Святой алексий. Икона «Алексий человек Божий, преподобный

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»).


Преподобный Алексий, человек Божий. Икона конца XVII века.

Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами:

«Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице.


Алексий человек Божий. Москва . Икона второй половины XVII века.

Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима.

Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился.

Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия - и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана - человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423 гг.), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417 гг.). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Житие этого святого испокон веков чтили на Руси, принимали, как «своего», русского, несмотря на то, что родился он все же в Риме. Его жизненный путь не мог оставить равнодушным ни одно русское сердце.
Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида долго не могли иметь деток, но матушка не оставляла надежд и слезно просила Господа. И Он услышал ее мольбы, в семье родился мальчик.
Когда Алексий стал взрослым, отец и мать решили его женить, подобрали невесту: добрую и благочестивую девушку. Но после свадьбы Алексий отдал супруге свое венчальное кольцо и попросил его сохранить, а сам уехал из отчего дома в Лаодокию Сирийскую, в город Эдесса. Как известно, именно здесь хранился Нерукотворный образ Господа. Рядом с храмом Пресвятой Богородицы он стал просить милостыню, одевшись в нищенские одежды. Алексий наложил на себя строгий пост: вкушал только воду и хлеб, ночью непрестанно молился.
Пречистая Богородица явилась во сне местному сторожу и указала, что Алексий - человек Божий. Люди стали чтить святого, а тот тайно бежал, не желая такого всеобщего внимания. Так после 17 летнего пребывания в городе, он отправился в город Тар, но корабль сбился с пути, причалив лишь у берегов Италии.
Алексий Божий человек понял, что это Божие провидение и решил отправиться к своей семье, понимая, что вряд ли они его узнают. Отец, мать и супруга уже отчаялись его когда-то увидеть, долго горевали, но решили положиться на волю Господа. Когда Алексий пришел в дом к своему отцу и попросил ночлега, его приняли, накормили и оставили жить у себя в сенях. Прожил святой Алексий здесь 17 лет, и когда стало известно ему о дне кончины своей, он описал подробно всю свою жизнь на огромном свитке. В один из дней, на праздничной воскресной службе в соборе святого апостола Петра произошло великое чудо. Глас свыше возвестил о том, что нужно искать человека Божия, чтобы он вознес свои молитвы о Риме и всех людях. Все стали молиться и просить, чтобы было открыто имя этого человека, молитвы были услышаны, и всем стало известно, что человек Божий живет в доме Евфимиана.
Когда Евфимиан пришел к преподобному Алексию, в живых его уже он не застал. Почивший держал в своей руке свиток, для того чтобы его прочесть и император, и папа Римский стали молиться коленопреклоненно. И тогда святой Алексий исполнил их просьбу. В торжественной обстановке, в храме текст свитка был озвучен всему народу. Всю правду узнали и самые близкие люди Алексия человека Божия, которые также как и все, склонили свои головы в почтенной молитве перед телом святого. Честные останки были погребены 30 марта (по новому стилю) в 411 году. Почитание жизни этого угодника Божия отражено не только в многочисленных иконах святого, храмах, названных в честь него, но и в духовных стихах. Алексий человек Божий был небесным покровителем Алексея Михайловича Романова.

Святые покровители носящих имя Алексей

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси
Память святителя Алексия, митрополита Московского в течение года празднуется четыре раза: 12/25 февраля, 20 мая/2 июня - день обретения честных мощей святого, в день Собора Владимирских святых - 23 июня/6 июля и в день Собора святителей Московских - 5/18 октября.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси – покровитель Москвы и Московской области, известен как чудотворец. Ему молятся об излечении глазных заболеваний, когда грозит потеря зрения, перед операциями на глазах. Икона святителя защитит дом от обрушения в случае аварии или стихийного бедствия. Как покровитель по имени, святой Алексий позаботится о Вашем здоровье, сохранит благополучие в семье, поможет воспитать хороших детей.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святителя Алексия, митрополита Московского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой преподобный Алексий, человек Божий
День памяти установлен Православной Церковью 17/30 марта.
Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби. Молитва, обращенная к иконе Преподобного Алексия, поможет больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.
Алексий Бортсурманский, иерей Праведный Алексий родился в селе Бортсурманы Симбирской области в 1762 году. Отец его был священником, и Алексий тоже закончил духовную семинарию. После чего был рукоположен во диакона.

Один случай изменил всю жизнь праведного Алексия, сделав его ревностным подвижником Божиим. Как-то раз отца Алексия позвали к умирающему человеку в близлежащую деревню. Была глубокая ночь, отец Алексей не совладал со своим раздражением и сердито выгнал посланника, а сам лег спать. Но уснуть так и не смог мучимый стыдом за содеянное. Он собрался и поехал. Когда отец Алексий вошел в дом к умирающему, тот уже умер, а около его постели стоял ангел со Святой Чашей в руках.

Явление ангела настолько поразило отца Алексия, что он упал на колени около постели скончавшегося и молился всю ночь. Вернулся отец Алексий уже совсем другим человеком. Жил в постоянной молитве и посте. Каждый день совершал литургию. Все свободное от службы и молитвы время посвятил помощи ближним. Утешал приходивших к нему людей, тайно помогал попавшим в беду.

А ближе к концу жизни он совсем отказался от мирских забот, совершая аскетические и молитвенные подвиги. Отец Алексий сподобился многих Божественных откровений, за его святую жизнь Господь наделил святого Алексия даром исцеления и прозорливости. Слава о Бортсурманском Чудотворце распространилась далеко за пределы его селения.

Богомольцы той местности, где жил праведный Алексий, приходившие к великому русскому святому Серафиму Саровскому, чтобы получить благословение, слышали от преподобного старца слова о том, что у них есть свой ревностный молитвенник: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте».

Чудеса исцеления продолжались и после кончины праведного Алексия. В народе существовал обычай, после молитвы на могиле святого Алексия взять с собой горстку земли, которая помогала излечить самые тяжелые болезни. Как и обещал незадолго до своей кончины, святой Алексий не забывает тех, кто его помнит.

Алексий Зосимовский (Соловьев), иеросхимонах
Преподобный Алексий родился в 1846 году в московской многодетной семье. Отец его был настоятелем храма преподобного Симеона Столпника, он то и стал для Алексияобразцом благочестия. Личность отца, его образ жизни заложили основы нравственного и духовного развития будущего подвижника.

