Какие самые древние памятники культуры известны человечеству? Лучшие места России: памятники природы и культуры, которыми можно гордиться

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1 . Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров. Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это одни из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник - бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Огромная Россия славится не только своими завидными габаритами и красивой природой, но и большим количеством исторических памятников, знаменующих все страницы истории государства.

Памятники России привлекают туристов в Москву и Санкт-Петербург, заставляют прохожих запрокидывать голову и любоваться могучими постаментами и великолепными дворцами. Для того чтобы посмотреть все монументы, придется потратить приличное количество времени на тур по всей стране, потому как значимые культурные памятники установлены не только в крупных городах, но и в крошечных «домашних» городишках. Самые знаменитые постаменты, конечно, расположены в культурных центрах России, Москве и Петербурге, поэтому туристы чаще всего направляют свои стопы именно туда. В этой статье будут перечислены самые знаменитые памятники России, так что желающие смогут выбрать самые интересные и составить свой туристический маршрут в соответствии с их расположением.

Великий Кремль: Царь-колокол

Здесь туристы могут найти целых два значительных памятника: Царь-колокол и Царь-пушку.

Эти памятники поражают не только своими габаритами, но и занимательной историей создания. Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в Царь-колокол императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера памятника иностранные мастера всерьез подумали, что императрица изволила пошутить. Желание императрицы восприняла всерьез только семья Моториных. Они натерпелись неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь Царь-колокол гордо возвышается над брусчаткой Однако, несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса так никогда и не услышала.

Великий Кремль: Царь-пушка

Такие памятники России, как Царь-пушка, расположенная на Ивановской площади, привлекают туристов в район Кремля в любой сезон года.

Царь-пушка была установлена в честь русской артиллерии. Ее масса очень внушительна - почти 40 тонн. Изначально она была создана для охраны Кремля, но затем было решено, что ее военная мощь позволяет ей свирепо разрушать стены, а не храбро защищать их от врага. Как и многие военные памятники культуры России, могучая Царь-пушка так и не приняла участия в военных действиях, но все равно вызывает у туристов и местных жителей благоговейный трепет. По этому поводу придумали красивую легенду, в которой рассказывалось, что один выстрел Царь-пушка все-таки сделала, однако не при боевых действиях. Говорят, что Царь-пушка стреляла прахом Лжедмитрия, но задекларированных доказательств этому предположению нет. В каком-то смысле этот памятник превратился даже в имя нарицательное, так как о нем слышали даже жители самой отдаленной глубинки.

Храм Покрова Божией Матери

Некоторые памятники культуры России могут похвастаться целыми сборниками легенд, сочиненных в их честь. К примеру, множество историй люди сочинили о Храме Покрова Божией Матери.

Все эти легенды передавались из уст в уста, поэтому постоянно приукрашивались, и сейчас уже невозможно понять, что из этого правда, а что - приукрашенная выдумка. Раньше на месте Храма возвышалась церковь Троицы Живоначальной. Со временем вокруг нее выстраивались другие небольшие храмы в честь побед русского народа. В итоге, когда маленьких храмов накопилось около десяти, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному возвести на их месте один большой храм. Святилище несколько раз подвергалось зверским попыткам уничтожения, но все они оказались тщетными. Там запрещали службы, чтобы через какое-то время снова их разрешить. Храм Покрова Божией Матери расположен в Москве и обязателен к посещению тем, кто хочет узнать, какие есть памятники в России и на что действительно стоило бы взглянуть.

Петропавловская крепость и страницы истории Питера

Санкт-Петербург славится своей культурностью, о ней в сети даже ходят многочисленные анекдоты.

Приезжие ожидают от питерцев изысканности, вежливости и крайней дружелюбности и очень возмущаются, когда их ожидания не оправдываются. В Питере есть много красивых памятников русской культуры. Одним из самых ярких является Петропавловская крепость. Туристам, мечтающим увидеть лучшие памятники архитектуры России, следует обязательно посетить ее. Она расположена в самом центре города и является одним из основных символов истории русской земли. С Петропавловской крепости началось построение города в 1703 году, поэтому стены ее были свидетелями всех исторических событий, произошедших на территории града Петра. В центре крепости можно увидеть прекрасный Петропавловский собор, который укрывает тайны истории Дома Романовых. Возле собора расположено Комендантское кладбище, где захоронены многие коменданты Петропавловской крепости.

«Тысячелетие России»

Памятники и скульптуры России поражают не только своим разнообразием и исторической подоплекой, но и исключительной красотой исполнения.

Монумент «Тысячелетие России», расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь исполнения тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Памятник был воздвигнут в 1862 году, ориентировочно в сентябре. Не грех сказать, что этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что памятник «Тысячелетие России» отражает в себе дух их великой страны. Сам монумент выполнен в виде шара-державы, который установлен на особом постаменте в виде благовеста или колокола. Каждая часть этого тематического памятника символизирует отдельные периоды истории России, а весь монумент излучает гордость за страну и символизирует ее величие.

Усадьба Поливаново: имение знаменитых родов

По-настоящему великие памятники России уже очень давно появились на территории этого государства.

Например, усадьба Поливаново стоит на русской земле еще с 1779 года. По соседству с имением расположена Церковь Благовещенья, которая и была свидетелем всего процесса построения усадьбы. Церковь была построена за два года, а усадьбу начали возводить уже после завершения ее постройки. Имение находится в одноименном селе, которое получило свое название благодаря славному дворянскому роду Поливановых. За все время своего существования усадьба много раз меняла хозяев. В ее стенах жили Дохтуровы, Салтыковы, Апраксины, Разумовские, Давыдовы и Гудовичи. Благодаря тому, что такие знаменитые семьи проживали в стенах имения, поток туристов здесь не иссякает, набирая особенную интенсивность в теплое время года. Имение Поливаново не только само по себе красиво, но еще и расположено в крайне живописной местности на берегу Пахры.

Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве

Помимо памятников, прославляющих великую мощь России, здесь есть и множество культурных монументов, чествующих шедевры мирового культурного наследия. Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону появился в столице России совсем недавно, в 2007 году.

Так получилось, что он был установлен как раз тогда, когда первая книга Артура Конан Дойля о приключениях знаменитого сыщика праздновала свой 120-летний юбилей. Недалеко от памятника расположено здание посольства Великобритании, так что туристы могут при желании ощутить культурную аутентичность монумента. Несмотря на это, от внимательного взгляда туриста не ускользнет то, что в чертах лиц изображенных на монументе персонажей угадываются и Виталий Соломин. Говорят, что все проблемы в одночасье исчезнут, если сесть между двумя персонажами и положить руку на записную книжку доктора Ватсона. Даже несмотря на то, что это поверье не оправдалось, попробовать так просто решить свои проблемы все-таки стоит.

