Вся правда о скорочтении. Минусы скорочтения. Мифы скорочтение. быстрое чтение книги. Скорочтение польза и вред для детей

Когда речь заходит о повальном внедрении «Скорочтения», нарастает внутренний протест: «Зачем это нужно?». Да. Возможен такой инструмент добывания информации, когда необходимо «перемолотить» горы словесной руды в поисках нужной информации. Но как можно «просмотреть» Пушкина, …, (добавьте сами)? А удовольствие от переживания действа любимой книги, что, уже никому не требуется? Станем просто «СКАНЕРАМИ»?!

Один из показателей культурного уровня человека – доскональное владение хотя бы одним языком, - родным. Я имею ввиду ни что иное, как элементарную грамотность. Для освоения грамматики просто необходимо побуквенное прочтение, хотя бы первые 20 лет жизни, когда идет формирование базы знаний. За это время человек многократно видит НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА (!), запоминает его и, после, пишет уже «автоматом» правильно. Следовательно – нужно больше читать, медленно, запоминая не только содержание, но и правописание, орфографию.

Вот история про соседа - 9-летнем возрасте «прогрессивная» мама отвела его за руку на платные курсы скорочтени я для детей (!). Мало того, что сегодня 25- летний парень абсолютно неграмотен, у него, к тому же, устойчивая «аллергия к письму» - он ручку без содрогания взять не может. Как говорила моя учительница русского языка: «Все очень было бы смешно, когда бы не было так грустно».

В этой связи, если бы я имел возможность, то на обложке вашей книги и в первой строке каждого выпуска вашего проекта просто обязал бы автора (редактора) написать нижеследующее:

Господа оппоненты и оптимисты! Вы, наверное, слишком быстро читаете, пропуская смысл повествования? Я не призывал к категорическому отвержению. Я настораживаю от бездумного, неумелого использования инструмента познания – «Скорочтение». Разберитесь в сути «процесса», и сами поймете, где возникает проблема. Для начала выдержка из всем нам знакомого проекта:

[Сергей Михайлов]
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом удачи.

Я понял подвох, таившийся в тексте письма, только тогда, когда прочитал половину письма, споткнувшись на непонятном слове. Здорово этот пример показывает возможности мозга, правда? Вы думаете, что вы читаете буквы, ан нет, мозг смотрит на слово и пытается его понять сразу!

Почему бы не приучить себя смотреть на каждое третье слово в тексте, тогда скорость чтения должна возрасти втрое. Вы возразите, что мозгу будет трудно справиться с поставленной задачей, на это я могу возразить, что вы не подозреваете о мощи мозга и преуменьшаете его возможности…». "Скорочтение, память, диалектика". Выпуск от 30-09-2003.

Почему не сразу обнаруживается «подвох»? Так устроено наше мировосприятие. Мозг старается компенсировать недостающую, либо искаженную информацию, «достраиванием» (собственной работой; синтезом) логической структуры «потока» до какой-либо осознаваемой законченности. Принцип аналогий и ассоциаций, положенный в основу обработки информации в мыслительном аппарате человека, организация его памяти - тому причина.

Тот же эффект достигается если четверть слов в предложении вообще опустить. Сознание все равно с определенной достоверностью угадает смысл излагаемого. Вот и получается, что если с грамматикой ("НАЧЕРТАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ каждого отдельного СЛОВА") были проблемы, то «Скорочтение» их ни коим образом не решит, а, напротив, только усугубит. Не обученный как следует правописанию мозг, ошибок просто не замечает.

"Скорочтение" - инструмент извлечения полезной информации из многочисленной словесной руды. Вот я и призываю, как и всякий инструмент, использовать его по назначению. Не будете же вы кувалдой ремонтировать наручные часы, да и гвозди микроскопом забивать весьма неудобно. Скорочтение не вредно, даже полезно в определенной ситуации, но заниматься им нужно с определенного возраста. Мало ведь кому придет в голову трехлетнего ребенка нагружать штангой или усаживать за руль гоночного автомобиля. Просто человек должен проходить все образовательные ступени последовательно. Другой вопрос, в каком темпе это делается. Если же малыш в полтора года, благодаря методике Лищука, несколько лет назад описанному в моем проекте, бегло читает на русском и украинском, то кто может сказать, что это плохо? Прочтите внимательно эту статью. Ведь этого результата можно достигнуть, когда ребенок не просто просматривает текст, а ясно видит "НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ каждого отдельного СЛОВА" на карточке еще в восьмимесячном возрасте. Он еще не понимает, что существует грамматика, но ряд правильно написанных "закорючек" постепенно (медленно) связывается в его сознании с конкретным предметом, образом и понятием. Вот в чем изюминка и большая разница между методиками. Нет сомнений, что взрослый человек способен "тренировать мышцы", "накачивая" скорость, быстрее воспринимая уже давно знакомые "НАЧЕРТАНИЯ", а вот ребенка подобным тренингом можно просто "покалечить".

