Анатолий рыбаков произведения. Русский писатель анатолий рыбаков - биография, творчество и интересные факты. Официальное творчество в ссср

В школьном детстве я читала и смотрела "Кортик", "Бронзовую птицу", "Каникулы Кроша". А в годы перестройки моё сознание перевернула книга "Дети Арбата". Сегодня в день рождения хочу вспомнить человека, подарившего нам эти замечательные произведения

ru.wikipedia.org

Биография

Анатолий Наумович Рыбаков - писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Автор книг: «Кортик», Бронзовая птица» (1956), «Екатерина Воронина», «Лето в Сосняках», «Приключения Кроша», «Неизвестный солдат», «Дети Арбата» и др. Награжден 3 орденами, а также медалями. Участник Великой Отечественной войны

Он говорил, что выполнил дело своей жизни - написав роман о сталинском времени. Написать роман о конце XX века он не успел.

Анатолий Наумович Рыбаков родился 14 января 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями (Ароновым Наумом Борисовичем и Рыбаковой Диной Авраамовной) в Москву. Они проживали по адресу Арбат, д.51

Все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе.

В 1930 году А. Н. Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. 5 ноября 1933 года, будучи студентом, арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем.

Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.

С самого начала Великой Отечественной войны был мобилизован в армию. Участвовал в боях на различных фронтах, от обороны Москвы и до штурма Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, получил звание Гвардии инженер-майор. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" признан не имеющим судимости.

После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности. Пишет приключенческие повести для юношества. Известность пришла к писателю с "Кортиком" (1948.г), затем появились и другие книги, укрепившие его популярность: “Бронзовая птица”, трилогия “Приключения Кроша”, "Тяжелый песок"...

Первый роман, написанный Рыбаковым, "Водители" (1950), был посвящен людям, хорошо ему знакомым. Роман "Екатерина Воронина" (1955), экранизированный в 1957, имел также большой успех. В 1964 публикует роман "Лето в Сосняках".

"Дети Арбата"

В 1965 г. Рыбаков приступил к написанию своего главного романа "Дети Арбата". Журнал "Новый мир" анонсировал его публикацию в 1967 году. Не появился. Журнал "Октябрь" анонсировал его публикацию в 1979 году. Не появился. Журнал "Дружба народов" стал печатать роман в 1987 году. С выходом романа тираж журнала вырос со 150 тысяч до 1 200 тысяч. экземпляров

Роман, по выражению поэта Семена Липкина "шекспировской силы", появился еще чрезвычайно своевременно. Появись он ранее в самиздате или за рубежом, как Рыбаковунеоднократно предлагали, о нем бы говорили, но вполголоса, на кухнях. Гласность обеспечила ему ни с чем не сравнимый резонанс, тираж романа составил 10,5 миллиона экземпляров. Его перевели на десятки языков. Экземпляры различных изданий занимают целый шкаф в его московской квартире.

Художественное произведение стало фактом истории. О штурме Зимнего, которого на самом-то деле не было, новые поколения судят по инсценировке Сергея Эйзенштейна в фильме "Октябрь". Так и о Сталине будут судить по роману Рыбакова. Вообще-то, советский диктатор там не главный герой, но именно этот образ вызвал особенно острую полемику между его защитниками и критиками.

Евгений Евтушенко говорил: "После этого романа невозможно будет оставить те же учебники по истории в библиотеках и школах". Тысячи, может быть, десятки тысяч прочтут исторические исследования о Сталине. Миллионы прочли "Дети Арбата" и составили свое мнение. И не только у нас. Роман был издан в 52 странах!

В книге Сталин говорит: "Смерть решает все проблемы. Нет человека - нет проблемы". Неизвестно, произносил ли когда-либо Сталин эту сентенцию. Но читатель как будто слышит, вот Сталин не спеша, покуривая трубку, со своим грузинским акцентом произносит эту фразу. И теперь ее приписывают Сталину в сборниках цитат.

