Дворец графа шереметьева. Усадьба «Останкино» — загородная резиденция «русского Креза. Описание дворца Останкинского комплекса

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49"29.8"N 37°36"53.1"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.). Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь. С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы. Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне. Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна. Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых. Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г. им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий. А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания. С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию , и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными. Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм. Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева. Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль. В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий. Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными. Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских. Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку "Миловзор" и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр. Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет. На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова. Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер. Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова. Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы
"Московский музей-усадьба Останкино".

Музей – усадьба «Останкино» для меня не только историческое место, но и родное для нашей семьи. В этом музее когда-то познакомились мои родители, потому что бабушки с детства водили их в Останкинский парк: гуляли по территории, рассматривали экспозиции дворца, прикасались к шахматному полу в одном из залов, ели пончики.
Не удивительно, что когда я родилась и подросла, родители тоже привели меня в музей – усадьбу «Останкино».
В этой усадьбе, мне кажется, я знаю все и, тем не менее, обожаю посещать музей и слушать удивительные истории. Я не устаю ходить по залам музея, рассматривать картины, слушать о театре графа Шереметева.
У нас появились огромные возможности получить дополнительную информацию об этом уникальном музее. Вот уж мне было раздолье. Мне хотелось знать больше и больше.
Я люблю музей – усадьбу Останкино, чувствую себя там очень комфортно. Мне кажется оно одним их самых интересных мест нашего города.
Когда я узнала, что проводится конкурс «Я узнаю Москву», сразу решила участвовать в нем и всем рассказать о любимом месте - музее – усадьбе «Останкино».

Историческая справка.
Дворец.
Усадьба Останкино представляет собой музей, в котором можно окунуться в историю жизни и быта графов Шереметевых.
В 16 веке усадьба принадлежала дьяку Василию Щелкалову, который был у царя хранителем печати. В 1584 году Щелкалов уже имел деревню Останкино с боярскими хоромами, садом, озером и деревянной церковью.
В годы Смуты почти все было уничтожено, сохранилось лишь озеро. Позднее, в 1601 году, владельцем этого имения стал князь А. М. Черкасский, при котором здесь были устроены жилые хоромы, высажены дубовые рощи и была сооружена дошедшая до наших дней прекрасная каменная Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы). Зодчим храма был крепостной мастер Павел Потехин.
Граф Петр Шереметев получил Останкино в качестве приданного, когда женился на дочери канцлера Российской империи Варваре Алексеевне Черкасской.
При Петре Шереметеве в поместье появились аллеи и сад. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.
Но основной этап развития истории усадьбы Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметеве. Именно при графе Шереметеве приобрела свой неповторимый облик усадьба Останкино.
Он был истинным ценителем и знатоком искусств, образованнейшим человеком того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Интересно был устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.
Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г.
В проектных и строительных работах принимали участие знаменитые архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренн, И. Старов, а также архитектор И. Аргунов.
Н. П. Шереметев собрал коллекцию картин, скульптур и гравюр, но все свободное время посвящал музыке и театру. Это его увлечение создало все предпосылки для создания в Останкине одного из лучших крепостных театров не только в Москве, но и во всей России. В труппе Останкинского театра, сложившейся в 70-е гг. 18 в., было много талантливых актеров, среди них крепостная актриса, оперная певица Прасковья Ковалева, возлюбленная графа с которой он был тайно обвенчан и для которой был построен дворец, вырыт каскад прудов и разбит парк.
В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы и которое считалось одной из лучших усадеб в Москве.
После смерти родителей владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С первой половины 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий.
Во время Октябрьской революции Останкино было национализировано, в 1918 г. усадьба была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.
В настоящее время дворец закрыт на реставрацию до декабря 2016года.