Я за то, что заниматься этим можно только после того, как грамматика перестает быть для человека проблемой (не зависимо от возраста; ну хоть с пяти лет; тесты нужно пройти), он быстро и без ошибок пишет и желательно ручкой, потому что ручная работа развивает мозг, - этот факт уже давно доказан наукой. Я за эволюцию. Революция, в данном случае даст тот же эффект как и в социальном развитии общества, а это, большинство из нас уже проходили, - "покалеченных", к сожалению, больше, чем хотелось бы.

Стоит понимать, что собственно скорочтение - лишь один из бонусов, которые можно приобрести, обучаясь в такой школе. В первую очередь вам постараются увеличить объем памяти, умение быстро воспринимать прочитанный материал, а лишь потом будут учить быстро читать. Правда, как отметила руководитель самарского филиала школы скорочтения Л.Л. Васильевой Е.Самарская , бывают случаи, когда в некоторых школах идет гонка за количеством знаков, в ущерб пониманию прочитанного. При этом в расчет принимаются запятые, точки, тире - то есть, по сути, идет «накрутка» знаков.

Как отмечает Е.Самарская, очень важно, чтобы преподаватель в школе скорочтения имел филологическое образование, в идеале - имел также квалификацию логопеда. «Психологи, социальные педагоги, другие специалисты, не имеют таких знаний языка, не «чувствуют» его так, чтобы в должной мере научить слушателей», - рассуждает она.

Еще одним немаловажным маркером качественного образования, по ее мнению, является количество занятий, которые необходимо посетить. «За короткий срок невозможно дать качественные знания, но, правда, нужно учитывать методики, которые предусматривают большой объем домашних заданий, - добавляет она. - В целом, без тщательной подготовки домашних заданий скорочтению нельзя научится. В этом главная проблема. Обычно для работы требуется лишь полчаса в день, но и их бывает сложно найти как взрослым людям, которые начинают обучение, так и родителям для занятий с детьми». Впрочем, Е.Самарская отмечает, что в ее практике не было случаев, когда невозможно было обучить быстрому чтению. «Результат всегда был, - говорит она. - Но он всегда лучше у тех, кто выполняет все наши рекомендации и домашние задания».

А куда жаловаться, если уровень получаемых вами услуг очень низок? Большинство школ, которые работают в Самаре, действуют на основании франшизы и относятся к крупным федеральным сетям школ скорочтения. Соответственно, туда и следует направлять свои жалобы.

Что проходят на занятиях?

Разумеется, для детей и взрослых занятия проводятся по разным системам. Собственно скорочтение начинают преподавать уже подросткам. Конечная цель занятий - повышение техники чтения в 2-5 раз с полным пониманием и запоминанием прочитанного.

На самом деле секреты просты - их цитирует множество сайтов, которые легко найти в Интернете. Одним из главных «секретов» является отказ от мысленного проговаривания каждого слова, а также от возвращения взглядом к прежде прочитанному. Также специалисты рекомендуют развивать перефирическое зрение, чтобы сразу «охватить» взглядом больший объем текста, не заострять внимание на служебных словах, а также перед прочтением текста, изучить оглавление, чтобы сразу выяснить главное содержание книги. Кстати, для тренировки переферического зрения очень полезны так называемые Таблицы Шульте, которые также можно найти в Интернете, с подробным объяснением, как по ним заниматься.

Занятия с дошкольниками представляют собой подготовительные курсы, причем большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и образной памяти. С детьми 7-11 лет преподаватели занимаются изучением синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, ребусов, загадок, шарад.