Великие памятники великого правителя

В честь российского правителя были возведены монументы не только в России, но и во многих городах Европы.

Самые известные в России расположены в Петербурге. Чаще всего туристы посещают монумент с ярким названием "Медный всадник", который знаком даже тем, кто никогда не был в городе на Неве. Он возвышается над Сенатской площадью с 1782 года. Конечно же, с "Медным Всадником" связано множество легенд, в частности, о петербургском "мистическом тексте". Из-за его двойственности и кажущегося сюрреализма воображение русского народа создало самые невероятные истории. Свое название памятник получил благодаря великому писателю Александру Сергеевичу Пушкину в соответствии с его одноименным произведением. Можно много и долго читать о памятниках России, но лучше всего посмотреть на них собственными глазами. Слова на бумаге не смогут передать всю мощь и величие, которые они излучают.

Тураева Ангелина

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Исследовательская работа

«Памятники нашего города»

Выполнила: Тураева Ангелина,

Ученица 4 А класса

Руководитель: Исаева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Саранск 2014

Введение.

Для каждого человека самое дорогое и родное место на Земле – это его Родина, там, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас это наш город Саранск.

Каждый день мы ходим по знакомым улочкам нашего города , спешим по делам. Часто не замечаем вещи, которые нам кажутся обыденными, а на самом деле таят в себе огромную культурную и историческую ценность. Узнать об историческом прошлом своего народа мы можем из книг по истории, кинофильмов, рассказов старших и учителей. А ещё об историческом прошлом нам многое могут рассказать памятники, которые есть и в нашем городе.

Мы обменялись мнениями с одноклассниками, но оказалось, что многие из нас не знают памятники нашего города. Мы провели опрос среди учеников 2 – 4 классов. (Приложение 1)

В нашем городе много памятников, но люди мало знают об их истории, не все памятники известны жителям нашего города и ещё меньше они знают о событиях, в честь которых установлены эти памятники. Почему?

Но ведь памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: "Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем". Любовь к Родине начинается именно с любви к родному городу. Наш город связан со многими великими событиями и интересными людьми. Вот почему для нас было важно заняться вопросом изучения истории создания памятников, которые хранят память о событиях и людях, важно, чтобы люди помнили историю.

Так возникла идея исследовательского проекта «Памятники города Саранска».

Цель проекта : Расширять представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.

Объект исследования : памятники города Саранска.

Предмет исследования : история создания памятников города Саранска.

Продукт проекта: буклет и презентация "Памятники города Саранска"

Задачи:

1. Посетить архив, краеведческий музей, библиотеку и собрать материал об истории создания памятников нашего города.

2. Провести опрос и анкетирование учащихся.

3. Подготовить буклет и презентацию « Памятники города Саранска».

Гипотеза: история создания памятников связаны с историей нашей страны, с развитием нашего города.

Методы:

1.Сбор и обработка информации по теме (статьи журналов, газет, справочная литература, архивные материалы).

2.Опрос, анкетирование.

3. Интервью.

4. Классификация.

Что же такое памятник? Памятник – это, прежде всего память о человеке, о месте, о каком либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать, узнать героев войны и труда, чьи фамилии вычерчены на мемориальных досках. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины.

Через знакомство с памятниками можно проследить историю развития города и целой страны.

Какие же памятники есть в нашем городе?

В каждом городе есть места и сооружения, посвященные памяти человека или события. В Саранске таких мест много. Это и памятники известным людям, и сооружения, построенные в память о каком-то событии. У каждого такого места или постройки своя интересная история.

Я ездила по городу, фотографировала памятники, прочитала литературные источники.

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях.

а) Памятники, связанные с историей основания города.

Основание крепости Саранск

На этом месте в 1641 году была основана крепость САРАНСК как важный ФОРПОСТ в юго-восточной окраине Российского Государства

В 1982 году в центре столицы Мордовии была установлена скульптурная композиция, посвящённая основателям саранской крепости. На месте современного Фонтанного спуска (ранее Московского) в семнадцатом веке возвышалась оборонно-сторожевая башня, в дальнейшем послужившая границей крепостного вала Саранска. Автор памятника, посвящённого строителям города, – скульптор В.П.Козин.

Военная крепость, построенная в 1641 году, являлась юго-восточной сторожевой точкой Российского государства. Один из старейших городов Среднего Поволжья – Саранск, образованный на холме между заболоченных мест ("сара" в финно-угорских языках имеет значение "болотистый"), до восемнадцатого века оставался важным форпостом, сдерживающим набеги кочевников.

Приблизительное расположение оборонительной крепости в современном городе – это территория Советской площади и Пушкинского парка, окружённая в своё время земляными валами и глубокими рвами. С 1651 года Саранск становится уездным городом и в разные времена относится к Казанской, Азовской, Симбирской и Пензенской губерниям. В течении девятнадцатого и двадцатого века город неоднократно менял свой облик (трижды сгорал дотла и отстраивался заново). До наших дней не дожила ни дозорная башня, ни крепость. Историческим напоминанием служит камень-памятник, посвящённый строителям города Саранска. Саранск - один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью.

Мордовский ученый И. К. Инжеватов в своих работах по топонимике Мордовии говорит о происхождении названия Саранск. Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой - сар : Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей.

В переписях мордовских населенных пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, встречаются также слова сара, санаксара, сарлей, саргужа, сарпомра.

Слово сара в финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест.

Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине - большое). Река Инсар создавала широкую заболоченную пойму.

Первоначально город назывался Саранеск.

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней - возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.

Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. До XVIII века город делился на слободы, которые первоначально были укреплены.

С 1651 года Саранск - уездный город. При образовании губерний в 1708 году он причисляется к Азовской, затем к Казанской, Симбирской, а с 1801 года к Пензенской.

За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов разинцев. В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный населением с большими почестями.

Памятник Е. Пугачеву.

На развилке улиц Короленко и Волгоградской, где с 27 июня по 3 июля 1774 г. располагалась ставка проходивших через Саранск пугачевских войск. Увековечено это место монументальным сооружением в виде крепостной стены с чугунными пушками и гранитной глыбой.

Здание по ул. Советской № 49-а (во дворе гостиницы "Центральная"). В нем 28 июля 1774 г. архимандрит Александр принял Е. И. Пугачева с крестом и евангелием. На здании в 1974 г. установлена мемориальная доска.

Памятное место на перекрестке улиц Коммунистической и Рабочей, у дома № 9, что у моста через р. Инсар. Мемориальная доска с надписью: "Здесь 27 июля 1774 года жители города Саранска торжественно встречали предводителя крестьянской войны Е. И. Пугачева".

Пугачевская палатка (ул. Московская, 48). Эта старинная каменная палатка принадлежала вдове саранского воеводы Каменицкого. Она овеяна легендами, повествующими о грозных событиях 1774 г. Здесь, по преданию, Е. И. Пугачев устраивал пиршества, здесь же, с высокого крыльца па латки, читались его "царские манифесты", здесь же по жалобе птичницы и по приказу предводителя восстания была казнена - повешена на воротах - и сама вдовствующая воеводша.

Памятник "Навеки с Россией"

В честь многовековой дружбы мордовского народа с русским и другими народами страны. Авторы: скульптор И. Д. Бродский, архитектор И. А. Покровский. Открыт 6 ноября 1986 г.

Памятник расположен на Аллее Дружбы.

Аллея Дружбы. Заложена в честь 500-летия добровольного вхождения мордского народа в состав Российского государства. 1985 год.

б) Памятники, сооружённые в честь исторических крупных побед Советской Армии и подвига русского народа в Великой Отечественной войне .

Памятник воинам Мордовии, павшим в Великой Отечественной войне .

Открыт 9 мая 1970 г. Композиция монумента проста и торжественно строга. Мать - Мордовия вручает меч сыну-солдату. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа». Рядом с памятником горит Вечный огонь. Скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

В 2004-2005 годах с южной стороны памятника установлена мемориальная стена (архитекторы В. А. Бродовский и И. В. Соловьёв) - дугообразное сооружение длиной 54 метра с двумя рядами колонн, между которыми расположены 10 пилонов, облицованных чёрным полированным камнем, с именами воинов - уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны.

6 мая 1995 года был открыт построенный рядом с памятником Музей боевого и трудового подвига 1941 - 1945 гг. (архитекторы Р. Г. Кананин, А. В. Костин). Рядом с музеем устроена экспозиция боевой бронетанковой и артиллерийской техники под открытым небом.



Мемориальное кладбище

На кладбище похоронены видные деятели науки, культуры и искусства: писатель П. С. Кириллов, скульптор С. Д. Эрьзя, художники Ф. В. Сычков, В. Д. Хрымов, композитор Л. П. Кирюков, певец И. М. Яушев, ученый М. Н. Коляденков.


Размещается на западной окраине города. Здесь находятся братские могилы участников Великой Отечественной войны, умерших от тяжелых ран в эвакогоспиталях Саранска. На пьедестале у Вечного огня стоит Скорбящая мать. Авторы монумента - скульптор Н. И. Кондратьев и архитектор П. П. Данеленко.

Каждый год в День Победы, 9 Мая, тысячи горожан приходят на кладбище, возлагают на могилы венки, цветы. Приспущены знамена, молодежь дает клятву быть достойной памяти своих отцов

Памятник "Самолет"

Расположен в центре города на пересечении улиц: Советская-Пролетарская, недалеко от Государственного русского драматического театра Мордовии.

Сооружен в память о боевых подвигах земляков-авиаторов, храбро защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Установлен в день XXX- летия Победы 9 мая 1975 года.

Памятник «Побег из ада »

Побег из ада… Каждый житель Мордовии знает о легендарном подвиге Героя Советского Союза, нашего земляка Михаила Девятаева, сумевшего вырваться из безнадежного фашистского плена на вражеском самолете. Имя летчика увековечено в книгах и фильмах, в названии одного из боевых кораблей Российского флота… Инициатор установки памятника - автор проекта «Всероссийская аллея славы» Сергей Сердюков – племянник одного из девяти заключенных концлагеря, помогавших Михаилу Девятаеву. Совершенно бескорыстно Сергей и его брат Михаил решили установить десять памятников участникам «Побега из ада» - по одному на малой Родине героев… На гранитном памятнике – изображение бомбардировщика, на котором улетели из концлагеря заключенные, надпись: «Побег из ада» и имена всех участников побега: Михаила Девятаева, Трофима Сердюкова, Ивана Кривоногова, Владимира Соколова, Владимира Немченко, Федора Адамова, Ивана Олейника, Михаила Емеца, Петра Кутергина, Николая Урбановича. Слова под ними – словно низкий поклон героям от всех, ныне живущих: «Потомки благодарны вам, родные, за то, что вы выстояли и победили»…


Памятник "Танк Т-34"

Установлен в год 40-летия Победы в честь труженников Мордовии, собравших в годы Великой Отечественной Войны средства на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник". Расположен в северо-западном районе города.

Наименован решением горсовета от 15 ноября 1983 года в честь Героя Советского Союза П. А. Цаплина (1906-1937).

Бульвар Цаплина расположен в северной стороне Светотехники рядом с ул. А. Лусс, соединяет ул. Веселовского и Пушкина. В канун 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов на бульваре установлен танк Т-34. Памятный знак поставлен в честь тружеников тыла республики, собравших более 36 миллионов рублей на строительство танковой колонны "Мордовский колхозник".

Памятник Подольским курсантам

Установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов Подольских военных училищ проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в г. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите Столицы нашей родины - Москвы.

Образован на стыке улиц Гагарина, Комарова и пр. "50 лет Октября". Создавался на пустыре в юго-западной части. В начале 70-х годов определились контуры зеленой зоны и пешеходные дорожки. Посажены деревья, кустарники, поставлена металлическая ограда.

В 1985 году страна широко отмечала 40-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. В честь этого знаменательного события 6 мая 1985 года в сквере был установлен памятный знак в честь воинского подвига курсантов подольских училищ - защитников Москвы в 1941 году.

Легендами овеян подвиг подольских курсантов, принявших неравный бой с отборными моторизованными частями гитлеровцев под Москвой в октябре 1941 года. Две недели они сдерживали противника на Малоярославском направлении, выигрывая время для усиления обороны столицы Советской Родины. В числе курсантов сражались юноши, присланные в училища с призывного пункта Саранска. Этот пункт тогда находился в районе нынешнего Юго-запада .

В память о героическом подвиге воинов-курсантов в сквере, названном их именем, на массивном бетонном постаменте установлена 75-миллиметровая пушка. На прикрепленной к переднему плану постамента плите. обозначен орден Отечественной войны и надпись: "Памятный знак установлен в год 40-летия Победы в честь курсантов подольских военных училищ, проходивших военную подготовку в 10-м запасном полку в гор. Саранске, проявивших массовый героизм, мужество и отвагу в октябре 1941 года при защите столицы нашей Родины Москвы". Перед памятным знаком благодарные горожане возлагают цветы.