Бессменный автор гимнов, Сергей Михалков, предупредил Рыбакова перед одним из обсуждений романа: он не пойдет, "ты там рассуждаешь за Сталина". Рыбаков парировал: "Разве Толстой не рассуждает за Наполеона?". - "Ты ведь не Толстой". - "Однако стремлюсь и другим советую".

Автор, юноша с Арбата, прошедший Лубянку, Бутырку и сибирскую ссылку, чтобы в 1951 году стать лауреатом Сталинской премии по литературе за роман "Водители", изучил все доступные ему материалы о вожде народов. Сейчас их много, а тогда архивы были закрыты и все же Рыбакову, острому наблюдателю человеческих страстей, удалось оставить нам портрет «вождя», который большинство сочтет законченным.

Вот эта исследовательская въедливость в сочетании с талантом проникновения в психологические глубины и дает нам того Сталина, который нам запомнится, и не так уж важно, что еще напишут о нем историки.

"Хотя понимаю, что текст рассуждений тогдашнего генсека - ваш вымысел, по сути дела, ваша версия, - писал автору Эльдар Рязанов, - написана с невероятной убедительностью". А вот отзыв Вениамина Каверина: "Сюда просится термин "исследовательский роман". Позиция автора продиктована стремлением доказать, что поговорка "цель оправдывает средства" основана на лжи и безнравственности. Ходы Сталина бесчеловечно талантливы, но в ходах этих отсутствует тот, ради кого он, по его словам, действует, - отсутствует человек".

Немало критиков встретили роман в штыки - развенчивался умело и убедительно их кумир. В Чебоксарах, например, местные власти противились переводу книги на чувашский язык. А из Ярославля просили разрешить безгонорарную допечатку.

Роман "Дети Арбата", вышедший в 1987 году, стал настоящим событием в литературной жизни России. Впоследствии Арбатскую трилогию завершили романы “Страх” и "Прах и пепел".

Наши дни

До последних дней жизни Анатолий Рыбаков оставался оптимистом, жизнелюбом в силу своего бойцовского характера. Рыбакова очень беспокоила судьба его поколения - поколения идеалистов, веривших, что можно улучшить человеческую породу и создать справедливое общество.

На долю этого поколения щедро выпали сталинские и немецкие пули, прах, а то, что они все-таки успели сделать, стало пеплом. Так, собственно, и называется последняя книга трилогии о детях Арбата - "Прах и пепел". Название, отнюдь не манящее читателя открыть книгу. Но прочитанную теми, кого увлекла судьба Саши Панкратова, его друзей, его страны.

Рыбаков умудрялся шутить даже на операционном столе. На второй день после операции шунтирования, в июне 1998 года, он, как ни в чем ни бывало, раздавал автографы медсестрам клиники, оказавшимися российскими эмигрантками, планировал вернуться за стол к очередной рукописи.

А на операцию он решился ради читателей, хотевших проследить дальнейшую судьбу детей Арбата в третьем и четвертом поколениях. В 87 лет Рыбаков продолжал работать, писал от руки, передавал написанное жене Тане, она перепечатывала на компьютере - и начиналась правка.

Врачи, попутешествовав с катетером по сосудам его сердца, сказали (в Америке врачи ничего от пациента не скрывают), что не могут гарантировать ему шести лет, необходимых для осуществления этого последнего авторского замысла. Непоправимое может случиться в любую минуту. Более того, врачи не обещали ему и сохранения трудоспособности. Необходимо было создать обводные пути питания сердечной мышцы взамен закупоренных сосудов, позаимствовав кусочки вены с ноги. Тогда впереди - еще несколько творческих лет.

Я выполнил дело жизни, - говорил Рыбаков. - Написал роман о сталинском времени и опубликовал его при своей жизни. Написал и автобиографию, как бы подводя итоги ("Роман-воспоминание"). Теперь я получаю шесть лет. Я хочу написать роман о конце ХХ века, об истории разрушения сначала Советского Союза, а теперь и России.