Недешевое удовольствие

В интернет-школе скорочтения и развития памяти Д. Городниченкова продолжительность курса для детей - 24 часа. При этом родители обязаны присутствовать на первом и последнем занятии, чтобы вместе с педагогами протестировать ребенка. Кроме этого, родителям предоставляют специальные компьютерные программы, по которым можно заниматься дома с ребенком. Стоит такая программа 12,7 тыс. рублей, но «только сейчас» есть возможность приобрести по акции - за 6,8 тыс. рублей.

А вот для взрослых курс обойдется в 13,6 тыс. рублей. Стоит также учитывать, что немалая часть занятий проводится при помощи интернет-программ, то есть придется самоорганизовываться. Зато, если в процессе занятий возникнут проблемы, можно рассчитывать на помощь не только преподавателя, но и психолога (его услуги входят в стоимость). И, кстати, если все занятия были добросовестно пройдены, а улучшения не наступили, деньги вернут - пообещали в школе.

Недавние выпускники довольны

Стоит заметить, что отзывы на результаты обучения в школах в основном положительные, хотя речь идет лишь о тех, кто обучался сравнительно недавно, и еще не успел позабыть то, чему обучился.

«Мы попали в «Школу скорочтения, развития памяти Васильевой Л.Л.» благодаря моим знакомым, дети которых там занимались до этого. И, что особенно мне понравилось, детки, не умеющие читать, на выходе с курса имели хорошее беглое чтение с грамотным пересказом», - рассказывает С. Сомова .

«Обучение проходит в несколько этапов, на которых развиваются отдельные виды памяти, - рассказывает самарец М.Корицкий. - Результатов достиг: тексты читаются действительно быстрее, даже если сравнивать в ситуациях, когда с другим человеком одновременно читаешь одну и ту же страницу, память стала работать более эффективно, стало проще запоминать нужную информацию».

Полезные советы по развитию скорочтения включают в себя подчеркивание всего, что вам кажется важным, и пересказ текста по памяти, который сразу позволит связать все прочитанные факты воедино и надолго запомнить текст.

Для людей, что хотят постоянно совершенствоваться, чему-то обучаться и постоянно изучать что-то новое, мы специально сделали эту категорию. В ней исключительно образовательный, полезный контент, который, безусловно, придется Вам по вкусу. Большое количество видео, пожалуй, могут посоревноваться даже с образованием, которое нам дают в школе, в колледже или университете. Самым большим достоинством обучающих видео является то, что они стараются давать самую свежую, самую актуальную информацию. Мир вокруг нас в эру технологий постоянно меняется, и печатные обучающие издания просто не успевают выдавать свежую информацию.


Среди роликов также можно найти и обучающие видео для детей дошкольного возраста. Там Вашего ребенка обучат буквам, цифрам, счету, чтению и т.д. Согласитесь, очень даже неплохая альтернатива мультикам. Для учеников начальных классов также можно найти обучения английскому языку, помощь в изучении школьных предметов. Для более старших учеников созданы обучающие ролики, которые помогут подготовиться к контрольным, к экзаменам либо же просто углубить свои познания в каком-то определенном предмете. Приобретенные знания могут качественным образом сказаться на их умственном потенциале, а также Вас порадовать отличными оценками.


Для молодых людей, что уже окончили школу, учатся или не учатся в университете, есть множество увлекательных образовательных видео. Они им могут помочь в углублении знаний по профессии, на которую учатся. Или же получить профессию, например программиста, веб-дизайнера, SEO-оптимизатора и прочее. Таким профессия пока в университетах не учат, поэтому специалистом в этой продвинутой и актуальной сфере можно стать только занимаясь самообразованием, в чем мы и стараемся помочь, собирая самые полезные ролики.


Для взрослых людей эта тема тоже актуальна, так как очень часто бывает, что проработав по профессии годы, приходит понимание, что это не твое и хочется освоить что-то более подходящее для себя и одновременно прибыльное. Также среди данной категории людей часто становятся ролики по типу самосовершенствования, экономии времени и денег, оптимизации своей жизни, в которых они находят способы жить гораздо качественнее и счастливее. Еще для взрослых людей очень хорошо подойдет тема создания и развития собственного бизнеса.


Также среди образовательных роликов есть видео с общей направленностью, которые подойдут для практически любого возраста, в них можно узнать о том, как зарождалась жизнь, какие теории эволюции существуют, факты из истории и т.д. Они отлично расширяют кругозор человека, делают его гораздо более эрудированным и приятным интеллектуальным собеседником. Такие познавательные видео, действительно, полезно смотреть всем без исключения, так как знание – это сила. Желаем Вам приятного и полезного просмотра!


