"зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов". Времена года (зима) в произведениях русских и зарубежных композиторов Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Внеклассное мероприятие по теме:

"Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов"

Цель: воспитание любви к родной природе на произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Задачи: познакомить с произведениями русских поэтов, с репродукциями картин русских художников, с музыкой русских композиторов;

    формировать представление об использовании художественных средств и приёмов при описании природы;

    прививать эстетический вкус;

    развивать речь учащихся;

Оборудование: портреты поэтов; репродукции картин русских художников; музыкальное произведение П. И. Чайковского "Времена года"; компьютерная презентация.

Ход мероприятия.

Вед. Здравствуйте, ребята! Тема нашего мероприятия "Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов".

Чтение стихотворения Ивана Саввича Никитина "Встреча зимы".

Встреча зимы.

Здравствуй, гостья - зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Вед. Сошлись как-то вместе три зимних месяца, три волшебника-живописца: Декабрь, Январь, Февраль. Сошлись, да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: "Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас."



Согласилось солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело. Первым вызвался написать картину Декабрь. Растянул Декабрь по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасил.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Декабрь по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сам поглядывает по сторонам - то тут, то там волшебную картину исправит.

Вед. Зима заворожила многих художников. Игорь Грабарь тоже писал много картин о ней. И среди них "Зимний пейзаж"(демонстрируется репродукция картины И. Грабаря "Зимний пейзаж").

В
ед.
Ребята, а что такое пейзаж? Пейзаж - это вид какой - нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу. Пейзаж можно нарисовать или написать. Художники при помощи кисти и красок показывают необычайную красоту природы, а поэты словесно описывают её.


Художники - искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушными. В своей картине

"Первый снег" (демонстрируется репродукция картины) Аркадий Пластов смог показать радость детей, увидевших первый снег. Снег плавно кружится в воздухе и падает на землю, укрывая её тёплым одеялом. Как будто тихим голосом поёт песню: "Спи, земля, ты, наверно, устала - щедрым осенью был урожай! Спи теперь до весны, отдыхай."

Вспомним стихотворения Ивана Захаровича Сурикова "Зима" и Афанасия Афанасьевича Фета "Мама! Глянь-ка из окошка-.." созвучные этой картине.

Чтение стихотворения И. Сурикова "Зима"

Зима.

Белый снег пушистый


В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И наутро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес - что шапкой

Принакрылся чудной


И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Чтение стихотворения А. Фета "Мама! Глянь-ка из окошка - ..."

* * *


Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одела,

Посветлело, побелело, -

Видно, есть мороз.

Неколючий, светло-синий

По ветвям развешан иней, -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, - скорей гулять!"

Вед. А теперь послушайте, как нарисовал Декабрь Пётр Ильич Чайковский в своём произведении "Времена года".

Звучит музыка.

Вед. Говорят декабрь - пора хмурого неба. В народе существуют приметные дни этого месяца.

25 декабря - Спиридон Солнцеворот. Солнце поворачивается на лето, а медведь в берлоге переворачивается на другой бок.

Вед. Вторым начал рисовать зимние картины Январь. Заглянул он в лес. "Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!" - сказал Январь.

Обрядил он сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучил им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надел. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

Чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "Чародейкою Зимою..."

*
* *

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -


Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


Вед. Ребята, не только поэты писали о зиме, но и прозаики. Вашему вниманию предлагаем отрывок из произведения Ивана Сергеевич Соколова-Микитова "Зима вьюжная".

Чтение отрывка.

Зима вьюжная.

(Отрывок.)

Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал - никому таких не вырисовать.

Ай да Мороз!

Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отряхнёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые - золотая озимь.

Утром затопят печи, а Мороз тут как тут - замороженными столбами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.

Ай да Мороз!

Вед. Такой домик на окраине деревни демонстрирует нам в своей картине Владимир Серов "Солнечный день" (на экране появляется репродукция картины).