Операцию провел известный хирург Субраманиан, индиец по национальности, по новейшей методике, без вскрытия грудной клетки, и сама операция, и послеоперационный период прошли вроде бы прекрасно. Впереди - шесть лет!

Через шесть месяцев Рыбаков, отойдя ко сну, уже не проснулся. А всего лишь за два дня до этого горячо обсуждал судьбы России с Григорием Явлинским.И говорил ему: "Вам нужны лозунги наполеоновской силы: “Солдаты, над вами солнце Аустерлица””.

Рыбаков уехал в Америку, чтобы иметь возможность спокойно работать. В Переделкино постоянно дергали, отрывали от письменного стола. А времени-то оставалось немного… В конце концов, и Максим Горький свой роман "Мать", положивший начало так называемому социалистическому реализму, написал на даче в адирондакских горах к северу от Нью-Йорка.

В 1990 году вышел сборник ”Дети Арбата” Анатолия Рыбакова", где сталкивались мнения о романе. Книгу объявляли написанной в "традиционной манере", как будто это имело какое-то значение для миллионов читателей, поглощавших увлекательный роман взахлеб. Сравнивали ее с "Тремя мушкетерами" Александра Дюма, дескать, приключенческая литература на историческую тему для детей. Это, скорее, комплимент автору любимого детворой "Кортика".

Рыбаков всегда работал тщательно. От него остались старомодные папки с тесемочками. На папках надписи: "Ельцин", "Гайдар", "Чубайс", "Кириенко". В них - вырезки, заготовки для задуманного романа "Сын". Сорванного безжалостным временем.

Через несколько дней после смерти писателя, его вдова Таня получила в числе других письмо от Бернарда Каменицки, читателя из города Бока Ратон во Флориде. Автор выражал соболезнование и писал: "Прочитав его книги, я как человек стал лучше".

ЭКРАНИЗАЦИИ

"Кортик" (1954)

"Екатерина Воронина" (1957)

"Приключения Кроша" (1961)

"Эти невинные забавы" (1969)

(По мотивам "Каникулы Кроша")

"Минута молчания" (1971)

"Кортик" (1973)

"Бронзовая птица" (1974)

"Последнее лето детства" (1974)

"Каникулы Кроша" (1979)

"Неизвестный солдат" (1984)

"Дети Арбата" (2004)

2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, орден Трудового Красного Знамени, орден Дружбы Народов, медаль "За боевые заслуги",

медаль "За оборону Москвы", медаль "За взятие Берлина", медаль "За победу над Германией".

Звания

военный инженер 3-го ранга -1941

капитан -1943

Должности

начальник автослужбы 4-го гвардейского корпуса

Биография

Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в еврейской семье Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой. В автобиографии писатель местом рождения указывал Чернигов. На самом деле родился он в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области), где его отец Наум Аронов служил инженером на винокуренном заводе местного помещика Харкуна.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо - МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на 3 года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты, однако с 1938 года по ноябрь 1941 года был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941-го по 1946 год служил в Красной Армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность - начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание - гвардии инженер-майор. За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками признан не имеющим судимости.

В 1960 году полностью реабилитирован.

А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский - сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова - внучка А. Н. Рыбакова.

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году. По отдаленным мотивам повести «Каникулы Кроша» был также снят фильм «Эти невинные забавы» в 1969 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 году, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Этот роман был экранизирован, премьера фильма состоялась в 2008 году.

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 1960-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 2004 году по мотивам романа «Дети Арбата» был выпущен многосерийный одноимённый фильм.

В 1988 году вышел фильм по сценарию Рыбакова «Воскресенье, половина седьмого», завершивший цикл о Кроше.

Тогда же вышло продолжение «Детей Арбата» - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994-м - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Многие произведения экранизированы.

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989-1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991).

(1911-1998) российский прозаик

Каждое произведение настоящего писателя включает частичку жизни своего создателя. В полной мере это относится к творчеству Анатолия Рыбакова. Работая над романом «Тяжелый песок», он отправился на места событий, разворачивающихся в повести, и записал свидетельства людей, знавших о них или бывших их непосредственными участниками или свидетелями. Возможно, ярко проявляющееся личностное начало в произведениях писателя и обусловило их популярность у разных поколений читателей.

В своих первых произведениях Анатолий Наумович Рыбаков отразил впечатления детства и юности, которые прошли в арбатских дворах и переулках, хотя родился он под Черниговом, в селе Держановка. Здесь его отец служил управляющим винокуренными заводами. После революции несколько лет мальчик жил у деда, сменившего за свою жизнь много профессий. В результате дед будущего писателя обзавелся собственным делом: открыл лавку скобяного и москательного товара.

Затем семья Рыбаковых переезжает в Москву. Его отец занял крупный инженерный пост, в семье появился достаток. Анатолия и его сестру начали учить французскому языку и музыке. Однако мальчик не испытывал ни малейшего желания заниматься этим, потому что находился под сильным влиянием новой для него городской среды. Впоследствии впечатления о первых годах жизни в столице отразятся в повестях «Кортик» и «Бронзовая птица».

Реальная действительность представлялась ему гораздо интереснее: страна начинала строить социализм. Ей нужны были грамотные специалисты: инженеры, конструкторы. И Анатолий Рыбаков выбирает полезную, по его мнению, профессию - поступает в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), активно участвует в общественной жизни.

Правда, в те времена выходцы из семей служащих (так тогда называли представителей интеллигенции) должны были до поступления в высшее учебное заведение поработать на заводе или фабрике простыми рабочими. Иначе они не получали стипендии. Но это не смущало Анатолия. Он пошел работать на Дорогомиловский химический завод. К тому времени его родители разошлись, и семья жила на случайные заработки матери. Из чернорабочих Рыбаков перешел в шоферы, научился водить машину. Позже он смог подрабатывать и во время учебы, зачислившись экономистом в Транспортно-экономический институт. Все это нашло художественное отражение в книгах «Приключения Кроша» и «Водители».

Но неожиданно его жизнь круто меняется: за эпиграммы на своих товарищей, появившиеся в стенной газете, Анатолий Рыбаков был арестован. Он считал, что только благодаря тому,

что был молод и верил в жизнь, смог пережить тюрьму и трехлетнюю ссылку в глухой сибирской деревне.

В 1936 году Анатолий Наумович Рыбаков вышел на волю «лишенцем», т. е. человеком не имеющим права проживать в столице. Тогда и начались его скитания. Он работал на автотранспортных предприятиях, был шофером и слесарем, жил у случайных людей, исколесил всю страну. Возможно, в ту пору сформировалось его критическое отношение к происходившему в стране и к личности Сталина. Как вспоминал Рыбаков, «исключение из института, арест, тюрьму, ссылку, скитания по России, первые годы войны я описал в трилогии «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел».

Незадолго до начала Великой Отечественной войны, Анатолий Рыбаков женился на знакомой своего товарища. Родился сын.

В годы войны писатель служил в Управлении оборонного строительства, был начальником автомобильной службы, многое повидал, дошел до Берлина. За Висло-Одерскую и Берлинскую операции был награжден орденами Отечественной войны первой и второй степени. В конце 1945 года военный трибунал воинской части, где он служил, за отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками снял с него судимость.

Войну будущий писатель закончил в немецкой глубинке. О том, чтобы остаться навсегда за границей, не могло быть и речи. Это означало бы подвергнуть близких опасности, а он должен был помогать матери. Брак его к тому времени распался, но он все равно нес ответственность и за жену, и за сына.