Студентам, учившимся в МГУ им Н.П. Огарева и погибшим во время ВОВ 1941-1945 гг.

в) Памятники, которые отражают историю нашей страны.

Памятник погибшим в годы Гражданской войны 1918 года.

Возник в 1951 году на углу ул. Московской и Республиканской на основании постановления Совета Министров МАССР от 28 апреля и решения горсовета от 22 мая 1951 года. Сюда, к стенам Мордовского республиканского краеведческого музея с Советской площади перенесли останки борцов за дело революции и с почестями перезахоронили в братской могиле. На земляном холмике поставили небольшой обелиск, увенчанный пятиконечной звездой. Ниже обелиска лежала металлическая плита с именами продкомиссара П. С. Семенова, сотрудницы "Известий ВЦИК" агитатора А. Я. Лусс, продармейцев П. Н. Лукина, Д. И. Зотова, Н. А. Крупнова, И. В. Сазонова, П. Е. Трушина, И. С. Максимова. Подножие памятника окаймила массивная металлическая цепь, растянутая на столбиках. Строительство памятника и склепа "Борцам революции" закончилось к сентябрю 1951 года. В его сооружении принимали участие старый большевик М. И. Спиридонов, красногвардейцы П. И. Мишин, А. Д. Спиридонов.

К 60-й годовщине Великого Октября сквер полностью перестроен. В центре на большом земляном холме памятник "Борцам за Советскую власть". Авторы памятника - ленинградский скульптор Г. Д. Гликман, архитектор профессор В. С. Васильковский

Памятник "Героям-стратонавтам"

Если вы приехали в Саранск поездом, то на привокзальной площади увидите памятник героям-стратонавтам. На высоком круглом постаменте стоит бронзовая фигура юноши, устремленного ввысь. С какой бы стороны вы ни смотрели на эту фигуру, впечатление одно, его руки сейчас станут крыльями, и он устремится далеко к звездам. Этот памятник - символ мужества, романтики, жажды подвига. Он как бы приветствует наших гостей и зовет всех у подвигу во имя процветания нашей Родины.

Кто они герои стратонавты? На постаменте портреты-барельефы покорителей стратосферы Павла Федосеенко, Андрея Васенко и Ильи Усыскина и надпись - "Героям-стратонавтам". Это они начинали прокладывать дорогу в космос.

В январе 1934 года они поднялись на стратостате на высоту 22 км. Полет осуществлялся на стратостате "Осоавиахим-1", разработанном А. Васенко. При спуске стратостат потерпел аварию и упал на территории Мордовии. Один из стратонавтов - Илья Усыскин - уроженец Мордовии. Герои похоронены на Красной площади в Москве. Горожане чтут память отважных стратонавтов. Их фамилиями названы улицы.

Памятник "Героям огнеборцам"

Установлен в честь погибших при выполнении служебного долга героям огнеборцам:

Тенякшев М.А. - 1967г.
Кемаев Г.А. - 1974г.
Шапкин В.В. - 1982г.
Безруков А.С. 1983г.
Акмайкин О.Б. 1996г.

Памятник воинам-интернационалистам был установлен на площади Победы в 2005 году. Авторы памятника – архитектор В.А. Бродовский и скульптор Н.М. Филатов.

2.Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев)

а) Памятники известным людям, чьи имена связаны с историей мордовского края.

Памятник C.Д. Эрьзе

Памятник открыт 4 ноября 1996 г. к 120-летию со дня рождения С. Д. Эрьзи. Скульптор Н. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов.

Одной из достопримечательностей Республики Мордовия является Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. История его образования уходит в предвоенное время. 14 марта 1941 года Совет Народных Комиссаров Мордовской АССР принял Постановление об открытии в Саранске художественной картинной галереи, но война надолго задержала образование музея. Он был открыт 10 января 1960 года и назван Мордовской картинной республиканской галереей имени Ф.В. Сычкова.

Памятник М.Е. Евсевьеву.


Памятник А.И. Полежаеву

На перекрестке улиц Пролетарской и Полежаева в 1967 году открыт памятник поэту, революционеру-демократу Александру Ивановичу Полежаеву. Автор памятника - скульптор М. И. Кожина. Поэт изображен в рост в накинутой на плечо шинели. Фигура отлита из цветного металла.

А. И. Полежаев (1804-1838 гг.) в Саранске провел года раннего детства. Родился он в с. Рузаевка Рузаевского района в имении помещиков Струйских. Нелегкая судьба была у поэта. За вольнолюбивые стихи он был сослан Николаем I на Кавказ.

Жители Мордовии высоко чтут память А. И. Полежаева. Одна из центральных улиц названа его именем. Мордовским книжным издательством выпущены в свет сборники стихов Полежаева, его творчеству посвящены исследования, книги.

Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт. Отец его - помещик Пензенской губернии, Струйский, мать - крепостная этого помещика, выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого поэт и получил свое имя.

Памятник Н.П. Огареву

Установлен у входа в главный корпус Мордовского госуниверситета.

Огарев Николай Платонович , русский революционер, публицист, поэт. Родился в Петербурге. Из дворян. С 1830 учился в Московском университете, где вокруг Огарева и его друга А. И. Герцена возник студенческий кружок, ярко выраженной политической направленности. Летом 1834 О. вместе с некоторыми др. участниками кружка был арестован, в апреле 1835 сослан в Пензенскую губернию. С 1839 получил разрешение жить в Москве. С 1840 печатал стихи, сочувственно встреченные В.Г. Белинским. 1841-46 провёл большей частью в Германии, Италии, Франции; слушал курс лекций по философии и естественным наукам в Берлинском университете, посещал медицинскую школу в Париже. С конца 1846 жил в Пензенском имении. В 1850 вновь арестован, но вскоре освобожден. В 1856 эмигрировал в Великобританию.

Н.П. Огарев вошел в русскую литературу как продолжатель традиций поэзии декабристов. В его творчестве отразилась история души лучших людей России 30-40-х годов.

Родился Огарев в Петербурге, в семье богатого пензенского помещика. Еще в детстве (в середине 20-х годов) познакомился с Герценом и стал его другом и саратником навсегда. Друзья мечтали посвятить свою жизнь освобождению народа, продолжить подвиг декабристов, в чем однажды поклялись на Воробьевых горах.

Огарев - выдающийся деятель русского освободительного движения, замечательный мыслитель, публицист и поэт.

Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову

Всего памятников адмиралу Ф.Ф. Ушакову в Саранске три. Первый - стелла на аллее Славы посвящена уроженцу Мордовии адмиралу флота Ф.Ф. Ушакову. Взгляд горожан и гостей Саранска она привлекает парусником, венчающим ее.

Второй памятник, работы скульптора Н.М. Филатова, располагается на Большевистской улице.
Третий памятник располагается около нашей школы № 3.

Выдающийся русский флотоводец, адмирал. Окончил Морской кадетский корпус (1766). Служил на Балтийском флоте, с 1769 года в Донской (Азовской) флотилии, участвовал в русско - турецкой войне 1768 - 1774 годов.
В 1944 году в СССР учреждены военный орден Ушакова двух степеней и медаль Ушакова. Его именем названа бухта в Беринговом море и мыс в Охотском море.

. С Мордовией тесно связано имя выдающегося русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова. Знаменитый адмирал, выигравший все свои военные сражения и не потерявший ни одного корабля, не сдавший врагу в плен ни одного своего матроса, отдал всю свою жизнь служению флоту. В Мордовии он провел последние годы своей жизни; во время Отечественной войны 1812 года на его средства здесь были построены госпиталь для раненых солдат, больница и церковь. Причисленный Русской Православной церковью к лику святых, Святой Феодор почитается как покровитель Мордовии. Его мощи покоятся в Санаксарском монастыре Темниковского района республики. В центре Саранска, у северной стороны Свято-Федоровского кафедрального собора, воздвигнут памятник легендарному адмиралу. В монументе воплощена идея сохранения памяти о героическом прошлом русского народа. Бронзовая скульптура установлена на высоком пьедестале, облицованном гранитом. Адмирал изображен без головного убора, в правой руке он держит подзорную трубу, левая рука опущена к шпаге.

К Саранску легендарный флотоводец имеет опосредованное отношение - последние годы жизни он провел в своем имении Алексеевка на территории республики. После недавней канонизации Ушаков стал святым покровителем военных моряков и почти таким же героем Саранска, как скульптор Эрьзя.

б) Памятники, посвящённые известным русским писателям, общественным и церковным деятелям.
Памятник А.С. Пушкину

Установлены в парке культуры и отдыха им. А. С. Пушкина, а также на Фонтанном спуске ведущем к парку.

В 1899 г. в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта городскому саду было присвоено имя "Пушкинский" и установлен памятник-бюст А. С. Пушкину. Этот памятник хранится в Республиканском краеведческом музее. В 1977 г. вместо него воздвигнут новый памятник Пушкину, скульптор Е. Ф. Белашова и архитектор В. Воскресенский.

Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. А. Блок говорил: "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин".

Памятник Патриарху Никону

Памятник в честь Никона, шестого Патриарха Московского и всея Руси, был открыт в 2006 году. Алексий II освятил его в день открытия. Авторы памятника – скульптор Н.М. Филатов и архитектор С.П. Ходнев.

С именем Патрираха Никона связаны важнейшие церковные и политические события в жизни Русского государства. На территории России только в Саранске есть памятник, посвящённый Никону. Власти Мордовии решили в этом монументе увековечить память церковного деятеля, сыгравшего важнейшую роль в христианизации мордовского народа.

Установка памятника была приурочена к 400-летию со дня рождения русского святителя. Хотя родился патриарх Никон в селе Вельдеманово соседнего нижегородского края, в Саранске его считают сыном мордовского народа. К его юбилею на месте родительского дома патриарха был установлен поклонный крест из черного мрамора с надписью "Его Святейшеству Патриарху всея Руси Никону от мордовского народа"

Памятник В.Высоцкому.

Установлен в парке им.А.С.Пушкина.

После Октября 1917 года в городах и весях Российской республики, а потом и в СССР появились монументы, посвящённые лидерам правящей коммунистической партии. Особенно много памятников было поставлено в честь В.И. Ленина.

Памятник В.И. Ленину

На Советской площади в 1960 году открыт памятник В. И. Ленину. Авторы его - народный художник СССР, академик, скульптор Н. В. Томский, архитектор А. Н. Душкин.

Главное культовое сооружение - памятник вождю мирового пролетариата. Посаженные тридцать лет назад елочки выросли и сильно повлияли на потерю величия грозной фигуры.

Величественная фигура вождя отлита из бронзы, постамент сделан из темно-красного полированного гранита. У памятника - живописный сквер, цветники. Сюда приходят горожане и гости нашего города.

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

Это новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Памятник лисе.

Лиса является неким символом Республики Мордовия. Она присутствует как на гербе республики, так и на гербе Саранска - столицы Мордовии.

Впервые красная лиса появилась на гербе города Саранска в 18 веке, и тогда она символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Для современного же города и его жителей лиса стала символом ума, богатства и предприимчивости.

В июне 2011 года город отмечал 370-летний юбилей.

По такому случаю ОАО "МордовСпирт" (крупнейший производитель высококачественного спирта и алкогольной продукции) подарил городу бронзовую лисичку.

Памятник расположен на набережной реки Саранки, у здания художественной школы имени Рябова.

Есть и особенно душевные памятники, вернее, романтичные. В августе 2009 года был открыт Лисий мостик. Он расположен в зоне отдыха перед Мордовским музеем изобразительных искусств. В центре на постаменте из 3 стрел находится символ Саранска - лиса. Здесь же закреплены шары предсказаний. С их помощью можно заглянуть в будущее. А если погладить хвост лисе - разбогатеешь, нос - встретишь удачу. Автор проекта В. Кузнецов.

Памятник семье.

В 2008 году во многих городах России появились памятники, посвященные семье. Этот год был официально признан годом семьи в нашей стране.

В Саранске памятник счастливой многодетной семье был установлен рядом с Храмом Федора Ушакова, на пересечении улиц Советская и Демократическая.

Памятник гостеприимству "Будьте как дома!", который расположился возле центральной гостиницы "Саранск" столицы Мордовии, вошел в десятку самых необычных в России. Его автором является эрзянский скульптор Григорий Филатов.

В центре Саранска, напротив парка им. А. С. Пушкина, «выросло» символическое «Дерево любви и согласия». Новый арт-объект подарен городу компанией «Мегафон», отметившей таким необычным образом 12-летие с начала своей работы в Мордовии. Скульптура высотой более двух метров, представляет собой кованый дуб с зелеными листьями и желудями. Дерево это непростое: если молодожены повесят на его ветвях замок, а ключ бросят в расположенную поблизости реку, их союз ничто не сможет разрушить.

У здания роддома установлен памятник « Новая жизнь». Бронзовый мальчик в капусте обещает исполнение желаний.

Памятник дворнику.

4 мая 2010 года за зданием городской администрации в Саранске был установлен памятник дворнику.

Создатель бронзового дворника - известный в республике скульптор Григорий Филатов, назвавший свое творение "дядя Федор" и работавший над ним около года.

Уже немолодой мужчина, в шапке ушанке, высоких сапогах, фартуке и с привычным инструментом в руках убирает мусор в улиц города - вот так представлен этот памятник в Саранске.

Для тех, кто никогда не бывал в столице Мордовии, могу сказать, что это самый чистый и благоустроенный город России. Поэтому памятник дворнику - это не только интересный туристический объект, но и дань людям, занимающимся уборкой и благоустройством на улицах города.

Памятник сантехнику.

Памятник обычному сантехнику установлен во многих городах и странах. Два года назад он появился и в Саранске. Находится памятник на Коммунистической площади рядом с фонтаном-ромашкой. Добродушный сантехник с гаечным ключом в руке, поправляя шляпу, весело смотрит на всех прохожих. Местные жители признаются, что памятник вызывает у них улыбку. Кое-кто даже бросает в «люк» монетки. А несколько раз кто-то положил рядом букетик цветов.

Много новых памятников появилось в парке им. А.С. Пушкина. В парке представлены работы скульптора Филатова. В скульптурах воплощены герои пушкинских сказок: «Кот ученый на цепи», «Старик со старухой у самого синего моря»

Памятник ученому коту из Лукоморья. Кот выполнен в мультяшно-сказочном стиле.

«Старуха Шапокляк»

Композиция « Поцелуй»

В 2012 году, в августе для празднования тысячелетия единения русских и мордвы была построена площадь Тысячелетия. На площади у библиотеки установлены памятные камни. Они будут напоминать жителям города о празднике.

Цветы 1000-летия. (Были установлены к празднику единения мордвы с народами России)

Еще одно здание. Это - Мордовский национальный театр.

Перед театром шесть колонн. Между колоннами четыре фигуры. Они аллегоричны.

Старец, опирающийся на посох - связь с прошлым, с корнями своего народа.

Юноша, выпускающий птицу - символ устремленности в будущее.

Мокшанка держит в руках братину (чашу) - символ гостеприимства мордовского народа.

Эрзянка держит в руке ветку цветущей яблони - символ расцвета мордовского искусства.

Всего, по данным министерства культуры, в Саранске оказалось 112 памятников.

Выводы.

Познакомившись с памятниками своего города, я разделила их на группы:

1. Памятники, построенные в память об исторических событиях;

2. Памятники, связанные с именами известных людей (писателей, учёных, общественных деятелей, героев);

3. Памятники, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта, памятные места, связанные с современным развитием нашего города.

В ходе проведённой работы было установлено, что все памятники имеют огромную ценность, отражают историю нашей республики и страны. Они являются хранителями памяти о тех событиях, которые были в разные времена, о людях, которые творили историю.

Необходимо знать историю создания памятников, чтобы эти знания передавались из поколения в поколение. В последнее время в городе сооружены новые памятники, ставшие любимыми местами отдыха горожан, символизирующие человеческие ценности: добро, веру, любовь. С сооружением этих памятников связано и возникновение новых традиций у жителей нашего города.

Предложения.

Выступить с презентацией своей работы для учащихся нашей школы с целью популяризации знаний об истории памятников нашего города.

Заключение.

Проходя мимо того или иного памятника, задумываешься, вспоминаешь, удивляешься. Оказывается, многие исторические события не прошли мимо нашего города. Культурное наследие, доставшееся нам, необходимо содержать в порядке, следить за тем, чтобы памятники не подвергались разрушению. Ведь нельзя строить будущее, не зная своего прошлого.

Наша задача не только содержать памятники в порядке, а знать историю своего народа, города, района и эти знания передавать потомкам.

Они являются напоминанием о нашей богатой истории, являются связующим звеном с нашими предками. Ведь человеческая мудрость гласит: "Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего".

" Пока человек не прикоснётся к истории, он пребывает во младенчестве, ибо существует днём сегодняшним. Каждое поколение оставляет плоды своего труда и умственной деятельности, но много ли это наследие значит, если прервётся связь времён, и потомкам нашим мы не сумеем передать исторической памяти? " – это строки из книги С. Бахмустова " Разорванное ожерелье".

Список литературы

1.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

2. Знакомьтесь: Саранск. Путеводитель - справочник. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.

3. Куклин В.Н. Биографии саранских улиц. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

4. Косенков А. Я иду по родному городу. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979.

5. Саранск - столица Мордовии. Рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей. - Саранск: издательский центр историко - социологического института МГУ им. Н.П. Огарёва, 2007.

6. Саранск зажигает огни. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.

Публикации раздела Музеи

По следам Древнего мира

С о школьной скамьи Древний мир прочно ассоциируется с далекими экзотическими землями: Древним Египтом, Месопотамией, Финикией, Элладой. Однако и на территории России кипела жизнь с незапамятных времен. В 2001 году на Алтае обнаружили стоянку Карама, где предки современного человека жили около 550–800 тысяч лет назад. На древнейшей палеолитической стоянке Урала - Мысовой - ранние слои датируются периодом около 700 тысяч лет назад. Позднее на территории нашей страны проживали десятки цивилизаций. Артефакты древних культур до сих пор находят в горах и степях, на морском побережье и в долинах рек. Оставившие их племена говорили на разных языках и были не похожи друг на друга внешне. Среди них - скотоводы и охотники, китобои и мореплаватели, землепашцы и торговцы. «Культура.РФ» представляет подборку самых интересных археологических памятников России.

Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера» : Цивилизация за полярным кругом

Петроглифы на о. Еловый. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

Петроглифы на о. Каменный. Фотография: Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера»

В 1997 году экспедиция краеведческого музея из поселка Ревда на юге Мурманской области обнаружила крупное скопление наскальной живописи. Более 1200 петроглифов (столько открыто на данный момент) оставили древние люди на островах Канозера. Самые ранние изображения датируются IV–II тысячелетием до нашей эры, то есть являются как минимум ровесниками уральской Страны городов и египетских пирамид.

Скальная порода в этих краях мягкая, поэтому на ней нетрудно выбить рисунок древними орудиями. Многие годы на островах оставляли «автографы» сплавлявшиеся по рекам и озерам туристы, не подозревая, что на камнях проглядывают следы древней цивилизации. В 2008 году был открыт музей «Петроглифы Канозера», а в 2014 году 600 компактно размещенных рисунков накрыли прозрачным куполом, защищающим от выветривания и воздействия человека.

Глубина линий петроглифов достигает сантиметра, а сами рисунки удивительно разнообразны по тематике. Одни изображают фигурки людей, в том числе беременной женщины с прорисованным младенцем в животе. Другие - сцены морской охоты и семейной жизни. Кто-то из древних художников нарисовал даже любовный треугольник. Самая крупная фигура - «Шаман» - почти метр в длину. В очертаниях животных угадываются лоси, олени, китообразные, рыбы, змеи, бобры, медведи, выдры, птицы. По изображениям лодок, топоров и даже лыж ученые могут представить быт неизвестного племени.

Факт: Комплекс наскальных изображений создавался многие века. «Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и своей техникой исполнения. Найдены рисунки как каменного, бронзового веков, так и, возможно, относящиеся к саамскому Средневековью. В стилистике рисунков легко угадываются аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), но также имеются уникальные изображения», - пишет Вадим Лихачев в статье «Открытие века на Канозере» . Если подтвердится гипотеза о рисунках, оставленных средневековыми саамами - коренным народом Кольского полуострова, - то это будут первые саамские петроглифы, обнаруженные в Мурманской области.

Национальный парк «Берингия»: Древняя Чукотка

Китовая Аллея в парке «Берингия». Фотография: beringiapark.ru/news/kitovaya-alleya.html

Вид на эскимосский посёлок Аван. Фотография Олеси Калюжиной, Национальный парк «Берингия»

Гренландский кит в проливе Сенявина. Фотография А.Апалю, Национальный парк «Берингия»

Самый восточный природный парк России был основан в 1993 году, а в 2013-м получил статус национального. Берингия - название территории на стыке Евразии и Северной Америки в районе Берингова пролива. Эти заповедные места находятся под охраной российских и американских властей. Общая площадь российского парка «Берингия» - более 1,8 миллиона гектаров, на его территории находятся самые значительные археологические памятники региона - Китовая аллея, поселения древних эскимосов Пайпельгак, Чегитунь и Эквен.

С 1960-х годов ведутся раскопки в эквенском могильнике. Находки относятся к I тысячелетию нашей эры, когда здесь жили представители трех археологических культур - оквикской (охотники на тюленей и птиц), древнеберингоморской (охотники на моржей и оленей) и пунукской (китобои). Каждая цивилизация пыталась по-своему приспособиться к жизни в суровом субарктическом климате Чукотки. Эти люди знали железо лишь как часть метеоритов и считали его разновидностью камня. Зато им не было равных в зверобойном промысле, который, по мнению исследователей, распространился до Гренландии именно отсюда. Древнеэскимосские орудия охоты на морских животных, как и другие предметы из моржового клыка, сегодня становятся экспонатами крупнейших музеев. Изысканная резьба, строгая математичность рисунка, разнообразие нюансов при внешнем минимализме делают эскимосское искусство особой страницей в истории мировой культуры.

«Крылатый предмет», Чукотка, Эквен. I тыс. н.э. Фотография: Государственный музей Востока

Навершие. Тагарская культура. VIII-VI вв. до н.э. Бронза. Южная Сибирь, Красноярский край, Хакасcко-Минусинская котловина. Фотография: Государственный Эрмитаж

Головка гарпунного древка. Чукотка. I тыс. н. э. Фотография: Государственный музей Востока

Культовое место на острове Итыгран, получившее название «Китовая аллея», случайно обнаружили в 1976 году исследователи из Института этнографии Академии наук СССР. До этого ни местные жители, ни моряки не обращали внимания на вкопанные в землю многочисленные кости китов: останки высотой до трех метров были выстроены в полукилометровый коридор. Исследователи обнаружили также более 50 китовых черепов. По одной из версий, в XIV–XV веках на этот остров приплывали представители сразу нескольких поселений для совершения языческих обрядов, а кости служили им мистическими предметами. Другие исследователи считают, что Китовая аллея была своего рода продуктовым складом, где хранили годовые запасы.

Факт: Совсем недавно была раскрыта загадка найденных на Чукотке «крылатых предметов» в форме бабочки. Исследователи предполагали, что это были навершия шаманских жезлов, детали лодок или ритуальные скульптуры. Однако в ходе дальнейших раскопок выяснилось, что «крылатый предмет» надевался на конец гарпунного древка, служа противовесом и одновременно обеспечивая правильную траекторию полета гарпуна. К такому выводу пришли побывавшие в Музее Востока авиаконструкторы. По их мнению, древние эскимосы Берингоморья, создав «крылатый предмет», предвосхитили конструктивные принципы современных летательных аппаратов.

Музей «Древние курганы Салбыкской степи»: Хакасская Долина царей

Большой Салбыкский курган. Фотография: slavcharms.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: fotokto.ru

Большой Салбыкский курган. Фотография: blogspot.com

В 70 километрах от Абакана расположены древние захоронения, которые впечатляют не меньше, чем Долина царей в Египте. Посреди степи возвышаются 56 курганов, датированных IX–III веками до нашей эры. Под защиту государства эти «осколки» тагарской археологической культуры попали лишь в 2007 году, когда был создан музей. Главной ценностью экспозиции под открытым небом стал Большой Салбыкский курган - захоронение могущественного властителя, правившего примерно в V веке до нашей эры. В то время высота кургана достигала 25–30 метров, а в 1950-е годы, когда начались раскопки, насыпной холм возвышался лишь на 12 метров. Сегодня от сооружения остался фундамент - квадрат из вкопанных ребром в землю гигантских плит, каждая из которых весит от 30 до 50 тонн. Туристы прозвали это место сибирским Стоунхенджем.

Внутри каменных стен стоял деревянный склеп в форме усеченной пирамиды, к которому вел бревенчатый коридор. Вместе с останками вождя в гробнице были обнаружены останки еще шести человек, которые должны были служить повелителю в загробной жизни. При закладке кургана древние строители принесли в жертву четырех человек, среди которых был ребенок.

Жители Минусинской котловины занимались скотоводством и земледелием, строили ирригационные системы, добывали и переплавляли медную руду, умело обрабатывали дерево. «В степях Среднего Енисея нет, кажется, такого места, где не было бы видно курганов тагарской культуры», - писал советский археолог Михаил Грязнов.

Факт: Одним из первых памятники археологии Сибири описал историограф Герхард Фридрих (Федор) Миллер во время экспедиции 1733–1743 годов. В 1735 году Миллер купил в Красноярске у местных жителей несколько предметов тагарской культуры, среди которых было считающееся сегодня эталоном раннетагарского «звериного» стиля бронзовое навершие в виде фигурки горного козла. Собранную коллекцию исследователь передал в Кунсткамеру в Петербурге. Сегодня то самое навершие VIII–VI веков до нашей эры хранится в Эрмитаже.

Историко-культурный заповедник «Аркаим» : Страна городов на Южном Урале

Аркаим – жилище каменного века. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Аркаим – вид с воздуха. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

Исторический парк. Фотография: Историко-культурный заповедник «Аркаим»

На территории Челябинской и Оренбургской областей, Башкирии и Северного Казахстана в 1960–80-х годах обнаружили целую страну из более чем 20 укрепленных поселений. На рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, когда в Египте возводились знаменитые пирамиды, Южный Урал «застраивали» индоиранские племена - арии. Их города находились на расстоянии 40–70 километров друг от друга и были спроектированы похожим образом. Эту городскую культуру археологи назвали синташтинской.

Самый известный памятник синташтинской культуры - город-крепость Аркаим в 400 километрах от Челябинска. Это было поселение с двумя рядами кольцевых стен из стоящих полукругом жилых домов. Каждая стена была своеобразным «многоквартирным» домом. Вход в такое жилище располагался на крыше, куда поднимались по лестнице. В городе была канализация, выводившая воду за пределы крепостных стен. Жители пасли скот, добывали и обрабатывали медную руду и кремниевые породы. Были развиты деревообработка и производство керамики. В окрестностях археологи обнаружили некрополи, подтверждающие, что аркаимцы придерживались сложных погребальных обрядов.

Синташтинские города возникали не как разраставшиеся со временем поселения - они имели изначальный план застройки, что уникально для бронзового века. Некоторые города имели в плане форму овала или круга, другие были прямоугольными. Концентрические кольца-стены Аркаима породили разнообразные гипотезы о мировоззрении древних ариев. Предполагается, что город строился как уменьшенная модель Вселенной. Некоторые исследователи писали и о том, что такие жилища отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

Факт: При раскопках захоронений Страны городов археологи нашли древнейшие в мире колесницы - легкие деревянные повозки на двух колесах. Кони в них запрягались с помощью кольцевых удил. Такая повозка могла развивать значительную скорость и предназначалась, скорее всего, для боевых действий. Самая ранняя синташтинская повозка датируется 2026 годом (XXI веком) до нашей эры. Прежде считалось, что первые колесницы появились в Древнем Египте в XVIII веке до нашей эры.

Боспорское царство и Херсонес Таврический : Древнегреческие колонии на Черном море

Херсонес. Фотография: Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический»

Саркофаг. Боспорское царство. I в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Раскопки Гермонассы. Фотография: Таманский музейный комплекс

Одна из самых богатых на археологические находки территорий - Юг России и Причерноморье. Здесь жили многочисленные кочевые и оседлые племена, а в VII–VI веках до нашей эры к восточным берегам Черного и Азовского морей приплыли греческие колонисты. На территории Краснодарского края, Ростовской области и Крыма возникли независимые города-полисы, которые в IV веке до нашей эры объединились в Боспорское царство со столицей в Пантикапее (современная Керчь). Среди археологических памятников боспорской цивилизации наиболее известны Горгиппия (Анапский археологический музей-заповедник), Гермонасса (Таманский музейный комплекс), Танаис (археологический музей-заповедник в Недвиговке Ростовской области).

К сожалению, практически не сохранилась застройка Пантикапея . О величии столицы Боспора Киммерийского (так греки называли Керченский пролив и расположенное на его берегах государство) можно судить по найденным археологами артефактам. Многие из античных шедевров попали в коллекции европейских и российских музеев. Часть ювелирных украшений и монет хранится в самой Керчи - в Золотой кладовой Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Летом 2016 года в Крыму начались раскопки земляного вала III века до нашей эры, который служил для защиты западных границ Боспорского царства. В расположенном поблизости кургане специалисты Института археологии РАН обнаружили фрагменты оружия древних греков, керамику, украшения.

В границах современного Севастополя сохранилась часть застройки города-государства Херсонеса Таврического . Пантикапей основали выходцы из Милета, крупного города в греческой Ионии, а Херсонес же был основан дорийцами, приплывшими на Крымский полуостров с южного берега Черного моря из Гераклеи Понтийской. Дорийцы поселились на землях воинственного племени тавров в V веке до нашей эры. К тому времени на побережье полуострова, названного в честь тавров Тавридой, уже существовало множество греческих колоний.

Мальчик, играющий с собакой. Пантикапей. II в. до н.э. Фотография: Государственный Эрмитаж

Ожерелье с двумя геракловыми узлами. Вторая четверть III в.до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Фотография: Государственный Эрмитаж

Браслет. Боспорское Царство. Конец V - начало IV вв. до н.э. Некрополь Пантикапея. Фотография: Государственный Эрмитаж

В отличие от монархического Боспора Херсонес был республикой. Основным законодательным органом было народное собрание, однако гражданскими правами обладали только потомки первопоселенцев. К началу новой эры власть на всем греческом побережье Крыма перешла к римлянам. Во II веке нашей эры в Херсонесе разместился постоянный римский гарнизон. А в конце V - начале VI века Херсонес вошел в состав Восточно-Римской империи - Византии. В государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» хранится множество артефактов христианского периода в истории города. Именно здесь в 987 году принял крещение киевский князь Владимир, осаждавший Корсунь (так на Руси называли византийский Херсон).

Факт: Боспор и Херсонес оставили след в истории западноевропейской музыки. В 1770 году впервые была представлена опера 14-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Митридат, царь Понтийский». В основу либретто легла трагедия Жана Расина о судьбе царя Митридата VI Евпатора (132–63 годы до нашей эры). Правитель Понта, греко-персидского государства в Малой Азии, присоединил к царству многие территории, включая Боспорское царство. Жизнь его закончилась в Пантикапее: Митридат попросил своего телохранителя убить себя мечом, чтобы не попасть в плен к заговорщикам.

В 1779 году состоялась премьера одной из известнейших опер Кристофа Виллибальда Глюка «Ифигения в Тавриде», написанная по сюжету трагедии древнегреческого драматурга Еврипида. Ифигения была предназначена в жертву богине Артемиде, но богиня в последний момент пожалела девушку и отправила ее на облаке в далекую Тавриду, где Ифигения стала жрицей в храме. Храм этот находился в Херсонесе, и именно здесь развернулось действие оперы.