Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса. Иоганн (сын) Штраус биография Иоганн штраус младший большая информации биография

Штраусов по осени считают. Сегодня ты не только узнаешь, что Штраус был не один, но и научишься отличать одного Штрауса от другого по характерным приметам.

Семья Штраусов

№1 Иоганн Штраус (отец)

Основатель музыкальной династии Штраус. Обласканный публикой в переносном смысле и поклонницами в буквальном, Штраус-старший был категорически против того, чтобы трое его сыновей занимались музыкой. Он выдирал скрипку из пухленьких рук наследников и приходил в неописуемый гнев, если видел, что те, под видом эротических открыток, прячут под подушкой ноты. Дети, как известно, делают все назло родителям, а потому трое сыновей Штрауса стали знатными композиторами. Штраусу-старшему не оставалось ничего, как рассориться с ними, и уйти от их матери к хозяйке мельницы.



№2 Иоганн Штраус (сын)

Тот самый «король вальса». Нашел в себе силы простить отца - что характерно, уже после его смерти. Даже сыграл на могиле папы «Реквием» Моцарта. Несколько лет прожил в России, где имел роман с русской девушкой. Правда, женился в итоге на соотечественнице, оперной певице с фольклорным именем Йетти.



№3 Йозеф Штраус

Самый меланхоличный из трех братьев. Йозеф едва успевал отбиваться от заказов на выступления, которые на него скидывал старший брат. В конце концов, переутомление сломило Йозефа. Он «подал в отставку» самым эффектным для композитора способом - свалился в оркестровую яму посреди репетиции в Варшаве. Едва его, полуживого, доставили домой в Вену, Йозеф скончался.



№4 Эдуард Штраус

Схема «ну а третий был дурак» сработала не до конца. И публика, и музыкальные критики отмечали, что Эдуард наименее даровитый из всей семьи Штраусов. Зато, что скрывать, самый красивый. И, пожалуй, лучше любого другого дирижера в мире интерпретирует сочинения отца и братьев. Будучи уже в преклонном возрасте, Эдуард «интерпретировал» сочинения отца и братьев в стиле Гоголя: бросил их в печь. Как и его отец (впрочем, как и Гоголь), Эдуард мог бы стать отличным экземпляром для психоанализа.



Отдельные Штраусы

№5 Оскар Штраус

Развивать свое музыкальное дарование Оскару посоветовал Иоганн Штраус (сын). Вообще-то они даже не были однофамильцами, в немецком написании одна буква различается - Strauß и Straus. Оскар Штраус плотно сотрудничал с Голливудом, в частности с Бернардом Шоу.



№6 Рихард Штраус

Автор симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» - смотри «2001: Космическую Одиссею» Кубрика и слушай передачу «Что? Где? Когда?». Борец с Третьим Рейхом, защитник евреев и друг Стефана Цвейга. Славился партитурами, на фоне которых итальянцы и французы со своими Баттерфляями и Карменами казались детскими частушками.

У меня лично с Рихардом Штраусом связана милейшая история. Одним холодным апрельским днем я попала в полупустой зал Мариинского театра. Давали оперу «Женщина без тени» этого самого Штрауса. Давали, как нынче принято, в современной постановке. И вот, главный герой, красильщик тканей, отправляясь на рынок, сообщает жене о том, что пойдет пешком. Как и водится в опере, делает он это добрых 15 минут. Он поет: «Пойду пешком, поберегу осла!». Жена красильщика вторит: «Иди пешком, побереги осла!» Когда оба, наконец, укрепляются в мысли, что красильщик пойдет пешком и тем самым побережет осла, красильщик садится в машину, припаркованную прямо на сцене, и уезжает. Потому что, хоть постановка и современная, оригинальное либретто еще никто не отменял. Легкомысленных тебе выходных, Читатель!



Иоганн Штраус (сын) (Johann Straus Jr., 1825–99) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70 дирижёр венских придворных балов.

Штраус - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта, К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба - 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др.

Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) - автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) - автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра - вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

, Австро-Венгрия

Иоганн Штраус-сын (25 октября 1825, Вена - 3 июня 1899, Вена) - австрийский композитор, дирижёр и скрипач, признанный «король вальса», автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.

Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720-1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Двое из четырёх братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.