С детства Алексий сторонился веселых забав и развлечений, его притягивала иная жизнь, жизнь во славу Господа. Сверстники часто обращались к нему с просьбой рассудить спор, признавая таким образом его мудрость уже в столь юном возрасте. С детства пел в церковном хоре, преподобный Алексий очень любил музыку. В 1866 году Алексий завершил обучение в семинарии, но в Духовную Академию не пошел, выбрав скромный путь приходского диакона. Служил в храме Святителя Николая в Толмачах.

Через 28 лет преподобный Алексиий был рукоположен в сан в пресвитера и определён в штат Кремлёвского Успенского собора. Всю свою жизнь преподобный наполнил молитвой, часто он вел службу за других, внеочерёдно. После смерти жены отца Алексия тяготила мирская жизнь, но он не уходил в монастырь - ждал, когда подрастет сын - Михаил. Как только Михаил женился, преподобный Алексий покинул Успенский собор и ушел в Зосимову пустынь.

Здесь он принял монашеский постриг. Игумен Зосимовой пустыни - отец Герман, принимая всеми уважаемого и известного отца Феодора (так звали преподобного до принятия монашества), служившего в главном храме страны, опасался, что новый послушник «заражен» грехами гордости и самомнения. Поэтому первое время отец Герман специально смирял преподобного Алексия, так, например: ему выдавали самое плохое одеяние, на службе ставили ниже всей братии.

Вскоре отец Герман узнал насколько высоки у преподобного Алексия иноческие душевные качества, понял его светлую душу. Настороженность к новоприбывшему сменилась уважением, а уважение любовью. Многие молодые монахи стали духовными детьми преподобного Алексия и приходили к нему исповедоваться, а через несколько лет и отец Герман выбрал святого Алексия своим духовником. Преподобному Алексию поручили учить молодых монахов Закону Божию.

С течением времени основным делом преподобного Алексия стало старчество и духовное наставничество. К нему со всех сторон шли люди разных профессий и разного положения, священники и миряне.

Привлекал их отец Алексий своей искренностью, он никогда не лицемерил, не говорил угодных человеку слов, всегда очень трепетно относился к человеческой душе, обладал мудростью и даром прозорливости. Его благочестивая жизнь, молитвенные подвиги и глубочайшее смирение были образцом для подражания.

По многу часов подряд, без перерыва принимал отец Алексий стекавшихся к нему духовных чад, со временем даже пришлось ввести билеты для исповедников: 110 билетов на два дня.

Конец жизни преподобного был омрачен событиями, происходившими в 1917 году в России. В 1923 году власти закрыли Зосимову пустынь, преподобный Алексий перебрался в Сергиев Посад. К тому времени преподобный уже с трудом передвигался, а потом и вовсе слег, в 1928 году преподобный Алексий скончался.

Алексий Константинопольский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 9/22 августа.

Алексий Константинопольский пострадал за иконы. Он происходил из знатного рода. Как образованный человек, он не одобрял возникшего в Византии религиозно-политического движения, направленного против икон. В 730 году император Лев III с поддержкой патриарха иконоборца Анастасия запретил их почитание. Он отдал приказ убрать все образы из храмов.

Алексий Константинопольский вместе с другими жителями города стал свидетелем того, как срывали чудотворную икону Спасителя с Медных Ворот. Многие годы она находилась под верхней площадкой. Что бы ее достать воин воспользовался длинной лестницей. Пока он снимал образ, внизу в толпе поднялись возмущенные таким святотатством крики. Алексий и другие люди оттолкнули лестницу и воин разбился. Разгневанный император приказал посадить их в тюрьму. Там они пробыли 8 месяцев, и каждый день мужественно переносили мучения, которым их подвергали. После всех узников казнили. Так Алексий Константинопольский принял мученическую смерть. Через 139 лет его мощи были найдены нетленными.

Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 24 апреля/7 мая.

Жил в XIII веке. Совершал свои подвиги во имя Христа ежедневно и в течении всей жизни в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

24.03.2014
Понедельник

17 (30) марта Святая Православная Церковь празднует память преподобного Алексия, человека Божия. Святой Алексий особенно почитается на Руси, его житие пришло к нам из Византии


Тропарь, глас 4

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.


Кондак, глас 2

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.



В храме Тихвинской иконы Божией Матери преподобному посвящен отдельный крайний правый предел (в 1824 г. построенную в 1642 г. обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, а престол перенесли к нам). В церкви находится древняя икона с изображением святого (кон. XIX–нач. XX в.): образ в рубище и с босыми ногами, где преподобный воздевает молитвенно руки и видит в небесах самого Господа. Известно, что Тихвинский храм был заложен по приказу царя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого и является празднуемый Алексий, человек Божий.


В период царствования Алексея Тишайшего (1645–1676) преподобный Алексий часто изображался на иконах вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной). Считается, что царь Михаил Федорович по молитвам преподобного получил наследника Алексея Михайловича. А в правление последнего была написана и издана в 1671–1674 гг. служба святому Алексию


Подвиг жизни, который взял на себя преподобный Алексей, был чрезвычайно сложен и, на первый поверхностный взгляд, неоднозначен. Добровольно отказавшись от супруги, родителей и наследства, преподобный посвятил всю свою жизнь скитанию и прошению милостыни. Тот, который был единственным наследником у богатых родителей (его отец Евфимиан был знатным римским вельможей), обладавший земными сокровищами и статусом, решил подражать земной жизни Спасителя: не имел своего крова, питался чрезвычайно редко и скудно, терпел поношения и биения от людей, претерпевал великие внешние и внутренние скорби. Вот как описывает жизнь преподобного святитель Димитрий Ростовский: «слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью».



Подвиг преподобного был столь велик в очах Божиих, что Господь открыл ему точное время отшествия его в иной мир. Святой Алексий был стойким и решительным человеком.

Пойти на добровольные унижения и лишения его «заставила» нелицемерная любовь к Богу. Эта та любовь, которая понуждает человека к страданиям Христа ради, вплоть до мученической кончины. Оставив тленное земное, Алексий приобрел нетленное небесное: Христа и вечную жизнь с Ним. Что значило для него богатство, любовь к родителям и супруге в сравнении с любовью к Богу? Ни что: прах и пепел. Его сердце принадлежало Богу, и жизнь свою он отдал Ему на служение.