В наше время просто необходимо быть, что называется «на волне». Имеется в виду не только новости, но и развитие собственного ума. Если Вы хотите развиваться, познавать мир, быть востребованным в обществе и интересным, то этот раздел именно для Вас.

Скорочтение для детей младшего возраста: не преграждаем ли мы этим путь своим малышам?

Написать эту статью меня побудили многочисленные вопросы и от преподавателей, и от учеников Школы устного счета «Соробан»: «Почему у нас не обучают скорочтению? Почти все уже ввели такую программу».
Что ж, давайте подумаем вместе. Любой вопрос, касающийся обучения детей, требует, прежде всего, понимания не только того, что полезного мы дадим, но и осознания ответственности за то, в чем можем навредить. Не только у врачей, но и у педагогов главное правило «Не навреди!»
Итак, что же такое скрочетние? Это уемние схватыавть клюечвые слова пропуксая детали. С одной стороны, это хорошо. С другой – сколько граматимческих ошибок Вы начситали в предудыщих предложиниих абазца?

Даже взрослому, грамотному человеку, не обладающему скорочтением, воспринять неправильность сложно. Мы читаем автоматически. Но при этом все же спотыкаемся на ошибках. А в скорочтении схватываются ключевые слова со страницы. И на осознание правильности написания этих слов времени просто нет. В итоге, слова могут запоминаться в неверном написании. И человек будет считаться неграмотным. Но отнюдь не потому, что плохо учился. Он просто так запомнил эти слова.

Вспомните, как нас учили грамоте и правописанию. Мы читали. Читали много. Читали каждое слово. И после пятисот раз прочтенного слова «слушает» в произведении из трех томов, видя написанное «слушаИт», мы ощущаем дискомфорт. Согласитесь, это так? Мы запомнили образ слова. И этот памятный багаж не позволяет делать грамматические ошибки.
А если этот же трехтомник прочесть за вечер, выхватывая отдельные слова? Стали бы мы грамотными? Будут ли наши дети при таком обучении знать, как правильно пишутся слова?

Соглашусь, быстро читая, человек может сэкономить время, поняв идею произведения, независимо от объема текста. Но обогатится ли внутренний мир читателя?
Давайте вспомним повесть великого писателя Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В чем его сюжет? Оксана поставила условием свадьбы с Вакулой получение ею обуви от царицы. Вакула при помощи черта и запорожцев решил этот вопрос. Все. А как же ночной полет на черте? А встреча с царицей? Прочитав это произведение «по диагонали», человек лишится возможности насладиться яркими образными описаниями национального быта, красоты окружающего мира. Самобытность языка писателя останется непонятой. И это очень печально.

Не могу не признать, что у методики «Соробан» есть нечто общее со скорочтением. И там, и там важны образы. В скорочтении - образы слов, в «Соробане» - образы косточек на счетах. Но в ментальной арифметике идет и дальнейшее развитие - запоминаемые образы динамичны, они развиваются, создавая новые образы чисел, представляя решение новых задач. Мозг постоянно работает.
Я начал этот разговор с вопросов коллег и учеников о том, почему в «Соробане» не учат скорочтению.

Отвечу. Если ребенок правильно воспримет нужную информацию, то без разницы как он прочитал учебник - обычно или быстро. Но для меня, как педагога и родителя, важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому я не приветствую обучение скорочтению в детском возрасте. Объясню почему.

В скорочтении образ слова статичен. Я говорил об этом ранее. Увидели слово и запомнили. Если слово написано правильно - хорошо. А если нет? Современные издательства чаще всего экономят на работе корректоров. И вот отсюда пойдут истоки неграмотности ребенка. Зачем это? Позвольте ребенку зачитываться ночами под одеялом произведениями классической литературы; понять, что Ромео и Джульетта погибли от неприятия их любви окружающими, а не от какого-то модного в те времена течения самоубийств. Научиться скорочтению можно в любом возрасте. Пусть ваш ребенок вырастет и сам поймет, нужно ли ему это.
«Тесто. Тропинка. Лиса». Узнали сказку про Колобка? А готовы к тому, что ваши дети будут читать ее вашим внукам не полностью, а только в три слова? Так и случится, если навык скорочтения сформируется у вашего ребенка прежде, чем он научится читать сознательно.
На самом деле, профессий, где навык скорочтения важен, где из миллионов печатных знаков надо вычленить крупицу информации, не так и много. Журналисты, продавцы книжных магазинов. Больше, пожалуй, сразу и не вспомнить.