Вед. Пусть он небольшой, сероватого цвета. Его украшают белоснежные сугробы, стройные стволы высоких берёз, убелённых серебристым инеем. Видны чьи-то следы. Кругом тишина. Так и хочется погреться в этом уютном сельском домике. Ещё бы, потрескивают дрова в печи, пахнет свежим хлебом, молоком.

Вед. Послушайте композицию П. И. Чайковского "Январь".

Вед. В народе говорят: "Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт".

Январь - месяц праздников и забав.

Чтение стихотворения Александра Александровича Блока "Ветхая избушка".

Ветхая избушка.



Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,


Звонко раздаются

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят, -

По домам пора!

Вед. Ребята, а какие зимние забавы знаете вы?

На экране появляется репродукция Федота Сычкова "Зимние игры".


Вед. Обиднее всего показалось Январю, что даже малые ребятишки и те его не боятся. Катаются себе на салазках, в снежки играют, лепят из снега, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приходи-ка пособить." Щипнёт Январь со злости одного ребёнка за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Никто не боится старика Января.

Вед. Послушайте ещё одно стихотворение С. А. Есенина о зиме.

Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина "Пороша".

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Вед. А вот как Владимир Серов рисует в зимний вечер поездку на тройках (на экране появляется репродукция картины В. Серова "Святки. Поездка на тройках"). Глядя на картину, невольно заражаешься этим весельем в святки, кажется, что снег бьёт нам по щекам, чувствуется прохладный морозный воздух, слышится ржание лошадей. Кругом огромные бело-голубые сугробы. Так и хочется сесть в сани и помчатся по широкому белому полю.

В январе, как было сказано, много праздников.

7 января - Рождество. Если в этот день высокие сугробы, то это к хорошему году, если оттепель, то это к ранней и тёплой весне.


25 января - Татьянин день. Если в этот день проглянет солнышко - к раннему прилёту птиц, снег - лето дождливое.

Вед. Вот и пришло время рисовать картину Февралю. Идёт Февраль: всё кругом - и кусты и деревья - завалено снегом. Под его тяжестью молодые деревца согнулись в дугу, белыми арками перекинулись через тропинку. Под такой аркой надо пробираться с опаской, чтобы не задеть за неё, иначе на вас обрушится вся масса снега.

Февраль в народе называют вьюговеем.

Ч
тение прозы Георгия Алексеевича Скребицкого "Февраль" (отрывок).

Февраль.

(Отрывок.)

Что за пурга на дворе! Идёт снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, - видно, хочет высыпать на поля, на леса весь свой остаток снега. Сыплет и сыплет его вот уже третьи сутки. Всю деревню укрыла снегом до самых крыш. Попробуй-ка отгреби его от домов, от сараев, от скотного двора! Видно, недаром в народе давно подметили, что февраль - самый снежный, самый метельный месяц.

Вед. Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Чтение стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Метель".

Метель.

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзки и ели...


Месяц меж тучек над полем сияет, -

Бледная тень набегает и тает...

Мнится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,

Тихо разносится скрип колыбели...

Месяца свет в темноте серебрится, -

В мёрзлые стёкла по лавкам струится...

Мнится мне ночью: меж сучьев берёз

Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Вед. Давайте послушаем, каким увидел Февраль в своём музыкальном произведении П.И. Чайковский.

Звучит музыкальное произведение.

Вед. Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом. На своей картине Игорь Грабарь изображает чудесный февральский день (демонстрируется репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь"). В природе творится нечто необычное. Она празднует какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Всё засыпано снегом. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты зимнего пейзажа

Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина "Поёт зима - аукает,.."

* * *


Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучится по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Вед. А всё-таки, как ни бушует зима, ей недолго осталось хозяйничать в наших краях. Даже в воздухе уже чувствуется приближение весны. И солнышко начинает слегка пригревать.

В феврале тоже есть свои приметы.

Так и трудятся по очереди три волшебника-живописца: Декабрь, Январь и Февраль. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше.