Вдумаемся в слова сердечной молитвы преподобного, когда он оставил свой отчий дом и вручил свою жизнь Создателю: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу». Но, скажем мы, ведь своим поступком ухода из дома он принес горе родителям и супруге, которую оставил сразу после бракосочетания. Как возможно верующему человеку так поступать? Не является ли это эгоизмом по отношению к близким? В данном случае конечно нет.

Преподобный Алексий не ушел из дома ради более комфортной и вольготной жизни. Он ушел на добровольную смерть не сколько ради себя, сколь ради своих близких. Его подвиг, молитва, терпение великих скорбей и испытаний - все это пошло на пользу не только его родителям и супруге, но и всем христианам, которые молятся преподобному о помощи в бедах и напастях. Святой стократно более претерпел страданий, чем оставленные им близкие. Этими страданиями он не только спас свою душу, но помог войти в Царствие Небесное и своим сродникам. Подчеркнем, что такой подвиг возможен только для тех, которые искренне отдали свое сердце Христу. Для нас грешных это невозможно.

Вспомним житие всероссийского пастыря Иоанна Кронштадского: что он сказал своей супруге в первый день после венчания? «Лиза, счастливых семей много, а мы с тобой давай поживем для Бога». И подвиг девства святой праведный Иоанн Кронштадский пронес через всю свою трудную жизнь. И так же как супруга преподобного Алексия, матушка отца Иоанна Елизавета Несвицкая переживала такое решение мужа чрезвычайно тяжело. Был и ропот, и уныние, и решительный протест. Но сила веры о. Иоанна, любовь к Богу и стремление к спасению позволяла ему, как и преподобному Алексию, не только брать подвиг на себя, но и приобщать в некоторой степени к этому подвигу и своих ближних ради их же вечного спасения.



На такое способны только святые. Добровольное мученичество Христа ради при возможности выбрать спокойную и размеренную жизнь. Сколько мучеников, праведников, святых явила нам Святая Церковь: те, которые отказывались от родных, имущества, карьеры ради любви к Богу и ближнему. Уходили странствовать, убегали в монастыри, брали на себя подвиг юродства. Но, подчеркнем еще раз, во главе таких решений стоял не эгоизм и желание послужить своему «Я», а Христос и ближний. Недаром, что только избранные святые, готовые отдать на растерзание свое тело Христа ради, шли на это. И не случайно, что нам, обычным христианам, Святая Церковь рекомендует идти срединным путем, чтобы под видом служения Христу не служить на самом деле своей гордыне. Важно понимать, что решимость Алексия на подвиг была сформирована не сиюминутным сердечным порывом, а глубоким искренним отношением к Христу и Его Церкви. Да и вспомним, что само рождение преподобного не было обычным. Его родители долгое время были бесплотными и горячо просили Бога о наследнике. И Господь не просто услышал их молитву. Он дал им наследника Царствия Небесного.

Как тяжел и небезопасен подвиг преподобного Алексия! Но как величественен и красив он! И каков результат: по кончине преподобного все больные, бесноватые, скорбящие, с верою и любовью подходившие к его гробу, получали помощь. А сколько получивших исцеления было и будет уже после его праведной кончины? Сотни, тысячи, миллионы… Вот это и есть наглядный показатель правильности избранного преподобным пути. Не случайно, что в русской традиции существует глубокое по смыслу выражение: «конец - делу венец»: «сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели».

И пусть нас не смущают те скорби, которые претерпели родители и супруга святого после его ухода из семьи: знаем, что по молитвам преподобного они уже радуются в Царствие Небесном. И мы в свою очередь хоть в малом должны подражать преподобному. Кто-то отказывается от карьеры в пользу семьи, кто-то от своего эгоизма в пользу ближнего, а кто-то от свободного времени в пользу помощи болящему, заключенному или просто ради уборки в храме после вечерней службы. Христос призывает нас послужить Ему каждому на своем месте в меру своих сил и возможностей, чтобы на Страшном суде оказаться одесную Его. Преподобный Алексий является для нас ярким свидетелем любви творения к своему Творцу. И мы должны, по слову апостола Павла: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7) - хотя и в малом, но быть верным Христу. Господь не требует от нас схожего с преподобным Алексием подвига полного самоотречения, но призывает нам хотя бы и в малом, но уподобиться ему.

Расскажем же вкратце о житии упоминаемого нами святого ()

«В граде Риме жил один благоверный человек по имени Евфимиан, бывший в почете у римских цесарей Гонория и Аркадия. Богат он был очень, имел триста рабов-домочадцев в шелковых одеждах с золотыми поясами, но не имел наследника, ибо супруга его была бесплодна. Как человек благоверный, он следовал заповедям Божьим, постился каждый день до девятого часа, устраивал в своем доме три трапезы: одну - для сирот и вдовиц, другую - нищим и недужным, третью - для странников и паломников. Сам же в девятом часу вкушал свой хлеб с чернецами и нищими. А когда шел в палаты, посылал впереди себя милостыню, говоря, что недостоин ходить по Божьей земле. И жена его именем Агласия, благоверная и богобоязненная, тоже соблюдала заповеди, молясь Богу и говоря: «Помяни меня, Господи, недостойную рабу твою, и дай плод чреву моему, да будет мне поводырем в старости и утешением души моей!» И Бог воздал ей за ее добродетель: она зачала и родила сына. И возблагодарили Бога жена и муж. Когда же отроку пришло время учиться, отдали его сначала обучению грамоте, и он познал всю грамматику, церковные правила и немного риторику, и был отрок очень умным.

А когда настало время его женить, Евфимиан сказал своей жене: «Свершим брак сыну своему». И возрадовалась жена словам мужа своего, пала ему в ноги, говоря: «Да утвердит Бог слова, сказанные тобой, свершим брак сына нашего возлюбленного - и да возрадуется душа моя!» И обручили его с невестой царского рода, свершили его брак, женили его, и венчали их праведные священники в церкви Святого Вонифатия. а, отведя его в брачную спальню, все веселились весь тот день до ночи. А он, войдя в спальню, сел на золотой свадебный трон, и снял золотое кольцо, и, завернув в персидский шелк, отдал своей обрученной, сказав: «Возьми и сохрани, и да будет Бог меж тобою и мною до той поры, пока Господь изволит». И иное тайное поведал ей. Выйдя из спальни, пошел он в сокровищницу и, взяв часть своего богатства, покинул Рим тайно ночью. Спустившись с Капитолия, увидел он корабль, стоящий на реке, и, взойдя на него, доплыл до града Лаодикии, называемого Магнарея. Сойдя с корабля, помолился он Богу так: «Боже, сотворивший небо и землю, вызволивший меня из чрева матери моей, спаси меня и ныне от этой суетной жизни и сподобь меня десного предстояния возле тебя, ибо ты Бог милостивый и Спаситель. Славу возносим тебе. Отцу, и Сыну, и Святому Духу».