Мальчик учился играть на скрипке тайком от отца, который хотел видеть сына банкиром и устраивал яростные скандалы, когда заставал сына со скрипкой в руках. Однако при помощи матери Иоганн-младший продолжал тайком совершенствоваться в музыке. Отец вскоре отдал Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом. В 1844 году Иоганн-младший закончил своё музыкальное образование у известных педагогов, которые дали ему блестящие рекомендации (для получения лицензии на профессию). Когда он всё-таки решился и обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром, мать, опасаясь, что Иоганн-старший воспрепятствует выдаче лицензии, подала на развод по причине многолетних измен мужа. Штраус-старший в ответ лишил детей от Анны наследства, отписав всё своё состояние детям своей любовницы Эмилии Трампуш. Вскоре после регистрации развода он женился на Эмилии официально, у них к этому времени было уже семеро детей.

Избавиться от поклонников также трудно, как и вытереть пыль на рояле - тут же накапливается снова!

Штраус Иоганн (сын)

Вскоре Штраусу удаётся набрать небольшой собственный оркестр, и он с успехом выступает в венском казино Доммайера. Репертуар оркестра в значительной степени состоял из его собственных произведений. Первое время сильно мешала зависть со стороны влиятельного отца, который заносил в чёрный список те заведения, где выступал сын, не допускал его на придворные балы и на другие престижные мероприятия, которые считал своей вотчиной. Но, вопреки всем усилиям отца и благодаря почитателям таланта Иоганна-младшего его назначили капельмейстером военного оркестра второго полка гражданской милиции (отец был руководителем оркестра первого полка).

Ещё больше углубила конфликт отца с сыном революция 1848 года. Штраус-старший поддержал монархию и написал верноподданнический «Марш Радецкого». Штраус-младший в дни революции играл «Марсельезу» и сам написал ряд революционных маршей и вальсов. После подавления революции его привлекли к суду, но в конце концов оправдали.

1849: Штраус-старший умер от скарлатины. Иоганн на могиле отца сыграл «Реквием» Моцарта, посвятил памяти отца вальс «Эолова арфа» и издал за свой счёт полное собрание сочинений отца. Отцовский оркестр решил присоединиться к музыкантам сына, и объединённый оркестр отправляется на гастроли по Австрии, Польше, Германии. Всюду он имел огромный успех.

Чтобы наладить отношения с новым императором Францем-Иосифом I, Штраус посвящает ему два марша. Вскоре ему передают все отцовские полномочия на придворных балах и концертах (1852). Приглашений так много, что он нередко отправляет вместо себя одного из братьев. В отличие от отца, он никому не завидовал и шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

1856: первые гастроли Штрауса в России. Он стал постоянным дирижёром летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом (22 тысячи рублей за сезон). В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьёзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской, но родители Ольги воспрепятствовали их браку. Этому роману были посвящены советский фильм «Прощание с Петербургом» и книга Айгнера «Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская. 100 писем о любви».

В 1862 году Штраус, после сообщения Ольги о своей свадьбе с русским офицером, женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz ). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.

Конец 1860-х - начало 1870-х годов: расцвет штраусовского гения. В этот период он создаёт свои лучшие вальсы: «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868), лучшие оперетты.

1870: Штраус отказывается от придворных обязанностей (передаёт их брату Эдуарду) и посвящает себя оперетте. Неожиданно, в возрасте 43 лет умирает брат Йозеф.

В 1870-е годы оркестр Штрауса гастролирует по Великобритании, Франции, США. На Бостонском музыкальном фестивале Штраус ставит мировой рекорд, управляя оркестром более чем из 1000 музыкантов. В 1871 году по совету Оффенбаха Штраус пишет свою первую оперетту \"Индиго и сорок разбойников\", хорошо принятую публикой. Всего он написал 15 оперетт.

1874: новая оперетта «Летучая мышь» поначалу большой популярности не имеет, но всё же многие годы не сходила со сцены венских театров. Триумфальный успех приходит спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).

1878: после смерти Йетти Штраус женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распадается. В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году. Штраус посвятил жене вальс «Адель». Их совместная жизнь сложилась удачно. Несмотря на три брака, своих детей у Штрауса не было.

1880: Штраус едет в Париж проводить в последний путь Оффенбаха.

1885: новый шедевр: оперетта «Цыганский барон», по сюжету повести «Саффи» Мора Йокаи. Музыка оперетты наполнена отчётливым венгерским колоритом. Это самая «оперная» из оперетт Штрауса.