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Итак, друзья мои, хочется сделать вывод: зима - прекрасное время года, ведь не зря великие поэты, художники, композиторы создали музыкальные шедевры, художественные полотна и посвятили прекрасные стихи этой поре года. Нам с вами остаётся наслаждаться этими стихами, полотнами, музыкой и этим временем года.

Наталья Рагулина
Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи :

o Приобщать детей к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

o Обогащать музыкальные впечатления , способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры .

o Ввести дошкольников в образный мир музыки , показать возможность отражения в нем мира природы;

o Помочь дошкольникам почувствовать музыку природы , внутренним зрением увидеть природу в музыке ;

o Воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

Материал : компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А. Вивальди “Зима” , П. Чайковского «Зимнее утро» , С. Прокофьев «Утро» , музыкальный центр , репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Белая зима . Грачиные гнезда» , выставка детских работ.

(ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ И САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ЗВУЧИТ ЕЛЕ СЛЫШНО МУЗЫКА С . Прокофьева «Утро» . На фоне музыки читается стихотворение.)

Муз. рук.: Утром кот

Принес на лапах.

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, новый

Над головой.

Платок пуховый

Расстелить над мостовой,

Он белеет

Вдоль заборов,

Прикорнул на фонаре.

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Муз. рук.: Ребята, а скажите о каком времени года пойдет рассказ?

Дети : Зима .

Муз. рук.: Правильно ребята, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, какая бывает зима ?

(ответы детей )

Муз. рук.: Молодцы ребята. «Зима » это удивительное время года, сказочное и волшебное. И самое главное зимой наступает Новый год и Рождество! Про это время года художники пишут картины, поэты и писатели сочиняют стихи и рассказы. А мы сейчас попадем в волшебное царство музыки , которое расскажет нам о волшебном времени года о «Зиме» . Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то вас ласково встречает солнышко, но бывает и такое злится метель… Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу П . И. Чайковского «Зимнее утро» . Послушайте и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру .

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» ).

После прослушивания ответы детей .

Муз. рук.: Правильно ребята, когда мы слушаем пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» , возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, то жалобно. (исполняются фрагменты пьесы) . Прослушайте отрывок стихотворения к этой пьесе С. Есенина.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И жмутся по плотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Муз. рук.: А теперь мы послушаем произведение замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» . Эти концерты имеют название : «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Зима » . Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из трех частей концерта «зима » . Какая зима видится вам при этих звуках.

(прослушивание концерта Антонио Вивальди «Зима » ) .

Дети : Красивая, сверкают снежинки.

Муз. рук.: А какая музыка по характеру ?

Дети : Нежная, светлая.

Муз. рук.: Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно и задушевно поют скрипки. У русского поэта И. Сурикова есть стихотворение о белом пушистом снеге.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала .

(Исполняется пьеса фрагментами) .

Но вот мы с вами прослушали две пьесы разные по характеру. Как наша зима . Зима может быть и суровой и теплой.

А давайте вспомним, как мы весело умеем играть в снежки. Приготовили свои ручки.

Музыкальная разминка

Снежные комья летят и мелькают.

Снежные комья лицо залепляют.

Снежные комья глаза нам слепят.

Снежные комья нас веселят.

Муз. рук.: но вот ребята мы с вами прослушали, как описывают зиму великие композиторы, а теперь обратите внимание на картины художников и посмотрите как они рисовали (писали) «зиму» .

(идет описание картин) .

Муз. рук.: а теперь ребята мы с вами перейдем к конкурсу чтецов. У нас ребята подготовили стихотворение о зиме. Давайте внимательно послушаем и выберем с вами того кто выразительно прочтет стихотворение о зиме, а поможет нам этом наше замечательное жури. Поприветствуем наших участников.

(выступление конкурсантов)

Муз. рук.: Ребята наши конкурсанты выступили, жюри подведет итоги и назовет нам наших победителей.

(Награждение)

Муз. рук.: Дорогие ребята, наша музыкальная гостиная посвященная замечательному и волшебному времени года зиме закрывается. До новых встреч!

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …