Чудотворная икона божьей матери умиление. Значение иконы «Умиление» и в чем она помогает

Образ Богородицы — самый почитаемый среди христиан. Но особо любят её на Руси. В XII веке был учреждён новый церковный праздник — Покров Богородицы. Икона с её изображением стала главной святыней многих храмов. Пресвятую Деву стали считать покровительницей и защитницей России. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является копией византийского образа, написанной в конце этого столетия.

В XIV веке Москва окончательно становится центром православия на Руси, и Успенский собор в это время получает название "Дом Богородицы".

Истоки иконографии

Первые изображения Божией матери историки относят к началу нашей эры. В катакомбах Прискилы были найдены сюжеты с изображениями Богородицы, которые датируются II веком. Образы Пресвятой Девы на заре христианства наносили на сосуды для благовоний. Такие ампулы, украшенные библейскими сюжетами, были подарены примерно в 600 году королеве лангобардов Теоделинде.

Первые изводы Пречистой Девы

В 431 году Эфесский собор утвердил за Марией вечное право называться Богородицей. После этого знаменательного события появились Иконы Богоматери в привычном для нас виде. Сохранилось несколько образов того периода. На них Дева Мария чаще всего предстаёт сидящей на троне с младенцем на руках.

Изображение Матери Божией встречаются и в ранних мозаиках, которые украшают старые храмы. К таковым можно отнести:

римскую церковь Санта Маджоре (датируется V веком);

церковь VII века Панагия Ангелоктиста, расположенную на Кипре.

Но живописцы из Константинополя смогли придать этому образу особую гармонию. Церковь Святой Софии славится своими мозаиками IX-XII веков, в которых встречаются разные типы иконографии Богородицы. Византия — родина замечательных образов Пресвятой Девы. Одна из таких икон была привезена в Россию. Позже она была названа Владимирской и стала эталоном русской православной иконописи. Новгородская икона Богородицы "Умиление" является, как уже было сказано, копией византийского образа.

Типы Богородичных икон

В иконографии выделяют 4 основных группы изображений Пречистой девы по основной идее:

«Знамение» (усечённый вариант получил название «Оранта»). Этот иконографический тип считают самым насыщенным по богословскому содержанию. Главная тема здесь — Воплощение.

«Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

«Умиление» - название от греческого «елеус» ("милостивая").

Четвёртый тип условно называют Акафистным. Основная идея таких икон - прославление Матери Божией. Эти образы отличаются большим разнообразием.

Иконографический тип «Знамение»

На изводах этой группы Святая Богородица представлена молящейся. Изображается в полный рост или по пояс. На груди Матери Христа находится медальон с изображением ещё не родившегося Спасителя. Икона молящейся Богородицы символизирует непорочное зачатие Христа, единение матери и Святого младенца. К этому типу относят Ярославскую Оранту, Курскую Коренную, Новгородское «Знамение». Оранта — более простой вариант икон, на которых Богородица представлена без младенца и является символом церкви.

Иконопись «Одигитрия»

Очень распространённый тип Богородичных образов. Такие иконы Богородицы с младенцем воплощают идею о том, что Матерь Божья направляет нас к вере, ко Христу. Богоматерь изображается фронтально оплечно или по пояс, иногда в полный рост. На одной руке она держит младенца, а другой указывает на Иисуса. Этот жест имеет глубокий смысл. Богородица как будто показывает истинный путь - к Богу, к вере.

Христос одной рукой благословляет Мать, а вместе с нею и всех верующих. В другой - держит книгу, развёрнутый или свёрнутый свиток. Реже — державу и скипетр. Наиболее известные иконы Богородицы этого типа: Смоленская, Иверская, Тихвинская, Петровская, Казанская.

Иконография Богородицы "Умиление"

Такие образы - самые лиричные из тех, на которых изображены Божия Матерь и младенец, обнимающий её за шею. Образы матери и ребёнка — символы Христа и Церкви Христовой.

Разновидность этого типа - «Взыграние». Здесь младенец написан в более свободной позе, одной рукой он касается лика Богородицы.

