Этапы развития реализма XIX века. Критический реализм в литературе XIX века

Реализм (от позднелат. reālis - вещественный) - художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности.

    Иллюстрация В. Милашевского к роману Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».

    Иллюстрация О. Верейского к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

    Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Иллюстрация В. Серова к повести М. Горького «Фома Гордеев».

    Иллюстрация Б. Заборова к роману М. Андерсена-Нексё «Дитте - дитя человеческое».

Однако понятие правды, истины - одно из наиболее трудных в эстетике. Так, например, теоретик французского классицизма Н. Буало призывал руководствоваться истиной, «подражать природе». Но и ярый противник классицизма романтик В. Гюго убеждал «советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Таким образом, оба защищали «истину» и «природу».

Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические - все это связано с углом зрения художника на жизнь, а это, в свою очередь, зависит от его мировоззрения, от умения уловить передовые движения эпохи. Стремление к объективности нередко заставляет художника изображать реальную расстановку сил в обществе даже вопреки собственным политическим убеждениям.

Конкретные особенности реализма зависят от тех исторических условий, в которых развивается искусство. Национально-исторические обстоятельства определяют и неравномерность развития реализма в разных странах.

Реализм не есть нечто раз навсегда данное и неизменное. В истории мировой литературы можно наметить несколько основных типов его развития.

В науке нет единого мнения о начальном периоде реализма. Многие искусствоведы относят его к весьма отдаленным эпохам: говорят о реализме наскальных рисунков первобытных людей, о реализме античной скульптуры. В истории мировой литературы обнаруживаются многие черты реализма в произведениях древнего мира и раннего средневековьянародном эпосе, например, в русских былинах, в летописях). Однако формирование реализма как художественной системы в европейских литературах принято связывать с эпохой Ренессанса (Возрождения), величайшим прогрессивным переворотом. Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Ф. Петрарки, романах Ф. Рабле и М. Сервантеса, в трагедиях и комедиях У. Шекспира. После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек - это «сосуд греха», и призывали к смирению, литература и искусство Возрождения прославили человека как высшее создание природы, стремясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет, король Лир), поэтизация человеческой личности, способности ее к большому чувству (как в «Ромео и Джульетте») и одновременно высокий накал трагического конфликта, когда изображается столкновение личности с противостоящими ей косными силами.

Следующий этап в развитии реализма - просветительский (см. Просвещение), когда литература становится (на Западе) орудием непосредственной подготовки буржуазно-демократической революции. Среди просветителей были сторонники классицизма, на их творчество оказывали влияние и другие методы и стили. Но в XVIII в. складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Д. Дидро во Франции и Г. Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор «Робинзона Крузо» (1719). В литературе Просвещения выступил демократический герой (Фигаро в трилогии П. Бомарше, Луиза Миллер в трагедии «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера, образы крестьян у А. Н. Радищева). Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные (а неразумное они видели прежде всего во всех старых феодальных порядках и обычаях). Из этого они исходили и в изображении человеческого характера; их положительные герои - это прежде всего воплощение разума, отрицательные - отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен.

Реализм Просвещения часто допускал условность. Так, обстоятельства в романе и драме не обязательно были типичными. Они могли быть условными, как в эксперименте: «Допустим, что человек оказался на необитаемом острове...». При этом Дефо рисует поведение Робинзона не таким, каким оно могло быть на самом деле (прототип его героя одичал, даже утратил членораздельную речь), а таким, каким он хочет представить человека, во всеоружии его физических и умственных сил, как героя, победителя сил природы. Так же условен и Фауст у И. В. Гёте, показанный в борьбе за утверждение высоких идеалов. Черты известной условности отличают и комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Новый тип реализма складывается в XIX в. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля и О. Бальзака во Франции, Ч. Диккенса, У. Теккерея в Англии, в России - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «я».

Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX в. не означают, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами.

Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их оптимистическая вера в победу добра над злом.

Подъем рабочего движения в странах Запада, формирование в 40-х гг. XIX в. марксизма не только оказывают влияние на литературу критического реализма, но и вызывают к жизни первые художественные опыты изображения действительности с позиций революционного пролетариата. В реализме таких писателей, как Г. Веерт, У. Моррис, автор «Интернационала» Э. Потье, намечаются новые черты, предвосхищающие художественные открытия социалистического реализма .

В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма. Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание.

Богатство и многообразие русского реализма XIX в. позволяют говорить о разных его формах.

Формирование его связано с именем А. С. Пушкина, который вывел русскую литературу на широкий путь изображения «судьбы народной, судьбы человеческой». В условиях ускоренного развития русской культуры Пушкин как бы наверстывает ее прежнее отставание, прокладывая новые пути почти во всех жанрах и своей универсальностью и своим оптимизмом оказываясь сродни титанам Возрождения. В творчестве Пушкина закладываются основы критического реализма, развитого в творчестве Н. В. Гоголя и за ним в так называемой натуральной школе.

Выступление в 60-е гг. революционных демократов во главе с Н. Г. Чернышевским придает новые черты русскому критическому реализму (революционный характер критики, образы новых людей).

Особое место в истории русского реализма принадлежит Л. Н. Толстому и Ф. М. Достоевскому. Именно благодаря им русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в «диалектику души» открывали путь художественным исканиям писателей XX в. Реализм в XX в. во всем мире несет на себе отпечаток эстетических открытий Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Нарастание русского освободительного движения, которое к концу века переносит с Запада в Россию центр мировой революционной борьбы, приводит к тому, что творчество великих русских реалистов становится, как сказал В. И. Ленин о Л. Н. Толстом, «зеркалом русской революции» по своему объективному историческому содержанию, при всех различиях их идейных позиций.

Творческий размах русского социального реализма сказывается в жанровом богатстве, особенно в области романа: философско-исторического (Л. Н. Толстой), революционно-публицистического (Н. Г. Чернышевский), бытового (И. А. Гончаров), сатирического (М. Е. Салтыков-Щедрин), психологического (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). К концу века новатором в жанре реалистического рассказа и своеобразной «лирической драмы» выступает А. П. Чехов.

Важно подчеркнуть, что русский реализм XIX в. не развивался изолированно от мирового историко-литературного процесса. Это было началом эпохи, когда, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, «плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием».

Ф. М. Достоевский отмечал как одну из особенностей русской литературы ее «способность к всемирности, всечеловечности, всеотклику». Здесь речь идет не столько о западных влияниях, сколько об органическом развитии в русле европейской культуры ее многовековых традиций.

В начале XX в. появление пьес М. Горького «Мещане», «На дне» и в особенности романа «Мать» (а на Западе - романа М. Андерсен-Нексё «Пелле-завоеватель») свидетельствует о формировании социалистического реализма. В 20-х гг. крупными успехами заявляет о себе советская литература, а в начале 30-х гг. во многих капиталистических странах возникает литература революционного пролетариата. Литература социалистического реализма становится важным фактором мирового литературного развития. При этом следует отметить, что советская литература в целом сохраняет больше связей с художественным опытом XIX в., чем литература на Западе (в том числе и социалистическая).

Начало всеобщего кризиса капитализма, две мировые войны, ускорение революционного процесса во всем мире под влиянием Октябрьской революции и существования Советского Союза, а после 1945 г. образование мировой системы социализма - все это сказалось на судьбах реализма.

Критический реализм, продолжавший развиваться в русской литературе до Октября (И. А. Бунин, А. И. Куприн) и на Западе, в XX в. получил дальнейшее развитие, при этом претерпев существенные изменения. В критическом реализме XX в. на Западе более свободно усваиваются и перекрещиваются самые различные влияния, в том числе некоторые черты нереалистических течений XX в. (символизма, импрессионизма, экспрессионизма), что, конечно, не исключает борьбы реалистов против нереалистической эстетики.

Примерно с 20-х гг. в литературах Запада сказывается тенденция к углубленному психологизму, передаче «потока сознания». Возникает так называемый интеллектуальный роман Т. Манна; приобретает особое значение подтекст, например, у Э. Хемингуэя. Эта сосредоточенность на личности и ее духовном мире в критическом реализме Запада существенно ослабляет его эпическую широту. Эпическая масштабность в XX в. составляет заслугу писателей социалистического реализма («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Мертвые остаются молодыми» А. Зегерс).

В отличие от реалистов XIX в. писатели XX в. чаще прибегают к фантастике (А. Франс, К. Чапек), к условности (например, Б. Брехт), создавая романы-притчи и драмы-притчи (см. Притча). Одновременно в реализме XX в. торжествует документ, факт. Документальные произведения появляются в разных странах в рамках как критического реализма, так и социалистического.

Так, оставаясь документальными, являются произведениями большого обобщающего смысла автобиографические книги Э. Хемингуэя, Ш. О"Кейси, И. Бехера, такие классические книги социалистического реализма, как «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.

Основоположником русского реализма, первооткрывателем «поэзии действительности» по праву считается Пушкин - создатель «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова», «Повестей Белкина», «Дубровского» и «Медного всадника», «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки». В его творчестве - впервые - оказалась преодолённой грань между «высокими», «поэтическими» и «низменными» сферами бытия, утвердился взгляд на общество как на исторически сложившуюся целостность, подчинённую объективным, не зависящим от человека законам. Под пером Пушкина-реалиста русская старина и русская современность предстали в их полноте и многообразии, в столкновении противоборствующих сил, богатстве и сложности характеров, национально-исторических типов: «лишнего человека» (Онегин), решительной, страстной и самоотверженной женской натуры (Татьяна), «маленького человека» (Самсон Вырин), вождя крестьянского восстания (Пугачёв), эгоистического индивидуума, всеми силами стремящегося к самоутверждению и обогащению (Германн). Творчество Пушкина во многом предвосхитило пути развития русской литературы 19 века.

Вместе с тем реализм Пушкина ещё далёк от социально-исторического детерминизма , свойственного реалистическому искусству зрелой поры. Отчасти это связано с тем, что он (как и реализм первой половины века вообще) вызревал и развивался внутри романтизма. Романтизм и реализм в ту пору двигались в едином русле и не были обособлены, отделены друг от друга.

Чем же определялось, на чём основывалось сосуществование романтизма и реализма в творчестве Пушкина?

Романтизм - в понимании Пушкина - синоним свободы, воплощение мятежа и протеста против застоя и неподвижности жизни. В первые годы своего пребывания на Юге поэт напряжённо следил за ходом революционных событий в европейских странах, он не сомневался в том, что революция разразится и в России, горячо верил в её успех. Тем болезненнее воспринял он известие о поражении национально-освободительных движений, о торжестве - во всемирном масштабе - сил реакции.

Размышляя над причинами неудач освободительного движения, Пушкин всё более склонялся к мысли о том, что даже если величайшие из людей, даже яркие и сильные личности не в состоянии изменить и перестроить мир. Жизнь человечества подчинена каким-то неизбежным, независимым от человека законам, не считаться с которыми невозможно. Поэту открывается теперь неодолимая «сила вещей», необходимость принимать в расчёт реально существующие обстоятельства и расстановку общественных сил, инерцию вековых привычек и традиций и своеобразие национально-исторической жизни народа. Иными словами, возможность осуществления возвышенных романтических идеалов, казавшихся прежде достижимыми, превратилась для него в острую и мучительную проблему . Поиски реальных путей воплощения романтического идеала и составляют важнейшую особенность, важнейшее противоречие пушкинского творчества, во многом предопределившее сопряжение, спаянность в нём романтических и реалистических начал.

Если раньше, в пору «южных» поэм, поэт вместе со своими героями мечтал найти царство свободы за пределами современного реалистического общества, то теперь, убедившись, что «судьба людей повсюду та же», он стремится обрести возможности свободы в границах сущего - в рамках порядка вещей, обусловленного и утверждённого логикой жизненных обстоятельств и национально-исторических традиций. Вот почему в «Евгении Онегине» и «Борисе Годунове», двух величайших созданиях «послекризисной» эпохи, Пушкин обращается к проблеме социального бытия человека и проблеме власти - главнейшим факторам, определяющим, регулирующим границы и возможности личностной свободы. Перейдём теперь к пушкинскому роману в стихах.

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.

Истоки

Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.

Яркие представители философского направления того времени, такие как Дидро и Руссо, оглядываются и замечают, что вокруг царит бедность, грязь, неподобающие условия труда и повышенная смертность. В этой реальности они черпают свое вдохновение. Новый стиль начинает становиться популярным.

Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.

Девятнадцатый век

Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.

Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.

После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.

Новизна реализма

Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.

Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.

Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.


За долгие годы писатели впервые не просто описывали события, но еще и старались понять, что движет персонажами, в каких социальных условиях они проживают.

Ушедшее время

Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.

Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.

С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.

Россия

Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

Искусство было тесно связано с политикой. Когда Чернышевский повел за собой демократов, оно преобразилось. Критический реализм обрамили в новые цвета.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Реализм в живописи

Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.

Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический быстро стал любимым течением всех жителей страны.

В 1863 году возникла "Санкт-Петербургская артель художников", а в 1970 г. была переименована в "Товарищество передвижных художественных выставок". В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.

Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.

Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.

В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.

Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Новый стиль складывался в нестабильных условиях революций, коренных изменений в мировосприятии народов и стран, формируя основные черты реализма.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Главные темы стиля

Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.

Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.

Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.

Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.

Яркие представители заграничной литературы того времени - Шиллер и Гете - поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.

Феодальное общество само по себе приходит в упадок, становится пережитком прошлого.

Герой того времени

Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.

Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.

После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.

Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема - весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.

Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.

Теперь не физическая, а моральная красота доминирует. Трудолюбие приобретает романтический оттенок.

Критический реализм в России

Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.

Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.

Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».

Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение - «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.

Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.

Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.

Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.

Судьбой незначительных людей занимается Достоевский. Он описывает трагичность и нелегкость жизни малоимущих. Достоевский переворачивает и будоражит общественность тем, что описывает судьбы людей, о которых стараются забывать. Писатель все же надеется на то, что в будущем люди смогут стать более нравственными. Добро обязательно победит зло.

Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои - правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.

Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.