Постоянного жилья в Москве в те первые послевоенные годы у Рыбакова не было. Он не хотел и не мог стеснять мать, жившую в коммунальной квартире, поэтому купил для семьи однокомнатную квартиру, а для себя, оформив пенсию по инвалидности, снял комнату и начал писать. Еще в армии он задумал повесть о своем детстве, избрав в качестве интриги историю с кортиком.

Первая приключенческая повесть «Кортик» (1948) потребовала от Анатолия Рыбакова многого. Прежде всего он должен был найти свой собственный стиль, научиться строить сюжет, соединить в единое целое взаимоотношения персонажей, проявить себя знатоком в военном деле, не напутав даже в мелочах.

Повесть пришлась ко двору. Она вышла в канун тридцатилетнего юбилея комсомола. Позже Анатолий Наумович Рыбаков напишет ее продолжение - «Бронзовую птицу» (1956), где повзрослевших героев вновь поджидают приключения. Произведения Рыбакова привлекли читателя романтикой послереволюционных лет, когда участники событий верили в то, что они делали.

Практически сразу писатель становится известным. Популярность его возросла, когда «Кортик» был экранизирован. Но Анатолий Рыбаков предпочитает не рисковать. Свое следующее произведение он посвящает современной действительности. В романе «Водители» (1950) он отдает дань производственной теме, основываясь на личных впечатлениях, причем поднимает здесь важные экономические проблемы. После выхода романа в свет Рыбаков становится лауреатом Сталинской премии, что позволило ему снять с себя клеймо осужденного и войти полноправным членом в советскую литературу. Правда, не обошлось без неприятностей. Сталин узнал о судимости Анатолия Рыбакова и обвинил его в том, что тот скрыл этот позорный факт. К счастью, у Рыбакова имелись документы о реабилитации, что давало ему право не писать в анкетах о его судимости.

После романов на производственную тему (кроме «Водителей», к ним относится и «Екатерина Воронина» (1955) Рыбаков вновь возвращается к фактам собственной биографии и пишет трилогию о Кроше - «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Юный герой помог писателю поставить сложные нравственные проблемы, главная из них - отношение молодого поколения к войне. Все три повести были экранизированы, а в 1985 году состоялась премьера трехсерийного телевизионного фильма.

А писатель уходит все глубже в прошлое, подбираясь к своим корням. Из-под его пера выходит роман « Тяжелый песок», в котором он впервые рассказывает об испытаниях, выпавших на долю простой семьи украинских евреев. Это лучшее автобиографическое произведение Анатолия Наумовича Рыбакова. Роман был опубликован в 1978 году. В его рамки заключен довольно большой временной период начиная с 1910 но 1943 год, в который писатель и укладывает семейную историю, которая точно вписалась в трагическую канву эпохи. Роман печатался после подписания нашей страной Хельсинкского соглашения, когда евреи получили возможность выезда на историческую родину. Поэтому он ими воспринимался не только как литературное, но и как политическое событие. Его называли «дыханием истории», «еврейской семейной сагой», «высокой песней любви». «Тяжелый песок» был издан на 26 языках, Рыбакова избрали почетным доктором философии Тель-Авивского университета.

А память писателя уже бродит по Арбату, плутает в его переулках, заглядывает в знакомые подъезды. Анатолий Рыбаков задумал написать правдивую историю своего поколения, прошедшего тюрьмы, лагеря, ссылки, сражавшегося на фронтах войны.

Название каждой части - «Дети Арбата», «Страх», «Прах и пепел» - не только отражает этапы в жизни главного героя Саши Панкратова, но и символизирует гибель этого поколения и грядущее крушение государства, которое его взрастило.

Приступая к созданию этой трилогии, Анатолий Наумович Рыбаков отлично понимал, что работает «в стол»; другими словами, надежды на публикацию на Родине нет. Но не написать «Детей Арбата» он не мог, потому что считал это делом чести. Книга пролежала двадцать лет, прежде чем появилась в печати. Конечно, Рыбаков мог издать ее за рубежом, но он хотел, чтобы произведение увидело свет у себя дома.

Именно авторское прочтение событий тридцатых годов и привлекло внимание читателей. Сегодня на фоне многочисленных мемуарных свидетельств роман Анатолия Рыбакова воспринимается как интересное, но субъективное видение событий. Иногда автор слишком увлекается, гротескно изображая отдельные эпизоды из жизни Сталина. Вместе с тем ему удалось создать яркое и динамичное повествование, в котором отразились сложные и противоречивые явления того времени.

Позже в «Романе-воспоминании» Рыбаков расскажет драматическую историю о самом процессе публикации своих произведений. Правда, некоторые его оценки кажутся излишне категоричными и резкими, но, в конце концов, столь много переживший писатель, наверное, имеет право на них.

Смерть старшего сына тяжелым камнем придавила душу. Но были и светлые моменты, такие, как рождение внучки. Невесткой писателя была известная обозревательница Н. Иванова.

Верным помощником Анатолия Наумовича Рыбакова стала его вторая жена. Она была его машинисткой, редактором, секретарем.

Последние годы жизни он занимался делами Русского Пен-клуба - международной писательской организации. Но не оставлял и писательский труд, работал над завершением романа «Прах и пепел». Для осуществления замысла ему потребовались материалы о Второй мировой войне, которые хранятся в архиве Колумбийского университета. Анатолий Наумович Рыбаков уезжает в США, изредка приезжая в Россию. Умер писатель на чужбине, задумав новый роман.

Этот очень интересный человек - писатель и общественный деятель - жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Семья и детство Анатолия Рыбакова

Биография будущего писателя началась в деревне Держановке Черниговской губернии (теперь это территория Украины). Он родился 11 января 1911 года в семье инженера. Фамилия отца Анатолия была Аронов, а матери Рыбакова. В автобиографии он всегда указывал город Чернигов. Возможно, Рыбаков стеснялся своего деревенского происхождения.

В зрелом возрасте, уже став писателем, Анатолий Наумович взял в качестве творческого псевдонима, а затем и уже навсегда, фамилию матери. Отец Рыбакова служил на винокуренном заводе, а дед был старостой в синагоге. После отмены черты оседлости родители мальчика переехали в Москву. Это случилось в 1919 году. Жили они на Арбате, в том самом доме, который будет потом описан в произведениях писателя. Учился он в Хворостовской гимназии, а завершал образование в особой опытной школе-коммуне Москвы, где преподавали лучшие тогдашние педагоги.

Юность

После окончания школы мальчик пошёл работать на Дорогомиловский химзавод. А в 1930 году он поступил в Московский транспортно-экономический институт. Но биография Анатолия Рыбакова через три года внезапно и ужасно изменилась. Будучи студентом, он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Правда, по тем временам он получил не такой уж и большой срок - три года ссылки. Освободившись, Анатолий не мог работать в больших городах, где существовал паспортный режим. Поэтому ему приходилось наниматься то слесарем, то водителем, то грузчиком в провинции России - Рязани, Твери, а также в Татарстане и Башкирии. Возможно, потому его и не ждали дальнейшие аресты. Он никогда не заполнял анкет и словно сделался невидимым для органов госбезопасности.

Война и начало творческой деятельности

Биография Анатолия Рыбакова имеет и армейские страницы. С началом Великой отечественной его призвали. Служил он в основном в автомобильных частях и видел самые знаменитые битвы - от обороны Москвы до штурма Берлина. Он получил звание гвардии инженер-майора, а за военные заслуги с него сняли судимость.

Во время хрущёвской оттепели в 1960 году Анатолия Рыбакова полностью реабилитировали. Но ещё в 1946 после демобилизации он вернулся в Москву и начал пробовать себя в литературном жанре. Первыми писательскими успехами стали повести, написанные для молодых людей.

Официальное творчество в СССР

Биография писателя Анатолия Рыбакова началась в 1948 году. Тогда была опубликована его первая повесть «Кортик». Именно её он подписал псевдонимом - фамилией матери. С тех пор писатель вошёл в историю не как Аронов. Отныне он сделался Анатолием Наумовичем Рыбаковым. Биография его в области литературы имела как бы двойное дно. Он может считаться официозным писателем, поскольку, к примеру, получил Государственную премию Советского Союза ещё в 1951 году за не очень-то примечательный в художественном отношении, зато идейно правильный роман «Водители». Хотя и в нём было кое-что от личного опыта Анатолия.

Интересно, что на премию, по слухам, его рекомендовал Сталин, которому роман приглянулся. Правда, автора то включали в список претендентов, то выбрасывали, как контрреволюционера. Но в итоге всё же оставили. А вот его авантюрные повести, такие как продолжение «Кортика» «Бронзовая птица» или же серия о приключениях и каникулах Кроша, были очень популярны у юношества шестидесятых. Тайны, романтика с пионерско-мальчишеским привкусом, старинные артефакты - всё это было внове и манило свежестью.

В 1970 году был опубликован знаковый роман писателя «Неизвестный солдат», а в 1978 «Тяжёлый песок». Он уже смотрелся диссонансом, поскольку рассказывал о тяжёлой судьбе еврейской семьи, да ещё и на фоне тогдашнего советского антисемитизма.

Что писалось в стол

Но оказалось, биография Анатолия Наумовича Рыбакова не так уж проста. Он со времен шестидесятых годов двадцатого века тайно писал роман, основанный на воспоминаниях о жизни обычных людей в московской коммунальной квартире в самом начале времен сталинских репрессий. Твардовский хотел его издать, как только прочёл. Но цензура не пропустила роман. Как только началась перестройка, в 1987 году Рыбаков издал эту книгу под уже всемирно известным названием «Дети Арбата». Произведение имело эффект разорвавшейся бомбы. Вместе с фильмом Абуладзе «Покаяние» оно стало символом перестройки. Противостояние Саши Панкратова, альтер эго писателя, и Иосифа Сталина - правителя, для которого имеет значение только власть, но не человеческие жизни - наверное, было лучшим из того, что написано на эту тему.

Продолжением романа стала трилогия «Тридцать пятый и другие годы», где говорится о том, что случилось в дальнейшем с детьми Арбата - героями первой книги. Входят в трилогию роман «Страх», опубликованный в 1990 году, и «Прах и пепел», изданный в 1994. Считается, что цикл романов о детях Арбата - это пик творчества Анатолия Рыбакова. После этого в 1997 году он издал только мемуары - автобиографический роман с документальными воспоминаниями.

Последние годы жизни

С книгами о сталинских репрессиях и периоде Большого террора к Анатолию Рыбакову, краткая биография которого изложена выше, пришла всемирная слава. Его произведения стали переводиться на другие языки и были изданы в 52 странах мира. Писатель становится активным общественным деятелем и даже - до 1991 года - возглавляет советский ПЕН-центр. Идентичностью Рыбакова было чувство русского советского еврея. Он был свободным и независимым человеком.

Но в то же время ощущал себя частью еврейского народа. В середине девяностых после распада СССР Рыбаков тяжело заболевает. Чтобы сделать операцию, он уезжает в Соединённые Штаты. Но уже слишком поздно. 23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков умирает в больнице Нью-Йорка. Похоронен он в Москве на Кунцевском кладбище. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя в 2000-х годах.

Биография Анатолия Рыбакова: кратко о семье писателя

Женой писателя стала не менее известная женщина - Татьяна Винокурова, дочь бывшего наркома пищепрома Микояна, который был и автором, и жертвой сталинских репрессий. Она долгое время была редактором журнала «Кругозор». Один из двух сыновей Анатолия Алексей тоже стал литератором. Он издавался в России под псевдонимом Макушинский, а сейчас живет в Германии в городе Майнце и работает в тамошнем университете на кафедре славистики. Старший сын писателя умер ещё в 1994 году при жизни отца. Его дочь и внучка Анатолия Рыбакова Мария унаследовала семейный дар к писательству. Она является автором популярных романов, таких как «Братство проигравших» и другие.