Уважаемые родители, всему свое время. Быстрое чтение полезно, но позвольте ребенку самому понять, что оно ему необходимо для дальнейшего развития. Реально важным это умение может быть в старших классах. Не торопите время! Дайте своим детям возможность совершить путешествие по огромному и увлекательному миру литературы.

В завершение возьму на себя смелость сказать о том, что, обучаясь устному счету в Школе «Соробан» дети развивают оба полушария мозга. То есть активно используют возможности и аналитического, и образного мышления. Только представьте, насколько эмоциональнее наши ученики воспринимают образы литературных персонажей? Развитое воображение позволяет идти рядом с любимыми героями, совершать с ними подвиги, учиться любви и доброте. Команда Школы «Соробан» верит в успешное будущее наших учеников!

Теги: Дошкольникам, Скорочтение, советы родителям

Во многих образовательных центрах предлагаются курсы скорочтения. обещает научить этой чудо-технологии всех: дошкольников, старшеклассников, пенсионеров. Преподаватели скорочтения утверждают, что после прохождения курсов многократно увеличивается скорость восприятия информации, понимание прочитанного, улучшаются психические процессы: память, внимание, мышление. Но так ли это на самом деле?

Что такое скорочтение

Скорочтение - это использование специального способа чтения для переработки большого объема информации. Скорость чтения человека, овладевшего этой методикой выше среднестатистической в 3-4 раза. Это позволяет просматривать большее количество текстового материала, находя необходимую информацию. Такая способность необходима людям, работающим с большим объемом информации: редакторам, ученым, студентам, менеджерам и управленцам.

Однако подобное увеличение скорости чтения ведет к пропорциональному снижению понимания. Чем выше скорость прочтения, тем меньше усваивается из прочитанного. Другими словами при скорочтении текст скорее просматривается, читается «по диагонали». Это ведет к потере деталей и нюансов, а зачастую и смысла прочитанного.

Почему скорочтение противопоказано детям

  • Одним из важных составляющих формирования полноценного навыка чтения является понимание ребенком прочитанного. В настоящее время этот критерий считается более важным, чем даже сама скорость чтения. Большинство контрольных работ в школе направлены на контроль именно понимания текста. Скорочтение мешает осознанному чтению, так как преследует совсем другие цели.
  • Часто учителя часто наблюдают так называемое «механическое» чтение, когда ученик читает достаточно быстро, но не улавливает смысл прочитанного. В этом случае отсутствует также и выразительность. Ведь не понимая смысла, невозможно интонационно выделить паузы, голосом подчеркнуть наиболее важные моменты и донести до слушателя эмоции и мысли автора.
  • Бьют тревогу преподаватели русского языка. Дети, прошедшие курсы скорочтения начинают демонстрировать падение грамотности. Ведь для того, чтобы писать грамотно, необходимо четко представлять как пишется данное слово. Для этого текст нужно читать медленно, орфографически и желательно по слогам. Овладевшие скорочтением дети воспринимают образ слова, не вникая в особенности написания. Поэтому и напишут его так, как им запомнилось «на лету», не концентрируясь на грамотном написании.
  • Психологи считают, что детский организм в силу возрастных особенностей развития не может воспринимать слишком быстро прочитанную информацию. Для того чтобы разобраться в трудном материале, ученикам начальной школы необходимо читать медленно, вдумчиво, проговаривая материал про себя. Интуитивно, трудный текст дети сами начинают читать вслух, а не про себя. Тем самым, они искусственно замедляют скорость чтения для облегчения процесса понимания и запоминания.

Подводя итог, можно сказать, что скорочтение в младшем школьном возрасте несет больше вреда, чем пользы. Раннее овладение этой техникой противоречит возрастным психологическим особенностям, мешает формированию грамотности, вредит выразительности чтения и правильному пониманию прочитанного.

Для того чтобы скорочтение принесло пользу, овладевать этим методом рекомендуется не ранее, чем с 15-16 лет.