В таких образах Пресвятая Мария является символом не только материнства, но души, близкой к Богу. Взаимное прикосновение двух ликов - это Христос и Церковь Христова, единение земного и небесного.

Есть ещё одна разновидность этого типа - «Млекопитательница». На этих иконах Богородица кормит младенца Грудью. Так символично изображают духовное питание верующих.

Волоколамская, Владимирская, Ярославская иконы Богородицы относятся к этому типу изображений святого образа.

«Акафистные» иконы Богородицы

Образы этого типа чаще всего несут в себе черты одного из основных, но имеют дополнительные детали и подробности. К ним в иконографии относят такие иконы, как "Неопалимая Купина", Богоматерь - "Живоносный источник", Богоматерь — "Гора Нерукосечная".

Острабрамская-Виленская, "Умягчение злых сердец" — редкие иконы Богородицы, на которых она изображена без младенца. Обычно их тоже относят к «Акафистным». Одна из них, Серафимо-Дивеевская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, была любимым образом Серафима Саровского, причисленного после смерти к лику святых. Сам священник называл её "Радость всех Радостей" и использовал для исцеления пришедших к нему за помощью. А позже перед этим ликом он отошёл в мир иной.

Каноны иконописи Богоматери, значение символов

По православной традиции, для изображения одежд Богородицы используют такие элементы: синяя туника, голубой чепец и вишневый плат на голове, иначе называемый "мафорий". Каждая деталь имеет свой смысл. Три золотых звезды на мафории - тройной символ непорочного зачатия, рождения и смерти, кайма на нём — знак прославления. Сам плат олицетворяет материнство, принадлежность Богу, голубой цвет одежд — девственность.

Известны случаи нарушения традиций. Этим пользуются иконописцы, чтобы особо выделить определённые черты. Например, чтобы подчеркнуть непорочность, Девство Божьей Матери, изображают её в синем плате. Богоматерь Ахтырская - именно такой вариант.

Написание Пречистой Девы без мафория также считается нарушением церковных канонов.

По православным правилам, даже венец, знак царства, принято изображать поверх плата. Так написаны иконы Новодворская, Холмовская. Венец на голове Богородицы пришёл в восточную христианскую иконопись из Западной Европы, на ранних образах голову Матери Божьей покрывал только мафорий.

Русские традиции в иконографии Божией матери

Изображение Пресвятой Девы на троне встречается чаще среди итало-греческих образов. Написание Царицы Небесной, сидящей на троне или в полный рост, в России в основном использовалось в масштабных композициях: во фресках или на иконостасах.

Иконописцы же больше полюбили поясное или оплечное изображение Царицы Небесной. Так создавались изводы более понятные и близкие сердцу. Во многом это можно объяснить особой ролью иконы на Руси: она была и спутником жизни, и святыней, и молельным образом, и семейной ценностью, передававшейся из поколения в поколение. Недаром в народе Богородица воспринималась как заступница, которая способна смягчить гнев Грозного Судии. Причём чем старше образ и «намоленней», тем большую силу он имеет.

Большое количество икон в домах верующих и храмах — отличительная черта земли русской. Многие Богородичные образы считаются здесь чудотворными, что подтверждено многочисленными свидетельствами.

Богоматерь — свидетельница и участница русской истории

Много веков сопровождают историю России иконы Богородицы, значение которых не переоценить. Один маленький пример - икона Феодоровская:

В 1239 году этим образом князь Ярослав благословил сына своего Александра на брак с княжной Параскевной. Эта икона сопровождала Александра во всех его военных походах. Позже именно перед этим ликом Богоматери Святой Александр принял монашество.

В 1613 году пред этим образом Михаил Романов, призванный на царство Земским собором, принял российский престол. Феодоровская Богородица стала свидетельницей обетов верности России, её народу и православной церкви.

В XVIII веке все члены царской семьи обязательно приезжали в Кострому на поклон чудотворному изводу, с которого началась история царской династии Романовых.

