Cочинение «Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Что есть красота

Толстой Л. Н.

Сочинение по произведению на тему: Что есть красота?

Откроем второй том академического “Словаря русского языка”: “Красота - свойство по

Значению прилагательного красивый”, “Красивый - приятный на вид, отличающийся

Правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и

Глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление”.

Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа Л. Н.

Толстого “Война и мир”, ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений,

И величие ратного труда.

Попробую доказать, что красота проявляется в образе самой любимой героини Л. Н. Толстого - Наташи Ростовой. Внешне она - далеко не красавица, в романе есть женщины, буквально блещущие красотой Элен Курагина, например, но ее физическая красота ничего, кроме физического удовлетворения, дать не может.

Во внешности Наташи нет ничего броского: “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками”, - такова тринадцатилетняя девочка Наташа в момент нашей первой встречи с ней на страницах романа. Через два года мы увидим Наташу в Отрадном: “Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым

Носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос”.

Не совсем броская внешне, Наташа одарена красотой и богатством голоса, отражающим богатство ее внутреннего мира: “Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать”, -

Говорили все. Но говорили это уже после того, как замолкал ее голос. “В то же время, когда звучал этот необработанный голос. даже знатоки судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его”. “Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поет нынче? И вдруг мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы”.

Одаренность Наташи проявляется и в глубоком ощущении красоты природы, которое заставляло ее забывать обо всем. Наташа - воплощение лучезарной жизни - представляет полный контраст с мертвящей скукой светской гостиной. Появляясь же и в солнечный день в лесу, и на фоне залитого лунным светом парка, и среди осенних полей,

Она всем своим существом гармонирует с неиссякаемой жизнью природы: “Князь Андрей

Встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет,

Как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая

И неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе”. Наверху “два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.

Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну.

Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало”.

Красота души Наташи сказывается и в ее чуткости, в ее необычайно тонкой и глубокой интуиции. Благодаря этому своему свойству Наташа догадывалась о том, что не было досказано словами; несмотря на отсутствие жизненного опыта, она правильно понимала людей. В этом отношении очень показательны ее ранние симпатии к Пьеру, внешне несколько смешному, толстому; сравнение Бориса Друбецкого с узкими длинными часами; ее антипатия к Долохову, который так понравился всем Ростовым. О глубине интуиции Наташи свидетельствуют и ее слова о том, что Николай никогда не женится на Соне.

После смерти князя Андрея Наташа, тяжело пережившая его гибель, “испытала особенное

Чувство отчуждения от лиц своей семьи”. Но вот получено известие о смерти Пети.

Отчаяние доводит мать почти до безумия. Наташа видит рыдающего отца и “что-то

Страшно больно ударило ее в сердце. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Она быстрыми шагами вошла в дверь. и подбежала к матери.” Только человек с большим и красивым сердцем способен забыть о собственном горе ради спасения самого родного и близкого существа: “Она не спала и не отходила от

Матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как

Призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню”.

А вот еще один эпизод романа, доказывающий красоту и широту души Наташи. Во время отъезда из Москвы Наташа, проявившая разумный практицизм, сообразительность и ловкость при укладке вещей, узнает об отказе родителей дать раненым места на подводах. “Наташа с изуродованным злобой лицом, как , ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери:

Это гадость! Это мерзость! - закричала она. - Это не может быть, чтобы вы приказали”.

Посмотрите: лицо изуродовано злобой, на мать кричит, а поступок светлый и красивый: “Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые”.

На мой взгляд, красота Наташи расцвела в замужестве и материнстве. Помните, как вся

Одухотворенная радостью, Наташа бежит навстречу приехавшему после долгого

Отсутствия Пьеру? “Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, -

Говорила графиня, - так что даже глупо”.

О Наташе Ростовой можно писать бесконечно. Она воплощение толстовского понимания красоты, и моего тоже. В своей, пока еще совсем короткой жизни, я стараюсь хоть как-то быть похожей на Наташу, похожей прежде всего внутренне. А закончить я хочу последней цитатой, уже не из “Войны и мира”, а из незаконченного Толстым романа “Декабристы”. 1856 год. В числе других амнистированных декабристов в Москву возвращаются Пьер, Наташа, их дети. “Всякий, взглянув на эту женщину. должен был понять, что она уже давно когда-то положила всю себя в жизнь. Осталось достойно уважения что-то прекрасное и грустное, как воспоминание, как лунный свет”, - вот, по-моему, что есть красота в “Войне и мире

Откроем академический "Словарь русского языка": "Красота - свойство по значению прилагательного красивый", "красивый - приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на результат, на внешнее впечатление". Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир", потому как тут присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.

Попробую обосновать, что красота проявляется в образе самой любимой героини Толстого - Наташи Ростовой. Внешне она вдали не красавица, в романе есть женщины, буквально блещущие красотой. Это, например, Элен Курагина. Но ее физическая красота ничего, кроме физического удовлетворения, вручить не может.
Во внешности Наташи нет ничего броского: "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками" - такова тринадцатилетняя девочка Наташа в момент нашей первой встречи с ней на страницах романа. Через два года мы увидим ее в Отрадном: черноволосая, черноглазая, очень тоненькая, в ситцевом платье - ничего особенного во внешности девушки нет.

Не яркая по виду, Наташа одарена красотой и богатством голоса, отражающим богатство ее внутреннего мира. Да, о ее голосе знатоки судили, что он ещё не обработан, но толковали об этом лишь после того, как она заканчивала петь. А пока звучал тот самый звук - забывали о его "необработанности" и лишь наслаждались им. Именно пение сестры выводит Николая Ростова из сильнейшей депрессии после карточного проигрыша, раскрывая ему все великолепие и богатство мира.

Одаренность героини проявляется и в глубоком ощущении красоты природы, которое заставляло ее терять из виду обо всем. Наташа - воплощение лучезарной жизни - представляет полный контраст с мертвящей скукой светской гостиной. Появляясь же в солнечный день в лесу, или на фоне залитого лунным светом парка, или среди осенних полей, она всем своим существом гармонирует с неиссякаемой жизнью природы. В Отрадном князь Андрей слышит ее звук, говорящий о прелести ночи, о невозможности спать среди чарующей красоты природы, и мне думается, что как раз в тот самый момент зарождается его чувство к незнакомой доселе девушке.

Красота души Наташи сказывается и в ее чуткости, в ее необычайно тонкой и глубокой интуиции. Благодаря этому свойству она догадывалась о том, что не было досказано словами, и, несмотря на отсутствие жизненного опыта, правильно понимала людей. В этом отношении очень показательны ее ранние симпатии к Пьеру, по виду несколько смешному, толстому; сравнение Бориса Друбецкого с узкими длинными часами; ее антипатия к Долохову, который так понравился всем Ростовым. О глубине интуиции Наташи свидетельствуют и ее слова о том, что Николай никогда не женится на Соне.

После смерти князя Андрея Наташа, тяжело пережившая его погибель, . испытывает чувство отчуждения от своей семьи, да и всех людей. Но вот получено известие о смерти Пети. Отчаяние доводит мать почти до безу мия. Наташа видит рыдающего отца, и "что-то страшно больно ударило ее в сердце". Все отчуждение пропадает, она - воплощенное утешение: не отходит от матери ни днем ни ночью. Только человек с большим и красивым сердцем способен запамятовать о собственном беда ради спасения самого родного и близкого существа.

А вот ещё один момент романа, доказывающий красоту и широту души героини. Во час отъезда из Москвы она, проявившая разумный практицизм, сообразительность и ловкость при укладке вещей, узнает об отказе родителей вручить раненым места на подводах. Пожалуй, в первый раз мы видим Наташу Ростову в гневе: "Это гадость! Это мерзость!" Ее лицо изуродовано злобой, она кричит на мать, а поступок - светлый и красивый. И родители соглашаются с дочерью - отдают раненым подводы, а ведь на них могло бы быть вывезено ее будущее приданое.

На мой взгляд, красота Наташи расцвела в замужестве и материнстве. Помните, как, вся одухотворенная радостью, героиня бежит навстречу приехавшему после долгого отсутствия Пьеру? Старая графиня Ростова более того считает, что дочка доводит свою любовь до крайности, что идиотично, но это мнение, по-моему, - результат холодного светского воспитания.

Так, отвечая на вопрос "что есть красота?", я сказала бы: "Посмотрите на Наташу Ростову - естественность, чуткость, одаренность, "ум сердца"".