Чем заинтересовала книга:
1. Нравится как пишет Рыбаков.
2. В детстве был период, когда подсел на трилогию о "Кортике". А здесь, оказывается, главный герой - Михаил Поляков. И хотя нет прямого доказательства, что это и есть тот самый Мишка с Арбата, но - скорее всего, раз ФИО полностью совпадает.

В центре романа - автобаза где-то в Тамбовской области. Послевоенный период. Собственно, производственный роман он и есть производственный - книга о том, как те, кому нужны машины для перевозки не могут их выбить (хотя и платят), а автобазы не могут найти клиента. О том как все крутятся, шуршат, мельтешат, но дело продвигается тяжело, потому что партия приказывает, а выполнять некому. И о том, что нормальный человек живет ради работы-работы-работы (и так 150 раз), а все остальное, включая семью - приятные мелочи на досуге, не более.
По крайней мере такое впечатление складывается.

На самом деле, прочитав эту книгу, совсем не трудно объяснить, почему у них там все так со скрипом продвигается: потому что 90% рабочего времени народ занимается натуральной демагогией. Болтают, решают, заседают, выясняют, высказываются - и не только начальство, а даже и обычные работяги. Конечно, в жизни не совсем так. И тогда, и сейчас. Но вот на страничках "производственный роман" превратился в "ораторский роман".

Минусов нашел много, основные:

1. Читать скучно. Совершенно не узнавал Рыбакова в этих штампах и слоганах на потребу дня.
2. Попытка заигрывать с читателем в виде объявления человеческих эмоций не прошла, на мой взгляд. Например:
"– Прибедняешься, – попробовал шутить Поляков."
Это называется шуткой? Даже на попытку шутить не тянет.
3. Персонажи все - роботы. Совершенно неживые, черно-белые герои, невозможно представить такого в реальности. На их фоне грузовики и автобусы выглядели более одушевленными.
4. Финал в стандартном стиле "Занималась заря". Вот всю книгу целая районная автобаза имела проблемы из-за одного-единственного человека-не-на-своем-месте, а теперь, когда ему сделали замечание (не уволили, даже не отчитали на собрании, а так, мимоходом ай-яй-яй кинули) все бюрократы, лентяи, "портфели", карьеристы и аферисты страны одумаются и станет супер-пупер во всем Советском Союзе.
5. Жанр производственного романа как бы обязывает, чтобы я после чтения понял как все должно работать на подобном предприятии. На деле я теперь знаю, как НЕ должно быть. И все. То что автобусы возят пассажиров, а самосвалы и бортовые грузовики - грузы, которые загружают грузчики, полагаю, не секрет не для кого. Тогда о чем речь?
6. Алкоголь. Блин, это ж сколько выпивал простой советский труженик ежедневно во время обеда, если цензура (а она на момент выпуска книги была на коне) пропустила такое:
"Две стопки выпили под огурчик, одну – под суп, [...], потом еще одну – под суповое мясо, и, наконец, последние две – под второе"
Это два самых положительных героя книги. А вот другой персонаж:
"Он вспомнил, что не обедал сегодня, спустился в ресторан, выпил полстакана водки, запил пивом".
А потом вопросы отчего работа стоит.

Честно, у меня стойкое ощущение, что Рыбакову было ну ооочень противно это писать, но кушать хотелось еще более очень...

Из плюсов я бы назвал только атмосферу советской романтики - такое вот трудяжское ощущение, когда хочется что-то починить, поковыряться в старом двигуне, закрутить гайку и пойти пить пиво. Но так как я его не пью, то вся атмосфера насмарку.

(Производственный роман)