Сравнительная характеристика онегина и ленского социальное положение. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика. Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Сравнительная характеристика Онегина и Ленского позволяет глубже понять сущность обоих персонажей и раскрыть образы героев максимально полно.

Две разные натуры

Автор знакомит нас с Евгением, детально описывает события из его детства, даёт представление о тех ценностях, чертах характера, которые могли сформироваться у человека, окружённого чрезмерной заботой, неограниченной роскошью и воспитанием учителя, которому чужда русская культура. Он родился в Петербурге, был изнежен и избалован гувернанткой и учителем-французом, но не знал родительской любви, не был близок с отцом.

Взросление Ленского прошло под влиянием немецкой культуры, либерализма, вольнодумства. Он получил отличное серьёзное образование, применяет на практике все свои знания, полон задумок, планов, надежд и мечтаний.

Оба персонажа живут в достатке: Евгений наследник всех своих родственников (он единственный ребёнок в семье), Ленский управляет имением, которое – плод многолетней работы его семьи.

“Они сошлись…”

Точный портрет Онегина автор не даёт, основное внимание он уделяет натуре молодого дворянина, его внутреннему миру. Мы знаем, что он привлекателен, ужасный модник, много времени проводит перед зеркалом, похититель женских сердец, соблазнитель (а значит – внешность у героя более чем приятная).

Внешность Ленского описывается более детально: у него длинные чёрные волосы до плеч, он очень красив и романтичен. К тому же – Владимиру всего 18 лет, он горяч, страстен, эмоционален (в нём “играла жизнь, кипела кровь”), что делает его образ особенно притягательным.

В Евгении нет жизни, нет жажды познаний, впечатлений, отсутствуют всякие чувства; Ленский, напротив, – полон чувств, он тончайший романтик, поэт, ранимая душа.

Онегин склонен к публичности (хотя светская жизнь ему стала неинтересна), а Ленский – тихий домосед, светские развлечения он считает пустой тратой времени.

Онегин – циник, умелец “язвительно злословить”, он не имеет друзей, ему чужды тёплые отношения с кем бы то ни было. Ленский верит в дружбу, полон высоких идеалов из романтической литературы. Образование Ленского и Онегина открывало им любую сферу для своего будущего: службу, науку, творчество, но первый выбрал управление имением, а второй – полную бездеятельность, праздное времяпрепровождение.

Сопоставительная характеристика

Цитатная и содержательная характеристика героев по плану позволяет более наглядно сравнить двух персонажей. Она представлена в таблице:

Евгений Онегин Владимир Ленский
образование Получал домашнее образование, вполне сносное по тем временам: отлично владел французским, поверхностно разбирался в латыни, читал книги по экономике. Выучился в престижном университете в Германии, склонен к литературному творчеству, к философствованию, пишет стихи.
характер Онегин – равнодушный, спокойный, циничный, высокомерный, холодный, ленивый, беспринципный. Владимир – умный, честный, немного вспыльчивый, активный, чувствительный, эмоциональный, романтичный и немного наивный.
отношение к любви Онегин видит любовь как ненужное чувство, простое и низменное, оно связано с предательством и изменой. Он сердцеед и ловелас, не верит в настоящую любовь.”…рано чувства в нём остыли”. Ленский воспитанный на германском романтизме искренне верит в любовь, в судьбу, полон эмоциональности и романтичности.
отношение к дружбе Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.(“друзья и дружбы надоели”) Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеализирует эту сферу.(“Он верил, что друзья готовы за честь его приять оковы…”)
чтение и литература Ни в чтении, ни на писательском поприще Евгений не нашёл себя, ему “тошно” от стихосложения, а романтические книги повергают в скуку. Читает книги по экономике, чтобы понимать государственное устройство. Поэзия – его любимое ремесло, в нём он выражает свою тонкую натуру. Много читает, “поклонник Канта”.
отношение к работе Евгений не состоит на службе, не занимается управлением, хозяйством. Он расточителен, не интересуется совершенно ничем. Положение позволяет жить в полном безделье, это значительно влияет на его образ жизни. Опытный хозяин, отлично справляется с большим именьем, везде успевает. Активен и неутомим: ищет себя.

— мой любимый поэт, чьи произведения можно назвать гениальными. Каждое из них я читаю с удовольствием, но одним из самых любимых является . Его мы изучали на уроках литературы, а теперь нам нужно дать сравнительную Онегина и Ленского.

Сравнительная характеристика двух героев

Прочтя роман Евгений Онегин, можно с уверенностью сказать, что Онегин и Ленский являются центральными фигурами произведения и играют важную роль в раскрытии сюжета. Чтобы понять образ Онегина и Ленского давайте сделаем краткую сравнительную характеристику этих героев по отдельности.

Краткая характеристика Ленского

Для того, чтобы познакомиться предметно с характеристикой Ленского давайте обратимся к цитатам из произведения. Во время событий, описанных в романе, Ленскому было восемнадцать. У него было «младое юное сердце». Он не любил светскую жизнь, не был испорчен балами, был чист душой, которую «не изменил веселый шум». Образование свое получил в Германии, был влюбчивым и робким. В романе Евгений Онегин это живой персонаж, вспыльчивый, верящий как в дружбу, так и в любовь. Ленский в душе романтик и поэт. Владимир полюбил Ольгу, и когда посвящал ей стихотворения, то был «певцом любви». У Ленского была пылкая натура, полная вдохновения и веры в лучшее.

Краткая характеристика Онегина

На момент встречи с Ленским Онегину было двадцать шесть. В отличие от Ленского, светскую жизнь Онегин любит, что бывало «сразу в три дома его звали». Онегин «герой забав и роскоши дитя», но жизнь его однообразная и пестрая. Евгений Онегин умеет обращаться с женщинами, ему легко удается их соблазнить. Пушкин называет Онегина «развратителем и искусителем младых сердец». Как говорится в романе, этому персонажу надоела дружба и он не верит в любовь, так как устал от измен. Характер у Онегина был твердый и «остывший к жизни». Ему надоели знакомства и Онегин хочет уединения. Нормой для Евгения была ветреность в отношениях.

Свои знания Онегин получал дома, при этом его учили так, чтобы дитя не измучилось. В целом, он был умным, любил историю, знал классическую литературу, интересовался греческой и римской литературой, имел поверхностное представление о политэкономии и об общественных науках. Если Ленский не только любил стихи, но и писал их, то Онегин не понимал данное творчество. Он вообще забыл, когда читал подобные произведения. Евгений предпочитает читать экономическую литературу. У Онегина не было цели в жизни, она у него была пустой и он ни к чему не стремился.

«Евгений Онегин» - произведение во многом новаторское. Одно из подтверждений этого факта - Пушкин создал принципиально новый типаж, коим стал Евгений Онегин - главный герой «романа в стихах». Роль Ленского скромнее - он сюжетный партнер Онегина, однако и в Ленском в полной мере «отразился век».
Пушкин сразу знакомить читателя с Онегиным и лишь тогда, когда известно множество подробностей жизни, характера, воспитания Онегина, в романе появляется Ленский. Эти два героя были совершенно разные, однако между ними было много общего.
Например, оба - дворяне, молодые и имеющие состояние, принадлежащие к высшему слою общества. Онегин - "продукт" светского Петербурга. Он «учился» «шутя», легко говорил по-французски, был «умен и очень мил». Онегин рос без матери, его учил, весьма посредственнл, гувернер-француз, героя постоянно баловали. Онегина никогда не приучали к труду, что впоследствии стало причиной многих проблем героя. Жизнь молодого дворянина не обремененного службой была «однообразной и пестрой».
О том, как рос Ленский известно намного меньше. Он, как и Онегин, получил нерусское образование: учился в Европе, откуда «с душою прямо геттингенской» вновь вернулся в усадьбу. Ленский - поэт и этим он близок Пушкину, хотя автор иронизирует над стихами героя.
Ленский восхищался немецкой культурой, Шиллером, Гете, Кантом. Онегин предпочитал трактаты Адама Смита, пренебрегал древнегреческими авторами. В начале 19 века молодое поколение увлекалось поэтами и философами, Онегина привлекали естественные науки, которые он даже пытается применить в своей деревне: «ярем он барщины... оброком... заменил». Адам Смит доказывал неэффективность крепостного права, так что в то время увлечение подобными вещами говорило и о смелости, свободомыслии.
Если Онегин успел насытиться любовными приключениями, светскими радостями, стать циником, скептиком, то Ленский наивен как ребенок, он верует в нежные чувства. Онегин снисходителен к откровенным признаниям приятеля..
Да, герои были в чем-то похожи и одновременно совершенно разные. Несмотря на то, что их дружба возникла «от делать нечего», это порождало между ними жаркие дискуссии и споры. Они противопоставлены провинциальным соседям с их "низкой" тематикой разговоров.
Оба героя одинаково непонятны окружающим: и Онегин с его «неподражательной странностью» - своеобразным протестом против сложившихся стереотипов поведения в обществе, и Ленский, со своей наивной и пылкой душой. Они не могли вписаться в унылую и монотонную деревенскую жизнь.
Оба характера дисгармоничные: у Онегина разум довлеет над чувствами, у Ленского - наоборот. Оба персонажа не являются пушкинскими идеалами: у одного гипертрофированы чувтства, у другого - разум.
Кульминацией романа является дуэль Ленского и Онегина. Несмотря на то что она нелепа, немотивированна, поединок обнаружил яркие черты характеров персонажей.
Пушкину нравилась в Онегине «неподражательная странность», и «игру страстей» знал и Онегин и сам Пушкин. Но герой интересен Пушкину не только этим: Онегин не просто «прекрасный человек», а характер, способный развиваться. Уже в первой главе происходит один из переломных моментов его судьбе: герой отказывается от стереотипов светской жизни, и среди одноликой толпы вдруг появляется яркая, незаурядная личность. Онегин был в духовном поиске: он занимается чтением, пытается писать. Герой долгие годы хочет освободиться от старх привычек, установок, но у него ничего не получается. И в столице, и в провинции его одолевает скука. Замена светской жизни деревенкской сделала Евгения созерцателем. В деревне его ожидали в два испытания - любовью и дружбой, которые показали, что за внешней свободой не всегда следует избавление от ложных предрассудков.
Евгений был благороден с Татьяной был благороден и тонок. Он сумел разглядеть в Татьяне что-то настоящее, искреннее. Но будучи человеком с «резким, охлажденным умом», Онегин не способен полюбить в ответ. Несовпадение их нравственных точек зрения и является сущностью несостоявшихся отношений. Евгений просто не верил в любовь.
По этой же причине - неспособности героя жить жизнью чувства - Онегин не выдерживает испытание дружбой. Но Онегин был равнодушен к участи Ленского и все думал о том, какое впечатление он произведет на окружающих. И только убив Ленского, Онегиным вдруг овладела «тоска сердечных угрызений».
В восьмой главе мы видим совершенно преображенного Онегина. Теперь это не рассудочный, холодный человек, а пылкий влюбленный. Теперь разум побежден - Онегин любит. Однако автор не подводит итогов, он лишь подчеркивает способность Онегина к смене ориентиров, готовность к поступку. На примере Онегина Пушкин показывает путь духовного развития: от ложных ценностей к истинным - любви и дружбе.
Онегин и Ленский объединены авторским сочувствием к их разрушенным судьбам, несбывшимся надеждам. Оба эти героя - антиподы. Но антагонистами они не являются, как Чацкий и Молчалин или Печорин и Грушницкий. Это не герой и злодей, а люди, по-разному воплотившие в себе чувство эпохи. Герои Пушкина отрицали общепринятые нормы и будили живое чувство...

Онегин и Ленский - два центральных персонажа произведения. Для лучшего представления героев, понимания их поступков, уяснения концепции личности, проникновения в замысел автора, проведем их сравнительное описание.

Воспитание главных героев

Евгений происходит из дворянского рода. Он, «молодой повеса», получил соответствующее своему времени воспитание под присмотром гувернера из Франции - воспитание в духе словесности, не привязанной ни к какой национальной прослойке.

Ленский - располагающий к себе юноша. Красивый («кудри черные»), богатый, эмоциональный, полный возвышенных ожиданий от жизни. Уделяя большое внимание описанию внешности и характера героя, Александр Сергеевич умалчивает о воспитании.

Идеалы Евгения и Владимира

Для верного восприятия идеалов Онегина, вначале необходимо уяснить, что означает «идеал». Понятие «идеал» подразумевает наши стремления. К чему же тянулась душа Онегина? К гармонии. А как он этого достигал? Боролся между вечным (национальным) и временным (тем, что появилось в его характере под влиянием общества и посторонних взглядов на жизнь).

Идеалами Ленского выступают преданная любовь и искренняя дружба до конца дней.

Реалист Онегин и мечтатель Ленский

Сложный и противоречивый характер Евгения соответствует его времени - такому же трудному и неоднозначному.

Онегин ленивый, преисполненный гордыни и равнодушия. Лицемерный и льстивый. Ему нравится злословить и критиковать. На празднике жизни, скорее всего, лишний. Заметно отличается от своего окружения, пытается отыскать смысл жизни. Нежелание трудиться, уныние, тоска, отсутствие жизненных целей, скептический настрой - отличительные черты «лишнего человека», к которым причислен Онегин.

Владимир Ленский - антипод своего соседа. Не бунтарь. Восторжен, вольнолюбив, всегда пребывает в мечтах. Романтик. Его неподдельная искренность, душевная чистота, честность и прямота подкупают, однако Ленский - не идеал. Смысл жизни - тайна. Какую же функциональную нагрузку, по задумке автора романа, несет данный персонаж в произведении? Значение Владимира - подчеркнуть характер Евгения.

Эти два персонажа различны. Но при этом заметно их сходство: отсутствие перспектив, подходящего занятия в жизни, нерешительность характера.

Отношение персонажей к поэзии

«Зевая, за перо взялся, хотел писать…». Интересно, к какому литературному жанру тяготеет Евгений? Маловероятно, что к поэзии («не мог он ямба от хорея… отличить…»). Но нельзя говорить и о том, что ему было чуждо написание стихотворений. Настоящего смысла великой поэзии недопонимал, но подбором рифмы все же пытался занять себя.

Эпиграммы - вот на что у Онегина хватало фантазии. (Здесь сделаем небольшое отступление и поясним, что эпиграмма - это короткое стихотворение, цель которого высмеять человека или событие). Онегин любил эпиграммами «возбуждать улыбку дам».

В противопоставление Онегину, Ленский с уважением относится к поэзии. Ведь он - поэт. Свои стихи посвящает невесте Ольге.

Любовь в жизни героев

Евгений, «в любви считаясь инвалидом», относится к возвышенному чувству скептически, с некоторой иронией и прагматизмом. В конце романа его отношение меняется. В нем просыпаются чувства, доселе неведанные, к Татьяне.

Ленский пребывал в состоянии влюбленности («пел любовь»).

Различие в восприятии жизни

По мнению Онегина, существование бессмысленное и пустое. Дни наполнены тоской и унынием. Цели отсутствуют, нет стремления вперед.

Ленский парит на суетой. Его романтичной, эмоциональной и наивной натуре не свойственно глубокое понимание жизни.

Заключение

Онегин и Ленский - явные противоположности. Их отличают склад характера, идеалы, отношение к жизни и любви. Глубоко в душе Онегина таится доброе начало, но внутренние конфликты и дисгармония читателю налицо.

Ленский предстает свободолюбивым и мечтательным, искренне верящим в свои идеалы. Он не привязан к реальности, в нем нет основы.

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?