Помолившись, тотчас же встретил он погонщиков ослов и отправился с ними, пока не дошли до Эдессы сирийской, где лежит образ Господа нашего Иисуса Христа, который некогда сам дал Авгарю. Войдя в город, продал он все, что имел, и роздал нищим, облекся в бедные одежды и как нищий проситель сидел на паперти церкви владычицы нашей пресвятой Богородицы, постясь от воскресения до воскресения, причащаясь святых тайн, съедая лишь два куска хлеба и выпивая два глотка воды, пребывая без сна все ночи. А если ему подавали милостыню, он все отдавал нищим. Искали его в городе Риме, но не нашли. И отец послал слуг разыскивать его, но и они не нашли его.


Когда слуги пришли в Месопотамию, в город Эдессу, то, не узнав его, подали ему милостыню. Он же, увидев, узнал их и возблагодарил Бога, сказав: «Благодарю тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню от своих домочадцев имени твоего ради». И вернулись его слуги в Рим, сказав своему господину, что не нашли его. Мать же с того свадебного часа, когда искали его и не нашли, вошла в свою спальню, открыла оконце возле своего изголовья и, постлав мешковину, посыпала пеплом и стала молиться Богу, приговаривая: «Не выйду отсюда, пока не узнаю о сыне своем единственном, куда делся». И отец, с тех пор как родился сын его, не прикасался к жене своей, сказал ей: «Помолим Бога, да пощадит дитя, которого нам дал».

Семнадцать лет провел юноша на паперти церкви Святой Богородицы и угодил Господу своему: явилась во сне пономарю святая Богородица со словами: «Введи в церковь мою человека Божия: достоин он царства небесного, ибо молитва его, как миро благоуханное, и, как цесарев венец на голове, почивает на нем Дух Святой. И как солнце сияет для всего мира, так просияет житие его пред ангелами Божьими». Пономарь же, поискав того человека и не найдя, обратился с молитвой к Богородице, чтоб явила ему человека того. И Богородица вновь сказала ему, вторично: «Убогий, сидящий у дверей церковных, это и есть человек Божий». И снова вышел он на паперть, нашел его и, взяв его за руку, ввел в церковь и с той поры служил ему исправно. И разнеслась слава о человеке Божием по всему городу. А когда он понял, что все его узнали, то бежал из этого города, и, прийдя в Лаодикию, сел на корабль, и хотел уехать в Киликию. в Таре, потому что там не знали его. Но, волею Божьей, корабль был подхвачен сильным ветром и пришел в Рим. Сойдя с корабля, он сказал: «Благословен Господь Бог мой! Не буду в тягость никому: войду в дом отца моего, как будто я там неизвестен».



Подходя, встретил он отца своего, идущего из дома в обеденное время, и поклонился ему, сказав: «Раб Божий, помилуй меня, убогого странника, и пусти меня во двор свой, дабы и я насыщался с рабами твоими „крохами, падающими со стола“ твоего. Бог же да благословит лета жизни твоей и даст тебе Царствие Небесное, и странник, которого примешь, благословит и утешит тебя верованием своим». Когда отец его услышал о странниках, которых весьма привечал в своем доме, то сказал своим слугам: «Кто из вас хочет служить ему? Если же угодит ему, да видит Господь, тот будет свободным и получит часть моего имущества. А при входе в мой дом постройте ему хижину, чтобы, входя и выходя, я видел его. Давайте же ему еду с моего стола». Но был он с ним всегда суров. А мать его, сетуя и печалясь, не выходила из своей спальни, а сноха, оставшаяся с ней, говорила: «Не уйду отсюда до смерти моей, а уподоблюсь горлице, пустынножительнице и единомужнице. И я буду терпеть и ждать до тех пор, пока не узнаю о женихе моем, что с ним».

Слуги же каждый вечер мучили его, глумясь над ним: одни пинали его ногами, другие давали оплеухи, а иные же, моя посуду, выливали на него помои. А человек Божий, видя, что это свершается с ним по дьявольскому наущению, принимал все терпеливо, с радостью и стойкостью. Когда же прошло семнадцать лет его пребывания в отчем доме неузнанным, тогда Господь изволил взять у него исповедание о себе; человек Божий сказал отроку, который ему служил: «Брат, принеси мне пергамен и чернила». И тот принес ему. Он взял и написал о тайном, что было у него с отцом и матерью, и о том, что говорил повенчанной с ним в своем брачном чертоге, когда дал ей кольцо и шелк. И всю жизнь свою описал, чтобы узнали его, что это - их сын.

В один из воскресных дней по окончании святой литургии, когда архиепископ Маркиан был еще в церкви, благоверные цесари и все люди услышали неведомый глас из алтаря, изрекший: «Придите все отягощенные и обремененные грехами, и я вас упокою!» Удивились и ужаснулись все и пали ниц, возопив: «Господи, помилуй!» И тогда вновь, вторично, услышали глас: «Поищите человека Божия, да помолится за мир. На рассвете в пятницу покинет он тело свое». А в четверг вечером все собрались в церкви Святого апостола Петра, моля Бога, чтобы явил им человека Божия. И раздался глас, изрекший: «В доме Евфимиана тело его». И обратились оба цесаря к Евфимиану, сказав: «Имея в доме своем такую благодать, почему ты нам не сказал?»

А Евфимиан ответил: «Видит господь Бог мой! Не знал». И призвал он старейшину рабов своих и сказал: «Не знаешь ли среди моих рабов такого?» И тот ответил: «Видит Господь Бог мой, не знаю: все они - ничтожные люди». Тогда цесари велели идти в дом Евфимиана поискать там человека Божия. Для их встречи Евфимиан велел рабам своим поставить столы со свечами и фимиамом и сидения. И пришли цесари, архиепископ и все именитые цесаревы мужи, и в доме стало шумно. Мать же, у которой завешано было оконце занавесью, чтобы ее никто не мог видеть, сказала: «Что это за разговор и шум, и зачем все пришли?» А сноха всех видела из комнаты. И слуга человека Божия сказал своему господину: «Господин, не человек ли Божий тот нищий, которого ты мне поручил, ибо великие и дивные чудеса замечал я за ним. С воскресения до воскресения причащался он святых тайн и, кроме двух кусков хлеба и двух глотков воды, не пил и не ел все воскресения, а ночами не спал. И некоторые из рабов моих мучали его: одни пинали, а другие глумились над ним, иные же обливали помоями, а он принимал все с радостью».



Евфимиан, услышав это, устремился к человеку Божию и, войдя, заговорил с ним, но тот уже был безгласен, а открыв лицо его, увидел, что оно сияет, как у ангела, и держит он в руке пергамен. Евфимиан хотел взять пергамен, чтобы увидеть, что написано на нем, но тот не выпустил его из руки. И Евфимиан возвратился, чтобы сказать цесарям, что он нашел того, кого они ищут, и поведал им, как семнадцать лет назад пришел он к нему, и далее - все по порядку о его житии, а еще о том, что он держит в руке пергамен, но не отдал ему.


Тогда цесари велели соорудить ложе и положить на него святого. И поднялись цесари, архиепископ и все цесаревы мужи, и встали у одра со словами: «Раб Божий, ведомо тебе, что мы, грешные, - цесари, а вот - отец вселенский. Отдай нам послание, дабы мы увидели, что написано в нем, и узнали, кто ты». Тогда он отдал им свое письмо, а они, взяв его, передали церковному дьяку. И когда цесари, архиепископ и Евфимиан сели, архиварий начал читать грамоту. Как только отец услышал чтение письма, тут же вскочил с места, растерзал одежды свои, стал рвать седины, устремился к телу его и бросился ему на грудь. Любовно целовал он его, говоря: «Горе мне, чадо мое! Почто так поступил со мной, за что нанес мне такое огорчение? Сколько лет понапрасну надеялся я услышать либо голос твой, либо речи твои, но ты не открылся мне. Горе мне, поводырь старости моей! Куда мне деться от сердечной скорби моей? Отныне суждено мне лишь оплакивать свою израненную душу».


Когда же его мать услышала, что он сын ее, разодрала она завесу на окне и одежды свои, растерзала свои волосы, горестно глядя на сына своего и прося людей, находящихся в палатах, с мольбой им говорила: «Горе мне, почтенные люди, дайте мне место, да взгляну горестно на чадо свое возлюбленное. Горе мне, братия мои, да узнаю сына моего единственного, агнца души моей, птенца гнезда моего, вскормленного грудью моей, опору жизни моей». И с любовью целуя его, рыдала со словами: «Горе мне, чадо утробы моей! Зачем так поступил со мной? Столько лет попусту провел ты в доме отца твоего, и не открылся мне». Сноха же, вбежавшая в бедных одеждах, оплакивала его, причитая: «Горе мне, горлице, возлюбившей уединение свое! Сколько лет лишена я была возможности слышать голос твой, либо вести о тебе. Куда делся ты и зачем не открылся мне, ставшей с этого дня вдовицей. И не на кого уже мне взирать, и отныне восплачу израненным сердцем».

Люди же дивились их плачу и со слезами молились. Тогда цесари и архиепископ велели нести одр и поставить посреди града. Горожане же, услышав об этом, все собрались над ним. Сколько бы недужных ни приходило к нему, - все исцелялись: немые заговорили, слепые прозрели, бесноватые выздоровели.

А цесари с архиепископом, видевшие эти чудеса, сами взяли носилки с телом и понесли их, дабы освятиться прикосновением к телу человека божия. Отец же его держался за его руку, шатаясь и стеная и бия себя в грудь. И мать его тоже рыдала, покрыв его своими волосами. И сноха, также скорбя и рыдая, шла за одром с плачем. Люди же теснились возле одра и, задерживая его, не могли двигаться дальше. Тогда цесари велели бросать людям золото и серебро, чтобы, когда они устремятся к деньгам, можно было понести тело человека Божия. Но никто на это не позарился, ибо тело святого было им дороже. Много затруднений было и потом, прежде чем донесли они тело в церковь святого Вонифатия. Благоверные цесари повелели создать золотую раку и украсить ее драгоценными камнями и бисером, а сделав, положили в нее тело человека Божия Алексия месяца июля в 17 день.

И совершали поминовение семь дней, а отец, мать и сноха там пребывали. Божьей благодатью, излилось из раки его миро благовонное. И когда это чудо свершилось, собрались все болящие и, набирая его, мазались им и исцелялись, славя и восхваляя Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога истинного, ему же слава ныне, и присно, и во веки. Аминь«. Завершая краткое повествование о преподобном Алексии, отметим, что мощи святого находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме, а глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите.

Жизнь святого послужила основой для создания некоторых известных произведений искусства. Преподобному Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. Во Франции поэма Тибо «Жизнь Святого Алексия» положила начало в XI веке французской литературе на простом народном языке. Большую известность и славу заслужила духовная драма «Святой Алексий», поставленная в 1632 году в Риме. В живописном виде полная история жизни святого представлена в интересном собрании в верхней базилике Святого Климента в Риме (2-я пол. XI века). Образ Алексия человека Божия и отдельные эпизоды его жития являлись нередким предметом изображения в живописи и скульптуре в Италии. В древнем Успенском соборе Московского Кремля сохранилась фреска конца 15 в. с изображением преподобного.



В Царской России был широко известен Московский Алексеевский девичий монастырь, воздвигнутый в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Московским на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря). Это был первый женский монастырь в Первопрестольной. В 1924 году святая обитель была закрыта и поругана. 16.07.2013 на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря по новому адресу: 2-й Красносельский переулок, дом 3. И хотя за время своего существования монастырь три раза менял место (первое - Остоженка, второе - место Храма Христа Спасителя, третье - с 1837 г. Красное село) расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского - в честь преподобного Алексия, человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.


«О, великий Христов угодниче, святая человече Божиий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною та свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощники покровитель во спа-сение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

[Греч. ̓Αλέξιος ὁ ἄνθρωπος τοῦ Θεοῦ] († ок. 411), прп. (пам. 17 марта, зап. 17 июля, сир. 3 нояб.). Сказание об А. ч. Б., одном из самых почитаемых в правосл. мире святых, начало складываться на христ. Востоке - в Сирии, затем получило широкое распространение в средневек. европ. агиографической традиции. Признанная ныне древнейшей сир. версия жития повествует о том, как не названный по имени юноша из знатной и богатой рим. семьи перед венчанием оставил свою невесту (так и не увидев ее), бежал из дома и сел на корабль, к-рый доставил его в Селевкию Сирийскую.