Храм Живоначальной Троицы /Троицкая церковь. /

В 1584 году дьяк Василий Щелкалов построил боярский дом, посадил рощу, устроил пруд и заложил деревянную церковь, которая была утрачена.
Став владельцем усадьбы, князь Михаил Яковлевич Черкасский, подал челобитную на имя Патриарха Иоакима. Получив Благословенную грамоту на сооружение, с 1677 года по 1683 год на месте ранее стоявшей деревянной, была построена церковь Живоначальной Троицы, которая считается одной из самых старых зданий, находящихся в этом месте. Зодчим храма предположительно был крепостной мастер Павел Потехин, но есть вероятность, что в строительстве принимал участие Стефан Порецкий.
Храм построен в традиционном стиле и имеет три придела - северный, освященный во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный - во имя святого Александра Свирского, и центральный - во имя Живоначальной Троицы, давший имя храму
Был еще и четвертый престол - св. Николая Чудотворца, который находился в подклете храма и действовал в 1920году.
Стиль, в котором выполнен храм, часто называют «русским узорочьем» благодаря красивому силуэту и обилию архитектурных элементов. Формы декора весьма разнообразны, причем есть просто выдающиеся по красоте элементы. Церковь поражает не только своей сложной композицией, но и разнообразием декоративных форм: стены декорированы поясами-карнизами, арками и кокошниками. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике барокко и который был утрачен.
В 1743 году, когда церковь перешла к графу Шереметеву, он решает провести реставрацию, т.к. это настоятельно требовало здание. При этом была произведена некоторая реконструкция. Были увеличены окна и над колокольней вместо шпилей появились шатры. Реставрацией занимались архитекторы А. К. Серебряков и Н. В. Султанов.
После Октябрьской революции из церкви были изъяты церковные украшения и утварь.
В 1991 году Патриарх Алексий 2 осветил церковь после реставрации.
В настоящее время Храм Животворящей Троицы в Останкине является подворьем Патриарха Московского и всея Руси и открыто для прихожан.

Топонимика.
Что означает название Останкино и его происхождение?
Бытует несколько предположений. По одной версии Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство».
Во время правления Ивана Грозного деревня Осташково числилось за вольнодумцем Алексеем Сатиным, который был яростный противник политики царя, за что и был казнен, а деревню Осташково Иван Грозный подарил своей жене Анне Котловской. Через некоторое время Грозный передарил это село одному из своих опричников Орту. После него земли стали принадлежать дьяку Щёлканому.
Так и переходила деревня из рук в руки, пока не обрело постоянных хозяев князей Черкасских, у которых Останкино оставалось почти два столетия.
Последним владельцем Останкино был граф Николай Петрович Шереметев.
Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы), известных и знаменитых в свое время, и по другой версии можно предположить, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Может быть этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня?» - «Принадлежащая Осташке, Останке»).
В московской топонимии сохраняется память о графе Шереметеве, об архитекторе Аргунове в названии улиц, которые расположены недалеко от Останкино.

Геральдика.

Герб рода князей Черкасских. (См. фото1)

В щите, разделенном на четыре части, посередине находится горностаевый щиток с державой обозначенный. В первой части в красном поле черкас в золотой епанче и в княжеской шапке с пером, скачущий на белом коне с золотой сбруей, имеющий на плече золотое копье. Во второй части в голубом поле между трех шестиугольных звезд серебряных изображены крестообразно две серебряных стрелы, остроконечием вверх поднятые, на которых поставлен щит красного цвета с серебряным на нем полумесяцем. В третьей части в серебряном поле натурального цвета лев, держащий в передних лапах натянутый лук со стрелой. В четвертой части в золотом поле видны два змия, перпендикулярно перевившиеся, натурального цвета. Щит покрыт мантией, принадлежащей княжескому достоинству и шапкой с пером, имеющей вид чалмы, которая наложена на золотую корону. Сия шапка с пером изъявляет знаменитость родоначальника Черкасских князей Инала, который был султаном в Египте.

