает читателей к христианским нормам простой и аскетической жизни и одновременно, к нормам храброго, мужественного делания”, созидания, подвижничества. Можно сказать, что рассказ возвращает читателей в духовное пространство древней, материнской культуры. В повествовании заметна традиция житийной литературы. Суровая, аскетическая жизнь Агафьи, её подвижнический труд, любовь к родной земле, к каждой кочке и каждой травинке, возведшие “хоромины” на новом месте – вот моменты содержания, роднящие рассказ о жизни сибирской крестьянки с житием. Есть в рассказе и чудо: несмотря на “надсаду”, Агафья, построив избу, проживает в ней “без одного года двадцать лет”, то есть будет награждена долголетием. Да и изба, поставленная её руками, после смерти Агафьи будет стоять на берегу, будет долгие годы хранить устои вековой крестьянской жизни, не даст им погибнуть и в наши дни.

Сюжет рассказа, характер главной героини, обстоятельства её жизни, история вынужденного переезда - всё опровергает расхожие представления о лености и приверженности к пьянству русского человека. Следует отметить и главную особенность судьбы Агафьи: “Здесь (в Криволуцкой) Агафьин род Вологжиных обосновался с самого начала и прожил два с половиной столетия, пустив корень на полдеревни”. Так объясняется в рассказе сила характера, упорство, подвижничество Агафьи, возводящей на новом месте свою “хоромину”, избу, именем которой и назван рассказ. В повествовании о том, как Агафья ставила свою избу на новом месте, рассказ В.Г.Распутина подходит близко к житию Сергия Радонежского. Особенно близко – в прославлении плотницкого дела, которым владел добровольный помощник Агафьи, Савелий Ведерников, заслуживший у односельчан меткое определение: у него “золотые руки”. Всё, что делают “золотые руки” Савелия, сияет красотой, радует глаз, светится. “Сырой тёс, а как лёг доска к доске на два блестящих, играющих белизной и новизной ската, как засиял уже в сумерках, когда, пристукнув в последний раз по крыше топором, спустился Савелий вниз, будто свет заструился над избой и встала она во весь рост, сразу вдвигаясь в жилой порядок”.

Не только житие, но и сказка, легенда, притча отзываются в стилистике рассказа. Как и в сказке, после смерти Агафьи изба продолжает их общую жизнь. Не рвётся кровная связь избы и Агафьи, её “выносившей”, напоминая людям и по сей день о силе, упорстве крестьянской породы.

В начале века С. Есенин назвал себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. В рассказе В.Г. Распутина, написанном в конце XX века, изба сложена из потемневших от времени брёвен. Только идёт сияние под ночным небом от новенькой тесовой крыши. Изба - слово-символ - закрепляется в конце XX века в значении Россия, родина. С символикой деревенской реалии, с символикой слова связан притчевый пласт рассказа В.Г. Распутина.

Итак, в центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы, наша задача – донести до учащихся жизнеутверждающие основы изучаемых произведений. Изображение русского национального характера отличает русскую литературу в поисках героя, нравственно гармоничного, ясно представляющего себе границы добра и зла, существующего по законам совести и чести, объединяют многих русских писателей.

Тема народа в творчестве Н. С. Лескова. Все творчество писателя так или иначе было связано с темой народа, стрем­лением раскрыть сущность характера и души русского чело­века. Н. С. Лескову удается представить широкий тематиче­ский спектр, в котором отразились различные социальные типы и характеры: «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник» и др.

Образ главного героя повести Н. С. Лескова «Очарован­ный странник». В 70-80-е гг. XIX в. Н. С. Лесков отправляет­ся «искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доко­ле не найду хотя то небольшое число тех праведных, без которых «несть граду стояния»…». Наиболее подробно в яр­чайших красках и со всеми противоречиями раскрывается русский национальный характер в повести «Очарованный странник». Главным героем произведения становится прос­той русский человек — Иван Флягин, крестьянин с неуем­ной, увлекающейся натурой, напоминающий своим внеш­ним видом русского богатыря. Жизнь персонажа представ­ляет собой последовательный, но где-то интуитивный духовный поиск. Основными вехами жизненного пути героя и его духовной эволюции становятся: убийство монаха (по­ражает легкость, с которой отнесся герой к совершенному преступлению), спасение хозяев во время поездки в Воро­неж (Флягин не ищет выгоды и не ждет награды), история с голубями и кошкой (любовь к птицам соседствует в сердце Ивана с крайней жестокостью — расправа над кошкой), пре­бывание в разбойниках и «няньках» (в душе героя рождается сострадание к трагедии матери), ярмарка коней (при полном отсутствии собственной выгоды добровольно идет на истя­зание), годы плена (в сердце Флягина соединяются тоска по родине и безразличие к судьбе своих жен и детей, просыпа­ется религиозное сознание: «Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монас­тырь или храм, и вспомнишь крещенную землю и запла­чешь»), пьянство и растрата чужих денег, любовь к Груше (герой постигает счастье в жизни не для себя, а для другого, тонко чувствует красоту), жизнь в солдатах (осознание и ис­купление греха через страдание за другого человека: «Я, ва­ше благородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет. Я на своём веку много неповинных душ погубил»), монастырь (аскетическое само­очищение, обретение дара пророчества).

Основная идея повести заложена уже в се названии. «Странничество», мотив дороги — это путь поиска и обрете­ния истины: жизнь должна быть посвящена благу других людей, добро должно быть деятельным. «Очарованность» ге­роя раскрывается в предрешенности его дороги, отсюда и своеобразие композиции (молельный сын в конце жизни приходит к Богу и служению людям).

Высшей точкой духовного искания, по Н. С. Лескову, становится стремление к самопожертвованию во имя дру­гих, что характеризует национальный характер в финальной фразе главного героя: «Мне за народ очень помереть хочет­ся». Л. К. Долгополов отмечал: «Вся народная Россия стоит за его (Ивана Флягина) спиной. И все испытания она прохо­дит спокойно, без суеты, с сознанием своего достоинства и значительности совершающегося».