I. Артикуляционная разминка
II. Жилин и Костылин
- два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
- Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
- Кто из героев вызвал уважение, кто - неприязнь?
- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин - герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.
Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы:
ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
Качество | Жилин | Костылин |
Смысл фамилии | Жилы - кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый - сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами | Костыль - палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги |
Внешность | «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» | «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» |
Предусмотрительность | «- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку) | |
Отношение к лошади | «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» | «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого» |
Храбрость - трусость | «- ...Не дамся же живой...» «- ...С ними что робеть, то хуже» | «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху» |
Поведение в плену | «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает - или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» | «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» |
Мнение татар о пленниках | «Джигит» | «Смирный» |
Наблюдательность, любознательность | «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» | |
Выносливость, мужество | «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» | «Костылин все отстает и охает» |
Верность, преданность | «...не годится товарища бросать» | Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».
Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе
I.
Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
Главная идея рассказа - показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.
II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
Беседа
- Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
Жилин наблюдал, как одеваются татары - и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
- Почему старуха разбила первую куклу Дины?
Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
- Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
- Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей - колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей - это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.
III. Картины природы в рассказе
Выразительное чтение
Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» - до слов: «И так думается ему, что это самое - крепость русская».
- В чем особенность этого описания?
Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
- Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» - до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.
Домашнее задание
Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения
Урок развития речи
I. Краткость и выразительность языка рассказа
Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина - главные достоинства рассказа.
Словарная работа (по группам)
Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.
Глава первая
Выправил отпуск
- оформил отпуск.
Провожатые солдаты
- солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
Солнце уже и за полдни перешло
- миновал полдень.
Нападусь на татар
- внезапно встречу татар.
Лошадь охотницкая
- лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
Взнесла его на кручь
- лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
Плетью ожаривает
- сильно бьет плетью.
Стал он окорачивать
- стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
Лошадь разнеслась
- лошадь мчится, не может остановиться.
Трепенулась
- вздрогнула.
Ногаец - ногайцы
- народ в России, говорят на языке тюркской группы.
Глава вторая
Распояской
- без пояса.
Бешмет
- мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
Храп мокрый
- морда мокрая.
Галунчиком обшит. Галун
- плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
Башмачки сафьянные. Сафьян
- тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
На рукавах оторочено красным
- рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
Монисто из русских полтинников
- ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
Церковь ихняя, с башенкой
- мечеть с минаретом.
Чистый, как ток. Ток
- площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
Войлок
- плотный толстый материал из валяной шерсти.
Масло коровье распущено в чашке
- масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
Лоханка
- деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь - для мытья рук.
Ружье осеклось
- ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.
Глава третья
Три аршина. Аршин
- мера длины, равная 71,12 см; три аршина - 2,13 м.
Утвердил их
- твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
Захрапит и отвернется (старик)
- начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
За камень притулиться
- спрятаться за камнем, прижавшись к нему.
Глава четвертая
Под мышки да под лытки
- под мышки и за ноги под сгибы коленей.
Заробел
- испытал робость, испугался.
Глава пятая
Овца перхает в закуте
- овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
Высожары спускаться стали. Высожары
, или Стожары, или Плеяды - рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
Рассолодел. Солод
- продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел
- стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.
Глава шестая
Камень вострый
- камень острый.
Лягу в лесу, передню́ю
- спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.
Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.
II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
В учебнике (с. 278)
даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод
. Определение композиция
можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника
. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.
Сюжет - это цепь событий, происходящих в произведении.
В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?
Рассказ - небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.
Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
Композиция - явление, которое знакомо детям на уровне представления.
Композиция - построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнóй последовательности.
Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку
и эпилог
.
Экспозиция
и эпилог
у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
Завязка
- получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации
- второму побегу Жилина.
Развязка
- Жилин успевает добежать до своих.
(Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника)
:
- Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.
Идея - главная мысль произведения.
Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.
Домашнее задание
Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
- Работа над новым материалом.
Что такое характер?
Словарная работа: характер -
Судьба
1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
2. Участь, доля, жизненный путь
1.Сообщение ученика
В какое время происходят события, описанные в рассказе?
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.
Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.
2. Работа в группах
1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.
2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по -другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.
3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?
Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)
4 группа
1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?
5 группа
Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?
Работают в группах.
(1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках
Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.
Колода- о толстом неповоротливом человеке.
Удалой- полный удали.
Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по -другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин - живой не дамся, готов биться
Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать. Жилин Костылин
ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
Эти глаголы - антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин - мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)
Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…
Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.
Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.
1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;
2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.
Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.
Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.
Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)
Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы
- Благородство
- Доброта
- Великодушие
- Дружелюбие
- Уважение
- Мастерство
- Внимательность
- Прощение
- сострадание
- Эгоизм
- иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
- равнодушие
- равнодушие
- Итог урока.
- Рефлексия - составление синквейна.
Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.
Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)
Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)
Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)
Молодец (герой)
Оценки за урок
Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.
Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» (01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)
Толстой очень любил свой рассказ «К.п.» и считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который каждый из нас делает сам.
Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»
Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.
Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.
Пословица
- Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
- Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь
- Внешность героев.
2 группа Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
Жилин
- пытается уйти
от погони
- надеется на
помощь товарища
- «Не дамся же живой!»
- до последнего
сражается с татарами
Костылин
- не думает помогать Жилину
- даже не пытается отпугнуть татар
- трусливо сбегает
4 группа Первый побег.
Жилин
Костылин
- Знает дорогу, ведет за собой товарища.
- Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
- Помогает Костылину
- Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
- «Бросать товарища не годится»
5 группа Второй побег
Жилин
- постоянно думает о вольном житье
- уговаривает Дину помочь ему
- шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
- не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Костылин
- отказывается от побега
- не может превозмочь свою боль
- Прекращает бороться:
«Уже мне, видно, отсюда не выйти»
Почему так по-разному сложились судьбы героев?
- Человек (по Л.Н. Толстому)
сам отвечает за свою судьбу
- Благородство
- Эгоизм
- Равнодушие
- Дружелюбие
- Уважение
- Мастерство
- Прощение
- Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
- Великодушие
- Доброта
- Внимательность
Синквейн
Жилин
- 1 строка – имя существительное (тема)
- 2 строка – 2 имени прилагательных
- 3 строка – 3 глагола
- 4 строка – мысль по теме
- 5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.
«Кавказский пленник»
Глава І
1. Почему рассказ назван «Кавказский
пленник»?
2. Кого
назвали в рассказе «кавказским
пленником»?
3. Назовите причину, заставившую Жилина
отправиться в путь.
4. В чем заключалась опасность пути?
Глава І
5.
Что заставило Жилина и Костылина
оторваться от охраны и уехать вперед?«Кавказский пленник»
Глава І
6. Как договорились вести себя герои, уезжая
от обоза, и как себя вели, встретившись с
горцами?«Кавказский пленник»
Глава І
7. Расскажите о том, как были захвачены в
плен Жилин и Костылин.«Кавказский пленник»
Глава ІI
8.
Как
определилась
судьба Жилина, а затем
и Костылина в плену?
9. Что заставляет Жилина
торговаться,
дать
неправильный адрес?«Кавказский пленник»
Глава ІІІ
1.
2.
3.
4.
5.
Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем
отличалась их жизнь в течение месяца плена
в стане врага?
С чьей помощью мы знакомимся с жизнью
горного аула?
Как относятся татары в первые дни плена к
Жилину и Костылину и почему?
Правы ли горцы, называя Жилина «джигит»
и
Костылина
«смирный»?
Объясните
причину такой разницы.
Почему к Жилину стали приезжать местные
жители из близлежащих аулов?
Сравнительная таблица
Качество1. Смысл
фамилии
2. Внешность
Жилин
Костылин
Жилы - кровеносные Костыль - палка с
сосуды, сухожилия.
поперечиной,
закладываемой под
Жилистый -
мышку, служащая
сухощавый,
опорой при ходьбе
мускулистый, с
хромым людям или
выступающими
тем, у кого больные
жилами
ноги
«А Жилин хоть не «А
Костылин
велик ростом, да удал мужчина
грузный,
был».
толстый,
весь
красный, а пот с него
так и льет»
Сравнительная таблица
Качество3. Место
жительства
героев
4. Чем питались
пленные?
Жилин
Костылин
Горный татарский аул, сарай
Лепешка
из
просяной муки или
тесто сырое да вода;
молоко,
сырные
лепешки,
кусок
баранины
Только лепешка из
просяной муки или
тесто сырое да вода
10. Сравнительная таблица
Качество5. Чем
занимались
офицеры?
Жилин
Костылин
«Написал
Жилин
письмо, а на письме не
так написал, - чтобы не
дошло. Сам думает: „Я
уйду“
«Костылин еще раз
писал домой, все
ждал присылки денег
и скучал. По целым
дням сидит в сарае и
считает дни, когда
письмо придет; или
спит»
«А сам все высматривает,
выпытывает, как ему
бежать. Ходит по аулу,
насвистывает, а то сидит,
что-нибудь
рукодельничает - или из
глины кукол лепит, или
плетет
плетенки
из
прутьев. А Жилин на
всякое рукоделье был
мастер»
11. Сравнительная таблица
Качество6. Мнение
татар о
пленниках
Жилин
Костылин
«Джигит»
«Смирный»
12. Сравнительная таблица
ЖилинКостылин
Делаем вывод
Даём характеристику Жилину и Костылину
Деятельный человек. В
трудной
ситуации
не
теряет силы духа. Все
старания прилагает к тому,
чтобы выбраться из аула,
совершить побег. Все его
поступки
и
дела
подчинены одной цели освобождению.
Пассивен,
ленив,
бездеятелен, скучал, ждал,
когда пришлют деньги; не
умеет приспособиться к
ситуации.
13.
«Кавказский пленник»Глава ІV
Как прожил Жилин месяц?
Какую хитрость придумал герой,
чтобы взобраться на гору?
Что помешало ему в тот же вечер
совершить побег?
Почему Жилин предложил Костылину
бежать с ним?
Объясните
причину
колебаний
Костылина перед побегом?
14. «Жилин готовится к побегу»
Составление плана рассказа поматериалам III и IV глав
1. Знакомство с жизнью татарского аула.
2. Работа над подкопом.
3. Поиски дороги.
4. Путь побега - только на Север.
5. Внезапное возвращение татар.
6. Побег.
15. Делаем вывод
Посмотрите,как
ярко,
сильно
может
проявиться характер одного человека и совсем
не проявиться характер другого в одинаковых
обстоятельствах.
16. Делаем вывод
Одноговыручает терпение, выносливость,
хитрость,
смелость,
желание
быть
свободным, вера в свою правоту; другой
не проявляет каких-либо усилий, действий
к тому, чтобы ценой собственных усилий
освободиться из плена, хотя ему тоже
хочется вернуться на Родину.
17. Домашнее задание
Подготовитьрассказ по плану «Жилин
готовится к побегу».
Жилин и Костылин – главные герои рассказа-были «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого.
Тема рассказа
Во время войны на Кавказе (воюют русские с горцами за территории) два русских офицера, Жилин и Костылин, отправляются в отпуск домой. По пути герои попадают в плен к татарам; за них просят выкуп. Жилин, не желая просить у своей старой матери деньги, затевает побег, но из-за неповоротливости Костылина затея срывается. Тогда офицер снова пытается бежать, и на этот раз ему улыбается удача - он спасается. А Костылина из плена спасают выкупом только через месяц.
Как ведут себя в плену офицеры Жилин и Костылин
Костылин – полноватый и тучный мужчина. На протяжении всего времени нахождения в плену он только и делает, что спит и считает время до выкупа. При этом Костылин не стесняется просить у семьи выкуп в огромном размере (5000 рублей). Для него главное, чтобы его поскорее спасли, и чтобы он оказался снова в удобных и комфортных условиях.
Жилин же ведет себя с точностью до наоборот. Он отказывается писать письмо своей матери с просьбой о выкупе, ведь он не хочет, чтобы она переживала за него и чтобы отдавала последнее, что у нее есть. Когда же татары силой заставляют Жилина написать это письмо, он пишет, но адрес указывает заведомо неверный. Офицер решает для себя: либо он выбирается из плена своими силами, либо ему придется погибнуть или остаться там до конца жизни. С целью спастись, Жилин начинает делать подкоп.
Кроме того, во время нахождения в плену Жилин занимается разными полезными делами, тем самым заслуживая внимание и уважение местных татар.
Например, он отличается тем, что:
- делает куколки из глины для местных детей;
- чинит хозяину-татарину остановившиеся часы;
- ремонтирует ружья и прочие принадлежности местных жителей.
И даже во время побега Жилин стоит до последнего, держится изо всех сил, при этом не бросает Костылина, хотя тот несколько раз подводит товарища и не желает брать себя в руки ради их общего спасения.
Благодаря стойкости и волевым качествам, Жилину все-таки удается вырваться из плена.
Ответ оставил Гость
Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 70-ые годы XIX века. На Кавказе в то время шла война русских с горцами. В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили с самим писателем и его сослуживцами во время их службы на Кавказе. Однажды он со своим другом чудом ушёл от погони. Приходилось поручику Толстому и вызволять из плена своих боевых товарищей.
Задумываясь над судьбами главных героев, русских офицеров Жилина и Костылина, обращаешь внимание на их фамилии. Они даже рифмуются, а по значению противоположны. Жилин от слова «жила» - прочное окончание мышц, жилистый, упругий, а Костылин от слова «костыль» - палка для хромых, бессильных. Внешность у них тоже разная. «Жилин хоть и не велик ростом, а удал был». «А Костылин мужчина грузный, толстый».
Однажды Жилину пришло письмо от матери, которая просила его приехать к ней. Любящий сын сразу же отправился в дорогу. Поехал он с обозом за крепость. Обоз шёл медленно. Выехал Жилин вперёд, подъехал к нему другой офицер – Костылин, решили они ехать дальше одни, без обоза. Тут на них напали татары. И уже здесь повели себя офицеры по-разному. Жилин проявил храбрость, «выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина», но татары подстрелили под Жилиным лошадь и взяли его в плен. А Костылин, у которого было ружьё, «только увидал татар, закатился что есть духу к крепости» и оставил товарища в беде. Однако предательство не спасло его.
В плену Жилин и Костылин тоже ведут себя по-разному. Когда хозяин Абдул-Мурат сказал офицерам, что им нужно заплатить выкуп 5000 рублей, Костылин сразу же написал письмо, потом «Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал» или спал. А Жилин согласился только на 500 рублей и письмо отправил на другой адрес, чтобы не обременять заболевшую мать, а сам подумал: «Бог даст – и сам выберусь».
Ходит днём Жилин по аулу, «а сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать» «или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает» дыру для побега.
Слепил раз Жилин из глины куклу и подарил её Дине, дочери хозяина, потом другую. «И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить». А когда Жилин хозяину часы починил, «прошла про Жилина слава, что он мастер». И стали все к нему обращаться с просьбами, а он никому не отказывал.
Когда Жилин закончил копать дыру под сараем и узнал, в какую сторону им бежать, он выбрал подходящую ночь и вместе с Костылиным убежал из аула.
Пошли они в горы. Сапоги у Жилина стоптались, он «снял свои, бросил, пошёл босиком», а «Костылин всё отстаёт и охает». Когда встретили они в лесу оленя, «Костылин так и упал со страху, а Жилин смеётся». Дальше ещё хуже – Костылин «мужчина грузный, пухлый, запотел; ... да ноги ободраны – он и рассолодел. Стал его Жилин силой поднимать», закричал Костылин, а в это время проезжал мимо татарин и услышал его крик. Жилин думает: «Бросить товарища не годится». Посадил на себя Костылина и понёс. Вскоре догнал их татарин с подмогой, вернули офицеров в аул и спустили их в яму.
Так по вине Костылина их первый побег не удался. И снова мы видим, насколько по-разному ведут себя офицеры в одинаковых условиях.
Теперь «житьё им стало совсем дурное». «Костылин совсем разболелся, ломота во всём теле стала и всё стонет или спит». А Жилин, хоть и видит, что дело плохо, всё равно «думает о вольном житье». Когда Дина принесла ему черешни и лепёшку, он стал размышлять о том, как уговорить девочку помочь им. Пожалела Дина Жилина, и принесла к яме здоровый шест. Жилин и тут не хотел оставлять Костылина одного, но тот отказался бежать.
В этот раз Жилин бежал один. Он не смог сбить с ноги колодку. Взял у Дины лепёшки, которые она принесла ему в дорогу, поблагодарил за всё девочку, перекрестился и пошёл в горы. Тяжело было Жилину идти в колодке 8 вёрст, но он все-таки добрался до своих.
Жилин «остался служить на Кавказе. А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
У рассказа Л. Н. Толстого есть загадка. Писатель даёт ему название «Кавказский пленник», а не «пленники», хотя в плен попадают два русских офицера.
Жилин – сильный духом, деятельный, работящий, добрый и великодушный, любит детей, всем помогает, даже своим врагам, поэтому расположил их к себе. Он решает свои проблемы сам. Костылин совсем другой человек. Он ленивый и способный на предательство. Поэтому Жилин сумел убежать из татарского плена, а Костылин, хотя его и выкупили у татар, маловероятно, что сумеет выбраться из плена своих слабостей и своего эгоизма.
Жилин и Костылин – люди разные, поэтому и судьбы у них тоже разные. Я думаю, что именно эту мысль и хотел донести до нас автор.