1895: 70-летие Штрауса отмечает вся Европа.

Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился. Штраус скончался в Вене в возрасте 73 лет от пневмонии, не успев закончить балет «Золушка». Завершил работу над балетом в следующем году Йозеф Байер. Штраус был похоронен на Центральном кладбище Вены.

Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.

После смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.

Творчество

За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.

Оперетты и другие театральные постановки

  • Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
  • Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
  • Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
  • Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
  • Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
  • Жмурки (Blindekuh, 1878)
  • Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
  • Весёлая война (Der lustige Krieg, 1881)
  • Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
  • Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
  • Симплициус (Simplicius. 1887)
  • Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
  • Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
  • Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
  • Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
  • Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
  • Золушка (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно)
  • Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)

Знаменитые вальсы

  • Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
  • Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
  • На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
  • Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
  • Сказки Венского леса (G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
  • Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
  • Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
  • Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
  • Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
  • Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
  • Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
  • Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
  • Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
  • Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
  • Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
  • Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)

Музыка Штрауса в кино

  • Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna , 1934) режиссёра Альфреда Хичкока. Фильм рассказывает о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего.
  • Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящён популярный американский фильм «Большой вальс» (1938 год). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
  • Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссёром Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
  • Вальс \"Венская кровь\" (Wiener Blut) был использован в мультфильме \"Про мышонка Иоганна\", а также в саундтреке к фильму Гая Ричи \"Шерлок Холмс. Игра теней\" (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
  • Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР) рассказывает о пребывании Штрауса в России.

25 октября 1825 года в семье скрипача и руководителя оркестра Штрауса родился мальчик, получивший имя отца – Иоганн. Прежде чем стать скрипачом, отец Иоганна перепробовал много профессий, но оказалось, что именно музыкальное поприще позволяет ему зарабатывать достаточно даже для содержания семьи. Когда Штраус-старший женился, он начал сочинять музыку самостоятельно, ведь спрос на увеселения среди богачей Вены был высок, а праздники сменяли один другой. Через некоторое время Штраус-старший стал не просто знаменит, а получил в народе заслуженный титул «король вальса». Со своим оркестром он много гастролировал по Европе, выступал в Париже, Берлине, Брюсселе и даже в Лондоне. По свидетельству современников вальсы Штрауса-отца буквально околдовывали публику, и даже такие выдающиеся композиторы, как Берлиоз и Лист, почитали за честь выразить ему восхищение.

Иоганна, своего старшего сына, Штраус-старший решил сделать коммерсантом. Второму же сыну, Йозефу, уготована была военная служба. Мальчики не возражали, и поначалу ничто не предвещало проблем, однако через какое-то время стало ясно, что сыновьям гораздо ближе не предопределенные отцом занятия, а музыка. Штраус-отец был буквально взбешен этим, и лишь матери мальчиков, Анне Штраус, удалось как-то успокоить его и добиться согласия разрешить сыновьям играть на рояле. Отец успокоил себя тем, что без этого умения нельзя считать законченным светское образование.

Тем временем старший сын, Иоганн, настолько овладел игрой, что буквально поражал знакомых и друзей своими смелыми импровизациями. А тут еще выяснилось, что он давно уже тайно занимается игрой на скрипке, к тому же учителем мальчика оказался Франц Амон, лучший скрипач-виртуоз оркестра Штрауса-отца, а оплачивал мальчик уроки, сам занимаясь репетиторством с соседскими детьми портного. Ничего удивительного в этом не было – все дети Штраусов росли в музыкальной атмосфере, ведь отец часто репетировал со своим оркестром дома.

Но по большому счету Штрауса-отца семейные неурядицы не волновали – он всерьез увлекся Эмилией Трампбуш, юной модисткой и своей поклонницей. Когда Иоганну исполнилось восемнадцать лет, его отец покинул семью, и перед Штраусом-младшим встала большая проблема – содержание многочисленных братьев и сестер. Несмотря на занятость – юноша давал частные уроки – он с увлечением совершенствовал игру на скрипке у Кельмана, репетировавшего балет оперного театра Вены, и у лучшего преподавателя консерватории Гофмада. Мать всячески поддерживала Иоганна. Ей казалось, что сын сможет превзойти отца на музыкальном поприще. Позже выяснилось, что Анна Штраус, словно реликвию, хранила первый написанный Иоганном вальс – тогда мальчику было всего шесть лет.