Особо нужно упомянуть Владимирскую икону Божьей Матери, подаренную России патриархом из Константинополя Лукой Хризовергом в XII веке. По преданию, молитвы перед этим образом не раз спасали Москву от завоевателей.

Чудотворная сила Богородичных икон

Многие образы Пресвятой Девы Марии считаются чудотворными. Они неотделимы от жизни христиан. Они живут с народом и помогают в горестях.

Некоторые московские чудотворные иконы Богородицы:

Владимирская, хранящаяся в храме Святителя Николая. Считается, что она трижды защитила Русь от врагов. Потому православные чествуют эту икону 3 раза в году: в июне, июле и сентябре.

Тихвинская икона "Умиление" Пресвятой Богородицы, украшающая одноимённый храм в Москве. В 1941 году самолёт с этим образом трижды облетел столицу, после чего наступление фашистов на город было остановлено. Любопытно, что эта церковь не закрывалась даже в советское время.

Икона Богородицы «Милостивая», святыня Зачатьевского женского монастыря, подарившая многим женщинам счастье материнства.

«Взыскание погибших», Иверская Божья Матерь, «Утоли Моя Печали» - только часть чудотворных московских образов Царицы Небесной. Невозможно даже сосчитать, сколько их на необъятной территории России.

Чудотворения Казанской иконы Божией матери

Этот образ заслуживает особого внимания. Казанская икона Богородицы явила чудо уже своим появлением в 1579 году после большого пожара в городе, когда была найдена среди пепелища абсолютно не пострадавшей от огня.

Многочисленные исцеления больных, помощь в делах подарил этот извод верующим. Но самые значимые чудотворения этой иконы связывают русские христиане с защитой отечества от иноземных захватчиков.

Уже в середине XVII века царь Алексей Михайлович повелел установить в честь неё общероссийский праздник. Случилось это после благополучного рождения наследника российского престола во время всенощной службы в честь Казанской Богородицы. Эту икону стали считать покровительницей царской династии.

Полководец Кутузов, отправляясь на поля сражения Отечественной войны 1812 года, преклонил колени перед этой святыней и просил у неё заступничества. После победы над Наполеоном он преподнёс в дар Казанскому Собору всё отнятое у французов серебро.

Мироточивые молельные образы Божьей Матери

Это одно из самых больших чудес, связанных с иконами. До сих пор не найдено объяснение того, почему мироточат иконы. Но происходит это всегда накануне трагических событий как напоминание о людской греховности и необходимости покаяния. Что же это за явление? На образах появляется благоухающая жидкость, напоминающая миро. Консистенция и цвет её могут быть разными — от прозрачной росы до тягучей тёмной смолы. Любопытно, что мироточат не только образы, написанные на дереве. Это происходит и с фресками, фотографиями, металлическими иконами и даже с ксерокопиями.

И в настоящее время происходят подобные чудеса. Несколько десятков Тираспольских икон начали мироточить в период с 2004 по 2008 год. Это было предупреждение Господа о кровавых событиях Беслана, Грузии, оранжевой революции в Украине.

Один из таких образов, икона Божьей матери «Семистрельная» (другое название - «Умягчение злых сердец»), начала мироточить в мае 1998 года. Продолжается это чудо по сей день.

На защите дома - Святая Богородица

Икона Богородицы обязательно есть в доме верующего, который заботится о безопасности своего жилища.

Считается, что молитвы перед её ликом защищают всех живущих в доме в физическом и духовном плане. С древности повелось размещать над входными дверями в избу икону Богородицы и просить у неё защиты и поддержки. Самые любимые Богородичные изводы: Иверская, Семистрельная, "Нерушимая стена", "Неопалимая Купина" и некоторые другие. Всего насчитывается более 860 наименований икон Божьей Матери. Запомнить их все невозможно, да и не нужно. Выбирая молельный образ, важно прислушаться к своей душе и следовать её советам.

Не только простые верующие, но и царские особы почитали иконы Богородицы. Фото, сделанное в спальне царя Александра, подтверждает это.