Герб рода графов Шереметевых. (См. фото2)

Посередине золотого щита в красном поле окруженным лавровым венцом изображена золотая корона, т.е. герб древних владетелей Прусских, и под ней два серебряных креста означенные перпендикулярно. В нижней части на золотом щите вида шапка, служившая в древние времена отличием для бояр, в которых чинах фамилии Шереметьевых многие находились, а внизу шапки копье и меч, положенные крестообразно на серебряном полумесяце, рогами обращенном вверх. Щит покрыт графской короной, на поверхности которой означен турнирный шлем по достоинству увенчанный с изображением на нем кумиропоклонного дуба, по сторонам которого видны две серебряные звезды шестиугольные. Щит держат два льва, имеющие золотые лбы, а во рту лавровую и масличную ветви, из коих у стоящего с правой стороны находится в лапах скипетр, а с левой стороны - держава в память того, что предки фамилии Колычевых были в Пруссии владетелями. Намет на щите золотой, подложен красным. Под щитом надпись: DEUS CONSERVAT OMNIA.
«Бог сохраняет все» - это девиз графов Шереметевых, под которым они творили добро.

Интересные факты.

Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века.
Граф Н. П. Шереметев собрал уникальную коллекцию картин, скульптур и гравюр, им был построен «дом искусств» - красивейший деревянный театр, с невероятными техническими приспособлениями, ставший бесценным памятником архитектуры.
Частой гостьей в имении была императрица Елизавета Петровна.
В 1797 г. сюда лично приезжал Павел I, в честь которого был дан бал.
В 1801 г. в Останкине побывал император Александр I.
В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права и потом еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
В останкинском музее находится усадебный архив и библиотека, часть книг в которой принадлежала еще Шереметевым. В архиве сохранилось множество оригинальных чертежей, обмерных рисунков и проектов, по которым создавали здешний дворец и проектировали парк.

Площадь территории.

Экспозиционно-выставочная - 2292м2
Фондохранилище - 880м2
Парковая зона - 9га

В настоящее время усадьба на реконструкции.

Останкинская усадьба — красивейшее здание, окруженное многолетними дубами и липами, с прудами, сооруженными в XVII веке. Она принадлежала графу Петру Шереметьеву, именно он соорудил парк и большой бальный зал. Его наследник Николай Шереметьев увлекался театром, ему пришла мысль создать профессиональный домашний театр. Было решено расширить усадьбу, для этого был приглашен Итальянский архитектор Францеско Каспорези, именно он объединил в нем театр, Итальянский и Египетский павильоны и жилые помещения.

Реконструированная усадьба построена не из камня, а из дерева. Граф хотел, чтобы театральный зал можно было использовать и как площадку для танцев. Именно использование дерева позволяло это сделать.

В 1795 году было проведено торжественное открытие театра и постановка драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В театре была большая труппа, около 170 человек было задействовано в постановке драмы, комедий, оперы и балета. В театре Н. Шереметьева поставлены сотни опер, балетов и комедий. Одной из артисток была возлюбленная графа крепостная Полина Жемчугова. В 1801 году они тайно обвенчались. Театр просуществовал до 1804 года.

В 1856 году царь Александр II провел в Останкино неделю, создал на месте театра зимний сад, убрал машинное помещение и постелил полы. После революции 1917 года усадьба была объявлена национальным достоянием и в 1919 году открылась для посещения.


Деревянные конструкции покрыты армированной сеткой, на которую особым образом нанесен слой мраморной крошки. Получившаяся поверхность разрисована узорами удивительной красоты, интерьеры обставлены уникальной мебелью и великолепными светильниками.

На территории усадьбы растет старинная кедровая роща. Если приглядеться к зеленой сетке на фасаде одного из зданий, можно увидеть герб семьи Шереметьевых.

Режим работы:

  • открыт с 18 мая по 30 сентября;
  • вторник-воскресенье — с 11.00 до 19.00;
  • не работает во время дождя и при влажности свыше 80%.

Каждое третье воскресенье месяца вход в усадьбу бесплатный.

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.