Еще одним строгим учителем Иоганна стал церковный капельмейстер, аббат Дрехслер, большой знаток гармонии и контрапункта. Он настаивал на том, чтобы начинающий композитор писал духовные произведения, и надо сказать, Иоганн столь преуспел в этом деле, что одна из его кантат была исполнена публично в одной из венских церквей. Для того чтобы стимулировать в Иоганне желание сочинять именно церковную музыку, Дрехслер разрешил ему репетировать свои произведения на органе и скрипке в церкви, где был регентом. Но однажды в пустой церкви аббат услышал, что его ученик играет на органе вальс…

Светская музыка, конечно же, была ближе Иоганну, и он давно уже твердо решил для себя возглавить танцевальную капеллу и исполнять музыку собственного сочинения. Дело встало лишь за тем, чтобы найти квалифицированных и достойных музыкантов – ведь оркестр Иоганна должен был вступить в конкуренцию с отцовским. И вот в октябре 1844 года на афишных тумбах и в газетах появились сообщения о концерте оркестра под управлением Иоганна Штрауса-младшего. Это буквально поразило Вену – еще один Штраус смело заявил о собственной музыке! Интрига была в том, что Штраусу-отцу едва исполнилось сорок лет, его творчество востребовано, а слава общеизвестна. Неужто девятнадцатилетний мальчик сможет превзойти успех отца?

Иоганн Штраус-младший, наконец, оформил в магистрате Вены официальные документы на право зарабатывать дирижированием, и 15 октября 1844 года в казино, расположенном неподалеку от Вены зазвучала музыка молодого композитора. Это выступление стало для публики Вены настоящей сенсацией. С одной стороны младший Штраус выступал как конкурент отцу, но с другой его музыка разительно отличалась от выступлений Штрауса-старшего. Утренние газеты вышли с заголовками, которые отец Иоганна воспринял как издевательство: «Вечер добрый, Штраус-отец! Утро доброе, Штраус-сын!» Немудрено, что Штраус-старший пришел в ярость и, вместо того чтобы поддержать сына, начал активно отбивать у него «музыкальный хлеб». Говоря современным языком, отец захватил буквально весь концертный «рынок» Вены. Его сыну осталось лишь две лазейки, причем весьма непрезентабельные – кафе и казино. Для полноты картины старший Штраус затеял процесс по разводу с женой, и возмущенный Иоганн не смог удержаться от нападок в прессе на отца, что и вышло ему боком – папа задействовал все свои связи, выиграл процесс в суде и оставил первую семью (семерых детей) без наследства и средств к существованию. Выиграл он и бой на сценических подмостках – сын вместе со своим оркестром влачил жалкую жизнь, да еще и попал на заметку полиции, как человек легкомысленный, расточительный и безнравственный.

В 1848 году начались революционные выступления народа, и Иоганн-младший не угадал конъюнктуру, создав яркие, зовущие к борьбе музыкальные произведения и даже написав «Марш восставших». Люди называли эту музыку «венской Марсельезой». Но восстание в Вене было жестоко подавлено, а власть хорошо запомнила пристрастия Иоганна-младшего во время революции – долгое время его вальсы не звучали на балах у императора, да и приглашать его к себе многие просто опасались. В то же время Штраус-старший правильно определил сильную сторону, но зато потерял популярность своей музыки в народе. В 1849 году, осенью, он заболел страшным тогда заболеванием – скарлатиной – и 25 сентября умер. Похороны Штрауса-отца стали в Вене грандиозным событием, но его оркестр остался без руководителя. По настоянию Франца Амона, друга семьи Штраусов, на место руководителя пригласили Иоганна-младшего. Для того чтобы уговорить его, все музыканты пришли к Иоганну и торжественно вручили дирижерскую палочку его отца. В 1852 году оркестр Штрауса вновь пошел в гору, и его стали приглашать ко двору молодого императора.

Повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность очень скоро сказалась на здоровье молодого музыканта. В двадцать восемь лет он начал чувствовать себя столь плохо, что местные светила медицины поставили ему понятный всем диагноз – крайнее переутомление. На период болезни брата управлением оркестра занялся его брат Йозеф, но очень быстро заболел и он. Пришло время младшего брата – Эдуарда Штрауса. Подобная смена руководителей оркестра сделала всю семью Штраусов кумирами Вены. Сатирические листки и фельетоны именовали семью не иначе как «фирмой» и утверждали, что Штраусы торгуют музыкой в розницу и оптом. Правда, все венцы признавали первенство Иоганна – как дирижер и композитор он был на голову выше своих братьев.