Иконы Богородицы с младенцем даруют утешение в печали, избавление от болезней, духовное прозрение только тем, чьи молитвы искренни, а вера непоколебима. Главное, чтобы обращение к Пресвятой Деве шло от чистого сердца, а намерения были добрыми.

Прославление Богоматери

Всеобщая любовь православных к этому святому образу нашла отражение и в большом количестве церковных праздников в её честь. Практически в каждом месяце года найдётся такой день, а порой и несколько. Около 260 чудотворных Богородичных образов упоминается в русском православном календаре.

Значимый православный праздник — Покров Богородицы - стал темой одноимённых икон. На этих изводах Пресвятая Дева изображена в полный рост. В руках перед собой она держит покрывало с изображением Христа или без него. Обретённая в конце XX столетия Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" стала символом возрождения духовности России и напоминанием о значимости этого образа в истории страны. Её всё чаще причисляют к наиболее чтимым русским иконам.

В православных церквях огромное количество всевозможных икон и мощей. Не каждый верующий знает, каково значение иконы «Умиление» и в чём она помогает. В то же время эта святыня - одно из наиболее почитаемых православными христианами изображений Богоматери. Такая известность связана с его чудотворной силой, способствующей преодолению самых разнообразных недугов и хворей.

Икона, называемая «Умиление» («Милующая»), - это поясное изображение Девы Марии, отражающее тот момент, когда она уже получила благую весть от архангела Гавриила, но ещё не родила Иисуса. Образ создан с помощью красок светлых тонов, что позволяет передать радость и восторг Божьей Матери, которая словно бы молится, немного склонив голову, полуопустив глаза и скрестив ладони на груди.

Вокруг её венца начертаны слова «Радуйся, Невеста Неневестная». Эта фраза является напоминанием о том, что Мария зачала и родила ребёнка, не зная мужчины. В этом проявилось чудо Божие, а также отразилась её собственная целомудренность и чистота.

Изначально лик Пресвятой Богородицы был написан на холсте, прикреплённом к кипарисовой доске. Позднее по велению Николая II икона «Умиление» была обрамлена в драгоценную ризу.

Используя масло из лампадки, горящей вблизи образа, святой Серафим Саровский, получивший это изображение лика Богоматери в дар, исцелял верующих от самых различных хворей. Позднее он сам умер во время прочтения молитвы перед святыней.

В 1991 году изображение было передано в Москву, где его должны были поместить в патриаршую церковь, но икону ежегодно отправляют в Богоявленский собор, чтобы она была доступна прихожанам для поклонения.

У неё есть несколько дней особого почитания (по новому/по старому стилю):

  • 22.12/09.12;
  • 01.08/19.07;
  • 10.08/28.07.

Каждый из них связан с каким-либо особым событием или созданием списков (копий) образа. Самые известные из них можно найти:

  • в соборе Серафима Саровского (Голицыно);
  • в Серафимо-Дивеевском храме (Троицкий собор);
  • в Патриаршем Богоявленском Соборе (Москва).

В этот ряд можно добавить Псково-Печерский образ, но стиль его написания заметно отличается, хотя название и сюжет являются такими же, как и у прочих изображений.

Значение и помощь

Семистрельная икона «Умиление» характеризуется тем, что значение напрямую связано с образом самой Богоматери, способной миловать даже самых грешных, давая им своё покровительство. Она символизирует чистоту помыслов и доброту нрава, а также помогает девушке приобрести и сохранить эти качества.

Также образ помогает женщинам:

  • укрепить своё здоровье (как душевное, так и физическое):
  • справиться со сложностями подросткового периода;
  • выйти из депрессии;
  • излечить бесплодие;
  • облегчить роды;
  • успокоить злобу;
  • избавиться от помыслов безнравственного содержания;
  • обрести гармонию и счастье;
  • найти достойного мужа.

К лику Девы Марии можно обращаться с просьбами о помощи во многих других вопросах, если в этом возникнет необходимость. Независимо от того, о чем молится иконе «Умиление» Божией Матери верующий человек, ему следует делать это с открытым сердцем, всецело полагаясь на заступничество Богородицы.

Если лик Божией Матери «Умиление» приходит мужчине или женщине во сне, то это является предвестием радости и добра.

Если говорить о том, каково значение иконы Остробрамской и в чем она помогает, то обнаружится, что эта святыня весьма сходна с образом «Умиление». Однако Остробрамская (Корсунская Благовещенская) Богоматерь почитается и христианами, и католиками, а также обладает более богатой отделкой, изготовленной из золота, серебра, жемчугов и драгоценных камней.

В то же время другое изображение Девы Марии, именуемое «Умиление злых сердец» (и часто ассоциирующееся с «Семистрельной» иконой), напротив, внешне заметно отличается наличием 7 мечей, направленных на Богородицу и символизирующих 7 смертных грехов . Вместе с тем она тоже является чудотворной и помогает укрепить силу духа.

Не последнее место в перечне занимает «Троеручица», которая, хоть и изображена с младенцем Иисусом на руках (в отличие от других икон), однако также помогает в исцелении недугов и поддержании веры в самые трудные периоды жизни человека.

Иногда в этот ряд добавляют «Трилетствующую» Богоматерь (трилетствовать означает «находиться в возрасте трёх лет»). Но этот образ не считается официальным, и РПЦ его не принимает, полагая, что он недостаточно глубок и содержателен для того, чтобы поддерживать духовный рост верующих.

Однако следует помнить, что независимо от того, где находится икона Божией Матери «Умиление», в чём помогает и какое значение имеет, её сила и воплощённая в ней радость всегда открыты верующим людям, что даёт им возможность надеяться на разрешение их жизненных и духовных трудностей.

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в тот момент, когда Архангел Гавриил предстал перед ней и сообщил, что она родит Мессию, Сына Божьего. Молодая Дева Мария смотрит вниз, скрестив руки на груди, и ее лицо показывает самое глубокое смирение.

«Умиление» икона Божьей Матери

Икона Божией Матери «Умиление», описание

«Умиление» — образ Пресвятой Богородицы Псковско-Печерской — относится к типу иконописи «Елеуса», которая является наиболее распространенной в русской иконописи. Она изображает Деву Марию, держащую руки своего Сына Иисуса Христа. Ребенок прижал щеку к Матери Божией, показывая высокую степень сыновней любви.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» Пресвятой Богородицы отличается от других тем, что Матерь Бога изображена одна. Ее руки скрещены на груди крест-накрест, и вся внешность передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконографии «Елеуса».

Псково-Печерский образ Божией Матери «Умиление» был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. Эта святая икона известна своими чудесными средствами поддержки и защиты православных христиан в трудные моменты жизни.

Икона Божьей Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская история

Дивеевская икона «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини считают ее своей небесной игуменью. Эта икона была в келье Серафима Саровского. Он очень почитал этот образ, называя его «Радости радостей».

Серафим Саровский использовал масло из лампады, горевшей перед иконой, чтобы благословить многих посетителей, которые приходили к нему за таинством исповеди, помазав их крестом, сказав молитву об отпущении грехов. У кого были физические болезни, сообщали, что они были исцелены от этого священного масла.

В конце своей жизни преподобный Серафим поручил сестрам монастыря Дивеево подготовить подходящее место для Благословенной Матери.

2 января 1833 года великий подвижник, христианский чудотворец и духовный отец Серафим был найден мертвым в своей маленькой келье в лесу, окружающем Саровский монастырь, Россия. Он был найден на коленях в молитве перед иконой «Умиление» Пресвятой Богородицы, которая служила ему вдохновением на протяжении всей его жизни.

После прославления Серафима как святого в 1903 году, драгоценные камни были подарены царем Николаем II, чтобы украсить икону.

Это связь иконы с Серафимом и монастырем Дивеево, дает Иконе свое третье имя — после «Умиления» и «Радости радостей» — «Серафимо-Дивеевская».

В послереволюционный период, когда Дивеевский монастырь был закрыт, икона «Умиление» Серафимо-Дивеевская была доставлена ​​Муровской Дивеевской игумене Александре.

В 1991 году чудесный образ был передан Алексию II — Патриарху Московскому, который разместил икону в Патриаршей Церкви, где она в настоящее время. Ежегодно чудесный образ приносят в Богоявленский собор для поклонения. В монастыре Дивеском теперь находится копия чудесного образа.

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы значение, в чем помогает

При молитве к иконе Богородицы «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, примирении воюющих, об избавлении от вражеского вторжения и сохранении российского государства. Но чаще всего к ней приходят молодые девушки и женщины, изливающие многочисленные просьбы об успешном браке, об исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей.

Любая икона «Умиление» показывает состояние души святой Богородицы: ее бесконечную любовь к людям, большую чистоту и святость.

Многие христиане после искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое спокойствие, веру и надежду на чудесную силу Пресвятой Богородицы. Ценность этого священного образа Богоматери заключается в том, чтобы помогать всем, кто спрашивает ее помощи.

Один из основных видов икон Пресвятой Богородицы.

На иконах Богоматери «Умиление» обычно приводится поясное изображение Божией Матери с нежно прижавшимся к Ней Младенцем на руках. Богородица с умилением склоняется к Своему Сыну. Следует отличать от данного типа икону «УМИЛЕНИЕ» СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКУЮ (Серафима Саровского), на которой Божия Матерь изображена без Богомладенца с крестообразно сложенными на груди руками.

икона Богородицы «СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ» (УМИЛЕНИЕ)

10 августа (28 июля по старому стилю)

Варианты названия иконы:

  • Умиление Серафимо-Дивеевская

  • Всех радостей Радость

  • Радость Всех Радостей

Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.

После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы Умиление драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы – Серафимо-Дивеевскую икону «Умиление» выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.

Почитание иконы Умиление связано с именем преп. Серафима Саровского (П. И. Мошнин, 1759-1833, канонизирован в 1903 г.). Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших Саровского старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Богоматерь неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преп. Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона, называемая Умиление, которую старец именовал также «Радость всех радостей». Перед нею, стоя на коленях в молитве, он скончался. Икона была написана на полотне, натянутом на кипарисовую доску. После смерти преп. Серафима игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством старца Серафима. В Дивееве на икону сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе св.Троицы для иконы был устроен особый придел, посвященный ее имени - Умилению Богоматери. Икона праздновалась 28 июля и 9 декабря (день основания обители). Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преп. Серафима с иконы был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление списков в иконописных мастерских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе. Икона изображалась в различных печатных изданиях и на житийных образах преп. Серафима.

Икона из Третьяковской галереи представляет собой точную копию почитаемого образа. Изображение Богоматери поясное, со сложенными на груди руками, склоненной головой и опущенным взором. Иконография западная, появившаяся в России в XVII в. На иконе-копии средствами живописи имитированы золоченый оклад и риза, убрус и венец, украшенные драгоценными камнями. Лики руки исполнены мягкой светотеневой моделировкой в стиле академической живописи начала XX в., использовавшемся для написания икон. Венец обрамляет надпись: «радуйся невесто неневестная».


Храм Лежащего Будды
Ват Пхо (тайск. วัดโพธิ์), Храм Лежащего Будды - буддийский храм в центре Бангкока, Таиланд. Располо...

Путешествуя по миру. Япония. Золотой павильон.
Золотой павильон – один из красивейших японских храмов, расположенных в Киото. Время его постройки д...

Париж. Однажды и мы в нём побываем...
Фотопрогулка по городу любви Париж - считается самым романтичным городом во всем мире. И мног...

Играй, музыкант!
Стихи Ирины Киричук, картины Stephanie Pui-Mun Law Весна настала! Первый день Весны! Сме...

Календарь космического наблюдателя на октябрь 2013 года
Александр Козловский Календарь наблюдателя на октябрь 2013 года - очере...