«Сострадание — есть высочайшая форма человеческого существования …» (По повести Короленко «Дети подземелья»). «Милосердие — это… (В Г Короленко «Дети подземелья»)

Урок доброты и взаимопонимания

по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Цель: 1) совершенствовать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения;

2) развивать монологическую речь учащихся;

3) воспитывать чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Оборудование: портрет В. Г. Короленко, запись песни «Я начал жить в трущобах городских…», иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Знакомство с личностью писателя В. Г. Короленко.
Рассмотреть портрет В. Г. Короленко художника И. Е. Репина.

Давайте попробуем предположить, каким был изображённый на нём человек, какую жизнь он прожил.

(Обратить внимание на задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, на морщины и седую бороду, на усталые руки, лежащие на подлокотниках. Наверное, жизнь его была не из лёгких, он, видимо, многое повидал на своём веку. Короленко кажется строгим, но справедливым, добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелёгким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Не было ни одного случая социальной несправедливости, на который бы он не откликнулся публичным критическим выступлением: об этом свидетельствуют более 700 статей, напечатанных в 50 газетах и журналах. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стали русская литература и сама жизнь.


  1. Слушание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьер» «Я начал жить в трущобах городских…») .
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её? (О Тыбурции, выброшенном на улицу, Валеке и Марусе, живущих «среди серых камней»; об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве.)

Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне.


  1. Определение рода и доказательство жанра произведения.

  2. Анализ произведения.

  1. О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Ответ на вопросы с использованием рисунков детей: болезнь и смерть Маруси, одиночество Васи в родном доме, его тоска по близкой душе, потребность любить и быть любимым.)


  1. Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Савояр»; К. В. Лемох «Нищенка»; Н. В. Неврев «Дед Василий»; П. П. Чистяков «Нищие дети»; Ф. А. Бронников «Старик-нищий»; Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»; В. П. Якоби «Осень»)

- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?


  1. Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».

- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему? (Это «несчастные тёмные личности», «испуганные, жалкие», в лохмотьях, едва прикрывающих худые тела, оставшиеся без крова и без куска хлеба, - бродяги и воры, нищие и бездомные -, те, кому не нашлось места в маленьком пыльном городке, где тюрьма – «лучшее архитектурное украшение».

- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?

(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним «с враждебной тревогой», по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им ни украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья: «Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы».)

- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?

(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших могил», так как «несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи». Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь «старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг».)

- Найдите описание старого замка и часовни.

(О замке ходят «предания и рассказы один другого страшнее». Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей «припадки панического ужаса – так страшно глядели чёрные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…».

«А в бурные осенние ночи, когда гиганты – тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и парил над всем городом».

У часовни же «кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни».)

- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.

- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?


  1. Сообщения учащихся.
Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зелёных тонах. Кажется, мы видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенным замком, чувствуем на лице холодные моросящие капли. Сквозь кисею тумана проглядывает тусклое солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны, заполняющие унылое пространство, вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу.

Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания «тёмных личностей».

- Кто же называет это общество «дурным», а людей, представляющих его, «тёмными личностями»? С чьей точки зрения оно «дурное»?

(«Дурным» его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

- Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

(Эти бедняки занимались мелким воровством в городе и в окрестностях. Они воры, а брать чужое – грех, преступление.)

- Но что толкает на него бедняка? (Нужда, голод, отверженность, невозможность зарабатывать деньги честным трудом.)


  1. Драма в семье судьи.
Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?

(Васе семь лет. Это совсем немного, это период «золотого детства», когда мир кажется огромным, открытым, интересным, добрым, когда ум и время ребёнка заняты играми, через которые он познаёт окружающее. Он уже различает добро и зло, умеет сопереживать.)

- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий? (В шесть лет Вася лишился матери, и именно с этого момента начинаются его воспоминания о детстве.)

Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?

«Шатаясь по улицам, я всматривался детски-любопытными глазами в незатейливую жизнь городка с его лачугами, вслушивался в гул проволок на шоссе, стараясь уловить, какие вести несутся по ним из далёких больших городов, или в шелест колосьев, или в шёпот ветра на высоких гайдамацких могилах. Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни. Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами; я узнал и увидел много такого, что не видели дети значительно старше меня».

Смерть, рано вторгшаяся в жизнь мальчика, отобрала у него не только мать, но и отца, потому что горе не сблизило родных людей, а, напротив, отдалило их друг от друга, воздвигло между ними стену.

- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»? (Горе, которое разделило его с отцом, заставило почувствовать свою ненужность, одиночество. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», - вспоминает рассказчик.)

Рассмотрите иллюстрации к повести художников В. Костицына и Г.Фитингофа. Как в них показана сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?

У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему очень тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их, становятся символом отчуждённости между родными людьми.

На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо, отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?» Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на своё собственное горе…

- Каким видится сын отцу? (Сын кажется отцу бездушным, плохим: «Он всё более убеждался, что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем».)

- А каким видится отец сыну? (Отец видится мальчику строгим, угрюмым, суровым, ему кажется, что он не любит его. «А меня отец не любит, - говорит Вася Валеку. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший…»)

Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко по неопытности и незнанию простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого, для отца. Он прежде всего виноват в том, что между ними выросла стена.

Стена возникла и между Соней и Васей, между братом и сестрой. А кто выстроил эту стену? (И здесь постарались взрослые: «установившийся взгляд» на Васю «как на отпетого маленького разбойника воздвиг» между детьми «высокую стену». Всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала» девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные ласки сестрёнки. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, - вспоминает он, - я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».

Посмотрите на иллюстрацию Глуздова, где художник изображает один из таких моментов. Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?

Иллюстрация светом разделена на две части. В световом пятне, которое создаёт горящая лампа в нижнем правом углу, находятся любящие друг друга дети, осиротевшие и одинокие: они так крепко обнялись, что кажется, будто не виделись очень давно. И в то же время эти объятия торопливые, судорожные, тайные, потому что «ночные», когда дети уже давно должны спать. Над детьми в полумраке портрет матери с траурной лентой. Оттуда, из полумрака, глядит она на своих детей и печалится об их судьбе. Так входит в иллюстрацию ощущение семейного горя.
6. Дружба с Валеком и Марусей.

- Почему же Вася «начал бродяжничать»?

Не находя дома понимания, любви, ласки, тепла, он ищет их вне дома: «Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то…»

Вероятно, прежде всего Вася искал людей, которые бы дали ему то, чего не было в родном доме, - общение, понимание, любовь.

- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе? (Он чувствовал необъяснимую близость свою этим неизвестным людям.)

- А есть ли что-то, сближающее их? (И Вася, и Валек, и Маруся – отверженные. Только Вася отвержен в собственном доме, а Валек и Маруся отвержены обществом как презренные нищие и воришки.)

- Что тяжелее? И почему вы так считаете ? (Быть отверженным в любых смыслах страшно и больно. Но всё-таки более тяжёлая отверженность среди родных людей, потому что она более всего убивает человека, лишает его главной жизненной опоры.)

- Что разделяет Васю и детей подземелья? (Вася из состоятельной семьи, его отец – уважаемый в городе пан судья, он – «сын почтенных родителей». Валек и Маруся – «тёмные личности», они принадлежат к «дурному обществу», которое промышляет воровством.)

- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу? (Чтение в лицах эпизода знакомства.)

- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?

(Васю обезоружило неожиданное появление маленькой девочки, доверчиво прижавшейся к брату: «Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением».)

Для Валека же совершенно неожиданными были протянутые Васей яблоки и его приглашение приходить к нему в сад. Так между детьми протянулись первые нити взаимной симпатии.

- Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент. Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?

(Свет, тёплый и золотистый, исходит от яблок, протянутых Васей детям. Это свет добра, любви и милосердия. Он облагораживает сырые стены подземелья, делает их не такими страшными и угрюмыми. Лицо Васи открыто и приветливо. Валек и Маруся ещё немного насторожены, но уже готовы оттаять в тепле Васиного сердца.)

- Найдите в тексте описание этих детей. Что подчёркивает Короленко в облике Валека и Маруси?

(В обоих детях автор подчёркивает худобу: Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся, «как былинка», « руки её были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости и весёлости: У Валека «чёрные задумчивые глаза», и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».)

- Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей? (Вася нашёл в них любовь и понимание. Его ждали, беспокоились, когда он почему-то не приходил, ему радовались, с ним общались. )

- Почему Валек и Маруся полюбили Васю? (Своим появлением «сын почтенных родителей» Вася привнёс в жизнь детей подземелья радость преданной дружбы и чистой любви. Он искренне сочувствовал своим друзьям, беспокоился о них, приносил им яблоки и лакомства, играл с детьми.)

- Что помогли увидеть и понять друзья из подземелья ? (Благодаря «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.)


  1. Чтение в лицах фрагмента IV главы со слов: «Тыбурций тебе не отец?»
- Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека? (Справедливым, милосердным, защитником обиженных.)

Потом он и от Тыбурция услышал похвалы своему отцу, и в представлении семилетнего мальчика фигура отца облеклась ореолом силы и величия. Так незаметно для себя ребёнок сделал шаг навстречу отцу, хорошему человеку, которого уважают даже «тёмные личности».

- Докажите, что Вася – настоящий друг.

(Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Когда Маруся тяжело заболела, он принёс ей Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку, а когда отец стал требовать у сына признания, куда он дел куклу, мальчик не открыл ему правды даже под страхом наказания.)

- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой? (Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг.)

- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой. (Чёрно-белая.)

Обратите внимание на величину куклы: она ростом почти с Марусю. Это помогает нам почувствовать, как мала на самом деле девочка, а мала она потому, что «серые камни» не дают ей расти. Лицо куклы чем-то неуловимо напоминает Марусю. Только кукла весёлая и румяная, а Маруся печальная и бледная. Такое соседство даёт возможность ощутить контраст между нищетой и благополучием.

- Расскажите тот момент повести, когда девочка первый раз увидела куклу. (Пересказ.)

- Что же стало с нашими героями?

- А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном? (Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими.)

- Как заканчивается повесть и почему?

- Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?

Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество.

Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.


  1. Подведение итогов урока.
Каждому человеку в семье нужны взаимопонимание, ласка, доброта, дружеское участие во всех делах.

А в ваших семьях, при всём благополучии, бывали ли такие моменты, когда вы чувствовали себя одинокими?

Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это!
Домашнее задание – письменная работа (по выбору):

а) Рассказ Тыбурция о Васе;

б) обеты Васи и Сони;

1.Место, где происходят события. Город назван в повести Княжье-Вено.

2.От чьего имени ведется рассказ? Рассказ ведется от имени Васи

3. Какие чувства пережил Вася, побыв в «жилище» детей? Вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он был поражен тем, что в нем живут люди, потому что увиденное говорило о том, что невозможно жить.)

4. Символом чего является «серый камень»? Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие.Серый камень - символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать

5. Что означает словоютиться. Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении

6. Что означает словоубежище . Это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь

7.Жанр произведения «В дурном обществе». Повесть.

8. Руководитель всего сообщества «темных личностей» в произведении. Тыбурций Драб.

9.Кого из героев описывает Короленко « была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту» Соню, сестру Васи

10. Почему отец больше любит Соню? Потому что она похожа на свою покойную мать.

11.Как оказалась большая красивая Сонина кукла у Маруси? Ее принес Вася,чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

12. О ком говорит Короленко? «Ребенок рос как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.» Вася.

Задание №2 Развернутый ответ

1.Что дала дружба с обездоленными людьми главному герою?

Дружба Васи с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим человеческим качествам, доброте, вернула добрые отношения с отцом, сыграла главную роль выборе жизненной позиции.

2.Став взрослыми, Вася и Соня дали обещания на могиле Маруси. Как вы думаете, что это были за обещания и почему именно здесь они были даны?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого сострадания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

В истории Васи угадывается судьба самого писателя.Сюжет разворачивается в польском городке XIX века. Мальчик Василий, сын судьи живет спокойной и уютной жизнью, единственной трагедией в которой является холодность отца, который будучи справедливым и честным судьей, совершенно несправедливо отгораживается от сына после смерти его матери , сконцентрировав свое внимание только на дочери Софии, ибо она схожа с ней. Василий живет жизнью одиночки в собственном психологическом коконе, который разрушается только в тот момент, когда он встречает бродяжек Валека с Марусей, вынужденных просить милостыню и воровать, чтобы как-то прожить день. Их жизнь – игра на выживание. Ее условия – подземелье, холод и голод. Мальчик сначала воспринимает общение с «дурным обществом » как некую игру. Затем постепенно меняется его понимание жизненных процессов, и в кульминации болезни и смерти Маруси, раскрывается его обновленное понимание что правильно, а что нет.
В повести Короленко "Дети подземелья" главным героем является девятилетний мальчик Вася. Ему было всего шесть лет, когда после тяжелой болезни умерла мать Васи. Отец его совершенно позабыл о нем, целиком погрузившись в свое безутешное горе. Мальчик вырастал будто одинокое дикое деревце в поле, - ничьей заботой он не был окружен, однако никто и не сковывал его воли. Портрет Васи:Все его звали бродягой, негодным мальчишкой, лет семи восьми, любопытный дружелюбный, отец его был судьей, мать умерла, и после этого лицо отца всегда было суровое.«Он чувствовал,что не имеет на меня не малейшего влияния, что между нами стоит какая-то стена. Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе. И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.»«Сестре моей было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовь; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену»
«Хоть незнакомец, явившийся на сцену столь неожиданным и странным образом, подходил ко мне с тем беспечно-задорным видом, с каким всегда на нашем базаре подходили друг к другу мальчишки, готовые вступить в драку , но все же, увидев его, я сильно ободрился. Я ободрился еще более, когда из- под того же престола, или, вернее, из люка в полу часовни, который он покрывал, сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня своими детскими-любопытными голубыми глазками» ... Так состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.
Характеристика Валека: мальчик лет девяти, высокий, тонкий, черноволосый, солидный с манерами взрослого человека, одет был бедно
Валек и Маруся
Характеристика Маруси: это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, ей было четыре года, волосы белокурые, но пышные, тонкие прозрачные ручки, одета была бедно.
Маруся с куклой
СоняБыла кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она резво бегала, любила играть, беситься, звонко смеялась
МарусяРуки тонки, прозрачны, она не бегала, а когда смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагав уже не слышно
С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васе его мать в последние дни жизни. От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы , разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров. «Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм. Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат». «Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Куклу искали хозяева. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни».
В.Г. Короленко показал, как Вася помогал детям подземелья. Давал им еду; когда Марусе было плохо, он забрал без проса отца куклу Сони и отдал ее Марусе. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, что им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье. Вот в этом В.Г. Короленко раскрыл тему сострадания и милосердия в повести.

15. КМ Станюкович – основоположник русской «морской прозы»

Станюкович справедливо считается основоположником русской прозы на морскую тему, хотя до него к этой теме обращались и другие писатели. Одним из первых писателей, предпринявших попытку поведать читателям о море и русских моряках был Н.А. Бестужев, который создал цикл коротких очерков, объединенных общей рубрикой “морские сцены”. Но и в творчестве Николая Бестужева, и его брата Александра (Марлинского) “общественная жизнь”, “как во многом, впрочем, и морской быт, будни морской жизни, психология моряка”, остались нераскрытыми. По мнению исследователя, “эти произведения были далеки от подлинно реалистического воплощения”.


Яндекс.Директ

Следующей ступенью в развитии морской прозы было творчество В.И. Даля, который правдиво изображал морские нравы и особенно детали быта. Даль вводит в обиход русской маринистики, в авторскую речь и язык персонажей профессиональную терминологию. Но жизнь матросов в произведениях Даля идеализирована, приукрашена; нет упоминания о неизбежных во флоте крепостнической поры телесных наказаниях матросов. Для историка литературы в творчестве Даля важно то, что писатель заговорил об общественной ценности профессии моряка, о государственной значимости морской службы.

Развитию художественной прозы на морскую тему значительно способствовал жанр морских путешествий, который в первой половине XIX века получил в России широкое распространение. Развитие этого жанра связано с привлечением на службу в Морское министерство известных писателей , которые участвуют в морских походах (И.А. Гончаров, Д.В. Григорович). Первым по времени и наиболее значительным произведением в жанре морских путешествий является книга И.А. Гончарова “Фрегат "Паллада"”. Наблюдая за жизнью моряков, Гончаров делает некоторые выводы, которые близки суждениям К.М. Станюковича. Например, оба писателя говорят о скуке в каюткомпании во время длительного морского перехода. “Сорок дней с лишком не видали мы берега. Самые бывалые и терпеливые из нас с гримасой смотрели на море, думая про себя: скоро ли чтонибудь другое? Друг на друга почти не глядели, перестали заниматься, читать”.

А у Станюковича встречаем следующие строки: “Тридцать дней уже “Коршун” в море, не видавши берегов; тридцать дней ничего, кроме неба да океана, - это начинает надоедать, а до Батавии еще так далеко!

И недовольные, раздраженные офицеры торопливо расходятся после обеда по каютам, стараясь заснуть под скрип переборок.”

И Гончаров, и Станюкович говорят о сложнейшей психологической проблеме общения в замкнутом пространстве.

Отмечая некоторые сходные черты в наблюдениях над жизнью моряков и в высказываниях о флоте, следует подчеркнуть и принципиальные различия Гончарова и Станюковича в раскрытии темы моря.

Преодоление условности романтического стиля, реалистическое воссоздание морского быта, в котором исключительное сочетается с повседневным; показ моряков как “земных людей”, действующих в особых условиях, которые способствуют раскрытию героических черт национального характера, - таковы основные проблемы, которые необходимо было решать писателямреалистам, обратившимся к морской теме.

Важным шагом в развитии морской темы являются очерки Д.В. Григоровича “Корабль "Ретвизан"” (1873). Григорович присматривается к корабельному быту, с интересом наблюдает за работой матросов, маневрами корабля, пытается понять смысл морской службы. Но “несмотря на большее по сравнению со своими предшественниками внимание автора очерков к морскому быту и ряд реалистических зарисовок, они еще не художественное произведение на морскую тему, а путевые заметки писателяреалиста, в которых попутно говорится о море и моряках”.

Повесть Станюковича “Вокруг света на "Коршуне"”, опубликованная в 1896 году, по жанру напоминает путевые очерки Гончарова и Григоровича, но существенно отличается от них тем, что эпизоды и картины морской жизни преобладают в ней над описанием сухопутных впечатлений.

На создание повести Станюковича “толкнуло” предложение редактора журнала для детей “Родник” Альмедингена, который предложил Станюковичу систематизировать свои воспоминания о кругосветном плавании, придав им беллетристическую форму. Так родился замысел произведения , которое Станюкович назвал “очерками” или “сценами из морской жизни”.

В процессе работы над повестью “план ее расширился и сама она разрослась до большого (более 20 авторских листов) произведения”.

В повести встречается немало эпизодов, развитых писателем в ряде прежних его морских рассказов и повестей (“Василий Иванович”, “Человек за бортом”, “Беспокойный адмирал” и других). Эти рассказы были хорошо знакомы читателям, которые, однако, восприняли повесть не как повторение ранее сказанного, а как “новое оригинальное произведение, имеющее большую воспитательную и познавательную ценность.”

Ото всех предшественников Станюковича, писавших на морскую тему, его отличают “подлинный профессионализм в морском деле и превосходное знание описываемого материала”.

К разработке морской темы Станюкович обратился, с одной стороны, под влиянием усилившегося в то время внимания к строительству нового флота в России, которое обеспечило интерес к морским рассказам широких кругов читателей и дало возможность писателю расширить сферу критики современного ему общественного устройства. С другой стороны, это связано со стремлением писателейреалистов той поры создать “полнокровные художественные образы из народной среды”.

У родоначальника морского романа - Фенимора Купера - на первом месте романтический герой, для которого море - это способ вырваться на свободу. Станюкович же, в отличие от американского писателя, показывает морскую службу как работу и объясняет ее читателям через бытовые ситуации. “И все, с ноковыми впереди, разбежались по реям, держась одною рукою за приподнятые рейки, служащие вроде перил, словно по гладкому полу и, стоя, перегнувшись, на страшной высоте, над бездной моря, стали делать свое обычное матросское трудное дело”. (С.75.)

Станюковича справедливо называли певцом моря и флота. “Он поэтизирует море и морскую службу, ярко раскрывая ее привлекательные стороны”. Станюкович показывает, что это служба трудная, но и чрезвычайно интересная. “Впечатлительного и отзывчивого юношу слишком уже захватили и заманчивая прелесть морской жизни с ее опасностями, закаляющими нервы, с ее борьбой со стихией, облагораживающей человека, и жажда путешествий, расширяющих кругозор и заставляющих чуткий ум задумываться и сравнивать”. (С.127).