В последнее время скорочтению уделяется много внимания, и некоторые его апологеты иногда объявляют его средством, годным для всех случаев работы с литературой.

Я полагаю, что такой панацеи вообще не существует и что мыслимых способов чтения может быть хорошим или плохим в зависимости от многих конкретных обстоятельств и, в частности, от:

  • индивидуальных особенностей человека (его интеллектуальных способностей, типа его памяти, темперамента, возраста и т.д.);
  • его образовательного ценза, эрудированности в тех вопросах, которые затрагиваются в штудируемой литературе;
  • задача, которая стоит перед ним, его установки (если эта установка сформирована);
  • особенностей текста, его содержания, характера (беллетристика, публицистика, научно-популярная, научная литература), стиля;
  • внешнего оформления текста (величина шрифта, качество печати, наличие графиков, таблиц, расчетов и т.д.).

Зависимость темпа чтения от индивидуальных особенностей человека не подлежит сомнению и в особых комментариях не нуждается. Скорочтением, при прочих равных условиях, конечно, будут легче овладевать людям с высокими скоростными возможностями, особенно в области интеллектуальной деятельности. Холерики и сангвиники при обучении скорочтению имеют несомненные преимущества перед флегматиками. Преимущество эйдетиков перед людьми с обычной памятью также, по-видимому, является бесспорным. Несомненно и то, что с возрастом способность к скорочтению прогрессивно снижается.

Общий культурный уровень читателя, его эрудиция и специальность имеют самое прямое отношение к манере работы с книгой и, в частности, к доступному для него темпу чтения. Хорошо осведомленный в каких-то вопросах человек быстрее «схватывает» содержание текста, посвященного этим вопросам, нежели новичок в данной области знания. Имеет значение также и то, как часто и как миного читает специальную (или какую-то другую) литературу данный конкретный человек. Тот, кто читает часто и помногу, обычно читает сравнительно быстро, причем эрудиты в каких-то вопросах скорее даже не читают, а просматривают соответсвующую литературу. Нужно думать, что такие люди без большого труда освоят скорочтение, если им это вообще понадобится.

Задачи, стоящие перед читателем, и те установки, которые в связи с этими задачами могут у него сформироваться, также сказываются на скорости чтения. При необходимости с помощью литературных или сетевых источников найти ответ на какой-то частный вопрос текст просматривается обычно очень быстро: нужное и ненужное в нем четко дифференцируются по ряду опознавательных признаков (специальные термины, числа, символы, имена и т.д.), и работа сразу же завершается, как только необходимая информация извлекается из текста. На темп работы влияет также и то, как долго предполагается сохранять в памяти полученные сведения. Если такой необходимости нет вообще, работа выполняется в максимально доступном читателю темпе. Такой способ работы характерен для работников прессы (сотрудников газет, журналов и т.д.) и всех тех читателей, перед которыми стоит чисто утилитарная задача - выделить из текста, содержащего много общих фраз, стандартных выражений, тривиальных истин, только некоторые конкретные данные (цифровые показатели, основные выводы и т.д.). В таких случаях скорочтение оправдывает себя, и овладение его способами оказывается полезным. Другим будет способ работы с текстом, если читатель нацелен на овладение всем богатством его содержания и на восприятие его художественных достоинств (а следовательно, и на переживание эстетических эмоций). При решении таких задач скорочтение окажется не полезным, а вредным.

Наибольшее влияние на скорость чтения оказывает содержание текста. Чем оно проще, тем выше может быть темп чтения. Серьезные произведения требуют медленного, вдумчивого чтения и даже повторного перечитывания текста. Надо думать, что изучение философских произведений полностью исключает применение скорочтения. Длительное раздумье - постоянный спутник над такими произведениями. Чтение философской и любой другой, по настоящему содержательной, научной литературы должно быть творческим, а творческий тип чтения и скорочтение несовместимы.

Если говорить о чтении художественной литературы, то и здесь ее характер, ее жанр целиком определяют темп чтения. Да, конечно, разного рода детективные произведения можно читать с максимальной скоростью, проследив лишь сюжетную линию книги. Но если так подойти к чтению Шекспира, Толстого, Тургенева, Голсуорси, то, кроме вреда, от этого ничего не получится. Читая классические произведения, необходимо как можно старательнее иллюстрировать текст с помощью своего воображения. Описания природы следует переводить в ее наглядные образы, стараться почувствовать ощущения, испытываемые героем произведения. Его самого также следует представить себе возможно более ярко, наглядно. Он должен жить в воображении читателя. В по-настоящему хорошем произведении нет ничего, чем можно было бы пренебречь, мимо чего можно было бы пройти. Лучше не брать в руки классику, если владеешь только способом скорочтения! Я уже не говорю о поэзии, где скорочтение так же неприменимо, как удесятеренное по скорости исполнение «Аппассионаты» Бетховена.

Темп восприятия высокохудожественного произведения является функцией (в математическом смысле) его содержания.

Из сказанного следует, что скорочтение, как и чтение в оптимальном и медленном темпе, оказывается хорошим или плохим в зависимости от ряда конкретных условий. Вопрос - хорошо или худо скорочтение - так же бессмыслен, как и вопрос, полезен или не полезен дождь. Дождь может оказаться необходимым для земледельца и одновременно вредным для гончара, выставившего на солнце для просушки свои горшки. Иными словами, для чтения одних видов литратуры скорочтение хорошо, для других - скверно. Где-то оно может быть полезным, где-то вредным. К этому следует добавить, что длительное, постоянное скорочтение может привести к утрате навыка вдумчивого, критического и творческого чтения. Привычка галопировать по тексту дает себя знать с отрицательной стороны при необходимости разобраться в трудном, насыщенном серьезной информацией тексте.

Основным способом работы с серьезной книгой должен быть творческий подход. Каждое обращение к тексту в большинстве случаев, особенно если иметь в виду научную литературу, должно быть предлогом самостоятельного поиска, напряженного раздумья, смелого гипотезирования.

Чтобы справиться с потоком информации, пользователи вынуждены осваивать все новые приемы скорочтения, а авторы конкурируют за рассеянного читателя, сокращая объемы текстов. Но до какой степени мы можем ускорить процесс чтения без ущерба для смысла?

Запуск нового приложения для быстрого чтения Spritz взбудоражил умы читающего сообщества. Соединяя в себе идеалы cкорочтения и технологии электронных книг, приложение сделало быстрое чтение более доступным для тех, кто предпочитает электронные книги бумажным и не хочет тратить много времени на специальные тренинги. Принцип работы приложения прост: оно выделяет наиболее часто повторяющиеся слова или группы слов (до 13 знаков) и выводит их в четкой последовательности на экране. Это позволяет пользователям читать текст, не водя глазами по строчкам и не меняя фокуса, вместо этого приложение само доставляет самые важные слова текста в поле вашего зрения, так, что взгляд остается неподвижным. Таким образом, постоянная работа и напряжение глаз, от которых мы страдаем при обычном чтении, уже не актуальны. Наконец-то, в череде посудомоечных машин и пылесосов появилось еще одно устройство, которое сокращает наши физические затраты и экономит время.

Идея создателей Spritz заключается в том, что приложение позволяет не тратить энергию на движения глазами при чтении, на которую мы обычно затрачиваем 80% от всего времени, которое расходуем на чтение. Таким образом, мы можем посвятить 100% времени вместо традиционных 20% на то, чтобы понять содержание прочитанного текста. Это утверждение подозрительно схоже с расхожим мифом о том, что человек затрачивает возможности всего 10% своего головного мозга, и только невозможность получить доступ к остальным 90% удерживает нас от того, чтобы стать суперменами. Но было бы преждевременно заявлять, что просто перестав скользить глазами по тексту, мы можем читать намного быстрее, при этом не меняя качества чтения.

Эксперты уже бьют тревогу. Психолог Майксл Мэссон, который проводил исследования по быстрому чтению, рассказал изданию The New Yorker, что движение глазами во время чтения, которое приложение Spritz считает пустой тратой времени, дает мозгу требуемое время для анализа текста. «Одна из причин, по которой происходит однотипное повторяемое движение глазами во время чтения, заключается в том, чтобы избежать непонимания содержания текста во время чтения», - говорит Мэссон.

Другой психолог, Кит Райнер, в интервью тому же изданию соглашается с мнением коллеги. Spritz не оставляет читателям даже небольшой паузы для того, чтобы мозг мог осознать прочитанное или перечитать предложение в случае затруднения. Вместо этого, по словам Райнер, «каждый раз, когда мозгу будет требоваться время на осознание прочитанного, читатель будет сбиваться», - а это может стать значительной проблемой в использовании приложения, учитывая, что текст постоянно продолжает возникать на экране, а у вас нет времени прочитать и осознать прочитанное.