  1. «Война и мир» как философское произведение.
  2. Внутренняя и внешняя красота,
  3. Положительные и отрицательные герои.
  4. Истинная красота - гармония с собой и миром.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - сложное философское произведение. Автор в произведении затрагивает следующие основные темы: устройство мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе человека, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. С философско-нравственной проблемой истинного и ложного связана тема внутренней красоты человека. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Одни герои, как нетрудно заметить, автору особенно симпатичны, другие, напротив, чужды и неприятны. Интересно, что автор делит своих героев не на положительных и отрицательных, не на хороших и плохих, а на изменяющихся и застывших. К числу первых относятся те персонажи, жизнь которых проходит в постоянном искании правды, в стремлении к добру, в желании приносить пользу другим людям. Так получилось, что самые внутренне красивые толстовские герои не отличаются красотой внешней. Вряд ли это случайно: таким образом, думается, душевная красота, не заслоненная внешней, становится еще заметнее.

Внешняя красота - это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота - это красота души, а это прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Истинная красота - это красота внутренняя, а ложная красота - это внешность, которая так часто бывает обманчива. Истинное и ложное тесно переплетаются друг с другом в романе Толстого.

Истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Кураги-ной и Наташи Ростовой. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины». Единственное, что настораживает в Элен, так это ее улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен - это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А Наташа - это ребенок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеется и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: ей нужны деньги на балы, театры, гостей и многочисленных любовников. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела.

Духовную красоту человека Толстой показывает и на примере Пьера, одного из главных героев романа. Эмоциональный, не умеющий сдерживать и скрывать свои чувства, Пьер очень скоро располагает к себе читателей. В начале романа герой еще молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается в людях. Так, первым серьезным испытанием для Пьера становится женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер намного выше этих людей: вину за случившееся он полностью берет на себя. А после разочарования в масонстве, куда его привело желание быть полезным обществу, после его неудачи в намерениях облегчить положение крепостных крестьян к Пьеру вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким предстает перед нами герой накануне Отечественной войны 1812 года. Толстой далеко не случайно приводит Пьера Безухова на Бородинское поле. Может показаться, что сугубо штатскому и несколько неуклюжему Пьеру здесь не место. Однако голос совести подсказывает ему, что сейчас он должен быть именно здесь, поскольку здесь происходит главное событие, решающее для судьбы нации. Вот это почти инстинктивное, часто до конца не осознанное чувство сопричастности своему народу и есть, пожалуй, главная черта лучших героев Толстого. В поступках Пьера нет никакой «внешней красивости», и порой они кажутся даже нелогичными. Он остается в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, а вместо этого спасает сопливую девочку и красивую армянку. Вознамерившись убить главного врага русского народа, Пьер пытается решить задачу, которая не по силам одному человеку. А вот совершить пускай и не столь эффектный, но такой необходимый добрый поступок - это вполне по плечу герою. Толстой невысоко ценит внешнюю телесную красоту, как будто не доверяет ей. Он хочет донести до читателя свои мысли о том, что физическая привлекательность с годами исчезнет, а внутренняя красота останется в человеке навсегда.

Истинная красота человека - стремление к миру, к гармонии с собой и окружа-ющими людьми. Толстого восхищает духовная сила человека, его способность к 13 самопожертвованию. Внутренняя красота - дар, но этот дар может развить в себе каждый.

"ВОЙНА И МИР"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.
Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.
Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и "разговоры веселее". Два красивых молодых человека, один офицер, другой - студент, Николай Ростов, "невысокий курчавый молодой человек" с открытым выражением лица.
В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку: "Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек", - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает Ростова: "Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?"
И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" - восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения, наступает "момент истины". Ростов осознает невозможность убийства и смерти. "Не может быть, чтобы они хотели убить меня", - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника пистолетом. Он убегает с чувством "зайца, убегающего от собак". Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет "чувство страха за свою счастливую молодую жизнь".
Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил. Автор называет его "простодушным", и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.
Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит верность Соне, которой дал слово.
Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался служению своей семье и хозяйству. "Николай был хозяин простой, - замечает Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь отдельная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие результаты". (Высшая похвала гр. Толстого.)
Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его характера легко угадываются в Константине Левине из "Анны Карениной". Они получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из "Воскресения". Как то так))