Оттуда он попал в Эдессу - крупнейший город Сев. Месопотамии. Там юноша раздал все свои деньги, облекся во вретище и поселился на паперти храма. Прибывшие в город слуги отца, посланные им на поиски сына во все концы света, не узнали юношу в убогом нищем. Проведя 17 лет в молитве и посте, А. ч. Б. скончался в приюте для бездомных и был погребен в общей могиле. Вскоре после этого пономарь церкви, где подвизался святой, рассказал епископу историю жизни «человека Божия» (сир. ), к-рую тот поведал ему перед кончиной. Епископ велел с почестями перезахоронить мощи столь великого святого, но тело его чудесным образом исчезло из могилы, где нашли лишь жалкое погребальное вретище. Поскольку Эдесским епископом назван Раввула (412-435), можно предположить, что житие было написано, вероятно на основе устного предания, во 2-й пол. V - нач. VI в.

Ранее IX в. сир. сказание получило известность в К-поле (возможно, в связи с переселением туда сир. монахов-акимитов), где появилась ранняя греч. версия жития. Именно ею, вероятно, пользовался прп. Иосиф Песнописец († 886), составляя канон святому, в к-ром впервые названо его имя - Алексий. Согласно этой версии, святой, стремясь укрыться от распространившейся в Эдессе славе о его праведной жизни, покинул город. Придя в Лаодикию, он сел на корабль, отправлявшийся в Тарс, но в пути был застигнут бурей и оказался в Риме. Поняв, что это знак Божий, он попросил пристанища в доме родителей (приводятся их имена: Евфимиан и Аглаида), но не открылся им. 17 лет А. ч. Б. подвизался под видом нищего, пребывая в непрестанном посте и молитве, терпя издевательства от слуг и слыша рыдания матери и невесты (с к-рой, согласно этой версии, он успел обвенчаться до своего бегства). Почувствовав приближение смерти, святой подробно на письме изложил все, что с ним случилось. В это время в церкви, где шла служба в присутствии «архиепископа и обоих императоров» и находилось множество народа, из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия! Пусть он помолится о граде». После двухдневных поисков тот же голос указал на дом Евфимиана, где и было обретено тело А. ч. Б. Прочитав оставленное им жизнеописание, родные предались безутешным рыданиям. Честные мощи по имп. приказу были перенесены для поклонения в храм, и по всему городу начались чудесные исцеления. Согласно одной из гипотез, под Римом визант. агиографы могли подразумевать «Новый Рим» - К-поль.

На основе ранних сир. и греч. житий была создана (вероятно, ок. Х в.) 2-я сир. версия, в к-рой механическое совмещение эдесского сказания с сир. переводом визант. жития привело к «двойной смерти» святого: сначала в Эдессе, затем в Риме, в объяснение чего указывалось на чудо с опустевшей могилой (неизвестное в к-польской традиции). В 1-й араб. (каршуни) версии сделана попытка согласовать обе традиции, убрав или сгладив заметные противоречия, в то время как 2-я араб. редакция восходит исключительно к к-польской версии и совершенно игнорирует первоначальную эдесскую. В Х в. появилось греч. переложение жития в сборнике Симеона Метафраста . Кроме того, известны неск. греч. версий, а также ряд лат. редакций жития, в к-рых помимо имен А. ч. Б. и его родителей названы имена невесты святого (Адриатика), архиепископа (папа Иннокентий I) и императоров (Аркадий и Гонорий).

На Западе почитание А. ч. Б. не засвидетельствовано в древних агиографических и литургических памятниках, но, несомненно, уже существовало к X в. Его широкое распространение связывают с приездом в 977 г. в Рим изгнанного со своей кафедры митр. Дамасского Сергия . Получив от папы храм св. Вонифатия на Авентинском холме (где, согласно одной из версий жития, А. ч. Б. венчался накануне своего бегства из дома), митр. Сергий основал там мон-рь для греч. и лат. иноков, с 987 г. упоминающийся в источниках под именем святых Вонифатия и А. ч. Б. (Nerini F. De templo et coenobio sanctorum Bonifacii et Alexii historica monumenta. R., 1752. P. 378, 381). В 1216 г. здесь было объявлено об обретении мощей А. ч. Б. и состоялось их торжественное перенесение в верхний храм, из-за чего возник спор с канониками собора св. Петра , где, по одной из версий жития, святой был погребен.

В средневек. Риме паломникам показывали «палаты Евфимиана», о чем сообщает в «Заметке о Риме» неизвестный участник рус. делегации на Ферраро-Флорентийском Соборе (СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 150) (здание не сохранилось). В греч. мон-ре Агиа-Лавра в Калаврите (Пелопоннес) хранится глава А. ч. Б., по преданию подаренная этой обители имп. Мануилом II Палеологом в 1414 г.; А. ч. Б. почитался здесь как защитник от эпидемий. В 1773 г. албанцы разграбили мон-рь и продали св. главу в Ларису, где по прошествии неск. лет ее нашел игум. Лавры Анфим и вернул в обитель (ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 132). На Руси, в новгородском соборе Св. Софии , находилась рука А. ч. Б., похищенная из Рима новгородским купцом, согласно сказанию XVII в. В описи Софийского собора 1749 г. значится серебряный позолоченный ковчег с мощами А. ч. Б., находившийся перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - начала XIX в. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 36-37). В наст. время мощей А. ч. Б. в Софийском соборе нет.

Изучение агиографической традиции, связанной с А. ч. Б., началось с первой научной публикации лат. жития болландистами в ActaSS (Iul. T. 4. 1725. P. 238-270). Тогда было замечено, что в приведенной там же в лат. переводе араб. версии (Ibid. P. 262) отсутствует часть с возвращением в Рим, а святой назван не по имени, а Мар Риша (сир.- господин князь). Г. Массман и Д. В. Дашков исходили из того, что сказание об А. ч. Б. имеет к-польское происхождение и источником его является канон прп. Иосифа Песнописца. Признанное ныне мнение о первичности древнейшей сир. версии жития впервые высказали в 1889 г. Г. Пари и А. Амио. Как позднее показал Х. Драйверс, образ безымянного «человека Божия» в высшей степени характерен для сир. понимания святости.

Особую проблему представляет отношение визант. сказания об А. ч. Б. к сказанию о прп. Иоанне Кущнике (пам. 15 янв.). Основные события сказания об этом святом, жившем в К-поле в 1-й пол. V в., совпадают с житием А. ч. Б.- побег в день свадьбы, возвращение и жизнь в родном доме неузнанным. Ряд ученых считают этих святых одним и тем же лицом, однако житие А. ч. Б. далеко не во всем совпадает с историей прп. Иоанна.

Известно множество переводов жития А. ч. Б., восходящих либо к лат. версии (нем., старофранц., провансальская, древненорвеж.), либо к греч. в редакции Метафраста (древнегруз. и древнеарм.). С зап. житийной традицией тесно связаны «песни» А. ч. Б., появившиеся, вероятно, в XI в. в Нормандии и перешедшие оттуда в Англию и Германию (поэма Конрада из Вюрцбурга и др.). На Западе А. ч. Б. считался небесным покровителем братства алексиан (целлитов), занимавшегося уходом за нищими и их погребением (см. также Лолларды).

Древнейшая слав. пространная версия жития (РНБ. F. n. I. 46, XII в.; БАН 34.3.27, сер. XVII в.), восходящая к греч. редакции, в к-рой присутствуют элементы как визант., так и лат. традиций (BHG, N 51), была переведена к кон. XI в. и вскоре получила распространение на Руси. 2-я слав. редакция (РГБ. Троиц. № 9, XIV-XV вв.) сделана с использованием более пространной греч. версии. Краткое житие А. ч. Б. переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского , вторично переведено в 1-й пол. XIV в. (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В XVI в. древнейшее слав. пространное житие, исправленное по греч. текстам (BHG, N 51 и 52), а также краткое житие включены под 17 марта в ВМЧ. Новый перевод жития с греч. языка, сделанный в 1659 г. Арсением Греком , печатался в Анфологионе (1660) и Прологе (с 1660).

А. В. Муравьёв, А. А. Турилов

Гимнография

Принятое в наст. время в правосл. Церкви последование А. ч. Б. содержится уже в Минеях Студийской редакции (напр., РНБ. Греч. № 227-3. Л. 18-19, XII в.). Канон А. ч. Б. (2-го гласа), составленный прп. Иосифом Песнописцем, имеет акростих: «Тя, Божия человека, восхваляю, блаженне». В Минее, изданной Московской Патриархией в 1978-1989 гг., гимнография А. ч. Б. дополнена до бденной службы (Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 33-51). По рукописям христ. Востока (Sinait. gr. 609. Fol. 66v - 68v, XI в.; Sinait. gr. 611. Fol. 106-108v, XIV в.) в серии «Analecta Hymnica Graeca» опубликован канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Германа, отсутствующий в печатных Минеях (Ταμεῖον. Ν 534. Σ. 177-178). Софронию (Евстратиадису) известны отдельные издания последований А. ч. Б., осуществленные в Венеции (1837) и в Патрах (1866, 1875, 1888, 1913); также он сообщает, что в одной из рукописей Кавсокаливитского скита на Афоне выписана служба, отличная от помещенной в греч. печатной Минее.

Ист.: BHO, N 36-44; BHG, N 51-56; BHL, N 289-301; ActaSS. Iul. T. 4. Venetiis, 17482. P. 238-270; ЖСв. Март. С. 329-341; Massmann H . F . Sanct Alexius" Leben. Quedlinburg; Lpz., 1843; La vie de Saint Alexis: Poème du XIe siècle et renouvellements des XIIe, XIIIe et XIVe siècles / Éd. G. Paris. P., 1872, 1974r; Schipper J . Englische Alexiuslegenden des 14. und 15. Jh. Strassburg, 1877; Amiaud A . La légende syriaque de Saint Alexis, l"Homme de Dieu. P., 1889; Das Leben des hl. Alexios von Konrad von W ü rzburg / Hrsg. R. Henczynski. B., 1898; Esteves Pereyra F . M . Légende grecque de l"Homme de Dieu saint Alexis // AnBoll. 1900. T. 19. P. 241-253; R ö sler M . Die Fassungen der Alexius-Legende. W.; Lpz., 1905; Адрианова В . П . Житие Алексия, человека Божия, в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917 [слав.]; Dunn J . Life of Saint Alexis // Revue Celtique. 1920/1921. T. 38. P. 133-143; ̓Ακολουθία καὶ βίος τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Αλεξίου. ̓Εν Κιάτῳ, 1933; Servaes F . W ., Bripius J . De laudibus sancti Alexii. Köln, 1966; Cerulli E . Les vies éthiopiennes de saint Alexis l"Homme de Dieu. Louvain, 1969. Vol. 1-2. (CSCO. T. 298-299; Aethiop. 59-60); Житие и деяния человека Божия Алексия // Византийские легенды / Вступ. ст., пер., примеч. С. В. Поляковой. М., 1994р. С. 156-161; ВМЧ. Март, дни 12-25. С. 789-796.

Лит.: Бессонов П . Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д . Стихи и сказания про Алексея Божия человека // Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L . Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge // Mélanges d"archéologie et d"histoire d"École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F . La vie syriaque de S. Alexis et l"authenticité substantielle de sa vie latine // Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J .-P . Alexis (1) // DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L . Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B . de . Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis // AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М . Ф . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C . E . Les origines de la légende de Saint Alexis l"homme de Dieu // Revue belge de philologie et d"histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A . La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté // Études sur l"histoire de la pauvreté / Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W . Alexius // TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H . Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum // Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch . An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А . В . Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии // ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А . Г . Житие Алексея Божия // СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С . А . Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M . van . La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne // OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem . Le monachisme syriaque // Le monachisme syriaque aux premières siècles de l"Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г . И . Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания) // Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А . А . Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

А. Ю. Никифорова

Иконография

Самое раннее предположительное изображение А. ч. Б. сохранилось на одном из фрагментов фрески в крипте рим. ц. святых Вонифатия и А. ч. Б. на Авентинском холме (VIII в.). Уже в древних памятниках заметно сходство облика А. ч. Б. и св. Иоанна Предтечи : напр., на миниатюре в лондонской, т. н. Феодоровской, Псалтири, 1066 г. (Lond. Add. 19 352. Fol. 165r). Рус. иконописные подлинники XVI-XVIII вв. также отмечают это сходство, описывая святого следующим образом: «Аки Предтеча, руки к сердцу, риза празелень дичь» (Софийский подлинник. РНБ. Соф. № 1523, 2-я четв. XVII в.); «образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нем написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения»» (Филимонов. С. 295); «борода космочками» (Строгановский подлинник, посл. треть XVIII в.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., также говорится, что А. ч. Б. «подобен Предтече» (Ч. 3. § 13. № 72).

В Минологии за февраль-март (ГИМ. Син. гр. № 183. Fol. 211r, 2-я четв. XI в.), исполненном в К-поле, вероятно, для имп. Михаила IV, представлена кончина А. ч. Б. У одра святого изображены имп. Гонорий, берущий из рук А. ч. Б. свиток с его жизнеописанием, в изголовье - священник, совершающий каждение, и опечаленный отрок в одежде придворного, в ногах - скорбящий отец святого. изображенная сцена соответствует редакции жития, включенной в К-польский синаксарь. Это единственный в визант. искусстве пример сюжетной композиции, посвященной А. ч. Б.

Впосл. в рукописных Минологиях помещаются единоличные изображения святого (напр., Минологий, созданный в Фессалонике в 1327-1340 гг.- Охоn. Bodleian. F.1. Fol. 32v; греко-груз. рукопись XV в.- РНБ. O. I. 58. Л. 104). Подобные изображения встречаются в циклах иконных минологиев (напр., Лицевой Минологий за год на 6 иконах, Синайский гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае , кон. XI - нач. XII в.), в монументальных росписях XII-XV вв. (напр., ц. св. Иоанна Богослова в Гарденице в Лаконии (Пелопоннес), 1-я пол. XII в.; кафедральный собор в Монреале (Италия), 1180-1190).

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.

На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение »; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле , 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На возду́хе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя «Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

В зап. искусстве в основном изображались сюжеты жития А. ч. Б.: напр., в росписи XI в. в подземной ц. Сан-Клементе в Риме; в миниатюрах рукописей XII в. (напр., Stuttgarter Passionale. Stuttg. hist. 2° 58. Fol. 12v, ок. 1130 г.), где представлены служанки, выливающие грязную воду на святого, сидящего на нищенском ложе; Римский папа, поклоняющийся А. ч. Б., возлежащему на смертном одре. Эта традиция нашла продолжение в витражах и фресках XIV-XV вв., в гравюрах XVI-XVIII вв.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; Филимонов Г . Д . Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. М., 1873. С. 83; он же . Иконописный подлинник. С. 295; Тренев Д . К ., Попов Н . Д . Миниатюры греческого менология № 183 Московской Синодальной библиотеки. M., 1911; Laty š ev . Menol. Fasc. 1. 1911. P. 245-252; Demus O . The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 118; Onasch K . Ikonen. B., 1961. S. 396. abb. 121; Антонова, Мнёва . Каталог. T. 1. C. 238-239. Кат. № 273. ил. 208.11; Т. 2. C. 35-36. Кат. № 380; C. 52. Кат. № 399; С. 300. Кат. № 770; Мурьянов М . Ф . К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Ricerche slavist. , 1966. Vol. 14. P. 29-41; он же . Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры // ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Der Nersessian S . L"illustration des psautiers Grecs du Moyen Âge: Londres, Add. 19.352 (fol. 165r) // Biblioth. d. Cah. Arch. P., 1970. Vol. 5. Fasc. 2. fig. 265; Мнёва H . E . Стенопись Благовещенского собора Московского Кремля 1508 года // ДРИ. М., 1970. С. 195: табл. 5:23, 24; Krausen E . // LCI. Bd. 5. Sp. 90-91; Мujовић . Менолог. С. 205, 277-279; Дёр Нерсесян С . Московский менологий // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура: Сб. cт. в честь В. Н. Лазарева. М., 1973. С. 105-106; Вздорнов Г . И . Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде: К 600-летию существования фресок, 1378-1978. M., 1976. С. 63, 126-127. илл. 72-73; Лаурина В . К . Реставрационные работы в ГРМ // ПКНО, 1976. М., 1977. С. 179-180, 182; Γκιόλης Ν . ῾Ο ναός τοῦ ῾Αγίου ̓Ιωάννου τοῦ Θεολόγου Γαρδενίτσας // Λακονικαὶ Σπουδαί. 1977. Τ. 3. Σ. 64. Fig. 22; Spatharakis J . Corpus of dated illuminated greek manuscripts to the year 1453. Leiden, 1981. Vol. 1. N 237; Vol. 2. P. 60. Fig. 427-429; Tomekovi ć S . Les saints eremites et moines dans le décor du nartex de Mileševa // Милешева y историjи cрпског народа: Међунар. науч. скуп поводом седам и по векова постоjања. Jуни, 1985. Београд, 1987. С. 51-65. Fig. 3, 22; Бабић Г ., Kopaћ В ., ћирковић С . Студеница. Београд, 1986. С. 158. Сл. 125; Малкин М . Г . Два живописных ансамбля Дионисия и его преемников // ДРИ. М., 1989. С. 123-131; Качалова И . Я . Монументальная живопись // Качалова И . Я ., Маясова H . A ., Щенникова Л . А . Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С. 35-36; Щенникова Л . А . Станковая живопись // Там же. С. 49; Маркина Н . Д . Новое произведение Якова Казанца из Успенского собора Московского Кремля // ГММК: Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 8. С. 48-60; Š ev č enko N . P . The Walters" «Imperial Menologion»// J. of the Walters Art Gallery. Baltimore, 1993. Vol. 51. P. 43-64, ill; idem . Imperial Menologion: The Glory of Byzantium: Art and culture of the middle Byzantine era, A. D. 843-1261: Catalogue / The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 1997. N 56; Толстая Т . В . Изображения преподобных на алтарных преградах русских храмов XV-XVI вв. // Искусство Древней Руси: Пробл. иконографии. М., 1994. С. 23-44; Aiuto Р . D . Nuovi elementi per la datazione del Menologio Imperialе: i copisti degli esemplari miniati // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche. Rendiconti. Ser. 9. R., 1997. Vol. 8. Fasc. 4. P. 715-747; Маркелов . Святые Древней Руси. Т. 1. С. 540-541. № 274. Т. 2. С. 312-313. Ил. 31; Пивоварова Н . В . Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи: канд. дис. СПб., 1999. С. 14-15; она же . К истокам идейного замысла росписи церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 г.) // ДРИ: Русь и страны Византийского мира, XII век [в печати].

T. B. Толстая