Принцип работы Spritz вполне соответствует духу времени. Новое приложение - это часть быстро развивающегося тренда «интернетизации» чтения и письма. Короче, быстрее, проще - нам нужны не только приложения, которые позволяют читать тексты быстрее и эффективнее, нам требуются, чтобы написано было четко, ясно и просто для понимания.

Мы ожидаем от писателей не только того, что они будут пользоваться Твиттером, но и того, что они будут писать свои авторские тексты, даже книги, в формате постов в соцсетях. Так, к примеру, до Spritz уже существовало довольно известное литературное приложение Hemingway App, которое было призвано помочь современному писателю. Название приложения - это отсылка к авторскому стилю Эрнеста Хемингуэя.

Технология приложения заключалась в том, чтобы указывать на «слабые» места в вашем тексте, которые могут быть написаны более просто. К таким местам, например, относятся косвенная речь, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, наречия (которые всегда должны быть заменены на более выразительные глаголы). Чем больше их в тексте, тем слабее он, по мнению Hemingway App. Запомните, авторы: если ваше произведение не написано самым простым стилем, на который только способен человек, оно написано плохо. Писателям постоянно дают понять: «Послушай, в мире полно книг и статей, которые я могу прочесть вместо твоих опусов. В интернете существуют тысячи картинок, видео, твиттов и инфографики. Все это доступно для меня одним кликом мыши. Поэтому не стоит слишком уж усложнять свой текст, понятно?».

Еще в 1993 году Дэвид Фостер Уоллес, писатель, обладающий довольно сложным авторским стилем, жаловался в своем интервью: «Молодым людям, которые выросли с осознанием того, что искусство должно быть на 100% приятным и не требовать при этом никаких усилий, очень сложно читать и воспринимать серьезную литературу». Уоллес говорил о пагубном влиянии телевидения, однако развитие интернета значительно усилило эту потребность в удовольствии без всяких усилий, предлагая нам бесконечные возможности для все более полного и менее затратного с нашей стороны удовлетворения.

Ни для кого не секрет, что современные писатели все больше пользуются Twitter-стилем не только в социальных сетях, но и в своих произведениях. При этом тексты порой теряют в красоте слога и правдивости гораздо больше, чем приобретают в простоте восприятия. Мир, в котором не может быть написано ничего, что было бы неясным и нечетким по своему содержанию - это мир, где теряет выражение и осмысление большая часть человеческой жизни и опыта.

Плюсы и минусы скорочтения

Многие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе?.

Феномен или навык?

Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок.

Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, - все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ.

Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения.

Плюсы скорочтения:

  • Феноменальная скорость чтения. Даже те, кто не окончил курс обучения, и не освоил фотографические свойства памяти, увеличили свои результаты в технике чтения в несколько раз.
  • «Прокачка» разума. Совершенствование зрительных навыков вкупе с огромными массивами информации, которыми вы нагружаете свой мозг, создают эффект, похожий на «пампинг» у бодибилдеров. Накачивая свой разум до отказа, вы развиваете его основные характеристики, такие как память, логическое мышление и так далее.
  • Богатый словарный запас. Когда вы читаете, ваше сознание как бы сливается с образами героев и учится у них, примеряя на себя их лексику, поведение жесты. Всё это вы сможете использовать в реальной жизни.

Минусы скорочтения:

  • Скука. Приготовьтесь к тому, что ваша жизнь станет скучнее. Приучив свой мозг находить и вычленять важную информацию самостоятельно, вы уже не сможете прочесть книгу от корки до корки, не поняв на середине, чем всё закончится. То же самое относится к кино и музыке, которая станет вам просто неинтересной. Представьте на минуту, что вы вдруг перестали ощущать вкус пищи – теперь вам всё равно, едите ли вы изысканный салат или просто пьёте протеиновый коктейль, важен результат.
  • Постоянная моральная усталость. Если вы постигните все постулаты скорочтения и сможете развить фотографическую память, то привыкайте к тому, что ваш мозг будет постоянно голоден, а в сытом состоянии он будет настолько переполнен, что вам будет просто наплевать на всё остальное.

Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность…