Картины из шерсти в технике сухого валяния. Советы новичкам, желающим создавать картины из шерсти своими руками. Шерстяная акварель своими руками

Картина из маков выполнена в технике фелтинг

Валяние – одна из древнейших технологий по созданию текстиля. При раскопках археологи установили, что примерный возраст такого способа – 8000 лет.

Валяние в Россию пришло в 13 веке при монголо-татарском нашествии. Изготавливались сукно и войлок, применявшиеся в хозяйственных делах. Валяная одежда тоже была распространена. Делали шапки, юбки и кисеты, в которых хранили табак для курения. Особенность шерсти пользовались для утепления домов.

В настоящее время данная техника приобретает художественную форму и имеет определенное название — фелтинг. Её используют при создании игрушек, картин, поделок и одежды.

Виды валяния из шерсти

Как и почему происходит валяние? Оказывается принцип тот же что и с нашими волосами. Волосы состоят из чешуек, которые в закрытом состоянии выглядят здоровыми и гладкими. Но если чешуйки открыты, то могут образовываться колтуны и сваливаться. Однако такое свойство для искусства является преимуществом.

Картины из войлока

Сухое валяние

Сухое валяние картины из шерсти выполняют при помощи иглы. Она должна быть достаточно тонкой, иметь мелкие насечки и напоминать форму L. С помощью такого инструмента волокна легко спутывается, и процесс становится похож на лепку из пластилина.


Маки выполненные методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти

Необходимые материалы:

  • овечья шерсть;
  • специальная игла;
  • наперсток (обязательно).

Все что необходимо для сухого валяния

Техника валяния:

  • От шерсти отделяем небольшой комок, спутываем волокна между ладонями. Сворачиваем в плотный жгут.
  • Иглу глубоко втыкаем в комок и первым делом начинаем уплотнение изнутри (это важно). Постепенно двигаемся к внешним стенкам, уплотняя и валяя. Так будет выравниваться поверхность.
  • Чтобы сделать фигуру плотнее — используют более тонкую иглу. Если в процессе валяния фигура не меняет свой внешний вид, форму и плотность, то валянии е следует прекратить. Чтобы создать выпуклость на определенном участке – валяют это место небольшое количество времени.

Картина из шерсти сухим валянием

Мокрое валяние картины

Мокрое валяние из шерсти – это классический метод. При помощи мыльной воды и трения в разные стороны, волокна плотно сваливаются.


Картина из шерсти выглядит объемной и необычной

Для такой техники понадобится:

  • непряденая шерсть;
  • пленка (пузырчатая);
  • салфетка из бамбука;
  • игла для фильцевания;
  • наперсток;
  • мыло;
  • сетка;
  • теплая вода

Все что нужно для валяния

Техника:

  • От непряденой шерсти отделяем тонкие клочки длиною 8 см. На пузырчатой пленке выкладываем клочки, немного наслаивая друг на друга. Таким образом выкладываем 3-4 слоя.
  • На предпоследнем слое выкладываем рисунок. Он может состоять из шерстяных ниток, клочков шерсти и других подходящих материалов.
  • Мыльным раствором опрыскиваем заготовку и накрываем ее сеткой.
  • Гладим шерсть во всех направлениях, чтобы уплотнить материал.
  • Выкладываем все на бамбуковую салфетку и туго сворачиваем как суши. Далее заматываем в полотенце и катаем по столу примерно 100 раз.
  • Разворачиваем конструкцию и сворачиваем обратно, перевернув на 90 градусов.
  • При валянии полотно уменьшится на 20-40%. Когда все готово – промываем в теплой воде и сушим.

Для мокрой техники понадобится игла для фильцевания. Это специальная металлическая игла с деревянной ручкой. Она нужна для того, чтобы впечатать рисунок в полотно. На игле есть разнонаправленные насечки, которые могут повредить кожу при неаккуратном использовании.

Великолепие картин мокрым валянием

Валяние картин

Валяние из шерсти картины – одно из самых уникальных и необычных видов искусства. Такую картину можно выполнять как в сухой технике, так и в мокрой. Однако следует придерживаться своих предпочтений. Если вы хотите картину с объемными, выпуклыми фигурами, то для этого предназначена сухая техника валяния картин из шерсти. Мокрым методом картины из шерсти получаются более плоскими и их можно будет вставить в рамку со стеклом.


Эта объемная картина выполнена в сухой технике

Плюсы и особенности техники валяния картин из шерсти:

  • интересный навык, который может пригодиться в хозяйстве;
  • сам процесс достаточно легкий, что хорошо для начинающих;
  • возможность украсить дом и изготовить подарки своими руками.

Рисунок для валяния картины из шерсти и саму идею можно выбрать любую, это дело вашей фантазии. При выборе цветов следует обратить внимание на уровень сложности самой поделки. Для начинающих лучше не выбирать большое количество цветов. Большое количество цветов требует много времени, больше аккуратности, опыта и необходимых навыков.

Также следует обратить внимание на сочетаемость цветов и гамму, которую вы выбрали. При наслаивании цветов может получиться грязный рисунок, если цвета не сочетаются между собой или сваляно слишком много цветов в одном месте.

Описание процесса валяния картины

Прежде всего, для создания картины нужно выбрать способ валяния. Удобнее и красивее будет смотреться мокрая техника. Картинку-основу можно найти в интернете. Она может быть любого качества и цвета, главное чтобы вам самим было понятно, что вы хотите видеть в конечном итоге.

Последовательность выполнения:

  • Для основы картины расстилаем на столе салфетку из бамбука или папирусную бумагу. Рядом кладем пупырчатую бумагу и на ней уже валяем саму картину. Основа картины нужна рядом лишь для того, чтобы следить за размером поделки.
  • Следует учитывать, что размер картины в изначальном варианте сядет примерно раза в треть. Фон картины заполняем плотно и без промежутков, отрывая небольшие кусочки шерсти. Шерсть нужно выкладывать в три ряда так, чтобы один был поперек другого. Толщина всей поделки должна быть примерно одинаковой, поэтому где намечен рисунок – так фоновую шерсть выкладывать не стоит. Если вы хотите картину сделать более воздушной, то соответственно фоновый слой делается тонким.
  • Рисунок так же укладываем плотно в соответствии с цветами. Последний слой можно выложить по косой линии – так будет крепче держаться. Чтобы зафиксировать рисунок необходимо приминать его руками или использовать иглу для фильцевания.
  • Если рисунок воздушный и ажурный, хорошо будут смотреться на контрастном фоне совсем тонкие лоскуты шерсти. Выкладываем их в нужной форме так, как будто рисуем. Чтобы рисунок смотрелся еще интереснее, можно использовать небольшие кусочки пряжи и укладывать их по необходимости.
  • После того как весь рисунок выложен, накрываем поделку сеткой. Во время валяния нужно время от времени приподнимать сетку, чтобы та не свалялась с картиной. Смачиваем все подготовленным мыльным раствором при помощи губки или распылителя. Затем разглаживаем и валяем (интенсивно трем). Валяние продолжаем пока волокна не перестанут отделяться.
  • Далее выкладываем все на бамбуковую салфетку и туго сворачиваем как суши. Далее заматываем в полотенце и катаем по столу примерно 100 раз.
  • Когда сваляно до готовности, можно прополоскать и оставить сушиться.

Мастер-класс по валянию картины

Такая картина станет не только красивым украшением дома, но и отличным подарком.

На первый взгляд может показаться, что такое увлечение современных рукодельниц, как фелтинг, появилось относительно недавно.

Однако что вы скажете на то, что около 8000 лет назад люди уже применяли на практике изготовление различных вещей из шерсти? Позднее начали появляться целые мастерские, специализирующиеся на работе с натуральной шерстью. Давайте же посмотрим, с чего сегодня могут начать знакомство с данным рукоделием все желающие.

Фелтинг для начинающих: мастер-класс

Начинающим рукодельницам рановато сразу делать игрушки или картины. А вот что-то несложное вроде украшений вполне можно. Попробуем сделать брошь-цветок.

Итак, для броши «Ландыши» понадобятся:

  • Собственно, шерсть
  • Тонкие иголки для валяния
  • Тонкая проволока
  • Плотная губка или щётка в качестве подставки для изготовления украшения
  • Бусины диаметром 7-10 миллиметров
  • Лак акриловый
  • Ножницы
  • Мыльная вода
  • Застёжка, применяемая для изготовления броши

Приступаем:

  • Прежде всего, необходимо сформировать каркас для листьев . И для этого понадобится проволока
  • Теперь берётся прядь шерсти зелёного цвета. Её необходимо положить под каркас и на щётку. Эту прядь нужно прокалывать иглами

ВАЖНО: Имейте в виду, что прядь должна по размеру быть больше, чем проволочный каркас. Впритык брать не следует.

  • Прядь переворачивается , действия из предыдущего пункта повторяются
  • Кончики импровизированных листьев заворачиваются
  • Получилась заготовка под листик. Теперь на неё нужно снова положить проволочный каркас
  • Обрабатываются и края листика с помощью иголок для фелтинга
  • Теперь самое время придать листику натуральности, оттенив его шерстью зелёной гаммы

ВАЖНО: Для того, чтобы переходы оттенков получились плавными, стоит разгладить заготовку утюгом.

  • Далее формируются очертания листа — он не должен быть плоским, ведь это неестественно. При этом скрученные концы проволоки торчат из заготовки
  • На вышеуказанные скрученные концы проволоки наносится клей. На клей же следует нанести ещё немного зелёной шерсти. Шерсть закручивается таким образом, чтобы проволоки совсем не было видно, и сформировался стебель. Нужно помогать себе иголкой
  • Теперь можно приступить к изготовлению веточек . Возьмите немного белой шерсти и сформируйте из неё своеобразный блинчик
  • В такой блинчик и нужно положить бусину, задекорировав её затем шерстью . Для наилучшего эффекта стоит помогать себе иголками
  • Теперь бусину следует опустить в мыльную воду, а затем раскатать в руках

ВАЖНО: Стоит убрать выбивающиеся шерстинки с помощью ножниц.

  • Одна верхушка срезается, после чего делаются 8 надрезов. Бусина вынимается из шерстяного кокона — и вот уже шерстяная заготовка напоминает по очертаниям цветы ландыша
  • Полученные цветочки нужно макнуть в акриловый лак. Однако предварительно лак стоит слегка развести водой. Заготовки отжимаются, сушатся
  • Формируются бутончики — бело-зелёные шерстяные шарики
  • Ну а теперь начинается сборка — на проволоку нанизываются шарики. Проволока скручивается для того, чтобы шарики не отделились от неё
  • Также нанизываются цветочки , а из торчащего из цветочка куска проволоки формируется сердцевинка
  • Все ветки собираются , скрепляются вместе зелёной шерстью и клеем
  • Теперь собираются воедино веточка, листик и заколка для броши . Можно украсить это изделие зелёной ленточкой

Следующее украшение — яркие летние бусы по технике фелтинг . Для них пригодятся :

  • Шерсть . Что касается цветовой гаммы, то она может быть самой разнообразной

ВАЖНО: Обратите внимание на то, чтобы у вас под рукой была именно шерсть, а не акрил.

  • Игла. Желательно приобрести грубую обычную иглу для фелтинга
  • Вощёный шнур. Запаситесь 2-3 метрами
  • Шапочки для бусин или от желудей . Если вы не нашли недалеко от себя жёлуди, вполне можно обратиться в магазин фурнитуры
  • Специальная щётка для фелтинга . Впрочем, заменить её можно обычной губкой для мытья посуды или кусочком поролона
  • Разнообразная фурнитура — это и держатели для кулонов, которые называются бейлами, и замочки, и крепители для шнуров. Впрочем, если всё это достать вы не можете, есть вариант воспользоваться вощёным шнуром либо цепочкой от какого-нибудь ненужного украшения


Приступаем к работе:

  • Итак, прежде всего, возьмите шерсть. Распушите её, спутайте пальцами

ВАЖНО: Сколько же нужно материала для одной бусины? Всё зависит от размера бусин, но учтите в любом случае, что шерсть сильно усаживается во время работы. Это значит, что запас необходим.



  • Шерсть закручивается в шарик . Нужно прилагать побольше усилий, так как шерсть должна скрутиться плотно


  • Положите шарик на подставку — щётку, губку или поролон. Не забывайте придерживать шарик пальцами, так как на этом этапе он вполне может развалиться. В него втыкается иголка для закрепления формы, причём начинать нужно с места скрепления шерсти


  • Теперь иголкой обработать нужно всю поверхность шарика — так он лучше сваливается, становится плотнее и лучше по очертаниям




  • Аналогичная процедура проводится с остальными шариками для бус


  • Для завершения процесса сваливания шерсти рекомендуется налить в миску горячую воду, растворив в ней шампунь или жидкое мыло. В эту миску и кидаются шарики

ВАЖНО: Перед тем, как опустить все шарики, следует убедиться в том, что шерсть не станет линять. В противном случае велик риск получить изделие пятнистой окраски.



  • Каждый шарик достаётся и раскатывается между ладоней так, как будто вы работаете с пластилином, то есть по кругу. Сначала давление должно быть слабым, но затем его следует увеличить. Если сразу сильно давить, могут образоваться некрасивые заломы. Не удивляйтесь, если размеры уменьшатся до 30% или даже 50%


  • Как только бусина станет плотнее и меньше, она раскатывается между ладоней как колбаска. Нужно проводить это действие до тех пор, пока бусина не станет напоминать яйцо


  • Бусины следует прополоскать для того, чтобы убрать мыльный раствор. Затем их надо отжать и положить сушиться


  • А на этом этапе нужно обработать собранные жёлуди. Нужно сначала отделить шляпки, затем от шляпок — хвостики. В шляпках проделываются дырочки. Эти детали хорошенько промываются и высушиваются. Можно по желанию обработать заготовки для бус лаком

ВАЖНО: Если вы приобретаете специальные шапочки для бусин, то этап с просверливанием дырок, конечно же, не нужен.



  • От вощёного шнура отрезается кусочек , складывается пополам и завязывается петелькой


  • Теперь предстоит задача посложнее — протянуть через шапочку от жёлудя петлю. Если она никак не хочет продеваться, можно прибегнуть к небольшой хитрости, а именно продеть через шляпку нитку, зацепить ниткой петлю, а потом продеть это всё в шляпку


  • Протяните петлю таким образом, чтобы узелок упёрся в шляпку. С внутренней стороны шляпки завязывается ещё один узелок для того, чтобы петелька никуда не съехала


  • На дно импровизированной шляпки следует добавить небольшое количество клея


  • Теперь к клею прижимается бусина

ВАЖНО: Прижимать бусину нужно сильно, но недолго — достаточно нескольких секунд.



  1. Заключительный этап надевание всех петелек с бусинами на какую-нибудь ненужную цепочку либо на вощёный шнур


Материалы и инструменты для валяния из шерсти

ВАЖНО: Какая бы техника ни использовалась, материалы нужны одни и те же.

  • Итак, прежде всего, это специальная непряденая шерсть. Плотность, жёсткость и цвета не имеют ограничений — их выбор зависит сугубо от вкусов и желаемого результата. Приобретать можно в специальных магазинах для творчества. Новичкам рекомендуется покупать так называемые наборы «меланж» с подходящими друг другу оттенками


шерсть для фелтинга разнообразна
  • Иглы — тоже должны быть специальными. Обыкновенные швейные стоит оставить для других занятий, так как приспособления для фелтинга более острые. На них имеются специальные зазубрины, которые помогают шерсти сваливаться. Толстыми иглами производится валяние, средними — придание очертаний, а тонкими формируются окончательные штрихи
  • Щётка — может быть специальной для фелтинга, приобретённой в магазине для творчества. Однако вполне можно её заменить куском поролона либо губкой для мытья посуды

ВАЖНО: Отказываться от данного предмета не стоит, так как он защищает стол и руки от уколов иголки.

  • Синтепон — рекомендуется в том случае, если задумывается нечто объёмное. В таком случае основа формируется именно из него, а сверху накладывается шерсть
  • Элементы декора — бусины, ленты, бисер, фурнитура, глаза из стекла


Мокрое валяние из шерсти: техника

С помощью этой техники получаются отличные сумки, шарфы, митенки, тапочки. Особенность заключается в том, что необходимо пользоваться мыльным раствором, в который и помещаются кусочки шерсти. При этом шерсть значительно садится, что подразумевает необходимость заготовки, в несколько раз превышающей желаемые размеры изделия.





  • Итак, первым делом следует приготовить мыльный раствор . Для этого натёртый на крупной тёрке кусок мыла нужно залить кипятком в объёме двух литров. Мыло хорошенько перемешивается до полной растворимости, раствор настаивается. В качестве альтернативы вполне можно использовать жидкое мыло

ВАЖНО: Раствор должен настаиваться до тех пор, пока не загустеет. Как правило, это занимает часа два.

  • После того, как раствор достигнет состояния готовности, можно приступать непосредственно к самому рукоделию. Нужно застелить поверхность пузырчатой плёнкой , так как она пригодна к использованию много раз, препятствует прилипанию волокон. Учтите, что плёнка стелется пузырчатой стороной вверх


  • Первым делом на плёнку кладётся базовый слой, затем фоновый, а уж затем — слой с рисунком . Слои должны быть тонкими, укладываемыми внахлёст и перпендикулярно, иначе возникнут просветы. Особое внимание следует обратить на то, чтобы толщина слоёв везде была одинаковой
  • Из пульверизатора обработайте заготовку водой — это поможет не сдвинуть рисунок. После этого стоит накрыть заготовку капроновой тканью и произвести смачивание в мыльной воде
  • А вот теперь можно начинать растирать полотно вручную . Причём направления должны быть разными для достижения наилучшего результата

Сухое валяние из шерсти: техника

С сухого валяния и следует начинать человеку, ранее не сталкивавшемуся с фелтингом, так как оно менее трудоёмкое. Создать с помощью этой техники можно интереснейшие игрушки, цветы, бусины.



Положите на губку кусочек шерсти, а затем с помощью иглы начните формировать из этого кусочка изделие — вот и вся техника . Помните при этом, что шерсть усаживается приблизительно на треть, так что придётся запастись большим объёмом.

ВАЖНО: Проколы следует совершать аккуратно, иначе либо иголка сломается, либо руки травмируются.

Мастера обычно начинают работу с иглами потолще, а уж в процессе уплотнения материала заменяют их тонкими. При этом иглы держатся перпендикулярно изделию, чтобы избежать поломки. Материал же должен быть расположен на поверхности, а не держаться на весу.



Валяние из шерсти игрушек: мастер класс

Для начала попробуем сделать с помощью фелтинга симпатичную овечку. Изготавливается она следующим образом :

  • Первым делом нужно поработать над основой. Из кардочёса бежевого, белого, коричневого или ещё каких-либо натуральных цветов создаётся валик Г-образной формы. Он должен быть плотным, для чего его следует хорошенько увалять


  • Теперь из части основы нужно сформировать голову. Формируется она путём добавления шерсти — так вырисовываются щёки, передняя и верхняя часть со всеми их рельефами

ВАЖНО: Если вдруг вы почувствовали, что объём головы становится меньше, чем следует, не паникуйте! Просто добавьте ещё немного шерсти — благо, кардочёс позволяет это сделать. Главное — это создать хорошую плотность.



  • Настала очередь глазок. С помощью толстой иглы формируются две выемки. Иголка с толстой ниткой продевается через шею в один из уголков глаза. На неё затем нанизывается бусина, после чего иголка продевается в другой уголок глаза, выводится в следующем глазном отверстии. Далее такой же алгоритм, как и с первым глазом, после чего игла выводится в районе шеи


  • Мордочке важно придать окончательный вид путём крепления уголков в виде носа и рта. Стоит добавить и перемычку между ними. Крепятся эти детали толстой иголкой, а обрабатываются тонкой


  • Формируется тело с помощью кадочёса. Силуэт необходимо сделать каплеобразным

ВАЖНО: Для создания туловища воспользуйтесь толстой иглой.



  • Для того, чтобы создать ножки у овечки, следует из кардочёса как следует скрутить два валика. При этом концы валиков должны оставаться распущенными


  • Теперь сформируйте валенки из коричневой шерсти сначала толстой, а затем тонкой иглами. Лишние шерстинки аккуратно срезаются


  • Ножки присоединяются к туловищу, а стыки прикрываются небольшими кусочками кардочёс. Можно прибавить ещё шерсти для создания животика и бёдрышек


  • Руки создаются так же, как и ноги , но только валики в этот раз поменьше. Концы рук нужно обернуть яркой шерстью — это варежки. Не забудьте на варежках сформировать большие пальцы

ВАЖНО: Для работы над варежкой понадобятся тонкие иглы.



  • Уши изготавливаются в виде овальных кусочков. Один конец кусочков должен быть распущенным — так будет легче прикреплять уши к голове
  • Окончательно шерсть формируется обратной иглой. Обрабатывается вся фигурка за исключением ног и мордочки. При этом поверхность должна быть заранее хорошо увяленной, так как в противном случае игрушка развалится


  • Обратной иголкой маскируются и места соединения рук с туловищем
  • Ушки соединяются так же, как и руки


  • Если вы любите вязать, на тонкие спицы наберите 7 петель и создайте шарфик для игрушки. Приблизительно 15-17 сантиметров вполне хватит


  • Область глазок нуждается в тонировке. Впрочем, как и линии морды, ушей. Тонировать рекомендуется тёмной пастелью, но и тени для век тоже подойдут


  • Игрушка-овечка готова!


Картины фелтингом

Уникальность картин, созданных с помощью фелтинга, заключается в том, что мастеру совсем необязательно быть живописцем. А результат очень схож с акварельными картинами.





Техник существует несколько:

  • Выкладывание считается наиболее удобной техникой для новичков. Не нужно использовать ни мыло, ни воду, ни иглы. Волокна из шерсти просто выкладываются слоями

ВАЖНО: Для того, чтобы работа держалась, нужно придавить её стеклом.

  • Мокрая техника требует использования мыла и воды. Волокна при этом настолько хорошо сцепляются, что едва различимы, превращаются в единое целое


  • Смешанная техника заключается в том, что сначала используется мокрый фелтинг, а уж затем накладываются сухие волокна. Для мокрой части работы берутся основные оттенки, а сухая привносит дополнительные оттенки. В последнем случае используются иглы


ВАЖНО: Какой бы ни была техника, помните о том, что быстрого результата ждать не следует. Возможно, работа займёт несколько недель, иначе образуется масса недостатков.

Нюансы создания картин с помощью фелтига:

  • Зубочистка или иголка просто необходимы для лучшей проработки мелких деталей. Неплохо работа получается и в том случае, если при выкладывании шерсти использовать пинцет
  • Время от времени к картине прикладывайте стекло — так лучше будут видны недочёты. Так как многие работы в итоге хранятся под стеклом, лучше сразу устроить проверку вида картины. Сразу станет понятно, насколько плотно слои находятся по отношению друг к другу. К тому же шерсть под стеклом имеет свойство становиться расплюснутой, из-за чего деталь увеличивается в размерах
  • Многообразие оттенков — непременное условие создания картины. Блики, пятна, тени делают работу натуралистичной. И создавать их очень просто, если заменять слои

ВАЖНО: Следует, тем не менее, аккуратно относиться к замене слоёв, иначе картина утратит лёгкость.



Фелтинг — это превосходный семейный досуг. Шерсть абсолютно безопасна, если только на неё не имеется аллергических реакций. Это значит, что привлекать к такому занятию можно даже детей, прививая им трудолюбие, усидчивость и чувство прекрасного. Совершенствуйтесь раз за разом вместе с фелтингом!

Видео: Как покупать шерсть для валяния?

Видео: Фелтинг, или как свалять панду?

Создание картины "Русское поле" (войлок с элементами 3D)


Автор: Семова Юлия Валерьевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТД и Ю Каменского района Пензенской области

Мастер-класс предназначен для педагогов, учащихся и всех любителей работы с шерстью.

Картина создана ученицей, Хромовой Алёной, индивидуальная работа с одарённым ребёнком. Первоисточник, по которому делали картину, взят на просторах Интернета.

Цель: Создание картины из шерсти мокрым способом с элементами 3D.
Задачи:
обучить технологии мокрого валяния шерсти с применением элементов 3D;
развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук;
воспитывать эстетические потребности, интерес и уважение к ручному труду, стремление к творческой самореализации.
Материалы: шерсть тонкая, полутонкая, мериносовая (оттенки зелёного, голубого, красного, белый, чёрный и жёлтый).
Оборудование: плёнка пупырчатая, сетка, ножницы, вода, мыло.

Ход работы

Расстилаем на столе клеёнку, готовим мыльный раствор (в посуду наливаем тёплую воду и кладём мыло или наливаем немного жидкого мыла, в основном мы пользуемся детским мылом).
Размер картины в готовом виде будет на 25-30% меньше из-за усадки шерсти. Наша картина 30 на 40 сантиметров в готовом виде.
На пупырчатую плёнку раскладываем шерсть, вытягивая её из гребенной ленты, один слой (вертикально) белый, затем зрительно делим на 3 части, верхнюю застилаем горизонтально белой шерстью, сверху вертикально светлой синей.


Нижнюю часть застилаем горизонтально зелёной шерстью, а средняя делится на 2 части, сверху белая, далее над зелёной - салатовая, тоже горизонтально.


Голубой шерстью намечаем облака на небе.


Добавляем облака белой шерстью. На белую узкую полоску раскладываем жёлтый.


К жёлтой полосе добавляем горизонтальные пряди, на салатовый и зелёный раскладываем "траву" (тонкие прядки разных оттенков зелёного, немного подкрученные сверху).


На столе формируем из красной шерсти лепестки мака, для этого вытянутые недлинные пряди сгибаем.


Формируем цветок.


Добавляем красного цвета от центра к краю лепестков, немного белого, в центр кладём салатовый круг, оттеняем чёрным.


На этом этапе подкладываем кусочки плёнки под лепестки, не дотягивая до центра.


Немного самостоятельной работы, поле расписано цветами по желанию ученицы, появляются ещё объёмные детали. Важно: на объёмный мак добавлены ещё кусочки плёнки и выложены верхние лепестки. Добавляем чёрный вокруг салатового, чтобы получилось сцепление волокон двух слоёв лепестков.


Накрываем сеткой. Далее процесс пропитки тёплым мыльным раствором. Намыливаем плёнку с двух сторон для лучшего скольжения, и начинается первая "притирка" слоёв. Действуем осторожно, сначала лёгкими движениями, чтобы не сдвинуть рисунок.


Когда произошла первоначальная увалка, волокна слегка сцепились, начинаем прорабатывать лепестки, по одному мыльными руками уваливаем.


Вот наша картина видна уже вся, проработаны лепестки у обоих объёмных цветов. Уваляем картину, для этого перевернём её, подложив под лепестки кусочки плёнки, притираем с изнанки, смотрим, где слабые места. Важно: углы не должны быть вытянуты, деформированы. Можно, конечно, подравнять потом, но часть рисунка будет потеряна.


Тщательно прополаскиваем. Важно: температура воды должна быть чуть тёплой, как и при валянии с мылом, если полоскать холодной водой, от разницы температуры картина сядет, то есть уменьшится в размере. Сушим в расправленном виде сначала на полотенце, потом можно досушить на верёвке, аккуратно зацепив прищепками за согнутый край. Сухую можно прогладить, не затрагивая объёмных элементов.
Картина в готовом виде.


Заправляем в рамку без стекла, предварительно картину по краю приклеиваем к картону.

В завершение могу сказать, что процесс создания картины нам понравился, а результат порадовал.
Надеюсь, что мастер-класс будет полезен любителям художественного войлока и тем, кто только присматривается к этому виду творческой работы. Всем спасибо за просмотр!

Выкладывание картин шерстью - это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.

Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.

Видео об основах рисования картин шерстью без заваливания:

Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон - стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).

Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.

Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:

  • шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
  • ножницы (самые острые);
  • пинцет (обычный - для бровей);
  • клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
  • флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: "Какую подложку использовать для рисования картин шерстью ".

Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.

Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины - элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.

Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.

Гребенная лента или топс - расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.

Кардочесанная шерсть (кардочес , «шерстяная вата ») - это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.


Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.

Изделия из шерсти выполненные в технике мокрого или сухого валяния в последнее время пользуются все большей и большей популярностью, так как шерсть – это уникальный натуральный материал, который никак не получается назвать заурядным. Он не только прекрасно смотрится, но в умелых руках становится весьма податливым, так как обладает валкоспособностью.

Такая способность дает шерстяным волокнам возможность переплетаться между собой, а затем соединяться, принимая необходимую форму, и сокращаться при любом механическом воздействии.

Шерстяные волокна бывают натуральные и синтетические всевозможной расцветки.

Талантливые мастера создают из шерсти завораживающие произведения искусства, оригинальные игрушки, поделки, украшения и аксессуары на все случаи жизни.

Мы же предлагаем вам попробовать применить шерсть для оформления картины. В данном мастер-классе вы сможете ознакомиться с основами этого творчества.

Не думайте, что если вы не умеете рисовать, то это не для вас. Эскиз для вашей первой картины из шерсти можно распечатать на принтере и перевести на заготовку.

Как сделать картину

Для такой работы вы можете выбрать как сухую технику валяния шерсти, так и мокрую. Учтите, сухая даст более объемный вариант, мокрая, наоборот – сделает картину плоской. В нашем мастер-классе картина с цветами будет выполнена сначала в сухой технике, но окончательно будет оформлена в мокрой.

Для валяния шерсти вам потребуются специальные иглы и инструменты. Также дешевле будет купить сразу набор разноцветных волокон шерсти, а не покупать каждый цвет в отдельности. На одну картину потребуется совсем немного этого материала. Главное, запаситесь большим количеством белой шерсти, так как она станет холстом нашей картины.

Для работы в технике мокрого валяния шерсти обязательно потребуется вода, обычное мыло, пупырчатая пленка, небольшой резиновый коврик или любой материал, который удобно будет скрутить в рулон вместе с рисунком.

Рисуем шерстью

Прежде всего, вам необходимо проработать холст для картины, на который потом будут наноситься волокна шерсти. Холст должен быть плотным. Сразу же стоит определиться с размерами и формой (круг, квадрат или прямоугольник) будущего изделия.

Начните укладывать волокна белой шерсти крест на крест, обозначив края холста. Положив несколько слоев волокон, попробуйте соединить их иглой для валяния. Для этого нужно совершать глубокие колющие движения по шерсти, но не перпендикулярно полу, а, как бы в сторону. Закончив валяние первого слоя шерсти, положите второй слой волокон основы для холста и повторите процедуру.


После завершения работы над холстом наступает самое интересное – нанесение рисунка. Выше мы уже упоминали о возможности работы с принтом. Но работаем мы сейчас не в технике нунофелтинг, поэтому всем, кто не может похвастаться умением рисовать, стоит выбрать несложные композиции и жанры, к примеру – рисование простых цветов. Также желательно иметь перед собой картинку для срисовывания.

На крайний случай можно перевести рисунок переводной бумагой на основу, только перед этим ее необходимо дополнительно свалять и проследить, чтобы поверхность была ровной и законченной.

С чего стоит начать в разрисовывании композиции картины шерстью? Как ни странно, в этом мастерстве многие шаги перекликаются с классической живописью. Как и в живописи, работать вам предстоит от светлого к темному или от темного к светлому, от больших элементов к деталям и акцентам.


Неважно, что вы переносите шерстью, пейзаж или натюрморт, начинайте с самых больших участков. К примеру, в натюрморте (если это цветы), сразу проработайте однотонным цветом лепестки, листья цветов. Если есть ваза, заполните шерстью ее. В случае с пейзажем – проработайте однотонными цветами небо, участки деревьев, воды и так далее.

После этого переходите к проработке теней и света. К примеру, в цветочке красного оттенка, можно обозначить переходы тонов от сердцевинки к концам лепестков, делая сердцевинку более темной, а концы более светлыми. Данный материал будто создан для этих целей. Так, тонкий клочок волокна сам по себе рассоединяется на десятки ворсинок, которые, ложась поверх более темного цвета, создают интересный эффект, словно жилки на лепестках или листьях.

После проработки теней и светлых участков шерстью остается только добавить детали на картине: свалять контуры, веточки, мелкие детали и так далее.

Если вы работали в сухой технике, то на данном этапе ваша работа может считаться оконченной. В мокрой же технике предстоит еще один этап.

Нужно намочите мыло и хорошо намылить им шерсть, пока она полностью не промокнет. Далее, положите вашу картину на резиновый коврик, а сверху покройте ее пупырчатой пленкой и сверните все в рулон. Пять - семь минут покатайте его как скалку, а потом разверните и повторите намыливание. Снова сверните и покатайте. В результате все волокна шерсти должны соединиться.

Вам останется только ополоснуть картину под проточной теплой водой и высушить, разложив на ровной поверхности.

Потом можете вставлять картину в рамку и вешать на стену. Подобная картина из шерсти станет чудесным дополнением любого интерьера.