Первые сочинения Иоганна Штрауса-младшего очень сильно напоминали вальсы его отца в период расцвета творчества. Но в скором времени у Иоганна возникло ощущение, что рамки венского вальса изжили себя и буквально сдерживают полет музыкальной фантазии. И когда молодой композитор взялся за работу над новым венским вальсом, он создал мелодию совершенно иного, оригинального типа. Фактически Штраус удвоил объем, изменив саму форму танца. Классические восемь и шестнадцать тактов вальса он переконструировал в шестнадцать и тридцать два. Музыка в произведениях Штрауса начала звучать совершенно иначе, став более полнокровной и логически завершенной. Благодаря Штраусу танцевальная музыка выросла в самостоятельный жанр и стала достоянием не только бальных залов, но и концертной эстрады.

Летом в 1854 году Иоганн Штраус получил деловое предложение, от которого не смог отказаться – его пригласили исполнять свою музыку в зале роскошного Павловского вокзала и на территории дворцов императора и великого князя. Сделано это было для повышения имиджа железных дорог, особенно новой линии, связавшей Петербург с Павловском и Царским Селом. Предложенный гонорар – двадцать две тысячи за сезон – был столь высок, что Штраус дал свое согласие. 18 мая 1856 года оркестр Штрауса приступил к покорению России. Публика мгновенно оценила польки и вальсы Штрауса, а его концерты посещали император и члены его семьи.

Пять лет Штраус выступал в России и за это время даже пережил страстную любовь к русской барышне – Ольге Смирнитской. Он познакомился с ней летом 1858 года и был очарован внутренней красотой этой стройной и серьезной девушки. Однако родители Ольги высказались против подобного жениха, и Штраусу оставалось только посвящать любимой свою великолепную музыку. В 1862 году Иоганну стало известно из письма любимой, что она выходит замуж за русского офицера. В конце лета того же года Штраус женился и сам – на Генриетте Халупецкой, оперной певице, очень похожей внешне на Ольгу Смирнитскую. Жена Штрауса была на семь лет старше и уже имела весьма обширный опыт – семь детей, рожденных вне брака от разных мужчин. Правда, это не помешало Генриетте превратиться не только в возлюбленную Штрауса, но также стать его секретаршей, музой, деловой советчицей, импресарио, а когда нужно – и сиделкой. Брак стал счастливым.

Период конца шестидесятых и начала семидесятых годов XIX века стал исключительно плодотворным для творчества Штрауса. Он создал такие знаменитейшие вальсы, как «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», выразив в музыке саму душу Вены. Нежная и честолюбивая жена подвигла Штрауса на написание оперетт, о чем в 1870 году сообщили венские газеты. В том же году Штраус отказался от дирижерской должности, отдав ее младшему брату Эдуарду. Летом 1870 года скончался Йозеф Штраус. Незадолго до этого двое братьев Штраусов, Йозеф и Иоганн, с успехом выступали в России.

Первая оперетта Штрауса «Индиго и сорок разбойников» была с восторгом принята венской публикой. Немалый успех пришелся и на вторую – «Карнавал в Риме». Но истинный триумф подарила композитору его «Летучая мышь», исполненная на сцене в 1874 году. Эта работа вознесла Штрауса на музыкальный Олимп, дав ему признание по всему миру. Штраус продолжал лихорадочно писать музыку – его обуревал страх, что столь благосклонная сейчас муза может вдруг покинуть его, лишив возможности создавать новые прекрасные произведения. Он дает гастроли в разных странах и с огромным успехом выступает в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже, Бостоне и Нью-Йорке. Жизнь в бедности наконец-то осталась позади, и Штраус строит в Вене собственный дом, купаясь в роскоши, но постоянно оставаясь недовольным самим собой в творческой жизни.

В конце семидесятых годов Штраус потерял свою жену и верного друга – Генриетта умерла. Всю свою жизнь Штраус ощущал непреодолимое отвращение и страх перед лицом смерти. Он упросил близких заняться хлопотами по поводу похорон, а сам уехал в Италию. Вернувшись из-за границы, Иоганн познакомился с Ангелиной Дитрих, немецкой певицей, и через короткое время женился. Ангелина была молода, эффектна, искушена в интригах и любовных утехах, но совершенно бездарна как актриса. Дело кончилось тем, что она сошлась с другом Штрауса, Штейнером, и уехала с ним.

Лишь упорная работа помогла Штраусу пережить это предательство любимой женщины. Следующая работа Штрауса, «Кружевной платок королевы», была поставлена в театре «Ан дер Вин» 1 октября 1880 года. Оперетта дала такие сборы, каких театр не знал многие годы. Очередным успехом в творчестве композитора стала в 1881 году оперетта «Веселая вдова». В это же время Штраус увлекся вдовой банкира Антона Штрауса, своего однофамильца и друга, – Аделью. Адель по национальности была еврейкой и католическое венчание не признавала, так же как и не видела причин переходить в христианскую веру. Пришлось самому Штраусу принять германское гражданство и стать протестантом-евангелистом, чтобы обвенчаться с любимой. Брак оформили только в 1887 году. На этот раз выбор композитора был удачным. Тем не менее, три его брака не принесли ему ни одного наследника.

Перед самым шестидесятилетием Штраус увидел на сцене свою оперетту «Цыганский барон». Произошло это 24 октября 1885 года и стало незабываемым событием для всех ценителей музыки. Возможно, что появилась бы и опера Штрауса, но от этого шага композитора отговорил близкий друг, Брамс. «Цыганский барон» стал вершиной творчества Штрауса, а вот новая оперетта композитора «Венская кровь» была принята публикой без восторга, выдержав всего несколько представлений. Однако популярности Штрауса это не умалило – в октябрьские дни 1894 года практически вся Вена танцевала, отмечая пятьдесят лет славной дирижерской деятельности своего кумира – короля вальсов Иоганна Штрауса, а год спустя праздновала семидесятилетие композитора.

В последние годы жизни Штраус отказался от концертов и почти не покидал своего дома. Лишь один раз, в день празднования двадцать пятой годовщины выхода на сцену «Летучей мыши», он согласился дирижировать во время исполнения увертюры. По пути домой из театра Штраус простудился и заболел пневмонией. Злую шутку сыграл и возраст композитора – справиться с болезнью Штраус не сумел. Семидесятитрехлетний музыкальный гений умер 3 июня 1899 года в своем венском доме, не успев завершить музыку к балету «Золушка».

Иоганна Штрауса хоронила вся Вена. Люди оплакивали великого человека, создавшего потрясающую музыку, и еще не знали, что его имя переживет века.

Согласнократкой биографии Иоганна Штрауса, композитор родился в 1825 году в Вене в семье известного композитора. Иоганн Штраус – старший не поощрял музыкальных увлечений младшего сына (кроме Иоганна – младшего, в семье было еще трое сыновей). Он хотел видеть его банкиром. Но, в тайне от отца, будущий композитор учился в музыкальной школе по классу скрипки, а по окончании обучения получил блестящие рекомендации от преподавателей.

Начало профессиональной деятельности

В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром. Мать молодого человека, боясь того, что отец, Иоганн -старший, будет всячески препятствовать выдаче лицензии, развелась с ним. После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода – второй жены).

Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером военного оркестра.

В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший – революцию.

В 1849 году отец умер, исын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.

Пик карьеры

С 1852 года, после того как молодой композитор примирился с императором Франц-Иосифом, Штраус стал официальным придворным композитором. В его работе ему часто помогали братья, с которыми он был в прекрасных отношениях.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, так как был приглашен на должность постоянного дирижера при Павловском вокзале, в г. Павловске.

60-70 года – пик творчества композитора. Он написал лучшие свои произведения – «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», музыкальное содержание которых можно считать поистине патриотическим. В 70-ых годах он отказался от должности придворного композитора (передал полномочия брату) и отправился на гастроли по Франции, Великобритании и США. В это же время он начал писать оперетты. С 1874 по 1895 год он создаст свои лучшие произведения: «Летучая мышь», «Цыганский барон» и другие. В 1895 году композитор отмечал свое 70-летие с размахом. Поздравить его желали все ярчайшие представители европейской аристократии и богемы.

Смерть

Композитор умер в 1899 году (в 73 года) от пневмонии. Похоронен в Вене.

Личная жизнь

Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.

В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.

Другие варианты биографии

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.