Невзирая на суровость морской службы, моряки любят ее и гордятся своей профессией. “Ты полюбишь море и полюбишь морскую службу. Она хорошая, благородная служба.” (С.33).

Станюкович сумел увидеть в морской службе не только отражение “прозы жизни” своей эпохи и успехов цивилизации, но и общественное неравенство, социальные конфликты. Он показывает военную службу в царском флоте как “каторгу” для простого человека.

16. АМ Горький – теоретик и критик ДЛ. Сказки писателя, их худ-ные особенности, связь с фальклором.

На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях.
Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени , когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ.) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник».
В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности.
Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости.
Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой - человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону.
В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год).
Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление - убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям... смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком. А этот - был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего , одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом».
Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое - это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало - желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела.
Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег.
В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького - создание новой, сильной и волевой личности.

Два мира - мир богатых и бедных - это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

«Равнодушие и отзывчивость»

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.



Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль »

Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор »

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.



М. Горький «На дне »

В драме писатель показывает, как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны).

В. Железников «Чучело »

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание »

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

Писатель-гуманист, что подарил нам одну из своих лучших работ под названием , которое в сокращенном варианте называется Дети подземелья. Как раз с данным произведением мы сегодня и познакомились, а теперь поработаем над сочинением рассуждением по теме: Жизнь детей подземелья. При этом, изучая работу Короленко, мы видим поднятые автором темы нищеты, дружбы, безразличия, черствости. Это как болезнь, что распространялась в обществе царской России, в частности среди бедноты. О нищих детях автор пишет с любовью и тут же предлагает лекарство от болезни в виде проявления такой черты характера человека, как милосердие. Познакомившись с работой автора и работая над сочинением по произведению Дети подземелья, теперь мы можем ответить, что такое .

Дети подземелья сочинение на тему милосердие

Милосердие это прекрасная черта человека, которая не позволяет проходить мимо нуждающихся. Благодаря милосердию, что в наших сердцах, мы протягиваем руку помощи, жертвуем своими выгодами, ради блага других, лишь бы их лица осветила улыбка.

Таким героем, с милым и отзывчивым сердцем, с милосердием в душе был герой рассказа Дети подземелья Вася. Это сын местного судьи, у которого умерла мама. С ее смертью в дом пришла печаль. О мальчике даже забывает даже его отец, посвящая всего себя дочери. Вот, предоставленный самому себе, он начинает скитаться и бродяжничать, когда наконец попадает в заброшенный дом. Там и знакомится Вася с детьми из подземелья, которых выгнали из заброшенного дома. Теперь они живут под землей. Мальчик подружился с ними и стал носить им лакомства. В свою очередь дети поддерживали Васю, говоря о том, что его отец самый лучший в городе, он любит Васю, просто ему нужно время. И вот эти попрошайки Валек и Маруся, способствуют развитию у главного героя важных человеческих качеств, таких как сопереживание и милосердие. В детях же подземелья мальчик нашел не только друзей, но и то тепло, в котором нуждался, ту поддержку, что была ему необходима.

Запоминается и момент, когда Вася приносит Марусе Сонину куклу. Он ее взял без спроса, но сделал это для того, чтобы умирающей девочке хоть как-то принести радость в последние дни ее жизни. В этом также видна милосердная сторона героя. Эта же черта характера мальчика растопила лед между ним и его отцом. Теперь у них будет все замечательно, ведь отец нашел в себе мужество, признав свои ошибки и проявив милосердие к Тыбурцию, которого не сдал полиции и дал ему денег.

Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию – потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася – сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой – разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется,

что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман – это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Глоссарий:

– что такое милосердие сочинение

– сочинение на тему дети подземелья

– сочинение на тему в дурном обществе

– Сочинение В дурном обществе

– Короленко В дурном обществе сочинение


(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Извечная проблема отцов и детей, которую пыта­ются решать писатели во все времена, в “Детях подзе­мелья” В. Г. Короленко звучит особенно остро. Вася, сын окружного судьи,...
  2. В.Г. Короленко – повесть “Дети подземелья”. В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У...
  3. Великий писатель-гуманист Владимир Короленко в своем произведении “Дети подземелья” сконцентрировал наше внимание на проблемах нищеты, безразличия, черствости в отношениях, но вместе с этим сразу обозначив...